на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Международный консалтинг в мировой экономике


Среди услуг операционного управленческого консалтинга высоко востребованы услуги в области финансового управления — управленческий учет и бюджетирование. Стремительно возрастает популярность аутсорсинга. Российские компании высоко оценили результат от передачи некоторых рутинных функций консалтинговой фирме и сосредоточения деятельности руководства на решении стратегически важных вопросов и задач. Сегодня наибольшим спросом пользуется аутсорсинг бухгалтерского учета, также повышается интерес к аутсорсингу в сфере управления персоналом, налоговых расчетов, «прокату директоров». При передаче учета на аутсорсинг более популярной пока является не полная, а частичная его передача. Так, отечественные предприятия часто испытывают затруднения с подготовкой финансовой отчетности по международным стандартам (МСФО), в то время как иностранные компании требуют помощи при работе с национальной бухгалтерской и налоговой отчетностью. Все чаще на аутсорсинг передают функцию расчета заработной платы, что объясняется не только трудностями в проведении расчетов, но и желанием руководства соблюсти конфиденциальность информации об уровне окладов. Эти услуги заказывают преимущественно иностранные компании, российские банки, промышленные предприятия.

Не редкостью стала и постановка консалтинговой компанией организации и ведения бухгалтерского учета (Set-up). Данный комплекс процедур включает в себя создание учетной политики, установку бухгалтерской программы, настройку национальных и международных планов счетов, создание налогового учета, установку системы «Клиент-Банк» и другие процедуры по требованию заказчика.

Все услуги аутсорсинга являются достаточно дорогими, но их стоимость следует сравнивать не только с затратами на оплату труда внутреннего персонала, потребность в котором сокращается, а и с расходами на обучение своих сотрудников, программное и техническое обеспечение, офисное оборудование, аренду помещения, канцелярские товары, транспорт. Ко всему вышеперечисленному следует прибавить гарантию качества и высокого профессионализма предоставляемых внешними специалистами услуг, а также достоверность и адекватность представленных в учете и отчетности данных. В целом популярность услуг управленческого консалтинга объясняется выходом отечественных компаний на качественно новый уровень развития, интеграцией в международный бизнес (в т. ч. проведение IPO), осознанием необходимости структурных преобразований внутри компании с целью повышения эффективности ее деятельности и перехода на западные стандарты работы.

3.HR-консалтинг включает услуги по подбору и оценке кадров, построение системы мотивации, HR-аутсорсинг. Деятельность компаний, специализирующихся на предоставлении консалтинговых услуг в сфере подбора и управления персоналом, направлена на повышение эффективности управления, улучшение взаимодействия и взаимоотношений между сотрудниками, создание сплоченных команд (team-building), построение корпоративной культуры, улучшение системы взаимоотношений с клиентами, разработку программ повышения квалификации, создание творческой атмосферы. Кадровый консалтинг по сравнению с другими видами консалтинговых услуг не требует особой квалификации консультантов, поэтому стал одним из наиболее распространенных в России видом услуг.

В последнее время существенно возрос спрос на тренинговые услуги. Спрос определяет предложение, вследствие чего резко увеличилось количество обучающих компаний, и многие консалтинговые фирмы включили строку «обучение, тренинги» в список предоставляемых услуг. В то же время качество предлагаемых образовательных и тренинговых программ часто остается под большим вопросом в связи с отсутствием достаточного опыта по внедрению, адаптации и использованию передовых обучающих методик. Большей популярностью тренинги пользуются в комбинации с экспертным или же процессным консультированием (например, обучающие программы при постановке бюджетирования, внедрении систем автоматизации, реинжиниринге бизнес-процессов). Однако часто наблюдаются ситуации, когда компания, которая занималась исключительно тренингами, начинает предоставлять другие услуги из сферы консалтинга. При такой «диверсификации» деятельности уровень профессионализма обычно не соответствует заявленным компетенциям.

4.IT-консалтинг. Данное понятие обобщает комплекс услуг в сфере информационных технологий. В первую очередь к ним следует отнести разработку и внедрение автоматизированных систем управления предприятием, системную интеграцию, проектирование и установку компьютерных сетей (включая вычислительные системы, локальные сети, системы телекоммуникаций). Для автоматизации бизнес-процессов применяются как базовые модели, такие как MRP и CRP (Material and Capacity Requirements Planning), так и интегрированные — MPR II, системы планирования ресурсов предприятия ERP (Enterprise Resource Planning), CSRP (Customer Synchronized Resource Planning). Активно внедряются и специализированные продукты, в частности системы управления производственными запасами DRP (Distribution Requirements Planning), SIC (Statistical Inventory Control), FRP (Finite Requirements Planning).

По некоторым оценкам, услуги IT-консалтинга в России занимают наибольшую долю рынка — до 35%. Однако такая цифра является не совсем корректной, поскольку большинство российских фирм, специализирующихся (по их заявлению) в сфере IT-консалтинга, являются параллельно с этим продавцами определенного программного продукта, что противоречит самому понятию «консалтинг» и его базовым принципам, таким как объективность и независимость. Эти понятия тут подменяются навязыванием клиенту стандартного решения при отсутствии альтернатив. Если говорить об услугах IT-консалтинга на Западе, то специалисты этой сферы, кроме всего прочего, занимаются комплексными аналитическими исследованиями рынка высокотехнологической продукции и средств телекоммуникации, проводят оценку конкурентоспособности фирм-производителей, организовывают для клиентов семинары, посвященные информационным технологиям и их использованию в различных секторах экономики, дают рекомендации по выбору средств автоматизации и внедрению интегрированных систем управления предприятиями. В России эта деятельность практически отсутствует.

К услугам IT-консалтинга относят также различные интернет-проекты, в том числе разработку концепции и дизайна веб-сайтов, предоставление интернет-ресурсов, статистические исследования посещаемости сайтов и предпочтений различных групп пользователей.

В целом IT-консалтинг — как в России, так и за рубежом — растет высокими темпами и, по оценкам экспертов, является одним из наиболее перспективных направлений, хотя готовность покупать дорогие комплексные автоматизированные системы в российских компаниях еще недостаточно велика.

Отдельно выделяют следующие виды консалтинга:

1.Консалтинг в области бухгалтерского учета, финансовые услуги (анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, проверка и подготовка финансовой отчетности, финансовый менеджмент, анализ конъюнктуры рынка, привлечение финансирования). Такое разделение присутствует в мировой практике, у нас же данные услуги преимущественно входят в состав управленческого консалтинга.

2.Консалтинг в области налогообложения, в частности налоговое планирование и оптимизация налогового бремени, является одним из наиболее востребованных в западных компаниях как при создании, так и при развитии, диверсификации, реструктуризации бизнеса. Налоговый консалтинг является высоко востребованным и в России.

3.Юридический консалтинг — распространенное направление, включающее широкий спектр услуг, среди которых регистрация, ликвидация и правовое регулирование деятельности предприятий, проведение процедуры банкротства, юридическое сопровождение внешнеэкономической деятельности (экспортно-импортные операции), патентование и лицензирование, юридическая экспертиза документов, нотариальные услуги, ведение судебных дел и процедур. В данную группу входят также услуги по управлению интеллектуальной собственностью и правовому обеспечению финансовых операций (размещение ценных бумаг, слияния и приобретения и т. п.) — практически не представленные в России, но очень востребованные на Западе.

4.Маркетинговый консалтинг. Направления маркетинг-консалтинга в России развиваются неравномерно. Так, рынок маркетинговых исследований близок к насыщению: на сегодняшний день работает достаточное количество опытных компаний, предлагающих широкий спектр качественных обзоров и аналитики рынков. Высокий спрос на построение системы логистики. Вместе с тем такие направления, как маркетинг-планирование, ценообразование, разработка систем стимулирования рынка, все еще не пользуются особой популярностью.

5.Реклама и PR-консалтинг — перспективное динамично растущее направление. Услуги в сфере связей с общественностью, создание имиджа, «раскрутки», медиа- и предвыборных технологий сейчас на пике популярности. Однако сегодня в России многие непрофильные специалисты, не обладающие достаточным практическим и теоретическим опытом, называют себя PR-консультантами, что негативно влияет на доверие к данному сектору в целом. Вследствие этого отечественный PR-консалтинг существует в основном в привязке к комплексу услуг в сфере связей с общественностью, а не как отдельный сервис. Для сравнения, на Западе данное направление консалтинга является одним из наиболее престижных и высокооплачиваемых (работа консультантов оценивается от 250 до 1000 долларов в час).

6.Инвестиционный консалтинг — один из наиболее востребованных видов консалтинговых услуг, особенно в экономиках развивающихся стран. Были и останутся актуальными услуги отечественных консультантов в сфере управления и экспертизы инвестиционных проектов, привлечения инвестиционных средств и разработки выгодных схем финансирования, составления бизнес-планов и технико-экономических обоснований. Начал появляться интерес к такому направлению, как подготовка компаний к эмиссии облигаций и частному размещению акций.

7.Аудит. В последнее время значительно возрос спрос на комплексные аудиторско-консалтинговые услуги, особенно в области финансового и управленческого консультирования. Стоит отметить, что отечественные компании составляют вполне достойную конкуренцию западным гигантам консалтинга (в частности, средний бизнес отдает предпочтение российским финансовым консультантам и аудиторам) в связи с более глубоким пониманием отечественной специфики, что немаловажно при установлении соответствия бухгалтерской отчетности и совершенных хозяйственных операций нормативным актам России.

8.Управление качеством. В России интерес к вопросам качества еще не настолько велик по сравнению с развитыми странами. Несмотря на это, подтвержденное соответствие продукции стандарту качества становится важным фактором повышения ее конкурентоспособности и необходимым условием для выхода на мировой рынок. В сфере управления качеством наиболее известными подходами являются CPI (Continous process improvment) и TQC/TQM (Total quality control/managment), а также внедрение стандарта ISO 9000.

На рис. 2.2 представлен результат исследования консалтингового рынка города Москвы. Среди 60 московских консалтинговых компаний, по которым проводилось данное исследование, более 70% предлагают услуги операционного управленческого консалтинга. Следующие по популярности — услуги HR-консалтинга (48%) и стратегического консалтинга (47%). Юридические услуги предлагают 38% консалтинговых фирм, чуть меньше — от 33% до 35% — занимают услуги инвестиционного, финансового, маркетингового консалтинга. Отметим, что, по результатам нашего исследования, IT-консалтингом занимается всего 10% компаний. Такая цифра объясняется тем, что в расчет были включены только фирмы, деятельность которых действительно близка к IT-консалтингу (согласно описанию, приведенному выше), а не состоит исключительно во внедрении продаваемого ими программного продукта.

Виды услуг, предлагаемых украинскими консалтинговыми компаниями, %

Рис.2.2. Консалтинговый рынок г. Москвы.

деятельность продукция финансы бизнес

При проведении данного исследования за основу была взята классификация услуг, используемая самими консалтинговыми фирмами. Официально утвержденный по российскому законодательству перечень услуг консалтинга содержится только в Национальном классификаторе России (ДК 009:2009, от 01.04.2010 г.). В нем отсутствует отдельный раздел «Консалтинговые услуги», а найти их можно в секции «Операции с недвижимым имуществом, аренда, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям». Данный перечень включает, среди прочих, такие виды услуг, относящиеся к консалтингу, как

·  консультирование по вопросам информатизации;

·  разработка программного обеспечения и консультирование в этой области;

·  деятельность в сфере права;

·  деятельность в сфере бухгалтерского учета и аудита;

·  исследование конъюнктуры рынка;

·  консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;

·  подбор и обеспечение персоналом.

В соответствии с данной классификацией Государственный комитет статистики готовит аналитику по объемам рынка реализованных услуг. На рис. 2.3 с использованием таких данных составлен портрет российского консалтинга в интерпретации Госкомстата. Как видно, наиболее успешным и одновременно наиболее динамичным является консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, куда, согласно международной терминологии (хоть и в неполной своей представленности), можно отнести операционный и стратегический консалтинг. Следует обратить внимание и на существенное увеличение в 2010 году по сравнению с предыдущим годом объема реализованных услуг в сфере разработки программного обеспечения. Одним же из наиболее отстающих направлений является подбор и обеспечение персоналом, однако в данную статью не включены тренинги и другие обучающие услуги, которые обычно соотносятся с понятием HR-консалтинг, описанным выше.


Динамика объема реализованных консалтинговых услуг в 2006-2007 годах, млн грн.

Рис.2.3 Динамика российского консалтинга

Как и любая другая сфера бизнеса, консалтинг в России обладает своими ментальными особенностями, которые иногда становятся преимуществами, иногда — недостатками по сравнению с западными конкурентами.

Российский консалтинг вырастал и «закалялся» на советских доктринах, методиках и подходах. Определения понятия «управленческое консультирование» можно найти еще в литературе времен «перестройки». Например, в публикации И. Прокопенко «Управленческое консультирование как услуга», датированной 1988 годом, можем прочесть: «Управленческое консультирование — услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами (консультантом или их группой) с целью помочь руководителю организации в диагностике, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблем». Пусть в условиях планово-директивной экономики, но консалтинг в его «научно-производственной форме» существовал на территории СНГ еще до прихода рынка.

Зарождение рыночных отношений, появление в России организаций международной технической помощи ЕБРР, USAID, TACIS, PW&C, Know-how и других, приход на постсоветское пространство компаний тогда еще «Большой шестерки» открыло качественно новый этап в развитии российского консалтинга как сферы предпринимательской деятельности, а не профессиональных услуг по внедрению науки в производство. Именно тогда начали появляться первые российские консалтинговые центры, специализировавшиеся преимущественно на обучении.

Обобщим основные, присутствующие по сей день, препятствия на пути развития российского консалтинга:

1.Проблемы консалтинговых компаний:

- нехватка квалифицированных специалистов;

- отсутствие профессиональной подготовки консультантов на территории России;

- неотрегулированностъ нормативно-правовой базы, отсутствие государственного регулирования рынка консалтинговых услуг;

- отсутствие лицензирования консалтинговой деятельности;

- закрытость рынка консалтинга, недостоверность предоставляемой многими (преимущественно мелкими) компаниями информации об объемах деятельности, опыте в реализации проектов, клиентуре;

- низкая ориентированность консультанта на потребности клиента;

- непонимание самой сущности управленческого консалтинга — подмена понятий «тренинги», «внедрение ПО» и т. д. термином «менеджмент-консалтинг»;

- применение методик, часто не адаптированных к условиям российской экономики;

- необоснованное завышение цен на консалтинговые услуги в связи с превышением спроса на эти услуги над их предложением;

- невнимание к таким вопросам, как уточнение конечных целей клиента, составление плана реализации проекта, фиксирование четких сроков его завершения, калькуляция конечной стоимости услуг на этапе согласования условий сотрудничества;

- под сомнением качество консалтинговых услуг.

2.Проблемы предприятий-потребителей консалтинговых услуг:

- низкая осведомленность о сущности консалтинга;

- непонимание его важности в бизнесе и потенциальных результатов;

- отсутствие четкого ответа на вопрос: «Что я хочу получить от консультанта?»;

- нежелание руководства предприятий видеть и признавать наличие проблем и необходимость серьезных (структурных) преобразований;

- боязнь предоставлять внутреннюю информацию о компании;

- неготовность к совместной работе с консультантом над принятием решений и практической реализацией рекомендаций, понимание консалтинга через призму «я заплатил — мне все исправят»;

- низкий уровень платежеспособности российских предприятий;

- психологическая неготовность платить за консалтинг.

В то же время консалтинг в России развивается, и объективным фактором его развития является значительное увеличение потоков внешних инвестиций (рис. 2.4). Так, по данным Государственного комитета статистики, объем прямых иностранных инвестиций за девять месяцев 2010 года составил 6 014,3 млн долл. США. В целом прирост совокупного объема иностранного капитала в отечественную экономику, с учетом его переоценки, потерь, курсовой разницы и т. д., составил за этот период 5 238,8 млн долл., что на 70,5% больше прироста за соответствующий период предыдущего года. Отметим также, что наибольший прирост инвестиционных вливаний был зафиксирован в таких отраслях, как финансовая, строительная, добывающая, перерабатывающая.


Прямые иностранные инвестиции в Украину, млн долл. США

Рис.2.4. Прямые инвестиции в Россию

Среди клиентов консалтинговых компаний России преимущественно предприятия среднего и крупного бизнеса. Услуги консалтинга наиболее востребованы в таких секторах национальной экономики, как энергетика, нефтегазовая отрасль, тяжелая промышленность, торговля, пищевая промышленность, машиностроение, телекоммуникации, банки (см. таблицу). При этом рост интереса к консалтинговому сопровождению бизнеса в любой из отраслей провоцируется, в первую очередь, ростом конкуренции. Так, в последние годы стремительно развивается конкурентная борьба в сфере торговли. Это заставляет менеджеров торговых компаний привлекать специалистов в области HR-консалтинга (в большей мере для проведения тренингов с персоналом), а также IT-консалтинга. Что касается IT, то настоящее российской торговли отмечено тенденцией возрастания интереса крупных торговых сетей к комплексным системам автоматизации класса ERP, среди которых крупнейшие мировые игроки SAP, Baan, Oracle.


Таблица 2.1 Отраслевая принадлежность основных клиентов консалтинговых фирм в России

Отраслевая принадлежность основных клиентов консалтинговых фирм в Украине

Растущая конкуренция в среднем и крупном бизнесе, сопровождающаяся выходом на российский рынок иностранных игроков, повышение экспортной ориентированности отечественных предприятий, перспективы развития внешнеэкономических торговых отношений вследствие вступления России во ВТО — это те причины макроэкономического характера, которые указывают на необходимость всерьез задуматься о формализации и оптимальном моделировании бизнес-процессов компании, построении качественной стратегии, налаживании финансовых потоков, подключении серьезного маркетингового планирования. Эти тенденции и посылы сегодня глубоко ощутимы в российской бизнес-среде, реакцией на это является динамичное повышение спроса на услуги стратегического и операционного менеджмент-консалтинга, широкое использование информационных технологий и HR-услуг. Так или иначе, рынок консалтинга количественно и профессионально растет, увеличивая свои возможности по удовлетворению широкого спектра потребностей российского бизнеса.


Глава 3. Российский рынок консалтинговых услуг: проблемы и тенденции

3.1.Общая оценка становления и развития российского рынка консалтинга

Рынок консалтинговых услуг в России относительно молод. Если сравнивать возраст рынка консалтинговых услуг России с возрастом западного рынка консультационных услуг, можно сказать, что наш находится где-то на середине пути, но уже обладает сформировавшимися взглядами, своими игроками и конкурентной борьбой.

Предпосылки для возникновения консалтинга - наличие рыночной экономики, частного бизнеса и независимых экспертов. Именно поэтому отправной точкой развития рынка консалтинговых услуг в России принято считать начало 90-х годов, как и многое другое, так или иначе связанное с частным бизнесом. Тем не менее, предпосылки были созданы, стал появляться частный бизнес, совершенно разнообразного уровня и направлений. Самыми популярными видами консалтинговых услуг того времени можно назвать налоговый и юридический. Небольшие фирмы, в штате которых могло насчитываться два-три человека, предоставляли консультации в области налогообложения и его оптимизации, регистрацией фирм в зонах с особым льготным налоговым режимом, вексельных схем и пр. Клиентов эти фирмы находили непосредственно рядом с налоговыми инспекциями.

Основным источником кадров для рынка консалтинговых услуг в ту пору стали научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения. Переход на фактическое самообеспечение подтолкнул специалистов покинуть свое место работы и заняться предоставлением частных услуг, которые в большинстве случаев проходили в форме тренингов и семинаров. При этом независимые консультанты, в силу повышения отдачи от своих услуг и в случаях больших и трудоемких проектов, старались поддерживать связь друг с другом. Эти союзы часто выливались в создание совместного бизнеса, который имел явные преимущества перед индивидуальными консультантами в силу более широкого спектра оказываемых услуг.

Несмотря на появление частного бизнеса, который, безусловно, хотел развиваться, и консультантов, способных помочь осуществить это развитие с наименьшими потерями, качественно-высокого спроса на данный вид услуг все же не было. Из основных причин, по которым бизнес не желал обращаться к консультантам, можно обозначить две.

К первой можно отнести отсутствие или недостаток самих консультантов в таких сферах как маркетинг, финансы, менеджмент.

Вторая причина, самая распространенная - искреннее непонимание смысла консультационных услуг. Зачем платить кому-то за то, что знаешь или можешь узнать самостоятельно.

На западе собственник старается вести свой бизнес согласно выработанной стратегии, отклонение от которой нежелательно. В России ведение бизнеса в ту пору можно сравнить с дрейфом в открытом море. Цель ясна - рост, но что нужно делать для этого, кроме как работать еще больше, понимали далеко не все. Иными словами, бизнесмен предпочитал действовать исключительно своим умом, опираясь на внутреннее чутье и интуицию. Такая стратегия, в отсутствие жесткой конкурентной среды, могла и периодически приводила к положительному результату. Общее у двух приведенных в пример причин - отсутствие элементарной культуры ведения бизнеса, принципами которой успешно пользовались в странах с развитой рыночной экономикой.

Однако бизнес в России продолжал эволюционировать, а вместе с ним качественно изменялся и рынок консалтинговых услуг. Он становился более понятным, прозрачным и более профессиональным. Ужесточение конкурентной среды, приход на российский рынок крупных западных игроков и экспансия отечественных компаний на зарубежные рынки подняли российскую экономику и частный бизнес на новый уровень.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.