на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Урегулирование арабо–израильского конфликта и израильское общество


30 мая 1993 г. США передали РФ, палестинцам и израильтянам свой проект палестино–израильской Декларации о принципах, а также предложения о «ранней передаче» (до выборов в палестинский Совет) ряда полномочий палестинцам (в области здравоохранения, туризма, образования и т.п.) на Западном берегу и в Газе. Однако в конце августа Израиль и ООП объявили о согласовании собственного, не зависящего от американского, текста Декларации о принципах. Он был парафирован членом ЦК Фатх Абу Аля и мининдел Израиля Пересом 19 августа 1993 г. в Осло (с апреля по август) при посредничестве мининдел Норвегии Й.Й.Хольста состоялось 11 раундов закрытых контактов между ООП и Израилем в Осло и Каире). Данное соглашение получило название «Осло–1». Вопросы о взаимном признании Израиля и ООП были решены: мининдел Норвегии Хольст в Тунисе получил подпись Я.Арафата на декларации признания Израиля, а затем в Иерусалиме премьер–министр И.Рабин подписал декларацию о признании ООП.

13 сентября 1993 г. в Вашингтоне в Белом доме под эгидой США и РФ состоялась церемония подписания Декларации о принципах – рамочного соглашения о введении режима палестинской автономии в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. Премьер–министр Израиля И.Рабин и председатель ООП Я.Арафат пожали друг другу руки. Начался новый этап мирного процесса – поворот к концепции достижения политических соглашений с учетом интересов международной безопасности и мировой экономики.

Декларация о принципах содержала рамки и сроки продвижения мирного процесса на израильско–палестинском направлении. На первом этапе развития автономии предусматривалась передача палестинцам властных полномочий в Газе и Иерихоне, откуда до 13 апреля 1994 г. должны быть выведены израильские войска. Функции управления в этих районах передаются палестинским органам. Затем этот процесс распространяется на остальную часть Западного берега. Следующий этап –проведение до 13 июля 1994 г. выборов в палестинский Совет, чьи исполнительные и законодательные прерогативы должны быть определены в Соглашении о переходном периоде. До выборов израильские войска должны быть выведены из населенных пунктов, и функции поддержания порядка передаются палестинской полиции.

По свидетельству самого Ш.Переса, в Осло Израиль добился многих уступок (Там же, с.53). Декларация предусматривала, что полномочия Совета распространяются на сектор Газа и Западный берег как единую территориальную единицу, однако за исключением Восточного Иерусалима, израильских поселений, внешних границ. Решение этих вопросов наряду с проблемой беженцев (на базе резолюций 242 и 338 СБ ООН) предполагалось перенести на переговоры о постоянном статусе не позже начала третьего года переходного периода, который продлится 5 лет с момента завершения ухода Израиля из Газы и Иерихона.

Декларация включала гарантии безопасности против угроз из–за рубежа и гарантии безопасности каждого израильтянина на территориях. Иерусалим оставался вне соглашения по автономии, хотя его палестинские жители смогли принимать участие в выборах в автономии. Поселения остаются, а их безопасность обеспечивается израильскими вооруженными силами. Выборы было намечено провести спустя девять месяцев после того, как вступила в силу Декларация принципов. До тех пор Израиль передал пять важных сфер – здравоохранение, образование, социальное обеспечение, туризм и налоги – в ведение палестинцев.

Израиль выдвинул ряд требований к руководству ООП, принятие которых было условием признания ООП как представителя палестинского народа: ООП должна была признать резолюции СБ ООН 242 и 338 как основу для переговоров; ООП должна прекратить террористические действия и начать бороться с террором; и, главное, ООП должна аннулировать 33 статьи палестинской Хартии, в которых содержались прямые призывы уничтожить Израиль или это подразумевалось. Было предложено также устранить из Хартии содержащиеся в ней положения, противоречащие соглашению о мире. Был образован палестино–израильский комитет по взаимосвязи и комитет по Газе и Иерихону.

После подписания «Декларации о принципах» началась непростая задача реализации заложенных в ней соглашений. Обе стороны столкнулись с целым рядом проблем практического, политического и даже морального характера.

В самом Израиле было совсем непросто пересмотреть традиционные взгляды в соответствии с новыми условиями и установками израильского правительства. Шел болезненный процесс преодоления старых страхов и стереотипов. С 1994 г. наблюдался взлет арабского терроризма. Палестинская оппозиция (базирующиеся в Дамаске леворадикальные группировки и исламские фундаменталисты с оккупированных территорий – «Хамас», «Джихад Ислами», а также ливанская группировка «Хезболла») взяла линию на торпедирование договоренностей между ООП и Израилем. Террористические акты, последовавшие за событиями в Осло, все новые и новые человеческие жертвы в Израиле подтачивали доверие к израильско–палестинским соглашениям и ООП. Особенно болезненными в этом смысле стали для израильского общества 1994–1995 гг. Со всей ясностью начал проявляться политический кризис, обусловивший раскол израильского общества по вопросам войны и мира, мирного процесса и дальнейших путей урегулирования. Тяжело дававшийся минимальный прогресс на переговорах на фоне усиливавшегося террора воспринимались значительной частью общества как односторонние уступки арабам, как сдача позиций, за которые заплачено жизнями израильтян.

Явно снижалась поддержка переговорного процесса с палестинцами. Если в 1993 г. за переговоры с ООП выступало 60% израильтян, то в 1994 – только 53% 19. Равные силы в 1995 г. были и у сторонников, и у противников плана «Газа – Иерихон сначала» –36%, тогда как в 1993 и 1994 г.г. этот подход поддерживали 43,5%, а против были 32% (остальные не определили своего мнения) 19.

Широкая дискуссия в израильском обществе развернулась по проблеме возвращения Сирии Голанских высот. Политическая обстановка в Израиле складывалась не в пользу возвращения этой части оккупированных территорий. Оппозиция требовала провести референдум (с решающим большинством в 53% голосов). Критики Партии труда выступали против самого принципа переговоров с Сирией. Они считали, что Рабин идет на поводу позиции Асада, который настаивает на том, что только полный уход с Голан может быть предпосылкой полного мира. Ликудовцы же считали, что Израилю не нужна сирийская декларация о «полном» мире. «Израилю нужно добиться простого мира с Сирией. А затем, убедившись, что Асад настолько же серьезно относится к миру, как в свое время Садат, можно начинать уход с Голан» (из беседы с одним из лидеров Ликуда И. Ольмертом, мэром Иерусалима, 10. 10. 1994).

Политические лидеры Партии труда, ставшие инициаторами неожиданных для широких масс соглашений с палестинцами, недостаточно обращали внимания на то, чтобы переориентировать общественное мнение на восприятие столь резкого прорыва в мирном процессе. Они далеко оторвались от настроений масс, чье недоверие и страх перед ООП формировались в течение многих десятилетий. В израильском обществе продолжались ожесточенные дискуссии о будущем Иерусалима, а также о «необратимости» процесса создания палестинского государства.

Достижения на переговорном процессе не были ощутимы для рядовых израильтян, которых волновало прежде всего усиление антиизраильского террора. Ответственность за это они возлагали на правительство, престиж которого оказался серьезно поколеблен. 1994 г. прошел под знаком постепенного падения популярности правящей коалиции: от перевеса общественной поддержки в пользу правительства в начале года (по результатам опросов, 34% населения – за правительство лейбористов, а 26% за Ликуд) к состоянию «шаткого равновесия» в середине года ( за правительство – 28%, за Ликуд – 25%), а затем к изменению общественного мнения в пользу Ликуда (за правительство – 27%, за Ликуд – 32%)22. Маятник настроений двигался в пользу Ликуда: по результатам опросов середины 1995 г., за правительство Партии труда – 37%, за Ликуд – 42%.

Ослаблением позиций правительства воспользовался Ликуд и другие оппозиционные партии. В течение первой половины 1994 г. Ликуд вел противоборство с правительством на основе своей традиционной программы «целостного и неделимого» Израиля. Палестинскую автономию его руководство видело строго в рамках кэмп–дэвидских соглашений, т.е. сохранения на этих территориях израильских поселений и контроля Израиля за безопасностью.

Однако продвижение мирного процесса заставило Ликуд внести коррективы в те пункты своей программы, которые касаются Иордании и палестинской автономии. Новая программа, обнародованная в октябре 1994 г., отличалась от прежней подходом к «неделимости» Эрец–Исраэль. В ней фактически допускалась утрата израильского суверенитета над районами с высокой плотностью арабского населения, но полностью исключалась возможность создания независимого палестинского государства. В программе было подтверждено несогласие Ликуда уходить с Голан. С этой программой Ликуд готовился выйти на предстоявшие тогда выборы 1996 г.

В августе 1995 г. в Табе состоялась встреча Ш.Переса и Я.Арафата, на которой были выработаны соглашения о реализации второго этапа промежуточного урегулирования.

24 сентября 1995 г. в Вашингтоне И.Рабин и Я.Арафат подписали это израильско–палестинское соглашение, получившее название «Осло–2» (или «пакетное соглашение»). В соответствии с ним территория Западного берега была разделена на три зоны(карта, определявшая эти зоны, была подписана Рабином и Арафатом и завизирована подписями коспонсоров – Козыревым и Кристофером 28 сентября): зона А – городские районы, где ООП должны обеспечивать полный контроль над безопасностью и полное территориальное управление; зона В – сельские районы, которые отходят под полный территориальный контроль ООП и частичный контроль за общественным порядком. Однако вопросы внутренней безопасности и борьбы с терроризмом остаются в руках израильских вооруженных сил; зона С – незаселенные районы Западного берега, чей статус еще не определен. Самыми проблемными были секторы В, то есть те районы, в которых должно осуществляться совместное израильско–палестинское управление. Кроме того, палестинские населенные пункты, откуда должны были уйти израильские силы, зачастую окружали еврейские поселения, находились на перекрестках и дорогах, ведущих к этим поселениям. Израильтяне беспокоились за их безопасность, тем более, что наблюдались частые стычки между палестинцами и поселенцами зоны В. Соглашения предусматривали ряд мероприятий, обязывающих стороны резко ужесточить борьбу за безопасность граждан. Стороны обязались категорическим образом запретить использование на своих территориях незаконно приобретенного оружия, договорились о повышении эффективности совместных действий по поиску и обезвреживанию незаконных вооруженных групп, обязались обмениваться всей информацией, связанной с проблемами безопасности. Обеспечение безопасности израильского транспорта на Западном берегу оставалось в руках израильской армии. Вопрос об обеспечении безопасности граждан в Хевроне также был одним из самых сложных. В соглашении было сказано, что контроль над Святыми местами в Хевроне остается без изменений. График передислокации израильских войск, обозначенный в соглашении «Осло–2», предусматривал, что полный вывод войск будет произведен к концу декабря, за исключением Хеврона, где на это отводилось шесть месяцев. На первом этапе израильские войска должны были уйти из четырех палестинских населенных пунктов, а затем постепенно, район за районом начинался вывод из сельских населенных пунктов зоны В. Вывод войск из городов зоны А по графику должен осуществляться с разрывом в одну неделю от одного города до другого. Первым был город Дженин, а затем – Туль–Карем, Шхем, Калькилия, Вифлеем, Рамалла и в заключение Хеврон.

Соглашения «Осло–2» вызвали волну острых противоречий в израильском обществе. Союзники линии правительства Рабина считали это соглашение правильным и здравым. По данным опросов, проведенных после соглашений, 2/3 израильтян одобряли «Осло–2»; 43% считали, что ООП сможет контролировать ситуацию и остановить волну террора 24. По мнению генерала Узи Даяна, отвечавшего за вывод израильских сил с территорий, соглашение «Осло–2» – единственный реальный путь решения проблемы террора. «Мы отделяемся от палестинцев и возлагаем на их плечи львиную долю ответственности за действия террористов»25.

Противники внешнеполитического курса Рабина –Переса обвинили их в том, что они отошли от программного курса своей партии, с которым они победили на выборах (в частности, в предвыборной платформе отвергались переговоры с ООП)26. Шли бурные дебаты о том, что правительство возвращается к границам до 1967 года и что Рабин нарушил свое обещание, данное в кнессете 13 июля 1992 г во время представления своего нового правительства, что он будет «укреплять еврейские поселения вдоль линий конфронтации и в Большом Иерусалиме (включающем и его Восточную часть)»27. Ликуд и оппозиционные правые партии (Цомет, Моледет) предприняли массовую атаку на правительственный лагерь, в которой опирались на организации самого правого толка. Именно правые партии «благословили» экстремистски настроенных поселенцев и молодежь на антиправительственные выступления, использовавшие все средства борьбы с Рабиным, в том числе противозаконные. Религиозные партии (Мафдал, Единство Торы, ШАС), окончательно отказавшиеся от своего традиционного нейтралитета в вопросах внешней политики, идейно возглавили выступления антиправительственного лагеря. В своей борьбе против И.Рабина религиозники поддерживали еврейские правоэкстремистские организации типа «Ках», «Кахане–хай», «Организация еврейских борцов» (к ней принадлежал убийца Рабина И. Амир), «Бней Акива» и другие. Особенно активную роль в травле премьер–министра занимали члены движения «Зо арцену» («Это наша страна»), которое объединяет представителей оппозиции и «Совет еврейских поселений». Это движение, цель которого – сорвать реализацию соглашения «Осло–2», организовывало широкую кампанию гражданского неповиновения правительству. Экстремистски настроенных поселенцев не устраивал любой вариант урегулирования, который предусматривал демонтаж поселений. Сначала они выдвинули требование проведения референдума по вопросу об окончательном статусе оккупированных территорий. После того как правительство Рабина согласилось с этим требованием, поселенцы, усомнившиеся в его результатах, решили все силы бросить на борьбу против промежуточных соглашений. В декабре 1995 года во время митинга, организованного правящей партией в защиту мира, был убит И.Р абин. Убийство главы правительства явилось кульминацией противостояния в израильском обществе по вопросам войны и мира. Корни этого преступления кроются не только в активизации панических настроений, связанных с мирным процессом, но и в затяжном политическом кризисе, глубоком расколе в позициях различных политических сил в отношении урегулирования арабо–израильского конфликта.

После гибели премьер–министра ситуация, казалось бы, резко изменилась. Трагедия указала на опасность правого экстремизма. Убийство Рабина на первых порах привело к усилению правительственного лагеря мира. Новое правительство возглавил Ш. Перес, который не только не снизил темпа, но форсировал мирный процесс. В конце года израильская армия покинула основные города Западного берега, были возобновлены переговоры с Сирией. Однако обстановка снова стала накаляться с конца февраля – начала марта 1996г. после серии взрывов, совершенных в Израиле группировкой ХАМАС. Правительство Переса потребовало от Арафата принять эффективные меры по искоренению терроризма, установило экономическую блокаду палестинской автономии, а также прервало переговоры с сирийцами (с Ливаном переговоры были прерваны в феврале 1994 г.).

В целях разблокирования мирного процесса и усиления борьбы с международным терроризмом 13 марта 1996 г. в Шарм–эш–Шейхе (Египет) собрался международный «саммит миротворцев», в котором принял участие Б.Н. Ельцин.

5 мая 1996 г. в Табе (Египет) начались переговоры, которые касались вопросов об окончательном статусе территорий, о будущем Иерусалима, проблемы границ, политического статуса, израильских поселений, палестинских беженцев, мер безопасности и американской вовлеченности на следующей стадии переговоров. Эти переговоры должны были завершиться к маю 1999 г. В апреле 1996 г. в ответ на обстрел боевиками ливанской организации «Хезболла» северных районов Израиля его вооруженные силы предприняли военную операцию в Ливане, повлекшую многочисленные жертвы среди мирного населения. В целях нормализации обстановки в регион прибыли министры иностранных дел России, США, Франции, Италии, Ирана. 26 апреля 1996г. было достигнуто «взаимопонимание», в соответствии с которым ливанские вооруженные группировки не должны обстреливать северные районы Израиля, а последний – гражданские объекты в Ливане.

В мае 1996 г. в Израиле проходили выборы премьер–министра, в результате которых с минимальным перевесом (0,5%) победил лидер Ликуда Б. Нетаньяху.

Программа правительства Ликуд по мирному процессу отличалась более жесткими подходами на израильско–палестинском направлении. Было объявлено о намерении «развивать» существующие на территориях израильские поселения, отвергалась возможность создания палестинского государства и территориального компромисса по Иерусалиму. Правительство настаивало в рамках осуществления первой фазы передислокации на уход только с 9% территории Западного берега, хотя палестинцы настаивали на 20%. 17 января 1997 г. был подписан протокол об отводе израильских войск из Хеврона, в свою очередь, палестинская сторона подтвердила готовность соблюдать положения Временного соглашения, касающиеся борьбы с терроризмом, а также «окончательной» отмены антиизраильских положений Палестинской Хартии.

21 марта 1997 г. в Тель–Авиве боевиками ХАМАС был осуществлен крупный теракт. 30 июля и 4 сентября 1997 г. в Иерусалиме палестинские террористы осуществили пять взрывов, в результате которых 22 человека погибло и более 300 получили ранения. Реакцией Израиля стали приостановка контактов с Палестинской национальной автономией, полное «закрытие» Западного берега и сектора Газа, а также отказ проводить второй этап передислокации на Западном берегу, намеченный на 7 сентября 1997 г. Начался переговорный кризис. 14 января 1998 г. правительство Нетаньяху утвердило «концепцию национальных интересов Израиля», в соответствии с которой при любых вариантах окончательного урегулирования с палестинцами за Израилем должно остаться более половины территории Западного берега. В январе 1998 г. в Вашингтоне состоялись встречи Б. Клинтона, Б. Нетаньяху и Я. Арафата. Американцы выдвинули схему проведения второго этапа передислокации путем его дробления на три фазы при синхронизированном выполнении сторонами своих обязательств по отводу войск и обеспечению безопасности. Американцы предложили осуществить передислокацию с 13% Западного берега и палестинцы в принципе на это согласились. Однако израильская сторона настаивала на передаче не более 10% территории и плюс 3% в виде природного заповедника.

23 октября 1998 г. в Уай–Плантейшн (штат Мэриленд, США) был подписан «меморандум о взаимопонимании» между Израилем и палестинской стороной. Это соглашение конкретизирует обязательства Палестинской национальной автономии и правительства Израиля по выполнению Временного соглашения по Западному берегу и сектору Газа от 28 сентября 1995 г., в том числе по осуществлению первого и второго этапов передислокации израильских войск с оккупированных территорий. ПНА контролирует 3% территорий в режиме зоны А (полная палестинская юрисдикция) и 27% – зоны В (полномочия палестинцев в гражданской сфере и частично в сфере безопасности). Дальнейшая передислокация будет состоять в передаче палестинской стороне 13% зоны С по схеме: 1% – в зону А, 12% – в зону В 28. Палестинская сторона отведет 3% территорий, переданных в зону В, под «зеленые зоны» и/или заповедники. Израильская сторона сохранит общий контроль за безопасностью в «зеленых зонах»/заповедниках. В рамках реализации первого и второго этапов передислокации 14.2% зоны В перейдет в зону А. После реализации в течение 12 недель тремя фазами второго этапа передислокации ПНА будет контролировать 18,2% территорий в режиме зоны А и 25,2% – зоны В, то есть всего 43,4% 29.

По третьему этапу передислокации в соответствии с Меморандумом имеется в виду создать палестино–израильский комитет, подотчетный американцам, в компетенцию которого входит определение конкретных параметров этого этапа. Переговоры об окончательном статусе будут возобновлены сначала на уровне экспертов и будут вестись параллельно с выводом израильских войск и выполнением палестинцами своих обязательств по борьбе с терроризмом. В дополнение к двустороннему израильско–палестинскому сотрудничеству в сфере безопасности станет действовать американо–палестинский комитет, который будет собираться дважды в неделю для обсуждения принимаемых мер по уничтожению террористических группировок. Будет создан также трехсторонний американо–палестино–израильский комитет высокого уровня для координации в сфере безопасности и выработки совместных мер по борьбе с террором и террористическими организациями.

Выполнение своих обязательств израильтяне обусловили проведением голосования Национального совета Палестины для подтверждения письма Я. Арафата Б. Клинтону об отмене антиизраильских положений Хартии ООП. В случае одностороннего провозглашения ПНА палестинского государства до достижения соглашения об окончательном статусе израильское правительство оставляет за собой право по своему усмотрению распространить юрисдикцию Израиля на часть Западного берега 30. В Меморандуме подчеркнуто, что стороны немедленно возобновят переговоры об окончательном статусе в ускоренном порядке и приложат целенаправленные усилия для достижения соглашения к 4 мая 1999 г. Переговоры будут вестись под эгидой США.

Ключевым моментом переговорного израильско–палестинского процесса стало согласие палестинцев отнести вопрос об Иерусалиме на заключительный этап переговоров об окончательном статусе. В отличие от оккупированных Западного берега и сектора Газы Восточный Иерусалим был аннексирован правительством Л. Эшкола и стал частью Государства Израиль. До сих пор абсолютное большинство израильтян считает, что его возврат палестинцам невозможен 31. Палестинцы в принципе настаивают на признании Восточного Иерусалима столицей их будущего независимого государства, что неприемлемо для израильской стороны. Израильтяне также отвергают формулу «единый, но разделенный Иерусалим» – две столицы в одном городе. Отвергают они и идею особого статуса города с сохранением арабского и еврейского секторов при столицах Израиля в Тель–Авиве, а Палестины – в одном из городов Западного берега. Палестинцы также выступают против попыток израильтян расширить границы города до «большого Иерусалима», чтобы предложить палестинцам объявить своей столицей один из его пригородов (например, Вифлеем или Рамаллу).Хотя с начала развития мирного процесса выдвигался целый ряд компромиссных вариантов, ни один из них не смог удовлетворить обе стороны.

Коспонсоры Мадридской конференции ясно выразили свои позиции по данному вопросу. США считают, что Иерусалим никогда больше не должен быть разделенным городом и что его окончательный статус следует определить путем переговоров. Американцы не признают «израильской аннексии Восточного Иерусалима или расширения муниципальных границ города».

Позиция России предусматривает недопустимость любых односторонних действий по изменению сложившегося в городе статус–кво. Восточный Иерусалим рассматривается как часть оккупированных в 1967 г. арабских территорий, подпадающей под действия резолюций 242, 338 СБ ООН. Россия не признает его аннексии, а также объявления единого Иерусалима столицей Израиля (принятие кнессетом закона в 1980 г. о провозглашении города «великой и неделимой столицей Израиля»). В целом вопросы урегулирования политического, территориального, административного аспектов иерусалимской проблемы, а также решение статуса Святых мест в этом городе будут, очевидно, занимать ключевое место в переговорах последнего этапа мирного процесса.

В последний год обстановка в Израиле вновь начала накаляться. Недовольство политикой правительства Нетанияху привело к очередному политическому кризису и решению провести внеочередные выборы в мае 1999 г. Сейчас в стране активно идет предвыборная компания и интересы израильтян временно сконцентрировались вокруг внутриполитического положения в стране. Однако все понимают, что на плечи любого нового правительства Израиля ляжет нелегкая задача реализации третьего, завершающего и самого трудного этапа мирного процесса на Ближнем Востоке.

ближневосточный конфликт израильский палестинский народ


Литература

1)  Moshe Raviv. Israel at Fifty. Five Decades of Struggle for Peace. Weidenfeld and Nicolson, L.1998, с. 197–202.

2)  The Intifada and Israeli Public Opinion. Police Studies № 43, Febr. 1991, Hebrew University of Jerusalem, с. 60.

3)  «Джерусалем Пост», 24.10.1992.

4)  Asher Arian, Ilan Talmud and Tamar Herman. National Security and Public Opinion in Israel. Jaffee Center for Strategic Studies. Study № 9–11, Jerusalem, 1998, 1999, c. 99.

5)  Шимон Перес. Новый Ближний Восток. М., «Прогресс», 1994, с. 28.

6)  Moshe Maoz. Syrian–Israeli Relations and the Middle East Peace Process. Truman Institute Reprints, The Hebrew University if Jerusalem, vol. 14, № 3, 1992.

7)  Dore Gold. Jerusalem. Study Final Status Issues: Israel–Palestinians. Study № 7, Tel–Aviv University, Jaffee Center for Strategic Studies, 1995, c. 5.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.