на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Экологические проблемы в Республике Казахстана


Медикам запрещалось ставить правильный диагноз заболеваний, связанных с воздействием радиации

В 1957 году ученые медики из Алма-Аты провели первые выборочные обследования населения, проживающего рядом полигоном. Был выявлен специфический комплекс паталогических симптомов, связанных с воздействием на организм ионизирующих излучений

Было отмечено, что воздействие радиации вызывает процесс преждевременного старения организма, увеличения онкозаболеваний, случаев суицида

Согласно статистическим данным, в Семипалатинской области в 1980 году на 100 000 населения было 158 случаев онкозаболеваний, а уже в 1990 г. эта цифра увеличилась на одну треть. Смертность от рака легкого выросла в три раза, от рака пищевода в 8 раз, а всего от онкологических заболеваний она была на 39 процентов выше, чем в контрольной группе

Ученые выявили, что 1,5 миллиона человек, проживающих на территориях Семипалатинской, Карагандинской и Павлодарской областей, примыкающих к полигону, были подвергнуты облучению в дозах более 1 бэра, и свои хромосомные нарушения, полученные при облучении, они передавали будущим поколениям. Сегодня тысячи пострадавших, живущих на земле. прилегающей к полигону, остались без поддержки государства. И хотя в Казахстане принят закон "О реабилитации населения, пострадавшего от ядерных испытаний", в связи с тяжелым экономическим положением в республике он не работает в полную меру .»

Бывший Семипалатинский испытательный ядерный полигон (СИЯП) расположен в северо-восточной части Казахстана, в степной и полупустынной зоне, с общей площадью 18500 кв. км. Полигон занимает площади Восточно-Казахстанской (54%), Павлодарской (39%) и Карагандинской (7%) областей. Периметр административной границы СИЯП - около 600 км. Постановлением Правительства Республики Казахстан № 172 от 07.02.1996 года земли бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона переведены в состав земель запаса: Карагандинской области – 131,7 тыс.га, Павлодарской – 706 тыс.га, Восточно-Казахстанской – 978,9 тыс.га.

Первый ядерный взрыв на СИЯП был произведен 29 августа 1949 года. 12 августа 1953 года на полигоне было испытано первое термоядерное устройство, а 22 ноября 1955 года - водородная бомба. За время функционирования полигона (1949-1989 годы) на его территории было проведено в общей сложности 468 ядерных взрывов, в том числе: 125 атмосферных (26 наземных, 91 воздушных, 8 высотных); 343 испытательных ядерных взрыва под землей (из них 215 в штольнях и 128 в скважинах). Испытания проводились с устройствами различной мощности, на разных глубинах и в разнообразных горных породах. По оценкам института высоких энергий Академии наук Казахстана, суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных в атмосфере и над землей СИЯП, (в населенной местности), в 2,5 тысячи раз превышает мощность бомбы, сброшенной американцами на Хиросиму в 1945 году. За пределы полигона вышли радиоактивные облака 55 воздушных и наземных взрывов и газовая фракция 169 подземных испытаний. Именно эти 224 взрыва обусловили радиационное загрязнение всей восточной части территории Казахстана. Сорокалетние испытания ядерного оружия создали экстремальное морально-стрессовое состояние населения региона и нанесли непоправимый ущерб здоровью людей.

С 1989 года ядерные испытания не проводятся.

29 августа 1991года Указом Президента Республики Казахстан Семипалатинский испытательный ядерный полигон (СИЯП) был официально закрыт. Ровно через 42 года после проведения первого ядерного взрыва в СССР, ядерные испытания были прекращены навсегда. Последовал международный мораторий на испытания ядерного оружия: остановились остальные полигоны — Новая Земля (Россия), Невада (США), атолл Мурурод (Франция), Лоб-Нор (Китай).

В 1992 году Казахстан, уже как независимое государство, подписал Лиссабонский протокол к Договору СНВ-1, в котором зафиксировал свои обязательства о нераспространении ядерного оружия.

В 1993 году Казахстан одним из первых в СНГ присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия, и в декабре 1994 года ядерными державами мира был подписан Меморандум о гарантиях безопасности нашей стране.

В 1994 году был завершен вывод с территории страны всего ядерного оружия.

В 1995 году уничтожен последний ядерный заряд на бывшем Семипалатинском полигоне.

1996 год – Казахстан стал участником Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

1997 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об оказании помощи регионам Казахстана, пострадавшим от ядерных испытаний.

В 2000 году была уничтожена последняя штольня для ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

3.3 Экономическое решение охраны здоровья населения пострадавшего от ядерных испытаний

Последствия ядерных испытаний трагичны. Здоровью населения районов, прилегающих к Семипалатинскому региону, нанесен непоправимый вред. Средняя продолжительность жизни здесь не превышает 40-50 лет. Радиационное воздействие привело к резкому ослаблению иммунитета, что увеличивает количество заболеваний, обостряет течение и длительность болезней. У пострадавших от радиоактивного облучения значительно чаще встречаются злокачественные образования. Анемия, необычные поражения кожного покрова, нарушения артериального давления, патология крови и сосудов, преждевременное старение, психические заболевания, суициды – все это печальное наследие полигона.

В настоящее время отмечается тенденция ухудшения показателей здоровья населения, проживающего в зоне влияния СИЯП.

Так, по Каркаралинскому району Карагандинской области произошло снижение численности населения с 70800 человек в 1990 году до 47026 человек в 2004 (снижение на 66,4 %); рождаемость на 1000 человек снизилась с 26,23 в 1990 году, до 11,6 в 2004 году (44%); наблюдается рост числа детей с врожденными пороками - от 3 случаев за 1990 г до 12 за 2004 г , показатель врожденных аномалий составляет за 2004 г 80,8 на 100 тыс.населения при областных показателях – 67,7; возросла заболеваемость онкологическими заболеваниями: от 122, 1 на 100000 населения в 1990 году до 129,7- в 2004.

В связи с повсеместной, и продолжающейся до сих пор оптимизацией здравоохранения, количество койко- мест с 770 в 1990 году снизилось до 120- в 2004.

По Лебяженскому району Павлодарской области рождаемость на 1000 человек снизилась с 25, 3 в 1990 г . до 13,1 в 2004 году (на 52 %), а количество онкологических больных возрастает. Если в 1990 г . зарегистрировано 131,5 случая то в 2004 – 194,3. И при этом снижается обеспеченность населения района больничными койками, врачами и средними медицинскими работниками.

По Восточно-Казахстанской области: согласно статистки количество детей рожденных с врожденной патологией увеличился с 187,7 в 1990 году, до 326,4 в 2004 году ( 58%), рождаемость на 1000 населения с 17,1 человек в 1990 снизилась до 13,3 в 2004 году (27%). Обеспеченность региона больничными койками, врачами и средними медицинскими работниками, квалифицированным медицинским обслуживанием, так же как и в других регионах СИЯП, остается открытой.

Принятая государственная Программа медицинской реабилитации населения, пострадавшего вследствие ядерных испытаний на бывшем СИЯП в 1949-1990 годах, практически не реализована. Установленные сроки, по созданию Единого Государственного медицинского регистра Казахстана (1997 - 1999 г .), продлены на неопределенный срок. Одной из причин является отсутствие должного финансирования.

Этой же Программой предусмотрено создание Межрегионального медицинского реабилитационного центра в г. Семипалатинске, и его филиалов, на базе областных больниц. Однако, финансирование должно осуществляется за счет внебюджетных средств (инвестиции, гранты, спонсорские благотворительные гранты).

3.4 Воздействие ядерных испытаний на окружающую среду

С точки зрения воздействия на окружающую среду выделяются два этапа ядерных испытаний:

1 этап – проведение ядерных взрывов в атмосфере в период с 1949 по 1962 гг.

2 этап – проведение подземных ядерных взрывов в период с 1961 по 1989 гг.

Проведенные на СИЯП ядерные взрывы можно сгруппировать следующим образом:

- наземные взрывы – характеризуются выпадением активности на территории полигона;

- воздушные взрывы – характеризуются выносом активности за пределы полигона, её разбавлением в атмосфере и вкладом в глобальные атмосферные выпадения;

- подземные взрывы – характеризуются сосредоточением активности в котловых полостях. Исключением являются взрывы на выброс и взрывы с нештатной радиационной ситуацией, которые приводят к загрязнению поверхности.

Наземные ядерные взрывы сформировали на местности долговременное радиоактивное загрязнение в виде длинных "радиоактивных следов", уходящих далеко за пределы полигона. Таким образом, радиационная обстановка на территории полигона сформировалась в период проведения атмосферных и наземных испытаний, то есть с 1949 по 1962 гг. Последний наземный ядерный взрыв был произведен на площадке «Опытное поле» СИЯП 24 декабря 1962 года.

После вступления в силу Международного договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах (в космосе, воздухе и воде), подписанного 10 октября 1963 в Москве между СССР, США и Великобританией, на полигоне стали проводиться только подземные взрывы.

На сегодняшний день на территории СИЯП ведется сельскохозяйственная, горнодобывающая и геологоразведочная деятельность. Территория полигона не огорожена и не обозначена на местности, нет никаких знаков, предупреждающих об опасности.

Население имеет свободный доступ на территорию бывшего полигона, включая особо опасные с радиологической точки зрения участки- эпицентры ядерных взрывов на испытательных площадках полигона. Министерства и ведомства, ответственные за территорию бывшего СИЯП, не располагают данными о пригодности к использованию земель полигона. Государственные органы, проводящие радиоэкологические исследования на СИЯП, никогда не предоставляли исполнительным органам и населению информацию о расположении непригодных к использованию загрязненных территорий полигона.


4. Рассмотрение экологических проблем на государственном уровне

4.1 “Стратегии-2030” Республики Казахстан “Улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии”

Вступая в новый век, Республика Казахстан, как и большинство государств, столкнулась с серьезнейшими проблемами в области окружающей среды, и ныне их решение возведено в ранг государственной политики. В “Стратегии-2030” Республики Казахстан “улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии” является одним из приоритетных направлений. С 1998 года началась реализация долгосрочной стратегии Республики Казахстан до 2030 года – “Экология и природные ресурсы”. Ее первый этап - Стратегический план развития республики на 1998-2000 гг. - уже практически получил свое осуществление.

Постановлением Правительства Республики Казахстан в марте 1999 г. одобрена концепция зонтичного проекта “Улучшение окружающей среды для устойчивого развития Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской областей и города Астаны. Разработан зонтичный проект “Улучшение окружающей среды вдоль шелкового пути для устойчивого развития южного региона республики Казахстан”. Проекты, его составляющие, предусматривают приоритетные действия на всех уровнях, включая международный, национальный и местный, по обеспечению жизнедеятельности населения, транспортных инфраструктур, развитию производства, торговли, туризма. Ведется работа по подготовке международной экологической программы Каспийского региона.

В соответствии с инициативой Республики Казахстан и решением 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, идет реализация Программы реабилитации Семипалатинского региона, пострадавшего от ядерных испытаний. Согласно Программе, предполагается осуществление ряда проектов экологической, медицинской, гуманитарной, экономической и информационной направленности, в том числе, создание международного центра по изучению последствий деятельности Семипалатинского полигона на здоровье населения и природную среду, разработка устойчивой стратегии землепользования, гуманитарной помощи населению региона. Это будет способствовать консолидации всех здоровых интеллектуальных и антивоенных сил всего мирового сообщества.

Казахстан активно входит в процессы международного сотрудничества, Страна стала участницей 12 международных договоров и других соглашений в области окружающей среды, ведется подготовка по присоединению и ратификации к ряду приоритетных для нее конвенций. Началось выполнение обязательств страны по многим международным договорам, в том числе по Рамочной конвенции по изменению климата, Венской конвенции и Монреальскому протоколу в отношении озоноразрушающих веществ, Конвенциям по биоразнообразию и опустыниванию.

Координацию деятельности в области экологии осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан. В тесном контакте с ним работает Национальный экологический центр устойчивого развития Республики Казахстан, в структуру которого входит Комитет международных экологических конвенций, Комитет подготовки проектов, Комитет мониторинга проектов, Комитет по проблемам Каспия и нефтегазовых загрязнений.

Комитетом подготовки проектов ведется большая работа по проектам национального уровня, в частности, по проектам “Трансграничное управление бассейном реки Иртыш”, “Управление водными ресурсами бассейна рек Нура - Ишим”, “Развитие возможностей для более эффективного использования энергии в снабжении теплом и горячей водой в Казахстане”, “Регулирование русла реки Сырдарьи и северной части Аральского моря” и многих других проектов. Комитетом мониторинга проектов сформирована база данных программ и проектов, регулярно проводится анализ и оценка программ и проектов по критериям соответствия приоритетам Стратегического плана.

Остро стоят проблемы Каспия и нефтегазовых загрязнений в связи с продолжающимся подъемом уровня Каспийского моря и затоплением нефтепромыслов и других объектов. Правительствами пяти прикаспийских государств (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан) совместно со Всемирным Банком, ПРООН и ЮНЕП разработана и реализуется Каспийская экологическая программа (КЭП) при поддержке ГЭФ, ЮНЕП, ТАСИС. Приоритет действий в рамках КЭП направлен на обеспечение устойчивого проживания населения и хозяйственной деятельности в условиях изменения уровня Каспийского моря; ликвидацию загрязнения и улучшение качества окружающей среды Каспия и его биоресурсов; оздоровление и восстановление экосистем Каспийского моря и сохранение биоразнообразия; обеспечение экологической безопасности в регионе и сохранение качества окружающей среды для устойчивого человеческого развития.

4.2 Международные экологические конвенции

Важную роль в улучшении экологической ситуации в глобальном масштабе призваны сыграть международные экологические конвенции. В Республике Казахстан они находятся в ведении Комитета международных экологических конвенций НЭЦ УР, деятельность которого связана с подготовкой к ратификации природоохранных конвенций, участием в их реализации.

Одной из глобально значимых конвенций, ратифицированных в 1995 году Республикой Казахстан, является Рамочная конвенция ООН по изменению климата. Казахстан является активным участником общемирового процесса стабилизации и уменьшения количества парниковых газов в атмосферу, при этом позиции специалистов и официальных властей полностью совпадают. В 1992 году, после конференции в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, РК подписала, а в 1995г. - ратифицировала Рамочную конвенцию об изменении климата. Для реализации целей Конвенции развитые страны и ряд стран с переходной экономикой взяли на себя обязательства к 2000 г. вернуться к уровням выбросов парниковых газов 1990г. В августе 1998 г. Казахстан принял решение о подписании Киотского Протокола, а в марте 1999г. он был подписан Президентом Назарбаевым Н.А. С учетом серьезности глобальных последствий изменения климата и исходя из общемировых приоритетов этой проблемы, Казахстан полагает, что необходимо продолжить процесс ратификации Киотского Протокола и получения РК статуса страны РКИК, как правовой основы для участия во всех механизмах Киотского Протокола и привлечения внешних средств и новых технологий. В настоящее время в РК планируется продолжить работы в этом направлении, опираясь на помощь мирового сообщества, тем более, что Казахстан рассчитывает не только на нее, но и выполняет некоторые самостоятельные исследовательские работы в этом направлении. В стране проводились и продолжают проводиться исследования уязвимости экономики и природных ресурсов к изменению климата, а также оценка возможных мероприятий по адаптации к ожидаемым изменениям климата.

Казахстаном ратифицирована Венская конвенция об охране озонового слоя, и Монреальский протокол к Венской конвенции. В связи с этим Правительство Казахстана предприняло серьезные шаги для организации работ по защите озонового слоя на национальном уровне, в плане подготовки Национальной программы по изъятию озоноразрушающих веществ из использования и реализации конкретных проектов. Основные направления политики и возможные меры по ограничению потребления озоноразрушающих веществ в Казахстане сформулированы в Стратегии, которая является составной частью Национальной программы.

В соответствии с целями и задачами Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием и “Стратегией 2030” Республики Казахстан, активно разрабатывается Национальная стратегия и план действий по борьбе с опустыниванием.

В феврале 1999 года прошла презентация Национальной стратегии и Плана действий по сохранению и сбалансированному использованию биологического разнообразия. В этом же году Президентом Республики Казахстан подписан указ о присоединении к Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения.

В 1998 году Казахстаном подписана Орхусская конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся охраны окружающей среды. Вся многомасштабная деятельность по предотвращению экологической катастрофы не приведет к реальным результатам, если широкая общественность не будет иметь открытый доступ к экологической информации и возможность влиять на принятие экологически важных решений. Это условие - необходимый элемент правового механизма охраны окружающей среды. Без активного участия общественности устойчивое развитие окажется невозможным, а принимаемые хозяйственные решения не будут по настоящему комплексными, взвешенными, экологически безопасными. Во всем цивилизованном мире уже давно строительство ни одного промышленного комбината, завода, полигона отходов, автомобильной или железной дороги, а тем более гидро - или атомной станции, не начинается без согласования его с местными жителями.

Причем чрезвычайно важным моментом процесса является вовлечение общественности на самом раннем его этапе – планировании и определении места строительства, технологий и его будущего влияния на природу и человека, при этом принимаются во внимание мнения самых разных представителей общественности.

В Республике Казахстан работают многочисленные экологические НПО по различным направлениям, таким как экологическое образование, сохранение природы Казахстана, по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, социальным вопросам, антиядерному движению, разработке технологий, гуманитарной помощи жителям Семипалатинского региона, Арала, северного Прибалхашья, разработке планов, проектов и программ на региональном и местном уровне. В апреле 1999 года в г. Темиртау Карагандинской области состоялась встреча рабочей группы Экофорума НПО Республики Казахстан с целью усиления роли и возможности экологических НПО в решении проблем охраны окружающей среды в Казахстане. На Экофоруме разработан план действий НПО на национальном уровне, а также принято обращение к международному сообществу, открытое письмо к средствам массовой информации, протокол намерений по подготовке и проведению параллельной сессии НПО на встрече Министров “Окружающая среда для Европы” и другие документы.

В свете Орхусской конвенции информирование населения по вопросам окружающей среды призвано сыграть важную роль в экологическом образовании населения. В условиях перехода Республики Казахстан на модель устойчивого развития экологическое образование и воспитание приобретают приоритетное значение. Эти проблемы занимают главное место в долгосрочной программе развития Республики Казахстан - “Стратегия 2030”. В программе экологического образования Республики Казахстан указано, что “решение глобальных проблем возможно лишь при всеобщей реализации непрерывного экологического образования и воспитания. Специфика настоящего момента состоит в том, что необходимо вводить и совершенствовать экологическое образование и воспитание одновременно на всех его этапах и уровнях. Кризисное состояние природной среды не позволяет ждать, пока подрастут поколения, ставшие с раннего детства объектом целенаправленной “экологизации”, и не оставляет времени на длительные эксперименты. Только экологическое образование, поддерживаемое всей инфраструктурой общества, позволит сформировать современного человека - гражданина ХХI века, способного к всесторонней деятельности в условиях напряженной социально-экологической действительности”.

Деятельность многих экологических НПО направлена на экологическое образование населения. Наряду с экологическим образованием и другими направлениями деятельности НПО, следует уделить внимание таким жизненно- важным аспектам, как разработка и реализация программ и планов действий на местном уровне, включая остро стоящую проблему качества питьевой воды, участия в планировании размещения промышленных объектов и автозаправок в жилых кварталах, сохранению биоразнообразия и лесных массивов, озеленению городов и других населенных пунктов.

В тексте Орхусской конвенции сказано: ”Мы признаем и поддерживаем критическую роль, которую играют в обществе экологические НПО, в качестве важного канала для формулирования мнения экологически обеспокоенной общественности. Вовлеченная, критически настроенная и осведомленная общественность является существенно важным элементом здоровой демократии. Предоставляя отдельным гражданам и экологическим НПО возможность играть активную роль в разработке природоохранной политики и в повышении информированности общественности, Орхусская Конвенция будет способствовать росту экологической ответственности граждан и позволит всем членам общества выполнить свой долг, как индивидуально, так и в союзе с другими, по защите и улучшению среды обитания на благо нынешнего и будущих поколений”.


Заключение

Необходимы значительные усилия, чтобы прийти к новому качеству жизни, безопасному для человека, и уверенно думать о будущем наших детей и сохранении природной среды. В условиях экономической нестабильности, реорганизации управленческих структур, необходимы крупные инвестиции для решения насущных экологических проблем, особенно важных на первоначальном этапе реализации экологической стратегии. Таких средств в Казахстане сейчас недостаточно, поэтому для реализации экологической стратегии нужна финансовая и техническая поддержка стран и организаций-доноров на первом этапе работы. Национальный План действий по охране окружающей среды предусматривает, что через некоторое время Казахстан сумеет создать механизмы, которые позволят поддерживать экологическую программу за счет собственных ресурсов.

Ядерная эпоха планеты подходит к концу. Казахстан, страна, о которой многие развитые страны толком узнали только после развала Союза, играл в этом Союзе роль большого ядерного полигона. Семипалатинск - был лишь одним из таких полигонов

Пришли другие времена. Казахстан стал абсолютно самостоятельным. И мы будем бороться за нашу здоровую экологическую обстановку.


Список литературы

1  Агаджанян Н. А., Никитюк Б. А., Полунин Н. Н. Экология человека и интегративная антропология. — М. — Астрахань, 1996. — 224 с.

2  Агаджанян Н. А., Торшин В. И. Экология человека: Избранные лекции. — М.: Экоцентр, 1994. — 225 с.

3  Маркович Д. Ж. Социальная экология. — М.: Просвещение, 1991. — 176 с.

4  Одум Ю. Основы экологии. — М.: Мир, 1975. — 740 с.

5  Прохоров Б. Б. Экология человека: Социально-демографические аспекты / Отв. ред. А. Г. Вишневский. — М.: Наука, 1991. — 122 с.

6  Калиев С. Воздействие ГМК на окружающую среду // Промышленность Казахстана. – 2002. - № 12. – С.12-14.

7  Правила охраны поверхностных вод РК РНД 1.01.03-94 – Алма-Ата, 1994. 25 с.

8  Состояния окружающей среды Восточно-Казахстанской области. 2001год // Экология Восточного Казахстана: проблемы и решения: Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2002. с. 4-28.

9  «Техника-Молодёжи» № 5 1994 г.

10  Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Под редакцией Супруновича Б.П. Москва 1990 г.


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.