на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)


     Одной из форм прямого финансирования НИОКР за счет средств федерального бюджета, является предоставление бюджетных ассигнований фондам науки. Так в федеральном бюджете на 2001 год предусмотрено выделение средств Российскому фонду фундаментальных исследований (РФФИ) и Фонду содействия малых форм предприятий в научно-технической сфере. Как видно из таблицы 1.4 (приложение 4) существует постоянное увеличение государственных ассигнований в эти фонды, и данный рост в этом году, судя по табл. 1.3 превысил рост расходов на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, это можно назвать положительной тенденцией т.к. фонды носят целевой характер, направлены на развитие фундаментальных исследований и малых форм предпринимательства - основного локомотива сферы НИОКР на западе, и распределяют средства на конкурсных началах. Средства фондов используются на финансирование научных учреждений соответствующего уровня. Распределяет ассигнования Министерство науки и технологий Российской Федерации. Министерство не регламентирует целевое направление средств по видам расходов - это приоритет самих научных организаций.

     Прямое государственное финансирование направлено прежде всего на сферу фундаментальных исследований, в которой одним из приоритетных направлений использования является финансирование научных организаций, академических институтов, высших учебных заведений, федеральных научно исследовательских лабораторий. Здесь главной задачей реформирования в условиях резкого дефицита бюджетных средств является выделение стратегического ядра научно-исследовательской сферы как гаранта сохранения отечественной научной школы на приоритетных направлениях научно-технического прогресса.

     В условиях переходного периода государственная инновационная политика должна предусматривать: во-первых, развитие направлений, в рамках которых создается техника новых поколений, обеспечивающая в конечном счете статус России как ведущей технологической державы; во-вторых, сохранение стратегического ядра инновационного потенциала на базе структур, работающих на приоритетных направлениях научно-технического прогресса; в-третьих, содействие становлению и развитию рыночных отношений в инновационной сфере, формированию конкурентной среды и малого инновационного бизнеса.

     Финансовый механизм реализации государственной политики финансирования НИОКР должен представлять собой систему ресурсного обеспечения всего инновационного цикла, включая стадии разработки, промышленного производства и эксплуатационного применения инноваций. Большую роль в этом направлении должны играть бюджеты субъектов и муниципальных образований, т.к. очевидно, что у государства нет большой заинтересованности в финансировании разработок, используемых в масштабах например области, а тем более - их внедрения.

     Другой сферой государственного финансирования является сфера прикладных исследований и внедренческих работ. Особое значение в рамках данной сферы приобретает усиление роли государственного заказа. Объектом целевого государственного финансирования должны стать федеральные инновационные и государственные научно-технические программы. Их основное содержание составляют отобранные по конкурсу проекты создания конкретных видов принципиально новой техники, технологий и материалов или достижение практических результатов в ходе комплексных теоретических и экспериментальных исследований. В сочетании с обязательной "прозрачностью" процедур предоставления госзаказа на конкурсной основе с последующим заключением контракта на его выполнение подобная практика обеспечит целевой характер и общее повышение эффективности использования финансовых ресурсов. Формами госзаказа могут быть:

—  целевой контракт под конкретные цели и определенных исполнителей с исключительным правом государства на полученные результаты;

—  конкурсный контракт с разделением права собственности на полученные результаты между государством и исполнителем и правом государства на выкуп у исполнителя его доли.

     В целом механизм прямого финансирования является наиболее перспективным именно на направлениях решения общегосударственных задач: финансирование науки, фундаментальных исследований, приоритетных прикладных исследований и т.п.,- для стимулирования увеличения доли затрат на НИОКР внутри хозяйствующих субъектов необходимо использования механизма косвенного государственного финансирования.

     Ключевым звеном такого механизма является практика предоставления льгот исполнителям НИОКР. Прежде всего речь идет о налоговых льготах. Так Российским налоговым законодательством предусмотрена льгота для организаций, осуществляющих НИОКР за счет собственных средств. В соответствии с подпунктом «з» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (3) при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями на проведение НИОКР, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития, но не более 10% от суммы налогооблагаемой прибыли. Следует также учитывать, что п. 7 ст. 6 того же закона для ряда льгот (в т. ч. и вышеуказанной льготы дня организаций, осуществляющих НИОКР) установлено 50%-е ограничение на уменьшение фактической суммы налога, исчисленной без учета данных налоговых льгот.

     К сожалению, в настоящее время предприятия практически не используют данную льготу, во-первых, из-за отсутствия прибыли, при котором 10% скидка значительной роли не играет, во-вторых, из-за отсутствия возможности проведения таких работ собственными силами. В связи с этим для стимулирования предприятий внедрять новые технологии следует предусмотреть снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на полный объем НИОКР. При этом в случае невозможности покрытия расходов по НИОКР за счет прибыли одного года необходимо предусмотреть снижение налога на прибыль в последующие годы.

     Если говорить о льготах научным организациям то и здесь существуют свои проблемы. Так подпунктом «д» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (3) установлено, что при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные научными организациями, прошедшими государственную аккредитацию, непосредственно на проведение и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в порядке и по перечню, установленным правительством РФ. Данная льгота выведена из-под упоминавшегося выше 50%-го ограничения. "Однако практическое применение данной льготы по налогу на прибыль в настоящее время серьезно затруднено тем, что отсутствует утверждаемый правительством РФ порядок исключения из налогооблагаемой прибыли научных организаций, прошедших государственную аккредитацию, фактически произведенных затрат на проведение и развитие НИОКР" (32 стр. 9).

     Помимо льгот по налогу на прибыль льготный налоговый режим по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам применяется в соответствии с подпунктом «м» п. 1 ст. 5 ФЗ «О налоге на добавленную стоимость» (2), от НДС освобождаются НИОКР, выполняемые за счет бюджета, средств Российского фонда фундаментальных исследований. Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций, а также по НИОКР, выполняемым учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

     Данная льгота является, на наш взгляд, вполне оправданным шагом т.к. это не только стимулирует предприятия-заказчиков сотрудничать на договорной основе с учреждениями образования и науки, но и ориентирует участников инновационного процесса на проведение работ, реализующих приоритетные направления научно-технического прогресса, создание техники новых поколений, разрабатываемой в соответствии с государственным заказом, создание специализированных внебюджетных фондов финансирования НИОКР. Помимо льготного налогообложения в число льгот входят:

-    применение механизма ускоренной амортизации для оборудования, используемого в исследованиях;

-    предоставление возможности создания в государственных научных организациях фондов материального поощрения, научно - технического и социального развития за счет средств, полученных от собственной коммерческой деятельности и экономии по сметам бюджетных средств по законченным работам данных учреждений.

     Следующей важной группой источников финансирования НИОКР являются собственные средства предприятий. К сожалению необходимо отметить, что в структуре расходов на НИОКР падает доля предпринимательского сектора как источника финансирования. За 1994-1999 гг. она уменьшилась более чем на 4 пункта - с 19,9 (24 стр. 88) до 15,7%, (см. диаграммы приложения 2), при нелинейном характере сокращения. В странах с развитой рыночной экономикой роль частного бизнеса в финансовом обеспечении инновационной сферы намного больше, что является, на мой взгляд, вполне оправданным так как внутри предприятия все стадии инновационного процесса замкнуты и НИОКР, на финансирования которых направляются внутренние средства предприятий (прибыль, амортизационный фонд, устойчивые пассивы), в конечном итоге выливаются в законченные инновационные продукты, пользующиеся спросом у потребителей (при правильно построенной производственно-сбытовой политики фирмы). Конечно, с ростом промышленного производства и платежеспособного спроса, а следовательно доходов и прибыли предприятий и организаций доля собственных средств в финансировании капитальных затрат и затрат на НИОКР постепенно будет возрастать, что наблюдалось в 2000 году, однако для стимулирования деятельности в сфере НИОКР внутри предпринимательского сектора со стороны государства должны приниматься меры (о которых говорилось выше) косвенного воздействия на данный процесс.

     Ключевым звеном в финансировании НИОКР являются внебюджетные фонды, которые по сути являются связующим звеном между предпринимательским сектором и организациями, занимающимися научно-исследовательской работой в качестве основной деятельности. Согласно п. 1 Порядка образования внебюджетных фондов (10) "федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать следующие внебюджетные фонды для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок:

     Министерство науки и технологий Российской Федерации - российский фонд технологического развития;

     Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти - фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

     коммерческие организации - фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих коммерческих организаций.

     Внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти формируются за счет: - добровольных отчислений, осуществляемых на договорной основе организациями (хозяйствующими субъектами), находящимися в их ведении;

-    1,5% - х отчислений;

-    отчислений коммерческих организаций.

     Внебюджетные фонды коммерческих организаций формируются за счет собственных отчислений (1,5%), а также отчислений, осуществляемых на договорной основе другими коммерческими организациями.

     Федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации в соответствии с договором с Министерством науки и технологий Российской Федерации ежеквартально перечисляют в российский фонд технологического развития 25 процентов средств, поступающих в их внебюджетные фонды.

     Представляется, что механизм финансирования НИОКР за счет средств внебюджетных фондов является весьма эффективным. Выделение средств из внебюджетных фондов осуществляется на договорной основе, на основе проведенных конкурсов и экспертиз проектов. Фонды начали играть связующее звено между заказчиками и исполнителями НИОКР, осуществляя финансирование в том числе на возвратной основе. Наиболее успешными с точки зрения поставленных задач оказались Российский фонд фундаментальных исследований, отпочковавшийся от него Российский гуманитарный научный фонд, а также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

     Недостаток собственных средств организация может компенсировать за счет заемных источников. В первую очередь к таким источникам можно отнести банковские кредиты. Кредит в наибольшей степени соответствует характеру рыночных отношении, учитывая условия его предоставления (возвратность, срочность, обеспеченность). Он может применяться и на всех этапах инновационной деятельности, в финансировании заказов реального сектора экономики, выполняемых в научно-технической и инновационной сферах.

     Коммерческие банки могут кредитовать НИОКР, выполняемые научными организациями по договорам с заинтересованными заказчиками, оплачивающими работы после их полного завершения и приемки. Банк может выполнять функции координатора инновационного проекта от имени конкретного органа, являющегося владельцем денежных средств, что обеспечит повышение эффективности вложения средств и ответственности исполнителей, поскольку финансовый институт может прибегать к требованиям неустойки за ненадлежащее выполнение договора.

     Наиболее широко кредит может использоваться при осуществлении затрат на НИОКР непосредственно на самих предприятиях, поскольку позволяет последним осуществлять инновации без крупных единовременных отвлечении на эти цели собственных оборотных средств. Этому способствует принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".(3) От налога на прибыль освобождаются средства, направляемые на финансирование капитальных вложений, а также погашение кредитов банков, полученных и используемых на эти цели. Освобождается от налогообложения прибыль банков и кредитных учреждений, полученная от предоставления кредитов на срок от 3 лет для осуществления капиталовложений по развитию производственной базы предприятий.

     К сожалению, приходится констатировать, что многие российские коммерческие банки не в состоянии кредитовать затраты на НИОКР предприятий и организаций. Это происходит из-за того, что отечественные банки отличаются следующими особенностями: сравнительно небольшая величина собственного капитала банков, низкий удельный вес собственного капитала в активах, преобладание краткосрочных пассивов, ограничивающее возможности долгосрочных вложений, высокая доля остатков по счетам предприятий и организаций в пассивах, острота проблемы ликвидности активов банков и др. Эти особенности не позволяют большинству российских банков осуществлять долгосрочные кредитования инновационных проектов, поскольку собственные средства банков относительно невелики, а привлекаемые имеют в основном кратковременный характер.

     Остроту проблемы надежного заемщика уменьшает практика получения банками ликвидного залога под выдаваемый кредит. Кредитование клиентов без дополнительного обеспечения возможно только при достаточно прочном положении предприятия на рынке. В качестве обеспечения ссуды выступают: залог, гарантии, поручительства, страхование кредитного риска, переуступка в пользу банка требований заемщика третьему лицу.

