на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Банковские информационные системы


АРМ сортировщика (может и не быть) создается для проверки пачек документов, введенных операционистами, и отправки их на проводку, а также для формирования и печати авизо и реестров для РКЦ.

АРМ контролера реализует так называемый принцип «четырех глаз» и служит для просмотра кассовых документов и документов, введенных операционистами или операторами; печати сводных ведомостей по при­ходу и расходу; проставления пометки об оплате на документах; отправ­ления проводок по кассе; распечатки форм отчетности.

АРМ кассира-контролера обеспечивает: ввод кассовых платежных до­кументов; прием и обработку денежных чеков, объявлений на взнос на­личными, приходных и расходных кассовых ордеров и документов по инкассации; формирование сводных ведомостей по приходу и расходу; ве­дение кассовых журналов; подготовку проводок по кассе; получение свод­ной справки по кассовым оборотам, формирование мемориальных орде­ров; расчет платы каждого клиента за кассовое обслуживание; получение отчета по кассовым символам оборотов за период; работу со справочни­ком символов; формирование справки по кассе.

С помощью АРМ старшего операциониста (может и не быть) оцени­вается загрузка операционистов и назначаются операционисты для новых клиентов банка; просматривается и контролируется список открытых за день лицевых счетов.

Одно из важных мест во всех банковских программных продуктах за­нимают АРМ операционистов. В некоторых технологиях предусмотрено их разделение на АРМ операциониста по платежным документам и АРМ операциониста по подготовке отчетов либо на АРМ операциониста по ра­боте с физическими лицами и АРМ операциониста по работе с юридиче­скими лицами. В крупных банках иногда выделяют операционистов для проведения работ по открытию и закрытию счетов.

Обычно же АРМ операционистов могут реализовывать открытие и за­крытие счетов; начисление, причисление к остатку вкладов и выдачу про­центов по всем видам вкладов; перевод вкладов; поиск клиента по номеру его лицевого счета и наоборот; установление договорной процентной став­ки и платы за совершение операций и расчет дохода от проведения опера­ций; оплату переводов; ведение операционного дневника; аналитический и операционный контроль за выполнением операций; ввод платежных до­кументов; работу с картотеками:

В случае специализации опера­ционистов по виду документов могут выделяться АРМ операционистов по платежным требованиям и поручениям, по кассе, по работе с аккреди­тивами, чековыми книжками и др.

АРМ экономиста (может и не быть) осуществляет: формирование вы­писок из лицевых счетов, контроль начисления процентов по лицевым счетам, контроль остатков и проводок по лицевым счетам, расчет норма­тивов и показателей работы банка, контроль за работой филиалов, форми­рование сведений для налоговой инспекции.

АРМ бухгалтера обеспечивает: расчет остатков по счетам на начало следующего дня; формирование, просмотр, корректировку, печать, со­хранение баланса по балансовым и внебалансовым счетам и приложени­ям к нему за любой период; ведение развернутого сальдо по любому ба­лансовому счету для филиала; изменение остатков счетов на начало или конец любого дня; расчет прибыли за период; оценку рентабельности банка и формирование других показателей работы банка; расчет процентов по лицевым счетам; изменение плана счетов.

АРМ главного бухгалтера осуществляет: получение информации о ра­боте банка, его клиентах; открытие и закрытие лицевых счетов; просмотр и печать оборотно-сальдовых ведомостей по балансовым и внебалансовым счетам, а также ведомостей открытия, закрытия и изменения лице­вых счетов; обновление файла подписей клиентов (в некоторых БИС).

