на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Управленческий учет и его применение


Управленческий и финансовый учет образуют единую систему бухгалтерского учета на предприятии. Общепринятые принципы финансового учета действуют и в управленческом учете. И в финансовом и управленческом учете используется оперативная информация. Предъявляются единые требования к первичной документации, которая является источником информации как для финансового, так и управленческого учета.

1.3 Классификация затрат и их использование в системе управленческого учета

Затраты – это стоимостные оценки ресурсов, используемых организацией в процессе своей деятельности. Хотя базисным принципом оценки ресурсов в учете считается принцип «исторической стоимости», т. е. суммы, которая была реально уплачена и которую можно подтвердить документально, учетные принципы позволяют производить такие стоимостные оценки затрат множеством способов. Соответственно себестоимость – это сумма таких затрат, которые, в соответствии с принятыми в каждом конкретном случае учетными принципами и стандартами составления финансовой отчетности, разрешено отнести на уменьшение финансового результата (т. е. вычесть из доходов.

Классификация затрат является одной их важнейших составляющих информационного поля управленческого учета. Не будет большим преувеличением сказать, что без учета затрат нет управленческого учета, а без четкого понимания типологии затрат нет ни квалифицированного экономиста, ни профессионального бухгалтера. Классификация затрат может быть осуществлена по множеству классификационных признаков (Приложение А). Помимо представленных в Приложении классификационных признаков и типов выделяют и другие. В частности, в бухгалтерском учете используется вполне очевидная классификация затрат по организационным функциям на производственные, коммерческие, административные, финансовые и т.п., в микроэкономическом анализе широко применяется деление затрат по степени их усреднения на общие (полные) и средние (удельные).

Информация о затратах используется в различных направлениях учета. Направление учета - это область деятельности, требующая обособленного и целенаправленного учета затрат.

Термин «калькуляция» имеет два значения:

1.  Это процесс формирования перечня затрат на какой – либо вид продукции;

2.  Это сам такой перечень (документ, содержащий список затрат).

Классификация затрат по элементам была разработана давно, в ней выделяется обычно пять элементов:

- материальные затраты;

- расходы на оплату труда;

- расходы на социальные нужды;

- амортизационные отчисления;

- прочие расходы.

В управленческом учете классификация затрат по элементам не используется в силу обобщенного характера. Гораздо больше информации несет в себе классификация по статьям калькуляции. Чаще всего используется следующий перечень статей калькуляции:

- сырье и материалы (основные и вспомогательные);

- возвратные отходы (вычитается из предыдущей статьи);

- полуфабрикаты и комплектующие, приобретенные на стороне (по видам);

- топливо и энергия на технологические нужды (по видам энергоносителей, типам потребителей и продукции);

- основная заработная плата производственных рабочих ( по категориям рабочих и по видам доплат);

- отчисления и расходы на социальные нужды (по категориям рабочих и видам отчислений);

- расходы на подготовку и освоение производства;

- потери от брака (по видам продукции и видам брака);

- прочие производственные расходы (по видам);

- общепроизводственные расходы;

Итогом этих статей является цеховая себестоимость

- общехозяйственные расходы (по видам);

Итогом является производственная себестоимость

- коммерческие расходы (по видам).

Итогом является полная себестоимость

Для понимания процесса отнесения затрат на себестоимость текущего периода принципиальным является понимание того, что такое затраты входящие и исходящие. Входящие затраты – это ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и , как предполагается, принесут доходы в будущем. В балансе они регистрируются как активы. Если эти ресурсы были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, они переходят в разряд исходящих. Понимание процесса превращения входящих затрат в исходящие принципиально для разграничения следующих двух категорий – затрат на продукт и затрат за период.

Затраты, входящие в производственную себестоимость (затраты на продукт), - материализованные производственные затраты, которые овеществлены в запасах материалов, объемах НЗП и остатках готовой продукции на складе, их можно инвентаризировать. К ним относятся прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты, общепроизводственные расходы. Затраты за период (периодические затраты) связаны с полученными в течение периода услугами и расходами непроизводственного характера – коммерческими и административными. Они не включаются в себестоимость произведенной продукции, а относятся сразу на финансовый результат.

В основе следующей классификации затрат лежит представление о том, что часть затрат можно прямо и целиком отнести к конкретной единице произведенной продукции, а часть относится к партии товара, продукции или производству в целом. В связи с этим все затраты делят на пять групп:

1. Постоянные затраты, не зависящие от объема выпуска;

2. Переменные затраты, строго линейно зависящие от объема выпуска;

3. Условно – переменные затраты, величина которых меняется пропорционально выпущенной продукции, но, возможно, нелинейно и не так быстро, как это имеет место у переменных расходов (расходы на содержание зданий, оборудования, ремонт и т. д.);

4. Условно – постоянные (ступенчатые) затраты, величина которых зависит не от выпуска, а от принятого руководителем решения. Могут определяться особенностями рыночной конъюнктуры, стратегическими целями предприятия и др. факторами. (расход на рекламу и продвижение продукции, исследования, разработки);

5.Затраты, увеличивающиеся обратно пропорционально объему произведенной продукции, - это, например, оплата простоев и некоторые виды цеховых расходов.

Для расчета себестоимости единицы продукции по способу включения в себестоимость единицы продукции затраты делят на прямые и косвенные.

Прямые: прямые материальные, прямые трудовые, т.е. те, которые прямо относятся на готовый продукт. Прямые материальные – затраты основных материалов, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость может прямо и экономично относить на определенное изделие. Косвенные (общепроизводственные, общезаводские) – нельзя отнести на готовый продукт прямо, они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной на предприятии методики (пропорционально основной заработной плате, количеству отработанных машино-часов, часов отработанного времени и т.п.). Они не зависят от объема производства.

Отнесение затрат к прямым и косвенным определяется принятой в организации учетной политикой и методами калькулирования затрат.

Практика показывает, что наибольшую трудность при интерпретации затрат разных категорий вызывают различия между прямыми и основными, косвенными и накладными. Разграничить две эти категории можно с точки зрения направления учета, по отношению к которому определяются основные и накладные расходы.

К основным расходам относятся все виды ресурсов, потребление которых связано с выпуском конкретной продукции – это сырье и материалы, заработная плата прямых производственных рабочих и прочие прямые затраты. К накладным, помимо оставшихся производственных косвенных затрат, относят все прочие расходы, которые несет предприятие: на управление, на продажу, на исследования и т. д.

В общем накладные затраты делят на :

1. Общепроизводственные;

2. Общехозяйственные (непроизводственные).

Накладные расходы подлежат распределению пропорционально какой – либо выбранной базе. Система распределения накладных расходов является одним из ключевых моментов управленческого учета, поскольку весьма сильно влияет на представление о результативности различных сегментов организации. Выбор метода распределения будет «лучшим» только для данного предприятия с данной структурой продукции и затрат в данный период времени.

При анализе подходов к решению определенной управленческой задачи следует в первую очередь решить, какие виды затрат и доходов имеют к ней отношение, а какие – нет.

Релевантные доходы и затраты – доходы и затраты, имеющие отношение только к данной проблеме. Это те доходы и затраты, величина которых будет зависеть от принятого решения. Нерелевантные – те, которые от принятого решения не зависят.

Устранимые затраты – те, которых можно избежать, выбрав альтернативный курс действий. Неустранимые – те, которых избежать невозможно ни при каком варианте. То есть необходимо принимать те варианты действий, которые создают доход, превышающий устранимые затраты.

Безвозвратные затраты – те затраты, которые уже сделаны, и вернуть их нельзя никаким управленческим решением. Все безвозвратные затраты являются нерелевантными.

Вмененные (альтернативные) затраты характеризуют возможность, которая будет потеряна или которой жертвуют, когда выбор альтернативного курса действий требует отказа от другого.

Приростные затраты и доходы – дополнительные затраты и доход, возникающие в результате принятия решения. Например, если выпуск дополнительной единицы продукции не требует изменения постоянных затрат, то приростными будут только удельные переменные затраты.

Одной из функций управления затратами является планирование расходов. С точки зрения степени охвата планом затраты принято делить на планируемые и не планируемые. Планируемые расходы составляют основу плановой, нормативной и других калькуляций, составляемых заранее. Эти затрата обусловлены нормальными условиями хозяйственной деятельности предприятия. Не планируются недостачи и порча сырья, материалов и других продуктов при хранении, потери от простоев и другие расходы, вызванные недостатками в технологии, организации, управлении производством. Не планируемые затраты отражаются только в фактической калькуляции.

В целях контроля и регулирования в учетно – управленческой литературе вводят еще одну классификацию затрат.

Затраты, изменение и регулирование которых лежит в сфере ответственности данного менеджера, называются регулируемыми. Если менеджер на своем уровне ответственности не может повлиять на величину какой – то статьи – это затраты нерегулируемые. Для управляющего производством регулируемыми затратами будут все производственные, возникающие в его подразделении. Однако на величину административно – управленческих затрат, возникших в заводоуправлении, он повлиять не в состоянии, даже если в составе накладных расходов его подразделения будет некоторая часть, переданная из непроизводственных подразделений для покрытия.

1.4 Классификация методов учета затрат и особенности ведения бухгалтерского учета затрат, готовой продукции и ее продажи при использовании каждого из методов учета затрат

Изучая управленческий учет как информационную систему, элементы которой находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости, представляется целесообразным более подробно рассмотреть методическую составляющую в качестве систематизирующего компонента. Общепринятой классификации методов управленческого учета нет. Одна из них представлена в таблице 2.

Таблица 2. Методы учета затрат

Методы учета затрат

 

1). По способу оценки затрат 2). По организации производственного процесса 3). По полноте включения затрат в себестоимость 4). По влиянию цен
Учет затрат по фактической себестоимости Позаказный метод Метод полной себестоимости Метод общего уровня цен

Попроцессный метод

(попередельный):

- полуфабрикатный;

- безполуфабрикатный

Метод текущей стоимости
Учет затрат по нормативной себестоимости Метод неполной стоимости Метод дисконтированной стоимости
Учет затрат по плановой себестоимости
Обезличенный метод

 

В зависимости от способа оценки затрат, выделяют методы учета затрат по фактической, нормативной и плановой себестоимости.

При использовании метода учета затрат по фактической себестоимости величина фактических затрат отчетного периода определяется на основании первичных документов производственных затрат по окончании производственного цикла.

В бухгалтерском учете затраты учитываются на основании документов, подтверждающих данные затраты.

Достоинство этого метода состоит в простоте расчетов. К его недостатку можно отнести невозможность расчета затрат в ходе производственного процесса, так как расчет может проводиться только в конце отчетного периода.

Нормативный метод учета затрат по сравнению с предыдущим методом позволяет оценить не только, какими были затраты, но и какими они должны были быть. Система учета стандартных (нормативных) затрат включает разработку стандартов на затраты по приобретению и использованию материалов, основных фондов, на затраты труда, накладных расходов, составление калькуляции себестоимости по нормативным затратам и учет фактических затрат с выделением отклонений от нормативов и смет.

Норма – заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Нормативные калькуляции рассчитываются на основе технически обоснованных норм расхода материальных и трудовых ресурсов, которые устанавливаются в соответствии с технической документацией на производство продукции. Нормативный метод в целом более эффективно решает задачу управления затратами. Основные достоинства этого метода заключаются в возможности:

- контроля над затратами путем составления нормативных калькуляций;

- контроля затрат путем сопоставления фактических значений с нормативными;

- выявления и анализа мест, причин и виновников возникших отклонений фактических затрат от нормативных;

- оперативного принятия мер в ходе производственного процесса, а не только в конце отчетного периода и др.

К недостаткам этого метода можно отнести увеличение трудоемкости учетно-вычислительных работ и необходимость организации учета как в пределах норм затрат, так и по отклонениям от них.

Если учет готовой продукции ведется по нормативной себестоимости, то чаще всего учет затрат также ведется по нормативной себестоимости. При этом на счете 20 открываются субсчета:

1 – учет затрат в пределах норм;

2 – затраты по отклонениям от норм.

Учет готовой продукции по нормативной себестоимости можно организовать по двум вариантам:

1)  с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

2)  без использования счета 40.

При организации учета затрат методом плановой (прогнозной) себестоимости за основу целесообразно брать допустимые затраты на продукцию и единицу изделия исходя из прогрессивных норм расходов материалов, топлива, энергии, заработной платы и других затрат с учетом передового опыта технологии и организации производства, а также имеющихся резервов. Главное преимущество этого метода состоит в том, что плановые затраты основаны не на достигнутом уровне, а на прогнозе будущего.

Метод учета затрат по плановой (прогнозной) себестоимости сохраняет все положительные черты нормативного метода, но по сравнению с ним обладает дополнительным преимуществом: более глубокая обоснованность плановых величин по сравнению с нормативными обеспечивает увеличение точности прогнозов и эффективности контроля.

В зависимости от характера производственного процесса учет затрат можно организовать попередельным (попроцессным) или позаказным методами.

Позаказный метод учета применяется преимущественно в индивидуальных и мелкосерийных производствах, при выпуске сложных видов машин и оборудования, выполнении научно-исследовательских работ, строительстве объектов и т.п. по отдельным договорам, а также в применяется в машиностроении, в инструментальной, станкостроительной, электротехнической, приборостроительной, авиационной, судостроительной промышленности и других отраслях.

Заказ – это особым образом оформленное требование клиента производителю изделие с определенными характеристиками.

Сущность позаказного метода учета затрат и исчисления себестоимости состоит в отнесении прямых (основных0 расходов в разрезе заранее установленных статей калькуляции на отдельные заказы и распределении косвенных (накладных) расходов по заказам в соответствии с установленными ставками (нормами) распределения. Объектом и учета затрат, и калькулирования здесь является отдельный заказ.

Заказ на изготовление считается выполненным, если товар отгружен покупателю, услуга считается оказанной, когда клиентом подписан акт выполненных работ. Выручка регистрируется в момент, когда представлены определенные документы – акты, свидетельства о передаче товара перевозчику и т. п. Если этого не произошло в течение отчетного периода, заказ считается в составе незавершенного производства на конец периода. Оценка такого НЗП ведется с помощью карточек заказов.

Если на конец отчетного периода в производстве оказывается большое количество едва начатых заказов, на них будет отнесена существенная часть общепроизводственных затрат, что приведет к большой величине финансового результата.

В бухгалтерском учете прямые расходы учитываются по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» в корреспонденции со счетами 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др. Аналитический учет на счетах затрат ведется в разрезе объектов калькулирования (видов продукции, работ, услуг).

Если заказ долгосрочный, то вся совокупность работ может быть разбита на этапы. При этом может использоваться счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». По Д46 отражается стоимость всех этапов, а на последнем этапе работ, после подписания акта приемки в целом по заказу, вся стоимость списывается в Д62 с К46.

Попередельный (попроцессный) метод учета затрат применяется в производствах, где готовый продукт получается в результате последовательной обработки исходного материала на отдельных технологически прерывных стадиях, фазах или переделах.

Переделом называется такая совокупность технологических операций, которая завершается выработкой промежуточного продукта (полуфабриката) или же получением законченного готового продукта.

Сущность попередельного метода состоит в том, что учет затрат ведется по переделам (процессам), а внутри них — по статьям калькуляции и видам продукции. При этом методе прямые затраты: учитываются по каждому переделу, а косвенные — по цеху, производству, предприятию в целом с последующим распределением между себестоимостью продукции переделов согласно принятым базам распределения.

Передел – это содержательно и пространственно обособленная совокупность технологических операций, составляющая часть полного технологического процесса изготовления конечной продукции.

Существуют два варианта попередельного метода учета затрат: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный. При полуфабрикатном варианте продукция каждого предыдущего передела или является полуфабрикатом для последующих переделов, или реализуется на сторону. Это определяет необходимость оценки полуфабрикатов либо по фактической, нормативной или плановой себестоимости, либо по расчетным или отпускным ценам. При этом варианте стоимость полуфабрикатов отражается по особой статье — "Полуфабрикаты собственного производства".

При бесполуфабрикатном варианте по каждому переделу учитываются, главным образом, только затраты на обработку. Себестоимость готовой продукции исчисляется суммированием затрат на сырье, исходные материалы, расходов всех переделов на обработку и общепроизводственных расходов. При этом калькулируют только себестоимость готовой продукции.

В практической деятельности организации и предприятия используют смешанные системы, сочетающие элементы как попередельного (попроцессного), так и позаказного методов. Такие системы используются в серийном и поточном производствах: при производстве кондитерских изделий, в швейной промышленности и т.д. В частности, одной из наиболее перспективных смешанных систем является пооперационный метод, при использовании которого основным объектом отнесения затрат является операция. Затраты на каждую операцию распределяют по единицам продукции, прошедшим данную операцию, пропорционально средней величине добавленных затрат. Затраты на основные материалы относят на определенный вид продукции аналогично позаказному методу. Преимущество пооперационного метода состоит в "привязке" калькуляции к технологическому процессу.

В зависимости от полноты включения затрат в себестоимость продукции, учет затрат осуществляется в разрезе полной или сокращенной себестоимости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.