на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Международные корпорации и их роль в мировой экономике


См.: ВИКИ. 1999. № 78. С. 16.

Франции и Австралии (в порядке убывания). Наи­более привлекательными для иностранных инвестиций были фактически те же страны — США, Великобри­тания, а также ФРГ.

Активная производственная, инвестиционная, тор­говая деятельность МК позволяет им выполнять фун­кцию международного регулятора производства и рас­пределения продукции и быть важным определяющим фактором в позиции той или иной страны в системе международного разделения труда и мирохозяйствен­ных связей.

Внедрившись в экономику развивающихся стран, МБ

захватывают ведущие позиции в основных отраслях эко­номики. Так, они контролируют 40% всего промыш­ленного производства развивающихся стран и 50% их внешней торговли. При этом норма прибыли на ПЗИ (прямых зарубежных ивестициях) в развивающих­ся странах в среднем в 2 раза превышает соответству­ющий показатель в промышленно развитых странах.

В сферу своей деятельности международные корпо­рации втягивают множество местных компаний, в том числе малых и средних, что ведет к усилению зави­симости предприятий малого бизнеса от международных корпораций, которая все чаще складывается на базе прямых функциональных связей, т.е. на основе специализации, кооперирования, организации сбыта продукции, передаче «ноу-хау» и т.п.

Несмотря на то, что оказание экономической помо­щи не является целью деятельности международных корпораций в развивающихся странах, тем не менее объективно они способствуют развитию промышленно­сти, изменяют структуру народного хозяйства и тем самым частично модернизируют участие этих государств в международных экономических отношениях и МРТ.

Последствия функционирования международных кор­пораций на территории развивающихся стран можно разделить на положительные и отрицательные. К пер­вым относятся:

— распространение достижений НТП на периферий­ную зону мирового хозяйства;

— выделение денежных и технических средств для модернизации местных отраслей промышленности;

— создание новых рабочих мест и повышение уров­ня занятости местного населения;

— более высокий уровень заработной платы и соци­ального обеспечения занятых в филиалах меж дународных корпораций;

— повышение квалификации национальных кадров, так называемый «обучающий эффект»;

— способствуют включению местных производите­лей в процессы МРТ.

К отрицательным последствиям присутствия меж­дународных корпораций в развивающихся странах можно отнести:

— подавление своей мощью местных фирм;

— установление монопольных цен;

— нарушение государственных законов страны при • сутствия в виде укрытия доходов от налогообло­жения путем перекачивания их из одной странь. в другую;

загрязнение своим производством окружающей среды в стране присутствия;

— дестабилизацию ситуации на рынке труда за счет того, что заработная плата работников филиалов МК превышает заработную плату работников местных фирм;

— возможность оказания влияния на политику пра­вительства данной страны.

Международные корпорации» функционирующие на территории промышяенно развитых стран, также оказывают все возрастающее влияние на эко­номику и политику атих государств.

Серьезным позитивным результатом деятельности международных корпораций в промышленно развитых странах является то, что они в значительной степени определяют динамику, структуру и географические приоритеты внешнеэкономических связей страны;

обеспечивают 20% всей занятости индустриально раз­витых стран; создают конкурентную среду для мест­ных компаний и тем самым способствуют ускорению экономического прогресса страны. Негативные послед­ствия деятельности ТНК в индустриальных странах приводят к аналогичным последствиям и в развиваю­щихся странах.

Итак, можно выделить несколько основных на­правлений влияния ТНК на мировую экономику.

1. ТНК во многом определяют динамику и струк­туру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг.

2. ТНК контролируют международное движение ка­питала и прямых иностранных инвестиций. Они являются основными инвесторами в развивающи­еся страны и активно влияют на уровень их эко­номического развития, сочетая это с обширными сферами влияния в развитых странах. Это озна­чает, что современные ТНК способны влиять на уровень экономического развития целых регионов.

3. ТНК играют огромную роль в создании и переда­че технологии и знаний, концентрируя НИОКР в своих научных центрах. В силу производственных и финансовых возможностей именно они сосредо­точивают в своих руках наиболее наукоемкие про­изводства. Они же разрабатывают новейшие виды продукции с наиболее востребованными потреби­тельскими свойствами, тем самым способствуя процессу технологического развития производства.

4. Международные корпорации являются важней­шим фактором международной трудовой мигра­ции, способствуя распространению профес­сиональных знаний, процессу обмена опытом между сотрудниками из разных стран и движе­нию рабочей силы вслед за ПЗИ. Тем самым со­здается международный рынок труда, для кото­рого характерны процессы конвергенции профес­сиональной подготовки персонала.

Таким образом, ТНК являются движущей силой не­скольких ключевых процессов современной мировой экономики. Они оказывают положительное влияние на экономики различных стран и регионов, способствуют в них развитию производственных, научных и техно­логических связей между предприятиями. ТНК игра­ют определяющую роль в процессе международной конкуренции, сотрудничая и соперничая друг с дру­гом, а также с малым и средним бизнесом.

3. Современные стратегические модели международных корпораций

Стратегия корпорации это способ осуществле­ния ее целей в меняющихся рыночных условиях. На рис. 2 изображена классификация стратегий меж­дународных корпораций в авторском представлении А.Г. Мовсесяна.

Для реализации своих стратегий международные корпорации используют различные модели инвес­тирования:

инвестирование с «нуля»;

— трансплантации;

— стратегические альянсы;

— международные слияния и приобретения;

—   международные переплетения.

Инвестирование с «нуля» означает создание за ру­бежом полностью нового предприятия. До 80-х годов было самой распространенной формой инвестирования.

Рис. 2 Классификация стратегий корпораций

Трансплантации вынесение в принимающую страну отдельных производств (чаще всего сборочных). Первыми в мировой практике применили эту страте­гическую модель японские и южнокорейские автомо­билестроительные ТНК. Сегодня для немецких и ита­льянских фирм заводы Чехии, Польши, Венгрии так­же стали сборочными цехами для последующего реэкспорта в ЕС.

Стратегические альянсы разного рода гибкие межфирменные союзы, создаваемые для совместного решения ориентированных на глобальный рынок кон­курентных задач в той или иной области, но позволя­ющие продолжать соперничество в других сферах.

В качестве конкретных целей создания стратегичес­ких альянсов можно выделить следующие сгруппиро­ванные по нескольким основным позициям:

1) технологические альянсы, предполагающие меж­дународное сотрудничество фирм в сфере НИОКР, — 37,7% межфирменных коалиций;

2) соглашения о совместном производстве (23,3%). Многие из производственных альянсов ориенти­руются на достижение экономии на масштабах производства. При этом в одних случаях фирмы могут стремиться к объединению усилий тех или иных звеньев производственной цепочки при со­хранении полной независимости во всех осталь­ных операциях, а в других — создавать совмес­тные предприятия;

3) соглашения в области сбыта (7,9%). Главное це­левое назначение сбытовых альянсов состоит не в устранении или ограничении взаимной конку­ренции участников, а во взаимном предоставле­нии доступа к сбытовым сетям друг друга на стратегических рынках.

Стратегические семьи являются обобщающей формой предпринимательства фирм, которые не кон­курируют друг с другом, имеют взаимодополняющую стратегию, зависят друг от друга в процессе достиже­ния успеха на рынке.

В качестве примеров стратегических семей можно привести отношения ^заказчик-поставщик» и связи между производящими компаниями и обслуживающи­ми их банками.

В стратегических системах кооперируется боль­шое число предприятий (производящие компании, тор­говые фирмы, банки) на базе долгосрочной совместной работы, создаются общие условия кооперации и регу­лирования и через одну компанию.

Международные слияния и приобретения (М & А) как форма международного предпринимательства име­ет в современных условиях возрастающее значение.

Количество международных слияний компаний, сос­тавившее в 1997 году сумму в 342 млрд долл., еще больше увеличилось в 1998 году. На этот вид инвес­тиций в 1998-1999 годах пришлась большая часть инвестиций в развитые страны.

По оценкам экспертов ЮНКТАД, благодаря слияни­ям компаний к 2010 году в ряде отраслей мировой про­мышленности число игроков может резко сократиться. Например, автомобильный рынок, где сейчас насчиты­вается 15 основных производителей, может оказаться во власти 5-10 компаний. На рынке фармацевтической продукции уже сейчас семь крупнейших ТНК с прода­жами более 10 млрд долл. каждая контролируют почти четверть этого 300-миллиардного рынка.

В 1998 году резко возросло количество крупных слияний на сумму свыше 1 млрд долл. В 1997 году сто­имость 58 таких сделок составила 161 млрд долл. Од­ной из крупнейших сделок 1997 года на сумму более 18 млрд долл. было приобретение швейцарской Zurich Versicherungs GmbH английской табачной компании ВАТ Industries. Большинство остальных крупных при­обретений пришлось на сферы финансовых услуг, стра­хования, химической и фармацевтической промышлен­ности, связи и средств массовой информации.

Слияния 1998 года установили новые рекорды. Ряд слияний в нефтяных компаниях, таких как Total с Petrofina на сумму 39 млрд долл., British Petroleum с Amoco на сумму 50 млрд долл., а теперь еще и Еххоп с Mobil на сумму 80 млрд долл., существенно увели­чили долю инвестиций путем слияния в общем объе­ме инвестиций этого года. Слияния в сфере финансов также поразили своими масштабами — 72 млрд долл. стоило одно только слияние Citibank и Travelers Group.

Важная целевая установка компании по слиянию и приобретению — ориентация на сбыт. Покупка ком­пании может пониматься как стратегия выхода на рынок. В противоположность созданию новой дочерней фирмы на зарубежных рынках преимущества покуп­ки определенной компании состоят в том, что суще­ствующие структуры, сети, оборудование в сфере сбы­та, производства, поставок могут быть заимствованы.

Обзор движущих сил слияния компаний и приоб­ретений в 90-е годы приведен в табл. 4.

Международная деятельность по покупке и погло­щению проводится с целью формирования глобальной структуры конкуренции. Скупка конкурентов может иметь своим следствием урегулирование рынка или усиление собственной конкурентной позиции.

Международные переплетения ТНК представля­ют собой совместное владение несколькими корпора­циями ценными бумагами друг друга. Наибольшее количество международных переплетений приходится на автомобилестроение.

Вместе с тем сегодня еще нельзя говорить об устой­чивом типе международной предпринимательской де ятельности. Критериями выбора формы международ­ной предпринимательской деятельности являются ин­дивидуальные для каждого предпринимателя и фир­мы мотивы и цели транснационализации.

Очевидно, что международные корпорации, создав­шие на базе глобальных производительных сил меж­дународное производство, ориентированное на удов­летворение потребностей людей в любой стране мира становятся главным субъектом глобальной мировой эко­номики. Обострение глобальной конкуренции между ними определяет в ближайшем будущем уменьшение числа МК с одновременным увеличением их роли и мощи.


                                                                                                          Таблица 4


4. Проблемы регулирования транснационального бизнеса

Процесс создания системы национального, двухсто­роннего, регионального, международного регулирова­ния деятельности транснационального бизнеса ведет свой отчет с 70-х годов.

70-е годы ознаменованы, попыткой развивающих­ся стран разработать и принять в рамках ООН специальный Кодекс поведения ТНК, а также сдер­живающей государственной позицией правительств как стран происхождения, так и стран — реципиен­тов по отношению к международным корпорациям. По мысли инициаторов. Кодекс поведения ТНК должен был представлять свод норм, стандартов и правил, регламентирующих деятельность ТНК на международ­ном уровне и служить эффективным инструментом балансировки национальных и глобальных интересов всех участников.

Затянувшийся процесс обсуждения и согласования позиций сторон проекта Кодекса свел на нет усилия инициаторов его разработки в связи с тем, что в 80-е годы изменилась философия отношения к транснаци­ональному бизнесу. В результате Кодекс поведения

ТНК так и не был принят.

Однако ряд регламентирующих документов в этот период все же был принят. Среди них:

— Декларация о международных инвестициях и мно­гонациональных предприятиях — принята ОЭСР в 1976 году. В приложении она содержит Руководя­щие принципы для многонациональных предпри­ятий, соответствующие положениям национального права о картелях и конкуренции. Соблюдение до­кумента носит добровольный характер;

— Ломейские конвенции о сотрудничестве между странами Африки, Карибского бассейна и Тихо­го океана и ЕС;

— конвенция между ЕС и Лигой арабских государств о взаимном поощрении и защите инвестиций;

— кодекс иностранных инвестиций стран Андско-го пакта, имеющий обязательную силу для стран-участниц и отражающий концепцию подчинения ТНК законам принимающих стран;

— свод справедливых принципов и правил для кон­троля за ограничительной деловой практикой,

часто применяемой ТНК;

— международный кодекс по передаче технологий, регулирующий передачу технологий, в том чис­ле по каналам ТНК.

Выполнение этих соглашений контролируют различ­ные международные организации, прямо или косвен­но связанные с деятельностью ТНК.

Одновременно были созданы международные орга­низации, занимающиеся вопросами деятельности

ТНК:

Комиссия ООН по ТНК, занимающаяся всем ком­плексом вопросов, связанных с деятельностью ТНК.

— комитет по многонациональным предприятиям при Международной организации труда, контропирующий выполнение Трехсторонней деклара­ции о принципах, касающихся многонациональ­ных предприятий и социальной политики (при­нят МОТ в 1977 году).

— комиссия ООН по международному торговому праву, которая, в частности, занимается урегули­рованием споров по инвестициям.           '

Начиная с 80-х годов многие страны изменили свою политику в отношении ТНК в сторону либе­рализации, что объясняется объективными процесса­ми, происходящими в современной мировой экономи­ке: нарастающее влияние НТР во всех сферах миро­вого хозяйства, его интернационализация, изменения в социальной структуре общества, однотипность реша­емых практически перед всеми странами мира задач. Среди последних:

— создание условий для долгосрочного экономичес­кого роста;

— оказание повышенного внимания научно-техни­ческой политике;

— укрепление экономического потенциала страны на основе глубоких структурных сдвигов;

— качественное обновление производственной базы страны и усиление конкурентоспособности ее про­дукции.

В развивающихся странах к этому добавились:

— долговой кризис;

— неэффективность социально-экономической поли­тики, связанной с большой долей государствен­ного регулирования в экономике;

— постепенное накопление опыта эффективного регулирования деятельности иностранного капи­тала в национальной экономике;

— новое понимание роли транснационального бизне­са в экономике PC, возможность решить многие проблемы экономического развития посредством сотрудничества с международными компаниями.

Эти задачи невозможно было решать только адми­нистративными методами, путем государственного вме­шательства в экономику, поэтому механизм государ­ственно-монополистического регулирования трансфор­мировался в пользу поощрения инициативы частного предпринимательства и изменилась политика в отно­шении международных монополий.

В 80-х годах было существенно либерализовано за­конодательство, касающееся слияний и поглощений. В 1988 году создается Международное агентство по инве­стиционным гарантиям, главной целью которого стано­вится поощрение иностранных инвестиций на производ­ственные цели, особенно в развивающихся странах.

Для усиления политической, дипломатической и юри­дической поддержки национальных ТНК, промышлен-но развитые страны заключают двусторонние соглаше­ния о защите инвестиций со странами — основными реципиентами транснационального предпринимательско­го капитала. Для этих соглашений характерно:

— продвижение обоюдных принципов национально­го режима и «минимального стандарта», означа­ющих обращение как с иностранными предпри­нимателями, так и с отечественными;

— сокращение и ослабление преграды на пути допус­ка зарубежных ТНК в национальную экономику.

Меры по содействию деятельности национальных ТНК на зарубежных рынках осуществляются не толь­ко ради самих ТНК, но и стали выступать частью об­щей внешнеэкономической стратегии стран-реципиен­тов, скоординированной с ее внешнеэкономическими интересами.

Использование возможностей ТНК на благо внутрен­ней экономики благотворно отразилось на эффектив­ности мирового хозяйства в целом. В частности, в США одним из следствий подобной политики стал скачко­образный рост капиталовложений американских ТНК в собственную экономику.

В странах ЕС такая политика, в сочетании с созда­нием общего внутреннего рынка, привела к резкому роста числа слияний и поглощений среди ТНК, к пе­рестройке корпоративной структуры экономики Запад­ной Европы в целом, к более успешной конкуренции против американских и японских ТНК.

Лишь в экономике Японии сохраняется «двойной стандарт»: поощряется внешняя экспансия националь­ных монополий при наличии многих барьеров, препят­ствующих проникновению иностранных компаний в страну.

В 90-е годы либерализация как магистральная тен­денция государственного регулирования иностранных прямых инвестиций сохранилась. Практически все стра­ны мира сейчас активно приветствуют ПИИ и стремятся улучшить инвестиционный климат для них: отменяют существовавшие ранее ограничения, укрепляют гаран­тии от экспроприации и национализации, дают больший простор действию рыночной конкуренции. По данным экспертов ЮНКТАД, отслеживающих изменения в ре­гулятивной практике в 64 странах мира, в 1995 году из зафиксированных 112 случаев таких изменений в 106 случаях инвестиционный режим менялся в сторо­ну либерализации или стимулирования ПИИ.

Все большее значение приобретает развитие концеп­туальных основ, принципов и стандартов межгосудар­ственной координации регулирования ПИИ. Множит­ся число специальных двусторонних соглашений по инвестиционным вопросам, в которых закрепляются условия допуска инофирм на рынки и защиты инте­ресов инвесторов. Тем самым в законодательстве и административном регулировании находит конкретное выражение признание высокой роли ПИИ для разви­тия национальной экономики принимающих стран. Одновременно в межправительственных инвестицион­ных соглашениях могут оговариваться возможности ограничения основополагающего принципа свободы перемещения капиталов, как правило, в целях регу­лирования платежного баланса страны.

По состоянию на июнь 1996 года в мире насчитыва­лось 1160 подобных соглашений, охватывавших 155 го­сударств. Подавляющее большинство (около 2/3) было заключено в 90-е годы (только в 1995 году — 172 дого­вора). Нужно отметить, что если изначально двусторон­ние соглашения регулировали прежде всего отношения между развитыми и развивающимися странами, то те­перь они все чаще затрагивают инвестиционные пото­ки внутри группы развивающихся государств и в стра­ны с переходной экономикой.

О динамике процесса либерализации свидетельству­ют данные табл. 5.

На региональном уровне, как правило, речь идет о регулировании весьма широкого круга вопросов, прямо или косвенно затрагивающих ПИИ и ТНК. В разных регионах мира интеграционные процессы име­ют свою специфику, поэтому в отличие от двусторон­них инвестиционных соглашений здесь нет единообра­зия в подходах к мерам по обеспечению свободы дви­жения капиталов. Более того, сами такие меры рассматриваются лишь как часть общей системы эко­номического взаимодействия. При этом в зависимости от целей и контекста соответствующих соглашений (которые обычно имеют юридически обязывающий харак­тер) могут даваться разные определения инвестиций.

Таблица 5

Статистика изменений в регулировании ПИИ в мире

1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г.
Число стран, в которых произошли изменения в инвестиционном режиме 35 43 57 49 64
Общее число изменений в регулировании ПИИ 82 79 102 110 112

Изменения в сторону

либерализации ПИИ

80 79 101 108 106
Изменения в сторону усиления контроля над ПИИ 2 - 1 2 6

Соглашения на региональном уровне обычно за­трагивают не только меры, собственно государ­ственной политики в отношении ПИИ: формы ли­берализации (снятия ограничений), защиты инвести­ции, способы разрешения инвестиционных споров, ко и определенные правила поведения самих иност­ранных инвесторов, в частности, отказ от ограничи­тельной деловой практики, незаконных платежей, обя­зательства по соблюдению определенных норм в обла­сти раскрытия ^информации о своей деятельности, трансфертного ценообразования, трудовых отношений, защиты окружающей среды. В случаях, когда та или иная участвующая в региональных соглашениях стра­на не может в силу недостаточного уровня развития полностью соответствовать всем требованиям, оговари­ваются специальные условия (исключения, отклонения или поэтапного подключения к общим правилам).

Самый высокий уровень координации регулирова­ния ПИИ — многосторонний. Как показывает прак­тика, здесь пока в основном решаются вопросы специфического характера, касающиеся отдельных секторов экономики (услуги, страхование, интеллек­туальная собственность) или конкретных проблем де­ятельности ТНК (критерии оценки их деятельности, разрешение споров, обеспечение занятости и соблюде­ние национального трудового законодательства, стиму­лы для инвестиций, ограничительная деловая практи­ка, политика конкуренции, защита потребителей).

В многосторонних соглашениях по инвестициям в наибольшей мере находит отражение понимание взаимосвязи между ПИИ и экономическим развитием, в частности, закрепляются особые пожелания и потреб­ности развивающихся стран. Самыми конкретными и важными на настоящий момент являются договоренно­сти, достигнутые в рамках Всемирной торговой организации (ВТО): Всеобщее соглашение по торговле услуга­ми (GATS) и серия так называемых соглашений TRIPS (права интеллектуальной собственности, связанные с торговлей) и TRIM (меры в отношении инвестиций, сни­занных с торговлей). На многостороннем уровне также принят рекомендательный Список видов ограничитель­ной деловой практики.

Продолжаются поиски путей дальнейшего разви­тия межгосударственной координационной полити­ки в отношении ПИИ. В числе важнейших инициатив последнего времени — переговоры в рамках ОЭСР по заключению Многостороннего соглашения по инвести­циям с целью устранения всякой дискриминации между отечественными и иностранными инвесторами. Смысл Соглашения состоит в том, чтобы еще больше интенси­фицировать трансграничные потоки производительно­го капитала, обеспечив для него наивысшие стандарты либерализации и защиты, а также эффективные про­цедуры разрешения споров. Хотя соглашение предпо­лагается заключить между странами-членами ОЭСР, оно будет открыто для участия и других стран. Проблемы ПИИ выдвигаются на передний план и в ряде других региональных и межрегиональных форумов, в частно­сти в АСЕАН, ОПЕК, НАФТА, MEPKOCYP, а также в рамках Зоны свободной торговли Северной и Латинской Америки, Европейской Энергетической Хартии.

ООН также стремится сохранить свою тради­ционно высокую роль в изучении процессов между­народного инвестирования и выработке мер прак­тической политики по отношению к ТНК. В част­ности, на IX Конференции ЮНКТАД (1996 г.) была поставлена задача углубленного анализа значения меж­дународных соглашений по ПИИ для развивающихся стран и государств с формирующейся рыночной эко­номикой .

Таким образом, характерная особенность 90-х го­дов — кардинальный сдвиг в направленности регулирования иностранных инвестиций. Если в первые пос­левоенные десятилетия основной вектор политики в от­ношении ПИИ определялся ограничениями и мерами контроля, то сейчас центральной задачей практичес­ки всех правительств выступает привлечение иностран­ных капиталов в национальную экономику.

Сейчас, по сути дела, набирает силу процесс конвер­генции национальных правил в отношении ПИИ. Оче­видно, что подход к ПИИ, базирующийся на призна­нии интересов всех участвующих сторон и направлен­ный на обеспечение взаимной выгоды, в конечном итоге является наиболее эффективным. На практике это сводится к поиску оптимального баланса прав и обязательств участников тех или иных многосторонних инвестиционных соглашений.

Заключение

Начиная с конца 90-х годов в мире функционирует около 60 тыс. международных корпораций, имеющих 500 тыс. зарубежных филиалов и аффилированных (зависимых) компаний по всему миру. Они контролируют до поло­вины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау.

Таким образом, под контролем ТНК находится 90% мирового рын­ка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, таба­ка, джута и железной руды; 85% рынка меди и бок­ситов, 80% чая и олова, 75% бананов, натурального каучука и сырой нефти. Половина американского экс­порта осуществляется американскими и иностранны­ми ТНК. В Великобритании эта доля достигла 80%, в Сингапуре — 90%. Большая часть платежей, связан­ных с трансфертом новых технологий, осуществляет­ся внутри ТНК. В США доля ТНК в трансфертах тех­нологий составляет 80%, в Великобритании — 90%

Литература:

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические

отношения: Учебник. — М.: Юристь, 1999. С. 218-

236.

2. Киреев А. Международная экономика. — М.:

Международные отношения, 1997. С. 303-307.

3. Мовсесян А.Г. Транснационализация в мировой экономике. — М.: ФА, 2000.

4. Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международ­ные экономические отношения на современном этапе. — М.: Новый юрист, 1998. С. 105-109.

5. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России. — М.: Финансы и статистика, 1999.

6. Бадрак А, О влиянии ТНК на мировую торговлю //

РЭЖ, 1999, № 2.

7. Винокуров Е. ТНК и региональная экономичес­кая интеграция в ЕС // МЭ и МО. 2000. № 10.

8. Дементьев В. ФПГ в российской экономике //

РЭЖ. 1999. № 2.

9. Калин А. Национальные особенности корпоратив­ного развития. // Экономика и жизнь. 1998. № 19.

10. Колпаков С. Организация международных кон­сорциумов в авиапромышленности: мировой опыт и уроки для России // РЭЖ. 1999. №2.

11. Нухович Э. Современная мировая экономичес­кая система // РЭЖ. 1996. № 7-9.

12. Титов К. Международное антимонопольное ре­гулирование и ВТО // МЭ и МО. 2000. № 10.

13. Хуснутдинов М. Конвенция о ТНК: условия принятия и реализации // РЭЖ. 1998. №4.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.