на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Взаимосвязь внутриличностных и межличностных конфликтов


Таким образом, внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

Однако в реальной жизни происходит множество других внутриличностных конфликтов. Для того чтобы построить их единую типологию, необходимо основание, в соответствии с которым можно объединить это разнообразие внутренних конфликтов в систему. Такой основой является ценностно-мотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психики человека связана его внутренняя конфликтность, так как именно она отражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром.

Исходя из этого, выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт (А. Шипилов):

- мотивы, отражающие стремления личности (мотивы, потребности, интересы, желания, влечения), они выражаются как «Я хочу»;

- ценности, воплощающие в себе общественные нормы («Я должен»);

- самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязаний, она есть своеобразный побудитель ее активности, поведения («Я могу»).

В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.

Мотивационный конфликт. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (З. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями – «хочу и хочу» (К. Левин).

Нравственный конфликт. Между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями – «хочу и надо».

Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности. Это конфликт между желаниями и действительностью (которая блокирует их удовлетворение) – «хочу и не могу».

Адаптационный конфликт – конфликт между требованиями действительности и возможностями человека – профессиональными, физическими, психологическими.

Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к неудачам и успехам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. Среди этих конфликтов выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека. А также между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и понизить притязания, чтобы избежать неудачи.

Невротический конфликт. Это результат длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта[12, 172].

Названные типы конфликтов не исчерпывают полностью их классификацию. В зависимости от других оснований можно дать и иную типологию внутриличностных конфликтов.

Об этом свидетельствует сама история развития конфликтологических концепций, в которых выделяются различные типы внутриличностных конфликтов. Отметим основные из них:

1) Конфликт между моралью и нравственностью, между должным и сущим, между моральным идеалом и действительностью (И. Кант, Ф. Достоевский).

2) Конфликт между человеческими влечениями, биологическими потребностями и социальными нормами, который носит биологический и биосоциальный характер (3.Фрейд).

3) Конфликт, обусловленный необходимостью выбора между силами равной величины, действующими на личность (К. Левин).

4) Конфликт между «Я – концепцией» и идеальным «Я» (К. Роджерс).

5) Конфликт между стремлением к самоактуализации и реальным результатом (А. Маслоу).

6) Конфликт между стремлением к смыслу жизни и экзистенциальным вакуумом, т.е. «ноогенный» конфликт, или «экзистенциальная фрустрация» (В, Франкл).

7) Конфликт между элементами внутренней структуры личности, между ее мотивами (А. Леонтьев) [14, 82-85].

Длительный внутриличностный конфликт угрожает эффективности деятельности. По мнению русского философа Н.А. Бердяева, рефлектирующий и сомневающийся не может быть активным, в мире, не может быть воином, – он весь погружен в ослабляющее его самораздвоение, он не уверен в той активной, творческой силе, которой мог бы воздействовать на мир... Рефлексия, раздвоение и сомнение есть расслабленная приспособленность к дурной множественности мира необходимости. Состояние сомнения есть состояние несвободы, зависимости, подавленности.

Длительные внутренние конфликты могут тормозить развитие личности. Как считает Л.И. Божович, ... человек, постоянно сталкивающийся с внутренними конфликтами, будет отличаться неуверенностью, неустойчивостью поведения, неспособностью добиваться сознательно поставленных целей, т. е. у него будут отсутствовать как раз те черты, которые как основополагающие входят в характеристику психологически зрелой личности [3, 76].

Частые внутриличностные конфликты могут привести к утрате уверенности человека в своих силах, формированию устойчивого комплекса неполноценности, а иногда – и к потере смысла жизни.

Выводы по главе 1:

Анализ психологической литературы по теме исследования позволяет сделать следующие выводы:

Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

К сущностным свойствам конфликта относятся: наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов; противодействие субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту, травмировать «Я»; негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу.

Различают положительные, продуктивные и отрицательные, деструктивные функции конфликтов.

Межличностные конфликты – это конфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия.

Внутриличностный конфликт – это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).

Внутриличностные конфликты влияют на поведение индивида, его самочувствие, его устремления и пр.

Острые внутриличностные конфликты приводят к деструкции существующих межличностных отношений в семье, на работе. Они могут быть причиной повышенной агрессивности, тревожности, раздражительности в общении. Особо следует остановиться на проблеме перерастания внутриличностного конфликта в межличностный, что мы и сделаем в следующей главе.

 

Глава II. Экспериментальное исследование взаимосвязи межличностных и внутриличностных конфликтов

 

2.1 Организация эмпирического исследования

Исследование началось в январе 2011 года.

Для того чтобы провести нашу экспериментальную работу, мы поставили главную цель исследования: выявить особенности взаимосвязи внутриличностных и межличностных конфликтов.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что существует значимая корреляционная взаимосвязь внутриличностных и межличностных конфликтов.

Объект исследования – конфликт как столкновение мотивов.

Предмет исследования – взаимосвязь внутриличностных и межличностных конфликтов.

Задачи эмпирического исследования:

1.  подобрать методы исследования, адекватные его цели;

2.  выявить взаимосвязи внутриличностных и межличностных конфликтов.

База исследования: АО «Адонис».

В эксперименте учувствовало 40 человек – мужчин и женщин в возрасте 30-40 лет, имеющие стаж работы в данной организации более 5 лет.

Для того чтобы определить точность и глубину поставленной проблемы мы применили комплекс методов исследования: наблюдение, беседы, тесты.

Наблюдение. Сущность применяемого в нашем исследовании наблюдения заключается в том, чтобы точно и полно фиксировать факты, которые позволяют судить о проявлениях конфликтности сотрудников организации. Метод наблюдения давал возможность фиксировать конкретные события, факты, позволяющие определить внутренние психические процессы.

Диагностические методики:

- Определение уровня конфликтоустойчивости [4,75]

Данная методика позволяет выявить основные стратегии поведения в потенциальной зоне конфликта - межличностных спорах и косвенно определить уровень конфликтоустойчивости личности.

Инструкция. Внимательно прочитайте и оцените каждое из десяти полярных суждений, указанных в бланке, которые в большей мере свойственны вашему поведению. Для этого сначала определите, какое из двух крайних суждений подходит вам, а затем оцените его по 5-балльной системе. Помните, что промежуточная графа 3 означает равнозначное присутствие обоих качеств. Крайние же значения 4-5 и 1-2 характеризуют либо уклонение от споров, либо непринужденное участие в разрешении спорных моментов.

Обработка и интерпретация данных

40-50 баллов - высокий уровень конфликтоустойчивости.

30-40 баллов – средний уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий об ориентации личности на компромисс, стремлении избегать конфликта.

20-30 баллов – низкий уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий о выраженной конфликтности.

1-19 баллов - очень низкий уровень конфликтоустойчивости. Данный уровень свойствен конфликтным людям.

В исследовании была использована также методика, определяющая склонность к внутриличностному конфликту «Тест на конфликтность» (Кноблоха-Фальконета) [4,103] и оценивающая данный критерий по двум шкалам «эго хватание» и «гармоничность».

Эгохватание это внутренняя конфликтность личности. Склонность к самообвинениям, нерешительности и неуверенности в себе. Потребность в постоянной опёке.

Гармоничность спокойствие, уверенность в себе, сбалансированность желаний, стремлений, уровня притязаний. Последовательность поведения.

Чем ближе показатель по шкале эгохватание к 20, тем выше уровень внутриличностного конфликта испытуемого.

2.2 Результаты их обсуждение

С целью выявления уровня конфликтности испытуемых мы провели методику определения уровня конфликтоустойчивости в двух отделах АО «Адонис». При этом сотрудники отдела снабжения в количестве 20 человек отнесены в группу А, сотрудники отдела менеджмента отнесены в группу Б.

Результаты представлены на рис. 1 и в табл. 1, а также в приложении 1.

Как показали результаты методики конфликтоустойчивость в группе Б можно охарактеризовать как низкую. Из данных таблицы видно, что очень низкий уровень конфликтоустойчивости у 35%, еще у 40% - низкий.

Конфликтоустойчивость в группе А средняя с тенденцией к повышению. Очень низкий уровень только у 5%, еще у 15% - низкий. Средний уровень у 45% . И аж у 35% высокий, что является очень негативным фактором для трудового коллектива.

Табл. 1. Результаты методики определения уровня конфликтоустойчивости (в %)

Уровень конфликтности

Группа А

Группа Б

Высокий 35 5
Средний 45 20
Низкий 15 40
Очень низкий 5 35

Рис. 1. Результаты методики определения уровня конфликтоустойчивости

Математический анализ результатов по t-критерию Стьюдента показал по данной методике значимые статистические различия между группами (таблица 2.).

Таблица 2.2 - Статистический анализ результатов методики определения уровня конфликтоустойчивости

№            Выборки                              Отклонения от среднего Квадраты отклонений

В.1         В.2                         В.1                         В.2                         В.1                         В.2

1                             25           19                           -10.55    -8.55                      111.3025              73.1025

2                             31           29                           -4.55                      1.45                        20.7025                2.1025

3                             42           45                           6.45                        17.45                     41.6025                304.5025

4                             32           28                           -3.55                      0.45                        12.6025                0.2025

5                             43           19                           7.45                        -8.55                      55.5025                73.1025

6                             27           36                           -8.55                      8.45                        73.1025                71.4025

7                             33           28                           -2.55                      0.45                        6.5025   0.2025

8                             44           36                           8.45                        8.45                        71.4025                71.4025

9                             39           29                           3.45                        1.45                        11.9025                2.1025

10                           29           19                           -6.55                      -8.55                      42.9025                73.1025

11                           35           29                           -0.55                      1.45                        0.3025   2.1025

12                           42           28                           6.45                        0.45                        41.6025                0.2025

13                           42           19                           6.45                        -8.55                      41.6025                73.1025

14                           15           35                           -20.55    7.45                        422.3025              55.5025

15                           35           19                           -0.55                      -8.55                      0.3025   73.1025

16                           38           29                           2.45                        1.45                        6.0025   2.1025

17                           43           38                           7.45                        10.45                     55.5025                109.2025

18                           36           19                           0.45                        -8.55                      0.2025   73.1025

19                           43           28                           7.45                        0.45                        55.5025                0.2025

20                           37           19                           1.45                        -8.55                      2.1025   73.1025

Суммы:711                         551                         0                             -0                            1072.95 1132.95

Среднее:35.55    27.55

Результат: tЭмп = 3.3

Критические значения

tКр

p≤0.05        p≤0.01

2.02  2.71

Полученное эмпирическое значение t (3.3) находится в зоне значимости.

Таким образом, анализ результатов показал, что в двух группах наблюдаются существенные отличия по уровню конфликтоустойчивости

При диагностике наличия внутриличностного конфликта у сотрудников отделов нами проведен тест Кноблоха-Фальконетта (внутренняя конфликтность личности). Результаты представлены в таблице 3, на рис. 2. и в приложении 2.

Табл. 3. Результаты теста Кноблоха-Фальконетта (средний балл)

Шкала

Группа А

Группа Б

Эгохватание 7 13,6
Гармоничность 13 6,4

По результатам методики, определяющей склонность к внутриличностному конфликту, были сделаны следующие выводы: люди, работающие в отдел менеджмента в основном спокойны, уверены в себе, их желания и стремления сбалансированы, наблюдается последовательность в поведении. Однако потребность в постоянной опёке наблюдается почти у 60 % из них.

Сотрудники отдела снабжения склонны к самообвинениям, нерешительности и неуверенности в себе. У них отмечается наличие внутриличностного конфликта.

Рис. 2. Результаты теста Кноблоха-Фальконетта (внутренняя конфликтность личности)

Математический анализ результатов по t-критерию Стьюдента показал по данной методике значимые статистические различия между группами (таблица 4.).

Таблица 4 – Статистический анализ результатов теста Кноблоха-Фальконетта

№                            Выборки              Отклонения от среднего Квадраты отклонений

В.1                         В.2                                         В.1                         В.2                         В.1                         В.2

1                             11           3                             -2.6                         -4                            6.76                        16

2                             15           2                             1.4                          -5                            1.96                        25

3                             16           2                             2.4                          -5                            5.76                        25

4                             17           10                           3.4                          3                             11.56                     9

5                             18           10                           4.4                          3                             19.36                     9

6                             18           7                             4.4                          0                             19.36                     0

7                             10           10                           -3.6                         3                             12.96                     9

8                             16           6                             2.4                          -1                            5.76                        1

9                             11           6                             -2.6                         -1                            6.76                        1

10                           12           7                             -1.6                         0                             2.56                        0

11                           18           11                           4.4                          4                             19.36                     16

12                           13           1                             -0.6                         -6                            0.36                        36

13                           6             12                           -7.6                         5                             57.76                     25

14                           14           10                           0.4                          3                             0.16                        9

15                           13           13                           -0.6                         6                             0.36                        36

16                           9             9                             -4.6                         2                             21.16                     4

17                           19           9                             5.4                          2                             29.16                     4

18                           8             5                             -5.6                         -2                            31.36                     4

19                           10           4                             -3.6                         -3                            12.96                     9

20                           18           3                             4.4                          -4                            19.36                     16

Суммы:                 272         140                         0                             0                             284.8                     254

Среднее:              13.6        7

Результат: tЭмп = 5.5

Критические значения

tКр

p≤0.05        p≤0.01

2.02           2.71

Полученное эмпирическое значение t (5.5) находится в зоне значимости.

Таким образом, анализ результатов показал, что в двух группах наблюдаются существенные отличия по уровню внутриличностного конфликта.

Анализ корреляционной матрицы между шкалами методик показал, что значимая корреляция существует между шкалами «Эгохватание» и «Конфликтоустойчивость».


Таблица 5. Корреляционный анализ методик

Эгохватание Гармония

rs

p<

rs

p<
Конфликтоустойчивость -0,464 0,01 0,473 0,01

Выявлена обратная значимая взаимосвязь между конфликтоустойчивостью и шкалой «Эгохватание». Чем в большей степени выражена конфликтоустойчивость, тем в меньшей степени респондент подвержен внутриличностной конфликтности.

Таким образом, мы подтвердили выдвинутую гипотезу: существует значимая корреляционная взаимосвязь внутриличностных и межличностных конфликтов.

Выводы по главе 2:

В результате проведенного исследования мы выяснили, что:

Существует значимая взаимосвязь между внутриличностным и межличностным конфликтом.

С целью выявления уровня конфликтности испытуемых мы провели методику определения уровня конфликтоустойчивости в двух отделах АО «Адонис». Как показали результаты методики конфликтоустойчивость в группе Б можно охарактеризовать как низкую. Конфликтоустойчивость в группе А средняя с тенденцией к повышению.

При диагностике наличия внутриличностного конфликта у сотрудников отделов нами проведен тест Кноблоха-Фальконетта (внутренняя конфликтность личности). По результатам методики были сделаны следующие выводы: у респондентов группы А не отмечается внутриличностного конфликта. У респондентов группы Б отмечается наличие внутриличностного конфликта.

Анализ корреляционной матрицы между шкалами двух методик показал, что значимая корреляция существует между шкалами «Эгохватание» и «Конфликтоустойчивость». Таким образом гипотеза исследования полностью доказана: существует значимая корреляционная взаимосвязь внутриличностных и межличностных конфликтов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщение теоретического материала, предшествующего эмпирическому исследованию, позволяет сделать следующие выводы:

Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.

Конфликт в организации – это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации или в междуорганизационном пространстве.

В психологии пока не сложилось общепринятого понимания сущности конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, противодействие, противоречие. Другие понимают конфликт как вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу. Конфликты происходят и в больших компаниях, и в маленьких фирмах, они могут привести к закрытию организации. Поэтому изучение причин конфликтов в организации - актуальная тема.

К факторам формирования и развития конфликтов относятся:

- причины морально-этического порядка;

- причины организационного характера (проблемы взаимоотношений руководителя и подчиненных);

- причины конфликтов по информационным факторам;

- причины конфликтов по структурным факторам, например: неопределенность вопросов законности власти; неопределенность вопросов подотчетности; неясность в вопросах собственности и т.п.;

- ценностные факторы конфликта, например: нарушение групповых верований и норм поведения; нарушение профессиональных ценностей и интересов; нетерпимость в отношении ценностей других групп или людей и т.п.;

- факторы отношений, например: неудовлетворенность существующими отношениями; несогласованные цели взаимоотношений (непонимание друг друга); неудовлетворенностью длительность отношений и т.п.;

- поведенческие факторы, например: поведение угрожает безопасности кого-либо; поведение создает для кого-то дискомфорт и т.п.

- личностные особенности: враждебность, подозрительность, агрессивность и др.

Однако во всем многообразии изучаемых факторов отмечается очень мало исследований, рассматривающих влияние внутриличностных конфликтов на развитие межличностных конфликтов в организации. А ведь именно внутриличностный конфликт является одним из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы не подвергался внутриличностным конфликтам. Более того, с такими конфликтами человек сталкивается постоянно. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Но деструктивные внутриличностные конфликты несут серьезную опасность для личности, от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения – суицида.

В нашем исследовании мы решили выявить взаимосвязь внутриличностных и межличностных конфликтов.

В ходе исследования нами был использован блок методов, включающий:

- анализ социально-педагогической и методической литературы;

- организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы.

В ходе диагностики нами была выявлена внутриличностных и межличностных конфликтов в организации.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты подтверждают выдвинутую гипотезу.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.

3. Васильев Н.Н., Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002.

4. Вахрушева Г.Т. Психодиагностика – М, 2006.

5. Горянина В.А. Психология общения. М .: Академия, 2002.

6. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Дисс. докт. псих. наук. – СПб., 1995. – 361с.

7. Громова О.Н. Конфликтология. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2000. – 320с.

8. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. – М., Речь, 2003 – 40с.

9. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000. – 320с.

Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 1993.

10. Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. – М.: Просвещение , 1989. – С.8

11. Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ.вузов. – М.: Владос, 2007. – 399с.

12. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 2001. – 448с.

13. Коновалова Н.А. Взаимосвязь внутриличностного конфликта и школьной успеваемости подростков: на примере 8-9 классов: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. – М., 2006.

14. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992с.

15. Леонов Н.И. Психология конфликтного поведения. Дисс. док. псих. наук. – Ярославль, 2002. – 415с.

16. Мариновская И.Д., Цветков, В.Л. Гришин А.А. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Фит. 2001.

17. Муштук О.З., Деев А.Ю., Которова О.С Конфликтология. – М.: Маркет ДС, 2007. – 160с.

18. Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.: Владос, 1998

19. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. Психологические средства деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации конфликтов.- М.: Юристъ, 2006.

20. Шипилов А.И. Проблема конфликта: Аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. – М.: ГА ВС, 1992. – 230с.

21. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000. – 704с.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.