на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Интеграция стран Западной Европы: взгляд в будущее


Какова же степень открытости экономики в странах Западной Европы? Как известно, международные интеграционные группировки способствуют тому, что всё большее число стран отходит от политики опоры на собственные силы, стремясь интегрироваться в мировое хозяйство. Степень такой интегрированности зависит от общего уровня экономики, масштабов производства и внутреннего потребления, характера обеспеченности собственными природными ресурсами, особенностями ЭГП, отраслевой и территориальной структур хозяйства. Представление о степени открытости экономики стран Западной Европы может дать таблица:

Объём внешнеторгового оборота на душу населения по крупным регионам.[21]

Регионы

Оборот, в $.

СНГ 760
Западная Европа 6975
Восточная Европа 1830
Азия 445
Африка 265
Северная Америка 3630
Латинская Америка 470
Австралия и Океания 3335

Таблица красноречиво свидетельствует о том, что наиболее велика открытость экономики в странах Западной Европы. Рассмотрим ещё две таблицы:

Экспорт на душу населения в странах Западной Европы.

Страны

Экспорт, в рублях

Бельгия- Люксембург 6220
Швейцария 5000
Нидерланды 4775
Германия 3670
Финляндия 3080
Франция 2030
Великобритания 1755
Италия 1710
Испания 745

Экспортные и импортные квоты стран.

Страны

Экспортная квота, в % к ВВП.

Импортная квота, в % к ВВП.

Люксембург 93 50
Ирландия 70 30
Бельгия 68 40
Нидерланды 65 34
Швейцария 40 35
Австрия 36 26
Швеция 34 24
Германия 32 22
Великобритания 26 21
Франция 21 17
Италия 18 15

Анализируя обе таблицы, нетрудно заметить, что самый высокий уровень открытости экономики имеют малые страны Западной Европы.

А если рассматривать открытость экономики стран по отраслям, то получится следующая картина: Швейцария экспортирует 90-95% производимых в стране часов и фармацевтических товаров, 80-90% станков. Австрия, Бельгия, Нидерланды отправляют на мировой рынок 75-80% станков.[22]

Крупнейшей в мире компанией по размерам прибыли является совместная англо-голландская корпорация “Ройал Датч-Шелл”, занимающаяся нефтепереработкой. Её прибыль за 1996 год составила 6,9 млн. $.[23]

Это ещё раз доказывает преимущества интеграции в области торговли.

Международное производственное сотрудничество.

Международное сотрудничество в области материального производства в наши дни также приобретает всё большее значение и начинает выступать во всё более разнообразных формах. Во-первых, это международные специализация и кооперирование производства. На ранних этапах они находили выражение преимущественно в межотраслевой специализации, исходившей из природных предпосылок (Финляндия - на производстве лесоматериалов, Дания и Нидерланды - на выпуске мясомолочной продукции). По мере углубления НТР всё большую роль стала играть внутриотраслевая специализация. Примером предметной специализации является выпуск Великобританией колёсных тракторов средней мощности, Германией- малой мощности. Более сложная форма - подетальная специализация, при которой возникают ещё более тесные связи между предприятиями разных стран. Они выражаются в обмене комплектующими деталями и узлами. Такая специализация достигла наиболее высокого уровня в пределах интеграционных группировок, и в первую очередь ЕС, где предприятия отдельных стран связаны между собой многими тысячами производственных нитей. Так ещё в 70-ых годах начал выпускаться европейский грузовик, который собирался в Великобритании, но моторы для него поступали из Швеции, кузова из Италии, оборудование управления из Германии. В 80-ых годах ФРГ, Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Италия и Испания совместно осуществили программу создания самолёта-аэробуса. Каждая из перечисленных стран производит часть необходимых деталей и узлов, а сборка аэробусов осуществляется во французском городе Тулуза. А в 90-ых годах ряд стран Западной Европы объединяет свои усилия для создания собственного суперкомпьютера, производительностью более 1 триллиона операций в секунду. Стоимость этого проекта- 10 млрд. $. В постадийной специализации, которая применяется там, где возможно расчленение единого технологического процесса на отдельной стадии (например, в производстве этилена) предприятия многих стран связаны друг с другом. Сотрудничество между странами возможно и в области капитального строительства. Оно выражается в сооружении крупных промышленных и других объектов в одних странах при экономическом и техническом содействии других стран (Финляндия оказывала помощь России при строительстве Костомукшского горно-обогатительного комбината). Другим примером совместного строительства может служить туннель под Ла-Маншем - самый длинный туннель под морским дном. Каждый из двух одинаковых железнодорожных туннелей, проложенных под Ла-Маншем между Фолкстоуном (графство Кент, Великобритания) и Кале (Франция), длиной по 49,94 км. Несмотря на то, что этот туннель уступает по общей протяжённости туннелю Сейкан, его подводный участок на 14,7 км длиннее. Туннель открыт в 1994 году.[24]

Большое распространение в странах Запада получили совместные предприятия, где служат важнейшим средством специализации и кооперирования. Доля совместных компаний в Великобритании- 40%.[25]

Использование единой транспортной сети.

Транспортная система Западной Европы представляет собой переплетение различных видов транспорта. Здесь проходят магистральные автомобильные и железные дороги, морские порты, судоходные реки и каналы, трубопроводы, международные аэропорты. Именно к таким объектам привлечено внимание международных обще транспортных организаций. Международным железнодорожным союзом был разработан долгосрочный план развития железных дорог Европы, Комитетом по международному транспорту Европейской экономической комиссией - программа развития автомагистралей, Советом министров транспорта - проект создания единой сети европейских водных путей. При этом технические новшества нацелены прежде всего на магистрализацию транспортных путей, повышающую их пропускную способность, на создание полимагистралей (вмещают в себя параллельно проходящие трассы железных и автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач). В Западной Европе главный такой “коридор” проходит вдоль Рейна, где интенсивность движения самая высокая в регионе. Другой “коридор” прослеживается между портами Германии на Балтийском море и портами Италии на Адриатике. “Коридоры” широтного направления проходят по Северо-Германской низменности, а также к северу и югу от Альп. Общее представление о международных железнодорожных магистралях Западной Европы может дать схема, показывающая направления двадцати международных пассажирских экспрессов. Каждый из них несёт своё название: экспресс № 2 Амстердам- Мюнхен именуется “Рембрандт”.

Интенсивность движения на отмеченных на карте направлениях очень велика. Между Кёльном и Кобленцом курсирует до 350-ти составов в сутки. В связи с усилением интеграционных процессов была разработана единая для стран ЕС программа создания сети скоростных железных дорог. В 1992 году вошли в строй скоростные железные дороги Гамбург- Мюнхен и Гамбург - Франкфурт-на-Майне, где скорость экспрессов до 250-ти км в час. Но основные усилия сосредоточены на сооружении скоростной железнодорожной линии “Трансрапид” между Берлином и Гамбургом. В 1993 году на опытном участке этой магистрали была достигнута скорость 450 км в час. В период бурного железнодорожного строительства в Европе (начало 20-ого века) появились первые железнодорожные туннели, позволившие открыть сквозное движение между странами, а в 60-ых годах началось сооружение автодорожных туннелей (между Францией и Италией). Сейчас таких туннелей более 15-ти, вот крупнейшие из них:

Название туннеля

Назначение

Длина

Высота над ур-ем моря

Страна нахождения

1.Мон-Сени ж.д. 13,6 1507 Франция-Италия
2.Фрежюс ж.д. 12,9 1300 Франция-Италия
3.Сен-Бернар авт. 5,8 1875 Швейцария-Италия
4.Монблан авт. 11,6 1380 Франция-Италия

В Западной Европе при относительно небольших расстояниях, к тому же в условиях отмены в большинстве стран таможенных барьеров, особенно выявились преимущества автомобильного транспорта, который опередил по темпам роста все остальные его виды. В субрегионе уже создана международная сеть автомагистралей, имеющих общую нумерацию, основу которой составляют автострады.

Ещё одну важную трансъевропейскую магистраль должен образовать сквозной водный путь Рейн-Майн-Дунай. Отныне обе главные речные магистрали Рейн и Дунай соединены между собой.

Протяжённость водного пути- 3,5 тыс. км.[26]

В 1974 году под Ла-Маншем началось строительство “Евротуннеля” между Францией и Великобританией, а 1985 году были достигнуты окончательные соглашения по его строительству.

Густая транспортная сеть Западной Европы, наличие скоростных магистралей, оборудованных туннелей способствуют возникновению тесных взаимосвязей между государствами, развитию интеграционных связей между ними.

Велика роль и воздушного транспорта. Он имеет сходную с автомобильным транспортом “сферу влияния”. Крупнейшие города Западной Европы связаны между собой множеством авиалиний.

Крупнейший аэропорт Великобритании Хитроу, Лондон, расположен на площади 1197 га. Примерно 92 авиакомпании из 83-ёх стран мира совершают регулярные рейсы в этот аэропорт. В 1995 году его работники, которых насчитывается 56 700 человек, обслужили 419 000 самолётов и 54 450 000 пассажиров (в том числе транзитных).[27]

Этот пример ещё раз свидетельствует о тесной интеграции региона в области транспорта.

Научно-технические связи.

Научно-технические связи - это более молодая форма международных экономических отношений в сфере НИОКР. Научно-технические связи могут осуществляться в виде обмена или купли-продажи (трансфере) научно-технических знаний, а также в осуществлении совместных проектов и разработок. В обмене или купле-продаже научно-технических знаний ведущее место занимают лицензии. Кроме того, передача передового опыта, не запатентованных секретов производства тоже происходит довольно часто. Имеется и передача передовой технологии по таким новым каналам и как строительство предприятий “под ключ”, инжиниринг - инженерные услуги, консалтинг - техническое консультирование, лизинг- аренда промышленного и научно-технического оборудования. Осуществление совместных проектов представляет собой более высокую форму научно-технических связей, так как при этом происходит не просто купля-продажа технической документации, а её совместная разработка и внедрение.[28]

Западная Европа, вступив в “технологическую гонку”, концентрирует свои усилия вокруг предложенной Францией программы “Эврика”. Ярким примером международного научно-технического проекта может служить “Интеркосмос”, благодаря которому велись запуски космических кораблей с международными экипажами на борту (Франция-Россия).

Предоставление международных услуг.

В последнее время всё большее воздействие на ход мирового экономического развития и тем более всемирные экономические отношения начинает оказывать международная торговля услугами. Ещё 2-3 десятилетия назад ведущее место в ней занимали транспортные услуги, заключавшиеся прежде всего в предоставление свободного морского тоннажа для фрахтования другими заинтересованными странами. Так возникло понятие “морской извозчик”; в этой роли выступала Норвегия и многие другие морские державы. Затем стало возрастать значение “доходов от инвестиций”, которые, правда, плохо поддаются статистической оценке. И, наконец, появились услуги в области информации и телекоммуникации, дистанционного зондирования Земли из космоса, аренда машин и оборудования, расчёты с помощью ЭВМ, рыночные, лабораторные и прогнозные исследования, управленческие услуги, входящие в категорию деловых услуг. Возрастание затрат на НИОКР обусловило возникновение комплекса услуг, предназначенных для усиления связи науки и производства. Одной из составных частей этого комплекса стали услуги инжиниринга, то есть экспертно-консультативные услуги. Услуги - специфический товар. Поэтому нужно учитывать, что предоставление многих их видов требует присутствия поставщика услуг в стране их потребления. Это относится к услугам в области банковского дела, страхования, рекламы, строительства, аренды машин и оборудования, медицинского обслуживания. Основная торговля услугами происходит на рынке, который образуют экономически развитые страны Запада: на них приходится около 90% мирового экспорта и 80% мирового импорта услуг. Многим из этих стран, являющемся нетто-экспортёрами услуг, эта деятельность даёт значительные валютные поступления. Из стран Западной Европы на 1-ом месте в торговле услугами стоит Германия (а в мире она на 3-ем месте после Японии и США). В качестве важных экспортёров услуг выступают: Германия, Великобритания, Франция, Италия.

Международный туризм.

Международный туризм - одна из форм обмена услугами. Этому способствовала и “транспортная революция”, и общее повышение качества и уровня жизни, увеличение продолжительности отпусков и доходов. Наконец, это и общий рост культуры, вызывающий рост познавательных потребностей людей. Туризм нередко называют “промышленностью без фабричных труб”. Туристский бум вызвал к жизни развивающуюся быстрыми темпами индустрию туризма (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, предприятия общественного питания - предоставляют услуги по размещению туристов). Туристские фирмы, занимающиеся организацией туризма; транспортные организации, занимающиеся перевозками, учебные заведения готовят экскурсоводов; информационные и рекламные службы; органы управления туризмом; предприятия по производству товаров туристского сервиса; предприятия розничной торговли. Туризм стимулировал создание специальной полиграфической базы для издания туристской литературы.

Специалисты в области туризма выделяют 4 его вида:

1.  рекреационный или оздоровительный туризм;

2.  экскурсионный туризм;

3.  научный туризм;

4.  деловой туризм.

К числу особых разновидностей туризма можно отнести религиозное паломничество. Научно-техническая революция вносит свой вклад в развитие экскурсионного туризма строительством новых объектов: в “Футуроскопе”, в европейском парке движущихся образов, вблизи Пуатье, Франция, есть кинотеатр круговой панорамы с девятью проекторами и девятью экранами, общая площадь которых 272 квадратных метров, он стал одним из объектов туризма.[29] Иногда туризм подразделяется по видам транспорта. Существуют традиционные маршруты вокруг Европы, а недавно к ним добавились более “экзотические”: в Гренландию, на Шпицберген. Для захода круизных туристских судов в Лондоне, Барселоне, Венеции сооружены современные причалы. Европа привлекает 65% туристов от общего числа, но в последние годы доля Европы чуть снизилась. На географию туристско-рекреационных районов оказывают влияние: а) социально-экономические факторы; б) природные факторы; в) инфраструктурные факторы; г) экономико-географического положения.

Страны с наибольшим развитием международного туризма.

Страны

число туристов, в млн. чел.

Испания 55
Италия 45
Франция 40
Австрия 18
Великобритания 17
Германия 15
Швейцария 13
Андорра 12
Бельгия 11

Легко заметить, что в приведённом перечне преобладают экономически развитые страны, а среди них - страны Европы, возглавляемые традиционной “большой тройкой” (Испания, Италия, Франция), где в сфере обслуживания туризма занято 10-15% населения. Если же добавить к данным таблицы страны, принимающие от 1 до 5 млн. туристов в год, то в их числе также будут представлены Португалия, Швеция, Нидерланды, Дания, Норвегия, Ирландия. Доля туризма в общих доходах от экспорта товаров и услуг составляет: в Великобритании 5%, Франции, Дании 7-8%, в Италии, Швейцарии 11-12% , Португалии более 20%, в Испании, Австрии 30-35%. В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране Всемирного культурного и природного наследия. В списке Всемирного наследия числятся: Вестминстер и Тауэр в Лондоне, исторические центры Рима и Флоренции, памятники архитектуры Ватикана. К городам мира, объявленным ЮНЕСКО достоянием человечества, относятся: Берн, Страсбург, Берген, Флоренция, Эвора и другие.[30] Для отдельных стран характерны “пиковые годы”: для Франции - “круглые” годовщины Великой французской революции, годы проведения летних и зимних олимпийских игр (Испания, 1992 год).[31]

Перспективы развития интеграционных процессов, взгляд в будущее.

         Государства Западной Европы обладают высокоразвитой рыночной экономикой, базирующейся на крупных ресурсах основного капитала,  передовых производственных технологиях, квалифицированных трудовых ресурсах. Огромную роль для каждой из этих стран и для всего региона в целом сыграла экономическая интеграция - идёт процесс всестороннего углубления и расширения устойчивых экономических связей между странами. Я считаю, что в дальнейшем интеграционные процессы будут затрагивать всё новые сферы, ведь НТР требует всё более тесного взаимодействия национальных хозяйств и научно-технических потенциалов. Например, дальнейшее сотрудничество в области космоса может привести к созданию новых туристических маршрутов на Луну, Марс и т.д. В газете “Экономика и жизнь” корреспондент Свириденко в статье “Что век грядущий нам готовит?” делает такой прогноз: “С января 2002 года евро станет единственным законным средством платежа в странах- членах ЭВС. Позитивное отношение России к евровалюте будет способствовать проникновению евро во все страны пост советского пространства. По прогнозам, Россия может присоединиться к валютному Союзу в качестве полноправного участника лет через 15.”32

         От себя лишь хочу добавить, что это будет возможно при условии, что страны Западной Европы - участники блока НАТО научатся уважать интересы других стран, ведь события в Югославии дают почву для таких раздумий.

 Поскольку регион не обеспечивает себя многими видами полезных ископаемых: хромитами, никелем, кобальтом, вольфрамом, марганцем, оловом и т.д. В результате длительной эксплуатации ряд месторождений близок к истощению. В целом Западная Европа обеспечена минеральным сырьём слабо, что усиливает её зависимость от импорта. Географический рисунок цветной металлургии, использующей концентраты руд из Африки и Азии, сдвинулся к морю (Валенсия, Венеция и т.д.). Но это касается только тяжёлых цветных металлов. Производство же алюминия сосредоточено в странах, вырабатывающих дешёвую электроэнергию (Норвегия, Швеция, Австрия). Возможно, в будущем цветная металлургия появится в городах Берген (Норвегия) - рядом имеется гидроэлектростанция, Турин (Италия)- доставка сырья возможна по судоходной реке По, а рядом с городом имеется ГЭС.  В ближайшем будущем трудно ожидать появления в Западной Европе новых районов чёрной металлургии, хотя пространственные сдвиги в пределах существующих районов, по видимому, будут происходить. Уже сейчас приморские районы и центры не уступают по размерам общей выплавки “горно-металлургическим” районом. Произошла переориентация западноевропейской чёрной металлургии на более дешёвую руду из Канады, Австралии, Бразилии, Венесуэлы... Что же касается энергетических ресурсов, то большая часть их тоже привозная (природный газ поступает в Западную Европу преимущественно из Алжира и Ливии). Перспектива увеличения его поставок связана с освоением новых месторождений в районе Северного моря.

 Если взглянуть на карту объединённых энергосистем Западной Европы, то мы увидим, что формирование в Западной Европе единого экономического пространства привело к необходимости более прочного объединения энергосистем. Например, уже проведены подводные кабельные линии, соединившие через Балтийское и Северное моря ГЭС Швеции и Норвегии с энергосистемами Западной Европы.

В будущем между энергосистемами Западной и Восточной Европы появятся всё новые “связки” (уже сейчас такие “связки” появились между Чехией и Германией, Венгрией и Австрией). Разрабатываются планы создания Общеевропейского энергетического сообщества. Экономическая интеграция стран приводит к “подтягиванию” экономического развития менее развитых стран к уровню наиболее высокоразвитых государств.

Ещё одним приоритетным направлением сотрудничества является охрана окружающей среды. В 1976 году 17 средиземноморских стран приняли Конвенцию об охране Средиземного моря (“Голубой план”), в 1987 году “Программа действий - Рейн”, действующая до 2000 года. В 1990 году создана комиссия по охране Эльбы. Интересные географические аспекты содержит и проект “Будущее окружающей среды в Европе”, рассчитанный до 2030 года, то есть и в этой области намечаются достаточно широкие горизонты сотрудничества. 


Библиография:

1.А.Алексеев “Совет Североатлантического Сотрудничества и будущее Европы”//ж. “Международная жизнь”, 1992 год, № 3-4.

2.С. Батырев “От валютного союза - к супердержаве “Европа”//ж. “Эхо планеты”, 1997 год, № 12(март).

3.К. Золотас “Вопросы экономического и валютного объединения Европы”//ж. “Вопросы экономики”,1991 год, № 11(ноябрь).

4.Т. Золотухина “Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты”//ж. “Вопросы экономики”, 1998 год, № 9(сентябрь).

5.“Книга рекордов Гиннесса 1998, изд. “Reader’s Digest”, Барселона, 1997 год.

6. П. Кулигин “Становление и функции новой системы банков: опыт Восточной Европы”,//ж. “Вопросы экономики”, 1994 год, № 4

7.В. П. Максаковский “Географическая картина мира”, часть 1, Ярославль, изд. “Добро”, 1993 год.

8.В. П. Максаковский “Географическая картина мира”, часть 2, Ярославль, изд. “Верхняя Волга”, 1998 год.

9.“Международная экономическая интеграция и развитие пространственной структуры мирового хозяйства”//ж. “География в школе”, № 2, 199  год.

10.Свириденко “Что век грядущий нам готовит?”//газета “Экономика и жизнь”, 1998 год, № 3(январь).

11.Ю. Шпаков “Дойче Банк”: взгляд на экономику к востоку от Германии”//газета “Московские новости”,1996 год,№ 15(14-21 апреля).



[1] -В. П. Максаковский (академик РАО) “Предисловие”// В. П. Максаковский “Географическая картина мира”, часть 2, Ярославль, изд. “Верхняя Волга”, 1998г., с.4.

[2] В. П. Максаковский “Географическая картина мира”, часть 2, с.9-10.

[3] В. П. Максаковский “Географическая картина мира”, часть 1,Ярославль, изд. “Добро”, 1993г., с. 113-114.

[4] А. Алексеев “Совет Североатлантического Сотрудничества и будущее Европы” \\ ж. “Международная жизнь”, 1992 год, № 3-4, с. 133.

[5] “Международная экономическая интеграция и развитие пространственной структуры мирового хозяйства” \\ ж. География в школе”, № 2,199  год, с. 5.

[6] В. П. Максаковский “Географическая картина мира”, часть 1, с. 114-115.

[7] К. Золотас “Вопросы экономического и валютного объединения Европы” \\ж. “Вопросы экономики”, 1991 год, № 11(ноябрь), с. 112.

[8] Сергей Батырев “ От валютного союза - к супердержаве “ Европа” \\ ж. “Эхо планеты”, 1997 г.,№ 12 (март), с. 7.

[9] Т. Золотухина “Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты” \\ ж. “Вопросы экономики”, 1998 год, № 9(сентябрь), с. 128.

[10] № 8, с. 6.

[11] № 8, с. 9.

[12] П. Кулигин “Становление и функции новой системы банков: опыт Восточной Европы”, \\ ж. “Вопросы экономики”, 1994 год, № 4, с. 59.

[13] № 3, с. 287.

[14] № 12, с. 61.

[15] № 9, с.132.

[16] № 5, с. 9.

[17] № 3, с. 287.

[18] “Книга рекордов Гиннесса 1998”, изд. “Reader`s Digest”,Барселона, 1997 год, с. 103.

[19] № 3, с. 274-276.

[20] Ю. Шпаков “ Дойче Банк”: взгляд на экономику к востоку от  Германии”, // газ. “Московские новости”, 1996год, № 15(14-21 апреля), с. 22.

[21] № 3, с. 272.

[22] № 3, с. 273.

[23] № 18, с. 100.

[24] № 18, с. 155.

[25] № 3, с. 290-291.

[26] № 1, гл.13, с. 71-78.

[27] № 18, с. 153.

[28] № 3, с. 293.

[29] № 18, с. 150.

[30] № 3, с. 298, рис. 63.

[31] № 3, с. 295-300.

32 газета “Экономика и жизнь”, № 3, 1998 год, январь//Свириденко “Что век грядущий нам готовит?”, с. 4.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.