![]() |
|
|
Курсовая работа: Взаимоотношения Турции и США на современном этапеАмериканский экспорт в Турцию представляется более диверсифицированным (табл.3). В 2008 году он существенно возрос, достигнув отметки в 11,9 млрд. долл. Таблица 3 Импорт продукции из США в Турцию, млн. долл.
Говоря о турецкой экономике нельзя не вспомнить о такой статье доходов как "туризм". В 2008 г. Турцию посетило 500 тыс. туристов из США и Ассоциацией операторов и инвесторов гостиничного бизнеса (TUROB) была высказана надежда на то, что визит в Турцию Б. Обамы будет способствовать росту популярности турецких курортов в Америке. Американский экспорт в Турцию представляется более диверсифицированным. В 2008 г. он существенно возрос, достигнув 11,9 млрд. долл. Прежде чем перейти к выводам, хотелось бы привести слова государственного министра Турции Куршада Тюзмена, который еще в 2006г. отметил: "Географическая удаленность, плотная конкуренция и уникальные особенности рынка США, а также тот факт, что компании, желающие проникнуть на рынок, не определили своей долгосрочной стратегии, привело к развитию отношений на уровне намного ниже желательного уровня. Рынок США - особый рынок, который требует долгосрочной политики в маркетинге и имеет сложные конкурентные условия. Более того, долгое время только текстильные компании и компании, производящие готовую одежду, рассматривали рынок США в качестве целевого. Только недавно такие отрасли промышленности, как керамическая, металлургическая и ювелирная, стали достигать рынка США. Наша цель - увеличить количество таких примеров и определить рынок США в качестве одного из приоритетных. Программа нашей работы в США охватывает период 2006-08гг. и сфокусирована на увеличении экспорта, используя стратегию продвижения определенной продукции и в определенные штаты, которая подразумевает специальные организационные мероприятия в шести целевых штатах (Нью-Йорк, Техас, Калифорния, Иллинойс, Джорджия и Флорида)". Разумеется, упомянутая выше программа является стратегической и не следует ожидать от нее быстрых результатов, тем более в условиях мирового финансового кризиса. Рекомендации сторонам, американской и турецкой, сформулированные в докладе TUSIAD (экономический раздел) можно рассматривать как развитие установок К. Тюзмена: "Рекомендации США: отмечать экономическую роль Турции в интеграции региона в глобальный рынок, поощрять американские компании рассматривать Турцию в качестве "ворот" на региональные рынки, развивать программы, направленные на стимулирование создания совместных предприятий между турецкими и американскими компаниями в Турции и в соседних странах. Рекомендации Турции: обучать малые и средние турецкие предприятия американской деловой культуре и экономическим возможностям, предлагаемым американским рынком, поощрять турецкие инвестиции в США, создать специальную структуру для увеличения торговли и инвестиций между странами. Обеим сторонам: придавать большое значение двусторонним экономическим и торговым отношениям, организовать совместные и постоянные центры содействия торговле и инвестициям в обеих странах, сфокусироваться на каспийских и центральноазиатских энергетических проектах, восстанавливать работы существующих комитетов/платформ и устанавливать для них конкретные цели со сроками исполнения, учредить платформу для руководителей крупнейших предприятий двух стран, развивать программы обучения турецких студентов в США"[8]. Посол США в Анкаре Джеймс Джеффри отметил, что, Америка также придает большое значение сотрудничеству в энергетической сфере. Поставки находящихся к востоку от Турции энергоносителей на Запад транзитом через турецкую территорию будут иметь положительное значение как для Турции, так и для всего региона. "Турция стала более современной, демократичной и надежной страной и США гордятся тем, что являются вашим партнером. Я тоже испытываю гордость от того, что сегодня нахожусь здесь", - подчеркнул новый посол США в Турции[9]. Значительное внимание, которое новая американская администрация намерена уделять энергетическому направлению своих отношений с Турцией, подтверждается планами турецкого руководства заняться совместно с американскими нефтяными компаниями добычей углеводородов в Черном море. Государственная нефтяная компания Турции проводит по этому вопросу активные переговоры с "Шеврон" - второй по величине нефтяной компанией США. По словам заместителя гендиректора турецкой компании Юрдала Озташа, переговоры с представителями "Шеврон" проходят в высшей степени позитивной атмосфере. "Шеврон" интересуют западные и центральные районы Черного моря. Затраты на разведывательные работы на глубоководье не превысят полумлрд. долл. Для Турции это также очень важно. "Надеемся, что к наступлению лета этот переговорный процесс завершится заключением соглашения", - сообщил Ю. Озташ. С 2010г. Турция намеревается приступить к разведке дна Черного моря с целью поиска нефтяных месторождений. По мнению ряда экспертов, в этом регионе находится как минимум 10-15 млрд. бар. "черного золота". Эти объемы достаточны, чтобы в течение определенного времени удовлетворить половину внутреннего потребления нефти. Следует сделать некоторые выводы и предположения по развитию турецко-американских торгово-экономических отношений: 1. До последних лет турецко-американская внешняя торговля развивается менее динамично, нежели торговые связи Турции со странами Евросоюза, Китаем и Россией. В качестве одной из причин можно назвать тот факт, что США традиционно рассматривает Турцию, в первую очередь, как рычаг политического влияния в регионе. 2. Турцией, проводящей гибкую многоплановую внешнюю политику, прилагаются значительные усилия по конвертации турецко-американского политического сотрудничества в экономические дивиденды, в том числе, в странах региона. 3. Американский рынок, с такими своими особенностями, как значительная географическая удаленность от Турции и высокая конкуренция, весьма затруднителен для доступа турецких компаний и вряд ли в ближайшие годы на этом направлении турецкий экспорт ожидает прорыв. Можно предположить, что отрицательное сальдо турецкой внешней торговли с США в среднесрочной перспективе сохранится. 4. Взаимные инвестиции между двумя Турцией и США возрастают и эта тенденции, вероятно, сохранится, с поправкой на мировой экономический кризис. 2. Военно-политическое сотрудничество Турции и СШАРазвитие послевоенных отношений Турции с США было предопределено задолго до окончания второй мировой войны. Предпосылками этого были два связанных между собой фактора: один - традиционная турецкая политика ориентации на наиболее сильные империалистические державы и другой - антикоммунизм. Сразу же после войны Турция включилась в "холодную войну", что явилось закономерным итогом ее политики перед и во время войны[10]. В условиях начала холодной войны и принятия доктрины "сдерживания коммунизма" США по-новому взглянули на значение Турецкой республики в своей внешней и оборонной политике, Турция стала особенно важна, во-первых, в стратегическом отношении, поскольку географическое положение страны дала контроль над сухопутными, морскими и воздушными коммуникации в районе Балканы - Средний Восток; ее территория представляла особую ценность для военных действий против Советского Союза (обширная граница с СССР, кратчайший путь к Кавказу, в котором на то время были сосредоточены основные нефтяные ресурсы Советского Союза); во-вторых, Турция являлась наиболее стабильной в политическом отношении; в-третьих, в экономическом отношении. Близкое сотрудничество с Западом было предопределено задолго до начала холодной войны: во-первых, Турция всегда ориентировалась на сильные капиталистические государства, а во-вторых, вся внутренняя политика, начиная с образования республики была пропитана духом антикоммунизма[11]. Военно-политическое сотрудничество с США было главным, определяющим направлением внешней политики Турции. Какая бы политическая партия ни находилась у власти, какие бы влиятельные партии ни были в оппозиции, между ними не было принципиальных, серьезных разногласий по вопросу о сотрудничестве с США. Исключение составляла позиция Рабочей партии Турции (создана в феврале 1961 г. и запрещена в 1971 г.), которая выступила против военно-политического союза с США и участия в НАТО. Но влияние ее в стране было незначительным. Основные соперники в борьбе за власть - наиболее влиятельные партии - всегда старались доказать свою приверженность американо-турецкому союзу. Так, до военного переворота 1960 г. лидеры правящей Демократической и оппозиционной Народно-республиканской партий немало усилий тратили, чтобы обратить внимание на свою роль в установлении и развитии союза Турции с США. В межпартийной борьбе с целью скомпрометировать противников они использовали обвинение в недостаточной преданности политике укрепления сотрудничества с США, представляя эту политику как гарантию независимости и территориальной целостности своей страны. После государственного переворота 1960 г. курс на укрепление военно-политического сотрудничества с США в целом сохранился. Как уже отмечалось, союз с США и активное участие в НАТО турецкие лидеры объясняли обычно необходимостью обеспечения обороны страны от "коммунистической, или русской, угрозы". Политические деятели и публицисты постоянно заявляли, что только союз с США и НАТО обеспечивал безопасность Турции и потому эта политика должна быть сохранена. Правящие круги Турции долго не считались с давно уже наблюдавшимися антиамериканскими настроениями в стране, которые проявляются в критике политики США относительно Турции, политики правящих кругов страны, в требованиях перейти к независимой внешней политике. Турецкие лидеры считали выдвижение подобных требований "происками левых элементов", наносящими якобы ущерб Турции. Они утверждали, что антиамериканские настроения присущи весьма незначительной части населения. После военного переворота 27 мая 1960 г. В целом внешняя политика Турции не изменилась, т.к. ни офицеры, ни позже пришедшая к власти НРП по ряду причин не хотели изменять внешнеполитический курс. Для этого не было объективных причин, т.к. в условиях продолжавшейся холодной войны, Турция оставалась в области безопасности связана с Северо-атлантическим альянсом, а экономического ресурса хватало для того, чтобы проводить прозападный курс[12]. Со второй половины 60-х годов Турецкая республика начала переход к новому внешнеполитическому курсу. Это был новый этап в ее внешней политике, несмотря на то что сохранялся приоритет отношений с союзниками по НАТО, особенно с США и ФРГ. Наиболее значительной особенностью этого периода было развитие отношений с СССР, хотя и ограниченных определенными рамками, главным образом экономических связей. Важным изменением в политике Турции было сближение с соседними странами. Односторонняя ориентация на западных союзников, осуществлявшаяся в 40-50-е годы, нанесла большой ущерб национальной экономике, способствовала ухудшению отношений со многими странами, особенно соседними. С середины 60-х годов начали проявляться тенденции к проведению более независимой внешней политики, главным образом к расширению торговых и экономических связей со многими странами, с которыми ранее эти связи были незначительными или отсутствовали. Турецкая республика начала проводить многовекторную политику, при незыблемом сотрудничестве с Соединнеными Штатами и НАТО. Для этого этапа характены отход от непримиримого одностороннего курса, нормализация и определенное развитие отношений со многими странми в том числе с СССР, с рядом арабских стран и другими государствами. Такая многосторонняя политика была обусловлена рядом факторов: смягчением напряженности в международной обстановке; экономическими трудностями; стремлением выйти из определенной международной изоляции на международной арене; недовольство позицией США и других союзников по кипрской проблеме, по проблемам экономики и пр. В политике разрядки она следовала за своими союзниками по НАТО и СЕНТО, при этом отставая от них. Кроме этого Турция на данном этапе стремиться приобщить мусульманские страны к стратегическим интересам США в регионе[13]. 3. Современные составляющие американо-турецкого политического диалогаВ современных геополитических условиях Соединённые Штаты Америки являются мировым лидером, сосредоточившим в своих руках беспрецедентную экономическую, политическую и военную мощь. В свою очередь Турецкая Республика является претендентом на роль регионального лидера на Ближнем и Среднем Востоке и служит опорным пунктом для американской внешней политики. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |