на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Вертикальная интеграция в нефтяных компаниях


3. Постановка проблемы. Определяется уровень притя­заний компании путем расчета количественных значений экономических показателей. Прогноз возможных результатов деятельности сравнивается с уровнем притязаний, что позволяет выявить разницу между желаемым и существующим уровнями показателей.

4. Выработка долгосрочной стратегии. На основе выяв­ленных отклонений показателей определяется возможность устранения выявленной разницы. Исследуются возможности развития новых производств, расширения видов деятельно­сти, создания филиалов и совместных предприятий, наращи­вания производственных мощностей и снижения издержек. Разработка стратегии включает пакет проектов по устране­нию разрывов с оценкой их эффективности, что позволяет выбрать наиболее целесообразные направления развития. Стратегические направления деятельности компании опреде­ляются конечными целями (увеличение или удержание доли рынка продукции компании, лидерство в области технологии, повышение уровня занятости, максимальное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, рост доход­ности и др.).

Процесс выработки стратегии не завершается какими-либо немедленными действиями. Стратегия позволяет органи­зации выбрать цели (ориентиры) и представляет собой проце­дуры (средство) для достижения поставленных целей. Почти всегда за успехами компании стоит та или иная оригинальная стратегия, существующая в неявном виде. Если внешняя среда, технология, условия конкуренции меняются в привычном тем­пе, управляющие могут адаптировать свои навыки работы, пользуясь накопленными знаниями и опытом. В этих условиях стратегии могут быть эффективны, существуя, например, в ви­де идей, известных лишь узкому кругу руководителей.

В связи с динамизмом изменений экономических усло­вий не только в нашей стране, но и в мире, систематизирован­ная и открытая стратегия оказывается наиболее эффектив­ной. Это, в частности, подтверждает анализ информации о слияниях и поглощениях американских фирм. Установлено, что предварительная разработка стратегии поглощения обес­печивает значительно более высокие финансовые показатели, чем действия исходя из конкретной ситуации.

В компании «ЛУКойл» разработана долгосрочная стратегия развития компании, которая включает в себя приоритетное развитие нефтяного сектора с существенным ростом запасов нефти. При этом «нефтяной портфель» конструируется увеличением доли высокопродуктивных запасов и повышением доли добычи нефти на новых месторождениях с более низкими производственными и транспортными издержками. Одновременно планируется широкое внедрение современных методов интенсификации нефтедобычи.

Другим стратегическим направлением развития компании становится оптимизация межсекторных пропорций с достижением более рационального соотношения разведки и добычи нефти, производства и сбыта нефтепродуктов. Стоит задача: при сохранении приоритета сектора нефти существенно увеличить мощности нефтепереработки и сети продаж нефтепродуктов.

Третье главное направление долгосрочного развития «ЛУКойла» – диверсификация нефтяного бизнеса с развитием секторов нефтехимии, газа, транспортировки, инжиниринга для лучшего использования сырья и устойчивого роста доходности.

Усиливается глобальный аспект развития компании с увеличением доли международных операций в секторах нефти и нефтепродуктов, с расширением участия компании в освоении высокоэффективных месторождений нефти и газа за рубежом, закреплением на зарубежных рынках сбыта и развитием взаимовыгодного партнерства.

Эффективное повышение  качества управления стало основой нового комплекса мер, необходимых для достижения «ЛУКойлом» уровня мирового класса.

Предусматривается расширение и углубление процесса реструктуризации компании  с комплексной реорганизацией структур и систем управления. В центре этой работы – ускоренное завершение организационной и финансовой консолидации дочерних структур. Это позволит создать вместо холдинга полноценное акционерное общество, консолидировать финансовые потоки, упростить и повысить эффективность системы корпоративного управления за счет лучшего использования потенциала вертикальной интеграции. Кроме того, на первом этапе долгосрочной перспективы (до 2000 года) должны быть осуществлены дополнительные структурные преобразования:

-                        реорганизация корпоративного центра;

-                        реструктуризация зарубежных и региональных дочерних и независимых фирм;

-                        создание эффективной системы проектного управления инвестициями.

Стратегическая задача «ЛУКойла» – посредством осуществления комплексной программы реинжиниринга, включающей качественное совершенствование основных бизнес-процессов с одновременным внедрением новых информационных технологий, добиться модернизации и существенного повышения эффективности процесса принятия корпоративных и операционных решений.

Программы реинжиниринга включают объединение  информационных ресурсов структурных подразделений компании и создание интегрированной корпоративной информационной системы управления, функционирующей в реальном масштабе времени, базирующейся на объективных данных о финансовых и материальных потоках по всем сферам хозяйственной деятельности компании, обеспечивающей общее снижение затрат и имеющей возможность гибкого реагирования на изменения рыночной и законодательной ситуации.

На последующих этапах работа по реструктуризации компании будет продолжена с выходом на качество управления мирового класса, т.е. структуры и системы корпоративного управления будут приведены в полное соответствие с мировым опытом и международными требованиями, включая:

-                          совершенствование управления рисками с обеспечением их минимизации и увеличением рыночной стоимости компании;

-                          поэтапный переход к единой глобальной организации производства и сбыта компании в России и за рубежом;

-                          укрепление корпоративной морали – лояльности и солидарной ответственности персонала;

-                          и другие необходимые меры.

Реализация стратегий долгосрочного развития – залог устойчивого роста производственного потенциала и финансовых результатов компании в интересах ее акционеров и инвесторов.

Анализ деятельности крупнейших мировых компаний пока­зывает, что изменения стратегий и организационных структур находятся в тесной взаимосвязи. Эта взаимная зависимость формируется следующим образом:

- стратегия компании является основным фактором, опреде­ляющим ее организационную структуру;

- многоцелевая стратегия усложняет организационную струк­туру компании.

На выбор стратегии оказывает влияние как изменение внеш­ней экономической среды, так и размеры компании, объемы ее продаж и прибылей. Это в свою очередь влияет на организаци­онную структуру, совершенствуя которую, компания обеспечи­вает эффективность решения стратегических задач.

 

Преодоление возможных негативных последствий вертикальной интеграции

Таким образом, вертикальная интеграция в принципе спо­собна усилить потенциал компании, повысить эффективность ее хозяйственной деятельности и укрепить конкурентоспособность. Наряду с этим ВИНК присущи особенности, которые при определенных обстоятельствах могут понижать их эффективность и конкурентоспособность.

1. Прежде всего, компания, интегрирующая в свою струк­туру, к примеру, добычу сырья, последовательные стадии его переработки, производство конечного продукта и распреде­лительно-сбытовую сеть, вынуждена осуществлять крупные инвестиции с длительным сроком окупаемости, что надолго связывает ресурсы компании, ограничивает ее мобильность и гибкость, ослабляет способность к инвестиционным решени­ям вне сферы ее деятельности как бы они ни были потенци­ально прибыльны. У таких компаний особенно велики посто­янные издержки, связанные с необходимостью значительных затрат на поддержание производственных мощностей по всей вертикальной цепи, причем независимо от уровня спроса на конечную продукцию. Это делает финансовое положение та­ких компаний в случае значительного сокращения спроса на их конечную продукцию особенно неустойчивым. Кроме то­го, могут возникнуть серьезные проблемы в результате неравномерности технического прогресса в отдельных звеньях производственной цепи, что, в конечном счете, может привести не только к дисбалансу в производственном потенциале от­дельных звеньев, но и сдерживанию технического прогресса из-за стремления окупить затраты на создание морально уста­ревших мощностей.

2, Могут возникнуть серьезные проблемы в результате неравномерности технического прогресса в отдельных звеньях производственной цепи, что может привести не только к дис­балансу в производственном потенциале отдельных звеньев, но и сдерживанию технического прогресса, отрицательно воздействуя на инновационно-производственный потенциал ком­пании в целом.

3. Потенциальная угроза снижения эффективности и конкурентоспособности компании связана с тем, что ее отдельные звенья могут оказаться изолированными от воздействия рыночных сил, в том числе и конкуренции. Это про­исходит в том случае, если компания ориентируется главным обра­зом на внутрифирменные поставки и подразделения ВИНК выну­ждены покупать продукцию своих предприятий, несмотря на то, что она может быть дороже или хуже по качеству аналогичной про­дукции, производимой компаниями-конкурентами.

В целях нейтрализации возможных негативных последствий вертикальной интеграции прибегают к разнообразным мероприя­тиям стратегического и организационного характера.

Одним из важнейших средств нейтрализации негативных последствий интеграции, вызываемых жесткой увязкой ресурсов в вертикально-интегрированных компаниях и их слабой маневренностью, является диверсификация их хозяйствен­ной деятельности. Фирмы могут покупать компании, действую­щие в других сферах бизнеса, сотрудничать с другими компа­ниями и организациями в области научно-исследовательских работ с целью создания потенциала научных исследований и разработок, ориентированных на новые для фирмы технологии и рынки сбыта.

На практике вертикально интегрированные компании прибегают ко всем указанным методам диверсификации. При этом, как показывает практика, диверсификация компаний в отрасли, не связанная с основным направлением ее деятельно­сти ни технологией, ни сбытом, часто кончается неудачей и компания рано или поздно вынуждена уходить из таких отрас­лей.

Сложные проблемы, возникающие при попытках дивер­сификации вертикально интегрированных фирм в плохо знако­мые им сферы бизнеса, по-видимому, и объясняют четко про­явившуюся в последние годы в деятельности этих фирм тенден­цию направлять ресурсы на те направления, в которых они об­ладают наиболее мощным технологическим и сбытовым потен­циалом.

Другое важное направление усиления гибкости и повышения эффективности ВИНК — преодоление изоляции подразделений компании от рыночной среды путем предоставления управляю­щим этих подразделений определенной свободы выбора между рыночной сделкой и внутрифирменной операцией.

Широкое распространение получает частичная интеграция, при которой часть продукции, используемой компанией, заку­пается на рынке, а остальная производится на собственных пред­приятиях.

Частичная интеграция позволяет компании сопоставлять свою продукцию в отношении ее ка­чества и величины издержек производства с продукцией кон­курентов, что важно как для оценки эффективности своих подразделений, так и при заключении контрактов с независи­мыми компаниями.

Сильное влияние на стратегический выбор компании за или против вертикальной интеграции оказывают особенно­сти ситуации на конкретных рынках и в конкретных отраслях. Нередко решение в пользу интеграции вызывается стремле­нием фирмы ослабить зависимость от компаний-поставщи­ков (в случае "интеграции вниз") или компаний-покупателей продукции фирмы (в случае "интеграции вверх") в случае, ес­ли эти компании способны навязать фирме невыгодные ей условия в отношении цен, поставок, закупок ее продукции, доступа к распределительно-сбытовой сети и т.п. Важную роль при выборе в пользу стратегии вертикальной интеграции играют и соображения, определяемые стремлением фирмы усилить препятствия на пути доступа реальных и потенциаль­ных конкурентов в сферу ее деятельности и тем самым укре­пить свои рыночные позиции.

Повышение эффективности работы вертикально-интегрированных нефтяных компаний

Быстрое развитие вертикально интегрированных ком­паний и демонстрируемая многими из них на протяжении десятилетий жизнеспособность объясняются, прежде всего, их более высокой эффективностью по сравнению с неинтег­рированными фирмами. Уменьшение издержек производст­ва, распределения и сбыта продукции, а вследствие этого увеличение прибыли и отдачи от инвестиций — вот на что рассчитывают компании, принимая решение о вертикаль­ной интеграции.

Источники повышения эффективности в вертикально интегрированных компаниях весьма разнообразны. Основными же являются следующие:

— возможность организации интенсивного информа­ционного обмена между ее подразделениями, что позволяет координировать планы и графики поставок сырья, материа­лов и полуфабрикатов, их переработки и доставки конечной продукции потребителю;

— возможность существенного ускорения всего цикла материалодвижения и соответственно ускорения оборота ка­питала и окупаемости затрат;

— возможность экономии на издержках рыночных трансакций (издержки, связанные с поиском поставщика, ве­дением переговоров о сделках, в случае нарушений условий контракта и т.д. — особенно велики в странах со слабо разви­той рыночной инфраструктурой).

Для обеспечения экономического роста требуется вы­явление рыночных возможностей в сферах, где компания бу­дет иметь явное конкурентное преимущество. Стратегию рос­та возможно разработать на основе анализа, проведенного на трех уровнях. На первом уровне выявляют возможности, ко­торыми компания может воспользоваться при существующих масштабах деятельности (возможности интенсивного роста). На втором уровне выявляют возможности интеграции с дру­гими элементами маркетинговой системы отрасли (возмож­ности интеграционного роста). На третьем этапе выявляют возможности, открывающиеся за пределами отрасли (воз­можности диверсификационного роста).

Интенсивный рост оправдан в тех случаях, когда компа­ния не до конца использовала возможности, присущие ее тра­диционным рынкам. Три основные разновидности возмож­ностей интенсивного роста следующие:

— глубокое внедрение на рынок заключается в изыска­нии компанией путей увеличения сбыта своих товаров на су­ществующих рынках с помощью более агрессивного марке­тинга;

— расширение границ рынка заключается в попытках компании увеличить сбыт благодаря внедрению существую­щих товаров на новые рынки;

— совершенствование товара заключается в попытках компании увеличить сбыт за счет создания новых или усовер­шенствованных товаров для существующих рынков.

Интеграционный рост оправдан в тех случаях, когда у сферы деятельности компании прочные позиции и/или когда компания может получить дополнительные выгоды за счет перемещения в рамках отрасли назад, вперед или по горизон­тали.

Регрессивная интеграция заключается в попытках ком­пании приобрести или поставить под более жесткий контроль своих поставщиков. Прогрессивная интеграция заключается в попытках компании приобрести или поставить под жесткий контроль систему распределения. Горизонтальная интегра­ция заключается в попытках компании приобрести или поста­вить под более жесткий контроль ряд предприятий-конкурен­тов.

Диверсификационный рост оправдан в тех случаях, ког­да отрасль не дает компании возможностей для дальнейшего роста или когда возможности роста за пределами этой отрас­ли значительно привлекательнее. Диверсификация не означа­ет, что компании следует браться за любую подвернувшуюся возможность. Компания должна выявить для себя направле­ния, которые будут содействовать устранению имеющихся у нее недостатков. Существуют три разновидности диверсифи­кации:

— концентрическая диверсификация, т.е. пополнение своей номенклатуры изделиями, которые с технической и/или маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары компании;

— горизонтальная диверсификация, т.е. пополнение своего ассортимента изделиями, которые не связаны с выпу­скаемой продукцией, но могут вызвать интерес существую­щих потребителей;

— конгломератная диверсификация, т.е. пополнение своей номенклатуры изделиями, не имеющими никакого от­ношения ни к применяемой компанией технологии, ни к ее существующим товарам и рынкам.

В настоящее время наблюдается тенденция превраще­ния крупных компаний, заинтересованных в своем дальнейшем росте, в транснациональные компании. Из этноцентрических компаний, рассматривающих свои зарубежные операции как нечто второстепенное, они трансформируются в геоцентрические компании, считающие единым рынком весь мир. Рост компании является одним из главных источни­ков увеличения ее эффективности и средством выживания в конкурентной борьбе. Одной из причин, стимулирующих рост компаний, является стремление к экономии на масшта­бе сферы деятельности.

В долгосрочном периоде не существует оптимального размера компании, т.к. ее рост ограничивается только ресур­сами и способностью управляющих приспособиться к новым масштабам организации и сохранить целостность фирмы. Од­нако, чем быстрее рост, тем труднее адаптация управляющей структуры корпорации к изменению внешних условий и тем выше издержки адаптации, противостоящие экономии на ро­сте. С ростом компании должны радикально измениться уп­равленческие функции и организационная структура управ­ления. Только в этом случае она сможет сохранить устойчи­вость и реализовать возможности экономии на росте масшта­бов производства.

Государственное регулирование деятельности ВИНК и увязка государственных интересов с интересами компании

 

Мировой опыт организации и управления предприятия­ми и отраслями топливно-энергетического комплекса свиде­тельствует о необходимости достаточно жесткого регулирова­ния их деятельности со стороны государства. Это обусловлено следующим:

— предприятия комплекса немногочисленны, относятся к стратегическим отраслям экономики, в значительной степе­ни определяют промышленный и военный потенциал, а также положение дел в экологии;

— энергия в различных формах потребляется абсолютно всеми членами общества, причем особенностью данного про­цесса является его непрерывный характер. Это означает, что вопросы энергоснабжения были и остаются вопросами поли­тическими;

— для энергоотраслей характерны высокая инерцион­ность развития, огромная капиталоемкость и концентрация материальных ресурсов, потребность в масштабном и комплек­сном освоении национальных природных богатств, преимуще­ственно монопольное положение на рынке и невозможность дублирования ряда производств на определенной территории.

В силу этих причин правительства большинства зарубеж­ных стран предпочитают сохранять многие топливно-энерге­тические отрасли в собственности государства при весьма жес­ткой регламентации деятельности не попавших туда отраслей и предприятий, непосредственно связанных с функционирова­нием национальной энергетики. В тех случаях, когда конку­ренция в отраслях комплекса ведет к укреплению энергохозяй­ства страны, к лучшему удовлетворению общественной по­требности в определенных энергоносителях, государство допу­скает туда частный и иностранный капитал (обычно это сеть бензоколонок, разведка и освоение на определенных условиях нефтегазовых месторождений, создание дополнительных мощ­ностей по нефтепереработке, производство альтернативных источников энергии и т.д.).

В качестве основных задач государственного регулирова­ния в энергетике можно отметить следующие:

— создание условий добросовестной конкуренции;

— способствование стабильному развитию энергетики;

— защита окружающей среды;

— регулирование нормы прибыли корпорации.

Степень государственного участия в регулировании от­раслей ТЭК, как свидетельствует мировой опыт, всецело зави­сит от этапа развития, конкретной обстановки, характера и мас­штаба решаемых задач. Для эффективного функционирования экономического механизма необходимо оптимальное сочета­ние рыночных методов и методов, обусловленных государст­венным регулированием. Существенное значение имеют состо­яние и динамическая взаимосвязь между системами товарно-денежных отношений и госрегулирования экономики. Без го­сударственного участия воспроизводственный процесс просто невозможен. Формы и методы финансово-экономического гос­регулирования нестабильны, они эволюционируют в зависимо­сти от конкретных условий. Опыт промышленно развитых стран подтверждает, что чем острее ситуация, тем активнее го­сударство вмешивается в регулирование отраслей ТЭК.

Важнейшим средством госрегулирования конкурентных отношений является антимонопольное законодательство.

В Российской Федерации закон "О конкуренции и ог­раничении монополистической деятельности на товарных рынках" был принят в марте 1991 г. Его цель — определение организационных и правовых основ предупреждения, огра­ничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения условия со­здания и функционирования товарных рынков. Согласно за­кону, компания занимает "доминирующее положение", если ее доля на рынке превышает 35% — величину, устанавливае­мую ежегодно Государственным комитетом по антимоно­польной политике (ГКАП).

Современное антимонопольное законодательство име­ет два принципиальных направления — контроль над ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является любой сговор между компания­ми в целях установления цен. Законом также преследуется де­мпинговая практика продаж, когда компания умышленно ус­танавливает более низкие цены с тем, чтобы потеснить из от­расли конкурентов.

Слияние компаний происходит, когда одна компания приобретает акции другой. Правительство обычно предпри­нимает меры, когда в результате горизонтального слияния компаний их рыночная доля значительно увеличивается. Ис­ключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства. В случае вертикального слияния (объе­динение технологически связанных производств) закон также устанавливает верхний предел доли компаний на соответству­ющих рынках, так как слияние бывших поставщиков и потре­бителей лишает возможности другие компании продавать свои товары компании-покупателю. Конгломератные слия­ния (объединение компаний из разных отраслей) обычно раз­решаются, так как в результате таких слияний позиции ком­пании на соответствующих рынках практически не меняются.

Декларированная в официальных документах стратегия раз­вития топливно-энергетического комплекса России позволяет сделать ряд выводов применительно к нефтяной промышленнос­ти. Во-первых, предприятия ТЭК рассматриваются как важный источник финансовых ресурсов, а потому предполагается перенос на них возрастающего налогового бремени. Во-вторых, поддержка това­ропроизводителей за счет "умелой" ценовой политики может вновь обернуться заниженными ценами на энергоносители для отдельных групп потребителей. В-третьих, намечается значительный структур­ный сдвиг в потреблении энергии, в частности, нефтепродуктов - от промышленности к коммунально-бытовому сектору и пассажирскому транспорту (ранее эти потребители традиционно субсидировались). В-четвертых, растущие требования к охране окружающей среды и надежности энергоснабжения означают неизбежный рост внутренних издержек предприятий ТЭК на добычу, преобразование и транспор­тировку энергоресурсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.