АРМ администратора является крайне важным и включает несколько различных функций, которые обеспечивают:

текущую работу по документам:

ü  отражение оперативных проводок;

ü  составление текущей описи документов;

ü  выполнение текущей сверки;

ü  составление документального баланса;

ü  печать отчетов;

ü  межфилиальный обмен по дискетной технологии;

ü  планирование и завершение операционного дня банка;

ü  планирование работ и наделение полномочиями сотрудников отдела;

операционно-учетных работ:

ü  планирование работ на требуемый день;

ü  регистрация, удаление, изменение статуса пользователя;

ü  контроль протокола работы пользователя;

ü  функциональное конфигурирование рабочих мест пользователей;

ü  поддержание санкционированного доступа к информационным ре­сурсам БИС;

ü  выполнение отката комплекса;

ведение фонда НСИ:

ü  администрирование файлов базы данных;

ü  организация и ведение фонда НСИ (изменение процентных ставок, справочники МФО, таблицы балансовых и внебалансовых счетов, типов платежных документов, кассовых символов, атрибутов банка, прейскуранта услуг, видов операций и др.);

ü  установление и конфигурирование рабочих мест других пользовате­лей БИС;

ü  включение и выключение задач в комплексе;

ü  настройка комплекса;

ü  выполнение пусковых работ при внедрении БИС. Если в каких-либо БИС состав АРМ другой, то функции сотрудников ОУР просто разделены между АРМ по-другому, поскольку БИС лишь обес­печивает реализацию банковских учетных технологий средствами инфор­мационных технологий, являясь некоторой моделью системы у правления.

Программные продукты, обеспечивающие автоматизацию банковской деятельности, различаются по признаку включения или не включения в их тело банковской технологии.

Таким образом, АРМ сотрудника кредитного от­дела (СКО) должен под­держивать реа­лизацию целей, которые вы­ставляются со­труднику бан­ка, и обеспечивать его информа­цией для приня­тия решения по кредитова­нию и дальнейшему обслуживанию кредита.

Ри­сунок 3. Схема данных решения задач АРМ СКО

Для этого необходимо иметь сведения о кредитном потенциале банка, о кредитоспособности ссудоза­емщика и рабочую информацию по обслуживанию кредита.

Обычно в отечественных БИС АРМ СКО обеспечивает ввод и обра­ботку информации о кредитных дого­ворах и отражает технологические этапы кредитова­ния: заключение договора и его ведение (выдачу кре­дита, начис­ление процентов по кредиту, расчет неустоек и выставле­ние их на инкассо либо полу­чение этих сумм в порядке бесспорного платежа, контроль фактических выплат клиентом по договору, пролон­гацию договора и его закрытие, перевод договоров в состояние про­срочки). Расширение возможностей АРМ СКО может происходить через до­бавление средств обра­ботки информации договоров на гаран­тии погашения кредитов и на их страхование; средств оценки креди­тоспособности заемщика; расчет платы за кредит для но­вых схем кре­дитования и др.

На рис.3 представлена схема данных решения задач АРМ СКО. Сотрудник кредит­ного отдела, используя множество текстовых прототи­пов (шаблоны договоров), составляет договор о выдаче кредита также в текстовой форме, имеющий статус черновика. Кредитный договор как тек­стовый документ содержит: наименование сторон; вид кредита; сумму; срок договора; процентную ставку; порядок выплаты процентов; вид обес­печения; перечень необ­ходимых документов (по требованию банка); но­мер расчетного счета и другие реквизиты банка, обслуживающего пред­приятие; юридические адреса сторон.

Технологически договор может иметь различный статус: черновик, условно действующий, реально действующий и завершенный. Первона­чально составленный черновик переходит в статус условно действую­щего при его подписании. Договор приобретает статус реально дейст­вующего после перемещения на его основании финансовых средств. После окончания расчетов между ссудозаемщиком и банком договор приобретает статус завершенного. Реально действующий договор мо­жет иметь уточненный статус: нормально действующий, просроченный и пролонгированный.

В последнем случае дата договора соответствует дате пролонгации, а его сумма равна сумме выбранных платежей. Редактирование и удаление договоров из базы возможно только при статусе черновика. Договоры с остальными статусами могут только просматриваться.

При перечислении средств на ссудный счет, на расчетный счет, про­лонгации договора или переводе его на счет просроченных ссуд форми­руются проводки, которые передаются в отдел операционно-учетных ра­бот. На основе файлов проводок и начисленных процентов формируется файл плановых платежей по договору. Он обрабатывается совместно с файлом проводок, поступившим из операционного дня, в результате чего образуется файл платежей по договору. На основе последнего формиру­ются ведомости состояния договора, кредитный журнал и др.

При пролонгации этот цикл повторяется, но статус договора меняет­ся. Если же договор переводится в просрочку, меняется не только статус договора, но и начинается начисление пенсий. И в том, и в другом случае формируются соответствующие проводки.

При закрытии договора меняется лишь его статус.

Для расчетов по предоставленным кредитам обычно применяется файл процентов (начисленные проценты).

В ходе решения задачи может формироваться много различных ведо­мостей, помогающих принять правильное решение сотруднику отдела в процессе управления кредитами. Ряд выходных данных выводится пользователю в виде таблиц, а ряд - в графической форме. Последняя осо­бенно удобна для восприятия.

5. Межбанковские взаимодействия и коммуникации.

Компьютерные сети обеспечивают выполнение коммуникационной функции и доступ к разделяемым ресурсам, т.е. передачу файлов, доступ к удаленным базам данных и удаленный запуск задач. Компьютеризован­ные межперсональные коммуникации могут быть трех видов: простые пересылки сообщений по конкретному адресу; рассылка сообщений по почтовым спискам и проведение телеконференций.

Проблема информационных взаимодействий с внешней средой явля­ется характерной задачей для любой открытой сложной системы. В бан­ковской среде она стоит как перед центральным, так и перед коммерче­скими банками.

В качестве внешней среды, с которой взаимодействует коммерческий банк (рис. 5) выступают:

  • обменные пункты;
  • участники электронного денежного обращения (ЭДО) с использова­нием пластиковых карточек (ПК);
  • клиент;
  • филиалы банка;

Рисунок 5 Схема взаимодействия коммерческого банка с внешней средой

·         банки на территории России;

·         банки на территории СНГ;

·         зарубежные банки;

·         другое.


Взаимодействие банка с пунктами продажи (POS) и процессинговыми центрами возникает лишь в том случае, если банк обслуживает какую-либо систему пластиковых карточек.

Взаимодействие банка с клиентом позволяет обеспечить компьютер­ный обмен информацией и минимизировать визиты клиента в банк. Такое взаимодействие предполагает пересылку по электронным каналам платеж­ных документов, выписок по лицевым счетам, формирование реестра пла­тежей за любой период, паспортов сделок и др. Абонентом банка может быть как юридическое, так и физическое лицо, имеющее компьютер. За рубежом такая услуга под названием домашний банк ( Home banking ) в последнее время стала особенно популярной.

При организации взаимодействия банк-филиал технология ведения банковских операций во многом определяет состав передаваемых между банком и филиалом данных, но основной информацией, поступающей от филиалов в головное отделение банка, является его баланс, на базе кото­рого формируется консолидированный баланс.

Взаимодействие коммерческого банка с другими банками может про­изводиться через систему взаимных корреспондентских счетов, через систему клиринговых цен­тров и через систему РКЦ.

Межгосударственные межбанковские взаимодействия на территории СНГ осуществляются через центр межгосударственных расчетов (МГР) ЦБ РФ, а международные расчеты - через систему общества международ­ных межбанковских финансовых коммуникаций SWIFT.

Информация, циркулирующая между банком и внешней средой, мо­жет носить как чисто информативный характер, так и финансовый. И если первый вид сообщений может и не требовать поддержания опре­деленных требований безопасности, то система удаленных платежей должна обеспечить не только ускорение обслуживания и удобство, но и поддержку имеющихся стандартов передачи данных, а также досто­верности и целостности платежных документов, т.е. безопасности пла­тежей.

Все электронные взаимодействия коммерческого банка с внешней средой, к которой относятся отдельные клиенты, уча­стники расчетов пластиковыми карточками, другие банки в России, СНГ и в других государствах, осуществляются на ос­нове телекоммуникационной среды с использованием стандар­тов передачи и обработки данные различного уровня.

С развитием телекоммуникационных сетей в банковском деле появи­лись принципиально новые услуги по взаимодействию клиента и банка, которое может осуществляться на компьютерной основе. Связавшись с компьютером банка по телефонной сети через свой персональный ком­пьютер, клиент после прохождения авторизации может проверить состоя­ние своего счета и совершить с ним ряд операций. Подобные действия клиент может предпринимать и не имея компьютера, используя возмож­ности средств телекоммуникаций и пластиковых карточек, которые не­сут в себе сведения о владельце и его финансовых возможностях.

Обилие видов пластиковых карточек как машинных носителей инфор­мации, а также их невысокая стоимость сделали их весьма распростра­ненными. Пластиковые карточки стали использоваться в качестве: про­пусков (access control); телефонных карточек (phonecard); визитных карточек (business card); удостоверений личности (pass control); водительских удостоверений; студенческих билетов; карточек логического доступа (например, к компьютеру); карточек контроля входа в различ­ные электронные системы (log-on access): доступ к устройствам ЭВМ, к программам и файлам, разрешения на выполнение программ или ко­манд, контроль отдельных функций, доступ к шифрованным данным; карточек хранения данных (например, карты здоровья); карт гарантии и фирменного сопровождения, где отмечается обслуживание: осмотры и ремонты какой-либо покупки; финансовых карточек: карточки покупа­теля (shopping card), банковские карточки (bank card) и карточки для банкоматов (ATM-Card).

Пластиковая карточка представляет собой машинный носитель ин­формации, который может быть классифицирован по способу ее записи и хранения. Так, различают магнитные карты (МК), карты памяти, смарткарты (СК) и суперсмарткарты (ССК).

Емкость МК составляет всего 100-200 байт, в которых на нескольких дорожках зафиксированы: идентификаторы карточки и ее владельца, сро­ки действия, внутренний код и поле для записи функциональной инфор­мации. И хотя для записи и считывания информации МК необходимы специальные устройства, они, как и сами МК, относительно просты в про­изводстве, и себестоимость их невысока. Поэтому в настоящее время во всем мире они наиболее распространены, хотя как носитель несовер­шенны. Прежде всего они имеют очень низкий уровень защищенности.

Помимо слабой защиты от копирования МК недолговечна. И эти ее недостатки повлекли за собой усложнение технологической схемы об­служивания. Работа с МК предполагает обмен информацией при автори­зации в режиме on-line и усложняет процедуру обслуживания продавцом покупателя. СК в отличие от МК снижают риск мошенничества в 20 раз.

Среди финансовых карточек существуют также карточки для прове­дения операций с наличностью (ATM-Card) на основе банкоматов, имею­щих считыватель, цифровую и функциональную клавиатуру, дисплей, принтер и устройство выдачи и ввода наличности.

Относительно банковской технологии карточка обеспечивает опреде­ленную форму расчетов, которая обусловлена технологией совершения расчетов, типом используемых документов, характером платежа, местом и временем, а также видом предоставляемой гарантии и сферой использо­вания данной формы.

В технологии реализации расчетов с помощью карточек участвуют три объекта: банк, клиент и магазин.

Банк выдает клиенту карточку, содержащую сведения о его потенци­альной возможности совершения покупок. При этом можно говорить о дебитных карточках (доступна вся сумма средств, находящихся на счете клиента), предоплаченных карточках (доступна часть средств, переве­денных на индивидуальный или общий транзитный счет со счета клиен­та) и кредитных карточках (доступна часть средств, отсутствующих на карточке, но обеспечивающихся банком или самим клиентом). Магазин через банк осуществляет дебетование средств клиента.

В зависимости от наличия средств телекоммуникационного доступа авторизация для МК может происходить как по каналам связи (on-line), так и голосом, а для СК и в режиме off-line. По виду резервирования средств электронные платежные средства (ЭПС) можно разделить на: средства, требующие on-line-связи с платежной системой в момент покупки (резервирование средств происходит в момент платежа); сред­ства, предполагающие перевод денег с лицевого счета клиента на банков­ский (не транзитный) счет, соответствующий карточке; средства, исполь­зующие периодическое пополнение счета до установленной суммы (на­пример, по определенным датам) в любом месте через терминал в режи­ме off-line (только для СК).

В современной отечественной литературе банковские карточки по технологии и характеру платежей традиционно разделяют на дебетные (ДК) и кредитные (КК).

Дебетные карточки являются возможной заменой наличных средств или чеков (т.е. ДК — карточки наличных средств или активов). Они могут быть использованы для оплаты покупок, получения наличности в отделе­ниях банка, поддерживающего карточки, или в банкоматах. Владелец вме­сто наличности предъявляет карточку, продавец проверяет ее на предмет наличия в стоп-листе или получает по телефону подтверждение банка на требуемую сумму, которое зависит от суммы средств на счете покупателя.

Если же дебетная карточка поддерживает возможность предоставления обеспеченного овердрафта, то она становится дебетно-кредитной. При со­вершении торговой операции продавец выписывает стандартные доку­менты, покупатель подписывает их и оставляет себе копию.

Кредитные и дебетно-кредитные карточки позволяют владельцу по­лучить по карточному счету необеспеченный и обеспеченный овердрафт. При выдаче тому или иному лицу карточек, дающих возможность получе­ния необеспеченного (без предоплаты) овердрафта, банк проверяет и ана­лизирует средний годовой доход, кредитную историю, жилищные усло­вия, род занятий, семейное положение, наличие банковского счета и т.п. В России и кредитные, и дебетно-кредитные карточки относят к кредит­ным, хотя практически используются лишь дебетные. Взаимоотношения между клиентом и банком определяются договором, в котором  обычно отражаются:

·      процент, взимаемый банком с оборота по данному карточному счету;

·      процент скидки покупателю при покупках в пределах сумм на его лицевом счете

·      объем кредита, предоставляемого банком (обычно в пределах дву­кратной суммы страхового депозита);

·      процент оплаты фактического кредита банка;

·      процент оплаты дебетового сальдо относительно объема предостав­ляемого банком кредита (обычно удвоенная величина кредитной ставки);

·      проценты за обналичивание через кассу банка и через банкомат, а также ежедневный лимит снятия средств;

·      залог по дебетовому сальдо (обычно недвижимость);

·      обязательства клиента сообщать все изменения источников дохода;

·      паспортные данные клиента;

·      ответственность при потере магнитной карточки.

Технологии выполнения расчетов с использованием МК могут быть различны в деталях, но в целом схема расчетов следующая. Если при покупке товара используется карточка, ее хозяин вводит в устройство сертификатора pin-код, а продавец связывается с банком для проверки платежеспособности карточки (авторизация), и после соответствующего подтверждения форми­руется торговый вексель: с помощью импринтера подготавливается отпеча­ток с рельефной части карточки - слип, на котором пропечатывается сумма задолженности, а покупатель ставит свою подпись, что делает его докумен­том для оплаты. В конце рабочего дня слипы в ходе инкассации пересылают­ся в банк, где находится расчетный счет магазина, и осуществляется переме­щение средств со счета покупателя на счет магазина.

Новый вид карточек, который становится сейчас все более популярным в сфере ЭДО, - смарт-карты. Имея стандартные в соответствии со специфи­кацией ISO размеры, они представляют собой микрокомпьютер, который может содержать процессор, память (ПЗУ, изменяемая ПЗУ, ОЗУ), систему ввода-вывода. Карта снабжается операционной системой и системой безо­пасности для защиты данных с возможностью их кодирования.

"Пустая" микропроцессорная карта при эмиссии изначально содержит в ПЗУ тип карты (банковская или клиентская (торговая)), уникальный иден­тификатор в пределах системы, код эмитента и операционную систему.

Такую карточку трудно подделать и невозможно скопировать. Одной из хорошо защищенных сейчас является карточка компании Gemplus (Франция), используемая в технологии U.E.P.S. (русская версия), создан­ной компанией Netl (Франция). Базовое программное обеспечение принадлежит BGS и российской компании Telefonn. Карточ­ка имеет двенадцать степеней защиты: от ультрафиолета, от лазерного сканирования, от спиливания, нагрева и пр. Каждый из участников систе­мы (и банк, и магазин) имеет собственные ключи. В банке хранится так называемый "нулевой пароль", вводимый им при установке или замене транспортного ключа, которым "закрыты" карты до момента их эмиссии банком, при этом поставщик системы доступа к этой операции не имеет.

Смарт-карты, содержащие микропроцессор, меняют технологию рас­четов и таким образом создают новые возможности для их участников. Оперативность платежа возрастает, а контроль собственных расходов ста­новится более удобным и конфиденциальным. Клиент может хранить раз­дельно крупные и обычные суммы на одной карточке. Область памяти, хранящая крупные суммы, может быть защищена специальным паролем, который может заменяться пользователем самостоятельно и многократ­но. Перемещение средств между этими областями, может быть выполнено в любом пункте обслуживания. При этом клиент может осуществлять денежные переводы, совершать коммунальные платежи и оплачивать покупки лю­бого размера.

Магазины могут использовать СК, сохраняя возможность работы с МК любого типа и, применяя специальный товарный терминал, получают возможность уменьшения времени обслуживания клиентов без дополнительного обучения персонала при полной гарантии оплаты тран­закций и кредитовании счета магазина в момент покупки. При этом упрощается контроль расчетных операций, снижаются объемы телекоммуни­кационного обмена и расходы по оплате комиссий банку.

Даже если данные, записанные на карточке, и ока­жутся продублированными (как с МК), ее использование невозможно без знания уникального кода. При отправке карточек произво­дителем в адрес банка, выпускающего карточки в обращение, pin-коды генерируются банком отдельно. Пока код не будет "присвоен" карточ­ке, ее невозможно использовать.

В ближайшие годы следует ожидать не просто объединения локаль­ных систем, а объединения, связанного с межбанковской унификацией. Процедуры изъятия карточек и других технологических этапов работы системы, и на основе этого создания системы национальной и междуна­родной систем карточек.

Система телекоммуникационного взаимодействия клиента с банком (Клиент-Банк) позволяет сократить число визитов клиента в банк и облег­чить ведение бухгалтерии обоим участникам. Система обеспечивает под­готовку клиентом платежных документов различного вида, "пачкование" их при необходимости и пересылку в банк, а также получение из банка выписок по счету и реестров платежей. Система Клиент-Банк в банке свя­зана с блоком операционно-учетных работ, который обеспечивает прохо­ждение платежей и формирование необходимой выходной документации.

Появившиеся в последнее время смарт-карты позволяют обеспечить высокий уровень безопасности доступа как в подсистеме Клиент, так и в подсистеме Банк. Смарт-карты предусматривают возможность многофунк­ционального применения, в частности могут выступать в роли так назы­ваемых карт доступа.

Изменения традиционной банковской технологии взаимо­действия с клиентом влекут за собой необходимость реше­ния проблем, которые обусловлены особенностями телеком­муникационной среды и сетевой технологии.

Заключение.

Итак, изложенное выше, показывает роль технических средств в обеспечении эффективности банковской деятельности в настоящее время. Были рассмотрены принципы организации  корпоративной системы управления а также её функции, обеспечивающие надёжность обработки и передачи информации, которая заключается в выполнении большого количества операций проводимых банком в современных условиях банковской деятельности. Современные системы управления позволяют не только усовершенствовать операции расчёта, но и процессы управления банком, оказывают помощь по принятию решений в кредитной или дилинговой деятельности .

Выявлено возрастание роли коммуникаций в деятельности коммерческих банков, их филиалов. Это отражается в появлении новых видов услуг, таких как средства безналичного расчёта, во внутренней деятельности банков, например, в составлении консолидированной бухгалтерской отчётности.

Повышенные функциональных возможностей современных БИС, обусловленные постоянными изменениями в юридической, экономической сферах банковской деятельности, влекут за собой повышенные требования к техническим и программным средствам, которые выражаются в обеспечении скорости и надёжности передачи информации, надёжности её хранения и удобства использования. От правильного построения БИС зависит эффективность и надежность ее функционирования.


Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.