![]() |
|
|
Курсовая работа: Библиотеки и книжный бизнес: направление взаимодействияКурсовая работа: Библиотеки и книжный бизнес: направление взаимодействияМинистерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики Республиканское государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Чувашский государственный институт культуры и искусств" Курсовая работа на тему Библиотеки и книжный бизнес: направление взаимодействия Работу выполнила: студентка 2 курса БИД Ямутова Д.В. Чебоксары 2010 Содержание Введение Глава 1 1.1 Библиотека 1.2 Современная библиотека и развитие информационных технологий1.3 Основные задачи современных библиотекГлава 2 2.1 Книжный бизнес2.2 Потребитель и книга2.3 Издательско-книготорговая библиография сегодня 2.4 Комплектование библиотек – стабильная и перспективная сфера книжного бизнеса Список использованной литературы Введение Окружающая человека ноосфера характеризуется в настоящее время гигантским объемом производимой информации, появлением совершенных средств и способов ее фиксирования, хранения, распространения, поиска и воспроизведения. Информационное общество формируется сегодня на основе концепции единого информационного пространства. Поэтому информация все больше становится товаром, а в информационном бизнесе углубляется специализация, образуется рынок оптовой и розничной торговли информацией. Происходит качественное слияние и стремительная интеграция телекоммуникационных и компьютерных технологий. Средства и услуги связи становятся все более "интеллектуальными", а компьютерная техника наряду с вычислительными функциями обретает - коммуникационные. В рамках электронной конвергенции наблюдается слияние электроники, книжного дела, обработки данных и телекоммуникаций. Созданы принципиально новые технологии подготовки, размножения и распространения текстовой и графической информации, основанные на использовании микропроцессоров и ЭВМ, читающих автоматов, фотонаборных машин, лазерных печатающих устройств, оптических дисков большой емкости, ксерографических копировальных и множительных машин, быстродействующих средств и каналов связи. Традиционное разделение труда на редакционно-издательский и типографский во многом устарело. Наряду с постепенным сращиванием этих отраслей книжного дела происходит и все большая интеграция книжного дела в глобальные процессы информационного обслуживания [1, c. 29]. Особенности современного информационного пространства, в пределах которого функционирует библиография, заключается в том, что потребители информации ориентированы на быстрое получение нужных сведений, фактов. Обращение к спискам литературы, тем более их составление, рассматривается как потеря времени. Библиография вынуждена более активно развивать новые формы, искать меру свертывания знания в соответствии с запросами, в том числе потенциальными. Каждая библиотека стремится предоставить своим пользователям ассортимент товаров и услуг, способный удовлетворить их информационные потребности. Основным средством продвижения услуг и формирования положительного образа библиотек является маркетинг. Производители информационной продукции стремятся к повышению эффективности собственной деятельности. Но, как отвечают маркетологи, в наше время недостаточно просто создать хороший товар, назначить на него привлекательную цену и обеспечить его доступность для потребителей. Библиотека должна уметь донести до целевой аудитории информацию о полезности своей деятельности, т.е. заниматься организацией маркетинговых коммуникаций, или продвижением своей продукции [2, c. 48]. Цель курсовой работы заключается в том, чтобы выявить основные проблемы взаимодействия библиотек с книжным бизнесом. Задачи курсовой работы заключаются в том, чтобы определить пути решения этих проблем, а также определить основные направления книжного бизнеса в современных условиях рыночной экономики и быстро развивающихся высоких технологий; объединить интересы издательств, книготорговцев, а также библиотек; раскрыть сущность единой стандартизации как одного из способов преодоления трудностей, связанных с выпуском, распространением и реализацией книгопечатных изданий; определить положительные стороны в объединении государственных интересов в области расширения ассортимента выпуска научных изданий и интересов издательств и книготорговцев. В качестве предмета исследования в работе выступает библиотека, объектом исследования является книжный бизнес. Глава 1 1.1 Библиотека Согласно Федеральному закону "О библиотечном деле" библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации. Закон предоставляет право учреждать библиотеки государству, государственным министерствам и ведомствам, субъектам федерации и муниципальным образованиям, определяет центральные библиотеки и библиотечные системы. Таким образом, библиотеки являются некоммерческими образованиями, которые находятся в государственной собственности различного уровня и осуществляют такие важнейшие функции, как просветительство, сохранение культурного наследия, пропаганду чтения и т.д. Основу библиотечного обслуживания составляет библиотечный информационный ресурс (книжный фонд), пополняемый и обновляемый из различных источников. Главную группу источников образуют, из которых около 80% находятся в различных организационно-правовых формах частной собственности (например, открытое акционерное общество - ОАО) и осуществляют производственную и коммерческую деятельность в сфере книжного бизнеса. Деловое взаимодействие библиотек и издательств является типичным примером взаимодействия бизнеса и государства по поводу сбыта и покупки продукции, но ему свойственен ряд специфических характеристик, придающих этому взаимодействию особый характер. Взаимодействие бизнеса и государства опосредствуется через деловые отношения между частной и государственной формами собственности, при этом каждая из них имеет разные целевые установки экономической деятельности. Действительно, главные экономические цели бизнеса – максимизация прибыли и повышение ликвидности, главные цели деятельности государства гораздо обширней и не всегда ориентированы непосредственно на экономический эффект, что вполне характерно и для библиотечной деятельности. Книгоиздательство является не только одним из главных источников обновления и пополнения информационных ресурсов библиотек, они играют ключевую роль во всем книжном бизнесе т.к. именно издательства инвестируют денежные средства в авторов, полиграфические материалы и услуги и каналы распространения (как правило, на условиях товарного кредита). С точки зрения книжного бизнеса библиотеки и библиотечные системы являются одними из каналов распространения издательской продукции, которые обеспечивают возврат средств затраченных всеми участниками бизнес-цепочки производства и распространения книги и образование у них прибыли.В настоящее время в системе каналов распространения у большинства издательств библиотеки занимают весьма скромное место и не оказывают решающего влияния на формирование дохода и прибыли издательств. Исключение составляют издательства специализирующиеся на поставках в библиотеки и имеющие прочные деловые связи с библиотечным рынком (примером может служить Группа компаний "Омега-Л", специализирующаяся на нормативно-деловой и учебной литературе и ее система поставок в библиотеки вузов и школ на основе тендеров). Причинами такого слабого интереса издательств к этому каналу распространения, на наш взгляд, заключаются в следующем. Любой канал распространения подразумевает не только поставку (экспедирование) товара, но наличие информационных каналов, в том числе рекламных, и конечно финансовых. Непременной составляющей такой логистики является также и система договорных (контрактных) обязательств. Именно отсутствие таких каналов, доступных всем "игрокам" книжного рынка, ограничения по входу на них, сужает возможности установления устойчивых трансакций между большинством издательств и библиотеками и, более того, не вызывает интереса у многих издательств.Наконец, издательствам в большинстве своем неизвестны конкретные нужды библиотек и поэтому учесть их в издательском тематическом планировании не представляется возможным. К тому же, что включение пожеланий библиотек в издательские планы отнюдь не означает гарантированного сбыта как это происходит, например, в системе сбора заказов на издательскую продукцию фирмами работающих по системе "книга почтой" (например, "Мир книги").Возвращаясь к логистике, следует также отметить недостатки системы экспедирования. Для многих издателей выполнение заказов библиотек подразумевает рассылку единичных экземпляров в разные адреса, соответствующее увеличение накладных расходов либо делает для издательства поставку невыгодной по цене, либо вынуждает издателя устанавливать цену невыгодную для библиотеки-покупателя.Можно констатировать наличие спроса со стороны библиотек на издательскую продукцию и желания издательств удовлетворять этот спрос, с одной стороны, и отсутствие соответствующего рыночного механизма, с другой стороны [3].1.2 Современная библиотека и развитие информационных технологийСовременная библиотека - это не только книгохранилище, но и своеобразный "электронный архив", где предоставляется доступ к информации на любом носителе, и сползание библиотеки к содержанию книжного склада чревато необратимым изъятием из информационных ресурсов огромных духовных, культурных и информационных ценностей (по крайней мере, на долгие годы и при условии значительных затрат на их повторное освоение). Поэтому сами библиотеки (в силу своей природы) стремятся отслеживать национальный репертуар печати и приобретать с возможной полнотой выходящие в стране издания, чтобы предоставлять их в общественное пользование. На фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, включая СМИ и книгоиздание, именно библиотеки, выдвигаются в число тех немногих институтов, которые в состоянии и должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства регионов огромной страны, единство периферии и центра. В переломный для России период, как никогда прежде, обществу нужна достоверная, оперативно получаемая информация, новые практические и фундаментальные знания. Потребность в этом для подавляющего большинства населения может быть удовлетворена только через государственные общедоступные библиотеки, поскольку библиотека осталась, по существу, единственным учреждением, предоставляющим доступ к фондам бесплатно и располагающим хотя бы минимумом необходимой пользователю информации. Все это привело к увеличению посещаемости библиотек, особенно крупных, что является важнейшим показателем их востребованности в обществе. Сегодня почти повсеместно региональные научные библиотеки ежедневно обслуживают читателей в 3-4 раза больше того числа, на которое они рассчитаны. Большинство посетителей заявляют, что видят в библиотеке один из наиболее доступных каналов разнообразной информации. Читатели, выросшие в годы бурного внедрения информационных технологий в различные сферы нашего общества, имеют желание пользоваться в библиотеках электронными каталогами, компьютерными БД, мультимедиа. Автоматизированная система современной библиотеки представляет собой полную интегрированную автоматизированную систему для учреждений, работающих с документами, архивами, произведениями литературы, искусства. Объем их фондов, как правило, достигает миллиона и более единиц хранения, количество пользователей не имеет ограничений. Система обеспечивает полный замкнутый технологический цикл, т.е. автоматизацию всех основных библиотечных процессов, и в этом отношении не уступает известным зарубежным аналогам. Современные библиотеки, как и традиционные, сталкиваются с рядом проблем, которые становятся все более трудными для решения и требуют все возрастающих затрат ресурсов. И это в таких ключевых сферах деятельности, как выявление и приобретение (комплектование) необходимых книг, периодических изданий и других материалов и документов, каталогизация приобретенных изданий и документов, их хранение и консервация, создание условий для их широкого использования. Эти проблемы в настоящее время обостряются ростом количества и разнообразия научно-технической и социально значимой литературы, ростом цен на эту литературу, возрастанием стоимости хранения литературы и документов, увеличением скорости разрушения книг и других изданий, напечатанных на кислотной бумаге [4]. 1.3 Основные задачи современных библиотек Одна из важнейших задач сегодня – сделать информацию о книге на всех этапах ее жизненного цикла единой, открытой и доступной для всех участников книжного рынка, используя при этом унифицированные информационные стандарты. На протяжении нескольких лет идет процесс выработки единых отраслевых стандартов для книжной отрасли. Отметим его основные направления. Во-первых, выработка единых стандартов электронного обмена данными. Мы, наконец, пришли к пониманию того, что необходимо внедрять информационный формат ONIX в качестве единого стандарта электронного обмена данными. Торговый дом "Библио-Глобус" одним из первых начал использовать этот международный стандарт. Радует тот факт, что сегодня многие издательства (по данным "Библио-Глобуса" около 300) уже поставляют данные о книгах в формате ONIX. Использование его на практике показало, что данный формат полностью отвечает современным требованиям и повышает эффективность взаимодействия всех участников рынка – издателей, книготорговцев и оптовых покупателей. При наличии программных средств данные в формате ONIX могут быть переведены в формат RUSMARC, что позволит и библиотекам получать информацию о книжной продукции непосредственно от издателей или от книготорговых структур. Признание формата ONIX в качестве корпоративного стандарта для обмена библиографической и книготорговой информацией стало одним из главных решений форума на тему "Единое информационное пространство: федеральный и региональный компоненты" в Геленджике в 2004 г. Во-вторых, использование единых классификаторов и систем классификаций. Сегодня только 90% издателей проставляют на своих книгах индексы УДК. Этому есть объяснение: УДК довольно громоздкая и сложная система, поэтому некоторые издательства сталкиваются с трудностями при классификации изданий по этой схеме. Тем ен менее необходимость использования единой книготорговой классификации очевидна, и такая классификация (КТК – книготорговая классификация) была создана при участии специалистов Российской книжной палаты, Московского государственного университета печати, государственного унитарного предприятия Объединенный центр "Московский дом книги", торговых домов "Молодая гвардия", "Библио-Глобус" и других организаций. В-третьих, создание национальных информационно-поисковых систем, в задачу которых входит сбор информации о товарных предложениях от издательств и дистрибьюторов, информирование книготорговых предприятий, библиотек и других покупателей об изданиях с отслеживанием всех этапов работы над изданием – от плана выпуска до остатков нераспроданных тиражей. К сожалению, приходится говорить о том, что база данных Российской книжной палаты (РКП) не отражает всех издаваемых в России книг. Информация о книгах предоставляется издателями нерегулярно, часть ее не актуальна. Особенно сложно с периферийными издательствами, которые ждут год-два, пока накопится достаточное количество книг, и лишь затем отправляют их в РКП. До сих пор палата получает книги пятилетней давности, некоторые издатели не выполняют закон "Об обязательном экземпляре документов". Не присылаются дорогие книги; книги, напечатанные за рубежом, малотиражные издания, выпущенные издательскими центрами вузов, информационными центрами (последняя группа самая многочисленная). Система "Букс ин принт" нуждается в активном участии издательств. Особая тема – несоблюдение ГОСТов издателями и книготорговцами. К сожалению, далеко не всегда соблюдаются правила библиографического описания, проставления ISBN и ISSN (некоторые издатели до сих пор не знают, для чего предназначены книжные серии и сериальные номера). Все эти факторы сдерживают создание национальных информационно-поисковых систем [5, c. 103]. Глава 2 2.1 Книжный бизнесбиблиотека реклама манипулятивный книжныйСегодня невозможно представить себе отрасль, где бы ни внедрялись достижения информационной индустрии. От того, насколько оперативными и качественными сведениями обладает учреждение, насколько быстро умеет предложить их потребителю, во многом зависит успех и место на рынке конкурирующих организаций. Библиотеки и издательства, пожалуй, именно те структуры общества, которые напрямую связаны с производством, накоплением, хранением и предоставлением информации. И те, и другие, независимо от форм собственности, крепко-накрепко вплетены в цепочку информация - производитель - потребитель, поэтому и сотрудничество между ними является крайне необходимым и полезным для обеих сторон. Сейчас многие издающие организации ищут пути взаимодействия с библиотеками. Накоплен большой опыт по различным направлениям: книгоиздание, книгораспространение, комплектование фондов и специальные программы поддержки библиотек. По каждому из них продолжают развиваться старые проекты и открываются новые. Что может отличать сотрудничество двух совершенно разных организаций: библиотек, представляющих бюджетную сферу, и издательств, относящихся к миру бизнеса? Всегда ли такое сотрудничество полноправное? На каких условиях оно осуществляется? Что ждут библиотеки от книжного бизнеса и что может предложить книжный бизнес библиотекам? Чтобы подобное взаимодействие действительно было полноправным, необходимо учитывать два фактора. Первый фактор связан с функциями библиотек, которые были и остаются бесплатными учреждениями для всего населения страны. В них приходят люди разного социального положения, вне зависимости от уровня своих доходов, цвета кожи, вероисповедания и т.д. Библиотеки - это учреждения культуры, образования, науки, центры информации и даже досуга, а подчас и выставочные залы, и музыкальные салоны, и клубы по интересам. Поэтому интерес этих организаций к литературе всеобъемлющ: им требуются художественные и деловые, сельскохозяйственные и медицинские, научно-технические и отраслевые, научно-популярные и специальные издания. Второй фактор напрямую имеет отношение к бизнесу, главная задача которого - выгодно продать свой товар или свои услуги. Если не учитывать эти два фактора, то эксперименты с формами сотрудничества могут обернуться значительными потерями как для библиотек (не поставленная литература, лакуны в фонде, отказы при обслуживании читателей и т.д.), так и для издательства, когда для них настанет время считать убытки [6]. Книжный бизнес является частью общей экономической системы, живет по законам рынка и подвержен всем болезням, присущим переходному периоду. Поэтому для эффективного осуществления экономической деятельности в книжном бизнесе необходимо учитывать среду, в которой реализуется бизнес. Современная Россия это сложная социально-психологическая среда, с нестабильными и неопределенными деловыми процессами, с растущим объемом информации и энтропии. При этом культурная и образовательная сфера не развиваются системно и целостно. В 2006 году на книжном рынке наблюдались поглощения. Как и предполагалось, проводились они преимущественно крупными структурами, желающими таким образом усилить свои конкурентные преимущества, расширить ассортимент. Вместе с тем, можем констатировать, подобные схемы положительно работают только в случае налаженной организационной и управленческой системы, работающих коммуникациях. Иначе происходит усиление энтропийных процессов и развал компании. Основные участники книжного бизнеса, по-прежнему ориентируются в издательской стратегии метода следования за лидером, т.е. производят и продают издания среднего уровня риска, предназначенного удовлетворить ожидания массового покупателя, текущий краткосрочный спрос и известные потребности. Акцент деятельности смещается к прагматичному сиюминутному извлечению денег, меньше затрат – больше прибыли. Эксплуатируется ориентация на производство, бюрократический подход, т.е. пассивный маркетинг. Отдельные участники книжного рынка до сих пор используют агрессивные способы рекламы и продаж, пытаются заменить спрос предложением, преувеличивают ценность своих предложений и обманывают ожидания покупателя. Подобные манипулятивные стратегии приводят к росту потребительской неудовлетворенности, и как следствие отторжению покупателя от производителя, продавца и самого продукта. Подобные тенденции приводят к обострению деловых отношений, несогласованной работе с клиентом, некачественной работе с ассортиментом, в стратегическом измерении, к девальвации интереса покупателя к книге. Подобные принципы ведения экономической деятельности с каждым годом работают всё менее эффективно, массовый читатель уходит, наступает время индивидуальных предложений и коммуникаций. Новые реалии требуют применения интеллекта и нематериальных активов, умения работать с людьми, организации открытых коммуникативных систем. Современный бизнес направляет фокус усилий на взаимодействия с субъектами рынка и средой, на отношения сотрудничества, на проактивную системную деятельность. Реалии рынка предполагают и требуют изменений. 2.2 Потребитель и книга Современному потребителю всё сложнее и сложнее лавировать в море противоречивой информации. Получив упрощенный доступ ко многим информационным источникам, он десакрализировал знание и невольно понизил его значимость. Современный покупатель книжной продукции более требователен к качеству исполнения, его приоритеты и пристрастия носят непостоянный характер, лояльность определяется настроением, модой, стереотипами и представлениями. Большинство покупателей видят в книге утилитарный продукт, призванный единовременно удовлетворить информационно-эмоциональные потребности. Увеличивается интерес к книгам на электронных носителях (аудиокнигам, электронным текстам). Лариса Ивановна Липень, директор ООО "Издательство деловой и учебной литературы": "Мобильность, динамизм, умение адаптироваться к ежедневно меняющимся условиям рынка. А понравиться читателю можно только одним – грамотным изучением спроса и потребностей покупателей в определенных изданиях и выпуском этих книг для рынка". Покупатель начинает обращать внимание не только на общий антураж, сопровождающий издание, но и на репутацию производителя и продавца. А это реальный сигнал бизнес сообществу, что пора обратить усилия на улучшение своего имиджа, на повышение лояльности и уважения, развитие общественных отношений и связей. Т.е. пора осуществлять профессиональное делание с использованием маркетинговых коммуникаций, повышать информационную открытость, учиться вести диалог с потенциальными клиентами и партнерами, обществом в целом. Вместе с тем, покупатель фактически лишен прямого доступа к информации по изданиям, не имеет возможности заказать и получить его персонально. Сегодня технические средства позволяют индивидуально работать с покупателем независимо от его территориального местонахождения, поэтому необходимо преодолевать экономические стереотипы и невежество, развивать маркетинговые коммуникации. Олег Сергеевич Доброхвалов, генеральный директор ИТД "КноРус": "Убежден, что в первую очередь издатель должен заботиться о том, каким образом донести информацию о своих книгах. Именно производитель должен быть заинтересован в том, чтобы его товар был востребован, конкурентоспособен и интересен покупателю. Покупатель получит информацию о выпускаемых издателем книгах, обратится к книготорговцу, который с удовольствием возьмет этот товар у производителя и поставит его покупателю". Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |