на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Основные направления внешней политики республики Беларусь


Официальный Киев всерьез озабочен нератификацией Беларусью договора о белорусско-украинской государственной границе. Спикер Совета республики не знает причин, по которым соглашение так и не поступило  в парламент на ратификацию, есть только версии.  «Всегда такие соглашения в парламент представляет правительство. У нас в парламенте этого договора нет… Вы знаете, что этот вопрос обсуждался лидерами двух стран в Чернигове, и тогда главам правительств было поручено готовить соглашение в связке с долгом украинской стороны Беларуси. Думаю, что именно эта связка приводит к тому, что ратификация соглашения затягивается», - считает А.Войтович.

Зеркальным отражением политических отношений последних лети следствием охлаждения явилось резкое падение товарооборота между Беларусью и Украиной: в 1997 году он составлял 1,4 млрд. USD, а в 2002 году – 560 млн. USD – упал почти в три раза. «Я думаю, что нынешний год станет переломным, теперь пойдет рост» - заверил Войтович.

Оптимизм спикера обоснован тем, что « у нас имеется хорошая программа по сотрудничеству с Украиной и очень сильная программа по созданию совместных предприятий. Кроме того, сейчас рассматривается вопрос о возможной транспортировке калийных солей через Днепр, однако проблема пока остается нерешенной из-за неурегулированных тарифов на перевозку.

Глава Совета республики объясняет период «экономического застоя» тем, что в Украине в полную силу начали функционировать нефтеперерабатывающие предприятия, и это закономерно привело к общему падению торговых отношений. До недавнего времени белорусские заводы активно поставляли в Украину продукты нефтепереработки – это была основная статья экспорта. Беларусь, в свою очередь, импортировала металл, продукты химической промышленности, покупала зерно твердых сортов… [12]

В основу отношений с Украиной на перспективу Беларусь закладывает всемерное развитие торгово-экономического сотрудничества. Беларусь заинтересована в поддержании того уровня отношений, который сложился у нас с Литвой и Латвией. Политика этих стран по отношению к Беларуси отличается прагматизмом: есть контакты на политическом уровне, основное внимание они уделяют развитию экономических отношений. [18]

Однозначно восточная внешнеполитическая ориентация исчерпывает себя в качестве главной доминанты белорусской внешней политики. По мере сближения России и европейского Союза Беларусь все более очевидно рискует оказаться под очень резким давлением с обеих сторон в условиях потери однозначной поддержки со стороны своих прежних союзников в России. Беларусь нуждается в идеологической трансформации и резком улучшении отношений прежде всего со странами Европейского Союза. При этом Беларусь не должна и не может отказаться от союзнических отношений с Россией. Выходом из возникшей дилеммы может быть превращение Беларуси в главного союзника Европейского Союза на постсоветском пространстве и, особенно, в рамках русского политического поля. Выдвижение Беларусью инициатив по расширению европейской интеграции вплоть до Владивостока  может стать основой новой внешней политики страны. В качестве промежуточного шага может быть рассмотрено движение Беларуси в сторону вступления в состав ЕС без разрыва союзных отношений с Россией. [20]


5.   Содружество Независимых Государств


В Содружестве Независимых Государств оптимальные перспективы развития в рамках разноскоростной интеграции имеет Евразийское экономическое сообщество (ЕАЭС). Основные внешнеполитические и внешнеэкономические интересы Республики Беларусь в его рамках на современном этапе заключаются в создании на основе этого союза единого экономического пространства. В перспективе ЕАЭС призван стать объединением, посредством которого экономики государств-участников Евразийского экономического сообщества будут интегрироваться в мировую экономическую систему и прежде всего в мировую торговлю. Значительная роль в создании единого экономического пространства отводится социальному, научно-технологическому и информационному аспектам. Решение этого комплекса вопросов будет естественным образом способствовать сближению экономик государств-участников.

Политика Беларуси на российском направлении, а также в рамках Евразийского экономического сообщества неразрывно связана с политикой в Содружестве Независимых Государств. Это логично: ресурсный потенциал СНГ не уступает сегодня ни одной из трех главных экономических коалиций современного мира – Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), Европейскому Союзу (ЕС) и Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (АТЭС). По оценкам независимых экспертов, на долю СНГ приходится 40 процентов мировых запасов газа, а по запасам нефти Содружество уступает только Саудовской Аравии. Промышленный потенциал Содружества составляет 10 процентов мирового, запасы основных видов природных ресурсов – четверть мировых.

Безусловно, политический вес СНГ всегда будет адекватен его экономическим показателям. При этом активизация интеграционных процессов в рамках Содружества по принципу того же Европейского Союза неизбежно потребует передачи части властных полномочий наднациональным структурам. Сегодня к этому пока не готовы не только те участники СНГ, которых принято относить к «равноудаленным», но и страны, входящие в более тесные экономические и политические союзы в рамках Содружества, – к примеру, участники «пятерки» или ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова).

Беларусь последовательно соблюдает все достигнутые в рамках Содружества договоренности. В стране завершены все внутринациональные процедуры, связанные с формированием зоны свободной торговли.

На современном этапе интересы Беларуси заключаются прежде всего в создании полноценной зоны свободной торговли государств-участников Содружества, необходимой с точки зрения формирования в СНГ полноценной рыночной инфраструктуры, перехода к более высоким ступеням хозяйственного сотрудничества, развития в будущем общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.

Доминантой политики СНГ и сегодня, и на перспективу должно стать формирование реального интеграционного сообщества постсоветских республик при максимальном использовании возможностей политического и экономического взаимодействия с формирующимися мировыми полюсами влияния.

Республика Беларусь последовательно выступает за развитие процесса военно-политической интеграции в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ) государств-участников СНГ, объединяющем сегодня Беларусь, Россию, Армению, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан.  [18]

6. Взаимоотношения с Европейским Союзом

Территория РБ в современных границах сложилась в результате длительного развития на рубежах Запада и Востока. Республика, не обладая практически богатыми природными ресурсами имеет высокий коэффициент транзитивности территории – именно здесь проходит самый короткий путь из России в Западную Европу, и прежде всего в Германию.

По прогнозам ООН в XXI веке сохранится большая потребность в энергетических ресурсах, в первую очередь, в газе. Он является важнейшим энергетическим источником для Западной Европы. Этим объясняется наличие многочисленных проектов строительства и расширения газотранспортных сетей. Эти проекты позволяют создать новые формы взаимозависимости на общеевропейском уровне: Страны Западной, Центральной и Восточной  Европы, которые являются основными потребителями этого вида топлива, сотрудничают со странами – производителями и странами транзита. А ведь именно через Беларусь проходят важнейшие газо- и нефтепроводы. С этой точки зрения Беларусь является связующим звеном между Западом и Востоком.

Перспективы сотрудничества объединенной Европы и Республики Беларусь видятся в постепенной подготовке белорусов к индивидуализму и демократии через промежуточные формы экономической и политической жизни.

Немаловажным фактором интеграции Беларуси с объединенной Европой видится и сотрудничество на микроуровне – между общественными организациями и партиями, университетами и общественными движениями, предприятиями и школами. Формирование гражданского общества должно начинаться с формирования новой психологии каждого. А она, в свою очередь, не может  возникнуть в одночасье. Вот почему сотрудничество объединенной Европы и Беларуси, несмотря на общую неблагоприятную и возможно неприемлемую для Запада государственную политику, следует продолжать со смещением центра тяжести в этом сотрудничестве на микроуровень.

Смысл процессов глобализации заключается в быстром и эффективном вхождении в быстро развивающиеся всемирные рыночные отношения, мировые информационные и коммуникативные сети, что дает возможность на более высоком уровне осуществлять экономические, финансовые и иные процессы и трансферты. По характеру экономических, культурных и геополитических измерений, Беларусь  является европейской страной. Интеграция Беларуси в мировое сообщество будет осуществляться как вхождение в европейское цивилизационное пространство. Значительную роль при этом будут играть и субрегиональные коммуникации, развитие отношений с соседними странами: Россией, Украиной, Польшей, странами Балтии.

Особенностью интеграции в мировую экономику для Беларуси является интеграция в Европейское сообщество. Именно это  обстоятельство значительно воздействует на развитие внешних факторов жизни страны. Исторической ловушкой можно назвать  и то, что после горбачевской эпохи  разрушения границ и стен, Беларусь оказалась перед условным выбором, который не является условным в практическом смысле. Это выбор между Россией и ЕС. Мы попали в специфическую ловушку,  когда ценности прошлого и будущего становятся предметом политического торга и геополитических спекуляций. [14]

Включение Беларуси в обще­европейский процесс происходит сложно, трудно и болез­ненно в силу непризнания европейскими государствами результатов ноябрьского референдума 1996 г. и измене­ний и дополнений к Конституции 1994 г. [6. стр. 327-329]

Важное направление внешней политики Беларуси – укрепление пояса добрососедства.

Беларусь сегодня немного озабочена состоянием политических отношений или уровнем политических отношений с Польшей. Географически мы находимся в одном регионе, мы соседи, мы открыты, готовы развивать добрососедские отношения, укреплять их. Беларусь понимает значение, которое сейчас отводится Польше в рамках объединяющейся или будущей объединенной Европы, и мы ни в коем случае не заинтересованы в том, чтобы Польша превратилась в то, чем была Беларусь в рамках СССР: той стеной, которую переступить или пройти для нас будет сложно. Предпосылки к такому развитию событий имеются. Основной задачей в двухсторонних отношениях с Польшей будет снятие тех острых вопросов, которые сегодня препятствуют нормализации политических отношений и которые сказываются на уровне экономических отношений.

Будущее место и роль Беларуси в системе международного разделения труда в Европе неразрывно связаны со степенью ее участия в европейских интеграционных процессах. В этой связи руководство страны уделяет серьезное внимание диалогу и развитию отношений с Европейским Союзом (ЕС).

Во взаимоотношениях с Европейским Союзом Беларусь готова идти так далеко, насколько ЕС в состоянии двигаться навстречу Беларуси. Расширение ЕС является реальным ответом на большинство общеевропейских проблем. Многие тревожные явления в сфере безопасности, в политике, в социальной области коренятся в экономической разобщенности Европы – военно-политические разделительные линии пролегают, как правило, по социально-экономическим рубежам. Поэтому Республика Беларусь предлагает конкретные шаги по преодолению этой разобщенности.

С учетом расширения ЕС на Восток для республики приоритетное значение приобретает сближение с Европейским союзом, который уже сегодня является одним из крупнейших экономических партнеров Беларуси. Существенное значение приобретает изучение опыта ЕС в области осуществления реальной интеграции государств и его использование в процессе сближения Беларуси и России, Беларуси и европейских стран.

Имевшее место в последние в годы снижение уровня сотрудничества стран ЕС с Беларусью было основано преимущественно на субъективных факторах. Приостановление контактов на высшем и высоком уровне вследствие решений Совета ЕС от 15 сентября 1997 года затруднило полноценный политический диалог с руководством западных стран, привело к тому, что сегодня Беларусь вынуждена поддерживать свою экономику и решать сложные социальные вопросы фактически без помощи извне.

Несмотря на ряд ограничений, наложенных Заключениями Совета Европейского союза на взаимоотношения с нашей страной, Беларуси удалось добиться важных подвижек в области сотрудничества с этой влиятельной организацией. Так, Европейская Комиссия пролонгировала до 2004 года Соглашение о торговле текстильными изделиями между Республикой Беларусь и Евросоюзом с существенным увеличением квот на импорт белорусских текстильных изделий; смягчены действующие антидемпинговые санкции ЕС в отношении импортируемых из Беларуси калийных удобрений; удалось добиться применения Евросоюзом режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле с Беларусью; интенсифицировалась реализация Программы технического содействия странам СНГ и Монголии «ТАСИС».

Многое во взаимодействии России и ЕС зависит от ситуации в государствах, расположенных между ними. Роль Беларуси в геополитической оси «Российская Федерация – Европейский союз» велика. Например, с вводом белорусского участка газопровода «Ямал – Западная Европа» доля газа, транспортируемого из России в Европу через Беларусь, составит более 30 процентов российского газового экспорта. Учитывая транзитное положение Беларуси, весьма важным, исходя из общих интересов, является установление тесного сотрудничества с европейскими странами в деле борьбы с преступностью, незаконной миграцией, торговлей оружием, наркобизнесом.

Значительным потенциалом обладают научные и культурные связи. Беларусь делает упор на развитие непосредственных контактов между учебными и научными заведениями, учреждениями культуры, общественными организациями и фондами. Сотрудничество в этих областях, основанное, как правило, на обоюдном интересе, осуществляется достаточно плодотворно.

Беларусь намерена сохранить эту тенденцию, не только интенсифицируя свое участие в научных, образовательных, культурных программах сотрудничества с Евросоюзом, но и работая по таким важнейшим направлениям, как привлечение новых технологий и инвестиций государств-участников ЕС.

Серьезным инструментом строительства действительно единого континента призван стать Совет Европы. Важно, чтобы он оставался верен своему назначению – быть не судьей, а помощником европейских стран в гуманитарной сфере, действовал в духе сотрудничества, а не отчуждения. Беларусь будет взаимодействовать с СЕ исходя именно из такого понимая его роли и места.

Внешняя политика Беларуси по отношению к европейским организациям, странам Центральной, Восточной и Южной Европы будет строиться, прежде всего, на условиях партнерских отношений. В этом контексте – контексте европейского региона – основной и главной задачей является восстановление отношений с европейскими институтами, прежде всего, с европейскими парламентскими институтами: Парламентской Ассамблеей ОБСЕ, НАТО, Советом Европы и Евросоюзом.

Этот год начался с "развязки" воп­роса о присутствии ОБСЕ в Беларуси.

«Я хочу высоко оценить деятель­ность депутатов, сумевших добиться разрешения абсолютно надуманного конфликта относительно участия на­шего Национального собрания Рес­публики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ. Разумные и аргу­ментированные доводы рано или по­здно находят отклик и собирают не­обходимое число сторонников. То же самое я могу сказать и о так называ­емых визовых ограничениях, которые сегодня, похоже, остались в прошлом.

Считаю, что в таком же ключе дол­жна продолжаться работа по восста­новлению статуса специального приглашенного в Парламентской ассам­блее Совета Европы. Убежден, что мы услышаны и в этом органе.

Беларусь вносит достойный вклад в укрепление региональной безопасности и развитие обще­европейского сотрудничества.

Мы ожидаем, что это обстоятель­ство будет в полной мере учтено в разрабатываемой в настоящее вре­мя Евросоюзом политике новых уг­лубленных отношений с будущими соседями в рамках концепции "ши­рокой Европы". У нас здесь доста­точно точек соприкосновения. Это - возрастание внешнеторгового това­рооборота, общие проекты по упро­чению безопасности, ликвидации по­следствий Чернобыля и другие.

Исходя из политических и прежде всего экономических интересов, не­обходимо активнее развивать наши отношения и с государствами дру­гих регионов.» - говорит Президент Лукашенко в своем обращении к народу и парламенту. [15]

Исходя из того, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе является наиболее развитой региональной организацией, единственным общеевропейским институтом поддержания мира и безопасности, Республика Беларусь намерена последовательно, на  неконфронтационной основе вести диалог с руководством ОБСЕ по ключевым вопросам международной повестки дня, в том числе в области безопасности, гуманитарных проблем.

Республика Беларусь в соответствии со взятыми на себя обязательствами в рамках ОБСЕ продолжает придерживаться линии на конструктивное сотрудничество с Консультативно-наблюдательной группой (КНГ) ОБСЕ в Беларуси по развитию демократических институтов в стране и рассматривает ее деятельность в качестве важного инструмента взаимодействия с ОБСЕ. Одновременно белорусская сторона настоятельно призывает КНГ ОБСЕ к строгому соблюдению мандата группы, не предусматривающего вмешательства во внутриполитические процессы. [18]

Несмотря на обострение взаимоотношений Белоруссии с западными странами имеются определенные возможности не только для ослабления ее международной изоляции, но и для повышения роли и влияния республики на международной арене, создания в перспективе в Белоруссии восточно - европейского финансово - политического центра, который по своим потенциальным возможностям мог бы стать сопоставимым с Швейцарией, Гонконгом и Сингапуром. Беларусь имеет все предпосылки для превращения в одно из влиятельных государств Европы за счет:

ü использования преимуществ геополитического положения на путях транзита российских, а в перспективе каспийских и ближневосточных энергоносителей в Европу;

ü грамотного использования нарастающих противоречий между основными европейскими государствами (Германия, Франция) и США, что может создать РБ предпосылки для решения проблемы взаимоотношений с Европейским сообществом;

ü развития тезиса о Беларуси как о примере европейского государства, в котором рационально решаются межконфессиональные проблемы, что позволяет рассматривать Белоруссию в качестве страны - посредника для разрешения этнических и религиозных конфликтов. При этом необходимо учитывать, что европейским центром противостояния американской экспансии в политической, экономической и культурной областях является германо - французский тандем, руководители которого кровно заинтересованы в наличии в государствах - участниках Союза Беларуси и России лидеров, лояльно относящихся к идеям европейской интеграции и способных конструктивно работать во имя их реализации. [21 ]     

У Евросоюза, по словам А. Лукашенко в одном из выступлений, должны быть хорошие отношения с соседями - Молдавией, Украиной, Белоруссией. И Евросоюз это понимает. "Мы отдаем себе отчет, - сказал белорусский Президент, - что темпы интенсификации наших отношений с Европой во многом будут зависеть и от нормализации отношений с Соединенными Штатами. Влияние этого государства на мировые процессы немаловажно" [17]

7.   Белорусско-американские отношения

и отношения с НАТО

Состояние белорусско-американских отношений сегодня далеко от идеального в силу как объективных, так и субъективных причин. Тем не менее, Беларусь заинтересована в развитии отношений с США – одним из признанных лидеров современного мира. Первые годы дипломатических отношений между Беларусью и США заложили потенциал для дальнейшего расширения сотрудничества в политической, торгово-экономической и культурной сферах. К сожалению эти возможности пока не используются в полной мере. Политические стереотипы, недопонимание, а часто и попытки давления на Беларусь со стороны США не смогли позволить белорусско-американскому сотрудничеству продвинуться вперед. [17]

В своем ежегодном обращении, принципиально осудив США, А. Лукашенко тут же говорит о сотрудничестве: «Осуждая Америку за развязанную войну, за жертвы и страдания лю­дей, вызванные вторжением в Ирак, мы в то же время не злорадствуем по поводу ее потерь. США на сегодняшний день явля­ются самой мощной и влиятельной страной в мире. С этим трудно спо­рить. С Америкой нужно и можно налаживать нормальные отноше­ния. Конструктивно решать име­ющиеся проблемы. Мы об этом заявляли неоднократно, и в после­дние дни для подобных заявлений появилось еще больше оснований. Но не все зависит от нашей доб­рой воли. В Соединенных Штатах из года в год не прекращаются попытки протащить через конгресс пресло­вутый акт о демократии в Беларуси, предусматривающий выделение на насильственную "демократизацию" нашей страны около полусотни мил­лионов долларов.» [15]

Во время посещения Хатыни в августе 2003г  Александр Лукашенко публично назвал Вашингтон мировым агрессором, а в интервью одной из газет подтвердил возможность принятия на территорию Белоруссии Саддама Хусейна. "Мне пришлось видеть лицо нынешнего агрессора в Югославии, - сказал Лукашенко. - Теперь мы все видим это лицо в Ираке". В продолжение мысли белорусский лидер заявил, что его народ должен позаботиться об иракских женщинах, детях и стариках. Белоруссия, по словам Лукашенко, окажет иракцам гуманитарную помощь.

Поразительно, но в этот же день Лукашенко сказал также, что собирается строить добрые отношения с Америкой, и назначил новым белорусским послом в США человека из своего ближайшего окружения. Интересы Минска в Вашингтоне теперь призван представлять Михаил Хвостов, до этого возглавлявший Министерство иностранных дел. Белорусский лидер объяснил свое решение так: "Надо усиливать западный вектор. Без США это невозможно. Нам не надо строить конфликтных отношений с Америкой…" Лукашенко даже заявил, что он "жертвует" человеком в ранге министра для того, чтобы построить с мировым агрессором добрые отношения.

Лукашенко пока никак не объяснил, как намерен совместить два взаимоисключающих вектора во внешней политике страны. Но он еще раз прокомментировал решение подать руку Вашингтону и указал вполне конкретные причины своих западных симпатий: "То, что цены на энергоресурсы падают, это нашей экономике не во вред. Но есть вопрос человечности… Нам надо налаживать добрые отношения с Западом. Тем более что оттуда идут хорошие сигналы (последним из них является февральское решение Парламентской ассамблеи ОБСЕ о восстановлении белорусского парламента в этой организации. )". [17]

Республика Беларусь выступает за развитие отношений с Соединенными Штатами на равноправной основе, полагая, что в отношениях Беларусь – США не существует непреодолимых расхождений. Белорусы так же, как и американцы, разделяют фундаментальные ценности свободы, независимости, уважения к личности и ее правам.

Представляется, что парламенты двух стран могли бы, отбросив укоренившиеся стереотипы и недоразумения, найти возможности для оптимизации сотрудничества. Открытый, но уважительный межпарламентский диалог по всем острым вопросам создал бы благоприятную почву для нормализации отношений между исполнительными ветвями власти Беларуси и Соединенных Штатов. [18]

Михаил Хвостов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в США в своем интервью газете «Советская Белоруссия» так говорит об отношениях между США и РБ:  Наши торгово—экономические отношения складывают­ся относительно благополучно, несмотря на разные подходы в администрации Джорджа Буша к этой сфере двусторонних от­ношений с Беларусью. Бизнес есть бизнес. Там, где есть инте­рес, он всегда перешагнет через политические преграды. А ин­терес к нашим товарам действительно большой. По объему то­варооборота Соединенные Штаты занимают девятое место среди стран дальнего зарубежья. По количеству совместных предприятий или предприятий полностью с американским ка­питалом США идут на втором месте после России. Отмечу, что те товары, которые мы экспортируем на рынок США, — это стопроцентно ликвидные товары. Они с успехом будут прода­ваться и на других рынках. Я выполняю задачу, поставленную Президентом страны: дипломатия должна содержать внешне­экономический подход. [ 16]

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.