на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Общая характеристика банковской системы РБ


Вкладчиками могут быть физические и юридические лица.

Вкладчики свободны в выборе банка и (или) небанковской кредитно-финансовой организации для размещения во вклады (депозиты) принадлежащих им денежных средств и могут иметь вклады (депозиты) в одном либо нескольких банках и (или) одной либо нескольких небанковских кредитно-финансовых организациях.

Вкладчики могут распоряжаться вкладами (депозитами), получать по ним доход, совершать безналичные расчеты и пользоваться иными видами банковских услуг в соответствии с законодательством Республики Беларусь и договором банковского вклада (депозита).

Вкладчик имеет право на условиях ранее заключенного договора пополнять сумму вклада (депозита), если это предусмотрено условиями договора банковского вклада (депозита).

- обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков, ст.187 «Право вкладчика на возврат вклада (депозита)»:

Вкладополучатель обеспечивает сохранность вкладов (депозитов) и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками.

Вкладополучатель обязан возвратить вклад (депозит) в срок, предусмотренный договором банковского вклада (депозита).

Физическое лицо вправе потребовать возврата вклада (депозита) по договору срочного или условного банковского вклада (депозита) до наступления срока возврата вклада (депозита) или указанного в договоре события. Вкладополучатель возвращает вклад (депозит) в течении пяти дней со дня предъявления требования.

Условие договора об отказе физического лица от права на досрочный возврат срочного или условного банковского вклада (депозита) является недействительным.

Если срочный или условный банковский вклад (депозит) возвращается вкладчику по его требованию до истечения срока возврата вклада (депозита) либо до наступления события, указанного в договоре, проценты по вкладу (депозиту) выплачиваются в размере и порядке, установленных договором банковского вклада (депозита).     

Банковская система является составной частью финансово – кредитной системы государства, в которую помимо банков входят и небанковские кредитно - финансовые организации.

2. Функции и задачи Национального банка и его взаимоотноше­ния с коммерческими банками.

Первый уровень банковской системы занимает Национальный банк Республики Беларусь. Национальный банк-это центральный банк государства, который находится в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в её интересах.

О функциях Национального  банка сказано в ст. 26 БК РБ «Функции Национального банка»:

Национальный банк выполняет следующие функции:

Разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

Осуществляет эмиссию денег;

Регулирует денежное обращение;

Регулирует кредитные отношения;

Является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;

Осуществляет валютное регулирование;

Организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

Выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь; осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка; организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов;

  Консультирует, кредитует и выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения  республиканского и местных бюджетов;

Осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;

Осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по её безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;

Устанавливает порядок банковских операции;

Регистрирует ценные бумаги банков и небанковских кредитно-финансовых организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

Разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банка и небанковских кредитно-финансовых организации;

Определяет порядок проведения наличных и безналичных расчетов в Республике Беларусь;

Осуществляет операции необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;

Организует расчетное и (или) кассовое обслуживание отдельных государственных органов, перечень которых определен в уставе Национального банка;

Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Республики Беларусь и организует составление платежного баланса в Республике Беларусь;

Создает золотовалютные резервы в том числе золотой запас и управляет ими;

Устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;

Организует инкассацию и перевозку денежной наличности валютных и других ценностей;

Осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информации  в банковской системе;

Заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;

Дает соглашение на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями над операцией с ценными бумагами;

Выполняет другие функции в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами в Республике Беларусь.

Особенности правового статуса Национального банка  предопределяются тем, что, с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, наделенным широкими властными полномочиями, а с другой – юридическим лицом, участвующим в гражданском обороте. Таким образом, и это отмечается в специальной литературе, Национальный банк имеет двойственную правовую природу.

Говоря об этом, следует подчеркнуть, что осуществление Национальным банком хозяйственной деятельности и выполнение им одновременно административно-контрольных полномочий не совершаются независимо друг от друга. Осуществляя, в частности, операции с иными банками в целях реализации своего предпринимательского интереса и получения прибыли, которая, кстати сказать, в соответствии со ст. 25 Банковского кодекса не является основной целью деятельности Национального банка, последний тем самым оказывает и соответствующее целенаправленное воздействие на развитие системы кредитно-финансовых организаций, определяя денежно-кредитную политику в государстве в целом. Условия, на которых совершаются такие операции, вырабатываются Национальным банком в рамках общей государственной денежно-кредитной политики.

Основными целями деятельности Национального банка как органа управления являются, ст. 25 БК РБ «Основные цели деятельности Национального банка»:

Основными целями деятельности Национального банка являются:

Защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля , в том числе его покупательной способносте и курса по отношению к иностранным валютам;

Развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

Обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

Для достижения названных целей работа проводится  по трем основным направлениям: организация и проведение денежно-кредитной политики ст. 27 БК РБ «Основные направления денежно-кредитной политики  Республики Беларусь»:

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1октября текущего года представляет Президент Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объёме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

 организация денежного обращения ст. 31 БК РБ «Права Национального банка в области денежного обращения»:

Национальный банк в соответствии с законодательством Республики Беларусь в области денежного обращения устанавливает:

Порядок ведения кассовых операций, порядок работы банка с денежной наличностью, формы отчетности о работе банка с денежной наличностью и сроки её представления, а также меры ответственности за их нарушение;

Правила хранения инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей;

Правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;

Правила определения признаков платежности наличных денег, порядок замены ветхих банктнот и поврежденных банктнот и монет, а также порядок их уничтожения;

 осуществление пруденциального регулирования банковской деятельности.

В рамках реализации функции организации и проведения денежно-кредитной политики Национальный банк осуществляет регулирование кредитных отношений, ст. 32 БК РБ «Права Национального банка по регулированию кредитных отношений»:

Национальный банк в области кредитных отношений устанавливает:

Объём кредитов, предоставляемых банкам Национальным банком;

Систему рефинансирования банков;

Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке (резервы требования);

Процентные ставки по кредитам Национального банка (ставку рефинансирования Национального банка).

Национальный банк регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Под рефинансированием банков понимается предоставление им Национальным банком денежных средств на условиях возвратности и платности.

Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Национальным банком.

Национальный банк для укрепления белорусского рубля, регулирования и стабилизации денежного рынка и рынка кредитных ресурсов устанавливает размеры процентных ставок по различным видам своих операций и в исключительных случаях предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры процентных ставок по операциям банков с денежными средствами физических и юридических лиц; и валютное регулирование ст. 33 БК РБ «Права Национального банка в области валютного регулирования»:

Национальный банк в области валютного регулирования:

Устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;

Создает золотовалютные резервы и управляет ими;

Регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;

Устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте;

Устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях;

Устанавливает порядок и условия открытия, ведения и режим счетов в драгоценных металлах резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь;

Устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;

Устанавливает порядок осуществления операций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами;

Устанавливает правила биржевой торговли иностранными валютами и драгоценными металлами, а также порядок и лицензирования биржевой деятельности при осуществлении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами;

Устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки предоставления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики и иных целей;

Устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вызова и пересылки в Республику Беларусь и за её пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и  белорусских рублях, а также платежных инструкций в иностранной валюте;

Контролирует осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций;

Устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза в Республику Беларусь и вывоза за пределы Республики Беларусь драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осуществлении банковских операций;

Определяет в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

Определяет меры ответственности, применяемые к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям за нарушение валютного законодательства;

Выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь;

Осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

В области организации денежного обращения Национальный банк осуществляет денежную эмиссию и изъятие денег из обращения ст. 28 БК РБ «Права Национального банка по эмиссии денег»:

Национальному банку принадлежит исключительное право эмиссии денег.

Эмиссия денег осуществляется Национальным банком в форме выпуска в обращение безналичных и наличных (банкнот и монет) денег. Эмиссия денег осуществляется Национальным банком путем краткосрочного (до одного года) рефинансирования банков в целях поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь и устойчивости денежного обращения, покупки Национальным банком свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг и осуществления операций на внутреннем и внешнем денежных рынках, направленных на увеличение государственных золотовалютных резервов. Эмиссия денег для долгосрочного (свыше одного года) рефинансирования банков запрещена.

Национальный банк осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска их в обращение путем продажи банкам, покупки Национальным банком иностранной валюты и других валютных ценностей у юридических и физических лиц для обеспечения стабильного налично – денежного обращения, а также в иных случаях, связанных с выполнением основных целей деятельности Национального банка.

Объёмы совокупной эмиссии безналичных денег, банкнот и монет определяются и регулируются исключительно Национальным банком при утверждении и реализации Основных направлений денежно – кредитной политики Республики Беларусь.

Национальный банк эмитирует белорусский рубль.

Ограничение обращения белорусского рубля на территории Республики Беларусь не допускается. Выпуск в обращение других денежных едениц на территории Республики Беларусь запрещен.

 Названные операции находятся в исключительной компетенции Национального банка. С эмиссией тесно связан оборот наличных денег. Для организации обращения наличных денег Национальному банку предоставляется следующие права ст. 29 «Права Национального банка по организации обращения наличных денег на территории Республики Беларусь»:

Национальный банк определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение и другие характеристики белорусского рубля и обеспечивает публикацию описания наличных денег в официальных республиканских средствах массовой информации.

Национальный банк обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение неэмитированных банкнот и монет, а также хранение и при необходимости уничтожение печатных форм, штампов и изъятых из обращения банкнот и монет.

Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются единственным законным платежным средством на территории Республики Беларусь, за исключением  случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются безусловным обязательством Национального банка и обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приёму по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады (депозиты) и для перевода на все территории Республики Беларусь.

Национальному банку принадлежит исключительное право изъятия из обращения выпущенных им наличных денег.

Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного платежного средства), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Срок изъятия банкнот и монет не может быть менее одного года и не должен превышать пяти лет. При этом не допускается установление каких – либо ограничений по суммам или субъектам обмена.

Решение об объявлении недействительными (утратившими силу законного платежного средства) банкнот и монет, выпушенных в обращение Национальным банком, и их обмене на банкноты и монеты нового образца принимается Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Национальный банк обязан предварительно поставить в известность Правительство Республики Беларусь о выпуске в обращение новых банкнот и монет.

Национальный банк без ограничений обменивает ветхие банкноты и поврежденные банкноты и монеты в соответствии с установленными им правилами.

Национальный банк создаёт резервные фонды банкнот и монет и распоряжается этими фондами.

Национальный банк имеет право выпускать в качестве объектов коллекционирования памятные банкноты, юбилейные и памятные монеты, а так же слитковые (инвестиционные) монеты из драгоценных и недрагоценных металлов.

Памятные банкноты, а также юбилейные, памятные и слитковые (инвестиционные) монеты могут обращаться как в качестве законного платежного средства, так и в качестве предметов коллекционирования  по стоимости, отличающейся от номинальной.

Национальный банк вправе осуществлять вывоз за пределы таможенной территории Республики Беларусь юбилейных, памятных и слитковых (инвестиционных) монет, а также их реализацию на международном рынке.

 

Функции пруденциального регулирования – это, иначе говоря, функция защиты гражданского оборота и укрепления  доверия к кредитной системе государства. Пруденциальное регулирование Национальный банк  осуществляет по следующим основным направлениям:

- путем ведения дополнительных ограничений для субъектов, желающих заняться банковской деятельностью, прежде всего в форме установления особых правил регистрации  и лицензирования деятельностью;

-  установления экономических стандартов и ограничений банковской деятельности, которые определяют основные параметры функционирования банков;

- осуществление надзора за деятельностью банков с реализацией права применения предусмотренных законодательством мер воздействия ст. 34 БК РБ «Права Национального банка в области регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за нею»:

Национальный банк осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзор за нею.

Национальный банк осуществляет постоянный контроль за соблюдением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковского законодательства.

Главными целями Национального банка в области регулирования деятельности  банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за нею является поддержание стабильности банковской системы Республики Беларусь и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Национальный банк определяет правила публикации и содержание публикуемой информации, используемой для оценки степени надежности банка и небанковской кредитно-финансовой организации.

Для осуществления деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за нею Национальный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзор за их выполнением, проводит проверки деятельности этих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, направляет для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет предусмотренные законодательством Республики Беларусь санкции к нарушителям.

Проверки  деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций проводятся представителями Национального банка или по его поручению ─ аудиторскими организациями (аудиторами), получившими лицензии Национального банка на проведение аудита.

Национальный банк вправе потребовать от банка и небанковской кредитно-финансовой организации сертификации внешней аудиторской организацией (аудитором) годового и любого внутригодового отчета, иной отчетности и представления аудиторского заключения в полном объёме. Аудиторская проверка банка и небанковской кредитно-финансовой организации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Аудиторская организация (аудитор) обязана составить заключение аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности банка и небанковской кредитно-финансовой организации, выполнении обязательных нормативов, установленных Национальным банком, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые законодательством Республики Беларусь и уставом банка или небанковской кредитно-финансовой организации. При проведении проверок деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций представители Национального банка, а также аудиторские организации (аудиторы), привлекаемые Национальным банком, вправе:

Проверять счета и другие документы банка  и небанковской кредитно-финансовой организации;

Потребовать от администрации и работников банка и небанковской кредитно-финансовой организации представления информации по любому вопросу, относящемуся к деятельности банка и небанковской кредитно-финансовой организации и осуществляемым ими операциям.

В целях выполнения надзорных функции Национальный банк вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации учредителей (участников) банка  и небанковской кредитно-финансовой организации в случае приобретения ими более десяти процентов акции (долей) банка или небанковской кредитно-финансовой организации.

Полученная в порядке банковского надзора информация не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Порядок проведения проверок деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций устанавливается Национальным банком.

Национальный банк в целях выявления ситуации, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, осуществляет анализ деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. В случае выявления таких ситуаций Национальный банк вправе применить меры воздействия, предусмотренные статьёй 135 настоящего Кодекса.

Список литературы

1.   Е.А. Салей Банковское право: Ч.1, юридическое пособие 2003-142с.

2.   Банковский кодекс Республики Беларусь 2004-189с.

3.   Конституция Республики Беларусь


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.