на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Проблемы включения России в мировое хозяйство


В развивающихся странах оказание помощи попавшим в тяжелое положение в результате финансового кризиса банкам приводит к увеличению государственного долга (доходящего до 10 – 40% годового ВВП по сравнению с 2 – 3% в среднем для развитых стран). Из-за больших размеров государственной задолженности процентные ставки остаются на высоком уровне. Это ограничивает инвестиционную активность, замедляет экономический рост и процесс создания новых рабочих мест, что негативно сказывается прежде всего на положении малообеспеченных слоев населения. Страны с формирующимися рынками вынуждены проводить политику обеспечения первичного профицита бюджета, что в долгосрочной перспективе уменьшает их возможности осуществлять крупные инвестиции в развитие здравоохранения и образования и расходовать больше средств на программы поддержки безработных и других социально уязвимых слоев населения.

Наконец, третья причина, по которой глобализация ведет к неравенству, — то, что на глобальном уровне режимы торговли, миграции и охраны прав интеллектуальной собственности естественно отражают большую рыночную власть богатых. Показательным примером служит развернувшаяся в настоящее время борьба за снижение размеров сельскохозяйственных субсидий и тарифов в богатых странах, ограничивающих доступ производителей из бедных стран на их рынки. Проблема здесь заключается не в наличии какого-то заговора, а в том, что в ходе переговоров учет требований внутренней политики в странах ЕС, США и Японии оказывается важнее, чем проблема неравенства рыночных возможностей для фермеров, выращивающих хлопок в странах Западной Африки.

Поскольку глобальные рынки приносят пользу прежде всего уже богатым (странам со стабильными и прочными институтами), для решения проблемы неравенства в мире нужно заключить нечто вроде глобального социального контракта, цель которого — увеличить возможности получения образования для бедных и социально уязвимых слоев населения и помочь странам в создании надежных институтов. Вследствие несовершенства глобальных рынков требуется создание мировой системы договоренностей и правил, с помощью которых можно было бы управлять глобальной средой (Киотский протокол и другие соглашения), помогать странам с формирующимися рынками противостоять глобальным финансовым рискам (МВФ и другие международные финансовые организации), бороться с коррупцией и иными проявлениями антиконкурентного поведения (например, учреждение глобального антимонопольного ведомства).

Поскольку глобальные правила в большей степени отражают интересы богатых, необходимо увеличить представительство бедных стран и народов на глобальных форумах – в МВФ, Всемирном банке, Совете безопасности ООН, Базельском комитете по банковскому регулированию, «большой восьмерке» и т.д.

 Для увеличения богатства и повышения уровня благосостояния народов существует очень мощный инструмент — глобальная экономика. Но глобальное политическое устройство не соответствует ее возможностям. Серьезный вызов, с которым сталкивается человечество в XXI в., - необходимость укрепления и реформирования институтов, правил и обычаев, посредством которых страны и народы пытаются решить политическую по своей природе задачу дополнения преимуществ глобального рынка возможностями коллективного управления проблемными ситуациями, включая наличие укоренившегося и несправедливого неравенства.


3. Участие России в мировом хозяйстве

Как часть мирового сообщества и мирового хозяйства, раскрывшаяся миру после многолетней замкнутости и изоляции, Россия все больше интегрирует в современные мирохозяйственные процессы. Мировая экономика сегодня уже становится не просто внешней средой для российской экономики и бизнеса. Сейчас это геоэкономика, или глобальная экономическая система. Крайне важно отслеживать и анализировать основные тенденции развития мирового хозяйства. Ошибки в оценках могут не только приостановить процесс вхождения нашей экономики в мировую, но и тормозить как рыночные реформы, так и экономическое развитие страны в целом.

Сегодня российская экономика стоит перед сложной задачей эффективного включения и функционирования как единый национальный комплекс в глобальной мирохозяйственной системе. По существу, российская экономика уже включена в процесс глобализации и является частью этой целостной системы. Современное же положение России в мировом хозяйстве характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, она располагает значительными природными, трудовыми ресурсами, крупным производственным потенциалом, занимает ведущие позиции в производстве и экспорте многих важных товаров (в основном топливно-сырьевой группы), обладает мощным научно-техническим потенциалом, высоким образовательным уровнем населения. С другой стороны, экономический спад 90-х гг., обусловил существенное ослабление позиций России в мировом хозяйстве: доля страны в совокупном ВВП мира снизилась с 3,6% в 1990 г. до 1,7% в 1997 г. (по последним данным Госкомстата России, до 3%), а в мировой промышленной продукции - с 4,6 до 1,8%. Будучи среднеразвитой страной, по ряду параметров она занимает промежуточную позицию в мировом хозяйстве между развитыми и развивающимися странами. Включение России в процесс глобализации - это одновременно и появление нового, дополнительного ресурса в нашем экономическом и общественном развитии.

 

3.1 Основные черты социально-экономической модели

В период с начала 30-х до конца 80-х гг. в СССР господствовала административно-командная система, отечественная модель которой предполагала тотальное господство государства в экономике и директивное планирование всей хозяйственной деятельности. Смягчение негативных черт этой системы в 60—80-е гг. не могло предотвратить нарастания кризисных явлений в советской экономике (прежде всего исчерпания возможностей наращивания производства за счет дополнительного вовлечения природных и трудовых ресурсов).

С целью выхода из охватившего экономику СССР системного кризиса в конце 80-х гг. начался переход к рыночной системе. Этот переход стал определяющим фактором трансформации экономики после распада СССР и начала рыночных преобразований в России с 1992 г.

Системные реформы постсоциалистического периода в России прошли длительный путь. Радикальные реформы 1992-1993 гг. под влиянием нарастания социально-экономической напряженности сменились эволюционным развитием рыночных институтов в последующие годы. Среди преобразований переходного периода главное место занимают изменение роли государства, макроэкономическая стабилизация (преимущественно в сфере финансов), приватизация, формирование рыночной инфраструктуры, интеграция в мировое хозяйство.

 

3.2 Внешние факторы развития

Современный этап является переломным для России с точки зрения роли внешних факторов и ее экономике. Обширные и разнообразные природные ресурсы, масштабный и слабо насыщенный внутренний рынок, значительный государственный спрос на промышленную продукцию - все эти обстоятельства еще в Российской империи обусловили сравнительно невысокую вовлеченность страны в мирохозяйственные связи. В советский период к этим факторам добавилась длительная экономическая изоляция от мирового рынка. Лишь с переходом в 90-х гг. к рыночной экономике начинается интеграция России в мировое хозяйство.

К потенциальным конкурентным преимуществам России относятся:

а) крупные природные ресурсы (минеральные, земельные, водные, лесные), имеющие по некоторым видам мировое значение;

б) многочисленные трудовые ресурсы с высоким образовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;

в) значительные масштабы накопленных основных производственных фондов народного хозяйства;

г) наличие в некоторых отраслях промышленности (главным образом в военно-промышленном комплексе) уникальных передовых технологий, опирающихся на достижения российской науки.

Однако реализации этих преимуществ препятствует целый ряд конкурентных слабостей российской экономики:

а) преобладание в большинстве отраслей народного хозяйства отсталых, неконкурентоспособных по современным стандартам технологий, концентрация основной массы передовых технологий в ВПК;

б) чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность производства;

в) огромный износ основных фондов;

г) весьма ограниченные возможности внутреннего накопления, что влечет за собой сильную зависимость модернизации экономики от притока иностранного капитала;

д) значительная политическая, экономическая и социальная нестабильность;

е) засилье бюрократии и криминализация экономики;

ж) резкая неравномерность в экономическом и социальном развитии регионов России.

В 90-х гг. сравнительные преимущества российской экономики либо использовались в недостаточной степени, либо вообще не использовались. В условиях системного кризиса многие конкурентные преимущества России были ослаблены: отмечен крайне низкий прирост или сокращение разведанных геологических запасов; ускорилось физическое старение основных фондов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, ведущее к их; массовому выбытию; отток специалистов из науки и производства в банковскую, торговую сферы и за рубеж; утрата позиций на ряде освоенных ранее рынков.

Переход России к открытой экономике в начале 90-х гг. привел к разделению народного хозяйства страны на три группы отраслей в зависимости от их конкурентоспособности на внешнем (а также на внутреннем) рынке.

Первая группа - по мировым стандартам конкурентоспособные ресурсные отрасли (нефтяная, газовая, лесная, алмазная промышленность, отчасти энергетика, черная и цветная металлургия). В этих отраслях работают 4% всех занятых в экономике и 17% - в промышленности. Но в них создается около половины добавленной стоимости в индустрии и примерно 15% ВВП, если считать во внутренних ценах. Ресурсные отрасли обеспечивали в середине 90-х гг. свыше 75% всего российского экспорта.

Эти отрасли могут развиваться на основе самофинансирования с использованием иностранных инвестиций и выходом на внешние рынки.

Вторая группа - отрасли обрабатывающей промышленности, имеющие большой научно-технический потенциал, способные производить продукцию, конкурентоспособную не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. К ним относятся авиакосмическая, атомная промышленности, отчасти энергетическое машиностроение, тяжелое станкостроение, биотехнологии, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. На долю этих отраслей в 1996 г. приходилось около 20% промышленной продукции, но всего 12% экспорта России.

Данная группа отраслей нуждается в протекционистской политике государства для поддержания конкурентоспособности на внутреннем рынке.

Третья группа - это отрасли, которые вряд ли могут быть конкурентоспособными на внешнем рынке, но в состоянии удовлетворить значительную часть спроса на внутреннем рынке. К таким отраслям относятся автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов. Все эти отрасли, вместе взятые, дают около 18% промышленной продукции, но почти не поставляют свою продукцию на экспорт.

В рассматриваемую группу неконкурентоспособных отраслей входит также сельское хозяйство.

Переход России к открытой экономике и широкое проникновение (вплоть до финансового кризиса 1998 гг.) на внутренний рынок страны импортных товаров привели к резкому падению производства в неконкурентоспособных отраслях. По отношению к данной группе отраслей, вероятно, следует, во-первых, активно использовать защитные импортные тарифы и другие законные протекционистские меры (сохраняя в то же время разумную конкуренцию) и, во-вторых, всемерно поощрять внутренний спрос на их продукцию (например, через систему государственных закупок).

 

3.3 Проблема вступления России в ВТО - современное состояние и перспективы

Несмотря на то, что членами ВТО являются 147 государств (в том числе уже 7 бывших республик СССР - Грузия, Армения, Молдова, Латвия, Литва, Эстония и Кыргызстан), Россия на 2007 г. официально не принята в ВТО. Однако Россия с 1993 г. является претендентом на вступление в эту международную организацию.

Процесс вступления России в ГАТТ/ВТО продолжается уже более 10 лет. Это достаточно долгий срок - для большинства стран срок вступления в ВТО длился примерно вдвое меньше. В то же время, длительность данного процесса объяснима:

- на протяжении многих десятилетий Россия имела принципиально иную экономическую систему, которую сложнее привести к стандартам ВТО, чем экономику других стран;

- экономика России слишком многофункциональна, в отличие от ряда небольших стран, которые специализируются на производстве и торговле отдельных видов товаров, Россия производит почти все, что продается на мировом рынке, и необходимо больше времени на то, чтобы достигнуть соглашений с ВТО по каждой из ключевых отраслей;

- вступление России в ВТО с ее колоссальным рынком, производственными и коммерческими возможностями, природными ресурсами может значительно повлиять на экономику других стран, а также на деятельность ВТО в целом - поэтому ВТО и страны, входящие в данную организацию, желают согласования максимального количества вопросов, вызванных вступлением России в ВТО.

Межу тем с присоединением России к ВТО возможности проведения политики развития будут существенно ограничены как обязательными нормами этой организации, тек и условиями вступления в нее. Несмотря на то, что соответствующие переговоры близятся к завершению, адаптации экономической политики государства к требованиям ВТО практически не ведется. Даже федеральный бюджет-2007 составлен без учета планируемых условий присоединения, которое, между тем, может состояться уже в текущем году; некоторые из предусмотренных бюджетных мер поддержки отечественных товаропроизводителей и стимулирование экономического роста прямо противоречат нормам ВТО и, по-видимому, будут отменены.

Наиболее широко обсуждаемым требованием ВТО к России является снижение ставок импортных пошлин. В настоящее время средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины по всей товарной номенклатуре оценивается в 13% по сравнению с 3–5% по странам-членам ВТО. Думается, что снижение импортного тарифа на несколько процентных пунктов, ожидаемое по условиям присоединения, едва ли станет максимальной опасностью для конкурентоспособности большинства отечественных товаропроизводителей.

Гораздо серьезнее на отечественную промышленность повлияет выполнение системных и дополнительных условий вступления России в ВТО. Среди основных условий наибольшее значение имеют обязательные для всех членов соглашения по системным вопросам, требования по отмене экспортных пошлин, а также навязываемые России отдельными членами ВТО дополнительные соглашения по торговле гражданской авиационной техникой, правительственным закупкам и информационным технологиям.

Ликвидация экспортных таможенных пошлин приведет к существенному снижению соответствующих ежегодных доходов госбюджета, которые в 2005 г. составили 618,2 млрд. руб., или 20,6 млрд. долл., т.е. 18,5% всей суммы бюджетных доходов. Серьезным следствием отмены экспортных пошлин станет рост внутренних цен на энергоносители, которые будут стремиться к мировым (за вычетом транспортных издержек).

Поскольку вследствие климатических условий энергоемкость производимых в России товаров в среднем втрое выше, чем при производстве аналогичных товаров в Евросоюзе, приближение внутренних цен на энергоносители к мировым станет системным фактором снижения конкурентоспособности российской промышленности: согласно самым оптимистичным прогнозам, энергоемкость российского ВВП будет более чем вдвое превышать уровень развитых стран[7]. В максимальной степени, естественно, пострадают самые энергоемкие отрасли: металлургическая и химическая промышленность, в которых издержки производства в этом случае превысят мировой уровень. Если учесть, что в структуре материальных затрат предприятия химической промышленности 10%, а черной и цветной металлургии – 15%, приходятся на энергию, последствия для цен их годовой продукции предсказать нетрудно; рост же этих цен усугубит положение в машиностроении и металлообработке.

Кроме общеобязательных норм ВТО возможности торговой и промышленной политики будут ограничены «добровольными соглашениями», на присоединение к которым пойдет Россия. К наиболее серьезным из них относятся Соглашение по торговле гражданской авиатехникой и Соглашение по правительственным закупкам. В случае присоединения к первому из них почти все практикуемые сегодня и планируемые на будущее формы господдержки отечественного авиастроения придется отменить. Кроме того, соглашение, о котором идет речь, предусматривает ликвидацию всех тарифных и нетарифных барьеров при ввозе в страну воздушных судов гражданского назначения, а также комплектующих и других компонентов.

Вследствие отсутствия механизмов кредитования производства отечественных самолетов в последнее десятилетие произошло падение количества выпускаемых воздушных судов с 150–180 до 4–5 в год. Выполнение обязательств, предусмотренных Соглашением по торговле гражданской авиатехникой приведет к окончательному вытеснению отечественных воздушных судов иностранными самолетами. Особо опасным для нашего авиастроения будет беспошлинный ввоз зарубежной техники, передаваемой в аренду авиаперевозчикам по бросовым ценам.

Соглашение по правительственным закупкам предусматривает осуществление последних исключительно в виде открытых тендеров с обязательным участием иностранных производителей и при исключении каких-либо преимуществ перед ними отечественных поставщиков. Присоединение к этому соглашению повлечет за собой отказ от важной формы защиты перспективных для российских товаропроизводителей рынков наукоемкой продукции.

Выполнение обязательных соглашений ВТО потребует отмены или пересмотра ряда практикуемых сегодня мер господдержки отечественных товаропроизводителей и развития экономики. Кроме того, не соответствующими нормам ВТО могут быть признаны меры бюджетной политики, направленные на финансовое оздоровление предприятий, включая реструктуризацию их доходов по налоговым обязательства.

Да, объем перечисленных мер в настоящее время невелик, и ассигнования на сомнительные с точки зрения норм ВТО меры господдержки не превышают 7% расходной части федерального бюджета, в том числе ассигнования, прямо противоречащие этим нормам, - не более 1,5% расходной части бюджета[8]. Но это вовсе не означает, что их отмена не окажет серьезного негативного влияния на динамику промышленного производства. Даже небольшая по объему поддержка, исходящая от государства, для ряда отраслей незаменима. Критически важной для сохранения и развития сельхозмашиностроения является бюджетная поддержка лизинга сельскохозяйственной техники. При всей незначительности ассигнований, выделяемых на субсидирование процентных ставок, для многих использующих их предприятий это единственный способ привлечение кредитов на модернизацию производства.

Присоединение к ВТО затруднит наращивание государственного стимулирования модернизации и развития промышленности. Между тем, без резкого усиления поддержки государства инновационной и инвестиционной активности российской      индустрии обречена на дальнейшую деградацию. Средства, выделяемые из федерального бюджета на стимулирование модернизации экономики и научно-технического прогресса, явно не достаточно: они в совокупности затрагивают около 10% потенциальной мощности высокотехнологических отраслей промышленности, которые загружены примерно на 20%. В отношении большей части отраслей наукоемкой промышленности, находящихся в упадке, стимулирование вообще не предусматривается. Присоединение же к ВТО существенно ограничит возможные формы государственной поддержки научно-технического прогресса и затруднит продвижение отечественной промышленности на потенциально перспективных направлениях.

Таким образом, без применения адекватных мер государственной политики стимулирования научно-технического прогресса и освоение новых перспективных технологий присоединение России к ВТО может привести к закреплению сырьевой направленности развития экономики и усилению тенденции свертывания производства товаров с высокой добавленной стоимостью, к утрате имеющегося потенциала развития в наиболее перспективных направлениях. Сохранение же и тем более наращивание этого потенциала требует активной государственной политики с учетом ограничений, накладываемых обязательными для исполнения нормами ВТО. Развертывание инструментов такой политики необходимо осуществить до вступления России в эту организацию, предусмотрев их сохранение после присоединения.

 

3.4 Деятельность ТНК в России

В последние годы отмечается резкая активизация зарубежной деятельности российских компаний. По данным Банка России, характеризующим международную инвестиционную позицию, на 1 января 2006 накопленные прямые инвестиции российских резидентов за рубежом составили 138,9 млрд. долл., что почти в семь раз превышает аналогичный показатель на начало 2001 г. Только за 2005 г. их объем возрос на рекордные 31,6 млрд. долл.

В результате увеличения официального вывоза капитала, особенно в 2004 - 2005 гг., уменьшилась роль нелегального оттока капитала, объем которого, однако, остается значительным (см. табл. 2).

Таблица 2 - Значение нелегального вывоза капитала в общем оттоке капитала из России, но данным платежного баланса (млрд. долл.)[9]

Годы Ошибки и пропуски (1) Официальный вывоз капитала частным сектором (2) Общий отток капитала (3) Доля (1) в (3), %
1994 0,0 16,6 16,6 -
1995 9,1 9,4 18,5 49,2
1996 7,7 28,4 36,1 21,3
1997 8,8 31,1 39,9 22,1
1998 9,8 14,5 24,3 40,3
1999 8,6 13,5 22,1 38,9
2000 9,2 19,0 28,2 32,6
2001 10,0 11,4 21,4 46,7
2002 6,5 19,6 26,1 24,9
2003 9,7 25,6 35,3 27,5
2004 6,3 40,6 46,9 13,4
2005 11,9 61,5 73,4 16,2

В силу закрытости корпоративной информации в рейтинги наиболее крупных российских ТНК, регулярно публикуемые в докладах о мировых инвестициях ЮНКТАД, попадают далеко не все российские компании, ведущие активную зарубежную деятельность. По данным ЮНКТАД, первое место среди российских ТНК прочно занимает «ЛУКойл». Компания «ЛУКойл» впервые попала в списки ЮНКТАД крупнейших ТНК региона Центральной и Восточной Европы и СНГ в 1999 г. В 2002 г. стоимость ее зарубежных активов оценивалась в 5,4 млрд. долл., в 2003 г. в 7,2 млрд., в 2004 г. — в 7,8 млрд. долл., что вывело ее на первое место среди нефинансовых ТНК из стран Юго-Восточной Европы (с 2005 г. в связи с расширением ЕС эксперты ЮНКТАД стали использовать такую группировку стран) и СНГ и 10-е место среди ТНК развивающихся стран в целом. В 2005—2006 гг. «ЛУКойл» продолжал активно наращивать свои зарубежные активы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.