на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Внешнеэкономические связи России



2.2 Место и роль России в конце XX – начале XXI

Следствием распада СССР для Российской Федерации стали огромные геополитические потери и существенное ухудшение возможностей ее взаимодействия с мировым хозяйством. Россия оказалась далеко отодвинутой на северо-восток (если исходить из границ бывшего СССР) в глубь Евразийского материка. Стал более отчетливо проявляться континентальный характер России, несмотря на то, что она омывается тремя из четырех мировых океанов – Атлантическим, Северным Ледовитым и Тихим. Россия лишилась половины морских портов, при этом особенно значительными оказались потери незамерзающих портов.

В настоящее время большинство железнодорожных, автомобильных, воздушных магистралей, а также трубопроводов России проходят по территории иностранных государств, что существенно ухудшает экономическую ситуацию для Российской Федерации. (8)

Российская Федерация унаследовала от СССР около 60% его экономического потенциала. Однако в результате продолжительного недоинвестирования в последующие годы важнейшая часть этого потенциала – основные производственные фонды (особенно их активная часть – машины и оборудование) – продолжали изнашиваться, не обновлялись. В результате к 1996г. около 70% основных фондов имели срок службы 20 лет и более, т.е. фактически нуждаются в немедленной замене.

Постепенно продвигаясь к формированию экономики рыночного типа в ходе проведения экономических реформ в 1990-2000гг., Российская Федерация не смогла пока добиться радикального улучшения своего социально-экономического положения. Недочеты и трудности в экономическом развитии страны в 90-е гг. ХХ в. явились причиной того, что Россия занимает промежуточное место между промышленно развитыми и развивающимися странами.

Так, положение России в мировой экономике в конце ХХ в. характеризовалось следующими данными:

доля страны в совокупном валовом продукте мира снизилась с 3,4% до почти 2,0% - примерно 10-е место в мире; ее удельный вес в мировом промышленном производстве не превышал 4% - 5-я позиция в мире; по уровню производительности труда в промышленности (годовая выработка на одного занятого) страна занимала 64-ю позицию, а в сельском хозяйстве – 70-ю ступень в мировой классификации.

Тем не менее, существуют определенные перспективы развития российской экономики, поскольку на территории Российской Федерации находятся довольно значительные запасы разнообразных и наиболее ценных видов полезных ископаемых (нефть, газ, руды металлов и др.). Кроме того, в стране удалось сохранить мощный научно-технический потенциал, значительные интеллектуальные ресурсы, сравнительно высокий общеобразовательный и культурный уровень населения. Наконец, перспективы обусловлены продолжением осуществления реформ в отечественной экономике, в ходе которых должно произойти ее оздоровление на основе структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования.

В последние годы ХХ в. В российской экономике возрастало воздействие рыночных факторов на производство и поведение хозяйствующих субъектов. Проводимые в стране экономические реформы позволили уже к началу ХХI в. сформировать основные структурные элементы рыночной экономики.

Данное обстоятельство изменило отношение к России со стороны ряда ведущих стран мира. Так, в апреле 2002г. Министерство торговли США официально признало российскую экономику свободной. Вслед за США в октябре 2002г. Совет Европы объявил Россию страной с рыночной экономикой. (8)

С точки зрения долгосрочных перспектив Россия обладает значительной привлекательностью для иностранных инвесторов. Исходя из этого Россия предприняла ряд действий для вхождения в международные финансовые организации: в 1992г. присоединилась к МВФ, МБ, Международной финансовой корпорации (МФК), заняла место СССР в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР), учрежденном в 1991г. специально для содействия реформам в странах Восточной Европы.

Россия проводит активную политику привлечения иностранных инвесторов. Так, на 1 января 2001г. в секторе нефинансовых предприятий экономики России было накоплено 32 млрд. долл. иностранных инвестиций (включая рублевые). Виды иностранных инвестиций, пришедших в Россию, были следующими: в 2000г. объем прямых и иностранных инвестиций увеличился, но их доля в структуре иностранных инвестиций снизилась до 40,4% (в 1999г. – 44,6%). Всего на конец 1 квартала 2001г. объем накопленных прямых иностранных инвестиций в российскую экономику составил 15,9 млрд. долл., или 44,9% всех поступивших средств.

Под прямыми иностранными инвестициями понимают инвестиции физических и юридических лиц, владеющих предприятием или полностью имеющих не менее 10% акций или уставного капитала, что дает им право на участие в управлении предприятием. В течение 1995-2002г.г. такие вложения составляли порядка 40-50% всех иностранных инвестиций России.

Объем портфельных инвестиций в российскую экономику по состоянию на 31 марта 2001г., накопленный с 1992г., составил 741 млн. долл., или немногим более 0,2% всех поступивших из-за границы средств.

Прочие иностранные инвестиции в форме займов и кредитов составили на тот же период 15,2% млрд. долл., или 49,8% всех поступивших из-за границы финансовых ресурсов.

Инвесторами в экономику России являются 108 стран. Крупнейшими из них по объему накопленного с 1992г. капитала на 31.03.2001г. были США (20,2%), Германия (18,9%), Кипр (15,6%), Франция (10,9%), Великобритания (7,4%), Италия и Нидерланды (по 5,1%), Швеция (2,3%), Швейцария (1,4%) и Люксембург (1,3%).

Кроме того, в наследство от СССР России досталось около 70% его внешнеэкономических связей. Однако следует отметить, что еще в 1986-1991гг. внешнеторговый оборот Российской Федерации, находившейся в составе СССР, сократился почти вдвое, и тенденция падения сохранялась до 1993г.

Это было обусловлено не только внешнеэкономическими факторами. Внешнеэкономические связи отражали неблагоприятную социально-экономическую ситуацию внутри страны: сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства, разрыв хозяйственных связей с бывшими республиками СССР, потеря рынков сбыта в странах бывшего СЭВ и в большинстве развивающихся стран, высокая инфляция и рост внешнего долга. В 1993г. был принят Закон «О таможенном тарифе», положивший (8) начало переходу в основном к экономическим методам регулирования внешнеэкономической деятельностью (ВЭД).


Глава 3. Типология регионов по характеру открытости экономики

3.1 Типы регионов по внешнеэкономической открытости

По степени структурной и институциональной открытости экономики субъекты Федерации могут быть разделены на три основных типа: центральный, приморский (приграничный) и проэкспортный.

Центральный тип наблюдается в регионах (их 8), обладающих мощным экономическим и научно-техническим потенциалом, с городами с миллионным населением в качестве региональных центров, которые имеют зону рыночного и культурного тяготения, сильно превосходящую сам регион: Москва и Московская область, С.-Петербург и Ленинградская область, Нижегородская, Самарская и Свердловская области, Татарстан. Для этих регионов характерны разнообразные и крупномасштабные внешнеэкономические связи, сильно диверсифицированные по географическим направлениям и предметному содержанию. Это регионы с наиболее благоприятным предпринимательским климатом. Среди них резко выделяется Москва. Ее следует отнести к первому уровню регионов такого типа. С.-Петербург, довольно сильно уступающий Москве по всем параметрам открытости, относится ко второму уровню, остальные регионы - к третьему. На регионы, отнесенные к этому типу, приходится более 50% внешнеторгового оборота и около 70% накопленных прямых иностранных инвестиций.

Приморский (приграничный) тип открытости (8 регионов) отличают высокие относительные показатели открытости, но сравнительно узкий спектр внешнеэкономической деятельности при большой доле в ней соседних стран. Во внешней торговле высока доля услуг. Импорт, как правило, превышает экспорт. Это крупные центры приграничной торговли, через которые вывозятся значительные объемы иностранной валюты. Они широко включены в приграничное и субрегиональное сотрудничество. Наиболее рельефно подобный тип открытости представлен в дальневосточных регионах: Приморском и Хабаровском краях, Сахалинской и Магаданской областях, а также в европейской части России в Карелии, Калининградской и Ростовской областях, Краснодарском крае. На них приходится около 8% внешнеторгового оборота страны и более 12% накопленных прямых иностранных инвестиций.

Открытость проэкспортного типа (14 регионов) связана с крупномасштабным экспортным производством, которое делает его привлекательным для иностранных инвесторов и кредиторов. Регионы этого типа характеризуются крупными абсолютными объемами экспорта и благодаря этому высокими относительными показателями внешнеторговой открытости. Они обеспечивают бульшую часть валютных поступлений в страну. Этот тип открытости наблюдается в Тюменской области с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким АО, Башкирии, Вологодской, Иркутской, Кемеровской, Липецкой, Оренбургской, Пермской, Челябинской областях, Красноярском крае с Таймырским АО, Мурманской области. Они обеспечивают более 30% внешнеторгового оборота страны и примерно 17% накопленных прямых иностранных инвестиций.

От этой группы отличаются регионы-интроверты, экономика которых обращена преимущественно на внутренний рынок. Они имеют ограниченные внешнеторговые связи и малопривлекательны для иностранных инвесторов. По нашим оценкам, в России насчитывается 38 регионов, экономика которых по своим структурным и институциональным характеристикам остается закрытой: области и республики Центрального, Волго-Вятского, Поволжского районов, северокавказские республики, южно-сибирские области и республики, большинство автономных округов. Они характеризуются острым дефицитом финансовых ресурсов и наиболее высокими предпринимательскими рисками. В большинстве из них импорт превышает экспорт.

Остальные субъекты Федерации (21 регион) характеризуются ограниченной открытостью и относятся к переходному типу: Архангельская область с Ненецким АО, Астраханская, Белгородская Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Калужская, Камчатская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Саратовская, Томская, Тульская, Ярославская области, Ставропольский край, Удмуртия, Республики Коми, Якутия и Хакасия.

В обобщенном виде для региональной структуры открытости характерны следующие черты.

Концентрация регионов с центральным типом открытости в Европейской части России. По степени открытости резко выделяется Московский регион, выполняющий функции внешнеэкономического посредника для всей страны.

Регионы-интроверты занимают обширный пояс, простирающийся от Амурской области до Алтайского края вдоль границы с Китаем и Монголией, значительную часть Северного Кавказа и Нижнего Поволжья, большинство регионов в европейской части России, примыкающих к регионам с центральным типом открытости. Иными словами, для России характерен более открытый север и менее открытый юг.

3.2 Типы приграничных регионов

Европейский тип характерен для регионов России, граничащих со странами - членами ЕС или странами - кандидатами на вступление в Союз. Это небольшая часть приграничного пояса страны. На узком фронте границ сосредоточены морские и сухопутные коммуникации, связывающие Россию с зарубежной Европой, Европу с Северо-Восточной Азией. Значение балтийского транспортного коридора для развития внешнеэкономических связей России после распада СССР устойчиво возрастает. В геоэкономическом плане также весьма важно, что здесь расположен Санкт-Петербург - город мирового культурного значения. Вместе с тем российские приграничные районы по уровню благосостояния сильно уступают своим соседям в Финляндии и Норвегии и заметно уступают смежным регионам Полыни, Эстонии, Латвии и Литвы.

Особенностью постсоветского типа приграничного сотрудничества является то, что оно осуществляется в условиях, когда процесс международно-правового оформления протяженных сухопутных границ между странами СНГ только начался. Эти границы разделили в прошлом единое экономическое и во многом общее культурное пространство. Границы между Россией и этими странами в своем большинстве проходят по обжитым территориям. При этом российские приграничные районы более развиты и социально более благополучны, чем их соседи в Казахстане и Закавказье. Социально-экономические показатели смежных регионов на белорусском и украинском участках границы более или менее близки. Экономическое взаимодополнение приграничных территорий базируется прежде всего на межотраслевой основе. Наиболее продвинуты и либерализованы они с Белоруссией в рамках создаваемого Союза, а также с Казахстаном - партнером России по Европейскому экономическому сообществу.

Азиатский тип приграничного сотрудничества характерен для регионов России, граничащих с Китаем, Монголией, а также Турцией; его отличительной чертой является бурное развитие приграничной и челночной торговли, особенно в первой половине 1990-х гг., в условиях высокой инфляции в России и пограничной либерализации.

Названные азиатские страны примыкают к России своими наименее развитыми районами. Поэтому приграничная торговля с РФ рассматривается правительствами указанных государств как фактор экономического подъема данных территорий. То же самое можно сказан, о регионах России, граничащих с Китаем и Монголией.

Другая важная черта азиатского типа - сотрудничество регионов, относящихся к разным культурно - цивилизационным системам, что создает дополнительные препятствия в углублении приграничного сотрудничества. Сегодня очевидно, что подъемная сила приграничной и челночной торговли уже выработана, а новые стимулы и направления развития приграничной кооперации не заработали. С этим связаны современные проблемы сотрудничества на данных участках границы.

Китай и Турция для активизации торговли, расширения экспортного потенциала приграничных с Россией территорий оказывают государственную поддержку их развитию, используя, в частности, зонную модель и другие мероприятия.

В приграничном сотрудничестве с Турцией пока слабо используется потенциал Организации черноморского экономического сотрудничества. Однако падение объемов приграничной и челночной торговли компенсируется расширением поставок газа.


Заключение

В заключении работы можно сделать следующие выводы:

Со времен распада СССР экономика России постепенно начала развиваться, так по сравнению с 1991г. торговля со странами дальнего зарубежья возросла практически втрое, а со странами СНГ вдвое. Также успешно идет развитие торговли лицензиями, лизинг, процветает банковская система и кредитование. В конце XXI века началось развитие предоставления международных услуг.

Идет укрепление позиций Российской Федерации в мировой торговле и экономике.

Но, не смотря на это, экономика России значительно отстает от зарубежных стран.


Используемая литература:

1)      С.С. Шишов “Экономическая география и регионалистика”. Учебное пособие Под редакцией д.г.н., проф. Т.Г. Морозовой. Москва 1998 г. Издательство ИНФРА-М; с 141-231.

2)      Киров “Курс экономической теории”. Под общей редакцией: проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е.А. Издательство “АСА”. с 57-125.

3)  И.В Макаров, А.П. Рубцов. «Основы внешнеэкономической деятельности. Издательство МГИУ; с 206 – 211.

4)  А. Киреев. Международная экономика.— М.: Международные отношения, 1997.

5)  Международные экономические отношения / Под редакцией В. Е. Рыбалкина.— М., 1997. Издательство АСПЕКТ ПРЕСС; с. 133-136, 155.

6)  Холопов А. Внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования международной торговли. Мировая экономика и международные отношения, 1997, №12.

7)  Холопов А. Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования международной торговли. Мировая экономика и международные отношения, 1997.

8)  Российский статистический ежегодник 2008; ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ. Внешнеэкономическая деятельность; с. 768, 781, 783.

9)  Т.Е Александрова, И.И. Фирулина «Экономическая и социальная география Российской Федерации». Издательство СГЭУ;с 217-219, 220-223.

10)  Современные проблемы внешнеэкономической деятельности России / Дербилов Д.А. – Самара 1998.

11)  http://ru.wikipedia.org/wiki/лизинг

12)  http://www.rbc.ru/reviews/leasing-2008/chapter4-international.shtml

13)  http://www.refbank.ru/bd/18/bd18.html

14)  http://revolution./economy/00006527_0.html

15)  http://bse.sci-lib.com/article106993.html


СЭЗ Год создания Нормативный акт
СЭЗ «Находка» в Приморском крае 1990 Резолюция ВС РСФСР
СЭЗ «Технополис Зеленоград» Постановление ВС РСФСР
СЭЗ в Калининградской области
СЭЗ «Даурия» вЧитинской области 1991 Указы Председателя Президиума ВС РСФСР
Свободная предпринемательская зона в Санкт-Петербурге
Свободная экономическая предпринемательская зон в Выборге
СЭЗ в Алтайском крае
СЭЗ «Ева» в Еврейской АО
СЭЗ «Садко» в Новогородской области
СЭЗ «Кузбасс» в Кемеровской области
«Сахалин» Постановление Президиума ВС РСФСР
Экологическая и экономическая зона «Горный Алтай» Постановление Совета Министров РСФСР
Зона свободной торговли «Шереметьево» 1992 Указы президента РФ
Свободные таможенные зоны «Московский франко-порт» и «Франко-порт Терминал» 1993
Специальная экономическая зона в границах заповедного экологического района минеральных источников РФ – Кавказких минеральных вод 1994 Постановление Правительства РФ
СЭЗ «Кабардино-Балкария» 1995 Указ Президента РФ
Свободная таможенная зона на территории, прилегающей в аэропорту «Ульяновск-Восточный» 1996 Постановление Правительства РФ
Международный бизнес центр «Ингушетия» 1996 Федеральный закон
Особая экономическая зона в Калининградской области
СЭЗ «Елабуга» Елабужского автомобильного завода Постановление Правительства РФ
Регион интенсивного экономического развития «Осетия»
СЭЗ в Республике Хакасия Указ Президента РФ
Особая экономическая зона в Магаданской области 1999 Федеральный закон

Сравнительные характеристики СЭЗ «Находка» и ОЭЗ в Калининградской области

Основные характе-

ристики

СЭЗ «Находка»

ОЭЗ в Калининградской

области

 

Этапы создания и развития (по нормативным документам) Решение о создании – 14.07.1990 г. (постановление ВС РСФСР)

 

Положение о СЭЗ – 23.11.1990г. Положение о СЭЗ «Янтарь» - 25.09.1991г.

 

Фактическая отмена налоговых льгот для совместных предприятий в СЭЗ – Закон РФ «Об основах налоговой системы», 01.01.1992г.

 

Дополнительные финансовые льготы зонам и гарантии иностранным инвесторам – указ Президента РФ от 04.06.1992г.

 

Новая редакция Положения о СЭЗ – постановление Правительства от 26.02.1992г. Кредитные льготы – постановление Правительства, август 1992 г.

 

Подтверждение таможенных льгот – указ Президента РФ от 23.12.1992г.

 

Упразднение таможенных льгот – Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. Фактическая отмена налоговых льгот – письмо ГНС

 

Дополнительные финансовые льготы (кредиты), поручение о создании свободных таможенных зон и передача местного аэродрома для совместного использования в военных и гражданских целях – постановление Правительства РФ от 08.09.1994 г. Восстановление и расширение налоговых льгот – указ Президента РФ от 07/12.1993 г. Дополнительные финансовые льготы (кредиты, субвенции) – постановление Правительства РФ от 25.05.1994 г.

 

Отмена налоговых льгот – Закон РФ «Финансировании государственных расходов… » от 01.02.1995 г.

 

Отмена всех льгот, ранее предоставленных участникам внешнеэкономической деятельности – Закон РФ от 24.02.1995 г.

 

Создание специализированной зоны экспортного производства на территории СЭЗ «Находка» - указ Президента РФ «О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в СЭЗ «Находка» от 11.03.1996 г. Отмена таможенных льгот – указ Президента РФ от 06.03.1995 г.

 

Льготы для компенсации потерь участникам ВЭД – постановление Правительства РФ от 10.05.1995 г.

 

Восстановление таможенных, финансовых и, в перспективе, налоговых льгот – Закон РФ «Об особой экономической зоне в Калининградской области », подписан Президентом РФ 22.01.1996 г.

 

Территория г. Находка и Партизанский район Приморского края, площадь около 4600 кв. км Калининградская область, площадь около 15000 кв. км.

 

Специализация Добыча и глубокая переработка местных ресурсов (биоресурсов океана, леса, лекарственных трав, стройматериалов), судоремонт, машиностроение, электронная промышленность, международный туризм, отрасли агропромышленного комплекса, в перспективе - легкая промышленность Радиоэлектроника и электронная промышленность, судостроение, производство оборудования для пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности, глубокая переработка рыбы и других морепродуктов, производство товаров народного потребления, международный туризм.

 

Преимущества для создания свободной экономической зоны

. Выгодное экономико-географичекое положение: близость от крупнейших центров АТР, фактически сложившаяся «монополия» Находки на внешнюю торговлю России со странами региона

2. Развитая транспортная инфраструктура - крупные незамерзающие порты, оконечный пункт Транссибирской магистрали

3. Наличие некоторого промышленного потенциала города

4. Хорошие климатические условия для сельского хозяйства

5. Опыт внешнеторговой деятельности.

1. Выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой

2. Наличие незамерзающего морского порта

3. Уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов)

4. Высококвалифицированная рабочая сила, высокая концентрация учебных заведений

5. Наличие машиностроительных производств высоких технологий (в составе ВПК)

6. Наличие предпосылок для создания курортно-туристического комплекса международного значения (район Куршской косы)

7. Наличие некоторого опыта внешнеэкономической деятельности (в качестве СЭЗ «Янтарь»)

 

Недостатки региона для создания свободной экономической зоны

1 . Недостаточная степень раз- вития транспортно-дорожной инфраструктуры (необходимость реконструкции портов и железной дороги от Хабаров- до Находки

 2. Удаленность от центральных районов России, высокие

транспортные издержки на доставку экспортных и импортных грузов 3. Неразвитость АПК и легкой

промышленности

4. Наличие в регионе уже действующих СЭЗ (Китай, Тайвань, Южная Корея, Гонконг, Сингапур), привлекательных для потенциальных инвесторов

5. В перспективе возможна

конкуренция местным портам со стороны модернизируемого

порта Зарубино, предоставляющего выход к морю, в том

числе, северо-восточным провинциям Китая

1. Использование для военных

нужд большей части территории, высокая степень милитаризованности промышленности

2. Узкая специализация на

рыбной промышленности (40°/.

объема производства), большая доля ресурсоемких производств (переработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность), неразвитость АПК и легкой промышленности

3. Изношенный и технологически устаревший парк промышленного обор повышенная энергоемкость хозяйства 4. Повышенная транспортоемкость хозяйства из-за зависимости области от удаленных

регионов России и стран СНГ

по снабжению сырьем и комплектующими (до 90% ввоза) и

по сбыту продукции (более

70% вывоза)

5. Неразвитость транспортно-

дорожной, жилищной инфраструктуры

6. Дефицит электроэнергии,

зависимость от Литвы в сфере

энерго- (80%) и газоснабжения

(100%)

7. Наличие сильных конкурентов местному порту (страны

Балтии, в перспективе - новый

российский порт в Финском заливе) для обслуживания экс-

портно-импортных потоков грузов


Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.