![]() |
|
|
Курсовая работа: Этнопсихологические проблемы адаптации мигрантовЧто касается стран Восточной Европы, входящих в состав Европейского союза, то они получили самые низкие оценки в области участия мигрантов в политической жизни. На основании вышесказанного, видно, что проведен небольшой экскурс по нескольким европейским странам, не только Швеции. Однако основной акцент сделан на положительные стороны в отношении мигрантов именно этой страны (по данным Индекса интеграционной политики). 2. Национальные меньшинства, социальная защита и толерантность 2.1 Социальная защита национальных меньшинствСоциальная работа с этническими меньшинствами во многом аналогична социальной работе с мигрантами. В России, одном из самых многонациональных, полиэтнических государств планеты, проживают более 200 этносов. Если обратить внимание на этнополитическую карту нашей страны, то нетрудно заметить, что она представляет собой огромное красочное полотно[12]. В освещении данной темы следует исходить из того, что экономические, политические изменения в России затронули, прежде всего, национальные меньшинства. Национальные меньшинства отражают социальную структуру всего общества в миниатюре, включая в себя все социальные слои и социально демографические группы, а также социальные явления. Главное условие работы с национальными меньшинствами – наличие знаний о том, кто они такие, как возникают и каковы особенности национальных меньшинств России по сравнению с национальными меньшинствами в других государствах[13]. Возникновение национальных меньшинств неотрывно от этнической истории человечества и, как уже отмечалось, происходит в результате этнической миграции. С одной стороны, миграция играет положительную роль в жизни государства, с другой стороны, ее наличие нередко становится причиной возникновения конфликтных ситуаций между коренными и некоренными жителями. Миграция можно рассматривать как условие возникновения человечества – проблемы этнических меньшинств возникают в момент зарождения национальных государств и этносов, способных осознать свою идентичность и свое отличие от других. История перемешивает народы, ассимилируя побежденных в состав победителей. Многие народы, поглощенные другими, прекращают свою собственную этническую историю, однако это происходит не всегда. Государственной базой работы с национальными меньшинствами является ФЗ «О национально культурной автономии», принятый Государственной Думой 22 мая 1996 года и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. Закон защищает права граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, не имеющих административно-территориальных, национально-государственных образований в Российской Федерации, и впервые предоставляет юридические гарантии возрождения, сохранения и развития многочисленных национальных общностей, насчитывающих более тысячи. Национально-культурная автономия – общественное объединение с правом юридического лица. Оно действует на принципах добровольного членства, самостоятельности и самоуправления, уважительного отношения к языку, культуре, религии и традициям других этнических общностей, соблюдения законности[14]. На региональном уровне защита национальных меньшинств активно осуществляется Правительством Санкт – Петербурга (Комитет по внешним связям Санкт – Петербурга). Задачи Комитета по внешним связям: · Реализация и проведение государственной политики Санкт – Петербурга в сфере развития внешних связей Санкт – Петербурга, межрегионального сотрудничества Санкт – Петербурга. · Координация деятельности по разработке и реализации программ международной технической помощи и делового сотрудничества, в том числе в рамках развития городского хозяйства, социальной сферы, образования, культуры и здравоохранения Санкт – Петербурга. · Координация деятельности по организации участия граждан и организаций в межрегиональных и международных конференциях и иных межрегиональных и международных мероприятиях, проводимых исполнительными органами государственной власти Санкт – Петербурга. · Обеспечение реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие национальных культур, языков, традиций и обычаев этнических общностей, проживающих на территории Санкт – Петербурга. · Организация работы по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, использованию их возможностей для развития связей с зарубежными странами. · Осуществление иных задач в области внешних связей Санкт – Петербурга в соответствии с действующим законодательством. В городе осуществляют свою деятельность около 70 национальных объединений. Для полноценной защиты этнических меньшинств Правительством СПб и Валентиной Матвиенко разработана в 2006 году программа «Толерантность»[15], а также, при Комитете по внешним связям Санкт – Петербурга, работает Экспертный совет по вопросам укрепления толерантности в Санкт – Петербурге. В состав Экспертного совета входят эксперты-консультанты из числа руководителей и специалистов ведущих научно-исследовательских и государственных учреждений Санкт – Петербурга, традиционно проводящих исследования в сфере межнациональных отношений и формирования толерантности[16]. В современном российском обществе очень важна социальная защита национальных меньшинств не только на государственном уровне, но и на уровне Субъектов РФ. В Санкт – Петербурге активно разрабатываются соответствующие Комитеты, а Комитетами – соответствующие программы и проекты. Создаются все более многочисленные национальные объединения, призванные защищать права отдельных наций в трудных условиях. 2.2 Толерантность в отношении национальных меньшинств XXI век характеризуется все большим нарастанием глобализационных тенденций, и уже не осталось ни одной значимой сферы общественной деятельности, где бы эти тенденции не проявлялись. Рост числа актов открытой нетерпимости по всему миру, свидетелем которых стало человечество в конце XX века, ставит проблему толерантности в качестве одной из приоритетных в ряду других, стоящих перед мировым сообществом[17]. Мировое сообщество в лице ООН, обеспокоенное подобными тенденциями в общественном развитии, объявило 1995 год годом примирения и терпимости, целью было провозглашено представление возможности индивидам развить в себе культуру мира в повседневной жизни и поведении[18]. В условиях глобализации мир все чаще сталкивается с нетрадиционными формами конфликтов, разрушительные последствия которых зачастую заключены в феномене «сила слабых», то есть в возможности агрессивного меньшинства терроризировать «большие» страны и навязывать им свои правила игры[19]. В многонациональном государстве тот или иной этнос стремится идентифицировать себя и определить свой статус на основе языка, расы, религии, и пытается это сделать в соперничестве или даже борьбе с господствующей нацией, с властью. Глобальные геополитические, экономические, социокультурные изменения в мире совпали с радикальными трансформационными процессами в России. В свою очередь, они не могли не коснуться и сферы этноконфессиональных отношений. Глобализация затронула и такие наиболее интимные сферы общественного развития, как этническое и религиозное сознание. Проявлением глобализационных тенденций в религиозной и национальной сферах стало расширение религиозного сознания, повышение религиозного фактора в жизни общества. С другой стороны, наблюдаются процессы регионализации, локализации, выступающие как обратная сторона глобализации. Тенденции глобализации проявляются в расширении межэтнического и межконфессионального взаимодействия людей. Проблема сохранения толерантности и культуры мира в полиэтническом регионе является залогом и гарантом его стабильности, успешного функционирования и развития. Общность современного человеческого мира формируется теперь из сочетания различных региональных, экономических, политических, этнокультурных объединений, поэтому для достижения взаимопонимания в современном человеческом сообществе любая социальная или культурная система, взаимодействующая с другими в сохранении и формировании человеческой общности, обретает право на признание ее специфичности. Признание специфики такой системы становится общим правилом современного мира и характеризует наличие в обществе толерантного пространства[20]. В настоящее время этническая толерантность вызвана к жизни необходимостью в любом полиэтничном сообществе, в масштабах всего человечества согласовывать этнические формы жизнедеятельности и поведения, различные, порой альтернативные, преодолевая при этом негативные особенности этноцентристского видения мира, этнические стереотипы, поскольку приходится решать немало общих проблем[21]. С начала 1990-х годов повсеместный рост этнической нетерпимости поставил перед учеными необходимость изучения такого феномена как этническая толерантность, до того находившегося в тени научного интереса. Конечно, уже с конца 60-х годов затрагивались некоторые моменты, тем или иным образом связанные с этнической толерантностью. Так в этнической социологии и этнопсихологии исследовали установки людей разной национальности на межэтнические контакты в различных социальных группах. Но новым стало то, что в условиях распада СССР и сепаратистских настроений в Российской Федерации специалисты должны были ответить на потребность в дальнейшем теоретическом осмыслении данного феномена, конкретном его изучении в разных регионах и у разных народов, соотношении с другими социально-психологическими, политическими, идеологическими явлениями, связанными с этничностью в частности. Дефицит толерантности в современном российском обществе является одним из факторов, препятствующих его выходу из системного кризиса. Широкое распространение толерантности в обществе немыслимо без появления критической массы человеческого материала, способного к положительной адаптации в современном сложном и многообразном социуме[22]. Терпимость россиян к чужому опыту во многом основывается на понимании того, что получаемый в ходе диалога (культур, цивилизаций, политических партнеров) ответ в принципе нельзя получить никаким другим путем, и опыт этот обогащает сферу не только полезного, но и духовного, ибо в ходе диалога возделывается поле взаимного согласия людей, растет копилка общечеловеческих ценностей[23]. Как свидетельствует история, в процессе общения, диалога разных культур, противостояния философско-мировозренческих позиций личные интересы людей довольно часто находятся в состоянии конфликта. Предотвратить вражду и противостояние разнородных интересов призвана именно толерантность. Поэтому современная ситуация в стране требует понимания трактовки толерантности в гуманистическом аспекте: найти в конфликтогенной ситуации ту меру, которая выступала бы как культуропорождающая структура диалога индивидов, консолидировала и духовно обогащала российское общество. Идея толерантности понимается как форма отображения в общественном сознании объективного существования плюрализма культур, способов и стилей жизни, разных моделей и концепций понимания мира и места человека в нем. Толерантность предполагает, что, с одной стороны, субъекты взаимодействия сохраняют свою независимость и автономию, а с другой стороны – они не должны ограничивать свободу других, т.е. понимать и определять их самобытность и самоценность, уважая их право выбора, право быть иными в своих взглядах интересах, привычках, верованиях, которые, в тоже время, не должны противостоять самой идее толерантности[24]. Межнациональное общение выступает как разновидность и атрибут межличностного общения людей разных национальностей. Человек, общающийся с представителем другой национальности, должен не ущемлять национальные интересы, достоинство, гордость людей, с которыми ему приходится общаться, а напротив, учитывать особенности культуры, этики, психологии этого народа, с уважением относиться к исторической памяти нации, национальному языку, религии, традициям и обычаям. Достигая высокого уровня межнационального общения, мы приобретаем мощный фактор гуманизации социальных отношений, очищения от какого-либо негатива в общении с людьми другой национальности[25]. Терпимость и ненасилие традиционно трактуются как «непротивление злу», в массовом сознании они чаще воспринимаются как покорность, пассивность, попустительство и т.д. Однако терпимость – это активная и целеустремленная позиция, противоположная нетерпимости и насилию. Поэтому для осуществления перехода к толерантному типу социальных отношений необходимо формирование и массовое воспроизводство такого типа личности, которая обладала бы развитой культурой толерантности. Пропаганда всех видов терпимости является одним из главных направлений деятельности таких международных институтов, как ООН, ЮНЕСКО и др., так как толерантные установки проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым. Культурная толерантность личности предполагает способность субъекта к продуктивному диалогическому взаимодействию с другими культурами. Процесс формирования культурной идентичности определяют личностный подход. Поэтому одной из актуальных задач духовно-нравственного воспитания современной молодежи является формирование позитивной этнической идентичности, которая составляет ядро национального самосознания и представляет собой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам. Понятие «толерантность» рассмотрено с точки зрения различные наук. Приведены концепции изучения толерантности в современном полиэтническом обществе, описаны основные причины возникновения нетерпимости и интолерантности в России. А также даны некоторые рекомендации по активизации благоприятных тенденций толерантности к национальным меньшинствам. 2.3 Опыт некоммерческой организации Санкт – Петербурга «Санкт-Петербургский Дом Национальностей»Программа Санкт-Петербурга «Толерантность». История создания СПб ГУ «СПб ДН» напрямую связана с историей национально-культурных объединений СПб и современной национальной (этнической) политикой, осуществляемой Правительством Санкт-Петербурга. Идея создания Дома национальностей принадлежит национальной общественности Санкт-Петербурга, объединенной в национально-культурные сообщества – автономии (НКА), объединения (НКО) и землячества, большинство из которых вошли в такие этноорганизующие структуры как: Региональная общественная организация «Санкт-Петербургский Дом национальных культур» и Региональная ассоциация национально-культурных общественных объединений Санкт-Петербурга «Лига наций». СПб ГУ «Санкт-Петербургский Дом национальностей» был основан согласно распоряжению Правительства Санкт-Петербурга №1158 от 02.08.2005 года. Летом 2005 года он разместился в особняке на Моховой, 15. Это государственное учреждение, находящееся в подведомственном подчинении Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга и курируемое им. Часть деятельности СПб ГУ «СПб ДН» связана с молодежной средой – студентами, школьниками, подростками и детьми. Для них разрабатываются и проводятся мероприятия, направленные на воспитание интереса и толерантного отношения молодежи к многообразному национальному историческому наследию, народным культурам, различным языкам и их носителям – жителям СПб. В 2006 году в Санкт-Петербурге по указанию Губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко разработана уникальная программа действий Правительства Санкт-Петербурга по обеспечению мира и согласия в многонациональном петербургском сообществе – «Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006–2010 годы», краткое название – Программа «Толерантность». Программа «Толерантность» разрабатывалась Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга и Консультативным советом по делам национально-культурных объединений при Правительстве Санкт-Петербурга, к работе над ней привлекались специалисты ведущих научно-исследовательских и государственных учреждений Санкт-Петербурга, традиционно проводящих исследования в сфере межнациональных отношений и формирования толерантности – социологи, этнографы, психологи, педагоги. В деле реализации Программы «Толерантность приглашаются к диалогу и сотрудничеству все конструктивные силы, заинтересованные в создании в Санкт-Петербурге прочного гражданского мира – органы местного самоуправления, научные, образовательные учреждения и учреждения культуры, общественные организации и объединения, а также каждый петербуржец. Для всех желающих высказать свои соображения относительно возможных мероприятий и мер в области сохранения культурного разнообразия и распространения норм толерантного поведения в Комитете по внешним связям Санкт-Петербурга работает горячая линия. Все поступающие предложения будут внимательно изучаться и анализироваться Экспертным советом по вопросам укрепления толерантности в Санкт-Петербурге, созданным специально для обеспечения высокопрофессионального научно-методического сопровождения реализации Программы «Толерантность». Рассчитывается, что реализация Программы «Толерантность» будет способствовать утверждению в обществе принципов взаимоуважения, веротерпимости и толерантности, внесет свой вклад в формирование высокой культуры общественной жизни, культуры, обладающей прочным иммунитетом от каких бы то ни было проявлений вражды, национальной и религиозной розни. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям разных народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать укреплению подлинно толерантной атмосферы жизни Санкт-Петербурга. Заключение Социальная работа, в большей части как прикладная наука, в процессе своего становления, впитывала в себя некоторые наработки из различных наук: психологии, философии, демографии, экономики, социологии, медицины. Поэтому социальная работа, как научная деятельность, включает в себя множество самостоятельных направлений, например, таких как социальная защита, социальное обеспечение и страхование, социальное проектирование и прогнозирование и др. Важнейшей отраслью, которая повлияла на становление социальной работы и социальной защиты, стала оценка отечественного и зарубежного опыта. Практика социальной работы других, более социально-развитых стран привнесли изменения и в практику социальной работы в России, подтолкнула ее к развитию и усовершенствованию. В рамках социальной работы с мигрантами важен момент психологической адаптации. Со стороны принимающего государства не всегда приходится ожидать организации благоприятных условий для приезжих. В исследовании было рассмотрено понятие социальной адаптации, ее виды, причины негативных явлений. Также было выявлены положительные тенденции в области толерантного отношения к национальным меньшинствам. Обозначен имеющийся зарубежный опыт адаптации мигрантов, и систематизированы достижения в сфере толерантности на региональном уровне, в частности, в Санкт – Петербурге. Основные задачи курсовой работы выполнены, гипотеза исследования не опровергается. Общие выводыИсходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы: – нормативно-правовая база по вопросам регулирования миграционных отношений с каждым годом совершенствуется и приобретает все более новые характеристики и подходы к этой проблеме. Международное законодательство в основном основано на разработанных ранее Конвенциях и Декларациях прав человека, что гарантирует поистине гуманный подход к каждому человеку, а также защиту прав, независимо от местонахождения человека; – понятие «адаптация» применительно не только к категории мигрантов. Этот термин много лет назад вошел в обиход лексики многих теоретических и прикладных наук. По степени разработанности социальная адаптация оценивается очень высоко: выявлены основные виды, типы адаптации, проанализированы основные причины дезадаптации, разработано множество других дополняющих понятий для полной характеристики понятия «адаптация». А также проведен сравнительный анализ между позитивными и негативными сторонами адаптации; – нарастающие миграционные процессы побудили многие зарубежные страны внести поправки в их законодательство и создать ряд ужесточенных документов по защите прав мигрантов; – проведен небольшой экскурс по нескольким европейским странам, не только Швеции. Однако основной акцент сделан на положительные стороны в отношении мигрантов именно этой страны (по данным Индекса интеграционной политики); – в современном российском обществе очень важна социальная защита национальных меньшинств не только на государственном уровне, но и на уровне Субъектов РФ. В Санкт – Петербурге активно разрабатываются соответствующие Комитеты, а Комитетами – соответствующие программы и проекты. Создаются все более многочисленные национальные объединения, призванные защищать права отдельных наций в трудных условиях; – понятие «толерантность» рассмотрено с точки зрения различные наук. Приведены концепции изучения толерантности в современном полиэтническом обществе, описаны основные причины возникновения нетерпимости и интолерантности в России. А также даны некоторые рекомендации по активизации благоприятных тенденций толерантности к национальным меньшинствам. Литература национальный толерантность меньшинство миграционный 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г., №237. 2. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. 3. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №45/158 от 18 декабря 1990 года. Вступила в силу 1 июля 2003 года). 4. Федеральный закон от 17.06.1996 №74-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «О национально-культурной автономии» // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, №25, ст. 2965. 5. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга №1158 от 02.08.2005 года. 6. Постановление о программе гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006–2010 годы (Программа «Толерантность»). 7. Алексеенок А.А, Социальная адаптация беженцев и вынужденных переселенцев: теоретико-методологические подходы к исследованию // Труд и социальные отношения. – 2007. – №5. 8. Вестник Уполномоченного по правам человека в РД №1.2008. 9. Джон У. Бери, Аккультурация и психологическая адаптация, обзор проблемы, Развитие личности №3–4 / 2001. 10. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Кросскультурный анализ социально-психологических факторов этнической толерантности и типичные стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. – М.:Изд-во РУДН, 2002. 11. Лялякин Ю.А. Конституционно-правовые основы регулирования миграционных отношений в Российской Федерации: диссертация к.ю.н.: 12.00.02 Москва, 2007. 12. Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития. Сборник тезисов научно-практической конференции 16–17.03.2007 /ред. Хухлаев О.Е., Руссита Т.Э. – М.: МГППУ, 2007. 13. Психология. Учебник для гуманитарных вузов под редакцией В.Н. Дружинина Издательство: Питер: 2001. 14. Солдатова Г.У. Психология беженцев и вынужденных переселенцев. – М.: Смысл, 2001. 15. Стефаненко Т.Г. «Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности», – М.: 2000. 16. Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России: Сборник научных статей / Под ред. Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко. – М.: РУДН, 2009. 17. Технологии социальной работы: Учебник под общ. Ред. Проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002. 18. Толерантность в межкультурном диалоге / Под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. – М.: Изд-во ИЭАРАН, 2005. 19. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 5-е изд. – М.: «Дашков и К», 2007. 20. Этническая толерантность в поликультурном обществе: диссертация к.ф.н.:09.00.11, Вагабова Н.М. – Москва: РГБ, 2007. 21. Юрьев В.В. О некоторых особенностях миграционных процессов в условиях глобализации 22. http://unesdoc.unesco.org/Ulis/cgi-bin/ulis.pl? catno=11335&set=4AE92CB5_3_91&gp=0&lin=1&ll=r 23. http://wbase.duma.gov.ru:8080/law? d&nd=981605195&mark=r981605005 24. http://wn.com/AryasVahter 25. http://www.123people.co.uk/s/leyli+nazarova 26. http://www.balticregion.fi/Proekt % 202.pdf 27. http://www.baltinfo.ru/2010/10/13/Detyam-migrantov-predlozhili-nachat-s-bukvarya-166942 28. http://www.dp.ru/a/2010/10/19/Adaptacija_migrantov_po-pi 29. http://www.gazeta.spb.ru/34679–0/ 30. http://www.mdn.ru/information/sections/Etnicheski1/ 31. http://www.russian-wife.co.uk/gal/details/500064239/cc6372fab 32. http://www.polit.ru/analytics/2010/12/21/migr.html 33. http://www.socionauki.ru/journal/articles/129876/ 34. http://www.ulitka.com/ 35. http://www.unesco.org/ulis/cgi-bin/ulis.pl? catno=80150&set=4C23D0B5_0_283&gp=0&lin=1&ll=r [1] Лялякин Ю. А. Конституционно-правовые основы регулирования миграционных отношений в Российской Федерации: диссертация к.ю.н.: 12.00.02 Москва, 2007. [2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) //Российская газета от 25 декабря 1993 г., №237 [3] http://wbase.duma.gov.ru:8080/law?d&nd=981605195&mark=r981605005 [4]Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 45/158 от 18 декабря 1990 года. Вступила в силу 1 июля 2003 года). [5]http://www.balticregion.fi/Proekt%202.pdf [6] Алексеенок А.А, Социальная адаптация беженцев и вынужденных переселенцев: теоретико-методологические подходы к исследованию// Труд и социальные отношения. – 2007. – № 5. [7] Джон У. Бери, Аккультурация и психологическая адаптация, обзор проблемы, Развитие личности №3-4 / 2001. [8] Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития. Сборник тезисов научно-практической конференции 16-17.03.2007 /ред. Хухлаев О.Е., Руссита Т.Э. - М.: МГППУ, 2007. [9] Психология. Учебник для гуманитарных вузов под редакцией В. Н. Дружинина Издательство: Питер: 2001. [10] Солдатова Г.У. Психология беженцев и вынужденных переселенцев. – М.: Смысл, 2001. [11] Вестник Уполномоченного по правам человека в РД №1.2008. [12] Технологии социальной работы: Учебник под общ. Ред. Проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002. [13]Толерантность в межкультурном диалоге / Под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. – М.: Изд-во ИЭАРАН, 2005. [14] Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ (ред. от 09.02.2009) "О национально-культурной автономии" // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2965. [15] Постановление о программе гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы (Программа «Толерантность»). [16] Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга № 1158 от 02.08.2005 года. [17] http://www.polit.ru/analytics/2010/12/21/migr.html [18] Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. [19] Юрьев В.В. О некоторых особенностях миграционных процессов в условиях глобализации [20] Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Кросскультурный анализ социально-психологических факторов этнической толерантности и типичные стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. – М.:Изд-во РУДН, 2002. [21] Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие . – 5-е изд. – М.: «Дашков и К», 2007. [22] Этническая толерантность в поликультурном обществе: диссертация к.ф.н. :09.00.11, Вагабова Н.М. – Москва: РГБ, 2007. [23] Стефаненко Т.Г. "Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности", - М.: 2000. [24] http://www.socionauki.ru/journal/articles/129876/ [25] Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России: Сборник научных статей / Под ред. Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко. – М.: РУДН, 2009. |
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |