на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Основные тенденции развития военно-политической обстановки в мире до 2015 г.


О ситуации в потенциально конфликтных регионах РФ. Распад СССР, фактический провал социально-экономических и политико-правовых реформ последнего десятилетия способствовали росту социальной напряженности на всем постсоветском пространстве. В Российской Федерации это привело к резкому ухудшению криминогенной ситуации, возникновению этнонациональной напряженности, что во многом предопределило условия возникновения целого ряда кризисов и конфликтов.

К потенциальным кофликтогенным регионам в Российской Федерации по степени возрастания потенциальной угрозы можно отнести следующие:

Северо-Кавказский регион. Основным дестабилизирующим элементом в Северо-Кавказском регионе будет оставаться Чечня. В случае неэффективности социально-экономических мер по нормализации жизни населения республики, возможно дальнейшее усиление сепаратистских настроений, которые способны поставить под вопрос пребывание Чечни в составе России. Стремление к обретению независимости отдельных социальных групп, проживающих на Северном Кавказе, может получить дополнительный импульс в связи с продолжением деструктивных процессов в Чечне и еще более распространиться в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Адыгее, Северной Осетии-Алании, а также Татарстане и других регионах. Эта тенденция будет активно поддержана со стороны государств, стремящихся добиться дальнейшего ослабления России.

Калининградская область, а также некоторые дальневосточные территории продолжают оставаться регионами, слабо связанными с остальной частью России. Угрозы военной безопасности РФ могут быть связаны с дальнейшей изоляцией Калининградской области от остальной части российской территории вследствие расширения НАТО и Евросоюза, а также углублением социально-экономических проблем и обострением криминогенной обстановки. В случае дальнейшего ослабления политических и экономических связей внутри РФ, возможен фактический выход этих территорий из-под суверенитета российского государства. При этом фактор военной силы, вероятнее всего, не будет играть решающей роли, однако, учитывая дальнейшее изменение соотношения военных потенциалов в пользу сопредельных государств, можно предположить, что его использование в качестве дополнительного аргумента станет неизбежным.

Военно-стратегическая обстановка в Европейском стратегическом континентальном районе будет определяться усилением интеграционных процессов и повышением роли НАТО в решении проблем континента.

Организация Североатлантического договора является проводником американских интересов в Европе. Поэтому следует ожидать развития хорошо скоординированной политики США и НАТО по отношению к России, важной составной частью которой является расширение Североатлантического альянса и усиление его мощи, уже в настоящее время превышающей обычный военный потенциал России в количественном отношении в четыре раза.

Повышение боевого потенциала планируется осуществить не только за счет приема в альянс новых членов, но также с помощью оснащения армий стран-участниц новым оружием, которое должно произойти в течение ближайших 10 лет. Перевооружение должно придать ОВС НАТО высокую мобильность, оперативность боевого развертывания, гибкость в применении различных видов оружия на различных театрах военных действий. Модернизация вооруженных сил альянса направлена на то, чтобы они обладали высокой способностью проецировать силу в различных регионах мира и были способны вести наступательные действия разного масштаба.

В результате осуществления планов модернизации ОВС НАТО, Североатлантический альянс приобретет дополнительные возможности для осуществления различного рода военно-силовых действий в отношении России. Вместе с тем развязывание военных действий в Европе, как результат прямой конфронтации России с Североатлантическим союзом, можно считать маловероятным. Однако НАТО может попытаться использовать военную силу в случае обострения на территории РФ какого-либо этноконфессионального конфликта.

Концептуальная установка на подготовку ОВС блока к двум видам войн (всеобщей и ограниченной), с ориентацией на применение обычных средств поражения, по-видимому, сохранится. В вероятной войне ОВС НАТО могут действовать как самостоятельно, так и в союзе с другими европейскими государствами, не являющимися членами блока. В качестве потенциальных союзников альянса при этом могут рассматриваться практически все пока еще нейтральные европейские страны. Однако реальное участие каждой конкретной страны в войне на стороне НАТО будет зависеть от различных факторов.

Характер и направленность проводимых альянсом учений показывает, что большое внимание на них уделяется ведению военных действии в постсоветском пространстве. С началом военных действий основное внимание будет уделяться всестороннему решению задач огневого поражения основных группировок войск (сил) противника, снижения (уничтожения) его военно-экономического и военного, в первую очередь, ракетно-ядерного потенциалов, срыва мобилизационного развёртывания и работы тыла, нарушения системы государственного и военного управления РФ и ее союзников.

Наиболее оптимальной формой применения огневых средств рассматривается воздушная кампания. Главное внимание будет уделяться подготовке и проведению первых воздушных наступательных операций, которые могут начаться в ходе выдвижения или до начала оперативного развертывания группировок сухопутных войск. Основная цель этих операций – завоевать превосходство в воздухе, нарушить систему государственного и военного управления и нанестипоражение российским войскам первого оперативного эшелона.

Существенная роль в стратегических операциях ОВС НАТО в Европе будет отводиться объединенным военно-морским силам. Их вклад в решение задачи разгрома группировок сухопутных войск противника, особенно на приморских направлениях, и уничтожения объектов инфраструктуры значительно возрастет.

На южном фланге Европейского стратегического района главную угрозу для России будут представлять вооруженные конфликты, перерастание которых в локальную войну может стать предпосылкой для возможного вмешательства в них соседних стран, а при определенных обстоятельствах и государств, входящих в НАТО (под прикрытием ООН или ОБСЕ).

Военно-стратегические цели войны НАТО против России могут заключаться в установлении полностью контролируемого со стороны США и альянса режима в Москве, а также в создании такой системы военно-политического и стратегического давления, которое вынуждало бы РФ идти на дальнейшие уступки соседним государствам, а также националистическим и сепаратистским группировкам и силам.

Военно-стратегическими целями военно-силовых действий против РФ может быть также отторжение от нее Калининградской области, Северо-Кавказских республик РФ, обеспечение контроля над районами богатыми запасами минеральных ресурсов, и над маршрутами их транспортировки.

Таким образом, военно-политическая обстановка на Западе имеет тенденцию к осложнению, что связано с вовлечением в НАТО новых членов, расширением военных приготовлений альянса, стремлением его руководства выполнять роль главной силы, в том числе, по разрешению существующих противоречий на континенте.

В перспективе ситуация на европейском континенте будет определяться взаимодействием следующих векторов: США – Европа, США – Россия, Европа-Россия. Оставаясь членами НАТО, Франция и Германия будут, в той или иной форме, противодействовать стремлению США к установлению полного доминирования Вашингтона в европейских структурах безопасности, их использованию для достижения своих глобальных целей.

В обозримой перспективе вялотекущие этноконфессиональные конфликты на территории ряда европейских государств, в том числе в постсоветском пространстве, возможно, сохранятся, что будет представлять собой источник потенциальной военной угрозы для безопасности России и ее союзников.

Потенциальные военные угрозы безопасности России со стороны НАТО обусловлены увеличением ее военной мощи, расширением пространственных масштабов деятельности, выходом ОВС и его инфраструктуры на границы РФ.

Особенности геостратегического размещения сил альянса ставят ВС РФ в крайне невыгодное, с точки зрения обеспечения военной безопасности страны, положение. Приближение ОВС НАТО, включая его ядерный компонент к границам РФ, увеличивает опасность его использования против России в случае обострения военно-политической обстановки. Кроме того, постоянное присутствие мощной военной группировки Североатлантического альянса в непосредственной близости от российской территории представляет средство военно-политического нажима и шантажа.

Возможность трансформации военной опасности в военную угрозу в Европейском стратегическом континентальном районе будет определяться не только характером деятельности НАТО, но и способностью России эффективно решать проблемы социально-экономического развития и военной реформы.

Развязывание военных действий в Европе как результат прямой конфронтации России с Североатлантическим союзом можно считать маловероятным. Однако НАТО может попытаться использовать военную силу и другие средства давления в случае обострения на территории России какого-либо этноконфессионального конфликта, что вынудило бы ее идти на уступки националистическим и сепаратистским группировкам, а также тем государствам, которые эти группировки поддерживают.

Распад России на отдельные государственные образования может стать возможным сценарием развитием событий в том случае, если США смогут обеспечить контроль над органами государственного управления РФ, которые окажутся неспособными противостоять центробежным процессам.

Положение в Азии

На Ближнем Востоке мирный процесс зашел в тупик. Вместе с тем, возникновение новой арабо-израильской войны пока представляется маловероятным. Хроническая нестабильность будет постоянным фактором развития военно-политической обстановки в этом регионе в течение весьма длительного периода.

Силовое давление в отношении Ирака со стороны США и Великобритании, возможно, перерастет в прямую агрессию, чтобы добиться ухода с политической арены С. Хусейна и его сторонников, обеспечить приход к власти в стране политиков, свободных от идеологии арабского национализма, и, в конечном итоге, вернуть Ирак в орбиту своего влияния.

Поводом для масштабной военной акции против Ирака являются обвинения в поддержке Багдадом террористических организаций и наличие у него оружия массового поражения. Действительной причиной стремления Вашингтона уничтожить нынешний режим в Ираке, является стремление США установить свой полный контроль над регионом, имеющим большое стратегическое и экономическое значение.

Дестабилизация обстановки в Ираке может привести к геополитическим переменам, связанным с обретением в той или иной форме курдской государственности.

Военно-политическая обстановка на Среднем Востоке в течение длительного времени будет сохранять элементы неопределенности, что обусловлено, с одной стороны, действиями международной коалиции в Афганистане, а с другой – невозможностью в короткие сроки решить проблему национального примирения в этой стране и вывести ее на путь устойчивого развития. Непримиримость интересов различных группировок, острые национально-этнические противоречия, а также объективные трудности, связанные с полным уничтожением террористических отрядов и руководящего ядра движения Талибан, ведут к затягиванию военного противостояния и отодвигают на неопределенное время возможность мирного урегулирования в Афганистане. Консервация неустойчивого внутриполитического положения в Афганистане предполагает сохранение напряженной обстановки на границах с соседними центрально-азиатскими странами. Имеется опасность проникновения отдельных групп экстремистов и на территорию России, вооруженных нападений на пограничные заставы РФ.

С другой стороны, затягивание военной фазы операции в Афганистане создает предпосылки для длительного присутствия США и других государств в Центральной Азии, что соответствует их геополитическим интересам. Террористические акты в США в сентябре 2001 г. были умело использованы Вашингтоном для укрепления своего влияния в южных районах бывшего СССР. Действия США и их западных союзников привели к тому, что все южное подбрюшье России оказалось под контролем ведущих держав стран-членов НАТО.

Цели американской политики в Центральной Азии состоят в том, чтобы обеспечить контроль над запасами нефти и газа и маршрутами их транспортировки, а также осуществлять разведку против РФ и КНР, находясь в непосредственной близости от их границ. Особое значение для укрепления военно-стратегических позиций США в регионе имеет размещение их военных сил вблизи столицы Киргизии, откуда они могут действовать и в направлении Афганистана, и в направлении Каспийского моря. Вследствие того, что Бишкек расположен почти на равном расстоянии между Афганистаном, Каспийским морем и Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая, он имеет исключительную военно-стратегическую ценность для США.

Дислокация 201 дивизии в Таджикистане пока позволяет сохранить российские военно-стратегические позиции в Центральной Азии, однакоотсутствие серьезных российских экономических проектов может негативно сказаться на дальнейшей роли Москвы в регионе.

Военное присутствие США в Центральной Азии, позволяет Вашингтону на длительную перспективу обеспечить формирование выгодной для себя геополитической и геостратегической ситуации. Фактически, США осуществляют передел Центрально-Азиатского региона – традиционной зоны интересов России, Китая, Пакистана и Ирана.

Существующие территориальные, этнические и религиозные противоречия, продолжающееся вооруженное противостояние между Индией и Пакистаном и внутриафганская война, а также усиление влияния исламского фундаментализма обусловливают обстановку повышенной конфликтности на Среднем Востоке.

Особую угрозу миру и безопасности стран региона представляет наличие ядерного оружия и возможность его применения в вооруженных конфликтах Индией, Пакистаном, а также Израилем. К 2015 г. не исключено значительное продвижение работ по созданию ядерного оружия в Иране. В ближайшие годы существует реальная перспектива поступления РСД на вооружение ВС Ирана, Индии, Пакистана. Израильская армия уже имеет их на вооружении. Распространение ядерного оружия и средств его доставки ведет к нарушению стратегической стабильности и нарушению баланса сил в ряде регионов, которые граничат, либо близко расположены к территории России, что затрагивает интересы ее безопасности. Вместе с тем существует опасность того, что экстремистские силы могут попытаться использовать различные виды ОМП для достижения тех или иных целей.

В Центрально-Азиатском стратегическом континентальном районе вероятность агрессии против РФ незначительна. Вместе с тем нельзя полностью исключать возможность того, что, отдельные вооруженные формирования террористического толка могут вмешаться в разрешение противоречий в Таджикистане и развязать пограничный конфликт с Узбекистаном.

Доктринальные установки Ирана не несут в себе конфронтационной, агрессивной направленности. Потенциальные противники, которыми в настоящее время считаются США и Израиль, рассматриваются в большей мере как политико-идеологические, а не военные. Угрозы США в отношении Ирака создают предпосылки для превращения его в союзника Ирана. Главной целью возможной войны провозглашается разгром вторгшегося на территорию Ирана агрессора и защита суверенитета исламской республики. Участие иранских войск в вооруженном конфликте в Закавказье маловероятно, так как это неминуемо приведет к прямому столкновению Ирана с Турцией – членом блока НАТО, что даст повод США выступить на стороне союзника и тем самым реализовать свою угрозу о «наказании» Ирана за его причастность к международному терроризму.

Вовлечение Ирана в вооруженный конфликт на стороне одного из близлежащих конфликтующих государств СНГ маловероятно, так как подобный вариант развития событий может привести к прямому столкновению ВС Ирана с вооруженными силами отдельных государств Содружества, включая Россию. Это противоречит курсу Тегерана на установление отношений стратегического партнерства с Российской Федерацией и развитие тесных союзнических отношений с исламскими странами СНГ. Вместе с тем, наличие противоречий в отношениях между Ираном и Россией по поводу линии разграничения в Каспийском море создает предпосылки для возникновения конфликтов между прикаспийскими государствами. Кроме того, не исключено, что иранское руководство попытается использовать проблемы, с которыми сталкивается Россия на международной арене, и в области внутреннего развития для достижения своих интересов за счет РФ.

Таким образом, в ближайшей перспективе вооруженная агрессия на этом направлении непосредственно против России маловероятна. Тем не менее, в дальнейшем угроза интересам РФ может возникнуть при попытке вмешательства во внутренние дела государств ближнего зарубежья под предлогом проведения миротворческих либо антитеррористических операций.

Необходимо отметить, что нынешняя ситуация на южных границах Российской Федерации имеет не узкорегиональный характер, а представляет собой целый узел противоречивых проблем широкого международного плана, в том числе и в контексте стратегических отношений Россия – Запад.

Военно-политическая и военно-стратегическая обстановка на Дальнем Востоке формируется под воздействием укрепления международных позиций КНР, других новых индустриальных стран и усиливающимся соперничеством государств региона.

Особое влияние на формирование ситуации в регионе оказывает Япония, которая традиционно следует в фарватере внешней и военной политики США. В настоящее время Япония продолжает активно наращивать свой военный потенциал и сотрудничество по военной линии с США. По взглядам военно-политического руководства Японии, развязывание крупномасштабной войны с сопредельными странами в ближайшие годы маловероятно. Вместе с тем не исключается возможность возникновения в АТР региональных вооруженных конфликтов различной интенсивности, которые могут затронуть интересы этого государства.

Японское руководство не рассматривает ни одно конкретное государство в качестве потенциального противника. К основным факторам угрозы стабильности и миру в АТР им отнесены сохранение напряженности на Корейском полуострове и наличие территориальных притязаний ряда стран региона на острова Спратли в Южно-Китайском море. Обеспокоенность проявляется также по поводу модернизации Китаем вооруженных сил и демонстрируемой им решимости использовать силу для защиты национальных интересов. Кроме того, настороженность Японии вызывает неопределенность целей содержания Россией на Дальнем Востоке крупной группировки войск.

С учетом современных тенденций в развитии военно-политической обстановки основные усилия в обеспечении безопасности Япония сосредоточивает на комплексном применении дипломатических, политических, экономических, военных и других средств в интересах достижения целей национальной политики, а также предотвращения конфликтов в прилегающих районах либо их быстрой локализации. Этот подход положен в основу японской «концепции комплексного обеспечения национальной безопасности», которая составляет политическую основу военной доктрины Японии. Строительство японских вооруженных сил осуществляется в соответствии с концепцией «базовых оборонительных сил», которая предусматривает создание Японией минимально необходимых вооруженных сил, предназначенных для отражения прямой агрессии.

Конституцией страны и японо-американским договором о взаимном сотрудничестве и обеспечении безопасности предусматривается применение национальных вооружённых сил в военных действиях только в рамках операций по отражению агрессии против Японии и только на территориях, находящихся под японским управлением. Эти операции, в зависимости от масштабов агрессии, могут проводиться как самостоятельно, так и во взаимодействии с ВС США. Кроме того, Япония может оказывать тыловую поддержку ВС США при возникновении чрезвычайной ситуации в регионе, затрагивающей интересы Токио.

Несмотря на прогресс в развитии двусторонних отношений, Россия и Япония все еще далеки от заключения мирного договора. Учитывая трудности периода, переживаемого Россией, японская сторона, по-видимому, будет стремиться использовать свои финансовые и другие экономические возможности, чтобы добиться уступок в вопросе окончательного территориального разграничения.

Отношения между КНР и США имеют большое значение для развития военно-политической и военно-стратегической обстановки в АТР. Набирающий политическую, экономическую и военную силу Китай будет стремиться к тому, чтобы постоянно демонстрировать свою готовность защищать собственные национальные интересы и ограничить области американского доминирования. При этом не исключена возможность обострения обстановки вокруг Тайваня. Однако, китайская сторона будет стремиться избегать разрыва отношений с США.

Учитывая огромную численность китайского населения и высокие темпы его прироста, руководство Китая будет проводить политику поощрения эмиграции своих граждан в другие страны, включая дальневосточные регионы РФ. Исходя из того, что в общественном мнении населения КНР по-прежнему присутствуют стереотипы, связанные с существованием пограничной проблемы в российско-китайских отношениях, не исключена возможность того, что по мере дальнейшего укрепления экономического и военного потенциалов, территориальные претензии к РФ вновь станут частью официальной политики Пекина. При возникновении кризисной ситуации в двусторонних отношениях КНР может пойти на ввод своих вооруженных сил на территорию РФ под предлогом защиты безопасности и интересов проживающих на Дальнем Востоке китайцев.

На вооруженные силы КНР возложены две основные внешние функции: сдерживание потенциальных противников от попыток военного давления и защита национальных интересов военно-силовыми способами. Они нацелены на ведение в основном оборонительных действий. Вместе с тем не исключается, в определенных условиях, проведение наступательных операций различного масштаба с ограниченными целями – захват спорных территорий, установление контроля над акваториями, разгром приграничных группировок противника и т.п.

Ядерное оружие рассматривается, главным образом, как средство стратегического сдерживания и устрашения. Однако, учитывая огромную численность китайского населения и ментальность сознания китайцев, можно предположить, что, в крайнем случае, руководство страны может пойти на риск применения ядерного оружия, ущерб от использования которого окажется неприемлемым для потенциального противника и допустимым для достижения тех или иных политических целей КНР.

Нанесение внезапных массированных авиационных и ракетных (в обычном снаряжении) ударов с одновременным радиоэлектронным подавлением системы управления противоборствующей стороны, осуществление ударов скрытно сосредоточенной мощной группировки сил быстрого реагирования (СБР) и активное использование всех форм и способов информационной войны рассматривается китайскими военными специалистами в качестве основного способа войны с потенциальным противником в условиях резкого обострения военно-политической обстановки.

Кроме того, не исключается и другой вариант: развертывание активных действий в информационном пространстве, постепенное наращивание политического и экономического давления на потенциального противника с последующим демонстративным развертыванием ударных группировок СБР, усиленных объединениями и соединениями главных сил под видом учений или маневров, постоянное увеличение числа пограничных инцидентов, переходящих в авиационные и ракетные удары, а в последующем и проведение наступательных операций различного масштаба.

Обстановка на Корейском полуострове постепенно улучшается. Однако КНДР будет очень осторожно продвигаться в сторону сближения со своим южным соседом, опасаясь повторения опыта ГДР. Можно также ожидать со стороны северокорейских властей попыток добиться масштабной экономической помощи со стороны Вашингтона и Сеула взамен на отказ от продолжения испытаний ракетного оружия и постепенную либерализацию режима.

Таким образом, в Дальневосточном стратегическом районе угроза регионального военного конфликта с участием многих стран или коалиций государств невелика. Вместе с тем значительно возрастает вероятность возникновения локальных войн как средства разрешения различного рода разногласий (политических, экономических, территориальных), накапливающихся между Китаем и соседними с ним государствами в процессе выполнения намеченного правительством этой страны внешнеполитического курса – занятия КНР доминирующего положения в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Использование военной силы или угрозы ее применения рассматривается в Китае в качестве одного из способов достижения этой цели.

Африка

Обстановка на Африканском континенте характеризуется наличием острых проблем, несмотря на усилия ООН и Организации Африканского Единства (ОАЕ), которая будет трансформироваться в Африканский Союз, создаваемый по типу Европейского.

Крайняя нищета, межплеменные конфликты, болезни, в том числе СПИД, уничтожают остатки индустриальной экономики и государственности ряда стран Африки. Трайбализм является одной из основных преград на пути развития африканских государств и ведет к возникновению внутренних и международных конфликтов на континенте. Активное вмешательство Запада в межэтнические конфликты будет иметь место в том случае, если оно приведет к укреплению, в первую очередь, геополитических и геоэкономических позиций развитых стран.

Вместе с тем на Африканском континенте существуют государства, которые, согласно терминологии Вашингтона, отнесены к так называемой «оси зла». В случае успешной реализации политики военно-силового давления в отношении Ирака, возможно повторение действий США в отношении Ливии и некоторых других африканских государств, особенно богатых полезными ископаемыми.

Интересы России в Африке связаны, прежде всего, с необходимостью решения следующих задач: восстановление экономических позиций России в ряде стран региона, осуществление поставок военной техники и вооружений заинтересованным сторонам, а также участие в рамках гуманитарных усилий международного сообщества.

Выводы:

1. Анализ тенденций развития военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире в целом и в отдельных регионах свидетельствует о наличии достаточного потенциала их обострения, что может привести к расширению масштабов существующих и развязыванию новых вооруженных конфликтов.

В период до 2015 г. угрозы военной безопасности будут иметь системный характер и представлять собой совокупность одновременно действующих негативных факторов. К ним, в первую очередь, следует отнести укрепление и расширение НАТО, появление в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и военных контингентов, распространение ОМУ и средств его доставки, поддержка США и другими государствами центробежных тенденций в постсоветском пространстве, эскалация конфликтов вблизи государственной границы РФ, территориальные притязания к РФ, деятельность сепаратистских и террористических организаций.

В обозримой перспективе опасность распространения ядерного оружия не только сохранится, но, возможно, возрастет. В значительной степени оно спровоцировано политикой США и их союзников в отношении Югославии, Ирака и других стран. Стремление ряда государств получить доступ к ОМП, и в частности, к ядерному оружию, может рассматриваться как попытка добиться упрочения собственной независимости и безопасности. Однако расползание ядерного оружия увеличивает вероятность его применения со стороны гипотетических ядерных держав и поэтому затрагивает интересы безопасности РФ.

2. Военно-политическая обстановка на Западе будет характеризоваться расширением влияния Североатлантического альянса, стремлением закрепиться в постсоветском пространстве, а также, в отсутствие реалистического сценария военных действий против России, попытками использовать совокупную военную мощь НАТО, сил быстрого развертывания ЕС и, возможно, формально нейтральных государств, для оказания военно-политического давления и получения уступок в различных областях.

3. На Востоке наиболее вероятным сценарием развития обстановки является развитие договорно-правовой базы отношений России с ее ближайшими соседями, что не исключает попыток с их стороны использовать, прежде всего, экономический, социокультурный и демографический потенциалы при опоре на возрастающуювоенную мощь для решения тех или иных противоречий в свою пользу.

4. На Юге сосредоточен наиболее конфликтогенный потенциал, что обусловлено продолжением гражданской войны в Афганистане, распространением действий исламских боевиков на соседние страны. Вашингтон и некоторые другие страны будут пытаться использовать ситуацию на Юге, существующие межгосударственные, этнические, религиозные противоречия в регионе для еще большего ослабления экономического и военного потенциала РФ. Приближение вооруженных сил стран НАТО к границам России на южном направлении, в целом, воссоздает геополитическую ситуацию, которая существовала в отношении СССР в годы холодной войны, когда почти по всему периметру его границ были расположены военные базы США и их союзников.

5. Угроза развязывания военной агрессии в ее традиционных формах со стороны США или стран НАТО против РФ в настоящий момент маловероятна. Это положение будет сохраняться до тех пор, пока США не осуществят проект национальной ПРО. Силовые действия против России могут быть возможны также вследствие дальнейшего значительного ее ослабления в политической, экономической и военной областях. При сохранении относительно высокой устойчивости Российского государства и боеготовности его Вооруженных сил, вероятнее всего, главным средством достижения военно-стратегических целей США в предстоящие двадцать лет будет проведение всевозможного рода тайных, подрывных, разведывательных и спецпропагандистских операций.

С целью дестабилизации обстановки и оказания силового нажима на Российскую Федерацию, потенциальные противники будут инициировать и спонсировать вооруженные конфликты разной интенсивности на ее территории и в соседних регионах. Для окончательного отделения регионов и их суверенизации могут быть предприняты «миротворческие» и «гуманитарные» операции по югославскому сценарию.

Нарушение территориальной целостности России может произойти, вероятнее всего, не вследствие прямой агрессии, а в результате демографической экспансии на Дальнем Востоке, экономического, политического, информационного и военного давления на Западе и на Юге.

6. Вместе с тем, нельзя исключать полностью вероятность агрессии против России, которая может осуществляться под видом миротворчества. Исходя из опыта военных действий США и их союзников против Ирака и Югославии, можно предположить, что в войнах ХХI века мирное население и среда его обитания будут специальными объектами нападения. Следует также ожидать, что террористические действия постепенно станут одним из видов вооруженной борьбы, который будут использовать не только террористические организации, но и ВС крупных государств.

7. Военно-политическая акция США против Ирака может нанести ущерб национальной безопасности России, поскольку действия Вашингтона затрагивают обостряющиеся межцивилизационные отношения. Исходя из того, что значительная часть мусульманского населения России в той или иной степени испытывает антиамериканские чувства в связи с позицией Вашингтона на Ближнем и Среднем Востоке, можно предположить, что продолжение эскалации напряженности вокруг Ирака будет способствовать усилению радикальных исламских течений в РФ.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fnimb.org/


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.