на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Международные финансы и экономическая интеграция


Возвращение кредитов было рассчитано на 3-5 лет посредством выкупа у Фонда той части своей собственной валюты, под которую брался кредит. Иными словами у Фонда должны остаться первоначальные 75% национальной валюты страны-заемщика. Если объем национальной валюты в Фонде был ниже 75% квоты страны, то страна могла получить разницу, которая называлась суперзолотой транш, безвозмездно. Размер квоты страны за вычетом ее национальной валюты, предоставленной Фонду, определяет чистую позицию страны в Фонде.

Эволюция механизма бреттон-вудской валютной системы. Механизм бреттон-вудской валютной системы, разработанный и закрепленный подписанием соглашения в 1944 г., действовал с 1947 г. до 1971 г. В 1950-1971 гг. многие страны-члены МВФ изменяли золотомонетные паритеты своих валют посредством проведения девальваций или ревальваций. Великобритания девальвировала фунт в 1964, 1967, 1969, 1972, 1974 гг.; французский франк был девальвирован в 1957 и 1967 гг.; итальянская лира - в 1964, 1967, 1972, 1974 гг. Ревальвация западногерманской марки была проведена в 1961, 1967 и 1969 гг. Часто девальвировали свои валюты развивающиеся страны.

Развитые страны неохотно изменяли золотомонетные паритеты своих валют, хотя это предусматривалось соглашением. Страны с отрицательным сальдо текущего платежного баланса сопротивлялись необходимой девальвации, т.к. девальвация считалась признаком слабости страны. Страны с положительным текущим платежным балансом не хотели проводить ревальвацию, т.к. эта мера снижала товарный экспорт, сокращала активное сальдо торгового баланса и накопление валютных резервов.

Это снизило эффективность бреттон-вудской системы в ее важной функции урегулирования неравновесия платежных балансов. Неравновесие текущих платежных балансов, т.е. хронические активы у одних стран и хронические пассивы у других, стимулировало движение капиталов из стран с активными сальдо в страны с отрицательным сальдо по текущим расчетам. Особенно быстро перемещались между странами краткосрочные капиталы, так называемые "горячие деньги, после введения конвертируемости основных валют. С 1958 г. фактически, а с 1961 г. и юридически конвертируемыми стали европейские валюты; японская иена стала конвертируемой по отношению к доллару и другим валютам в 1964 г.

Увеличению международного движения капиталов способствовал рынок евровалют, который возник в 1950-х гг., развитие европейской интеграции, расширение международной торговли в результате снижения таможенных пошлин странами-членами ГАТТ.

С течением времени бреттон-вудская система претерпела несколько существенных изменений. Эти изменения, с одной стороны, были вызваны изменениями в мировой экономике; с другой, отражали кризис самой системы и были попытками ее приспособить к новым условиям, в которых она уже не могла работать эффективно.

В 1962 г. МВФ утвердил общее положение о заимствовании. В соответствии с этим положением ведущие державы-члены "Группы десяти", а также Швейцария, создали фонд и обязались предоставить при необходимости свыше 6 млрд. долл. тем государствам, которые остро нуждаются в помощи для преодоления дефицита текущего платежного баланса. В дальнейшем этот фонд увеличивался, общее положение о заимствовании обновлялось и расширялось.

Центральные банки стран-членов МВФ согласовали условия соглашений о свопе, т.е. о предоставлении валюты любой другой страны для проведения интервенций на валютных рынках с целью противостоять потоку горячих денег. Центральный банк страны, накопивший значительный объем высоко ликвидных средств, мог продать иностранную валюту, чтобы повысить норму процента (дисконта) или сократить количество срочных денег на валютном рынке и поставить в невыгодное положение дестабилизирующие потоки горячих денег.

В 1971 г. общие средства МВФ достигли 28,5 млрд. долл., из которых 23,5% составляла квота США. К концу 1971 г. МВФ предоставил кредитов на общую сумму 22 млрд. долл., из них 4 млрд. долл. было непогашенной задолженностью. МВФ также увеличил размеры займов до 50% квоты вместо первоначальных 25% квоты.

Наиболее значительным изменением механизма бреттон-вудской системы в период 1947-1971 гг. было введение Специальных прав заимствования (СПЗ или SDR - Special Drawing Rights) для поддержки международных резервов в золоте, обменных курсов валют и резервных позиций в МВФ. СДР представляют собой расчетное средство внутри МВФ. Они не имеют золотого обеспечения, не могут быть свободно обменены на другую валюту.

СДР являются международным резервом. Они могут использоваться только при расчетах между центральными банками для устранения дефицита и профицита платежного баланса, а не при совершении коммерческих сделок. На объем СДР, превышающий, предусмотренный соглашениям, устанавливались надбавки сначала в размере 1,5%, а позднее - 5%.

Договоренность о выпуске СДР в объеме 9,5 млрд. долл. была достигнута в 1967 г. Эта сумма распределялась между странами в соответствии с их квотами в три приема - в январе 1970 г., 1971 г. и 1972 г. В 1979-1981 гг. состоялся второй выпуск СДР на сумму 12,5 млрд. долл. Первоначально стоимость СДР была установлена в размере 1 доллара США. С 1974 г. СДР привязывается к корзине валют (в июле 1999 г. 1 СДР=1,3642 долл.).

В 1961 г. было создано объединение (золотой пул) 8 государств под руководством США с целью поддержания цены на золото. Страны-члены золотого пула проводили кампании по продаже официального золота на Лондонском рынке для предотвращения повышения его цены сверх официально установленной цены в $ 35 за тройскую унцию. Золотой пул просуществовал до 1968 г. В 1968 г. был сформирован двухуровневый рынок золота. В официальных расчетах между банками действовала официальная цена; коммерческая цена на золото регулировалась рынком. В 1968 г. рыночная цена составляла 42,6 долл. за 1 тройскую унцию, в 2002 г.- 200).

Таблица 3. Международные резервы (млрд. долл.)
1950 1960 1970 1980 1999
Иностранные валюты 13 19 45 312,4 1648,5
Золото (оф. цена)* 33 38 37 42,2 45,2
Всего валютные резервы, включая СДР и позиции в МВФ. 48 61 93 349,0 1775,5

* Официальная цена 1 тройской унции золота= 35 СДР;

1 СДР = 1,3642 долл. (июль 1999 г.); рыночная цена 1 oz=255,6 долл.

На международную валютную систему большое воздействие оказывал платежный баланс и золотой запас США. В первые послевоенные годы США имели огромный актив платежного баланса и оказывали существенную помощь странам Западной Европы по плану Маршалла и на двусторонней основе. После восстановления западноевропейской экономики к 1950 г., платежный баланс США стал отрицательным; дефицит покрывался в основном долларами и частично золотом. Количество долларов у нерезидентов увеличивалось, количество золота у США снижалось; отношение долларов за пределами США к американскому золотому запасу сокращалось.

В 1949 г. США имели 25 млрд. долл. золотом, к 1970 г. золотой запас снизился до 11 млрд. долл., и он покрывал только 20-25% долларов, находящихся за пределами страны. К 1970 г. у иностранцев было 440 млрд. долл. против 13 млрд. долл. в 1949 г. Доля золота в составе международных валютных резервов снизилась к концу 60-х гг. почти до 40%, в 1950 г. она составляла около 70% (см. таблица 1).

Страны с активными платежными балансами (некоторые западноевропейские страны и Япония) охотно принимали доллары, так как:

США были готовы обменивать доллары на золото по твердой цене, что делало доллар столь же хорошим, как и золото;

доллары могли использоваться в международных расчетах с любой страной, т.е. доллар был подлинной международной валютой;

долларовые депозиты приносили проценты, в то время как золотые запасы процентов не дают.

До начала 1960-х гг. бреттон-вудская система функционировала нормально, несмотря на то что США имели пассивный платежный баланс за счет вывоза капитала, оказания помощи другим странам. К началу 1950-х гг. западноевропейские страны восстановили свою экономику, а с конца десятилетия начала набирать силу западноевропейская интеграция. Иностранцы накапливали доллары; доллар все более теснил фунт стерлингов и золото в составе международных резервов. Возникший в 50-х гг. рынок евродолларов позволял хранить доллары за пределами США.

В начале 60-х гг. встал вопрос о девальвации доллара, но администрация США категорически отвергла такую возможность. Вместо этого США использовали другие инструменты экономической политики для сокращения дефицита платежного баланса, которые принесли незначительные результаты. Для предотвращения утечки краткосрочных капиталов поддерживалась ставка процента на эти капиталы на очень высоком уровне.

При этом сохранялись долгосрочные ставки процента на относительно низком уровне для стимулирования экономического роста. США также проводили форвардные интервенции на рынках иностранных валют, продавая сильные валюты (как, например, немецкие марки), для того, чтобы повысить норму дисконта без изменения валютного курса. Это делалось для того, чтобы сделать невыгодным отток ликвидного капитала.

США также проводили самостоятельные интервенции на наличном рынке, поддерживая доллар, и совместно с другими странами в рамках золотого пула. Необходимые средства для осуществления государственных интервенций на наличном и форвардном рынке США обычно получали по соглашениям о свопе между центральными банками и по соглашениям о кредитах стэндбай с МВФ. США также предпринимали меры для стимулирования экспорта товаров, в частности, предоставляя средства другим странам для закупки американских товаров.

Для того чтобы предотвратить обмен избытка долларов на золото иностранным государствам, США выпустили так называемые "облигации Рузы". Эти облигации представляли собой среднесрочные казначейские облигации в долларовом достоинстве, но с гарантиями обмена по существующему валютному курсу.

Несмотря на предпринятые усилия по снижению дефицита платежного баланса и сокращению утечки долларов, в начале 60-х гг. иностранные долларовые резервы превысили золотой запас США. В январе 1965 г. французские власти, возглавляемые генералом Де Голлем, заявили об изменении политики в отношении структуры резервов. Франция решила ограничить долларовые авуары потребностями текущих расчетов, а остаток долларов конвертировать в золото. Министерство финансов США конвертировало 300 млн. долл., предъявленных Францией, в золото по цене 35 долл. за унцию.

Администрация США старалась избежать девальвации доллара, предложив другим странам провести ревальвацию своих валют, что автоматически снизило бы валютный курс доллара. К 1968-69 гг. активное сальдо американского торгового баланса сократилось в среднегодовом исчислении до 0,6 млрд. долл.; в 1960-1967 гг. оно равнялось 4,95 млрд. долл. в год. США шли к дефициту по внешней торговле и текущим расчетам, что было показателем снижения прежде всего ценовой конкурентоспособности американских товаров, что было связано с завышенным курсом доллара по отношению к другим валютам.

Признаком завышенного курса доллара к ряду валют был стабильный актив торгового баланса ряда стан, и прежде всего Германии и Японии. В 1969 г. была ревальвирована западногерманская марка, в мае 1971 г. - швейцарский франк и австрийский шиллинг, что тоже указывало на неизбежность девальвации доллара.

Кризис бреттон-вудской валютной системы. 1971 год - это знаменательный год в эволюции международной валютной системы, когда были нарушены все ее основные принципы. Непосредственной причиной краха международной валютной системы можно считать ожидания, возникшие в конце 1970 г. - начале 1971 г., девальвации доллара в связи с дефицитом США по торговому балансу. Это привело к массированной утечке ликвидного капитала из США. Западноевропейские страны скупили огромное количество долларов и в конце концов были вынуждены ввести меры, ограничивающие приток долларов. Бегство от доллара все более сосредоточивалось на японской иене.

Весной 1971 г. ФРГ. Голландия, Бельгия практически отказались от фиксированного валютного курса и ввели плавающий курс своих валют. Японский банк поддерживал курс своей валюты по отношению к доллару вплоть до конца августа, когда банк вынужден был позволить иене плавать.

15 августа 1971 г. администрация США прекратила обмен долларов на золото. В связи с необратимостью доллара в золото валютная система от золотодолларового стандарта перешла на долларовый стандарт. В декабре 1971 г. представители "группы 10" заключили Смитсоновское соглашение. По этому соглашению были приняты важнейшие решения, в том числе о девальвации доллара, пересмотре обменных курсов других валют, возврате к фиксированным валютным курсом с большими колебаниями.

Долларовая цена на золото была повышена с 35 долл. за 1 тройскую унцию до 38 долл., что означало девальвацию доллара на 7,89%. Были пересмотрены обменные курсы других валют по отношению к неконвертируемому доллару, что было коренной переменой в самой валютно-кредитной системе. Иена была ревальвирована на 7,7%, немецкая марка - на 4,6%, голландский гульден и бельгийский франк - на 2,8%. Англия, Канада и Франция сохранили существовавшие паритеты своих валют, Швейцария сохранила паритет, который был установлен в мае в результате ревальвации на 7,1%. Валюты Италии и Швеции были девальвированы на 1%. В дополнение к пересмотру курсов валют было принято решение о возврате к фиксированному валютному курсу. Однако пределы колебаний валютных курсов были расширены с плюс-минус 1% до плюс-минус 2,25% от согласованного паритета.

Размер девальвации доллара 1972 г. на 7,9% был недостаточен, о чем свидетельствовали дефициты торгового и платежного баланса США. Ожидание следующей девальвации доллара привело к возобновлению игры против доллара. В марте 1972 г. страны-члены Европейского экономического сообщества договорились о пределах колебаний своих валют по отношению друг к другу в половинном размере, чем по отношению к доллару. Это получило название "змеи в туннели".

В апреле 1972 г. Англия ввела плавающий курс, нарушив смитсоновские договоренности декабря 1971 г.; за ней последовали другие страны. В 1973 г. Парижское соглашение 14 государств узаконило плавающие курсы. В феврале 1973 г. США вынуждены были вторично девальвировать доллар на 10% путем повышения официальной цены 1 унции золота до 42,22 долл.

Ямайская валютная система

В 1976 г. в г. Кингстоне (Ямайка) было принято соглашение, которое вступило в силу в 1978 г. Это соглашение формирует современную валютную систему, основанную на долларовом стандарте.

Ее принципы состоят в следующем:

Золото демонетизировано; ликвидирована его функция основы для установления стоимости паритетов; ликвидирован государственный и межгосударственный контроль за рынками золота.

Осуществлено фактическое изъятие золота из официальных резервов. 1/6 часть золота, находящегося в распоряжении МВФ (780 т), была возвращена странам-членам по официальной цене в обмен на их национальные валюты. Еще 1/6 золота МВФ была продана в течение 4 лет, начиная с июня 1976 г.; США продали 500 т из своих официальных запасов в период 1978-79 г.г. Затем продажи прекратились, и резервы были заморожены.

Золото сохраняется в официальных запасах в качестве высоколиквидного товарного актива, который может быть реализован на частных рынках по рыночной цене. Была официально отменена обратимость доллара в золото.

Специальные права заимствования (СДР) были признаны основой валютной системы. Стоимость СДР определяется корзиной валют, т.е. набором ведущих валют в определенных соотношениях.

Страны-члены МВФ могут вводить любой валютный курс - плавающий или фиксированный.

МВФ уполномочен осуществлять жесткий надзор за развитием валютных курсов и соглашениями об их установлении.

Дальнейшее развитие международной валютной системы показало, что она основана на долларе, доля СДР в международной ликвидности составляет около 2%. СДР не стали ведущим платежным средством, они непосредственно не участвуют в международных расчетах.

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Формы, цели, предпосылки интеграции

Зарождение и развитие интеграционных процессов стало закономерным результатом расширения международного движения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов и технологий. Международные перемещения товаров и факторов производства потребовали создания более стабильных производственно-сбытовых связей между странами и устранения многочисленных препятствий на пути международных миграций. Это оказалось возможным в рамках межгосударственных интеграционных объединений на основе многосторонних соглашений и совместных действий.

Формы, цели, предпосылки интеграции

Экономическая интеграция - это межгосударственное объединение двух и более стран на основе договора о создании совместного хозяйственного комплекса.

Она представляет собой регулируемый процесс экономического взаимодействия национальных экономических структур, формирующих совместный комплекс посредством сближения хозяйственных механизмов. В договоре определяется цель, этапы, основные направления интеграционного процесса, механизмы и методы реализации согласованных действий.

Интеграция может принимать различные формы. Выбор формы интеграционного объединения определяет уровень, стратегию интеграции и ее конечную цел

Мировая практика позволяет выделить следующие формы экономической интеграции (от низшей к высшей):

преференциальная зона,

зона свободной торговли,

таможенный союз, общий рынок,

экономической сообщество,

экономический и валютный союз.

1. Создание преференциальной зоны двух и более стран означает взаимное предоставление преференций или льгот; например, двукратное снижение таможенных пошлин во взаимной торговле при этом сохраняется национальный режим в торговле с третьими странами, т.е. не вошедшими в данное объединение. Преференциальные зоны можно рассматривать как первый пробный шаг по пути к дальнейшей интеграции.

2. Зона свободной торговли (ЗСТ) в ее классическом варианте предполагает постепенное осуществление в согласованный срок полной отмены ограничений на взаимное передвижение промышленных товаров при сохранении национального внешнеторгового режима в отношении третьих стран. В связи с этим возникает вопрос о происхождении товара, который поступает из другой страны-члена ЗСТ. Произведен этот товар в стране-партнере по зоне свободной торговле или этот товар произведен в третьей стране.

Страны-члены ЗСТ должны определить, какой процент внезонального участия в производстве товаров позволяет считать его внутризональным, на который распространяется взаимный торговый режим. Обычно - это 50% экспортной цены готового изделия. В противном случае товары из третьих стран будут проходить в зону свободной торговли через того участника объединения, где тариф самый низкий.

С конца 1980-х гг. появились зоны свободной торговли, которые охватывают не только торговлю промышленными товарами. Режим свободной торговли распространяется также на взаимный обмен услугами, капиталами, трудовыми ресурсами; иногда предполагается развитие взаимного научно-технического, экологического и иного сотрудничества. Такие расширенные зоны свободной торговли представляют собой скорее общий рынок без единого внешнего тарифа (см. ниже).

3. Создание таможенного союза (ТС) предполагает поэтапную полную либерализацию взаимной торговли промышленными товарами и введение единого тарифа в отношении третьих стран. Иными словами, таможенный союз - это зона свободной торговли плюс единый внешнеторговый тариф. Обычно единый внешний тариф рассчитывается как среднеарифметический, и его введение может означать как снижение, так и увеличение национальных тарифов в отношении стран-аутсайдеров.

Например, импортная пошлина страны А на автомобили равна 20%, страны В - 25%, страны С - 15%; среднеарифметическая равна 20%. Таким образом, пошлина страны А останется без изменений, страны В будет снижаться с 25% до 20%, а страны С будет повышаться с 15% до 20%. Изменение таможенных пошлин повлияет на импорт стран-участниц из третьих стран. Приток иностранный товаров в страну В должен увеличиться, в страну С он сократится.

При снижении взаимных таможенных пошлин стран-членов таможенного союза (равно как и членов зоны свободной торговли), например, на 10% в год, более значительным будет каждое снижение самой высокой таможенной пошлины; в нашем примере - страны В. Это может увеличить импорт данного товара в страну В из других стран-членов таможенного союза. Изменение таможенного режима будет сопровождаться изменением направления и объема взаимных товарных потоков.

Таким образом, формирование зоны свободной торговли влияет на взаимную торговлю стран-членов ЗСТ, а образование таможенного союза изменяет направление и наполнение не только взаимных товарных потоков, но и с третьими странами. Такие изменения могут способствовать как повышению, так и понижению благосостояния отдельных стран.

4. Формирование общего рынка двух и более стран предполагает поэтапную отмену всех ограничений на взаимное перемещение товаров, капиталов, услуг, рабочей силы и введение единого внешнеторгового тарифа. Таким образом, общий рынок включает таможенный союз и полную либерализацию обмена услугами, капиталами и трудовыми ресурсами.

5. Экономическое сообщество означает создание общего рынка, а также проведение единой политики в области сельского хозяйства, энергетики, промышленности, региональных и других проблем.

6. Экономический и валютный союз включает создание единого внутреннего рынка, полную гармонизацию и унификацию экономической и валютной политики вплоть до введения единой валюты, создания единого банка; осуществление единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

Каждая из перечисленных форм интеграции может быть конечной целью стран-участниц объединения или только этапом в их продвижении к более высокой форме интеграции. В зависимости от формы объединения формулируются его цели и методы их осуществления. Либерализация торговли является обязательным методом реализации экономической интеграции. Обеспечение свободной торговли в рамках объединения позволяет преодолеть узость национальных рынков, которая тормозит развитие производства, ограничивает приток иностранного капитала.

Экономическая роль интеграции велика:

интеграция расширяет экономическое пространство;

создает более благоприятные условия для эффективного размещения производительных сил,

углубляет региональное разделение труда на основе сравнительных преимуществ;

создаёт возможности для производственного и научно-технического сотрудничества;

объединяет усилия стран-членов в решении социально-экономических проблем и определении внешнеэкономической политики в отношении третьих стран.

По составу участников известны следующие типы экономической интеграции:

интеграция развитых стран;

интеграция развивающихся стран;

интеграция стран с переходной экономикой;

интеграционные объединения смешанного типа с полноправным участием развитых и периферийных государств.

В интеграционные объединения вступают страны с различным уровнем развития производительных сил. Любая организация интеграционного типа является добровольным объединением стран-участниц, каждая из которых имеет в виду собственные выгоды, которые она надеется получить в результате взаимодействия со странами-партнерами.

Либерализация взаимного обмена товарами и услугами является важнейшим механизмом формирования интеграционных объединений. Режим свободной торговли усиливает конкуренцию, в которой побеждает сильнейший. Соответственно либерализация взаимного обмена усиливает неравенство между странами-участницами. В связи с этим возникает проблема создания механизмов выравнивании выгод и уровней развития, защиты интересов наиболее слабых стран, а также подтягивания отсталых регионов, что требует значительных усилий и затрат со стороны более продвинутых участников интеграции.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.