на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Социально-экономическая эффективность санаторно-курортного оздоровления


Уже сам приезд на курорт оказывается в ряде случаев целительно-действующим, ибо при этом изменяются условия существования, а вместе с тем устраняются и те условнорефлекторные воздействия, которые поддерживают или провоцируют патологический процесс. Больные, приехавшие на курорт, нередко начинают себя лучше чувствовать даже без каких либо лечебных мероприятий. Пребывание в живописных местах успокаивающе влияет на нервную систему. Создается благоприятный фон для действия лечебных процедур, применяемых комплексно – естественные факторы сочетаются с искусственными. Среди последних ведущее значение имеют бальнеологические и грязевые процедуры, действующие в первую очередь наиболее выражено на нервную систему.

2.3 Туристское потребление

Туристское потребление (использование) – это расходование дохода индивидуумов с целью приобретения туристских товаров или услуг для удовлетворения определенных туристских потребностей и желаний в определенном месте назначения и в определенное время. Иными словами, турист тратит деньги с тем, чтобы удовлетворить свои туристские потребности. Такое определение характеризует его именно как потребителя, который использует туристскую продукцию.

На принятие индивидуумом решения потратить деньги на удовлетворение своих туристских потребностей и желаний влияют различные факторы. Поведение индивидуума зависти от его биологических, физических, умственных и социальных особенностей. Факторы, которые влияют на принятие им решения, могут быть эндогенные и экзогенные. Эндогенные (внутренние) факторы – это психологические, физические и культурные особенности самого индивидуума. Экзогенные (внешние) факторы определяются уровнем его личного дохода, социальными, политическими, экономическими обстоятельствами и рекламой.

При рассмотрении вопросов, связанных с туристским потреблением, необходимо определить, что такое потребительская стоимость. Под потребительской стоимостью для туриста понимается полезность различных материальных составляющих туристского потребления (нематериальных составляющих) – различных услуг, предоставляемых туристу. Она включает в себя:

·  Потребительские стоимости, не являющиеся результатом человеческого труда (природные факторы: солнце, воздух, вода)

·  Потребительские стоимости. Являющиеся результатом, человеческого труда в прошлом ( овеществленный труд) и не принимающее товарной формы (памятники архитектуры)

·  Потребительские стоимости материальных составляющих, которыми туристы пользуются бесплатно, на которые требуют постоянных затрат как живого, так и овеществленного труда (дороги, парки, строительные комплексы и т.п.)

·  Потребительские стоимости, выступающие в форме товара (услуги)

Удовлетворение туристских потребностей включает в себя приобретение товаров и услуг, с одной стороны, и потребление благ (бесплатно) – с другой.

Туристские потребности можно разделить на три группы: обязательные, специфические и дополнительные.


Под обязательными потребностями понимаются услуги, которые, как правило, составляют основу турпакета ( транспорт, размещение, питание)

Специфические потребности – основа выбранного путешествия, они являются теми впечатлениями, которые турист получает в процессе путешествия. Потребление обязательных услуг и их соответствующее качество способствуют удовлетворению специфических потребностей.

К дополнительным потребностям относятся те товары и услуги, которые турист получает в процессе путешествия и которые непосредственно не входят в турпакет. К ним можно отнести различные покупки (шопинг), приобретение сувениров, услуги службы быта, транспорта, почты и т.п..

Особенность туристского потребления вносит определенную специфику в организацию обслуживания туристов, прежде всего это связано с нематериальностью услуги. В материальном производстве производство и потребление товара разнесено во времени и пространстве. Поэтому для потребления товара его необходимо доставить от места производства к месту потребления. Туристская услуга, наоборот, потребляется тогда, когда туриста доставят к месту ее производства, и потребляется она в процессе ее производства (неразделимость во времени).

Услуг оказываются различными предприятиями туриндустрии, которые территориально разделены. В основном туристы приобретают услуги: в месте постоянного проживания (информация, посреднические услуги); во время путешествия, т.е. перемещения (транспортные услуги, питание, информация и т.п.); в местах туристского назначения (дестинациях): питание, проживание, развлечения и т.п.

Следующей особенностью потребления туристских услуг является разделение по месту и времени актов приобретения (купли-продажи) услуг (приобретение турпакета в месте проживания) и потребления приобретенной услуги в месте назначения (дестинации). Таким образом, весь процесс потребления туристских услуг можно разделить на три этапа, представляющих единое целое – турпродукт:

·  Обслуживание туристов при купле-продаже пакета услуг;

·  Обслуживание в процессе путешествия;

·  Обслуживание в местах назначения (дестинациях).

В процессе производства и предоставления туристских услуг (товаров) предъявляются высокие требования к той среде или обстановке, в которой они производятся. Особенно это относится к материально-технической базе туриндустрии (так называемой hard- составляющей услуги). Для основных и дополнительных услуг высокий уровень материально-технической базы является непременным условием, без которого невозможно качественное их потребление. Деятельность по созданию и поддержанию материально-технической базы туризма как необходимого условия производства и реализации услуг включается как составляющая в туристское обслуживание.

Таким образом, обслуживание – это своеобразный процесс сложных взаимоотношений между обслуживающим персоналом и туристами, в котором одновременно осуществляется создание, предложение и потребление большей части услуг (товаров).

Для характеристики туристского потребления все затраты туристов можно разделить на две группы: затраты на путешествие (обще, или валовые, затраты) и потенциальные затраты, которые могли бы возникнуть в месте постоянного проживания при отсутствии путешествия (постоянные затраты, или затраты места). В течение времени путешествия турист не производит те затраты, которые должен был бы сделать, оставшись дома: на питание, транспорт, развлечения и т.п.

Как правило, валовые затраты существенно выше, чем затраты места, за счет оплаты транспортных средств во время путешествия, жилья, питания. Во время путешествия на эти услуги туристы обычно тратят больше, чем в месте постоянного проживания. Это связано, например, с их желанием попробовать национальные блюда страны пребывания, посмотреть различные достопримечательности, приобрести сувениры.

Чистые затраты туриста ∆Z, можно определить по формуле:

∆Z=Zвал – Zместа

1-  общие затраты туриста 2- затраты места

показатель ∆Z, обозначает ту сумму расходов, которые турист понесет дополнительно, если совершит путешествие. Чем меньше чистые затраты, тем выгоднее с экономической точки зрения будет путешествие для туриста. Это обстоятельство можно использовать как дополнительный стимул при принятии им решения о путешествии.

Иногда имеет место ситуация, когда валовые затраты существенно ниже затрат места. Это может случиться, если выбранная для путешествия дестинация гораздо дешевле с точки зрения расходов на проживание, чем постоянное место жительства, или если турист приобретает льготную или горящую путевку по цене существенно ниже той, которая предлагалась первоначально. Сюда же можно отнести и интенсив-туры, когда все затраты на путешествие оплачиваются фирмой, а также те случаи, когда турист приобретает в путешествии товары длительного пользования по цене существенно ниже, чем в стране постоянного проживания. Такие затраты относятся к затратам будущего потребления.


2.4 Спрос на продукцию туриндустрии

Успешное развитие индустрии туризма прежде всего зависит от уровня благосостояния населения. И чем больше будут увеличиваться доходы граждан, тем это в большей степени скажется и на развитии индустрии туризма. Спрос на продукцию туриндустрии имеет специфический характер, и потребность в ней возникает только тогда, когда имеются свободные денежные средства, т.е. население обладает платежеспособностью.

Платежеспособный спрос – это форма проявления потребностей населения в товарах и услугах, обеспеченная денежными доходами. Формирование платежеспособного спроса населения на туристские продукты зависит от различных факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам

·  природе возникновения

·  характеру воздействия

·  возможности (способам) количественного измерения.

По природе возникновения факторы формирования платежеспособного спроса подразделяются на экономические , социальные, демографические, природно-климатические, национально-исторические.

К экономическим факторам формирования платежеспособного спроса относятся: общая экономическая ситуация в стране; денежные доходы населения; цены на товары и услуги в целом и на продукцию туриндустрии; уровень инфляции и пр.

К социальным факторам относятся: общая социальная политика государства (социальные льготы, выплаты и пр.); социальная политика, связанная с туризмом (льготные путевки, дотации и пр.); определение различных социальных нормативов (МРОТ, социальные гарантии и пр.); уровень жизни населения; формирование культуры и эстетических вкусов и пр.

туристический экономика спрос доход

К демографическим факторам относятся: численность населения и его состав (половозрастная структура); численность и состав семей; соотношение городских и сельских жителей, процессы миграции и пр.

К природно-климатическим факторам относятся: продолжительность времен года; климатические показатели (температура, количество солнечных дней); географические условия; наличие природных ресурсов (моря, реки, горы, леса и пр.).

К национально-историческим факторам относятся: традиции, условия быта и пр.

По характеру воздействия на формирование и развитие платежеспособного спроса факторы можно разделить на общие и частные (специфические).

К общим факторам относятся все факторы, которые оказывают влияние в целом на формирование и развитие спроса у населения (уровень дохода, уровень цен, стоимость потребительской корзины, численность населения и др.).

Частные, или специфические, факторы влияют главным образом на развитие спроса на туристскую продукцию, учитывая специфические требования различных групп потребителей (например, мужчины и женщины; молодежь и люди пожилого возраста; люди, увлекающиеся спортом или желающие полечиться и т.д.).

По возможности измерения все факторы можно разбить на две подгруппы: поддающиеся и не поддающиеся количественному измерению, т.е. факторы прямого количественного измерения и косвенного, оценка которых осуществляется на качественном неформализованном уровне. В туризме существует много факторов, которые достаточно сложно выделить и особенно измерить, например, туристское ожидание и туристский опыт, привычки и предпочтения и т.п.

Спрос может быть реализованным, неудовлетворенным и формирующимся.

Реализованный спрос соответствует той части общего спроса населения, которая фактически удовлетворяется при обмене денежных средств на продукцию туриндустрии. Реализованный спрос можно определить количественно в виде объема продаж туристской продукции. Следовательно, объем продаж характеризует тенденции развития, размеры и структуру реализованного спроса. Однако поскольку определить объем продаж туристского продукта из-за его специфики достаточно сложно, то и установить истинную величину реализованного туристского спроса весьма сложно.

Определение неудовлетворенного спроса на турпродукты, как правило, не поддается количественной оценке, а осуществляется только на качественном уровне. Неудовлетворенный спрос соответствует части общего спроса населения на туристскую продукцию, которая не была удовлетворена по какой-либо причине в определенный (конкретный) момент времени. Его можно определить только при проведении специальных исследований в виде анкетирования населения, опроса специалистов – работников туриндустрии и экспертов. В качестве причин неудовлетворенного спроса могут выступать все факторы, которые были рассмотрены как препятствующие эффективному функционированию туриндустрии в целом.

Формирующийся спрос на туристскую продукцию выражается в виде совокупности новых требований, которые потребители предъявляют к туриндустрии. Он формируется из той информации, которую получают потенциальные потребители туристской продукции (туристы) о новых направлениях (дестинациях) и новых видах туристской продукции. На формирование спроса большое влияние оказывают туроператоры, предлагая (навязывая) продукцию из того набора, которым они обладают. Величину формирующегося можно также определить посредством проведения специальных исследований в виде экспертного анализа, анкетирования, опроса.

Спрос характеризуют два показателя – структура (т.е. на что население предполагает тратить свои сбережения) и объем (т.е. сумма денежных средств, которую население обменивает на товары и услуги). Спрос определяется величиной покупательных фондов населения в целом, размером неудовлетворенного спроса и миграцией (перераспределениям по регионам) денежных средств.

Покупательный фонд населения – часть денежных средств, которые население выделяет для покупки товаров и услуг; рассчитывается на основе баланса денежных доходов и расходов населения такой баланс характеризует источники образования и объем денежных доходов и расходов населения. Такой баланс характеризует источники образования и объем денежных доходов, а также объем и направление денежных расходов населения. На его основе устанавливаются соотношения между денежными доходами, различным товарооборотом, величиной расходов на оплату услуг и остатками денежных доходов населения. На его основе устанавливаются соотношения между денежными доходами, розничным товарооборотом, величиной расходов на оплату услуг и остатками денежных доходов населения. Для разработки баланса используются плановые показатели и отчетные данные министерств и ведомств, различные статистические обследования населения (групп населения), экспертные оценки и т.д. Баланс составляется в целом по стране, а также по регионам, областям, по группам населения.

На основе данных баланса определяются денежные доходы населения, величина покупательных фондов, сумма расходов и пр. Сумма расходов на приобретение товаров и услуг определяет общий объем спроса населения. Оно рассчитывается вычитанием из общей суммы доходов населения таких показателей, как обязательные платежи. Добровольные взносы, суммы, направленные на приобретение облигаций и других ценных бумаг, покупку валюты, прирост вкладов населения.

Данные о покупательном фонде служат основой для определения общего объема розничного товарооборота страны.

В территориальном балансе величина покупательных фондов зависит не только от суммы денежных доходов местного населения, но и от притока денежных средств из других регионов ( миграция средств), который образуется за счет перемещения населения между регионами (областями) страны (командировки, туризм, лечение и пр.). поэтому в балансе имеются две регулирующие статьи: превышение расходов над доходами (отражается в доходной части), что характеризует изменение остатка денег на руках у населения.

Для того, чтобы оценка объема спроса населения была наиболее адекватна, необходимо учитывать и объем неудовлетворенного спроса, для определения которого существуют различные методы. Например, его можно рассчитать как разность между общим объемом прироста сбережений и совокупными доходами. Одной из форм проявления неудовлетворенного спроса может быть превышение темпов прироста сбережений, находящихся на руках граждан, над темпами прироста денежных доходов населения.


Заключение

 

Социально-экономическое значение туризма.

Менее чем за 400 лет путешествия и туризм выросли из способа времяпрепровождения, который могли себе позволить только состоятельные люди, в огромную индустрию. Индустрия туризма является важнейшим участником мировой торговли. Во многих странах именно поступления от туризма формируют основную часть доходов в иностранной валюте.

Основой международной торговли является тот факт, что ни одна страна не может произвести всю продукцию и все товары и обеспечить все виды услуг. Которые необходимы стране и её населению. Это относится, в сущности, ко всем странам в мире, поскольку каждая страна:

·  разрабатывает свои природные ресурсы, будь то сырье, сельскохозяйственная продукция, туристские достопримечательности и др.;

·  специализируется на производстве такой продукции и оказании потребителям таких услуг, в которых она наиболее преуспевает и для производства которых располагает необходимыми ресурсами;

·  стремится продать – экспортировать – излишки своей продукции и сервиса другим странам;

·  использует доход от своего экспорта для оплаты закупок – импорта – из других стран, т.е. той продукции и сервиса, которые она не имеет или не может произвести (обеспечить) сама или не может произвести в должном количестве или должного качества для удовлетворения всех потребностей населения соей страны.

Применительно к туризму существуют такие понятия, как видимая и невидимая торговля (видимый и невидимый импорт и экспорт).

Видимая торговля связана с импортом и экспортом осязаемой, материальной продукции, такой, как сырье и товары.

Невидимая торговля связана с импортом и экспортом услуг.

Далее следует дать и некоторые другие определения, используемые в макроэкономике туризма.

Торговый баланс – это соотношение между стоимостью видимого экспорта страны и стоимостью ее видимого импорта за определенный период. Торговый баланс называется активным, когда стоимость вывезенных товаров превышает стоимость ввезенных товаров, а пассивным, при обратном соотношении. Торговый баланс является основной частью платежного баланса.

Платежный баланс – это соотношение платежей, поступивших из-за границы в данную страну, к платежам, произведенным ею в адрес других стран, за известный период (год, месяц и т.д.). превышение платежей других стран делает платежный баланс страны активным, а превышение платежей данной страны делает его пассивным.

Каждая страна пытается сбалансировать полную стоимость своего импорта с полной стоимостью своего экспорта. Но не всем странам удается добиться такого равновесия. В итоге получается неблагоприятный платежный баланс, или дефицит. В случае большого дефицита происходит утечка ресурсов страны, что приводит к необходимости делать займы за рубежом, снижать объем импорта и предпринимать шаги по увеличению объема экспорта. В такой ситуации развитие доходного туризма может существенно поправить положение.

Многие страны, в том числе такие высокоразвитые, как США, Англия, Франция, Испания и Германия, а также другие европейские и азиатские страны, понимают значение дохода от туризма для экономики своих стран и предпринимают много усилий для привлечения иностранных туристов.

Экономическое значение иностранного туризма. Привлечение иностранных туристов в страну – это прежде всего солидный доход для страны. Чем больше иностранные туристы расходуют денег в принимающей стране, тем это лучше для экономики страны, поскольку увеличение расходов иностранных туристов в принимающей стране увеличивает ее национальный доход. Однако отсюда не следует, что все деньги, потраченные туристами в стране, могут автоматически исправить ее платежный баланс. Рассмотрим, почему общие затраты иностранных туристов в принимающей стране не могут быть полностью использованы для улучшения ее платежного баланса.

Имеется целый ряд расходов, которые необходимо понести стране, принимая иностранных туристов:

·  расходы на импорт. Менее развитые страны с бедными материальными ресурсами вынуждены импортировать из других стран и при этом расплачиваться иностранной валютой за многие предметы, необходимые туристам, которые сами они не производят и не потребляют в своей стране;

·  расходы на модернизацию сферы обслуживания. Увеличение числа посещаемых туристами мест, развитие сети гостиниц и др. могут создать для местной сферы обслуживания большую напряженность в работе, например по водо- и электроснабжению, канализационной системе, дорогам, системе связи, службе безопасности и полиции. Некоторые страны обнаруживают, например, что для обеспечения наплыва туристов им придется затратить огромные суммы на модернизацию существующих аэропортов. Морских портов, дорог или на строительство новых, причем значительную часть денег придется взять из займов зарубежных стран;

·  расходы на оплату иностранных специалистов. Развитие туризма в стране часто вызывает необходимость на короткий или длительный срок использовать труд иностранных специалистов. Значительную часть полученных за труд денег они переводят в свою страну, кроме того, создают дополнительную нагрузку местной сфере обслуживания;

·  выплата процентов по займам. Развитие туризма в стране вызывает необходимость привлекать капиталы других стран, т.е. прибегать к иностранным инвестициям. Однако в этом случае проценты обычно выплачиваются в иностранной валюте. Кроме того, когда в развитии туризма принимают участие иностранные фирмы, часть полученного дохода они обязаны возвращать в свою страну.

Таковы основные причины, по которым обще затраты иностранных туристов в гостевой стране не могут автоматически улучшить ее платежный баланс. Для страны важно так сбалансировать доход, получаемый от туризма, с расходами, необходимыми для его развития, чтобы в конечном итоге получить положительный платежный баланс, т.е. иметь прибыль.

Те лица, которые непосредственно связаны с обслуживанием туристов (размещением в гостиницах, питанием, развлечениями, экскурсиями, транспортом, обменом валюты и другим родственным бизнесом), первыми зарабатывают на себе экономическое воздействие туризма. Заработанные ими деньги вновь пускаются в оборот для удовлетворения возросших потребностей, в результате чего доход от туризма распространяется на все население страны, попадая даже к тем, кто вообще не имеет никакого отношения к туризму.

Помимо уже упомянутого роста поступлений иностранной валюты благодаря увеличению числа иностранных туристов существуют и другие факторы, которые могут содействовать улучшению экономического положения страны. Прежде всего это связано с налогообложением, а точнее, с ростом поступлений от налогов, имеющих непосредственное отношение к туризму. Получается, что туризм может стать источником дохода за счет налогов.

Социальные последствия туризма. Важным побочным эффектом развития туризма является создание рабочих мест, т.е. рост занятости населения. Это имеет чрезвычайно важное значение для стран с высоким уровнем безработицы. Однако перспектива получить более оплачиваемую по местным стандартам работу в туристском бизнесе может привести к переходу работников, занятых прежде в традиционных областях производства, например, в сельском хозяйстве, в другие отрасли, связанные с туризмом, и тем самым отрицательно сказаться на производстве сельскохозяйственной продукции. Вызванное возможностью трудоустройства массовое перемещение людей из отдаленных районов в города, куда стекаются туристы, может привести к перегрузке жилищных условий, систем и средств обеспечения и обслуживания в этих городах.

Другие характерные особенности, которые следует иметь в виду при рассмотрении кажущихся преимуществ более высоких возможностей трудоустройства, создаваемых туризмом, заключаются в том, что, во-первых, большинство предлагаемых рабочих мест рассчитано на частичную занятость, т.е. неполный рабочий день; во-вторых, трудоустройство может быть сезонным, в течение нескольких месяцев или даже недель в году; в-третьих, большинство предлагаемых вакансий предназначено для неквалифицированной рабочей силы и для женщин, труд которых оплачивается ниже, чем мужской.

Контакт с зарубежной культурой иногда может оказывать разрушающий эффект на местную культуру и ценности; местные жители видят туристов, посещающих страну, только с одной стороны, которая может быть не лучшей, поскольку туристы становятся менее сдержанными, будучи вне привычного окружения, и их поведение может отличаться.

Некоторые местные жители из зависти к очевидному благосостоянию туристов ради удовлетворения своих возросших запросов могут быть вовлечены в противозаконную или аморальную деятельность, которая совершенно чужда их дотуристской культуре. Контакт с туристами может породить у местных жителей неудовлетворенность их жизненным уровнем, особенно если он не видят для себя какой-либо существенной выгоды от денег, которые расходуют туристы. Далеко не все население настроено доброжелательно по отношению к туристам, особенно к большим их группам, причиной такого негативного отношения населения является социальная стоимость, которую им приходится платить за создание туристам условий наибольшего благоприятствования за счет местного населения: шум, перенаселенность, загрязнение окружающей среды, утрата особенностей местной культуры, рост стоимостей участков под строительство. Кроме того, исторические, археологические и религиозные места могут быть повреждены или окончательно разрушены массовым наплывом туристов или уничтожены коммерциализацией.

Для финансирования развития туристской инфраструктуры региона местное население может подвергаться дополнительному налогообложению, что существенно снижает их ожидаемый доход от туризма. Более того, несмотря на повышение жизненного уровня местного населения и возросший доход, оно не может позволить себе пользоваться теми же удобствами, что и туристы: высококлассными отелями, дорогими ресторанами и др. Это порождает чувство недоброжелательности по отношению к туристам.

Эти неблагоприятные социальные последствия развития туризма необходимо изучать, поскольку правильное понимание этих проблем имеет жизненно важное значение для формирования мировоззрения людей, на которых возложена обязанность заниматься вопросами планирования и развития туризма в конкретных странах.


Список использованной литературы:

1.  «Курорты Восточной Сибири» - Автор И.Д. Боенко, редактор А.Н. Гордеев. Восточно-сибирское книжное издательство.

2.  «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме» - Автор М.А. Морозов, Москва, Издательский центр «Академия».


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.