на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Международное разделение труда и экономическое единство мира в ХХ веке


С окончанием эпохи открытых границ завершились беспрецедентные по масштабам глобальные миграции рабочей силы - главным образом из Европы в Северную Америку. За 1870-1914 годы в США въехало около 30 миллионов человек. После Первой мировой войны  США резко ограничили приток переселенцев, введя иммиграционные квоты.

Кризис 1929 года и Великая депрессия нанесли сокрушительный удар по системе международного разделения труда. Летом 1930 года США резко повысили уровень импортных пошлин - в среднем с 38% до 60%. Их примеру последовали практически все участники мировой торговли. С начала 30-х годов во внешней торговле получили распространение нетарифные барьеры. Откровенно изоляционистский характер носили рекламные кампании под лозунгами "Покупайте только английское!", " Покупайте только французское!", " Покупайте только американское!".  Между 1929 и 1932 годами международная торговля сократилась более чем на 40%, в то время как мировое производство - только на 20%. К 1938 году степень вовлечённости индустриально развитых стран в систему международного разделения труда понизилась более чем вдвое по сравнению с 1913 годом.

Желание преодолеть протекционистские барьеры побудило Японию, Италию, Германию к территориальным и колониальным захватам, что вызвало начало новой мировой войны (1939-1945гг.). Широкомасштабные и кровопролитные военные действия почти полностью прервали какие-либо международные торговые отношения. Война окончилась поражением выше перечисленных стран. После установления мира начался новый этап развития  международного разделения труда.

4.3    Новая глобальная интеграция мировой экономики
 во второй половине ХХ века.

 После второй мировой войны многое пришлось начинать с начала. Процесс восстановления системы международного разделения труда занял десятилетия. Так степень вовлеченности развитых стран в международное разделение труда составило в 1950 году лишь 60% от уровня 1913 года. Обороты внешней торговли вернулись на докризисный уровень лишь к 60-ым годам.

Новому росту глобальной интеграции помогла новая промышленная революция, развернувшаяся на Земном шаре во второй половине ХХ века. Она породила такие отрасли как автомобилестроение, нефтедобыча и нефтепереработка, точное машиностроение, которые стали движущей силой новой системы международного разделения труда. В конце ХХ века сырая нефть и нефтепродукты, автомобили и точная электроника - три важнейшие товарные группы в мировой торговле, на которые приходится около половины мирового экспорта.

Основы новой системы международной торговли были заложены ещё на Бреттонвудской конференции в 1944 году. В 1947 году 23 странами было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), направленное на снижение таможенных пошлин и других барьеров.

Наиболее известным из всех таможенных союзов является Европейское сообщество (ЕС), или Общий рынок. ЕС было создано в 1957 году, когда Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали так  называемый Римский договор. Затем к соглашению присоединились Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Испания, Португалия, Швеция, Финляндия и Австрия. Всего на данный момент (1998 год) в договоре участвуют 15 стран.

В странах с развитой экономикой к 1998 году таможенные пошлины  на промышленные товары снизились до 4%. Во второй половине ХХ века внешняя торговля росла значительно быстрее, чем материальное производство. За 45 лет объёмы производства выросли в 5,5 раза, а объёмы мировой торговли - в 14 раз.

Главным показателем вовлеченности страны в систему международного раз деления труда  является "процент вывоза". "Процент вывоза" - это отношение вывоза продукта страны к собственному производству. Динамика  этого показателя по группе промышленно развитых стран показана в таблице №4.

Год Развитые страны США Западная Европа Япония
1890 11,7 6,7 14,9 5,1
1913 12,9 6,4 18,3 12,6
1929 9,8 5,0 14,5 13,6
1938 6,2 3,7 7,1 13,0
1950 7,8 3,8 13,4 6,8
1953 8,4 4,3 13,4 7,5
1960 8,6 3,8 14,8 8,9
1970 10,2 4,0 17,4 9,7
1975 14,1 6,6 21,3 11,0
1980 15,5 7,7 22,7 11,8
1990 14,6 7,2 23,0 9,6
1992 14,3 7,5 21,7 8,8
1995 14,7 7,9 23,9 8,4

Таблица 4. Экспортная квота экономики (1890-1995гг.)

 (доля товарного экспорта в ВВП, %).

В 70-е годы степень вовлечённости стран мира в международное разделение труда резко возросла, сравнялась с уровнем, существовавшем до первой мировой войны, и превзошла его.  В 1970 году страны Западной Европы улучшили показатель 1913 года  по доле товарного экспорта в ВВП (валовой внутренний продукт).

Описанные процессы в экономике, гигантский прогресс в научно-технической области определили политико-географический облик мира накануне XXI века.

5.     Международное разделение труда в конце ХХ века

5.1    Отличительные особенности политико-географического
 облика мира в конце ХХ века.

Новый этап в развитии мирового хозяйства характеризуется рядом особенностей, имеющих глобальный характер.

1). Второй половине ХХ века характерен рост числа независимых государств.  Общее число государств увеличилось с 57 до 193. Мир становится более сложным и многогранным как в политическом, так и в экономическом отношении. Происходит окончательный распад колониальной системы, что означало исчезновение элементов старых интеграционных систем. Кроме этого произошёл распад одного из крупнейших государственных образований в мировой истории - СССР.

В тоже время происходит процесс глобальной политической интеграции народов всего мира. Свидетельством этого процесса является образование, и успешное функционирование ряда мировых организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, МВФ, Европейский парламент и тд. .

2). Большая роль в процессе международной интеграции принадлежит транснациональным корпорациям (ТНК). Их хозяйственная деятельность приобрела глобальный характер, как по географии, так и по масштабам производства и торговли. Общее число ТНК в мире превышает несколько тысяч. Наиболее крупными из них являются, например, Шелл, Кока-кола, Форд, Даймлер-Бенц, Адидас, Сони, Самсунг и другие. Их продукция продаётся, без преувеличения, во всех странах мира.

3). Расширению мирового рынка способствовало бурное развитие транспорта (железнодорожного, авиационного, морского), широких межконтинентальных связей.

Транспорт - это одна из важнейших отраслей экономики любой страны. В эпоху научно-технической революции увеличились скорости, выросла грузоподъёмность всех видов транспорта, и мир стал как бы доступнее. По дну морей протянулись газо- и нефтепроводы, а по дну океанов - кабельные линии (средство доставки информации). Изменения в транспортной сети мира с середины ХХ века показаны в таблице №5.

Виды путей сообщения 1950 г. 1970 г. 1990 г.
Железные дороги 1320 1340 1210
Автодороги 15540 19700 23600

Судоходные реки

и каналы

560 525 544
Нефте- и продуктопроводы 175 395 600

Магистральные
газопроводы

186 545 900
Воздушные пути 3300 5510 7900

Таблица 5. Мировая транспортная сеть (тыс. км.).

Почти 80% перевозок между странами обеспечивает морской транспорт, реализуя возможности международного разделения труда. В числе стран - лидеров мирового торгового флота (по тоннажу) - Либерия, Панама, Япония, Греция, США, Китай, Россия. Многие страны переводят сотни крупных судов под ”удобные” флаги развивающихся стран (Панама, Либерия) в связи со стремлением снизить издержки и увеличить прибыли (используют дешёвую рабочую силу развивающихся стран, налоговые льготы и т.п.). К крупнейшим портам мира относятся: Роттердам (Голландия), Новый Орлеан, Нью-Йорк (США), Нагоя, Иокогама (Япония), Сингапур, Гонконг и др..

Для многих стран мира большую роль играет речной транспорт. Он обслуживает преимущественно внутренние потребности государств, но осуществляет и международные перевозки.

Основу сухопутного транспорта составляют железнодорожный, трубопроводный и автомобильный виды транспорта. Соотношение видов транспорта в грузовых и пассажирских перевозках различно в разных странах мира.

 Роль железнодорожного транспорта постепенно уменьшается, хотя всё равно остаётся огромной. Крупнейшую протяжённость имеют железнодорожные сети США (240 тыс. км.), России (86 тыс. км.), Индии (61 тыс. км.) и Китая (53 тыс. км.). 

Автомобильный транспорт развивается очень динамично. Он играет ведущую роль в перевозках пассажиров, а также грузов на короткие и средние расстояния. В настоящее время мировой автомобильный парк насчитывает 0,5 млрд. автомобилей (80% в развитых странах).

Трубопроводный транспорт относится к числу новых видов средств сообщения, интенсивно развивающихся в настоящее время. Развитее энергетики стимулировало расширение сети нефтепроводов и газопроводов. Появились продуктопроводы, по которым транспортируется уголь и железная руда. Крупнейшие трубопроводы расположены в России (газопровод ”Дружба” - 5,5 тыс. км. и нефтепровод Уренгой - 4,5 тыс. км.), в Канаде (нефтепроводы Редуотер - Порт-Кредит (4,8 тыс. км.) и Эдмонтон - Монреаль(3,2 тыс. км.)) и в США (продуктопровод Хьюстон - Нью-Йорк (2,5 тыс. км.)). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железным дорогам. Этот вид транспорта обеспечивает стабильность, надежность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.

Воздушный транспорт - это вид наиболее скоростного, но дорогостоящего транспорта играет важную роль в международных пассажирских перевозках.

В международных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов. Крупнейшие агломерации мира имеют сразу несколько аэровокзалов - Нью-Йорк, Лондон, Париж, Москва, Токио. Крупнейший воздушный парк (самолётный) сконцентрирован в США, России, Канаде, Франции, Австрии и в ФРГ.

4). Гигантское значение имеет глобальное информационное объединение мира. Во второй половине ХХ века широкое развитие получили такие новые виды связи как спутниковая и кабельная. Благодаря им появилось возможность быстрой и чёткой передачи информации в любые уголки земного шара.

 Величайшим достижением человека в конце ХХ века явилось создание сети Интернет, бурно развивающейся и растущей на наших глазах. Благодаря появлению совершенных персональных компьютеров эта всемирная сеть связывает не только государства, различные организации, но и отдельных граждан разных стран. Она включилась и в систему всемирной торговли. Уже организовано проведение многих торгово-финансовых операций непосредственно по сети Интернет.

5). Научно-техническая революция привела к тому, что экономика мира начала и конца ХХ века сильно отличаются по своему характеру. Это отражается в том, что если экономика начала века была ”индустриальная”, то нынешняя - ”постиндустриальная ”. Это отражается, в частности, на составе рабочей силы в разных странах. Так, например, после 50-х годов в США численность ”белых воротничков” превысила численность заводских рабочих, что ознаменовало рождение первой в мире ”сервисной экономики”. К началу 70-х годов сфера услуг стала ведущим сектором в экономике всех развитых стран.

6). Для конца века свойственно возникновение новой, высшей ступени международного разделения труда - всемирной экономической интеграции. Она представляет собой процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной экономики и политики. Это проявилось в создании ряда международных объединений.

Европейский Союз - экономическая группировка 15 западноевропейских стран. 1 ноября 1993 года вступил в силу Маастрихтский договор. Его суть - максимальная интеграция стран-участниц и превращение ЕЭС в Европейский Союз (функции которого шире сферы экономики). Главные направления деятельности:

- постепенный переход от уже созданного единого рынка к полному валютному экономическому союзу (в 1998 году была введена новая европейская волюта ”евро”).

- проведение единой внешней политики

- решение совместными усилиями общих внутренних проблем

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - сообщество 26 промышленно развитых стран с рыночной экономикой. В их числе такие страны как Великобритания, США, Австралия, ФРГ, Франция, Япония и др.. Основная цель организации - координация экономической политики стран-участниц, в том числе по вопросам помощи развивающимся странам.

Североамериканский договор о свободной торговле (НАФТА) - экономическая группировка североамериканских стран: США, Канады и Мексики. В соответствии с соглашением об интеграции предусматриваются меры по либерализации в движении товаров, услуг и капиталов через границы с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров. В отличие от ЕС, страны НАФТА не предполагают создание единой валюты и координации внешней политики.

Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) - В 1960 году создана группой развивающихся стран для координации действий в области добычи, экспорта и условий торговли нефти. Членами ОПЕК являются 12 государств: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - региональная экономическая организация, в состав которой входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней.

Субрегиональный блок (Общий рынок) (МЕРКОСУР) -  создан в 1991 году. Члены: Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай. С 2001 года они намереваются ввести зону свободной торговли.

Латиноамериканская Ассоциация интеграции (ЛААИ) - создана в начале 80-х годов. В неё входят Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай и Уругвай. Цели - облегчить взаимные торгово-финансовые связи, создать условия свободной миграции рабочей силы, осуществить либерализацию таможенной политики и др.

Лига арабских государств (ЛАГ) - основана в 1945 году с целью защиты суверенитета её членов - 20 арабских стран Африки и Азии.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). В 1976 году его учредили Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт, Бахрейн - для интенсификации экономического развития.

Организация африканского единства (ОАЕ) - крупнейшая и наиболее влиятельная межгосударственная политическая организация независимых стран Африки. Она объединяет свыше 50 государств.

Помимо перечисленных союзов действуют ещё некоторые, но меньшие по масштабу, организации.

7). В настоящее время происходят серьёзные структурные изменения в общей системе международного разделения труда и мировой торговли. Основные экономические показатели современного мира приведены в таблице №6.

В последние десятилетия растёт доля развивающихся стран в мировой экономике, с одной стороны, благодаря росту экспорта их сырья, а с другой - импорта машин и продовольствия. Правда, условия торговли для этих стран складываются неблагополучно, так как цены на машины и оборудование растут быстрее цен на сырьё. И многие из этих стран остаются лишь поставщиками сырья для экономики промышленно развитых государств.

Но развивающиеся страны полны решимости перестроить свою внешнюю торговлю и изменить сложившийся характер отношений с развитыми странами. Всё чаще слышны требования по созданию нового мирового экономического порядка, установления контроля над деятельностью транснациональных корпораций на территории развивающихся стран, введения справедливых цен на сырьё и готовые изделия, оказания помощи без каких-либо политических условий.

Типы стран Территория Население Доля в промышленном производстве
Мир 100 100 100

Экономически развитые страны:

Западная Европа:

США:

Япония:

23,8

2,7

6,9

0,4

15,2

7,0

4,7

2,3

66

23

20

9

Развивающиеся страны: 50 53,5 17

Постсоциалистические и социалистические страны:

Китай

26,2

7,1

31,3

21,4

17

8

Россия: 12,8 2,8 6,5
Типы стран Доля в сельском хозяйстве Оборот внешней торговли ВНП
Мир 100 100 100

Экономически развитые страны:

Западная Европа:

США:

Япония:

40

19

12

5

70,4

45,6

12,9

7,4

59

25

20

11

Развивающиеся страны: 30 22,3 14

Постсоциалистические и социалистические страны:

Китай

30

15

7,3

1,6

27

16

Россия: 6 2,5 5

Таблица 6. Основные экономические показатели современного
мира, на начало 1990-х годов, (%).

5.2    Основные направления экспорта и импорта в мире.

5.2.1    Энергетика мира.

Энергетика относится к так называемым ”базовым” отраслям промышленности: её развитие является непременным условием развития всех других отраслей мирового хозяйства. Неуклонно происходит общий рост потребления энергии. Основными первичными источниками энергии в современном мире являются нефть, уголь, природный газ, гидроэнергия; быстро растёт значение атомной (ядерной) энергии. Доля всех остальных источников, вместе взятых (дрова, торф, энергия солнца, ветра, геотермальная энергия и др.) в общем объёме энергопотребления составляет всего несколько процентов.

Подавляющая часть первичных энергоресурсов потребляется в развитых странах. Но распределение добывающих отраслей не так однозначно. Например, по добыче угля, природного газа, урановых руд преобладают страны развитого капитализма (около 9/10), а по добыче нефти - развивающиеся (около 3/4).

Нефтяная промышленность - одна из важнейших и наиболее быстро развивающихся до последнего времени отраслей тяжёлой промышленности. Главными причиной быстрого развития отрасли является дешевизна рабочей силы в странах, где добывают нефть, и большая потребность мирового хозяйства в бензине, керосине, мазуте и других видов топлива, изготавливаемых из нефти. Основными экспортёрами нефти являются страны Ближнего Востока (более половины общемировых разведанных запасов нефти). Большая часть её запасов сосредоточена на шельфовых и морских месторождениях. По добыче нефти лидируют Саудовская Аравия (12,9%), Россия (11,6%) и США (10,9%). В последнее время разрабатываются всё новые, более прибыльные, месторождения. Увеличивается роль Китая. Транспортируют нефть в основном нефтепроводами и океанскими танкерами.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.