на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Институциональный подход в исследовании экономических процессов


Экономические, организационные и правовые формы резервирования материальных ресурсов на случай наступления старости, инвалидности и утраты кормильца представлены, по сути дела, институтами пенсионной системы.

К основным институтам пенсионной системы, как показывает мировая практика, относятся: социальное страхование (с публично-правовым статусом); социальные пенсии, предоставляемые государством и муниципалитетами; частная страховая инициатива и корпоративные пенсии, финансируемые предприятиями.

В развитых рыночных экономиках каждый из этих четырех институтов пенсионной системы играет вполне определенную роль. Различны их удельный вес, круг защищаемых, финансовые источники, организующие и управляющие органы.

Анализ пенсионных систем, применяемых международным сообществом, позволил прийти к следующему выводу. Принципиальные различия национальных пенсионных систем определяются ролью отдельных институтов пенсионного обеспечения и их сочетанием. Для большинства национальных пенсионных систем характерны следующие признаки:

·     роль институтов личного пенсионного страхования и социальной помощи является весьма скромной по сравнению с другими институтами;

·     институт социального страхования в большинстве стран играет ключевую роль на протяжении последних 50-70 лет;

·     сочетание (пропорции и формы) институтов социального пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования зависит от особенностей социальных доктрин устройства общества (либерального, консервативного, социал-демократического и т.д.) и развитости финансово-страховых институтов.

История развития пенсионной системы России является наглядным примером такой зависимости: до 1917 г. - страховые институты; с 1917 по 1990 гг. - институт государственного социального обеспечения, с 1991 г. - переходная форма к страховым институтам.

Если до 1990 г. государство более чем на 70% дотировало систему пенсионного обеспечения, то сейчас эта доля составляет всего 6-8% общего объема пенсионных выплат. Теперь основную финансовую нагрузку по пенсионному обеспечению (около 90% всех расходов) несут работодатели. В итоге роль и функции социальных субъектов и государства кардинально изменились. В то же время совершенно не претерпела изменений распределительная функция системы, она по-прежнему опирается на социалистические формы распределительных отношений "по факту наличия финансовых средств". Размер пенсии не зависит от объема страховых платежей. Более того, уравниловка не только сохранилась, но и приобрела еще большие масштабы. Можно без преувеличения сказать: нестраховой характер пенсионной системы - основной тормоз ее развития. К недостаткам отечественной пенсионной системы следует отнести и то, что в ней отсутствует реальное разделение институтов социального страхования, государственного пенсионного обеспечения и социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансового обеспечения института социального пенсионного страхования, которые широко используются во многих развитых странах, - социальный и профессиональные риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных, профессиональных рисков и страховых тарифов, все еще не включены в арсенал практических регуляторов российской пенсионной системы.

Система социального страхования - основной институт пенсионной системы в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, при полной или частичной утрате трудоспособности, потере кормильца. Размеры получаемых пенсий зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа, величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности и регулируются законами. В отличие от социальной пенсии, когда нуждающийся человек получает пособие за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), финансовыми источниками выплат и услуг по программам социального страхования являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных.

Базовыми характеристиками обязательного социального страхования, которые выгодно отличают его от других институтов пенсионной системы, являются:

·     обязательность (по закону) для страхователей - работников и работодателей - вносить страховые взносы; личное страхование, как правило, носит добровольный характер, что не позволяет ему быть столь массовым по охвату (по числу застрахованных);

·     публичный вид правоотношений субъектов социального страхования, с помощью которого достигается обязательность по закону участия в нем субъектов и высокий уровень гарантий защиты страхуемых, что позволяет отказаться от обременительной процедуры оформления индивидуальных договоров (и контроля за их исполнением) между страхователями (работодателями и работниками) и страховщиками в пользу застрахованных; личное страхование носит частный характер и осуществляется в рамках гражданско-правовых взаимоотношений;

·     обязательное (по закону) право застрахованных на получение страховых выплат при наступлении страховых случаев (виды пенсионных выплат, услуг, определенных законодательно), реализацию и полноту выплат по которым можно добиваться в судебном порядке;

·     высокий уровень сохранности финансовых средств благодаря осуществлению выплат на основе реализации принципа солидарности поколений; государство контролирует правильность и целевой характер расходования средств;

·     достаточно "дешевое" для населения страны пенсионное страхование (по сравнению с личным), что достигается массовым характером обязательного участия в нем практически всех работающих и бесприбыльными формами организации работы; система личного страхования преследует цель получения прибыли, вынуждая тех, кто им занимается, иметь дело прежде всего с "выгодными" клиентами;

·     самоуправляемые формы обязательного социального страхования, когда практически все вопросы по созданию и управлению сложными (организационными, правовыми, медико-социальными, финансовыми) системами осуществляются наиболее заинтересованными субъектами (представителями работодателей и работников).

Публично-правовой демократический характер функционирования социального страхования позволяет достигать максимальной прозрачности и целевого использования финансовых ресурсов, договариваться по широкому кругу социальных гарантий, гармонизировать интересы застрахованных, страхователей и страховщиков, что в итоге укрепляет личную ответственность застрахованных и солидарность работодателей и работников, создает условия для достижения социального согласия в обществе, ослабления конфликтных ситуаций и их предупреждения.

По мнению западногерманских специалистов в сфере социальной политики, государственная власть поступает правильно, когда концентрирует свои усилия на выполнении задач, которые не может никому перепоручить. Все другие задачи следовало бы вывести из сферы компетенции государства. Это предохраняет механизм государства от перегрузок и облегчает достижение консенсуса.

На наш взгляд, для развития отечественной пенсионной системы требуется создать новую институциональную базу, что предполагает:

·     определение макроэкономических пропорций и механизмов перераспределения для каждого института пенсионной системы на основе установления федеральных социальных стандартов;

·     обоснование оптимальной доли ВВП, используемой на пенсионное обеспечение как в целом, так и по отдельным пенсионным институтам на средне- и долгосрочную перспективу с учетом совершенствования механизмов их увязки с системами заработной платы и доходов, социальной политикой (включая механизмы регулирования рынка труда), условиями найма и возрастом выхода на пенсию;

·     проведение активной государственной политики в сфере занятости и создании рабочих мест, поощрение малого бизнеса и самозанятости;

·     разработку действенных механизмов делегирования полномочий региональным государственным структурам и структурам гражданского общества (товариществам взаимного страхования, самоуправляемым организациям обязательного социального страхования, а также системам профессионального корпоративного пенсионного страхования), повышение открытости и прозрачности информационного обеспечения.

К сожалению, потенциал социального страхования в России практически не задействован. Раскрыть его в ближайшее десятилетие - стратегическая задача законодательной и исполнительной власти, объединений работодателей и профсоюзов. Впереди непростой путь выработки адекватной для России модели социального пенсионного страхования, который важно пройти вместе, преодолеть разногласия и найти приемлемые компромиссы. [3]

2.2. Институционализм в нерыночных отношениях

К числу важнейших результатов, полученных в рамках институционального подхода, с точки зрения разработки институциональной теории хозяйственного развития России, относятся выводы, сделанные Поланьи К. [1886 -1954]. В своих основных работах он показал неприменимость современной неоклассической рыночной теории к исследованию докапиталистических (нерыночных) обществ.

К.Поланьи исходит из того, что существуют (существовали) экономики, организованные таким образом, что распределение рабочей силы и земли, организация труда в рамках производственных процессов, а также распоряжение произведенными товарами и специализированными услугами служат выражением обязанностей, основанных на родственных отношениях, принадлежности к племени, религиозного и морального долга.

Обмен, по мнению Поланьи, возник из потребностей разросшейся семьи, члены которой первоначально пользовались вещами, которыми они сообща владели. Когда же их количество возросло, они были вынуждены расселиться отдельно. В результате члены этой семьи обнаружили, что им не хватает некоторых вещей, которыми они ранее пользовались сообща, и поэтому были вынуждены получать нужные вещи друг от друга путем обмена. Так же считал в свое время и Аристотель. Эта позиция противопоставлялась точке зрения А. Смита, который считал, что обмен был результатом врожденной склонностью к обмену.

Деньги К. Поланьи рассматривает исключительно в институциональном ключе: "деньги могут быть объяснены только институционально, а не выведены концептуально," поскольку "ни один объект не является по существу деньгами, и любой объект, при соответствующих обстоятельствах может функционировать как деньги. Воистину деньги - это система символов, аналогичных языку, письменности или весам и мерам." Деньги, по его мнению, появились не из периодических индивидуальных актов обмена, а явились созданием верховной власти или государства. "Деньги как средство обмена - пишет он - развивались не из случайных актов меновой торговли, а в связи с организованной внешней торговлей и внутренними рынками."Он доказывает, что три функции денег (как средство обмена, стандарта цены и средства платежа) не обязательно взаимосвязаны. Они могут возникать независимо и разные деньги могут быть использованы для разных целей. "Данные исследований говорят о том, что использование денег для обмена не может вызвать другие способы использования денег. Напротив, использование денег для платежа, хранения и учета имело каждый свое собственное происхождение."

На конкретных примерах К. Поланьи показывает, что в нерыночных экономиках деньги выполняли в основном функцию платежа и практически не использовались для обмена. Но особенно значимым, на наш взгляд, является не тот факт, что функции денег могут существовать независимо друг от друга, а то, что в обществах, где деньги не используются как средство обмена или используются в этом качестве, но в ограниченной сфере, могут быть введены более сложные валюты и средства учета, не означая при этом тенденции продвижения общества к рыночной экономике.

Что касается происхождения торговли и рынков, то здесь он также критикует классическую школу. "Торговля и деньги возникли отдельно друг от друга и независимо от рынков. Они не возникли, как это предполагалось из индивидуального бартера и обмена. Торговля и деньги являются более широко распространенными институтами, нежели рынки. Различные формы торговли и разные средства использования денег должны поэтому рассматриваться вне зависимости от рынков и рыночных элементов.  Происхождение рынков К. Поланьи связывает с верховной властью. По его мнению, рынки были инициированы армией, королями, правительствами, несущими ответственность за военные мероприятия.

Отдельно анализируется торговый порт, под которым К. Поланьи понимает пункт управления в торговле между двумя культурами с различными структурами экономических институтов - обычно, между рыночной и нерыночной экономикой. Торговый порт, управляемый нерыночной властью, воспринимался К.Поланьи как механизм, защищающий управляющее государство от влияний, которые в противном случае разрушили бы экономику и общество. "Торговля была здесь основана на соглашениях и управлялась, как правило, специальными органами национальной власти, конкуренция была исключена, цены были установлены на длительные сроки." 

Важными чертами торгового порта является то, что он представляет собой как политический, так и экономический "буфер" между торговцем и районами внутри страны, чью продукцию он хочет купить; эта торговля строго контролировалась и ограничивалась официальными властями (движения торговцев также часто контролировали и ограничивали); и, следовательно, обмен на местных рынках и дальняя торговля были полностью разделены. Таким образом, торговый порт является механизмом перевода товаров из одной системы в другую. [4]

2.3. Институционализм в социологии медицины

Закономерный рост интереса к социологии медицины в современной отечественной науке определяется тем, что в ее рамках может быть осуществлено социологическое осмысление состояния системы охраны здоровья как важнейшей сферы общества и его социальных институтов, роли и места медицины, здравоохранения, врача и пациента.

В обстановке преобразований общественной формации и связанных с этим социальных изменений, в том числе и в политике здравоохранения, очень важно рассматривать происходящие процессы модернизации здравоохранения как социального института в контексте изменения политических, экономических, социокультурных и других факторов, т. е. необходимо своевременно учитывать не только воздействие изменяющихся условий на человека, но и возможный спектр реакций - социальных действий и их последствий на развитие медицинской науки и образования, организацию медицинской помощи, изменений в мобильности населения и медико-производственного комплекса страны в целом. Следует отметить, что в отечественной социологии медицины для этого имеется необходимый потенциал. В XVIII-XIX веках врачи в основном сталкивались с острыми недугами, часто имевшими инфекционный характер и угрожавшими жизни пациентов. Ведущими причинами смерти, например, в 1900 г. были грипп, пневмония, туберкулез, тогда как в конце XX века главными причинами смерти стали болезни сердца, злокачественные новообразования, поражения сосудов головного мозга и несчастные случаи. Иные причины заболеваемости в XX веке связаны с постарением населения и изменениями образа жизни. Во второй половине XX века врачи уже начали сталкиваться в основном с длительными хроническими расстройствами, препятствующими оптимальному социальному функционированию пациента.

Изменение характера патологии породило в социологии и клинической медицине новое понятие - "холистическая медицина", которое обозначает, что микроорганизмы в качестве главного этиологического фактора стали вытеснять стресс, а лечение все больше будут заменять такие понятия, как "реабилитация" и "социальное обеспечение". В результате у врачей общей практики появится потребность в медико-социологических знаниях, так как имеющаяся компетентность в вопросах физиологических, химических и биологических аспектов болезни будет уже недостаточной без дополнительной информации.

Поскольку социологию медицины интересует целостная личность в контексте ее медико-социального окружения, то она может внести важный вклад в медицинское восприятие и понимание проблемы болезни в современном обществе. В новых социально-экономических условиях становятся очевидными важность и необходимость придания отечественной социологии медицины нового импульса. К сожалению, традиционно причины отставания социологии медицины упорно видят не там, где они имеются (например, неполная научная компетентность), а в недостаточной практической полезности ведущихся медико-социологических исследований. Эти установки то и дело прорываются в официальную медицинскую печать, например в форме требований обучать врачей не социологическим теориям, а давать больше практических навыков. При такой установке (особенно в условиях рыночных реалий) российское здравоохранение быстро начнет превращаться в потребителя западных медицинских технологий.

Общий подход к социологии медицины нередко сводится к следующему: берутся базовые категории социологии и наполняются тем или иным медико-социальным содержанием. Совершенно отказываться от подобного медико-социологического ре-инжиниринга основных понятий социологии едва ли возможно и вряд ли целесообразно. Однако нужно понимать, что данный подход, рассматривая социологию медицины в качестве практического приложения социологических теорий, в конечном итоге подменяет предмет социологии медицины. Она имеет свою предметную область и не сводится к политическим и экономическим теориям социологии общества. В процессе применения социологических понятий в сфере охраны здоровья она выработала свою собственную логику и свои собственные модели, которые должны быть выделены и описаны.

Термин "социология медицины" в России лишь относительно недавно вошел в активный научный оборот, однако это не означает, что ее в советской социологии не существовало вовсе и ее нужно обустраивать на голом месте. В отечественной литературе проблематика социологии медицины ставится и обсуждается с начала XX века. При этом социология медицины понимается и как отрасль социологии, изучающая социальные проблемы, связанные со здоровьем, болезнями и медицинским обслуживанием, с ролью здоровья и трудоспособности населения в социальном развитии, и как отрасль здравоохранения, занимающаяся социологическими аспектами профилактики, лечения и социально-трудовой реабилитации больных, особенностями взаимоотношения больного с врачами, медицинским персоналом, влиянием социальных факторов на здоровье и другими проблемами.

Вплоть до середины 1960-х годов в отечественной социологии социально-гигиенические исследования были прекращены, а сами научные дисциплины этого направления существовали лишь в усеченном виде как "организация здравоохранения". Тем не менее нужно особо отметить, что теоретические и практические успехи советского здравоохранения этого периода были признаны мировым сообществом. На IV Всемирном социологическом конфессе "Общество и социология" в Милане в 1959 г. была впервые организована секция социологии медицины, председателем которой стал член-корр. АН СССР Н. И. Гращенков, представивший доклад "Здоровье и социальное благополучие".

Своеобразное официальное возрождение социальной гигиены в 1960-е годы произошло одновременно с признанием так называемой конкретной социологии. Однако к тому времени, как показывает сравнение с развитием соответствующих исследований в западных странах, парадигма социальной патологии была уже практически исчерпана.

По обобщенным нами материалам всемирных конгрессов социологов (50-60-е годы XX века) в области социологии медицины рассматривались следующие группы вопросов:

·     роль факторов внешней среды в механизме возникновения, развития и исхода болезней (урбанизация, санитарно-технические условия на производстве, состояние профилактики);

·     анализ причин заболеваний в различных социальных группах;

·     оценка различных профилактических мер;

·     анализ деятельности ЛПУ;

·     роль общества в заболеваемости населения. В конце 1960-х и 1970-х годах в стране начали активно исследовать широкий круг медико-социальных и медико-социологических проблем. Появились фундаментальные теоретические работы в области социологии медицины (Ю. П. Лисицын, Г. И. Царегородцев, А. М. Изуткин, И. В. Давыдовский, В. П. Петленко, Г. X. Шингаров и др.). В целом освещались такие проблемы, как:

·     социальные проблемы медицины;

·     роль и взаимодействие социального и биологического в медицине;

·     роль и место социальной гигиены (в тот период название "социология медицины" отсутствовало в наименовании специальности);

·     критика буржуазной медицинской социологии и социальной гигиены;

·     философские проблемы медицины;

·     диалектический материализм и медицина;

·     народное здоровье и социология;

·     социологические проблемы современной медицины.

На страницах периодических изданий, на заседаниях научных обществ и кафедр велись научные дискуссии по актуальным темам, имеющим отношение к социологии медицины.

Хотя в СССР социология вообще долго не признавалась официально, медико-социологические исследования тем не менее проводились. Осуществлялась такая деятельность в рамках социологии и социальной гигиены. Однако в таких условиях социология медицины как прикладная отрасль социологии была лишена возможности осмысления собственных проблем. Функции проблем выполняли составляющие так называемого социального заказа или решения партии и правительства. Между тем решение актуальных научных проблем отодвигалось и не приветствовалось научным сообществом, поскольку большинство из них для своего разрешения требовало огромных затрат материальных и интеллектуальных ресурсов.

В развитии современной отечественной социологии медицины можно выделить два этапа.

На первом этапе научные исследования формировались на основе социально-экономической парадигмы. Акцент делался на исследовании социально-экономических факторов деятельности медицинских учреждений и экономических последствий явлений и процессов в общественном здоровье населения страны, сопоставлении в связи с этим систем здравоохранения разных стран.

Реализуемый на этом этапе социально-экономический подход в описании процессов в медицине и здравоохранении способствовал появлению ряда оригинальных социально-экономических теоретико-методологических концепций, которые стали основой новых социальных технологий в системе здравоохранения - индивидуальный подряд, бригадные формы организации труда младшего и среднего медицинского персонала, организация труда в подрядных коллективах, хозяйственный механизм. Парадигма объединяла довольно широкий класс объектов исследования - социально-экономические процессы и явления в медицине и здравоохранении, которые рассматривались преимущественно под экономическим и гораздо реже под социологическим углом зрения.

Сегодня концептуальное значение этого этапа видится в том, что он подготовил оптимальные условия для следующего научного этапа, показав некоторую ограниченность использования лишь социально-экономических методов исследования в социологии медицины и необходимость разработки принципиально новой медико-социологической парадигмы.

На следующем этапе удалось заложить основы важного научного направления в отечественной социологии медицины - социального маркетинга в здравоохранении, который можно отнести к числу наиболее важных научных прорывов в социологии медицины. Концепция социального маркетинга позволила выявить реальные закономерности развития и функционирования системы охраны здоровья и его элементов как медико-социальной системы общества.

В центре проблемы было комплексное изучение крупной социальной системы, охватывающее индивида, социальные группы, предприятия, территориальные единицы: село, город, регион. Кроме того, постепенно расширялся и предмет исследования - от изучения отдельных актуальных процессов (например, отношения к труду младшего и среднего медицинского персонала) до комплексного медико-социологического исследования медико-социальных процессов отдельных территориальных единиц, куда относятся:

·     медико-социальная демография,

·     социально-экономическая активность, положение и социальный портрет потребителя медицинских услуг,

·     расходы на лечение и лекарственное обеспечение пациентов,

·     экономико-социологическая характеристика предоставителей медицинских услуг,

·     здравоохранительное поведение и образ жизни,

·     медицинская культура,

·     социальная структура и процессы и т. д.

Здравоохранение и медицина стали изучаться не только с помощью статистических, но и социологических методов - с позиции прежде всего социального поведения. Это позволило исследовать актуальные проблемы здравоохранения, поставив во главу угла целостное восприятие медико-социальных систем и социальных процессов, выявление социальных механизмов и последствий трансформационного процесса. При этом делается это с учетом специфики современного состояния российского общества и на основе разработки такого понятийного аппарата, который позволяет учесть и понять реальные закономерности общественного развития в России.

Накопленный банк обширных эмпирических медико-социологических данных впоследствии стал надежной базой сравнительных исследований и позволил глубже понять реальные закономерности трансформации современного российского здравоохранения.

В период нестабильности и неопределенности, которыми характеризуется современный этап преобразований системы здравоохранения, такая базовая методологическая черта, как ориентация на погружение в реальность и построение теоретических обобщений на основе эмпирического изучения действительности, нашла выражение в разработке концепции медико-социологического мониторинга реформирования разных сфер системы здравоохранения, в частности системы ОМС. Концепция включает в себя не только выявление наиболее актуальных медико-социальных проблем, но и доведение их восприятия до широких кругов общественности, а также до лиц, принимающих решения на всех уровнях управления, особенно до тех из них, которые сами ориентированы на активный поиск эффективных решений имеющихся проблем в системе охраны и укрепления здоровья.

Активная связь с практикой поддерживается в разных формах:

·     постановка и проведение социальных экспериментов,

·     обследование деловых процессов по заказам органов управления,

·     разработка конкретных программ преобразования различных сегментов здравоохранения.

Медико-социологический мониторинг этих процессов в качественно изменяющейся социальной среде позволяет не только глубже понять основу тенденций, но и дать более обоснованные оценки результативности реформирования здравоохранения, а также возможных последствий этих изменений как для общества, так и для пациентов.

Этот этап аккумулировал научные достижения всех предыдущих периодов социологии медицины и разных ее направлений. В этом смысле он был подготовлен всем ходом формирования социологии медицины и открывает новую научную перспективу для последующего развития отечественной науки.

Таким образом, можно сделать вывод, что на современном этапе отечественная научная исследовательская традиция в социологии медицины переживает не кризис, а переход к новому этапу поступательного развития. Обновляется также методология (используются не только количественные, но и качественные методы) и увеличивается число традиционных направлений медико-социологических исследований:

·     удовлетворенность различных социальных групп населения медицинским обслуживанием,

·     бюджет рабочего времени медицинского персонала,

·     медико-социальная демография,

·     региональные особенности структуризации и управления здравоохранением,

·     социально-экономическая эффективность деятельности медицинских учреждений и др.

В 90-е годы XX века центральной темой медико-социологических исследований было изучение здравоохранения как социального института и путей его модернизации в ходе трансформации российского общества. Главная отличительная особенность этого периода состоит в том, что при сохранении прежней методологии акцент был сделан на изучении социальных взаимоотношений в здравоохранении и их роли в трансформационных процессах. В условиях радикальных общественных перемен, в основном инициированных сверху, влияние социальных институтов на ход реформ в здравоохранении неизмеримо возрастает. Соответственно институциональный подход становится центральным направлением исследований и находит свое применение в изучении как макро-, так и микроуровней социально-экономической иерархии общества. Институциональный подход используется практически на всех направлениях медико-социологических исследований. В одних из них изучают природу и генезис самих социальных институтов в исторической ретроспективе, в других - механизмы интериоризации новых правил и норм и их реализации в медико-социальных системах, в третьих - анализируются модели поведения разных социальных групп по их отношению к проблемам здоровья и болезни. В иных исследованиях изучают институты и институциональные изменения в качестве факторов, влияющих на ход медико-социальных процессов (адаптации, стратификации, изменения трудовых отношений в ЛПУ и др.).

В последние годы акцент перенесен на социологию адаптации и восприятия населением реформ системы охраны здоровья, например внедрения ОМС.

В 1990-х годах автором были разработаны предложения по социологическому сопровождению программы перехода в системе охраны здоровья в России к принципам ОМС. В них практически была определена основная задача на ближайшую перспективу, состоявшая в проведении медико-социологического мониторинга хода внедрения ОМС в регионах Сибири. Для решения этой задачи были созданы и реализованы конкретные программы проведения медико-социологического мониторинга всех субъектов и участников системы ОМС и здравоохранения.

Предметом мониторинга стали процессы, происходившие в системе управления, трудовых отношениях, трудовой мотивации, моделях поведения, системе экономических и социальных норм, представлений, ценностей. Проведение медико-социологического мониторинга преобразований в системе здравоохранения на региональном уровне позволило:

·     выявить реально протекающие социально-экономические процессы, обусловленные внедрением системы ОМС;

·     оценить эффективность реформирования экономики здравоохранения;

·     определить важнейшие векторы социальных и экономических изменений в условиях предоставления и получения медицинских услуг населением (динамику уровня жизни, вектор демографических изменений, изменения в экономическом обеспечении ОМС и др.);

·     изучить новые феномены, связанные с трансформацией здравоохранения как социального института общества (новые организационно-правовые формы хозяйствования и др.).

Таким образом, в медико-социологических исследованиях, проведенных в 1990-е годы XX века, нашли отражение наиболее острые медико-социальные проблемы переходного периода. Результаты, полученные в ходе эмпирических исследований, не только послужили базой для проверки выдвигаемых научных гипотез, но и дали дополнительный импульс для формирования новых теоретико-методологических направлений, позволяющих углубить научные представления о современных трансформационных процессах в российском здравоохранении.

Принципиально важным этапом в развитии социологии медицины в России стало введение начиная с 2000 г., в номенклатуру специальностей научных работников соответствующего шифра и наименования дисциплины 14.00.52. "Социология медицины" - отрасли науки, по которой присуждается ученая степень - медицинские, социологические науки.

В настоящее время проводится работа по совершенствованию методологического аппарата отечественной социологии медицины, по систематиза-

ции планирования медико-социологических исследований. Начата подготовка научных кадров на кафедре экономики и социологии здравоохранения ММА им. И. М. Сеченова.

Это стало естественным итогом десятилетия социологии в здравоохранении. Так можно определить значительно возросшее в 1990-е годы число социологических исследований по самым разнообразным проблемам медицины в целом и здравоохранения в частности.[5]


Заключение

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Во введении ставятся цели и задачи курсовой работы, а так же определяется, что объектом исследования являются экономические процессы, а предметом – институциональный подход в изучении этих процессов.

В первой главе даются основные понятия и определения различных социологов (институт, институциональный подход, социологические исследования экономических процессов). Так же там представлена краткая история, динамика возникновения и развития институционального подхода. Отображены объекты исследования институциональным процессом. На рубеже XIX - XX вв. сложился комплекс идей, означавших радикальный разрыв с базовыми постулатами ортодоксальной теории, но вместе с тем остававшихся в рамках рыночной парадигмы - институционализм.  Перечислены основные его постулаты.

Вторая глава курсовой работы состоит из трех параграфов, в каждом из которых рассматривается институциональный подход в различных сферах экономики. Так, в первом параграфе можно наблюдать использование институционального подхода в пенсионной реформе, происходящей в России. Во втором параграфе институционализм рассматривается на фоне нерыночных экономических отношений. И, наконец, в третьем параграфе представлен институционализм в исследовании социологических процессов в медицине. В каждом случае раскрываются возможности этого метода исследования, как он может использоваться, какими понятиями следует оперировать при его использовании в конкретных сферах.


Список литературы

1 Институциональный подход к анализу рыночных и нерыночных хозяйственных систем.- М.: Финансы и статистика.- 1999.
2 Кирдина С.Г.  Позволяют ли новые институциональные теории понять и объяснить процессы преобразований в современной России? – М.: ТЕИС, 2001.
3 Особенности развития социологии отечественной медицины //Социология медицины.- 2001.- № 7.
4 Роик В. Пенсионная реформа: институциональный подход //Человек и труд.- 2001.- № 1.

[1] Кирдина С.Г.  Позволяют ли новые институциональные теории понять и объяснить процессы преобразований в современной России? – М.: ТЕИС, 2001.

[2] Институциональный подход к анализу рыночных и нерыночных хозяйственных систем.- М.: Финансы и статистика.- 1999.

[3] Роик В. Пенсионная реформа: институциональный подход //Человек и труд.- 2001.- № 1.

[4] Институциональный подход к анализу рыночных и нерыночных хозяйственных систем.- М.: Финансы и статистика.- 1999.

[5] Особенности развития социологии отечественной медицины //Социология медицины.- 2001.- № 7.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.