![]() |
|
|
Курсовая работа: Внешнеэкономические связи России2.2 Место и роль России в конце XX – начале XXI Следствием распада СССР для Российской Федерации стали огромные геополитические потери и существенное ухудшение возможностей ее взаимодействия с мировым хозяйством. Россия оказалась далеко отодвинутой на северо-восток (если исходить из границ бывшего СССР) в глубь Евразийского материка. Стал более отчетливо проявляться континентальный характер России, несмотря на то, что она омывается тремя из четырех мировых океанов – Атлантическим, Северным Ледовитым и Тихим. Россия лишилась половины морских портов, при этом особенно значительными оказались потери незамерзающих портов. В настоящее время большинство железнодорожных, автомобильных, воздушных магистралей, а также трубопроводов России проходят по территории иностранных государств, что существенно ухудшает экономическую ситуацию для Российской Федерации. (8) Российская Федерация унаследовала от СССР около 60% его экономического потенциала. Однако в результате продолжительного недоинвестирования в последующие годы важнейшая часть этого потенциала – основные производственные фонды (особенно их активная часть – машины и оборудование) – продолжали изнашиваться, не обновлялись. В результате к 1996г. около 70% основных фондов имели срок службы 20 лет и более, т.е. фактически нуждаются в немедленной замене. Постепенно продвигаясь к формированию экономики рыночного типа в ходе проведения экономических реформ в 1990-2000гг., Российская Федерация не смогла пока добиться радикального улучшения своего социально-экономического положения. Недочеты и трудности в экономическом развитии страны в 90-е гг. ХХ в. явились причиной того, что Россия занимает промежуточное место между промышленно развитыми и развивающимися странами. Так, положение России в мировой экономике в конце ХХ в. характеризовалось следующими данными: доля страны в совокупном валовом продукте мира снизилась с 3,4% до почти 2,0% - примерно 10-е место в мире; ее удельный вес в мировом промышленном производстве не превышал 4% - 5-я позиция в мире; по уровню производительности труда в промышленности (годовая выработка на одного занятого) страна занимала 64-ю позицию, а в сельском хозяйстве – 70-ю ступень в мировой классификации. Тем не менее, существуют определенные перспективы развития российской экономики, поскольку на территории Российской Федерации находятся довольно значительные запасы разнообразных и наиболее ценных видов полезных ископаемых (нефть, газ, руды металлов и др.). Кроме того, в стране удалось сохранить мощный научно-технический потенциал, значительные интеллектуальные ресурсы, сравнительно высокий общеобразовательный и культурный уровень населения. Наконец, перспективы обусловлены продолжением осуществления реформ в отечественной экономике, в ходе которых должно произойти ее оздоровление на основе структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования. В последние годы ХХ в. В российской экономике возрастало воздействие рыночных факторов на производство и поведение хозяйствующих субъектов. Проводимые в стране экономические реформы позволили уже к началу ХХI в. сформировать основные структурные элементы рыночной экономики. Данное обстоятельство изменило отношение к России со стороны ряда ведущих стран мира. Так, в апреле 2002г. Министерство торговли США официально признало российскую экономику свободной. Вслед за США в октябре 2002г. Совет Европы объявил Россию страной с рыночной экономикой. (8) С точки зрения долгосрочных перспектив Россия обладает значительной привлекательностью для иностранных инвесторов. Исходя из этого Россия предприняла ряд действий для вхождения в международные финансовые организации: в 1992г. присоединилась к МВФ, МБ, Международной финансовой корпорации (МФК), заняла место СССР в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР), учрежденном в 1991г. специально для содействия реформам в странах Восточной Европы. Россия проводит активную политику привлечения иностранных инвесторов. Так, на 1 января 2001г. в секторе нефинансовых предприятий экономики России было накоплено 32 млрд. долл. иностранных инвестиций (включая рублевые). Виды иностранных инвестиций, пришедших в Россию, были следующими: в 2000г. объем прямых и иностранных инвестиций увеличился, но их доля в структуре иностранных инвестиций снизилась до 40,4% (в 1999г. – 44,6%). Всего на конец 1 квартала 2001г. объем накопленных прямых иностранных инвестиций в российскую экономику составил 15,9 млрд. долл., или 44,9% всех поступивших средств. Под прямыми иностранными инвестициями понимают инвестиции физических и юридических лиц, владеющих предприятием или полностью имеющих не менее 10% акций или уставного капитала, что дает им право на участие в управлении предприятием. В течение 1995-2002г.г. такие вложения составляли порядка 40-50% всех иностранных инвестиций России. Объем портфельных инвестиций в российскую экономику по состоянию на 31 марта 2001г., накопленный с 1992г., составил 741 млн. долл., или немногим более 0,2% всех поступивших из-за границы средств. Прочие иностранные инвестиции в форме займов и кредитов составили на тот же период 15,2% млрд. долл., или 49,8% всех поступивших из-за границы финансовых ресурсов. Инвесторами в экономику России являются 108 стран. Крупнейшими из них по объему накопленного с 1992г. капитала на 31.03.2001г. были США (20,2%), Германия (18,9%), Кипр (15,6%), Франция (10,9%), Великобритания (7,4%), Италия и Нидерланды (по 5,1%), Швеция (2,3%), Швейцария (1,4%) и Люксембург (1,3%). Кроме того, в наследство от СССР России досталось около 70% его внешнеэкономических связей. Однако следует отметить, что еще в 1986-1991гг. внешнеторговый оборот Российской Федерации, находившейся в составе СССР, сократился почти вдвое, и тенденция падения сохранялась до 1993г. Это было обусловлено не только внешнеэкономическими факторами. Внешнеэкономические связи отражали неблагоприятную социально-экономическую ситуацию внутри страны: сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства, разрыв хозяйственных связей с бывшими республиками СССР, потеря рынков сбыта в странах бывшего СЭВ и в большинстве развивающихся стран, высокая инфляция и рост внешнего долга. В 1993г. был принят Закон «О таможенном тарифе», положивший (8) начало переходу в основном к экономическим методам регулирования внешнеэкономической деятельностью (ВЭД). Глава 3. Типология регионов по характеру открытости экономики 3.1 Типы регионов по внешнеэкономической открытости По степени структурной и институциональной открытости экономики субъекты Федерации могут быть разделены на три основных типа: центральный, приморский (приграничный) и проэкспортный. Центральный тип наблюдается в регионах (их 8), обладающих мощным экономическим и научно-техническим потенциалом, с городами с миллионным населением в качестве региональных центров, которые имеют зону рыночного и культурного тяготения, сильно превосходящую сам регион: Москва и Московская область, С.-Петербург и Ленинградская область, Нижегородская, Самарская и Свердловская области, Татарстан. Для этих регионов характерны разнообразные и крупномасштабные внешнеэкономические связи, сильно диверсифицированные по географическим направлениям и предметному содержанию. Это регионы с наиболее благоприятным предпринимательским климатом. Среди них резко выделяется Москва. Ее следует отнести к первому уровню регионов такого типа. С.-Петербург, довольно сильно уступающий Москве по всем параметрам открытости, относится ко второму уровню, остальные регионы - к третьему. На регионы, отнесенные к этому типу, приходится более 50% внешнеторгового оборота и около 70% накопленных прямых иностранных инвестиций. Приморский (приграничный) тип открытости (8 регионов) отличают высокие относительные показатели открытости, но сравнительно узкий спектр внешнеэкономической деятельности при большой доле в ней соседних стран. Во внешней торговле высока доля услуг. Импорт, как правило, превышает экспорт. Это крупные центры приграничной торговли, через которые вывозятся значительные объемы иностранной валюты. Они широко включены в приграничное и субрегиональное сотрудничество. Наиболее рельефно подобный тип открытости представлен в дальневосточных регионах: Приморском и Хабаровском краях, Сахалинской и Магаданской областях, а также в европейской части России в Карелии, Калининградской и Ростовской областях, Краснодарском крае. На них приходится около 8% внешнеторгового оборота страны и более 12% накопленных прямых иностранных инвестиций. Открытость проэкспортного типа (14 регионов) связана с крупномасштабным экспортным производством, которое делает его привлекательным для иностранных инвесторов и кредиторов. Регионы этого типа характеризуются крупными абсолютными объемами экспорта и благодаря этому высокими относительными показателями внешнеторговой открытости. Они обеспечивают бульшую часть валютных поступлений в страну. Этот тип открытости наблюдается в Тюменской области с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким АО, Башкирии, Вологодской, Иркутской, Кемеровской, Липецкой, Оренбургской, Пермской, Челябинской областях, Красноярском крае с Таймырским АО, Мурманской области. Они обеспечивают более 30% внешнеторгового оборота страны и примерно 17% накопленных прямых иностранных инвестиций. От этой группы отличаются регионы-интроверты, экономика которых обращена преимущественно на внутренний рынок. Они имеют ограниченные внешнеторговые связи и малопривлекательны для иностранных инвесторов. По нашим оценкам, в России насчитывается 38 регионов, экономика которых по своим структурным и институциональным характеристикам остается закрытой: области и республики Центрального, Волго-Вятского, Поволжского районов, северокавказские республики, южно-сибирские области и республики, большинство автономных округов. Они характеризуются острым дефицитом финансовых ресурсов и наиболее высокими предпринимательскими рисками. В большинстве из них импорт превышает экспорт. Остальные субъекты Федерации (21 регион) характеризуются ограниченной открытостью и относятся к переходному типу: Архангельская область с Ненецким АО, Астраханская, Белгородская Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Калужская, Камчатская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Саратовская, Томская, Тульская, Ярославская области, Ставропольский край, Удмуртия, Республики Коми, Якутия и Хакасия. В обобщенном виде для региональной структуры открытости характерны следующие черты. Концентрация регионов с центральным типом открытости в Европейской части России. По степени открытости резко выделяется Московский регион, выполняющий функции внешнеэкономического посредника для всей страны. Регионы-интроверты занимают обширный пояс, простирающийся от Амурской области до Алтайского края вдоль границы с Китаем и Монголией, значительную часть Северного Кавказа и Нижнего Поволжья, большинство регионов в европейской части России, примыкающих к регионам с центральным типом открытости. Иными словами, для России характерен более открытый север и менее открытый юг. 3.2 Типы приграничных регионов Европейский тип характерен для регионов России, граничащих со странами - членами ЕС или странами - кандидатами на вступление в Союз. Это небольшая часть приграничного пояса страны. На узком фронте границ сосредоточены морские и сухопутные коммуникации, связывающие Россию с зарубежной Европой, Европу с Северо-Восточной Азией. Значение балтийского транспортного коридора для развития внешнеэкономических связей России после распада СССР устойчиво возрастает. В геоэкономическом плане также весьма важно, что здесь расположен Санкт-Петербург - город мирового культурного значения. Вместе с тем российские приграничные районы по уровню благосостояния сильно уступают своим соседям в Финляндии и Норвегии и заметно уступают смежным регионам Полыни, Эстонии, Латвии и Литвы. Особенностью постсоветского типа приграничного сотрудничества является то, что оно осуществляется в условиях, когда процесс международно-правового оформления протяженных сухопутных границ между странами СНГ только начался. Эти границы разделили в прошлом единое экономическое и во многом общее культурное пространство. Границы между Россией и этими странами в своем большинстве проходят по обжитым территориям. При этом российские приграничные районы более развиты и социально более благополучны, чем их соседи в Казахстане и Закавказье. Социально-экономические показатели смежных регионов на белорусском и украинском участках границы более или менее близки. Экономическое взаимодополнение приграничных территорий базируется прежде всего на межотраслевой основе. Наиболее продвинуты и либерализованы они с Белоруссией в рамках создаваемого Союза, а также с Казахстаном - партнером России по Европейскому экономическому сообществу. Азиатский тип приграничного сотрудничества характерен для регионов России, граничащих с Китаем, Монголией, а также Турцией; его отличительной чертой является бурное развитие приграничной и челночной торговли, особенно в первой половине 1990-х гг., в условиях высокой инфляции в России и пограничной либерализации. Названные азиатские страны примыкают к России своими наименее развитыми районами. Поэтому приграничная торговля с РФ рассматривается правительствами указанных государств как фактор экономического подъема данных территорий. То же самое можно сказан, о регионах России, граничащих с Китаем и Монголией. Другая важная черта азиатского типа - сотрудничество регионов, относящихся к разным культурно - цивилизационным системам, что создает дополнительные препятствия в углублении приграничного сотрудничества. Сегодня очевидно, что подъемная сила приграничной и челночной торговли уже выработана, а новые стимулы и направления развития приграничной кооперации не заработали. С этим связаны современные проблемы сотрудничества на данных участках границы. Китай и Турция для активизации торговли, расширения экспортного потенциала приграничных с Россией территорий оказывают государственную поддержку их развитию, используя, в частности, зонную модель и другие мероприятия. В приграничном сотрудничестве с Турцией пока слабо используется потенциал Организации черноморского экономического сотрудничества. Однако падение объемов приграничной и челночной торговли компенсируется расширением поставок газа. Заключение В заключении работы можно сделать следующие выводы: Со времен распада СССР экономика России постепенно начала развиваться, так по сравнению с 1991г. торговля со странами дальнего зарубежья возросла практически втрое, а со странами СНГ вдвое. Также успешно идет развитие торговли лицензиями, лизинг, процветает банковская система и кредитование. В конце XXI века началось развитие предоставления международных услуг. Идет укрепление позиций Российской Федерации в мировой торговле и экономике. Но, не смотря на это, экономика России значительно отстает от зарубежных стран. Используемая литература: 1) С.С. Шишов “Экономическая география и регионалистика”. Учебное пособие Под редакцией д.г.н., проф. Т.Г. Морозовой. Москва 1998 г. Издательство ИНФРА-М; с 141-231. 2) Киров “Курс экономической теории”. Под общей редакцией: проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е.А. Издательство “АСА”. с 57-125. 3) И.В Макаров, А.П. Рубцов. «Основы внешнеэкономической деятельности. Издательство МГИУ; с 206 – 211. 4) А. Киреев. Международная экономика.— М.: Международные отношения, 1997. 5) Международные экономические отношения / Под редакцией В. Е. Рыбалкина.— М., 1997. Издательство АСПЕКТ ПРЕСС; с. 133-136, 155. 6) Холопов А. Внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования международной торговли. Мировая экономика и международные отношения, 1997, №12. 7) Холопов А. Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования международной торговли. Мировая экономика и международные отношения, 1997. 8) Российский статистический ежегодник 2008; ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ. Внешнеэкономическая деятельность; с. 768, 781, 783. 9) Т.Е Александрова, И.И. Фирулина «Экономическая и социальная география Российской Федерации». Издательство СГЭУ;с 217-219, 220-223. 10) Современные проблемы внешнеэкономической деятельности России / Дербилов Д.А. – Самара 1998. 11) http://ru.wikipedia.org/wiki/лизинг 12) http://www.rbc.ru/reviews/leasing-2008/chapter4-international.shtml 13) http://www.refbank.ru/bd/18/bd18.html 14) http://revolution./economy/00006527_0.html 15) http://bse.sci-lib.com/article106993.html
Сравнительные характеристики СЭЗ «Находка» и ОЭЗ в Калининградской области
|
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |