на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Особенности развития оптовой и розничной торговли в России


 


1.2 Понятие оптовой торговли, виды предприятий оптовой торговли

Оптовая торговля – это все виды деятельности, связанные с продажей товаров и услуг тем субъектам рынка, которые перепродают их или используют в корпоративных целях.

Оптовые организации (или дистрибьюторы) во многом отличаются от розничных. Во-первых, оптовики в меньшей степени занимаются продвижением товаров, атмосфера и местоположение их предприятий имеют не столь важное значение, поскольку они работают с предприятиями, а не с конечными пользователями продукта. Во-вторых, объем оптовых сделок, как правило, значительно больше, а их количество меньше, чем в розничной торговле. В-третьих, государство по-разному подходит к регулированию оптовой и розничной торговли, что находит отражение в законодательстве и налогах.

Зачем вообще нужны оптовые продавцы? Неужели производители не могут обойтись без них, напрямую поставляя товары магазинам или конечным потребителям? Ответ прост: посредники необходимы, если они выполняют одну или несколько из следующих функций более эффективно, чем другие посредники:

1.  Продажа и продвижение. Оптовики облегчают производителям (и делают это с меньшими затратами) доступ к большому числу корпоративных покупателей. У оптовых продавцов обширные связи; порой покупатели доверяют им больше, чем территориально отдаленным производителям.

2.  Закупки и формирование ассортимента. Оптовые организации производят отбор товара, предлагая своим клиентам именно те товары, в которых они нуждаются в наибольшей степени. Тем самым оптовики избавляют розничных продавцов от лишней работы.

3.  Разделение грузовых партий на более мелкие. Оптовые компании помогают корпоративным покупателям экономить средства, разделяя грузовые партии (вагоны, контейнеры) приобретенных товаров на более мелкие.

4.  Складирование. Дистрибьюторы сами занимаются хранением товара, сокращая таким образом затраты и риски поставщиков и покупателей.

5.  Транспортировка. Оптовики быстрее доставляют товары покупателям, потому что находятся к ним ближе, чем компания-производитель.

6.  Финансирование. Дистрибьюторы осуществляют финансирование клиентов, предоставляя им кредиты и самостоятельно оплачивая большие партии товаров.

7.  Принятие риска. Оптовые организации принимают на себя часть риска, получая право собственности на товар и принимая на себя потери, связанные с воровством, повреждениями, порчей и старением товаров.

8.  Маркетинговая информация. Оптовые компании предоставляют производителям и покупателям информацию о деятельности фирм-конкурентов, о новых товарах, изменении цен и т. п.

9.  Консультационные услуги. Оптовик нередко помогает розничным продавцам совершенствовать их деятельность, обучая персонал, принимая участие в разработке планировки магазинов и оформлении витрин, устанавливая новые системы учета и управления запасами. Они могут также оказывать помощь и промышленным покупателям, предоставляя им услуги по обучению персонала и техническому обслуживанию поставляемого оборудования.[1]

Всех оптовиков можно разделить на четыре группы:

Оптовики-купцы приобретают право собственности на товар (50% общего оптового оборота). Брокеры и агенты не берут на себя права собственности на товар (10%). Оптовые отделения и конторы производителей являются подразделениями производителей, занимающимися оптовой торговлей (36%). И разные специализированные оптовики (4%).

1.  Оптовики-купцы. Оптовики-купцы - это независимые коммерческие предприятия, приобретающие право собственности на все товары, с которыми они имеют дело. В разных сферах деятельности их называют по-разному: оптовые фирмы, оптовые дистрибьюторы, снабженческие дома. Это самая большая группа оптовых торговцев, на долю которой приходится примерно 50% всей оптовой торговли (как по объему товарооборота, так и по численности предприятий). Оптовики-купцы бывают двух видов: с полным циклом обслуживания и с ограниченным циклом обслуживания.

-  Оптовики с полным циклом обслуживания. Оптовик с полным циклом обслуживания предоставляет такие услуги, как хранение товарных запасов, предоставление продавцов, кредитование, обеспечение доставки товара и оказание содействия в области управления. По своему характеру это либо торговцы оптом, либо дистрибьюторы товаров промышленного назначения.

-  Торговцы оптом торгуют в основном с предприятиями розницы, предоставляя им полный набор услуг. Друг от друга они отличаются главным образом широтой ассортиментного набора товаров. Оптовики смешанного ассортимента занимаются несколькими ассортиментными группами товаров, чтобы удовлетворять как нужды розничных торговцев с широким смешанным ассортиментом, так и розничных предприятий с узкоспециализированным товарным ассортиментом. Оптовики неширокого насыщенного ассортимента занимаются одной или двумя ассортиментными группами товаров при значительно большей глубине этого ассортимента. В качестве основных примеров можно сослаться на оптовых торговцев техническими товарами, лекарствами, одеждой. Узкоспециализированные оптовики занимаются лишь частью той или иной ассортиментной группы товаров, охватывая ее на большую глубину. В качестве примеров можно сослаться на оптовых торговцев продуктами лечебного питания, морепродуктами и автомотодеталями. Все они предоставляют своим клиентам более полную возможность выбора и обладают более глубокими знаниями о товаре.

-  Дистрибьюторы товаров промышленного назначения продают преимущественно производителям, а не розничным торговцам. Они предоставляют своим покупателям ряд услуг, таких, как хранение товарных запасов, кредитование и доставка товаров. Они могут заниматься либо широкой товарной номенклатурой (в этом случае их часто называют снабженческими домами), либо смешанным, либо специализированным ассортиментом. Дистрибьюторы товаров промышленного назначения могут заниматься исключительно материалами для технического обслуживания, ремонта и эксплуатации, деталями основного оборудования (такими, как подшипники, двигатели и т.п.) или самим оборудованием (ручной и электроинструмент, вилочные погрузчики и т. п.).

-  Оптовики с ограниченным циклом обслуживания. Оптовик с ограниченным циклом обслуживания предоставляет своим поставщикам и клиентам гораздо меньше услуг. Существует несколько видов оптовых предприятии с ограниченным набором услуг. Оптовик, торгующий за наличный расчет и без доставки товара, занимается ограниченным ассортиментом ходовых товаров, которые он продает мелким розничным торговцам с немедленной оплатой покупки, обычно возлагая на них самих заботу о вывозе купленного. Например, мелкий розничный торговец, держащий рыбный магазин, как правило, рано утром отправляется к такому оптовику, покупает у него несколько ящиков рыбы, тут же расплачивается, сам везет товар к себе в магазин и сам разгружает его.

-  Оптовик-коммивояжер не только продает, но и, прежде всего сам доставляет товар покупателям. Такой торговец занимается ограниченным ассортиментом продуктов кратковременного хранения (молоко, хлеб, легкие закуски), которые он продает за наличный расчет, совершая объезды универсамов, мелких бакалейно-гастрономических магазинов, больниц, ресторанов, заводских кафетериев и гостиниц.

-  Оптовик-организатор работает в отраслях, для которых характерна бестарная перевозка грузов, таких, как каменный уголь, лесоматериалы, тяжелое оборудование. Такой оптовик не держит товарных запасов и не занимается товаром непосредственно. Получив заказ, он находит производителя, который отгружает товар непосредственно покупателю на определенных условиях поставки и в определенное время. С момента принятия заказа до момента завершения поставки оптовик-организатор принимает на себя право собственности на товар и весь связанный с этим риск. Поскольку оптовик-организатор не хранит у себя товарных запасов, он торгует по более низким ценам и может передавать часть сэкономленных средств своим клиентам.

-  Оптовики-консигнанты обслуживают бакалейно-гастрономические магазины и розничных торговцев лекарствами, предлагая в основном товары непищевого ассортимента. Владельцы этих розничных предприятий не хотят заказывать и поддерживать экспозиции сотен непищевых продуктов. Оптовик-консигнант высылает в магазин автофургон, его представитель оборудует в торговом зале выкладки игрушек, книг в бумажной обложке, технических товаров, медикаментозных и косметических средств. Оптовик-консигнант сам назначает цену на товары, следит за их свежестью, устраивает внутримагазинные экспозиции и ведет учет товарно-материальных запасов. Оптовики-консигнанты торгуют на условиях консигнации, т. е. сохраняют за собой право собственности на товар, а счета розничным торговцам выставляют только за то, что раскуплено потребителями. Таким образом, они оказывают следующие услуги: доставка товара, установка стеллажей для его размещения, поддержание товарно-материальных запасов, финансирование. Они почти не занимаются стимулированием сбыта, поскольку имеют дело со множеством широко рекламируемых марочных товаров.

-  Сельскохозяйственные производственные кооперативы находятся в коллективном владении входящих в их состав фермеров и занимаются производством сельскохозяйственной продукции для продажи на местных рынках. В конце года все доходы такого кооператива распределяются между его членами. Кооператив нередко стремится повышать качество своей продукции и пропагандировать своё марочное название.

-  Оптовик-посылторговец рассылает каталоги на ювелирные изделия, косметику, пищевые деликатесы и прочие мелкие товары клиентам из сферы розницы, промышленного производства и разного рода учреждениям. Основными заказчиками такого оптовика являются коммерческие заведения, расположенные в близлежащих районах. Выполненные заказы высылаются клиентам по почте, доставляются автомобильным или каким-либо другим эффективным видом транспорта.

2.  Брокеры и агенты. Агенты и брокеры отличаются от оптовиков-купцов по двум показателям: они не берут на себя право собственности на товар и выполняют лишь ограниченное число функций. Их основная функция - содействие купле-продаже. За свои услуги они получают комиссионное вознаграждение в размере от 2 до 6% продажной цены товара. Подобно оптовикам-купцам, они обычно специализируются либо по типу предлагаемого товарного ассортимента, либо по типу обслуживаемых ими клиентов. На долю брокеров и агентов приходится 10% общего оптового оборота.

Ø Брокеры. Основная функция брокера - свести покупателей с продавцами и помочь им договориться. Брокеру платит тот, кто привлек его. Брокер не держит товарных запасов, не принимает участия в финансировании сделок, не принимает на себя никакого риска. Наиболее типичные примеры - брокеры по операциям с пищевыми продуктами, недвижимостью, страховые брокеры и брокеры по операциям с ценными бумагами.

Ø Агенты. Агент представляет покупателя или продавца на более долговременной основе. Существует несколько видов агентов.

Агенты производителей (их называют также представителями производителей) превосходят по своей численности оптовиков-агентов всех остальных видов. Такой агент представляет двух или нескольких производителей дополняющих друг друга товаров. Он заключает официальные письменные соглашения с каждым отдельным производителем в отношении политики цен, территориальных границ деятельности, процедуры прохождения заказов, услуг по доставке товаров, выдаваемых на эти товары гарантий и размеров комиссионных ставок. Он хорошо знаком с товарным ассортиментом каждого производителя и организует сбыт его товаров, опираясь на свои широкие контакты с покупателями. К услугам агентов фирм-производителей прибегают при торговле такими товарами, как одежда, мебель и электротовары. Большинство агентов представляют собой мелкие коммерческие предприятия, насчитывающие всего несколько сотрудников, которые являются искусными продавцами. Их нанимают мелкие предприниматели, которые не могут позволить себе содержание собственного штата коммивояжеров, а также крупные производственные фирмы, которые хотят проникнуть с помощью агентов на новые территории или быть представленными на территориях, где использование штатных коммивояжеров нерентабельно.

Полномочные агенты по сбыту заключают с производителями договоры, получая права на сбыт всей выпускаемой тем или иным производителем продукции. Такой производитель либо не хочет брать на себя функции по сбыту, либо чувствует себя не подготовленным к этой деятельности. Полномочный агент по сбыту служит как бы отделом сбыта производителя и оказывает значительное влияние на цены, сроки и условия продажи. Его деятельность обычно не ограничивается никакими территориальными рамками. Полномочные торговые агенты встречаются в таких сферах товарного производства, как текстильная промышленность, производство промышленного оборудования, каменного угля, кокса, химикатов и металлов.

Агенты по закупкам обычно оформляют долговременные отношения со своими покупателями и закупают для них необходимые товары, нередко получая эти товары, проверяя их качество, организуя складирование и последующую доставку к месту назначения. Одной из разновидностей агентов по закупкам являются местные закупщики на основных рынках одежды, подыскивающие ассортимент, которым могли бы торговать мелкие розничные магазины в небольших городах. Эти закупщики обладают широкими знаниями и предоставляют своим клиентам полезную информацию о рынке, а также подыскивают им наиболее подходящие товары по наиболее благоприятным ценам.

Оптовики-комиссионеры (или фирмы-комиссионеры) - это агенты, вступающие в физическое владение товарами и самостоятельно заключающие сделки на их продажу. Как правило, они не работают на основе долговременных соглашений. К их услугам чаще всего прибегают при продаже своей продукции фермеры, которые не хотят самостоятельно заниматься сбытом и не являются членами сельскохозяйственных производственных кооперативов. Оптовик-комиссионер гонит грузовик с товаром на центральный рынок, продает всю партию по наиболее благоприятной цене, вычитает из выручки свои комиссионные и издержки и передает оставшуюся сумму производителю.

3.  Оптовые отделения и конторы производителей. Третья основная разновидность оптовой торговли состоит из операций, осуществляемых продавцами и покупателями самостоятельно, без привлечения независимых оптовых торговцев. Существует два вида предприятий, занимающихся такой деятельностью.

ü Сбытовые отделения и конторы. Производители нередко обзаводятся собственными сбытовыми отделениями и конторами, чтобы держать под более жестким контролем деятельность по управлению товарными запасами, сбыту и стимулированию. Сбытовые отделения хранят товарные запасы и встречаются в таких отраслях производства, как лесная промышленность, производство автомотооборудования и деталей. Сбытовые конторы не хранят товарных запасов и наиболее часто встречаются в сфере текстильных и галантерейных товаров. На долю сбытовых отделений и контор приходится около 11 % общего числа оптовых заведений и 36% общего оптового оборота.

ü Закупочные конторы. Закупочная контора играет примерно ту же роль, что и брокеры или агенты, но является структурным подразделением организации покупателя.

4.  Разные специализированные оптовики. В ряде отраслей экономики имеются собственные специализированные оптовые организации.

-  Оптовики-скупщики сельхозпродуктов скупают продукцию у фермеров и собирают ее в крупные партии для отгрузки предприятиям пищевой промышленности, хлебозаводам, пекарням и покупателям от имени государственных учреждений.

-  Оптовые нефтебазы продают и доставляют нефтепродукты автозаправочным станциям, другим предприятиям розничной торговли и деловым предприятиям.

-  Оптовики-аукционисты играют большую роль в тех отраслях деятельности, где потребители хотят до совершения покупки осмотреть товар. Это, например, рынки табака и скота. [2]

розничный оптовый ритейл дискаунтер


2. Анализ состояния оптовой и розничной торговли в России

 

2.1 Развитие ритейла в России

Изучать розничную торговлю начали лишь около 30 лет назад, когда она стала играть существенную роль в экономике. В России до недавнего времени изучению ритейла не уделялось должного внимания, хотя на протяжении последних 5 лет розничная торговля является одной из наиболее быстроразвивающихся отраслей российской экономики. По оценкам экспертов, в течение ближайших 5 лет он будет прирастать в среднем на 21% в год, в то время как в Восточной Европе этот показатель составит максимум 3-5%, а в Западной и того меньше – 0,8%.

В нашей стране накоплен богатый опыт розничной торговли. Первый в стране универсам «Фрунзенский» был открыт в Ленинграде 3 сентября 1970г. на Бухарестской улице. Здание призматической формы с остекленным торговым залом в сторону улицы, увенчанным сверху широким фризом из алюминиевых листов с фирменной эмблемой в виде буквы «У», опоясывающим здание по периметру, стало типовым для множества подобных по стране. До тех пор, в СССР практиковалась форма торговли только «через прилавок». «Фрунзенский» стал первым магазином, организованным в новом формате торговли, положив в стране начало эре магазинов самообслуживания. Новый универсам был оснащен итальянским и американским оборудованием. За основу проектировщики взяли итальянский супермаркет.

Открытие универсама произвело настоящий фурор. Делегации торговых и руководящих работников приезжали во «Фрунзенский» со всей страны. Вслед за универсамом «Фрунзенский» аналогичные магазины появились и в других районах города, а к 1980г. в Ленинграде работало 30 универсамов. Большинство универсамов до сих пор выполняют свои функции, но уже в составе розничных сетей, и в них теперь располагаются супермаркеты.

Развивались у нас и форматы, близкие к гипермаркетам, - универмаги. В Москве в формате универмага долгие годы работали ГУМ, ЦУМ, «Первомайский», «Краснопресненский» и др. После перестройки и шоковых реформ лишь единицы смогли остаться в «формате» и не стали сдавать свои площади в аренду. Остальные превратились в торговые центры, состоящие из большого числа «суверенных» магазинчиков. Универсальный магазин «Москва» - один из немногих, сумевших сохранить единство и целостность. Он открылся еще в 1963г. на ленинградском проспекте и с тех пор сохраняет все пять своих этажей (8500 м²) под управлением одного торгового оператора, определяющего товарную и ценовую политику.

Была в СССР и развитая система специализированных магазинов «Детский мир», успешно сохранившаяся в Москве и Санкт-Петербурге. Работали также спортивные магазины и «Посылторг». Вся советская торговля разрушилась вместе с развалом создавшей ее системы, но, как и многое в нашей стране, использовано повторно для построения уже новых форматов.

Магазины в начале тех диких времен еще принадлежали государству, и с ассортиментом у них было не богато. Зато активно процветали коммерческие палатки – знаменитые «комки» - три на четыре метра. В них тогда продавали все – от шариковых ручек до бытовой техники и цветов. Ларьки, торговавшие продуктами питания, «втыкались» на свободных местах в зонах максимального людного потока. Так будущие предприниматели на практике постигали первую мудрость ритейла: главное в открытие магазина – это правильно выбрать место.

Массовая приватизация сделала магазины частными и свободными в своем выборе стратегии выживания на рынке. К тому моменту на неорганизованных рынках выросло первое поколение новых российских бизнесменов, освоивших начальные премудрости торговли. Самые продвинутые предприниматели имели в управлении по несколько точек на рынке или мелкооптовый бизнес. У них были деньги, готовность расширять свой бизнес, а главное – они хотели выглядеть цивилизовано. Приватизированные магазины давали им шанс реализовывать все свои желания. Единственным препятствием на этом пути был закон «О приватизации», разрешавший коллективу выкупить бизнес на себя. Но и в этом случае магазин оказывался на свободном конкурентном рынке, где мог рассчитывать только на умения, интуицию и опыт своего директора. Будущие короли сетевого ритейла вплотную познакомились со вторым законом розницы: выживет или не выживет магазин на рынке зависит только от «Его Величества Покупателя», который всегда голосует рублем.

Опытным путем были открыты многие премудрости торговли: покупатель любит, чтобы все, что ему нужно, было в одном месте и доступно 24 часа в сутки. Так воскресли в новом качестве универсамы – весьма похорошевшие, расширившие товарное предложение продовольствия и включившие в свой ассортимент непродовольственные товары – бытовую химию, средства гигиены и прочую мелочь. Называть их стали «супермаркеты».

Появились и «мини-маркеты» - маленькие магазинчики с большим ассортиментом особенно горячительных напитков и сопутствующих им товаров вплоть до пластиковых стаканчиков, обычно работавшие в режиме «24 часа». Получение статуса «24-часового» в те времена являлось иногда проблемой, так как местные власти ограничивали торговлю, а стражи порядка не прочь были поживиться за счет угрозы закрытия из-за мелких нарушений и несоблюдения установленных правил. Однако торговцы быстро заметили, что даже простой отказ от прилавков приводит к увеличению оборотов на 30-100%.

Так торговцы прочувствовали третье правило торговли: главное при организации магазина – правильно выбрать форму и наполнение, то есть формат.

Рынок морально приготовился к развитию цивилизованных форм торговли и появлению первых серьезных игроков сетевой торговли. И они не заставили себя ждать. Заработавшие на перепродаже товаров со 100%-ной наценкой предприниматели, хотели вложить деньги в реальное дело. И те, кто не пошел в бизнес, пошли в торговлю. Большинство крупных сетевых игроков начинали свой бизнес в 1993 – 1998гг. – годы первоначальной кристаллизации торговли.

В целом, к 1997 – 1998гг. наметились следующие тенденции в торговле:

  ·  Российские предприниматели наладили отношения с поставщиками из-за рубежа, а также из других районов страны.

  ·  Для «челноков» заработали специализированные транспортные фирмы – карго-перевозчики, избавившие их от необходимости самим перевозить купленные товары через границу.

  ·  Выделились оптовые компании, сделавшие своей основой дистрибьюторский бизнес – доставку крупных партий товара зарубежных фирм, их растаможку, снижение таможенных платежей.

  ·  Выделились компании-дилеры – оптовики, сделавшие ставку на перераспределение товарных поставок внутри станы. Сложилась определенная специализация оптовых компаний.

  ·  На большинстве производств продуктов питания и товаров народного потребления начали появляться новые предприимчивые ребята, пытающиеся наладить производство, арендующие цеха, использующие простаивающие мощности для реализации своих бизнес идей. Многие из них, воспользовавшись грядущим кризисом, приобретут эти промышленные активы по дешевке и сумеют развить новое производство импортозамещающих продуктов.

  ·  Предприниматели освоили систему скидок, товарный кредит, научились пользоваться каталогами и образцами, устраивать промо-акции.

  ·  В целом закрепилась система магазинов. Какие-то были приватизированы в основном трудовым коллективом, какие-то перепроданы, некоторые сменили профиль торговли. Начали даже образовываться первые сети. Так, например, в Петербурге были аккуратно поделены булочные, разошедшиеся по трем основным трестам. К сожалению, многие из сложившихся тогда сетей так и не выжили.

  ·  Образовались зачатки цивилизованной сетевой торговли, магазины которой изначально открывались в новых форматах торговли, без оглядки на старые, советские способы работы.

  ·  Норма прибыли на всех этапах торговли уменьшилась в среднем в 2-4 раза, подойдя к границе 30-50%.

  ·  Государство усилило контроль над бизнесом.

Торговля в России тяжело переживала кризис 1998 г. Некоторые компании на момент кризиса не имели даже налаженной системы учета и не могли точно ни подсчитать сумму своих убытков, ни определить размер задолженности дебиторов. Многие компании ликвидировали свой оптовый бизнес. Наиболее успешные фирмы восстановили товарооборот к новому 1999 г.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.