на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Международная миграция ресурсов


В 1998 г. иностранная собственность в экономике США составила 7,5 трлн. долл. (88% ВВП США); американская собственность за рубежом равнялась почти 6 трлн. долл. (70% ВВП США) (см. таблица 3). Превышение обязательств (пассивов) по международным инвестициям США над их активами равнялось 1,5 трлн.. долл. или 18% ВВП. Превышение обязательств по долговым ценным бумагам и банковским кредитам над активами составило 1,8 трлн. долл.

Таблица 3. Позиция США по международным инвестициям в 1998 г. (млрд. долл.)
Активы Пассивы Баланс
Всего 5948,0 7485,4 -1537,4
Прямые инвестиции 2140,5 2194,1 -53,6
Портфельные инвестиции 1968,9 3442,9 -1474,0
В том числе:
Акции 1407,1 1185,9 +221,2
Долговые ценные бумаги 561,8 2257,0 -1695,2
Банковские кредиты 1013,9 1141,0 -127,1

В конце 1990-х гг. около 50% накопленных в мире прямых иностранных инвестиций функционировало в американской экономике. В общем объеме, принадлежащих иностранцам акций, более трети были американскими; по долговым ценным бумагам доля США составила 40%, по банковским кредитам - около 20%. Совокупный приток иностранного капитала в США за 1992-1998 гг. достиг 3,0 трлн. долл., в том числе совокупный приток только прямых инвестиций равнялся 572,2 млрд. долл.

Нерезиденты, преимущественно из Западной Европы, а также Японии и Китая, активно вкладывают свои средства в американские казначейские и корпоративные ценные бумаги. Всего за 1995-1999 гг. такие инвестиции составили 1,6 трлн. долл.. Доля иностранной собственности на американском рынке казначейских ценных бумаг составила в 2000 г. 35%, на рынке корпоративных бондов - около 20% и на рынке американских акций - 7%.

Американское законодательство и специализированные организации защищают американские инвестиции за рубежом и привлекают ресурсы нерезидентов в американскую экономику.

Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой

Развивающиеся страны являются чистыми импортёрами капитала и должниками, за исключением 9 стран-экспортеров нефти, которые являются чистыми кредиторами. Превышение внутренних инвестиций над сбережениями, дефициты по государственным бюджетам и международным текущим расчетам, долговые платежи по внутренним и внешним обязательствам - являются главными причинами нехватки ресурсов и привлечения иностранных средств в развивающиеся страны.

До начала 1990-х гг. в притоке иностранного капитала в развивающиеся преобладали официальные ресурсы, которые поступали от иностранных государств и международных организаций. Их доля в общем притоке чистых долгосрочных финансовых ресурсов в 1983-1988 г.г. составила 75,6%. В 1992-2000 г.г. приток официальных ресурсов снизился до 22,0% от общей суммы поступившего долгосрочного капитала в размере 1,2 трлн. долл. Однако для многих государств развивающегося мира официальные ресурсы остаются основным источником финансирования.

Приток частного капитала в развивающиеся страны до начала 1970-х гг. был незначительным. В 1973-1989 гг. чистый приток частного капитала в развивающиеся страны составил 16,6 млрд. долл. в год. В 1992-1997 г.г. он поднялся до 131,5 млрд. долл. в год; в 1998-1999 гг. - снизился до 47,2 млрд. долл. в год. Всего за 1989-2000 гг. совокупный приток частных ресурсов в развивающиеся страны приблизился к 1,7 трлн. долл.

Таблица 4. Приток частного капитала на развивающиеся рынки (млрд. долл.)
1994 1995 1996 1997 1998 1999
Всего 133,4 160,3 226,1 297,2 157,4 178,5
Азия 83,5 88,1 123,4 130,6 41,1 66,6
Ср.Вос. 8,9 9,2 10,3 16,3 9,6 15,5
Лат.Ам. 25,8 36,3 64,9 96,2 66,6 65,4
Африка 3,6 9,4 5,7 15,2 3,9 4,7
Европа 11,7 17,4 21,9 38,9 36,2 26,3
Бонды 53,8 59,2 105,3 133,2 80,2 87,0
Акции 17,9 10,0 18,8 26,2 9,4 23,2
Займы 61,6 91,1 103,0 137,8 67,7 68,4
Заемщики:
Суверенные 16,6 25,6 41,8 47,4 50,6 51,9
Общественные 39,0 49,0 54,7 74,5 33,5 25,6
Частные 77,8 85,7 129,5 175,3 73,3 101,0

Главным регионом приложения частных иностранных средств в развивающемся мире в 1990-х г.г. была Азия, доля которой составила 40%; доля Латинской Америки соответственно равнялась 30%. В 90-х г.г. значительно увеличился приток частных ресурсов в Африку; за 1990-1999 г.г его совокупная сумма равнялась 78 млрд. долл., треть которой пришлась на прямые инвестиции.

Чистый приток иностранного капитала в страны с переходной экономикой за 1992-2000 г.г. составил 188,6 млрд. долл., в том числе официальных ресурсов, включая списание долгов, - 19,1 млрд. долл.; частных - 169,5 млрд. долл., из них прямые иностранные инвестиции - 121,2 млрд. долл.

Приток официальных ресурсов в страны с переходной экономикой в 1983-1988 г.г. составил 6,0 млрд. долл.; в 1991-1997 г.г. эти страны получили 7,8 млрд. долл. безвозмездной помощи, включая списание долгов. Общая сумма обязательств по кредитам и займам МВФ за 1991-1999 гг. равнялась 22,9 млрд. долл., в том числе стран Цетральной и Восточной Европы - 1,6 млрд. долл., России - 15,9 млрд. долл.

Удельный вес России в мировых зарубежных инвестициях ничтожно мал. Основной формой вложения иностранного капитала долго оставались доли участия в совместных предприятиях, занятых посредничеством, услугами, рекламой и расположенных в основном в Москве и Санкт-Петербурге. В 1996-1998 гг. нерезиденты активно работали на высокодоходном российском фондовом рынке, скупая корпоративные и государственные ценные бумаги. В 1997 г. чистый приток иностранных портфельных инвестиций составил 45,8 млрд. долл. С 1998 г. в связи с валютно-финансовым кризисом в Азии, а затем и России начался отток частных средств с российского рынка.

Приток негосударственного капитала в Россию за 1996-2000 г. составил 59,4 млрд. долл.; отток за те же годы равнялся 134,1 млрд. долл., отрицательный баланс - 74,7 млрд. долл. С декабря 1996 г. федеральное правительство РФ начало размещать свои обязательства на международном рынке ссудных капиталов, по апрель 1998 г. оно мобилизовало на этом рынке более 7,5 млрд. долл.. С 1997 г. этот рынок начали осваивать субъекты федерации и частные компании. В связи с кризисом 1998 г. доступ российских заемщиков на международные рынки капитала прекратился, но с 2001 г. он стал восстанавливаться.

Таблица 5. Россия и страны дальнего зарубежья. Движение капиталов по негосударственным каналам в 90-е годы
1996 1997 1998 1999 2000
Отток из России
Прямые и портфельные инвестиции -1,1 -2,9 -1,6 -1,8 -3,2
Прирост текущих счетов и депозитов -0,8 - -3,6 -4,2 -4,2
Кредиты негосударственных организаций -10,3 -10,0 -10,2 -7,2 -5,4
Покупка наличной иностранной валюты -12,6 -15,3 -1,1 -0,5 -1,3
Непоступление выручки и невозврат авансов -9,3 -8,9 -7,1 -4,1 -3,9
Прочие операции - -0,3 -0,9 -0,8 -1,3
Учтенный итог оттока капиталов -34,1 -37,4 -24,5 -18,6 -19,3
Пропуски и ошибки -2,4 -5,2 -7,9 -6,4 -9,7
Общий итог -36,5 -42,6 -32,4 -25,0 -29,0
Приток в Россию
Прямые и портфельные инвестиции 4,9 6,3 3,4 3,5 3,3
Прирост текущих счетов и депозитов 1,3 4,6 2,4 1,6 1,1
Кредиты негосударственных организаций 5,5 12,0 5,2 0,6 0
Прочие операции 0,6 1,4 0,7 0,6 0,5
Общий итог 12,3 24,3 11,7 6,3 4,9
Сальдо движения капиталов -24,2 -18,3 -20,7 -18,7 -24,1

В Россию иностранные ресурсы привлекаются главным образом на основе многосторонних договоренностей с ведущими развитыми странами и международными финансовыми организациями. Система международного содействия российским рыночным реформам и преодолению долговых трудностей начала формироваться с 1992 г., когда Россия вступила в Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк.

В требованиях к России со стороны МВФ подчеркивается важность осуществления стабилизационных и структурных мероприятий. Выполнение согласованных с МВФ требований регулярно отслеживается и является непременным условием дальнейшего кредитования. Всемирный банк является ведущим внешним источником финансирования государственных инвестиций в России.

Банк предоставляет реабилитационные займы, а иногда и безвозвратные ссуды на проведение макроэкономической стабилизации, либерализацию цен, приватизацию, развитие отдельных отраслей и социальной сферы. Основные направления сотрудничества с банком - это структурные преобразования в социальной сфере, в угольной промышленности, развитие небанковских финансовых учреждений, поддержка российских предприятий в постприватизационный период, развитие инфраструктуры.

Россия - член Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с 25% долей в его портфеле. С 1996 г. ЕБРР выдает кредиты, совершает портфельные инвестиции, предоставляет долговые гарантии, оказывает консалтинговые услуги. Средства ЕБРР направляются исключительно на ускорение перехода к открытой рыночной экономике и развитие частной предпринимательской инициативы. Для коммерческого финансирования со стороны ЕБРР приоритетными в России стали топливно-энергетический комплекс, телекоммуникации, банковская система. ЕБРР финансирует не более 35% стоимости проекта, а остальные 65% дают другие кредиторы, с которыми банк заключает соглашения.

После августа 1998 г. отношения России с МВФ и другими кредитными организациями значительно осложнились. Кредиты международных организаций были обусловлены жесткими требованиями в отношении профицита первичного бюджета, реструктуризации банковского сектора, отказа от кредитной эмиссии как способа покрытия государственных расходов, увеличения налоговых поступлений. Ситуация изменилась к лучшему в 2000г., когда Россия, получив огромные доходы от внешней торговли, значительно пополнила инвалютные резервы и временно отказалась от кредитов МВФ.

4. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРИНИМАЮЩИХ СТРАН. ПРОБЛЕМА ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Регулирование зарубежной деятельности инвесторов осуществляется странами базирования и приема автономно на основе национального законодательства или конвенционно на основе двусторонних, а также многосторонних соглашений в рамках региональных и международных организаций. С середины 80-х годов в развивающихся странах усилилась тенденция к открытости национальных экономик, к либерализации импорта иностранных инвестиций под давлением долгового кризиса, стран-кредиторов, МВФ и других международных организаций.

Большинство стран в значительной степени открыли национальные экономики для иностранных инвестиций, предоставляя зарубежным инвесторам дополнительные гарантии защиты, расширяя сферу их деятельности, вводя меры стимулирования и поощрения. Причины смены курса в инвестиционной политике развивающихся стран напрямую связаны с ослаблением государственного регулирования и предпринимательства; расширением частного сектора и укреплением рыночных механизмов хозяйствования.

Развивающиеся страны стремятся с помощью иностранного капитала, технологий, менеджмента расширить участие в международном разделении труда, повысить конкурентоспособность национальной экономики, обеспечить социально-экономическое развитие. Инвестиционная политика принимающих стран направлена на регламентацию и стимулирование деятельности иностранных инвесторов с помощью законов, норм и правил, охватывающих инвестиционную сферу, а также налоговое законодательство, трансферт технологии, трудовые отношения и другие меры, повышающие привлекательность инвестиционного климата, которая в первую очередь определяется экономической и политической стабильностью.

Мероприятия на расширение участия иностранного капитала в национальной экономике

В соответствии с курсом на расширение участия иностранного капитала в национальной экономике развивающиеся страны осуществили ряд мероприятий.

1. Принимающие страны значительно ослабили ограничения в области регламентации деятельности иностранных компаний. Процесс учреждения иностранных компаний был значительно упрощен, а в ряде азиатских и латиноамериканских стран разрешение на учреждение выдается в автоматическом режиме.

2. Практически во всех странах была увеличена предельная норма участия нерезидентов в акционерном капитале, а в приоритетных высокотехнологичных и экспортоориентированных отраслях она достигла 100%.

3. Страны-реципиенты значительно расширили отраслевую структуру для иностранных инвестиций, сократив число ограничений на деятельность ТНК в ключевых отраслях экономики, допустив иностранных инвесторов в ранее закрытые для них сферы деятельности - в страхование, финансы, информатику и другие.

4. Создавая благоприятный климат для иностранных инвесторов, развивающиеся страны позволяют более широкую конверсию валют, репатриацию капитала. Они увеличили объем вывоза прибылей и дивидендов, смягчили условия, регулирующие трансферт технологии. При этом часто сохраняются ограничения в области нормативных требований о доле местных затрат, ограничивающих использование иностранных специалистов и импортных ресурсов; а также требований, обязывающих иностранные и смешанные предприятия экспортировать определенную часть продукции.

5. Поощрение иностранных инвестиций осуществляется с помощью мер бюджетного и финансового стимулирования, предоставления гарантий от некоммерческих рисков. Гарантии от национализации обеспечиваются конституцией принимающей стороны. Инвестиционное национальное законодательство предоставляет гарантии репатриации прибылей, конверсии валюты, стабильности налогового законодательства, равных инвестиционных возможностей для национальных и зарубежных инвесторов и другие. Государственные гарантии предоставляются также и на основе двусторонних соглашений о защите инвестиций.

В комплекс мер прямого стимулирования входят льготы, предоставляемые инвесторам и направленные на поддержку их предпринимательской деятельности. Во многих азиатских странах поощрение притока инвестиций стимулируется предоставлением статуса "пионера" новым предприятиям. Такие предприятия получают льготный режим налогообложения доходов предприятия, при котором часть доходов не облагается налогом или предоставляется льготный период.

Льготный период обложения колеблется в пределах 5-10 лет в зависимости от уровня занятости квалифицированной рабочей силы, расходов на исследования и разработки. Предоставляются также льготы по имущественному налогу на приобретение недвижимости, предлагается ускоренная амортизация.

Наряду с мерами прямого стимулирования иностранных инвестиций в развивающихся странах осуществляется косвенное стимулирование через поощрение промышленного экспорта, развитие экспортного и импортозамещающего производства. Система мер по стимулированию товарного экспорта включает широкий спектр налоговых льгот.

Страны Центральной и Восточной Европы начали привлекать иностранный капитал в 1980-х годах. За 1990-е годы их законодательство в области иностранныых инвестиций было существенно либерализовано. В 90-х годах в странах ЦВЕ развернулась массовая приватизация, в которой предусматривалось участие зарубежных частных фирм. Эти страны взяли курс на вступление в Европейский союз. Все это требует дальнейшей либерализации режима для иностранных инвесторов, приближения инвестиционного законодательства к западным стандартам.

Привлечение иностранного частного капитала является важнейшим направлением экономической политики Российской Федерации. Курс на открытие экономики по отношению к внешнему миру был провозглашен Советским Союзом в 1987 г.; он был продолжен и интенсифицирован Российской Федерацией. Россия рассматривает иностранные инвестиции как важный фактор ускорения технического и экономического прогресса, обновления и модернизации производственного аппарата, овладения передовыми методами организации производства, усиления интеграции в мировое хозяйство, углубления международного разделения труда.

За 1990-е годы в России были осуществлены мероприятия по созданию благоприятного инвестиционного климата.

Инвестиционный климат представляет собой совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые определяют в конечном итоге степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования. Благоприятная правовая обстановка входит в число главных факторов, определяющих инвестиционный климат.

Россия постепенно формирует правовой режим в сфере иностранных инвестиций, соответствующий международным нормам и обычаям. Российское регулирование иностранных инвестиций базируется на национальном законодательстве; на двусторонних договорах о поощрении и взаимной защите капиталовложений, соглашениях об избежании двойного налогообложения и на многосторонних соглашениях, связанных с участием в международных организациях.

Правовую базу России для иностранных инвестиций составляют базисные законы РФ, способствующие переходу страны от тоталитарного государства с центрально-планируемой экономикой к рыночному хозяйству, а также документы, непосредственно касающиеся иностранных инвестиций. Главным среди них являются "Закон об иностранных инвестициях", вступивший в силу в 1991 г., и федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г.

В соответствии с российским законодательством, под иностранной инвестицией понимается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности. Прямые инвестиции определяются как приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, а также вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица.

Правовой режим в деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставленный российским инвесторам. Иностранные инвестиции в России пользуются полной правовой защитой государства, гарантируются от принудительных изъятий, в том числе национализации и реквизиции. В российском законодательстве предусмотрены льготы для иностранных предприятий, действующих в приоритетных отраслях хозяйства и в определенных районах страны.

Со многими странами Россия имеет соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. Они содержат обязательства сторон поощрять взаимные вложения, содействовать их реализации и функционированию, а также не дискриминировать их по сравнению с другими инвесторами. Эти соглашения имеют приоритет над национальным законодательством, создают дополнительные гарантии для иностранных вкладчиков капитала в России и повышают степень защищенности их инвестиций.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.