![]() |
|
|
Реферат: Международная экономическая Интеграция на примере НАФТАРеферат: Международная экономическая Интеграция на примере НАФТА
Московский Финансово-Экономический Институт при Правительстве РФ (МФЭИ)
Кафедра Мировой Экономики Курсовая работа по МЭО на тему: Международная экономическая Интеграция на примере НАФТА
Научный руководитель: Кандидат географических наук, доцент Лобжанидзе А.А.
Работу выполнил: Студент II-го курса, гр. Ф-22 Федулеев И.М. Москва, 2002 г. Содержание курсовой работы ВВЕДЕНИЕ 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ - Объективные предпосылки и сущность международной экономической интеграции
6. Экономическая интеграция на американском континенте - Предпосылки и особенности североамериканской интеграции Список используемой литературы. Приложение: Таблицы [1] – Наиболее значимые интеграционные экономические организации в основных регионах мирового хозяйства [2] – Доля региональных группировок в мировом валовом внутреннем продукте, мировом экспорте и инвестициях (%) [3] – Различные формы торгово-экономических союзов (схема) [4] – Основные показатели экономического развития стран-участниц НАФТА в 1992г. при подписании договора 1. Введение. МЭО в современных условиях: некоторые характеристика и показатели Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые количественные и качественные характеристики. Основные формы мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире — достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии современного общества. Остановимся лишь на основных разделах современных МЭО. Во-первых, определяющее значение в ущерб мировой торговле приобрело международное движение капиталов. Только в последние годы его объем увеличился на 30—40%, достигнув по вывозу в 1995 г. 315, а в 1996 г. почти 400 млрд долл. Накопленная сумма экспорта капитала за последнее десятилетие приблизилась по величине к размерам годового мирового вывоза товаров и услуг, составив около 5 млрд долл. Результаты таких внешних инвестиций для экономик большинства стран более чем существенны: изменяются структуры национальных хозяйств, растет их экономический и технический уровень, стимулируется внешнеторговый обмен и др. Во-вторых, международная внешняя торговля становится реальным и все более ощутимым фактором воспроизведенного процесса, удовлетворения потребностей населения и всякой хозяйственной деятельности. В 1996 г. международная торговля товарами и услугами превысила рубеж 10,6 трлн долл. (1995 г. более 10 трлн долл.), а темпы ее ежегодного прироста 6—8%, значительно опережая рост производства (2—2,5%). Внешнеторговый обмен товарами и услугами составляет в настоящее время свыше 1/3 по отношению к суммарному ВВП стран мира — более 27 трлн долл. (!). Таким образом, каждый шестой товар или услуга попадают к потребителю через мировую торговлю. Без внешней торговли теперь невозможно удовлетворить разнообразные повседневные потребности населения не только малых стран, что очевидно, но также средних и больших (как США, Китай, Индия, Россия и т.п.), где доля импортных потребительских товаров в среднем достигает 12—20% от всех приобретаемых населением. Имеются также другие новые черты современной международной торговли: обмен услугами увеличивается, и их доля составляет в настоящее время почти треть мирового экспорта (около 1,5 трлн долл.). При этом основная часть приходится на новые вицы — инжиниринг, консалтинг, лизинг, информационные и др. В товарной структуре международного обмена резко возросла доля готовой продукции — около 2/3, в том числе поставки кооперационного характера (узлы, детали, агрегаты — более половины. Это отражает возрастающее значение международной производственной и научно-технической специализации. Не случайна поэтому и принципиально иная роль в МЭО внутрифирменного сотрудничества в рамках ТНК, на которые приходится подавляющая часть международного кооперационного обмена, создающего устойчивые предпосылки неуклонного расширения международного рынка. Вместе с тем это реальный фактор развития интеграционного типа мирохозяйственных отношений. Все это предопределяет и сдвиги в географической, страновой структуре международной торговли: центр тяжести в ней перемещается на взаимные отношения между экономически развитыми странами и группами стран (60—70% мирового товарооборота). Тем самым подготавливаются благоприятствующие условия для международной экономической интеграции участников с более или менее близкими уровнями развития в определенных регионах мира. Приметой времени становится резкое увеличение динамичности и масштабов миграции населения, трудовых ресурсов, ведущей к международному перемещению такого важного фактора производства, как труд. В этот процесс вовлечены десятки миллионов людей. Диверсифицировались регионы приложения ресурсов иммигрантов, их качественный, квалифицированный состав. В свою очередь интеграционный вариант развития облегчает передвижение рабочей силы, снимая официальные границы и отменяя многие формальности. И в этой части МЭИ создает известные преимущества. Количественные и качественные характеристики современных МЭО показывают усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, повышение значения внешнеэкономического роста, предопределяя преимущества международного интеграционного развития. 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ 2.1 Объективные предпосылки и сущность международной экономической интеграции Понятие и характерные черты международной экономической интеграции Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Процессы международной экономической интеграции заметно активизировались во второй половине XX в. в различных регионах земного шара. На пороге XXI в. возник так называемый «новый регионализм». Резкое усиление межфирменной и межгосударственной конкурентной борьбы, новые сферы конкуренции и более жесткое соперничество на традиционных рынках становятся не под силу отдельному государству или корпорации. Это обусловливает необходимость кооперации как материально-финансовых, так и производственных усилий территориально сопряженных стран, позволяя укрепить свои позиции в глобализирующейся экономике, использовать потенциал крупного экономического пространства, наконец, выступать единой силой против общих конкурентов на мировом рынке. В результате имеет место не просто определенная увязка национально-государственных интересов, но и их возвышение до уровня региональных интересов. Таким образом, процессы глобализации в мировом хозяйстве сопровождаются регионализацией — хозяйственным сближением стран на региональной основе, принимающим форму экономической интеграции (economic integration). Термин «экономическая интеграция» возник в 30-е годы XX в. в 1 работах немецких и шведских экономистов1, однако и сегодня имеется • несколько десятков его определений. _______________ ' Особенно известной стала «теория больших пространств» («Grossraiinitheorie»), которая была выдвинута в 30-е годы XX в. видным германским историком и правоведом К. Шмидтом. Он указал на ослабление роли традиционных национальных государств в связи с процессом экономического развития в XX столетии и выступил с идеей создания больших геопространств в качестве новых, более совершенных и полномасштабных субъектов международных отношений и международного права. _______________ В переводе с латыни интеграция (integratio) означает сращивание, объединение частей в единое целое. Следовательно, под международной ' экономической интеграцией понимается высокая' степень интернационализации производства на Основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, ведущая к постепенному сращиванию воспроизводственных структур. Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона. Формируется новое качество международных экономических отношений. При этом интеграция — процесс не стихийный. Он предполагает соответствующую политику стран и заключение между ними соглашений о создании региональной интеграционной группы (РИГ) того или иного типа. Создается и соответствующая правовая база хозяйственного взаимодействия. Проводится сознательное целенаправленное регулирование взаимных торгово-экономических связей. Понятие «региональный»» данном случае означает не просто географические границы той или иной организации. Имеется в виду исторически сложившаяся региональная общность, предполагающая сходство экономико-географических и хозяйственно-культурных комплексов, демографических структур, этнической истории и пр. Эта общность создает объективные возможности для формирования адекватных времени крупных политико-экономических образований, которые, используя многообразные преимущества «экономики масштаба», по мнению ряда аналитиков, уже в ближайшем будущем окажутся более эффективными и реальными субъектами МЭО, чем национальные государства, способными обеспечить формирование нового полицентрического и более стабильного, чем ныне, миропорядка. Развивающийся сначала в считанном количестве регионов мира интеграционный процесс в последние годы охватил почти все континенты, приведя к образованию многочисленных региональных и субрегиональных торгово-экономических групп. По данным ВТО, сегодня насчитывается 134 реально действующих региональных торгово-экономических соглашения. Причем 90 из них были образованы после 1995 г.'. Таким образом, в современной международной экономике наблюдается своеобразный «интеграционный бум». В таблице 1 представлены сведения об образовании интеграционных экономических организаций в основных регионах мирового хозяйства. [1] (см. приложение) Региональные объединения различаются по глубине и характеру выбранной интеграционной стратегии и институциональному устройству, по сферам и масштабам их деятельности, по количеству государств-членов. Интеграция характеризуется некоторыми сущностными характеристиками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран: _______________ WTO /Regionalism-fakts and figures. Geneva 2000 • устранением ограничений в движении товаров, а также услуг, капиталов, людских ресурсов между странами - участницами соглашения; • согласованием экономической политики стран-участниц; • взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов, формированием в рамках региона технологического единства производственного процесса; • широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких форм, совместным финансированием развития экономики и ее инновационного механизма; • связанными с этим структурными изменениями в экономике стран-участниц; • сближением национальных законодательств, норм и стандартов; • целенаправленным регулированием интеграционного процесса, развитием органов управления хозяйственным взаимодействием (возможны как межгосударственные, так и надгосударственные механизмы управления: как в случае с ЕС); • региональностью пространственных масштабов интеграции. Объективное содержание интеграции составляет в конечном итоге переплетение взаимопроникновение и сращивание воспроизводственных процессов, протекающих в виде «частичных интеграции». Интеграционный процесс охватывает отдельные звенья целостной системы: 1) Рыночное обращение (благодаря либерализации торговли и росту потоков факторов производства), включая обращение товаров, услуг, денежной массы, ценных бумаг и т. д. — это так называемая «поверхностная» (или «мягкая») интеграция (shallow integration); 2) собственно производство (глубокая интеграция — deep integration); 3) сферу принятия решении (на уровне фирм, предпринимательских союзов, национальных правительств, международных межправительственных и национальных организаций). Интеграция — сложный, противоречивый процесс. Противоречивость интеграции в значительной степени базируется на различиях интересов сторон, на неодинаковой способности отдельных звеньев воспроизводственных структур к участию в самом процессе легко она протекает в сферах рыночного (особенно товарного) обращения, менее поддается интегрированию непосредственно производственная сфера, наиболее сложна валютная интеграция. Глубокие интеграционные процессы имеют место лишь в Западной Европе и Северной Америке. Нарастает их глубина в Азиатско-тихоокеанском регионе. В большинстве регионов Латинской Америки, Южной Азии, Африки, на Среднем Востоке региональное сотрудничество пока еще не дает существенного эффекта. Во многом формальны еще интеграционные процессы и в СНГ. Однако сегодня уже надо учитывать, что страны, не использующие огромный потенциал интеграции в своей экономической стратегии, не способны выстоять в современной глобальной конкуренции, противостоять вызовам глобализации. Крупнейшими интеграционными центрами в современных МЭО является «триада» наиболее значимых объединений: 1. Европейский союз, в состав которого входят 15 государств — Германия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Финляндия, Австрия, Швеция. В рамках ЕС достигнута наивысшая на сегодняшний день степень хозяйственного взаимодействия. 2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), образованное США, Канадой и Мексикой. 3. Форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в составе 21 экономического объединения, в его рамках можно выделить несколько субрегиональных организаций (в частности, АСЕАН), многочисленных перспективных проектов. Интеграционная «триада» — это мощные полюсы современных МЭО (см. табл. 2)-приложения. [2]
2.2. Предпосылки и цели региональной интеграции Развитие интеграции предполагает наличие определенных предпосылок. - Во-первых, интегрирующиеся страны должны обладать примерно одинаковым уровнем экономического развития и зрелости рыночной экономики. Их хозяйственные механизмы должны быть совместимыми. Как правило, интеграция является наиболее прочной и эффективной, если интегрируются развитые страны. Во-вторых, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических отношений. Обычно объединяются страны, находящиеся на одном континенте в непосредственной географической близости, которым легче решать транспортные, языковые и другие проблемы. В-третьих, наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран (их отсутствие— одна из причин низкой эффективности интеграции в Африке, в арабском мире). В-четвертых, общность хозяйственных и иных проблем, которые реально стоят перед странами того иди иного региона. В-пятых, политическая воля государств, наличие стран - лидеров интеграции. В-шестых, так называемый «демонстрационный «эффект». Под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других государств появляется желание вступить в эту организацию. Так, демонстрационный эффект ЕС стимулировал 10 стран ЦВЕ к подаче заявок на вступление в Евросоюз. В-седьмых, «эффект домино». Поскольку интеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, остальные страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, так возникла «Группа трех» в Латинской Америке после того, как Мексика стала членом НАФТА (с ней подписали соглашения о свободной торговле Венесуэла и Боливия). Региональная интеграция имеет вполне конкретные цели. • Повысить национальную конкурентоспособность, совместно противостоять вызовам глобализации. • Использовать преимущества «экономики масштаба», позволяющие расширить размеры рынка, снизить трансакционные издержки, создать новую комбинацию факторов производства, стимулировать приток прямых иностранных инвестиций. Такие цели преследовали МЕРКОСУР, Андское сообщество, АСЕАН. • Содействовать модернизации и структурным реформам в экономике. • Подключить страны, создающие рыночную экономику или осуществляющие глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем развития; рассматривать этот процесс как важнейший канал передачи хозяйственного опыта. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, тоже заинтересованы в ускорении реформ, создании там полноценных емких рынков. • Получить для национальных производителей более широкий доступ к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, к новейшим технологиям, работать на более емкий рынок. • Укрепить добрососедские отношения между странами по всем направлениям. Происходит исчезновение условий для конфронтации. Создание благоприятной внешнеполитической среды — цель, особенно характерная для стран Ближнего Востока, Африки. • Усилить позиции участвующих стран на мировом рынке. Решаются определенные задачи торговой политики. Интеграция позволяет выступать совместно в международных организациях, укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО. 3. Показатели интенсивности интеграционных связей в региональных торгово-экономических группировках Интенсивность развития интеграции в различных РИГ можно проследить по совокупности нескольких показателей. Довольно распространенный показатель — доля в процентах от суммарного валового национального продукта, приходящаяся на внутрирегиональный товарооборот, экспорт, импорт. При этом важна и динамика этого показателя, позволяющая установить, усиливается интеграционная составляющая в экономическом развитии или нет. 4. Вызовы глобализации и «новый регионализм». Мегарегиональная интеграция Процессы глобального развития, охватившие большинство регионов и секторов мирового хозяйства, принципиально изменяют со отношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одна страна не в состоянии рационально сформировать и осуществить экономическую политику не учитывая требований глобализирующегося мирового хозяйства норм поведения основных участников мирохозяйственной деятельности. При этом следует учитывать, что качество развития, его темпы, от распевая структура во многом задаются мировой экономикой, новым] условиями, которые предопределяет глобализация. Активное использование преимуществ хозяйственной глобализации, открытость экономики наряду с многочисленными позитивными последствиями, шансами (которые хорошо известны) сопряжены и с серьезными рискам для безопасности страны: например, односторонней зависимостью о международного финансового рынка, быстрыми и крупномасштабны ми «миграциями» портфельных инвестиций и пр. Региональные экономические комплексы нужно рассматривать в качестве важнейших компонентов глобализации развития, а не его сегментации. Регионализация создает дополнительные возможности, стимулы, механизмы для либерализации торговли, движения капиталов, всех факторов производства в международной экономике, она — один из ответов на вызовы глобализации'
Формирующийся новый мировой порядок во многом вырастает снизу, постепенно кристаллизуясь вокруг наиболее сильных государств: Соединенных Штатов Америки, объединяющейся и расширяющейся Европы, несколько особняком стоящей Японии. На базе геоэкономических интересов этих и других центров конкуренции вырастает «мегарегиональная интеграция», принимающая различные формы — от зоны свободной торговли до идущих к конфедерации объединений (ЕС). Особый интерес к стратегическому регионализму проявляют Соединённые Штаты Америки. 1.Начиная с 1995 г. подписана серия крупных документов между США и ЕС в направлении создания нового трансатлантического 'рынка (New'Transatlantic Marketplace) и идут дебаты, в том числе на официальном уровне, по поводу дальнейшего расширения этого союза, превращения его в Трансатлантическую зону свободной торговли (TAFTA). Высказываются идеи включения в TAFTA всех стран ОЭСР; а также объединения TAFTA с АТЭС (Форумом Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества). 2. Параллельно предпринимаются попытки объединения двух Америк (СёвернЬй и Южной) и создания в Западном полушарии Все-американскои зоны свободной торговли (FTTA). Его участниками будут НАФТА и страны Латинской Америки. На этот суперрегион будет приходиться 1Т-Т& % мирового ВВП, 3. Европейский Союз за счет намеченного в ближайшее десятилетие расширения может резко нарастить свой ресурсный потенциал, образовав рынок, охватывающий не 15, как сегодня," а"28 государств, "чья совокупная доля в мировом ВВП может составить ,22-23%. 4. Форум Азиатско-тихоокеанского сотрудничества уже включает в себя "21 экономику, в том числе США, Японию, Канаду, Австралию, растущий Китай, Россию, новые индустриальные страны. Стратегия этого блока пока не совсем ясна, хотя провозглашена программа, как уже отмечалось выше, создания в регионе зоны свободной торговли и свободного движения инвестиций до 2020 года. Новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства все больше привлекает внимание исследователей. Некоторые аналитики полагают, что таким образом закладываются основы нового политического устройства мира. По их мнениК», суперрегионы движутся в направлении интегрий — наднациональных щотитических объединений со своей валютой, моделями экономического регулирования, правовыми институтами, структурами управления, системами безопасности. Поэтому в перспективе можно говорить не о государственных, а о квазигосударственных образованиях. Каковы ^Удут их конкретные формы — союзы, конфедерации, — не столь ваадно. Взаимодействие России с многополюсным, миром должно уже сегодня быть в центре внимания политиков и управленцев. Здесь необходима, на наш взгляд, многовекторная интеграция. • лидерство в СНГ на евразийском пространстве; • активное сближение с ЕС, очевидно, в какой-либо «мягкой» форме присоединения; • наконец, активное участие в азиатско-тихоокеанской интеграции (АТЭС), членом которого Россия является. Несомненно одно: 1. Глобализация мировой экономики и регионализм представляют собой серьезные вызовы для России. Более того, без правильного отношения к экономической глобализации и регионализму, без учета этих тенденций при разработке мер по возрождению России, без разумной и эффективной политики адаптации России к экономической глобализации и регионализму России не только не занять достойного места в глобализирующейся мировой экономике, но и не решить проблем внутриэкономического развития. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |