![]() |
|
|
Курсовая работа: Рынок туристических услуг и его территориальная организацияА.ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫЕ: а) страны высокого уровня экономического развития с преобладанием международного туризма импортного направления, которые являются поставщиками туристов (США, Германия, Великобритания, Скандинавские страны); б) стран высокого уровня экономического развития с преобладанием международного туризма экспортного направления, преимущественно принимающих туристов (Италия, Австрия, Израиль). Б.СТАБИЛИЗИРОВАННЫЕ: а) стран среднего уровня экономического развития с преобладанием международного туризма экспортного направления, которые преимущественно принимают туристов (Испания, Греция, Турция, Кипр); б) новые индустриальные страны, ориентированные на развитие иностранного туризма (Мексика, Аргентина, Чили, Гонконг, Таиланд, Малайзия); в) страны переходного типа экономики с развитой рыночной структурой, где преобладает международный туризм экспортного направления и которые в основном принимают туристов (Польша, Венгрия, Чехия, Хорватия, Словакия, Словения). В.РЕФОРМИРОВАННЫЕ: а) страны переходного типа, формирующие рыночные структуры, где преобладает международный туризм экспортного направления, преимущественно принимают туристов (Болгария, Румыния); б) страны переходного типа, формирующие рыночные структуры и где преобладает международный туризм импортного направления, которые преимущественно поставляют туристов (Россия, Украина, Казахстан, Закавказские страны); в) страны централизованно управляемой экономики с элементами рыночной, которые ориентированы на активизацию участия в международном туризме за счет наращивания экспорта туристических услуг (Китай). Г.АККУМУЛИРУЮЩИЕ: а) развивающиеся страны со средними возможностями экономического развития, ориентированными на усиление участия в международном туризме за счет наращивания экспорта услуг (Индия, Египет, Тунис); б) развивающиеся страны, с доминированием иностранного туризма, которые принимают туристов и где туризм является одной из ведущих отраслей экономики (Танзания, Барбадос); в) страны плановой экономики, поддерживающие туризм как традиционную отрасль хозяйства не расширяя участия в мировом туристическом процессе (Куба); г) наименее развитые страны, практически не принимают участия в международном туризме, а экспорт услуг связан с действием иностранного капитала (большинство стран Центральной Африки). 5. СЕГМЕНТАЦИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ 5.1. Характеристика основных сегментов рынка спроса Сегментация рынка туристического спроса или его структурирование по комплексу признаков в соответствии с потребностями анализа основывается преимущественно на четырех основных принципах – географическом, демографическом, психографическом и поведенческом. Разделение по географическому принципу предполагает: группировка потребителей по месту жительства (регион, страна, местность, тип населенного пункта, его величина и функции), для определения транспортно-географического положения поселения в системах расселения разного порядка, что позволяет установить туристическую доступность для потребителя предлагаемого турпродукта, по мере связанности места жительства с основными центрами концентрации предложения. Обязательно также следует учитывать природные особенности постоянного места жительства потребителя (климат, ландшафты). Географическая принадлежность большой мере влияет на формирование потребностей и мотивацию к путешествиям, даже на выбор конкретных признаков турпродукта, поскольку окружение, в том числе и природное, формирует человеческое сознание, восприятие, вкусы и предпочтения, что сказывается на поведении потребителя. На основе демографического принципа рынок туристского спроса сегментируют по возрасту, полу, семейному положению, определенным жизненным циклам семьи и другим параметрам. В соответствии с запросами каждой потребительской группы формируются сегменты молодежного туризма, туризма людей среднего и «третьего возраста». Молодежный туризм охватывает потребителей 30 лет, имеющих наибольшую туристскую активность, свободное время для занятий туризмом и спортом. Они часто совмещают эти запросы, их требования к уровню комфорта и класса обслуживания сравнительно невысокие, поскольку ограничены доходами. Это предполагает спрос на недорогие туры с активным проведением досуга. Этот сегмент в развитых странах составляет до 40% туристического рынка. В соответствии возрастными различиями в его пределах выделяют детский или школьный туризм и собственно молодежный. Потребительский туристический сегмент людей среднего возраста еще более сложный по мотивации и требует всегда дополнительной стратификации. К этой категории относятся люди в возрасте 30-50 лет, т.е. в основном экономически активное население. В этом сегменте превалирует семейный туризм, чем и обусловлена специфика запросов (сезон и срок путешествия, его характер, удаленность, уровень комфорта и т.п.). Этому сегменту присуща четко выраженная сезонность, связанная с соотношением рабочего и свободного времени. Как результат, формируются запросы с ориентацией на оздоровление детей во время каникул, влияющие на формирование массовых туристических потоков. Сегмент людей «третьего возраста» (более 50 лет) характеризуется преимущественно нестандартностью спроса, высокими требованиями к комфорту. Они посещают курорты не в сезон, хотя и положительно реагирует на сезонные льготы, предъявляют требования неспешности и информативной насыщенности путешествия. Социодемографические признаки положены в основу сегментации, предложенной ВТО – это сочетание уровня доходов и уровня образования. Выделяют четыре сегмента. Первый сегмент объединяет людей со средним и относительно низким уровнем доходов (мелкие служащие, представители малого бизнеса), целью поездки которых является отдых, чаще всего на море. Они путешествуют на незначительные расстояния (до ближайшего побережья), а выбор конкретного места отдыха зависит от уровня цен. Этот сегмент вообще очень чувствителен к колебаниям цен и требовательный к качеству услуг и товаров, которые они получают за эту цену. Это наиболее многочисленный сегмент, который составляет основу массового туристического потока. Второй сегмент включает лиц с уровнем доходов выше среднего, с высшим или средним специальным образованием (врачи, адвокаты, ученые, управленцы высшего звена, государственные служащие). Целью путешествия для данного сегмента является сочетание активного отдыха с познавательной деятельностью (причем второй мотив превалирует). Путешествуют часто раза в год (например, летом отдых на морском побережье, зимой – на горнолыжном курорте) семьей или в кругу друзей. Преобладают путешествия на дальние расстояния, а выбор конкретного места продиктован познавательным интересом, поэтому могут мириться с отсутствием привычного комфорта ради достижения познавательной цели, но выдвигают значительные требования к информационной насыщенности тура. Третий сегмент – лица с высоким уровнем доходов и высшим образованием (мощный бизнес). Для этого сегмента основной целью поездки является смена впечатлений, поэтому преобладают далекие, часто экзотические путешествия. Превалируют индивидуальные путешествия среди людей среднего возраста, и групповые – среди лиц «третьего возраста». Четвертый сегмент включает людей с различным доходом, путешествующих за счет сбережений. Это высокообразованные лица, отправились в путешествие для изучения другого образа жизни, поэтому эти путешествия дорогие и длятся достаточно долго. Выделяют сегменты потребителей по принадлежности к определенному общественному классу, поскольку это в значительной мере определяет стиль жизни и соответствующее отношение к туризму. Типичной классификацией по стилю жизни является разделение на такие сегменты (таблица 5.2.) Таблица 5.2. Сегментация рынка потребителей по стилю жизни [11]
Тип личности (импульсивный, конформистский, авторитарный, честолюбивый) влияет на характер запросов, потребительское поведение, решение о покупке того или иного турпродукта. По типу личности, определяется требования к турпродукта на рынке туристского спроса, выделяют шесть сегментов: S-тип – отдыхающий, предпочитает пассивный отдых у моря, спокойствие и комфорт. F-тип – турист, который более всего предпочитает смену впечатлений, поэтому предпочитает путешествовать на дальние расстояния и только туда, где «кипит жизнь», где есть общество, удовольствие, флирт. W-1-тип – любит лесные прогулки и походы, предпочитает активный отдых, во время которого стремится поддерживать хорошую физическую форму, но профессионально спортом не занимается. W-2-тип – в отличие от предыдущего – более спортсмен, чем любитель, поэтому при выборе тура ориентируется на возможность заниматься любимым видом спорта. А-тип – любит риск, приключения, стремится к новым острым впечатлениям, испытаниям. В-тип – любознательные туристы, путешествующие с просветительской целью, и основой путешествия является ознакомление с достопримечательностями. В пределах типа выделяют три разновидности: ●«эксперты», что «коллекционируют» достопримечательности, которые они посетили, ●«эмоциональные любители культуры и природы», стремятся их увидеть и получить от этого наслаждение, ●«специалисты», стремящиеся не только увидеть, но и углубить свои знания в определенных направлениях культуры. Потребителей разделяют на сегменты: ●по отношению к турпродукту или товару (положительное, отрицательное); ●по степени его восприятия (не проинформирован, информирован, заинтересован, желающий приобрести); ●по интенсивности и стилю потребления (регулярно, изредка); ●по преимуществами (качество, экономичность, комфортность, безопасность); ●по степени преданности тому или иному виду туризма (хобби, увлечения, обычное любопытство); ●что влияет на потребительский статус (регулярный потребитель, начинающий, потенциальный, бывший); ●решение о приобретении определенного тура в той или иной туристической фирме. Выделяют следующие сегменты туристического рынка: познавательный, спортивно-оздоровительный, отдых и развлечение, курортно-лечебный, деловой, религиозный, учебный, экологический, этнический, охотничий т.д. Таким образом, формирование спроса на туристические услуги и их потребление является сложным, многофакторным процессом с возможным вариативным результатом. Обобщая процесс формирования спроса на рынке туристических услуг, можно выделить по характеру спроса три основных сегмента: массовый, нестандартный и элитарный. Массовый характеризуется определенным стандартом спроса: отдых, оздоровление, положительные эмоции, предусматривающий значительное количество развлечений, небольшие физические и познавательные нагрузки. Превалируют организованные недорогие путешествия, гарантирующие привычные комфортные условия, на незначительные расстояния – до ближайшего курорта, с которым к тому же удобное сообщение. Определение нестандартного сегмента основывается на избирательности запросов (к месту, способу проведения досуга, его форм). Такой подход зависит, прежде всего, от личных предпочтений. Превалируют эксклюзивные индивидуальные путешествия с широким использованием углубленной и специализированной туристско-экскурсионной информации. Потребители сегмента, который можно отнести к элитарному, еще более нацелены на удовлетворение нестандартного спроса, в основном обусловленного собственным хобби. В путешествии превалирует познавательный мотив, что обусловливает высокие требования не только к комфортности и качеству обслуживания, но и к содержательному наполнению экскурсионных и досуговых программ в соответствии с индивидуальными требованиями[11]. 5.2 Территориальная дифференциация и концентрация спроса На сегодня, помимо общего отставания развития рекреационно-туристической сферы Украины от подобной отрасли многих стран мира, существует довольно существенная дифференциация различных территориальных единиц страны по уровню развития санаторно-курортной и туристической деятельности. Существующее состояние развития индустрии отдыха и туризма в пределах Украины различается по каждому региону (АР Крым, административные области, г.Киев, г.Севастополь) страны [10]. По количеству обслуженных туристов впереди выделяется г.Киев, далее идет Автономная республика Крым, затем Одесская область, а также г.Севастополь, Львовская, Херсонская, Запорожская, Донецкая, Харьковская области. Меньше обслуженных туристов в таких регионах как Житомирская, Черниговская и Сумская области (Картосхема 5.1. А). Наибольшее количество обслуженных экскурсантов отслеживается в Автономной республике Крым, а также г.Севастополь и г.Киев, далее следуют такие регионы как Львовская, Ивано-Франковская, Закарпатская, Херсонская и Запорожская области. Соответственно, меньше экскурсантов было в Сумской и Ровенской областях, а также Черниговской, Житомирской, Хмельницкой, Тернопольской, Черкасской, Николаевской и Донецкой областях. Учитывая имеющиеся данные, все области Украины можно объединить в определенные группы по количеству обслуженных туристов [9]: 1.Наиболее развитые: г.Киев. 2.Развитые: АР Крым, Одесская область. 3.Средне развитые: г.Севастополь, Львовская , Херсонская, Запорожская, Донецкая, Харьковская, а также Закарпатская, Волынская, Николаевская, и Днепропетровская области. 4.Слабо развитые: Луганская, Полтавская, Кировоградская, Киевская, Винницкая, Хмельницкая, Ровенская, Черновицкая, Ивано-Франковская области. 5.Неразвитые: Тернопольская, Черкасская области. Картосхема 5.1. Развитие А- туризма; Б- санаторно-курортного лечения в Украине [11] 6.Отсталые регионы: Сумская, Черниговская, Житомирская области. По количеству обслуженных экскурсантов следует выделить следующие группы: 1.Наиболее развитые: АР Крым. 2.Развитые: г.Киев, г.Севастополь. 3.Средне развитые: Львовская, Ивано-Франковская, Закарпатская, Херсонская, Запорожская, также Одесская, Харьковская, Полтавская, Винницкая области. 4.Слабо развитые: Винницкая, Днепропетровская, Луганская области. 5.Неразвитые: Тернопольская, Черновицкая, Хмельницкая, Житомирская, Черниговская, Кировоградская, Николаевская, Черкасская, Донецкая. 6.Отсталые регионы: Сумская, Ровенская области. Санаторно-курортное лечение также развивается весьма неравномерно на территории Украины (Картосхема 5.1. Б). По количеству коек в санаторно-курортных учреждениях опережают всех АР Крым, Одесская, Донецкая области. Наиболее отстают такие регионы как: г.Севастополь, Сумская, Кировоградская, Житомирская, Хмельницкая, Ровенская, Тернопольская, Ивано-Франковская и Черновицкая области. По количеству оздоровленных иностранных граждан опережают других такие области как Львовская, Одесская и АР Крым. Значительно отстают от других Черновицкая, Сумская и Кировоградская области. 5.3 Туристические потоки Государственная служба туризма и курортов приводит официальную статистику, что в 2009 году Украину посетили 20,8 млн. въездных (иностранных) туристов, что на 18%, или на 4,6 млн. человек меньше, чем в 2008 году. Как говорится в сообщении Министерства культуры и туризма со ссылкой на данные Государственной пограничной службы [21], в то же время, в позапрошлом году количество выехавших за рубеж украинских туристов составило 15,3 млн. человек, что на 1,1%, или на 164,6 тыс. человек меньше, чем в 2008 году (Таблица 5.3.). Таблица 5.3. Динамика туристических потоков в Украине за 2000-2009гг. [25].
* Включая однодневных посетителей (по данным Администрации Госпогранслужбы Украины) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |