![]() |
|
|
Курсовая работа: Ненормированный рабочий деньесли есть внеурочная работа у лиц с ненормированным рабочим днем — есть право на отпуск, предусмотренный ст. 158 ТК; если нет работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени — нет права на этот отпуск. Позиция, заложенная в ч. 1 ст. 158 ТК, ухудшила условия труда работников с ненормированным рабочим днем, правовая защищенность которых и так ниже остальных. Но дело не только в этом: правило «отпуск только при условии наличия внеурочной работы» практически сложно осуществить по следующим причинам: — Трудовой кодекс требует учета сверхурочных работ (ч. 4ст. 122 и ч. 5 ст. 133), но ничего не говорит об учете внеурочных работ. Это значит, что нет соответствующей обязанности нанимателя; — ни Трудовой кодекс, ни другое законодательство не устанавливают, сколько часов работы сверх нормы необходимо для приобретения права на данный отпуск; — трудовой отпуск, в том числе рассматриваемый, зачастую предоставляется авансом. Ко дню его предоставления внеурочных часов может не быть, но они могут появиться после отпуска до конца рабочего года. Поэтому наниматель обязан предоставить и данный отпуск, если он запланирован графиком отпусков или (и) предоставляется по соглашению сторон; — если переработки за рабочий год не окажется, а отпуск предоставлен, ни удержать из заработной платы за необоснованно использованный отпуск, ни зачесть выплату в счет отпуска за следующий рабочий год нельзя в силу ст. 107 ТК и законодательства о трудовых отпусках в целом. Таким образом, проблемы могут возникнуть даже в отношении организации учета внеурочного времени, если попытаться ввести такой учет. Полагаем, что новация в ч. 1 ст. 158 ТК может быть воспринята практикой лишь тогда, когда законодательно будет установлен порядок учета неурочных часов. Анализ ч. 1 ст. 158 ТК позволяет сделать следующий вывод. Основанием права на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день служит сам факт ненормированного рабочего дня. Работа же сверх нормальной продолжительности рабочего времени (неурочная работа) — это условие, а не основание предоставления рассматриваемого отпуска. Поскольку для выполнения этого условия пока не созданы правовые и организационные предпосылки, отпуск должен предоставляться непосредственно за ненормированный рабочий день, который подтверждается включением должности (профессии) работника в перечень, утвержденный в установленном порядке (см. выше). Трудовой кодекс определил лишь максимум продолжительности отпуска за ненормированный рабочий день — 14 календарных дней (ч. 1 ст. 158 ТК). В ч. 2 ст. 158 ТК и принятых в соответствии с ней нормативных актах (см. ниже) введена разная система нормирования продолжительности отпуска за ненормированный рабочий день для работников государственных и негосударственных организаций. В государственных организациях конкретная продолжительность дополнительного отпуска работников с ненормированным рабочим днем определяется локальными перечнями работников с ненормированным рабочим днем в соответствии с продолжительностью отпуска, предусмотренного одноименными централизованными перечнями. Усложненная система нормирования продолжительности дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день косвенно вытекает из текста ч. 2 ст. 158 ТК. В этой части вторая фраза адресована негосударственным организациям, которым разрешается применять локальное регулирование продолжительности данных отпусков, но такое разрешение не дано непосредственно государственным организациям. Правомерен вывод о том, что для последних должно применяться государственное нормирование продолжительности отпусков за ненормированный рабочий день в сочетании с локальным. Дополнительный отпуск, установленный ст. 158 ТК, регулирует Порядок предоставления и суммирования трудовых отпусков. В ч. 2 п. 3 Порядка предусмотрено, что если в перечне работников с ненормированным рабочим днем (уточним: здесь, исходя из смысла п. 3, имеются в виду централизованные перечни) отсутствует конкретная продолжительность отпуска, она устанавливается в одноименном локальном перечне работников организации. Конкретной следует считать продолжительность отпуска, если в централизованном перечне названы дни (8,11,14 и др.). И напротив, конкретная продолжительность отсутствует, если говорится: «не более», «не менее», «от и до». Из ч. 2 п. 3 Порядка следует, что организации не имеют права менять продолжительность рассматриваемого отпуска, если она конкретно определена централизованным перечнем. Здесь допущена неточность. Действительно, минимум отпуска, указанный в централизованном перечне, обязателен для государственных организаций, которым адресован этот перечень. Но у организаций есть право улучшать условия труда работников по сравнению с законодательством (ч. 3 ст. 7 ТК), в том числе увеличивать продолжительность рассматриваемого дополнительного отпуска, но только за счет своей прибыли. Общее отправное требование к правовому регулированию продолжительности отпусков за ненормированный рабочий день состоит в том, что они должны быть дифференцированы в зависимости от: — категории (группы) работников — руководители, их заместители, главные специалисты и их заместители; руководители функциональных и отраслевых структурных подразделений и их заместители; специалисты, технические исполнители; — круга и объема функциональных обязанностей (нагрузки), характера работы, меры ответственности за ее выполнение; степени напряженности и сложности труда; — режима работы, возможности учета фактически отработанного времени, выполнения функциональных обязанностей вне организации; — других факторов, обусловливающих необходимость и потребность выполнять работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени. К сожалению, приведенные требования проигнорированы практически во всех централизованных и локальных перечнях. К Порядку приложен Перечень категорий (групп) работников с ненормированным рабочим днем, в котором указаны диапазоны рассматриваемого отпуска (от 10 до 14,от 10 до 12, от 9 до 12, от 8 до 11, от 7 до 10, до 9, до 8 календарных дней). Этот Перечень рекомендован также негосударственным организациям (ч. 2 п. 4 Порядка). Рассмотрим реализацию этих требований на примере некоторых отраслевых и ведомственных перечней работников с ненормированным рабочим днем. Перечень работников объединений, подчиненных Правительству, утвержденный постановлением Министерства труда от 14 апреля 2000 г. № 58 «Об утверждении перечней работников с ненормированным рабочим днем объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь», состоит из самого постановления и трех приложений к нему: приложения 1 и 2 включают категории работников соответствующих объединений и железной дороги. Оба перечня структурированы по категориям работников в зависимости от их должностного положения и подразделения, в котором они заняты, например руководители юридических лиц и их заместители; руководители функциональных и отраслевых структурных подразделений аппарата управления юридических лиц, внутрипроизводственных структурных подразделений и т.д. В приложении 3 непосредственно определена продолжительность отпуска. Характерно, что приложение 3 имеет рекомендательный характер. Следовательно, в локальном перечне организаций может быть установлена конкретная продолжительность отпуска, выходящая за пределы рамок, предусмотренных в приложении 3, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения отпуска. При этом если отпуск установлен в диапазоне «от и до» либо предусмотрен только его максимум, отклонения от минимума или максимума в локальных перечнях относятся на себестоимость производства. Перечень работников с ненормированным рабочим днем в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, утвержденный постановлением одноименного Министерством 24 апреля 2000 г. № 2 и согласованный с Министерством труда, распространяется на работников организаций данной отрасли независимо от их ведомственной подчиненности. Перечень включает руководителей (167 наименований должностей); специалистов (64 наименования); других служащих (19 наименований) и рабочих (водители служебного легкового автомобиля). Для каждой должности определена конкретная продолжительность отпуска от 8 до 14 дней. Например, по должностям, названным в пп. 33, 39, 44, 46-60, продолжительность отпуска составляет 12 дней; по 60 должностям — 11 дней. Ясно, что «бездиапазонное» определение продолжительности отпуска в этом отраслевом перечне, а также недостаточная его структуризация не оставляют места для локального регулирования продолжительности отпуска в коллективном договоре. В результате учитывается только название должности, а не факторы, обусловливающие потребность в работе во внеурочное время. Перечни должностей и профессий работников аппарата Государственного комитета по авиации Республики Беларусь и организаций гражданской авиации Республики Беларусь, которым установлен дополнительный отпуск за работу с ненормированным рабочим днем, утвержден постановлением Государственного комитета по авиации от 10 апреля 2000 г. № 3. К этому постановлению даны два приложения. В первом названы три должности (завхоз, старший инспектор и референт), которым установлены отпуска продолжительностью 7 календарных дней. Второе приложение содержит только перечень должностей работников, которым установлен ненормированный рабочий день (110 наименований). В примечании к Перечню указывается, что перечни работников с ненормированным рабочим днем и продолжительность дополнительного отпуска устанавливаются организациями по согласованию с профсоюзным комитетом в пределах периодов, указанных в таблице категорий работников, и прилагаются к коллективному договору организации. Следует отметить, что в приведенном постановлении используются разные методы регулирования дополнительного отпуска: в приложении 1 перечень работников и продолжительность отпуска установлены императивно — дополнения и изменения локальным регулированием здесь исключены. В приложении 2 допускается локальное регулирование. Следовательно, перечень этих работников может быть изменен, но только в сторону его сокращения. Продолжительность же отпуска может определяться в рамках диапазона, указанного в приложении. При этом для специалистов, технических исполнителей и водителей ограничен только максимум, а минимум не установлен. Следовательно, он может быть определен коллективным договором в размере даже одного дня. Требование же устанавливать в организациях перечни работников и продолжительность отпуска по согласованию с профсоюзом не соответствует ст. 158 ТК. Перечень работников, которым предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день в организациях Министерства культуры, утвержденный постановлением Министерства культуры от 17 апреля 2000 г. разделен на 9 категорий служащих: руководители организаций, главные специалисты, руководители подразделений, специалисты, другие служащие, технические исполнители и т.д. Для каждой категории должностей продолжительность отпуска однозначна. Тем не менее в примечании к Перечню говорится, что продолжительность отпуска по каждой должности устанавливается руководителем организации (в приложении употреблена терминология, не принятая в Трудовом кодексе, — «руководителям предприятия, учреждения, организации») в зависимости от степени нагрузки, характера и условий выполняемой работы. Возникло противоречие между Перечнем и примечанием в отношении полномочий на определение продолжительности отпуска. В таком случае продолжительность отпуска, указанную в Перечне, нужно считать рекомендательной, а это означает, что конкретная величина его устанавливается непосредственно в организациях. На практике возникла коллизия между перечнями, утвержденными некоторыми министерствами (здравоохранения, культуры, образования, жилищно-коммунального хозяйства) и облисполкомами (Мингорисполком). В них по-разному определены должности с ненормированным рабочим днем и продолжительность отпуска работников организаций республиканского и регионального подчинения. На основании закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. (ст. 2 и 10) считаем, что перечни работников с ненормированным рабочим днем, утвержденные республиканскими органами государственного управления, имеют большую юридическую силу по отношению к перечням, принятым органами местного управления. Работникам негосударственных организаций продолжительность отпуска за ненормированный рабочий день устанавливается, как правило, локальными нормативными актами. К негосударственным применительно к ст. 158 ТК нужно относить организации, у которых нет вышестоящего органа управления, наделенного полномочиями утверждать перечни работников с ненормированным рабочим днем в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 апреля 2000 г. № 455. Как уже отмечалось, перечень должностей работников с указанием конкретной продолжительности рассматриваемого дополнительного отпуска по каждой должности прилагался к коллективному договору. Если коллективный договор не заключается или в нем отсутствует перечень должностей с ненормированным рабочим днем с указанием конкретной продолжительности дополнительного отпуска для каждой должности, то согласно ч. 2 ст. 158 ТК перечень и продолжительность отпуска для каждой должности устанавливается непосредственно нанимателем. При этом согласие профсоюза не требуется. Перечень и указанная в нем продолжительность отпуска объявляются приказом уполномоченного должностного лица. Соглашением сторон может решаться вопрос о продолжительности отпуска, но только в отношении работника, должность которого включена в перечень приложений к коллективному договору или утвержденный непосредственно нанимателем. В противном случае условия об отпуске должны признаваться недействительными, что вытекает из первой фразы ч. 2 ст. 158 ТК. Часть 2 ст. 158 ТК адресована организациям. Вне сферы ее действия оказались индивидуальные предприниматели, являющиеся нанимателями. Выход один, на занятых у них наемных работников следует распространить модель регулирования ненормированного рабочего дня и отпуска за него, установленную для негосударственных организаций. Запрещение здесь ненормированного рабочего дня нереально. Лучше, если он будет применяться легально с общеустановленными ограничениями. По сфере применения ненормированного рабочего дня ч. 2 ст. 158 ТК сохранила уровень 1956 г., когда Совет Министров СССР предоставил право устанавливать перечни работников с ненормированным рабочим днем советам министров республик, а также всем министерствам и ведомствам, исполкомам и другим органам государственного управления. Более того, сфера применения ненормированного рабочего дня расширена за счет включения негосударственных организаций. Министерства и ведомства, а также другие органы государственного управления, которых Правительство уполномочило утверждать перечни работников с ненормированным рабочим днем, немедленно воспользовались своими полномочиями. Они как будто соревновались между собой, кто больше включит в эти перечни должностей. В результате перечни охватили 100 % или близкое к этой цифре число руководителей, специалистов и других служащих. При этом забыто или проигнорировано важнейшее условие: в перечни должны включаться должности, не требующие выполнения работы сверх установленной нормы рабочего времени. Весьма сомнительно, чтобы к таковым относились экономисты всех специальностей, инженеры (всех наименований и категорий), делопроизводители, лаборанты, медсестры, преподаватели, нормировщики, товароведы, техники (всех наименований и категорий), калькуляторы, машинистки, паспортист, учетчик или, например, специалисты всех наименований и категорий и все технические исполнители, в частности паспортист, делопроизводитель, копировальщик, счетовод, учетчик, чертежник, названные, например, в перечне, утвержденном постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. Реально они, как и большинство других специалистов, включая технических исполнителей, работают по времени «от звонка до звонка». Что в большей мере соответствует интересам работников: ненормированный рабочий день с дополнительным отпуском за внеурочные работы или нормированное рабочее время без этого отпуска, но с гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством о сверхурочных работах? Если работник не привлекается к неурочным работам или же привлекается редко, предпочтение, конечно, будет отдано ненормированному рабочему дню с соответствующим дополнительным отпуском. А то, что в такой ситуации ненормированный рабочий день лишь номинальный (если не сказать фиктивный), а названный отпуск не обоснован, во внимание не принимается. Но когда по объективным причинам внеурочные работы неизбежны и проводятся систематически, преимущество условий труда работников с нормированным рабочим временем очевидно. Поэтому сокращение сферы применения реального ненормированного рабочего дня, т.е. переход от ненормированного к нормированному рабочему времени, даже с потерей права на дополнительный отпуск, означает не ухудшение, а улучшение условий труда работников. В те годы, когда трудовые отпуска составляли 12, а потом — 15 рабочих дней, ненормированный рабочий день использовался фактически как способ искусственного увеличения трудовых отпусков служащих до 18-24 рабочих дней. Трудовой кодекс, дополненный коллективным договором и другим локальным регулированием, обеспечил, как минимум, 28 календарных дней трудового отпуска. В связи с этим отпала необходимость в применении ненормированного рабочего дня там, где в нем нет необходимости, учитывая его прямое назначение. Тем не менее после введения в действие ТК, широкая сфера применения ненормированного рабочего дня с компенсацией его дополнительным отпуском сохранилась. Большие по продолжительности трудовые отпуска сами по себе не способствуют росту благосостояния, т.к. они уменьшают невосполнимый фонд рабочего времени, оплата их включается в себестоимость, что приводит к росту цен, неконкурентоспособности продукции и т.д. Ненормированный рабочий день как одно из самых неблагоприятных, но объективно необходимых условий труда возможен только в качестве особого жестко ограниченного исключения из общего правила нормирования продолжительности рабочего времени и обязательности норм продолжительности труда, включая их максимум. Для достижения такой цели потребуется новый механизм правового регулирования. Считаю, что следует отказаться от множества отраслевых и региональных перечней и вместо них установить единый перечень, утверждаемый постановлением Правительства Республики Беларусь. В этом постановлении следует определить также основные ограничения, гарантии и компенсации для работников с ненормированным рабочим днем, В едином перечне нет необходимости перечислять должности. Достаточно назвать две категории работников: руководители и специалисты. При этом для первых ненормированный рабочий день должен быть обязательным, для вторых — может устанавливаться по предложению нанимателя с согласия работника и фиксироваться в письменном трудовом договоре. В договоре также следует определять вид компенсации за ненормированный рабочий день. В большей мере суть ненормированного рабочего дня отражает термин «ограниченно нормированный рабочий день» либо «ограниченно нормированное рабочее время». В качестве компенсации за это условие труда можно ввести увеличенный должностной оклад и доплату, дифференцированную в зависимости от величины и частоты неурочных работ. Если учет их отсутствует, размер доплаты устанавливается в твердой сумме. Дополнительный отпуск за работу с ограниченно нормированным рабочим днем как компенсация нелогичен, не адекватен и не оправдал себя на практике. От обязательности его, в силу закона, полагаю, нужно отказаться. На уровне же локальных нормативных актов и трудового договора с условием ограниченно нормированного рабочего времени он может устанавливаться за счет прибыли нанимателя. Заключение Одним словом можно сказать то, что Белорусское законодательство имеет много «дыр» в отношении регулирования ненормированного рабочего дня в друдовых отношениях. Тут же можно сказать о том, что «…перечни работников с ненормированным рабочим днем, являясь приложением к коллективному договору, отражают согласие всех работников как стороны коллективного договора» на ненормированный рабочий день – не более чем декларация. К тому же коллективный договор вообще не регулирует неполное рабочее время, конкретная продолжительность которого определяется только соглашением нанимателя с работником персонально. Я попытался раскрыть данную тему с использованием различных источников. И тем самым более близко подошел к раскрытию самого понятия «ненормированный рабочий день». Но для того, что бы еще лучше рассмотреть и понять, что же включает в себя само понятие и как оно регулируется, я прилагаю 2 приложения. Одно из них это: «Постановление от 14 апреля 2000 года №60 – об утверждении перечней работников с ненормированным рабочим днем», а второе: «Постановление от 14 апреля 2000 года №58 – об утверждении работников с ненормированным рабочим днем объединений, подчиненных правительству Республики Беларусь» В первом приложении можно ознакомиться о работниках осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование аппаратов государственных органов, не подчиненных правительству Республики Беларусь, потом о перечне работников с ненормированным рабочим днем системы национального банка Республики Беларусь, для работников входящих в состав национальной академии наук Республики Беларусь. Во-втором можно увидеть перечень работников с ненормированным рабочим днем системы белорусской железной дороги и т.д. Таким образом, используя весь материал, я думаю, что смог наиболее точно и полно рассмотреть, и попытаться раскрыть проблему ненормированного рабочего дня в Республике Беларусь. Список литературы Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями) / принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Мн.: Беларусь, 2000. ст.41 Коментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь /Под общ. ред. Г.А.Василевича. Мн.: Амалфея, 2000. С. 483. ст.110, 115, 118, 158. Островский В.А., Трудовые отпуска // Национальная экономическая газета, 2000, №50 (22 ноября), с.7 Островский В.А., «Ненормированный рабочий день» / «Отдел кадров» // №12 (декабрь 2001), с.14-18 Островский В.А., «Ненормированный рабочий день» / «Отдел кадров» // №1 (январь 2002), с.24-27 Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 14.04.2000 года №60, «Об утверждении перечней работников с ненормированным рабочим днем» // «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» // №49 (26.05.200), 8/3444 Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 14.04.2000 года №58, «Об утверждении перечней работников с ненормированным рабочим днем объединений, подчиненных правительству Республики Беларусь» // «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» // №53 (09.06.2002) Трудовой кодекс Республики Беларусь принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 30 июня 1999 года. – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999. – 192с. ст.ст.107, 110-115, 118, 158. |
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |