на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Международное кредитование и финансирование Нигерии в 80-90е годы


Немаловажную роль в увеличении притока иностранных инве­стиций должна сыграть и их сравнительно высокая доходность в Нигерии, в частности. В 1980-1997 годах коэффициент окупаемо­сти прямых инвестиций (т.е. соотношение чистой прибыли и основного капитала) корпораций в Нигерии лишь только в 1986 г. составлял ниже 10%. Для британских инвесторов этот показатель достигал в среднем 29%, а их чистая прибыль от инвестиций в 1989-1995 годах увеличилась на 60%.

Однако увеличение капиталовложений остается вопросом пер­спективы. Наиболее острой задачей, стоящей перед Нигерией является диверсификация отраслей экономики, привлекательных для иностран­ных инвесторов - до настоящего времени наиболее значительная часть капиталовложений из-за рубежа концентрируется в нефтяной промыш­ленности.

К проблеме притока прямых иностранных инвестиций тесно при­мыкает вопрос о создании свободных экспортных зон (СЭЗ). Прави­тельственный декрет, регулирующий порядок функционирования СЭЗ, был обнародован в 1992 г. Первая, ныне уже функционирующая СЭЗ в Калабаре была учреждена в том же году. Город Кано и Порт-Харкорт, объявлены следующими СЭЗ и в настоящее время там ведутся соответствующие строительные работы. По нигерийскому законодательству право получения статуса СЭЗ имеют и предприятия, рас­положенные вне территории официально учрежденных зон. Например, такой статус был предоставлен алюминиевому заводу компании «ALSCON» в штате Аква-Ибом. Для нужд нефтегазовой промышленно­сти Нигерии в 1996 г. была основана Свободная зона «Онне/Икпокири»6. Расположенная в самом центре Гвинейского залива она становится цен­тральным пунктом материально-технического снабжения нефтью и га­зом стран западноафриканского региона.

Как уже говорилось выше, в поисках выхода из глубокого экономического кризиса, охватившего в начале 80-х годов, Нигерия, следуя указаниям МВФ, пошла по пути структурной перестройки экономики, основными лозунгами которой были ослабление регулирующей роли государства, полная свобода рыночных отношений и ускоренная приватизация. Существует ряд специальных рейтинговых агентств, которые ежегодно публикуют соответствующие оценочные данные. Одно из таких изданий, выпускается американским Wall Street Journal совместно с Heritage Foundation под названием «Индексы экономической свободы» (Index of Economic Freedom). В нем анализируется внутренняя ситуация в более чем 160 странах мира с точки зрения привлекательности для прямых иностранных инвестиций. При этом оцениваются степень открытости внутренних рынков, участие государства в управлении экономикой, положение частного бизнеса, способность правоохранительных органов обеспечить внутреннюю стабильность и безопасность, уровень коррумпированности госаппарата, наличие основных демократических свобод, состояние банковской системы, размеры инфляции, потребность в зарубежных инвестициях и характер существующего налогового законодательства.



Страна

Место в мире

Индекс свободы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Государства, имеющие "в основном свободную" экономику

 Бенин 61 2 09 4 2 2 2 3 3 3 3 4
 Габон 84 3 10 5 4 3 2 3 2 3 3 3

Государства, имеющие "в основном несвободную" экономику

 Нигерия

94

3

30

5

2

2

5

2

4

2

4

3

 Камерун 100 3 40 5 2 2 3 4 3 4 4 5
 Кот д'Ивуар 108 3 45 5 3 5 3 2 3 3 4 4

Государства с "подавленной" экономикой

 Экв. Гвинея 144 4 05 4 2 5 3 3 4 5 5 4
 Ангола 153 4 50 5 4 5 5 4 4 4 4 5
 Заир 156 4 70 5 5 4 5 5 5 5 4 5


Источник: Index of Economic Freedom, 2000 г.

 

Каждый из этих показателей оценивается по пятибалльной шкале, причем чем ниже балл, тем более прогрессивным и привлекательным считается соответствующий рынок для вложения капиталов. В течение последних пяти лет первое место в мировом рейтинге со средним общим индексом 1,30 стабильно занимает Гонконг, а последнее - 161-е - КНДР (5,0). Государства Африки находятся в интервале от 61 (Бенин) до 156 (Заир) места. Пользуясь указанной методикой, можно попытаться оценить привлекательность («степень свободы») национальных экономик нефтедобывающих стран рассматриваемого региона.

Основные показатели:
1 - открытость рынка (степень протекционизма во внешней торговле и коррупция в таможенной службе);
2 - налоговая политика (уровень налогообложения физических и юридических лиц);
3 - степень государственного вмешательства в экономику (соотношение доли государственной и частной собственности в ВВП);
4 - финансовая политика и уровень инфляции;
5 - потребность в зарубежных инвестициях и наличие соответствующей законодательной защиты;
6 - степень развития банковской системы и ее зависимость от государства;
7 - социально-экономическая политика (дотационная политика, регулирование цен, поддержка малого и среднего бизнеса);
8 - отношение к частной собственности;
9 - внутриполитическая стабильность, наличие развитой законодательной базы и степень исполняемости законов;
10 - наличие «теневой экономики» («черного рынка» труда, товаров и услуг), соблюдение авторских прав и т.д.

Анализируя, хочется сказать следующее. Нигерия, безусловно, остается не самым привлекательным во многих (если не во всех) отношениях. Однако по сравнению с другими странами Гвинейского залива – наиболее перспективна. Развитию нефтяной отрас­ли в Нигерии сопутствуют пограничные споры с Камеруном и Эквато­риальной Гвинеей относительно прав собственности на нефтеносные участки в прибрежном шельфе Атлантического океана. Несмотря на эти трудности, зарубежные нефтяные компании не только не уходят из Нигерии, но и ведут с ней переговоры о расшире­нии своего участия в деятельности нефтяной промышленности страны.

ТНК за столетия своей деятельности на территории чужих государств досконально отработали механизмы заманивания в сети госчиновников. Нигерия, является примером этого: страна, богатая нефтью, и сколько там сменилось президентов и режимов – нефть качают, а страна нищает. Повальная коррупция чиновников и зависимость от доллара создали ситуацию, при которой смена режима ничего не меняет, интересы ТНК - неприкосновенны, иначе - хаос, голод, беспорядки, организованные на средства международного бизнеса. Нигерия – одна из самых коррумпированных стран мира (о чем свидетельствует индекс экономической свободы), не даром ТНК так стремятся проникнуть на этот рынок, где для достижения целей можно воспользоваться любыми методами, в том числе и подкупом госаппарата. Но Нигерия молода (с точки зрения индустриального развития) и перспективна. Сейчас энергетические ресурсы Нигерии «работают» в основном на экспорт - правительству как воздух нужна валюта для решения острейших социальных проблем. Но, возможно, через некоторое время приутихнут конфликты, «задышит» экономика. Вот тогда и будут в полной мере востребованы местные энергоресурсы - теперь уже для динамично растущего внутреннего потребления. Именно тогда энергетический рынок Нигерии и станет по-настоящему привлекательным.

4. Иностранный и местный капитал в экономике Нигерии.

В 90-е гг. правительство Нигерии применяет новые законодательные меры, направленные на поощрение ПИИ в традиционной форме, снимая ограничения на инвестиционную деятельность, приводящую к созданию предприятий, находящихся в полной собственности зарубежных компаний. Эти предприятия, как правило, технологически лучше оснащены и способны работать более эффективно, чем местные фирмы. Тем не менее во многих случаях структура собственности филиалов ТНК законодательно регулируется, что приводит к образованию компаний совместного владения с участием иностранного и национального капитала.

Несмотря на то, что значение СП для ТНК несколько уменьшилось вследствие политики либерализации режима для ПИИ, эти предприятия продолжают оставаться в поле их зрения. Данная форма инвестиций помогает руководству международных фирм лучше разобраться в "правилах игры" на нигерийском рынке, а долевое участие правительства обеспечивает для них режим наибольшего благоприятствования в стране. Вполне понятно, что интересы иностранных инвесторов превалируют в СП даже при условии владения ими менее 50% акций, поскольку именно они держат в своих руках снабжение, сбыт, технологию и набор квалифицированных управляющих.

Нигерия отдаёт предпочтение смешанному предпринимательству в области разработки природных ресурсов. Важным для неё обстоятельством в условиях валютного дефицита является возможность обходиться при образовании СП без реального вложения денежных средств. Доля страны в капитале СП может состоять из предоставленных объектов инфраструктуры, вспомогательных услуг, взимаемой с иностранного партнера "платы за доступ к ресурсам" и др.

Например, Нигерийская национальная нефтяная корпорация - НННК (Nigerian National Petroleum Corporation - NNPC),  сама не только не добывает нефть, но и не экспортирует ее. Давней практикой является предоставление контракта фирме-экспортеру. По соглашениям о СП с ТНК Нигерии принадлежит в среднем 53% добытого сырья (учитывая поступления от нефтяных налогов и плат за право пользования ресурсами, эта доля в денежном выражении фактически составляет 60%). Экспортерами нигерийской нефти могут быть конечные потребители этого сырья с годовым оборотом не менее 100 млн. долл. и имуществом компании не менее 40 млн. долл., или известные международные трейдеры, или нефтяные компании. Они должны также заявить о готовности инвестировать в нигерийскую экономику - условие, закрепляемое необходимостью выставления залога в 1 млн. долл., который в противном случае погашается в пользу НННК вместе с автоматической отменой контракта. Контракты на экспорт действуют в течение 1 года.

Значительного развития достигли в Нигерии неакционерные формы инвестиционного сотрудничества с зарубежными фирмами. Таковы, например, подрядные соглашения на разведку и добычу полезных ископаемых, лицензионные договоры, услуги типа "консалтинг", "инджиниринг" и т.д. В отраслях обрабатывающей промышленности заключаются договоры о промышленном кооперировании, субпоставках, разделении ассортимента продукции и стадий ее переработки.

В 90-е гг. усилилась позиция Нигерии, обладающая большими разведанными запасами полезных ископаемых, в области контрактных отношений с ТНК в нефте- и горнодобывающей промышленности. Новое законодательство и административная практика позволяют увеличить доходы, получаемые государством по названным соглашениям, направлять деятельность иностранных компаний на рациональное использование природных ресурсов. В промышленном и инфраструктурном секторах широко используются соглашения с ТНК о строительстве на условиях "под ключ", "под готовую продукцию", на условиях "реализации", в ходе выполнения которых государство как заказчик имеет возможность прямого регулирования деятельности зарубежных фирм, получает значительную экономию капитальных ресурсов и ощутимый выигрыш во времени.

Со своей стороны, управляющие международных корпораций считают бизнес, основанный на продаже технологии, "ноу-хау", привлечении высококвалифицированных служащих и т.п., не менее прибыльным и более безопасным, чем эксплуатация местных ресурсов на основе владения собственностью. Контрактные отношения обеспечивают ТНК нетрадиционные методы контроля, например, технологические и организационные связи, которые могут быть даже эффективнее, чем владение контрольным пакетом акций. Выступая, по существу, в качестве инвесторов, ТНК получают за предоставленные ресурсы и услуги не фиксированную плату, а определенную долю прибыли или производимой продукции.

Естественно, что при такой форме участия на первый план для них выходит стабильное и эффективное функционирование проекта.

Технологическая отсталость Нигерии предопределяет особую роль, которую играют для неё контракты, связанные с передачей управленческого опыта, "ноу-хау", технологии (контракты "на управление", лицензионные договоры, субподрядные соглашения). Предоставление знаний и опыта в области управления производством превратилось сегодня в "предпринимательство без капитала", которое приносит западным компаниям, по их собственным оценкам, прибыли, соизмеримые с их доходами от прямых инвестиций в экономику развивающихся стран4. Контракты "на управление" в чистом виде действуют в золотодобывающей промышленности Ганы, алмазо- и бокситодобывающей - Сьерра Леоне, железорудной - Либерии, урановой - Нигера. В форме контрактов "на управление" осуществляется участие ТНК в гостиничном бизнесе Нигерии ("Шератон", "Хилтон", "Интерконтинентал"), в сфере быстрого питания, в торговле. Договоры "на управление" иногда заключаются вместе с лицензионным соглашением. "Освоение" лицензии предполагает наличие у покупателя необходимого для этого технологического и технического уровня развития. В то же время низкий технологический уровень местных предприятий не является препятствием для подписания с иностранными фирмами субподрядных соглашений, закрепляющих те или иные формы промышленной кооперации между партнерами. Западные компании предлагают местному партнеру собственные производственные стандарты, помогают модернизировать оборудование, устанавливают жесткий контроль качества, находят рынки сбыта для продукции под собственным товарным знаком.

Важной составной частью политики нигерийского правительства в области стимулирования иностранных инвестиций является заключение двусторонних соглашений об их защите с капиталоэкспортирующими странами. На 1 января 1995 г. в Нигерии было подписано 23 таких договоров, содержащих положения о справедливом и равноправном отношении к национальным и иностранным инвесторам, о праве перевода заработной платы, прибыли и капитала, о возмещении потерь, связанных с вооруженными конфликтами, национализацией и экспроприацией иностранной собственности, об урегулировании связанных с этим споров.

Нигерия принимает активное участие в международных соглашениях о защите инвестиций. Так, участниками Международной конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государством и гражданами других стран являются 42 государства региона, а 36 из них на 1 января 1995 г. стали участниками Международной конвенции по гарантиям инвестиций, регламентирующей условия страхования капиталовложений от политических рисков. Двумя другими важными международными соглашениями, широко признаваемыми в Нигерии и Африке в целом, являются Нью-Йоркская конвенция о признании и выполнении решений международного арбитража и Парижская конвенция о защите интеллектуальной собственности. На 1 января 1995 г. первая конвенция была ратифицирована 23 африканскими государствами, что значительно упрочило в них надежность и защиту инвестиционных операций. Парижская конвенция, защищающая патенты и другую интеллектуальную собственность за пределами национальных границ, особенно важна для ТНК, деятельность которых связана с высокой технологией. Технологические знания являются особо важным активом, обеспечивающим их владельцам существенные преимущества в конкурентной борьбе. На 1 января 1995 г. участниками конвенции являлись 38 государств Африки.

Большое беспокойство международных финансовых организаций вызывает структура внутренних капиталовложений. За последние 5 лет, когда доля инве­стиций в ВВП составила 22%, до­ля частного сектора в суммарных капиталовложениях была явно низкой - 8%, поэтому эффектив­ность инвестиционной деятель­ности невысока. В конце 90-х го­дов требовались вложения в 8 млн. долл. для увеличения произ­водства на 1 млн. долл. В нор­мально же развивающейся эко­номике, по расчетам специалистов отдача от использования капиталовложений должна быть в два раза выше11. По мнению иссле­дователей, ситуация должна из­мениться после продажи части собственности частным предпринимателям.

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что тщательный анализ преимуществ и недостатков ПИИ, более четкая оценка национальной потребности, связанной с капиталовложениями, передачей технологии, профессиональной подготовкой, развитием людских ресурсов и инфраструктуры, позволили бы установить более рациональные требования и совершенные критерии в отношении иностранных компаний.


Глава 2.

Иностранные инвестиции и экономический рост.

1. Нефтяная промышленность как основной источник финансирования экономического развития.

Основой нигерийской экономики является нефтяная промышленность. Занимая 6-е место в мире по уровню добычи нефти, Нигерия, как отмечалось выше, получает за счет экспорта нефти подав­ляющую долю валютных поступлений и доходов государственного бюджета. В нефтяной промышленности Нигерии производится около половины ВВП.

В связи с этим, естественно, что и в годы военного режима, и при нынешней гражданской администрации прилагались и прилагаются значительные усилия для расширения добычи, а также для разведки нефти в целях увеличения ее запасов. В частности, в настоящее время достоверно разведанные запасы нефти оцениваются в 22,5 млрд. барре­лей. По программе «Vision 2010» к 2010 г. их объем планируется дове­сти до 40 млрд. баррелей5.

Власти Нигерии постоянно уделяют первостепенное внимание и наращиванию добычи углеводородного сырья. Являясь членом ОПЕК, Нигерия добывает нефть в соответствии с квотами, устанавливаемыми этой организацией. Так, в конце 1997 г. Нигерия добилась от ОПЕК по­вышения своей квоты с 1.865 тыс. до 2.042 тыс. баррелей в день. Одна­ко ввиду заметного падения мировых цен, в 1998 г. (март, июнь) и в 1999 г. ОПЕК приняла согласованное с рядом стран, не являющихся членами этой организации, решение о сокращении квот, которое косну­лось, в основном, стран, производящих легкие фракции нефти. В итоге, в первой половине 1999 г. квота Нигерии вновь снизилась до 1.890 тыс. баррелей в день. Вместе с тем, по планам, обнародованным президентом Нигерии, в 2000-2003 годах производство нефти в стране должно возрасти на 50%5.

Учитывая зависимость от указанного товара, стабильность в эко­номике Нигерии практически полностью зависит от колебаний цен на мировом рынке на углеводородное сырье. В частности, наблюдавшийся в 1998 г. резкий спад мировых цен на нефть неблагоприятно отразился на уровне полученных страной доходов и, соответственно, прямых ино­странных инвестиций в эту отрасль. Кроме того, ряд существенных про­блем гражданская администрация получила в наследие от военного ре­жима.

В их числе следует указать на недостаточное финансирование во­енными властями деятельности, связанной с разведкой, разработкой и добычей нефти. Указанные виды деятельности на месторождениях в континентальной части страны и на прибрежном шельфе осуществляют­ся главным образом совместными компаниями, НННК, с одной стороны, и зарубежны­ми нефтяными корпорациями, с другой. В частности, в первой половине 1999 г. иностранные партнеры НННК приостановили добычу ввиду того, что наблюдались перебои в инвестировании НННК своей доли средств, предусмотренных договорами о совместной деятельности. Вместе с тем, приостановка добычи обусловливалась и сокращением ОПЕК нигерий­ской квоты. На сокращение добычи нефти заметное воздействие также оказали выступления жителей основных районов нефтедобычи в Ниге­рии. Их протесты обусловлены причинами экологического, социального и экономического характера.

Поэтому, гражданская администрация, не желая повторения спа­да в производстве и стремясь обеспечить процесс наращивания разведки и добычи нефти, в конце 1999 г. увеличивает ассигнования на развитие отрасли. В 2000г. президент Нигерии О. Обасанджо предложил выделить на нужды Нигерийской национальной нефтяной корпорации для ее совместной деятельности с многонациональными нефтяными компаниями сумму, эквивалентную 3,15 млрд. долл. Эта сумма составит, по оценке, около 25% расходной части бюджета и 37% планируемых доходов от эксплуатации нефтяных месторождений (8,5 млрд. долл.). Выделенные в распоряжение НННК ассигнования почти на 60% превысили показатель, планировавшийся на 1999 г. (около 2 млрд. долл.)12.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.