на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Предпосылки торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Саудовской Аравией


Реферат: Предпосылки торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Саудовской Аравией


Реферат

Предпосылки торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации и Саудовской Аравией


Такую тему как межгосударственные отношения предпочтительнее рассматривать на фоне более общих проблем глобального характера, в контексте тех изменений, которые преображают лицо мира и влияют на экономические и политические позиции государств. Подобный взгляд особенно уместен, когда речь идет о государствах, разделенных не только географически, но и десятилетиями обоюдного недоверия. Понимание закономерностей взаимодействия таких стран помогает осознать и пути, которые быстрее и легче приведут к восстановлению полномерных отношения, в том числе и торгово-экономических как важного фактора их современной жизни.

На текущем этапе российско-саудовские экономические отношения получили существенный импульс после официального визита в Россию нынешнего короля Абдаллы бин Абдельазиза Аль Сауда. Это еще раз доказало, что время изоляции завершилось, мир превратился в одну большую деревню, современные коммуникации сблизили государства, дав новый импульс для развития политических отношений и наведения экономических мостов. Нынешняя эпоха разительно отличается от предшествующих периодов в истории человечества. Алармисты говорят о конфликте цивилизаций, но кажется, что процесс ориентирован в иной плоскости. Его символы выражаются в крушении стереотипов, в сближении между народами, в укреплении контактов и в преодолении разногласий ради развития и прогресса.

Однако не следует преувеличивать роль этих факторов и считать, что на мировой арене действуют только они одни. Есть и другие явления, получающие большой политический резонанс и провоцируемые мощным экономическим и социальным влиянием глобализации. Это явление действительно порождает новую волну противоречий между разными частями мира. С одной стороны, она позволяет накапливать материальные богатства и содействовать подъему производительных сил в обществе. С другой, не обеспечивает механизмов равномерного распределения этого богатства среди всех народов земного шара.

Иными словами, глобализация сближает народы в социокультурном плане, но в социально-экономическом отношении не способствует возникновению равенства в потреблении, а только создает некие условия для движения вперед. Но эти условия неодинаковы для всех, поскольку в рамках глобализации пока не возникло гомогенное мировое экономическое пространство. На нем реально доминируют экономические и политические блоки стран, царят наднациональные организации финансового характера, господствуют транснациональные монополии. Но подобная ситуация оставляет место и для двухсторонней деятельности государств, которые могут обретать от взаимовыгодного сотрудничества дополнительные выгоды и существенно разнообразить свою внешнеэкономическую деятельность и торговое сотрудничество.

Такая возможность открывается перед Россией и Саудовской Аравией. Оба государства могут обогатить свой опыт отношений с другими странами и добиться диверсификации своих экономических возможностей и увеличения внутренних объемов производства в тех отраслях производства, на продукцию которых будет отмечен повышенный спрос на рынках каждой из двух стран. Хотя определенные препятствия могут возникнуть в силу того, что королевство вступило в ВТО, а это возлагает осязаемые обязательства и ограничения на каждого члена организации в его отношениях с не членами таковой.

Российско-саудовские отношения являются частью российско-арабских отношений, которые, возможно, находятся в начальной стадии обновления и развития после многих лет застоя. Поэтому очень важно, чтобы российско-саудовский опыт воплотился в материальные результаты. Они могли бы продемонстрировать всему арабскому миру, что Россия возвращается в его пределы. И это возвращение мощно поддерживается контактами с одной из наиболее важных стран не только региона, но и мира.

Сейчас обе страны избавляются от старых комплексов, и отношения между ними основываются на принципах равенства, взаимного уважения и обоюдных интересов. Ранее в советском руководстве королевство воспринималось одномерно. Оно представало как сателлит и союзник США, антипод коммунистической идеологии, внешнеполитический антагонист СССР и противник социалистической практики во всех ее проявлениях. Из-за этого Советский Союз мог «не замечать» Саудовскую Аравию, игнорировать ее как мировой центр ислама, вообще демонстрировать холодность в отношении монархии, которая считалась классово чуждым институтом. В СССР тогда не придавалось особого значения той роли, которую королевство играет на мировом рынке нефти. Ведь Советский Союз и сам был крупным экспортером нефти и газа. Как результат, оба государства не имели прямых взаимных контактов. Это означало, что идеологические препоны имели столь большое значение, что возобладали над экономическими соображениями.

Однако новая атмосфера в мир резко повлияла на комплекс российско-саудовских отношений. На смену настороженности пришел взаимный интерес, потребовавший познания друг друга, развития экономических связей и расширения культурного взаимодействия. Это очень важные побудительные мотивы, подтолкнувшие оба государства навстречу друг к другу.

Но есть еще одно обстоятельство, заставляющее забывать прошлое и искать пути в будущее. Не секрет, что оба государства кое в чем потеряли за прошедший десяток лет. Россия остается огромным государством с колоссальным ресурсным потенциалом. Но ее производственные возможности настолько ухудшились, что модернизация материально-технической базы производства требует серьезных финансовых вложений, мобилизации внешних источников накопления для целей развития.

В свою очередь, Саудовская Аравия потеряла часть своих поступлений от колебаний цен на мировом рынке нефти. Доход на душу населения снизился почти в три раза, что не может не сказываться на экономическом и социальном здоровье страны. Понижение в статусе умерило былую неприступность обоих государств и открыло новый этап в сближении между ними. Уже рухнули три основных барьера на путях взаимодействия – идеологический, экономический и политический, и это открывает путь к деятельному сотрудничеству буквально на всех направлениях. Тем более, что исторически в обеих странах была исключительно велика роль государства во всех сферах. В эпоху же перехода к рыночной экономике чрезмерное огосударствление собственности превращается в тормоз развития. В России эта проблема была разрешена быстро, но создала множество иных проблем. В Саудовской Аравии разгосударствление не может быть ни чем иным, как процессом долгим, взвешенным, но неминуемым. Разница в тактике очевидна, но общность целей стратегического подхода к определению будущего сближает оба государства с точки зрения понимания необходимости реформ для блага экономического развития.

В любом случае, ясно, что Россию сближают с арабскими странами вообще и с Саудовской Аравией, в частности, сходные крупные явления, обладающие масштабным значением и способные оказывать влияние на характер и темпы развития. Это, в первую очередь, проблемы, связанные с пребыванием в состоянии переходности, с созданием предпосылок для последовательных реформ, с приватизацией госсобственности и экономической либерализации, с формированием основ гражданского общества и преодоления проявлений авторитаризма.

Однако влияние этих факторов на экономическую действительность неоднозначно. Эти факторы действуют в различной цивилизационной среде и имеют разную историческую основу. Поэтому они протекают с разной скоростью, принимают разные формы, их общественно-политические и социально-экономические последствия могут проявляться в реальной жизни неодинаково. Соответственно этому они могут способствовать или сдерживать развитие торговых и экономических контактов между двумя странами. Но главное для этого процесса заключается в том, насколько совпадают коммерческие интересы сближающихся государств и насколько политическая воля способна служить выражением общественной потребности в сотрудничестве между двумя бывшими антиподами и превращения их в заинтересованных партнеров.

В связи с этим следует иметь в виду, что в течение длительного времени существовало достаточно ограничителей, способных лимитировать темпы торгово-экономического сближения между Россией и Саудовской Аравией. Они определялись, как минимум, несколькими весомыми причинами, среди которых можно выделить такие, как:

– экономический спад в России и сокращение производства потребительских и инвестиционных товаров, необходимых арабским рынкам,

– тенденция к самоустранению России от активной экономической политики на Ближнем Востоке. Это вывело регион на периферию российских интересов и привело к общему снижению эффективности российской экономической политики в арабском мире,

– отсутствие системного подхода у российских государственных и коммерческих внешнеторговых структур к сотрудничеству даже с традиционными арабскими партнерами, не говоря уже о новых,

– переориентация оставшихся крупных российских поставщиков в базовых отраслях производства на западные рынки,

– реформирование российской экономики и переход к рынку, что создает дополнительные трудности для российских бизнесменов в определении ими перспективных партнеров.

Эти факторы уже в 90-е годы прошлого столетия свели к самым низшим показателям торговое сотрудничество с арабскими странами не только на межправительственном уровне, но и по каналам частной торговли.

Общее охлаждение в отношениях было отмечено даже с традиционными арабскими партнерами по торговле и экономическим связям. В случае с Саудовской Аравией ситуация осложняется дополнительными факторами. В частности, это связано с различиями в национальном менталитете, с разным пониманием того, как строится бизнес в реалиях той или иной страны.

В частности, российскому бизнесу в королевстве, вероятно, следовало бы, как минимум:

– пробиваться на рынки и искать собственные ниши на нем, где возможно ведение взаимовыгодного обмена,

– преодолевать предубеждение и осторожность саудовских предпринимательских кругов, не имеющих опыта общения с российским капиталом,

– познавать специфические особенности функционирования местного бизнеса, сформировавшиеся как под воздействием традиционных форм организации хозяйственной деятельности, так и под влиянием западных стандартов деловых отношений,

– доказывать конкурентоспособность российской продукции и ее пригодность к использованию в местных условиях, сложность которых определяется сильной ориентацией производственной сферы королевства на использование западных технологий, оборудования и механизмов.

В свою очередь, саудовскому бизнесу, видимо, следует проявить понимание того, что:

– российский капиталистический уклад еще не сформировался в полной мере, и методы его деятельности не во всех своих аспектах устоялись и соответствуют степени зрелости развитых рыночных систем,

– современный российский бизнес не успел обрести собственные традиции, он формируется под влиянием текущих условий и склонен перенимать те методы работы, которые применяются по отношению к нему,

– крупный российский бизнес не всегда демонстрирует энтузиазм и готовность к налаживанию внешних контактов, поскольку имеет большие возможности для деятельности внутри своей страны, и его следует заинтересовывать масштабами проектов, их связью с российскими приоритетами и прибылью,

– мелкий российский бизнес более реактивен, но в ряде случае менее культурен, может демонстрировать свое специфическое понимание правил ведения дел.

Видимо, можно полагать, что эти причины в той или иной степени определяют пассивность российских предпринимательских кругов на Востоке. Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что производственные и финансовые причины заметно затрудняют работу российского государственного и частного капитала. Это связано с объективными причинами. Они возникли в процессе перестройки российской экономики, проведения политики экономической либерализации, приватизации госсобственности. Среди этих причин и приход в большой бизнес людей, которые не имели представлений о том, как функционирует рыночная экономика, каковы ее основные правила и законы, и не имели опыта общения ни с западным, ни с арабским капиталом. Знания о бизнесе, накопленные в советское время и сводившиеся к пониманию механизмов торгово-экономических отношений в их межправительственной и межгосударственной форме, оказались недостаточными для успешного продвижения коммерческих проектов в новых условиях.

Ныне положение дел таково, что саудовский бизнес имеет более глубокие корни, чем российский; опирается на более строгие каноны деятельности и обладает большими возможностями для маневра. Саудовская бюрократия при этом сохраняет сильные позиции и может играть роль направляющей силы в поиске реальных путей к взаимодействию между потенциальными партнерами.

В России же правила поведения государства в отношении бизнеса пока не выработаны во всей их полноте. Конечно, бизнес не живет в правовом или политико-экономическом вакууме. Но все же система взаимодействия государства и бизнеса не оформлена в полной мере. Поэтому бюрократия проявляет мало инициативы, а коэффициент ее полезного действия в области продвижения торгового и экономического сотрудничества с зарубежными странами по государственным и частным каналам часто бывает не таким, каким он видится.

Большой бизнес в значительной мере слит с государством, но мелкий и средний пользуется вялой поддержкой последнего. В России ныне насчитывается всего 900 тыс. мелких и средних частных предприятий, из которых около 80% представлены торговлей, обслуживанием и выпуском продуктов питания. Они не могут самостоятельно выходить на внешний рынок и успешно действовать там. Множество предприятий не подготовлено для работы в условиях конкуренции.

Хорошо известны недостатки российского капитала, которые выражены в малой подвижности как государственных, так и акционированных структур. Но равно понятно и то, в чем заключаются слабые стороны капитала в странах Аравийского полуострова. Это, например, стремление не рисковать денежными средствами, не брать на себя техническую сторону обеспечения сделок. Это, вероятно, не столь существенная помеха, но и она способна затруднить сотрудничество, особенно в начальной стадии.

Есть, как кажется, еще один момент, общий и для российской, и для саудовской стороны, могущий сказаться на темпах продвижения планов экономического взаимодействия. Это гигантомания и стремление сразу придать сотрудничеству масштабный характер и реализовать его в больших проектах и крупных сделках. Россия – очень большая страна, а Саудовская Аравия – очень богатая страна. Поэтому оба государства испытывают влечение к амбициозным проектам в стратегических отраслях. Между тем общая практика сводится к тому, что крупные сделки могут быть следствием только большого доверия, которое приобретается годами. Поэтому, вероятно, предпочтительнее начинать не с больших дел, а с малых, или, по крайней мере, вести их параллельными курсами.

В свете этого представляется, что провинции России весьма подходящая площадка для экспериментов в области экономического и торгового сотрудничества. Здесь существует достаточно разветвленный промышленный потенциал, накоплены капиталы, есть дешевая рабочая сила и пустующие производственные помещения. В то же время ощущается дефицит инвестиций, потребительских товаров и услуг, имеется безработица. Местные власти более оперативны в том, что касается организации мелкого производства, которое может приносить гарантированную и стабильную прибыль. Именно здесь, как кажется, заложены существенные резервы сотрудничества с саудовской стороной, которая может инвестировать некрупные капиталы и проверять эффективность схем взаимодействия с местными властями. Такой подход может оказаться весьма эффективным и открыть дорогу большому сотрудничеству.

Цена крупных проектов составляет сотни миллионов и десятки миллиардов долларов. Такими сделками могут заниматься правительства обеих стран, но провинциальный уровень – это сфера действия мелкого и среднего капитала под гарантии местных правительств, хотя и крупный капитал может найти здесь удобные для себя ниши. Это обстоятельство, похоже, мало учитывается в диалоге российских и саудовских предпринимателей, хотя едва ли стоит сомневаться в том, что отправная точка сотрудничества расположена в субъектах федерации и лежит, например, в их сельском хозяйстве, в промышленности, в коммунальном хозяйстве, в переработке мусора и во многих других сферах.

Россия собирается строить отношения с Саудовской Аравией в условиях, когда в ней самой не в полной мере решены проблемы преобразования экономического пространства и становления рыночных институтов. Действительно, ныне нет прежних препятствий, которые излишне формализовали сотрудничество с арабскими странами и сдерживали свободное его течение. Проблемы в основном возникали из-за таких явлений, как:

– общий стиль руководства государственными учреждениями, всегда отличавшийся сниженной инициативностью,

– повсеместное воздействие государства на функционирование экономических механизмов,

– излишнее вмешательство государственных органов в организацию и ведение хозяйственной деятельности,

– применение безальтернативных методов директивного планирования и бюрократических методов управления хозяйственной сферой.

Чрезмерная централизация во многих случаях обусловливала сбои в сотрудничестве из-за затягивания согласования необходимых шагов, сроков исполнения проектов, нестыковки планов и реальных действий, опиравшихся на эти планы. Затратные подходы, нередко применявшиеся при ведении даже рутинной хозяйственной деятельности с зарубежными партнерами, негативно сказывались на эффективности и результатах совместной работы на разных направлениях.

Сейчас ситуация значительно отличается от той, что имела место ранее. Но остаются обстоятельства, способные повлиять на содержание процессов сотрудничества России с зарубежными странами. Следует сказать, что эти обстоятельства не имеют чисто российской специфики, а определяются, в том числе, и ситуацией на мировом экономическом пространстве.

Это, во-первых, глобализация, которая в настоящее время проявляется как стратегическое направление современного развития мирового экономического пространства. Очевидно, что будущее – за этим явлением, и Россия в будущем а Саудовская Аравия уже сейчас должны в полной мере ориентироваться на максимальное использование преимуществ международного разделения труда и интеграции в мировую торговую и финансовую системы, но не в ущерб экономической самостоятельности. В изоляции от глобализации едва ли возможно полноценно взаимодействовать на мировой арене, в том числе и с такими арабскими партнерами, которые уже начали функционировать в иной системе экономических координат, став членами ВТО.

Во-вторых, энергоресурсы являются тем фактором, который имеет большое значение для укрепления контактов между двумя государствами. Ведь благополучие России во многом определяется стратегией ценообразования на нефть в государствах-нефтеэкспортерах Персидскогоо залива. В этих обстоятельствах со стороны России необходима взвешенная линия поведения по отношению к этим государствам, особенно на направлениях, связанных с конъюнктурой мирового рынка нефти. Этот фактор способен служить конструктивным началом в отношениях России с нефтеэкспортирующими государствами, в частности, с Саудовской Аравией.

В-третьих, исламский фактор играет для России большую роль как для страны с весомым компонентом мусульманского населения. Этому фактору в России ныне уделяется повышенное внимание не только по политическим, но и по экономическим соображениям. Арабский мир реанимировал исламские инструменты регулирования хозяйственной деятельности и финансовой сферы. Принципы исламской экономики в той или иной форме получили распространение в западном мире и активно используются в банковском секторе его экономического пространства. Этот полезный опыт, возможно, следовало бы перенять и России. Исламские экономические и финансовые институты могли бы со временем с той или иной степенью органичности вписаться в структуру хозяйственной жизни России. С их помощью можно было бы не только разнообразить механизмы регулирования экономической деятельности, но и укреплять контакты с Саудовской Аравией как с методическим центром, способствующим возрождению уникальных исламских банковских продуктов и экономических учреждений, появление которых на территории России может снискать целую армию пользователей.

Помимо организационных и технических факторов, способных затруднить сотрудничество между Россией и Саудовской Аравией, особенно в начальной стадии, имеются более весомые причины, влияющие на интенсивность контактов и обусловленные наследием прошлой эпохи. Они преодолеваются, но все же не следует игнорировать живучесть представлений, которые могут затруднять торгово-экономические отношения между двумя странами. В первую очередь, это традиционное отсутствие политических и экономических позиций России на большей части Аравийского полуострова на протяжении всего периода новейшей истории и полная изолированность от саудовского государства, а также высокая степень замкнутости аравийских элит и обществ на Запад, обусловленная экономическими и политическими обстоятельствами периода холодной войны. Менее существенное и убываемое ныне значение играют такие факторы, как неприязнь к антирелигиозной и коммунистической идеологии и позиционирование Саудовской Аравии как выразителя идеи неприятия безбожия и непопулярность афганской и чеченской войн в глазах аравийского и саудовского общественного мнения.

Пока российская экономическая политика в арабском регионе не подверглась существенному пересмотру и, во всяком случае, не дает примеров крупного сотрудничества. В связи с этим возрастает значение и роль Саудовской Аравии как ведущей страны арабского мира для российской внешней политики вообще и стратегии развития экономических отношений с арабскими странами, в частности.

В России есть понимание того, что экономические и торговые отношения с королевством не будут складываться без трудностей и проблем. Однако надо учесть, что даже в годы отчуждения наши страны не теряли контактов, хотя не имели дипломатических представительств, торговых миссий и работали через посредников.

Поставки товаров из Советской России начались на рубеже 20–30-х годов прошлого века и ограничивались товарами первой необходимости в соответствии с потребностями саудовского государства того времени и возможностями страны-поставщика, т.е. России.

После Второй мировой войны номенклатура товаров, поставлявшихся в королевство, естественным образом расширилась, но продолжала оставаться ограниченной. Так, например, в первой половине 70-х годов прошлого века СССР отправлял в Саудовскую Аравию пиломатериалы, тракторы, легковые автомобили, кабели, стальные и чугунные трубы, ткани, металлическую посуду, спички, электрические лапы и т.п. Другими словами, в значительной степени это были потребительские товары и лишь в относительно небольшой степени – продукция инвестиционного назначения.

Вплоть до конца 90-х годов прошлого века торговля между королевством и СССР осуществлялась по двум каналам – непосредственно с саудовскими фирмами и через фирмы третьих стран. Эта торговля была представлена лишь импортом из нашей страны. При этом следует отметить, что объемы и количество поставляемых товаров и материалов были неоднородны и существенно колебались по годам. Но при этом Саудовская Аравия в период после Второй мировой войны была самым крупным торговым партнером СССР среди стран Персидского залива, не считая Йемена.

Если несколько детализировать картину торгово-экономических отношений между двумя нашими странами, то ее составляющие будут следующими. В 1998 г. торговый оборот между Россией и Саудовской Аравией оставался примерно на уровне предшествующих лет и в стоимостном выражении оценивался в 125 млн. долл. В упомянутом году в страну был поставлено фуражных сельскохозяйственных культур на сумму до 70 млн. долл., поставки стального проката достигли 30 млн. долл., меди – 10 млн. долл., дерева – 5 млн. долл. Российский импорт из Саудовской Аравии оценивался всего в 0,5 млн. долл. и в основном состоял из цитрусовых.

Начиная с 1997 г., поставки машин и технического оборудования из России в королевство заметно сократились и теперь ограничиваются сырьевыми материалами. Это произошло в результате серьезного кризиса, который переживает российская тяжелая и сборочная промышленность. В середине 1998 г. был полностью прекращен импорт из России автомобилей ВАЗ. Спрос на грузовые машины российского производства в королевстве весьма мал и не имеет коммерческих масштабов.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.