     Вместе с тем имеются объективные ограничения, связанные с использованием залога, как средства минимизации риска, так как найдется мало предприятий и организаций имеющих возможность предоставить залог, отвечающий требованиям банка.

     Снижение инфляции, падение доходности ГКО вынуждают банки искать новые сферы вложения капитала. Однако банки, отказывающиеся от спекулятивных операции в пользу кредитования производства, испытывают серьезные финансовые проблемы, поскольку "среди промышленных предприятий в России, нуждающихся в инвестициях не более 1% способно вернуть кредит" (26 стр.20). Особенности деятельности связанной с НИОКР (рисковость, отсутствие дохода в течение длительного времени после создания опытного образца продукта), равно как и тяжелый финансовый кризис августа 1998 г. в еще большей степени отвратило внимание коммерческих банков от инновационной деятельности вообще.

     На сегодняшней день государству следует принять более радикальные меры, направленные на повышение заинтересованности кредитных учреждении в обслуживании сферы НИОКР. К таким мерам могут быть отнесены следующие:

-    исключить или существенно сократить суммы срочной задолженности предприятий, реализующих инновационные проекты из облагаемой налогом прибыли банка;

-    уменьшить размер обязательных резервов в ЦБР на 50 % для коммерческих банков, кредитующих инновационные проекты отечественных предприятии;

-    гарантировать своевременный возврат полученных кредитов от коммерческих банков путем беспроцентного кредитования со стороны ЦБР на определенные сроки пролонгирования просроченных кредитов;

-    предоставлять для целей кредитования инновационных процессов коммерческими банками целевые ресурсы ЦБР по более низким ставкам. (26 стр. 21)

     Кроме средств российских банков представляется целесообразными действия государства и субъектов хозяйствования по привлечению иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции во многом способствовали бы росту инновационной активности российских предприятий, поскольку прямые вложения иностранного капитала предпочтительнее кредитов, увеличивающих внешний долг страны. Реализация государственной стратегии по привлечению зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики предполагает создание благоприятного инвестиционного климата и эффективного механизма их мобилизации. С этой целью государственные органы управления должны сформулировать систему льгот и преференции для иностранных инвесторов, закрепив их в налоговом и таможенном кодексах и в других законодательных актах, а также создания совместных предприятий.

     Подводя итог анализу современного состояния механизма финансирования НИОКР хочется отметить, что дальнейшее его реформирование должно быть направлено на усиление рыночных принципов финансирования. Осуществление расходов на НИОКР должно происходить главным образом в рамках хозяйствующих субъектов, непосредственно занятыми производством конкурентоспособных инновационных продуктов, стимулом к чему должна служить выверенная система соответствующих льгот со стороны государства. Взаимодействие хозяйствующих субъектов с научно-исследовательскими организациями должно проходить на договорной, коммерческой основе, посредством созданной системы координации размещения заказов на конкурсной основе (через фонды, специализированных коммерческих посредников, занимающихся приемом заказов на НИОКР и поиском наиболее эффективных исполнителей). Государственное финансирование, при стабильном развитии экономики должно концентрироваться только на сфере фундаментальных исследований, поддержке науки, наиболее значимых сферах прикладных исследований. Развитие новых, перспективных форм и видов организации и финансирования НИОКР должно основываться на использовании успешного мирового опыта, который должен быть адаптирован к реалиям нашей действительности. Именно на проблемах и возможностях использования мирового опыта я и остановлюсь во второй главе.

Глава II Система финансирования НИОКР

в зарубежных странах

2.1 Финансирование НИОКР в странах ОЭСР

     К концу XX века стало очевидно, что уровень развития научно-технической сферы - науки, образования, наукоемких отраслей, мировых рынков технологий - определяет границы между богатыми и бедными странами, создает основу устойчивого экономического роста, является важнейшим фактором решения социальных проблем. Технологический прогресс изменил не только масштабы и структуру производства индустриально развитых стран, но и оказал заметное влияние на качество жизни, взаимоотношения людей между собой и с окружающим миром.

     Развитые страны завершили два важнейших этапа современной научно-технической революции. На первом этапе (1940-е - 50-е годы) она была нацелена прежде всего на создание систем вооружений, обеспечение военно-технического превосходства. На втором этапе (60е - 80е годы) эта цель не была снята, но появилась качественно новая задача - обеспечение стабильных темпов экономического роста, повышение глобальной конкурентоспособности ключевых отраслей. На этом этапе вклад фактора научно-технического прогресса в экономический рост становится решающим, его значение может быть больше, чем вклад капитала и трудозатрат.

     Третий, современный этап характеризуется тем, что развитые страны приступили к постановке и решению комплекса новых, преимущественно социально-экономических задач, требующих смещения приоритетов научно-технической политики в сторону информационных услуг, медицины, экологии и других аспектов устойчивого роста и повышения качества жизни. С высокой степенью вероятности можно утверждать, что эти задачи останутся актуальными и в ближайшее десятилетие.

     Если говорить о количественных характеристиках финансирования НИОКР в развитых странах, то в последнее десятилетие показатели общей наукоемкости ВВП (отношение национальных расходов на НИОКР к ВВП) развитых стран стабилизировались, при сохранении небольших годовых флуктуаций. Для США, Японии и Германии этот показатель установился на уровне 2,5 - 2,8 %, во Франции и Великобритании -2,2-2,4%, в Италии и Канаде -1,3-1,5%. (табл. 1.5 приложение 5) Для большинства развитых стран процесс формирования и роста государственного сектора науки, наиболее интенсивный в военный и послевоенный период, в основном завершен. Новейшая практика управления научно-техническим прогрессом показывает, что финансирование инноваций все более приобретает внутрифирменный характер. Так в США в 1998 году доля государства в расходах на НИОКР сократилась до 30% по сравнению с более чем 50% в начале 80-х годов.(15 стр. 25) Однако государство в развитых странах все еще берет на себя значительную долю в финансировании затрат на НИОКР. В начале 90-х свыше 50% затрат на НИОКР брало на себя государство в Великобритании и Франции, более 40% в Германии. Из развитых стран только в Японии указанная доля колебалась в пределах 20-30%. (12 стр. 44) Однако участие государственного сектора в выполнении научных исследований составляет 10-20%, (22 стр. 56) т.е. большую часть государственных средств осваивают компании частного сектора. Научные подразделения крупных корпораций, мелкие и средние наукоемкие фирмы усиливают свои позиции в национальном научно-техническом развитии, опираясь на созданную при помощи государства систему образования, инфраструктуру и некоторые льготы экономического характера.

     Соответственно в большинстве развитых стран небюджетное финансирование научных исследований и разработок будет существенно превышать объёмы бюджетных ассигнований в эту сферу. В среднем по странам - членам ОЭСР оно возросло с 55% в 1981 г. до 65% в начале 90-х годов. (19 стр. 294)

     Главный источник небюджетных средств - предпринимательский сектор, в котором лидируют крупные национальные и транснациональные корпорации. Корпорации предпринимательского сектора в развитых странах исторически сложились как важнейшие структуры национальных инновационных систем. Именно они, одновременно финансируя исследования и воплощая в реальные продукты и технологии научные результаты и изобретения, берут на себя экономическую ответственность за основные направления НТП, на их долю приходится большая часть финансирования науки силами частного сектора. Предпринимательский сектор является и останется в перспективе крупнейшим исполнителем НИОКР как по объему расходуемых средств, так и по числу занятых научными исследованиями ученых и инженеров.

     В развитых странах 2/3 всех промышленных исследований выполняют крупные корпорации, однако существенное влияние в данном процессе начиная с 80-г годов стали оказывать малые фирмы, которые проявляют наибольшую эффективность в освоении средств. Так затраты на функционирования малых компаний составляют около 5% общего объема НИОКР, а доля инноваций, внедренных данными фирмами, в общем объеме составляет свыше 50%. (12 стр. 6-7) При этом малые фирмы наиболее эффективны именно на стадии проведение НИОКР, зачастую оставляя право на массовое производство созданных образцов крупным хозяйственным единицам.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.