![]() |
|
|
Реферат: Основы оценки сложных систем. Понятия и виды шкал. Отработка характеристик, измеряемых в разных шкалахКачественные методы измерения и оценивания характеристик систем, используемые в системном анализе, достаточно многочисленны и разнообразны. К основным методам качественного оценивания систем относят: * методы типа мозговой атаки или коллективной генерации идей; типа сценариев; * экспертных оценок; * типа Дельфи; * типа дерева целей; * морфологические методы. Количественные методы используются на последующих этапах моделирования для количественного анализа вариантов системы. Наличие неоднородных связей между отдельными показателями сложных систем приводит к проблеме корректности критерия превосходства к необходимости идти на компромисс и выбирать для каждой характеристики не оптимальное значение, а меньшее, но такое, при котором и другие показатели тоже будут иметь приемлемые значения. Для решения проблемы корректности критерия превосходства были разработаны методы количественной оценки систем: * методы теории полезности; * методы векторной оптимизации; * методы ситуационного управления, инженерии знаний. Методы теории полезности основаны на аксиоматическом использовании отношения предпочтения множества векторных оценок систем. Методы векторной оптимизации базируются на эвристическом использовании понятия векторного критерия качества систем (многокритериальные задачи) и включают методы главного критерия, лексикографической оптимизации, последовательных уступок, скаляризации, человеко-машинные и другие методы. При решении задач векторной оптимизации векторный (многокомпонентный) критерий эффективности, выраженный через показатели исходов операции, заменяют скалярным на основе какой-либо функции свертки. Методы ситуационного управления, инженерии знаний основаны на построении семиотических моделей оценки систем. В таких моделях система предпочтений ЛПР формализуется в виде набора логических правил, по которым может быть осуществлен выбор альтернатив. При этом понятие векторного критерия в явном виде не используется. Рассмотрение указанных подходов в системном анализе основано на трех важных особенностях. Во-первых, считается, что не существует системы, наилучшей в независящем от ЛПР смысле. Всегда система может быть наилучшей лишь для данного ЛПР. Другое ЛПР в данных условиях может предпочесть альтернативную систему. Во-вторых, считается, что не существует оптимальной системы для всех целей и воздействий внешней среды. Система может быть эффективной только для конкретной цели и в конкретных условиях. В других условиях и для других целей система может быть неэффективной. Например, конверсия танков в интересах сельского хозяйства показала, что эта техника по сравнению с тракторами неэффективна по показателям ресурсоемкости. В-третьих, методы исследования операций (линейное, нелинейное, динамическое программирование и др.) не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к задачам оценивания сложных организационных систем, поскольку вид целевой функции или неизвестен, или не задан аналитически, или для нее отсутствуют средства решения. Заключение Оценка сложных систем может проводиться для разных целей. Во-первых, для оптимизации - выбора наилучшего алгоритма из нескольких, реализующих один закон функционирования системы. Во-вторых, для идентификации - определения системы, качество которой наиболее соответствует реальному объекту в заданных условиях. В-третьих, для принятия решений по управлению системой. Под оценкой понимают результат, получаемый в ходе процесса, который определен как оценивание. В основе оценки лежит процесс сопоставления значений качественных или количественных характеристик исследуемой системы значениям соответствующих шкал. Исследование характеристик привело к выводу о том, что все возможные шкалы принадлежат к одному из нескольких типов, определяемых перечнем допустимых операций на этих шкалах. Особенностью измерения и оценивания качества сложных систем является то, что для одной системы по разным частным показателям качества могут применяться любые из типов шкал от самых слабых до самых сильных. При этом для получения надежного значения показателя может проводиться несколько измерений. Кроме того, обобщенный показатель системы может представлять собой некую осредненную величину однородных частных показателей. Методы оценивания систем разделяются на качественные и количественные. Качественные методы используются на начальных этапах моделирования, если реальная система не может быть выражена в количественных характеристиках, отсутствуют описания закономерностей систем в виде аналитических зависимостей. В результате такого моделирования разрабатывается концептуальная модель системы. Количественные методы используются на последующих этапах моделирования для количественного анализа вариантов системы. Список использованной литературы 1. Бусленко Н. П., Калашников В. В,, Коваленко Н. Н. Лекции по теории сложных систем. М., Сов. радио,1973 2. Волкова В. П., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа. С-П, изд. СПбГТУ, 1999 3. Денисов А. А,,Колесников Д. Н. Теория больших систем управления. Уч. пособие. Л., Энергоиздат, 1982 4. Квейд Э. Анализ сложных систем. М., Сов. радио, 1969 5. Месарович М., Такахара И. Общая теория систем: математические основы. М., Мир, 1978 6. Моисеев Н. Н. Математические задачи системного анализа. М., Наука, 1981 7. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. Уч. пособие. М., ВШ, 1989 8. Системный анализ в управлении. Учеб. пособие / В.С.Анфилатов, А.А.Емельянов, А.А. Кукушкин; Под ред. А.А.Емельянова. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 368 с. 9. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. М., Мысль, 1978 10. Флейшман Б. С, Основы системологии. М., Радио и связь, 1982 11. Фомин Г.Н.Математические методы и модели в коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 616 с. 12. Черняк Ю. И. Системный анализ в управлении экономикой. М., Экономика, 1975 Приложение 1 Рис. 1. Классификация шкал по С.Стивенсу. Таблица 1. Пример балльной оценки свойств систем.
Приложение 2 Таблица 2. Основные формулы осреднения.
Приложение 3 Таблица 3. Сводные данные по характеристикам разных шкал
Приложение 4 Рис. 2. Пример нечеткой шкалы О 10 20 30 40 50 60 70 80 Возраст |
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |