на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Япония в мировом хозяйстве


Функционирующий на такой основе рынок внутри группы выгоднее для всех его участников, чем свободный рынок наличных товаров. Здесь ниже степень риска, ниже расходы по сделкам. На мелких предприятиях более низкий уровень заработной платы. Это служит одной из причин того, что в стране сохраняется значительная разница в уровнях заработной платы между крупными, средними и мелкими компаниями. В среднем заработная плата на последних составляет около 60% оплаты занятых на крупных предприятиях.   

В связи с процессами глобализации производства крупнейших компаний кэйрэцу переживают период существенной организационной перестройки с появлением в их составе новых звеньев. Эти изменения преследуют цель найти оптимальное, насколько это возможно, сочетание нерыночных по своему характеру взаимоотношений между компаниями внутри группы со свободой действия сгруппированных фирм для обеспечения эффективного функционирования группы как единого целого.

Переплетение капитала, производственная вертикальная интеграция в форме кэйрэцу привели к созданию финансовых групп, которые заняли в хозяйстве господствующие  позиции. Они, как правило, управляются крупными банками, универсальными торговыми и промышленными компаниями. Некоторые из финансовых групп выросли из довоенных дзайбацу. Это “Мицуи”, “Мицубиси”, “Сумитомо”, “Фуе”, а также “Данити Канге”, “Санва”.

Для группировок финансового капитала характерно взаимное владение акциями компаний-участниц, но каждая из них владеет относительно небольшим пакетом акций других компаний. Например, финансовые учреждения могут владеть не более 5%, а компании по страхованию жизни — не более 10% акций фирм. Компании не могут владеть собственными акциями. В результате происходит ясно выраженный переход контроля над компаниями от физических лиц к юридическим (1960г. — 70%, 1986г. — 76,1% акций). Роль индивидуального капитала в социальной структуре промышленности и кредитной сферы снизилась. На индивидуальную собственность в форме акции приходится лишь 1% функционирующего капитала. По отношению к сумме чистой прибыли корпораций доля дивидендов сократилась с 60% в 1936г. до 10,5% в 1990г. По сути дела в Японии проявилась четкая тенденция формирования модели экономического самоуправления без соединения ее с акционерной собственностью.

Юридические лица приобретают акции для обеспечения стабильности связей с теми или иными фирмами. Установление долговременных связей между банками и компаниями обеспечивается не только через взаимное владение акциями, но и через кредитование. Крупная задолженность банкам была характерной чертой функционирования японских корпораций.

Отношения в группировках финансового капитала строятся на принципах иерархичности. Переплетение интересов, иерархичность отношений между частниками приводят к тому, что на рынках группировка выступает единым фронтом. Этому способствует специфическая система кредитования компаний, которая была создана еще на первом этапе послевоенного развития.

Данная система финансирования позволила компаниям, в частности крупным экспортным фирмам, получить необходимые денежные средства по сравнительно низкой стоимости, расширить масштабы и эффективность производства. Суть этой системы состояла в том, что под гарантии министерства финансов и банка Японии коммерческие банки предоставляли максимальные кредиты крупным компаниям. Система обеспечивала чрезвычайно стабильные условия предпринимательской деятельности компаний в финансовом отношении. Система взаимного держания акций почти полностью выводит компании из-под влияния колебаний на фондовой бирже и внешней скупки акций.

Такая система косвенного финансирования понижает необходимость выброса своих средств на рынок капитала. При прямом финансировании через кредитный рынок структура производства и управления должна обеспечивать высокий уровень прибылей, чтобы привлекать инвесторов. При косвенном финансировании банками важны не высокие прибыли, а стратегия расширения своей доли на рынке, так как банки ожидают продолжения получения крупных ссуд, предполагающих крупные выплаты по ним. Кроме того, взаимное владение акциями предполагает взаиморасчет, а отсюда высокие дивиденды лишаются смысла. В интересах развития предприятия важнее наращивать внутренние резервы и капиталовложения, увеличивать доходы от роста стоимости акций.

В Японии акции, которые держат компании в качестве своих активов, регистрируются по учетной стоимости, поэтому, если стоимость акций на рынке ценных бумаг значительно превышает учетный курс, это соответственно увеличивает скрытые активы фирм, дает им возможность без оглядки на владельцев акций и контрольные органы осуществлять капиталовложения исходя из долгосрочных интересов.

В результате японские предприниматели обладают большей свободой, чем предприниматели других западных стран. В советах компаний здесь мало представителей внешнего мира, собрания акционеров носят формальный характер.

Японская система управления и кредитования и ситуация на кредитных рынках способствовали компаниям эффективно использовать прибыль, понижать дивиденды и таким образом увеличивать свои внутренние резервы. С другой стороны, это облегчало свободное осуществление долгосрочных капиталовложений за счет получения крупных банковских ссуд.

3.2. трудовые отношения.

 Одной из характерных черт японской модели экономического развития является использование национальных традиций и особенностей рабочей силы. В стране длительное время пропагандировался принцип пожизненного найма. Крупные компании, которые в состоянии построить кадровую пирамиду и обеспечивать занятость, имеют большие возможности для осуществления этого принципа в отличие от мелких и средних фирм. Совершенно очевидно, что ни в компаниях, ни в законодательстве нет четких правил, устанавливающих гарантии найма на всю жизнь. Вместе с тем как работники, так и администрация негласно рассматривают продолжительную работу в качестве пункта коллективного договора. Правительство, стремясь поддержать занятость с помощью системы субсидий, также имеет в виду принцип непрерывной многолетней работы на одном месте. Следовательно, на практике суть проблемы по сравнению с другими странами сводится просто к более продолжительным срокам найма. В 1981г. доля уволившихся рабочих составляла 16%. Это означало, что в течение трех лет с работы увольняется половина работающих. В основном это приходится на молодые возрасты. Постоянные рабочие составляют 20—30% рабочей силы.

В зависимости от стажа работы устанавливался уровень заработной платы. Наиболее быстро она росла в среднем возрасте. При этом широко использовались различные доплаты к базовой ставке.

Трудовые отношения строятся на философии “фирманаш общий дом”. Использование рабочей силы в основном базируется на концепции. “человеческого потенциала”. Еще на рубеже 60—70-х годов в ряде японских компаний пришли к выводу, что служащий получает наибольшее удовлетворение в том случае, если его работа носит более целостный характер, отличается разнообразием. Тогда на сборочных операциях стали отказываться от конвейерных линий и замещать их вращающимися столами, за которыми или целое изделие, или его крупный блок собирается одним рабочим. Работник при этом определяет специфику и график работы, элементы контроля качества, издержек, безопасности и т.п. В результате укрепления технологических операций брак понизился с 6 до 0,3%, производительность труда увеличилась на 20%, себестоимость снизилась на 30%.

Основу организации управления при этом подходе составили малые самоуправляющиеся группы. Они охватывают все предприятие по вертикали и горизонтали. Каждая группа поставлена в такие условия, которые стимулируют совершенствование ее деятельности, постоянный поиск способов экономного использования оборудования. Группа участвует в принятии решений, касающихся фирмы в целом или ее подразделений, если эти решения затрагивают эту группу.

Своеобразное положение в трудовых отношениях занимает женская рабочая сила. Руководство многих компаний рассматривает женский персонал как сугубо “расходный материал”. Женщины обычно используются как поденщицы и почасовики. Женщины-поденщицы чаще всего служат своеобразным клапаном для администрации компаний. В неблагоприятных экономических условиях именно эта категория работников первой попадает под сокращение. В государственной статистике женщины-поденщицы проходят как домохозяйки, поэтому, когда они теряют работу, их не включают в число безработных. Данный незамысловатый прием позволяет удерживать официальные пока­затели безработицы на низком уровне. Средний уровень оплаты японских женщин в два раза ниже, чем мужчин.

Для Японии характерен длительный рабочий день. В среднем мужчина проводит на работе 57,7 часа в неделю, больше американцев и западноевропейцев на 10 часов.

Более продолжительная рабочая неделя в значительной степени определяется системой оплаты труда, которая делится на три категории: базовая ставка, сверхурочная и премиальная. Базовая ставка обычно устанавливается на возможно низком уровне, а сверхурочные и премии, которые можно менять более свободно, используются в виде “буферной оплаты”. Они увеличиваются в период хорошей хозяйственной обстановки и понижаются во время спадов, когда затягиваются пояса. Эта система оплаты очень эффективна для избежания банкротств. В компаниях не отмечаются резкие разрывы в оплате. После вычета налогов средний оклад директора-распорядителя примерно в 10 раз превышает заработок самого низкооплачиваемого работника, тогда как в США — в среднем в 100 раз.

Система использования рабочей силы вместе с многоступенчатой структурой организации производства функционировала чрезвычайно эффективно и была источником конкурентной силы. Она способствовала частой ротации персонала в начальной стадии их карьеры, что благоприятствовало быстрому усвоению стиля поведения компании и установлению неформальных отношений среди различных групп одной организации. Принятие решений на основе согласия всех сторон было инструментом распространения информации и принятия ответственности различными людьми за дела компании. Постоянный контроль со стороны высших управляющих минимизировал возможные ошибки. Но подобная система усложняла аппарат управления, делала его громоздким.       

3.3. государственный сектор в экономике.

Центральному правительству принадлежат всего пять казённых (унитарных) предприятий (в том числе Монетный двор и государственное лесное хозяйство), 13 банков, сеть высших учебных заведений и паевое участие в 73 организациях, преимущественно некоммерческих. К их числу принадлежат занятые фундаментальными научными исследованиями институты и лаборатории, центр научно-технической информации, Японский фонд культурного обмена, а также предприятия, оказывающие помощь в разработке лесных ресурсов, разведке нефтяных месторождений, развитии сельского хозяйства. Есть, наконец, группа предприятий, которые специализируются на строительстве и содержании автомобильных дорог, мостов, дамб, уникальных инженерных сооружений (многопролётный мост через Внутреннее море, соединяющий острова Хонсю и Сикоку).

Ряд крупных государственных предприятий был приватизирован во второй половине 80-х гг., в том числе Корпорация государственных железных дорого, национально телефонно-телеграфная система, табачная и алкогольная монополия, авиалинии “JAL” и др.

На местном уровне государству принадлежат водопровод и канализация, предприятия по сбору и утилизации мусора, городской транспорт, школы, больницы и пр., а также несколько тысяч акционерных и паевых компаний, занятых строительством и эксплуатации муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков и т.д.

Таким образом, в Японии, как и в США, государственный сектор невелик. В отличии от стран Западной Европы, он действует не в промышленности, а в отраслях инфраструктуры. Япония – страна с сильной государственной экономической политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности; в её арсенале налогово-бюджетные и денежно-кредитные рычаги, таможенно-тарифное регулирование внешней торговли, поддержание конкуренции на рынках и регламентация деятельности естественных монополистов.

Среднесрочные планы-прогнозы экономического развития в период высоких темпов роста содержали количественные параметры, которые крупные корпорации использовали для своих программ капиталовложения. В открытой экономики такие индикаторы корпорации уже не нужны. Каждый новый кабинет министров публикует свой план-прогноз, но это не более чем декларации о намерениях и официальный ритуал.

4.Япония в международных экономических отношениях

В результате быстрого экономического развития Япония заняла одно из ведущих мест в международных экономических отношениях. В начале 90-х годов она вышла на второе место в мире по общему объему зарубежных прямых капиталовложений (15% общемирового объема). В предыдущие десятилетия ведущей формой отношений выступала внешняя торговля. По размерам экспорта Япония уступает только США и ФРГ, на ее долю приходится 9—10% мирового экспорта (1994-1995гг.). По величине экспортной квоты она может быть отнесена к полуоткрытой экономике. За рубежом реализуется 10—13% ВВП. Ряд отраслей промышленности почти полностью работает на экспорт (производство часов, магнитофонов — 90%, кассовых аппаратов — 83%, копировальных машин — 77%).

4.1. внешняя торговля.

В обороте мировой торговли на долю Японии приходится 7,3% (1997г).    Ей принадлежит 12,8% мировых золотовалютных резервов.

О степени вовлечённости страны в мировую торговлю принято судить по экспортным и импортым квотам её экономики. Экспортная квота Японии составляет 10,5% ВВП, а доля импорта во внутреннем конечном потреблении – 10,4%. Эти значения более чем в двое ниже соответствующих показателей для всех крупных стран Западной Европы и близки к внешнеторговой квоте США. Более подробное представление о характере участия Японии в мировой торговле даёт товарный состав её экспорта и импорта (табл. 2)                                                                                                                                      

                                                                                                                                  Таблица 2

Товарный состав внешней торговли Японии, % к итогу.

Статьи 1980 г. 1990 г. 1997 г.
Продовольствие Экспорт
1,2 0,5 0,5
Промышленные полуфабрикаты 28,6 17,6 18,4
Производственное оборудование 40 54 59,8
Потребительские товары кратковременного пользования 1,1 0,9 0,8
Потребительские товары длительного пользования 28,5 25,2 17,7
Прочие 1,7 1,8 2,8
Продовольствие Импорт
11,5 13,8 13,7
Промышленные полуфабрикаты 77,1 54,3 43,3
Производственное оборудование 6,5 14 24
Потребительские товары кратковременного пользования 1,9 6 8,1
Потребительские товары длительного пользования 1,7 8,8 8,6
Прочие 1,3 3,1 2,3
Источник: Кэйдзай токэй нэнкан. 1998. С. 290 – 293.

Как видно из приведённых данных, в экспорте снижается значение промышленных полуфабрикатов (это главным образом стальной прокат и химические продукты). Бытовая электротехника и электроника, легковые автомобили больше не определяют лицо японской внешней торговли: их место заняло производственное оборудование. По данным межотраслевого баланса, на внешний рынок уходит 23,5% продукции японского машиностроения.

Снижение доли импорта сырья и топлива связано с тем, что Япония всё меньше нуждается в необработанном сырье: на единицу ВВП в 1996 г. затрачивалось на 38% меньше сырой нефти и вдвое меньше железной руды, чем в 1980 г. Япония увеличила импорт продовольствия, а также готовых изделий, конкурирующих с её собственной продукцией. Но масштабы конкурирующего импорта ещё небольшие. Так, по данным того же межотраслевого баланса, импорт обеспечивает около 6% потребности страны в продукции машиностроения.

Главным торговым партнёром Японии в настоящее время является США. В прошлом крупнейшими партнёрами по импорту были нефтедобывающие страны Персидского залива, но их доля в импорте упала с 19,6% в 1980 г. до 6,4% в 1996 г. Вырос совокупный вес растущих рынков Азии – Южной Кореи, Тайваня, Малайзии, Тайланда. В этом регионе сосредотачиваются кооперационные связи японских ТНК[7]. Поднялась также значение рынков стран с переходной экономикой.

Что касается экспорта и импорта продукции то необходимо учесть то, что Япония экспортирует: машины и оборудование, электронику, металлы и металлоизделия, химические продукты, железо и сталь, текстиль. В такие страны, как: США, Южная Корея, Тайвань (электрооборудование), Сингапур (железо и сталь), Китай, Германия, Тайланд, Малайзия, Великобритания. Импортирует: промышленность и сырье, полуфабрикаты, топливо и продовольствие, машины и оборудование, химическую продукцию. Из стран: США, Канада (машины и оборудования), Китай (продукты химии), Южная Корея (продукты питания), Австралия (продукты нефтехимии), Тайвань, Индонезия, Германия.

4.2. экспорт – импорт капитала. Его характерные черты.

В 80–е г. произошла переориентация Япония с экспорта товаров на экспорт капитала. Во второй половине прошедшего десятилетия она занимала первое место по экспорту прямых капиталовложения. По кумулятивному объёму заграничных прямых инвестиций японских компании вышли на второе место после США. Восемь японских компаний по объёму заграничных активов входят в число 50 крупнейших инвесторов в мире («Хитачи», «Мацушита», «Тойёта», «Сони», «Ниссо Иваи» и др.).

В 60–70–е. годы вывоз капитала в форме прямых инвестиций был нацелен на обслуживание сбыта товаров и создание сети добывающих предприятий за рубежом. В последующем в связи с повышением стоимости рабочей силы, курса йены японские компании стали создавать предприятия трудоёмких отраслей. Примерно 15% производства автомобилей в США осуществляют компании с японским капиталом. Однако до сих пор основные капиталовложения сосредоточены в кредитной сфере (42,4%), в торговле (11,3%), недвижимости (11,1%). Если в США и ФРГ за пределы своей территории выведено соответственно 30% и 20% промышленного производства, то в Японии – только 11%. В обрабатывающей промышленности зарубежные капиталовложения концентрируются в электротехнике, химии и транспортном машиностроении.

Основным рынком приложения японского капитала выступает Северная Америка, где заметна тенденция внедрения компаний высокой технологии, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать своё отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь, компьютерная графика.

С середины 80-х годов началось массированное внедрение японского капитала в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Их объем увеличился почти в четыре раза, достигнув 9,3 млрд. долл. В 1994 г. и превысив в два раза уровень американских прямых инвестиций. Следствием изменения политики японских компаний явилось превращение  западной части Азиатско-Тихоокеанского  региона в один из главных центров производства и экспорта цветных телевизоров, магнитофонов, кондиционеров.

Зарубежные японские предприятия Восточной и Юго–Восточной Азии направляют в Японию основную часть их экспорта – свыше 40%.

В прошлом достаточно широко использовался иностранный капитал в форме кредитов и займов и портфельных инвестиций. В 1950 – 1960 гг. было привлечено почти 32 млрд. долларов. В новых отраслях иностранный капитал более значительную роль. Кредиты и займы предоставлялись Японии экспортно – импортным банком США.

Экономическое развитие Японии коренным образом изменило характер её валютного положения. Повышение конкурентоспособности японских товаров на мировых рынках привело с середины 60 – х годов к резкому увеличению положительного сальдо по всем статьям внешних расчётов. Превратившись в один из полюсов притяжения международных платёжных средств, Япония стала одним из крупнейших кредиторов. Она играет важную роль в предоставлении правительственной помощи развитию, став крупнейшим донором, хотя по доле государственной помощи в ВВП Япония уступает многим странам – 0,2% ВВП.

Значительная часть помощи традиционно направляется в азиатский регион (свыше 60%). Самую значительную часть её получают КНР, Индия, Индонезия, Тайланд, Филиппины, Бангладешь. В 70-е годы в число её крупнейших получателей входили Южная Корея, Пакистан, Индия. В 80-е годы Япония усилила внимание к странам Африки (12,2%) и Латинской Америки, но в странах Азии она обеспечивает половину всей помощи западных стран, а в Латинской Америке – 18%. Примерно 12% всей помощи идёт на техническое сотрудничество, что ниже уровня США, Франции, ФРГ.

Япония выделяет около 10% средств Верховного комиссариата ООН по делам беженцев. Она также предоставляет помощь беженцам через другие международные организации, но сама приняла небольшое количество беженцев – около 9 тыс.

4.4. Токио – мировой финансовый центр.

Внешнеэкономическая экспансия способствовала появлению в Восточной Азии мощного финансового центра. Токио не уступает Нью-Йорку и Лондону по объёму валютно-биржевых операций, количеству котируемых на фондовой бирже наименований ценных бумаг и объёму купли-продажи, но имеет и слабые стороны деятельности. Он отстаёт по обработке синдицированных займов[8]. В Токио аккредитовано менее 100 иностранных банков, что в 4 раза меньше чем в Нью-Йорке и Лондоне.

Слабости Токио как международного финансового центра сдерживает процесс укрепления позиции йены в качестве международного платёжного средства. Она занимает не высокие позиции в валютных резервах мира, почти в два раза уступая германской марке и в восемь раз доллару. Более широко используется японская денежная единица в расчётах по внешней торговле. Если в 1970 г. менее 1% расчётов по японскому экспорту осуществлялось в йенах, то в 1995 г. – уже 38%. Значительный сдвиг также произошёл в обслуживании йеной импортной торговли – 24%.

Необходимость укрепления международных позиций йены для японской экономики возрастает. Под сильным давлением доллара и других валют курс йены растёт. За 1970 – 1993 гг. по отношению к доллару он поднялся в 3,6 раза, сдерживая экспортную экспансию японских компаний. По оценкам повышение соотношения йена – доллар на одну единицу приводит к сдерживанию ВВП Японии на 0,06%. За 1985 – 1995 гг. курс йены повысился на 170 единиц, что равносильно снижению ВВП Японии на 10,2% в результате сдерживания экспорта товаров и усиление импорта. Повышение курса вызывает импортный бум. Иностранные товары сейчас занимают значительно большую долю национального рынка, чем раньше – 16%. В 1994 г. Япония стала чистым импортером цветных телевизоров. В результате японские компании имеют меньше возможности покрывать свои высокие издержки за счёт повышения внутренних цен, они стали снижаться.    

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.