на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Место России в мировой торговле


Курсовая работа: Место России в мировой торговле

Федеральное агентство по образованию

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ЭКОНОМИЧЕКСОЙ ТЕОРИИ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Курсовая работа по экономике

на тему: Место России в мировой торговле

Пенза 2011


Содержание

Введение

Глава 1. Основы регулирования мировой торговли

1.1  Основные понятия мировой торговли

1.2 Методы регулирования мировой торговли

1.3 Тенденции развития современной мировой торговли

Глава 2. Место России в мировой торговле

2.1 Экспортный потенциал РФ

2.2 Импортный потенциал РФ

Глава 3. Проблемы и перспективы мировой торговли РФ

3.1 Необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма ее реализации

3.2 Перспективы развития мировой торговой политики России на современном этапе

Заключение

Список используемых источников и литературы

Приложение


Введение

Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как всей страной, так и каждым предприятием в отдельности.

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.

Россия имеет экспортно-импортные связи более чем со 100 странами мира. Сегодня невозможно представить деятельность ни одного крупного предприятия без участия его во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Эффективность работы такого предприятия напрямую зависит от эффективности работы отдела внешнеэкономических связей.

Вот почему эта тема актуальна сегодня, когда все большее число предприятий вовлекается во ВЭД и на их пути возникает множество проблем.

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью данной работы является рассмотрение применяемых методов регулирования, тенденции развития современной мировой торговли РФ, стоящих проблем и перспектив ее развития .

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решены следующие задачи:

- раскрытие понятия и сущности мировой торговли;

- рассмотрение основных методологических аспектов внешней торговли;

- наличие экспортно-импортного потенциала РФ;

- имеющиеся проблемы и перспективы мировой торговли РФ.

При написании курсовой работы использовались научные работы в области экономики, специальная учебная литература для экономических ВУЗов, современная периодика, электронные ресурсы глобальной информационной сети (Интернет).


Глава 1. Основы регулирования мировой торговли

1.1 Основные понятия мировой торговли

Зародившись в глубокой древности, мировая торговля достигает значительных масштабов и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и XIX вв.

Мощным импульсом этого процесса послужило создание в ряде промышленно более развитых стран (Англии, Голландии и др.) крупного машинного производства, ориентированного на масштабный и регулярный импорт сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки, и экспорт в эти страны промышленных товаров, преимущественно потребительского назначения.

В XX в. мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них был связан с мировой войной 1914-1918 гг., он привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальной системы. Следует отметить, что все эти кризисы были преодолены.

Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

Под термином "внешняя торговля" понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Она обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона [2, стр.47].

На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказывает влияние ряд следующих факторов:

1)  развитие международного разделения труда и интернационализация производства;

2)  НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;

3)  активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;

4)  регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ);

5)  либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон;

6)  развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;

7)  получение политической независимости бывших колониальных стран. Выделение из их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.

Рассматривая структуру мировой торговли в первой половине XX века (до 2-й мировой войны) и в последующие годы, мы видим существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится 1/4 товарооборота. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И наконец, более 1/3 всей мировой торговли в середине 90-х годов - это торговля машинами и оборудованием [2, стр.48].

1.2 Методы регулирования мировой торговли

Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов регулирования.

Тарифные средства являются старейшими методами экономического регулирования внешней торговли. Преимущественно они направлены на защиту внутреннего рынка (отечественных производителей) от иностранной конкуренции. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы [15, стр.67].

Таможенные тарифы - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при экспорте и импорте.

Импортный таможенный тариф - центральный инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Основой импортного тарифа (впрочем, как и экспортного) является Закон о таможенном тарифе. Сущность импортного тарифа - это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.

Для регулирования импорта таможенный тариф применяется в значительно больших масштабах, как по числу стран, так и по количеству товарных позиций (пошлинами облагаются примерно 2/3 ввозимых товаров).

Экспортный таможенный тариф представляет собой инструмент регулирования экспорта. Его, как правило, применяют отдельные развивающиеся страны, обладающие исключительными природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировом рынке. Применение экспортных пошлин осуществляется государством в целях получения дополнительных доходов в инвалюте и ограничения вывоза определенных групп товаров.

Транзитный таможенный тариф взимается за провоз иностранных товаров по территории данной страны в другие страны (транзитом). Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита грузов через их территорию, ибо это приносит немалый доход, этот вид пошлин применяется крайне редко и, в основном в фискальных целях.

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

• во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;

• во-вторых, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

• в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока.

Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др. Из всех видов нетарифных ограничений наибольшее распространение получили квоты на импорт и экспорт [20, ст.19].

Вместе с тем, более жесткое регулирование величины импорта с помощью квоты несколько облегчает процесс краткосрочного урегулирования платежного баланса, а относительно эластичный импорт при тарифе усложняет этот процесс [4, стр.132].

Дополнительный стимул мировая торговля получила вследствие деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) по либерализации экспортно-импортных операций и, в частности, по снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров.

1.3 Тенденции развития современной мировой торговли

Основной формой мировых хозяйственных связей по-прежнему остается внешняя торговля, которая по динамике и стоимостным показателям опережает рост мирового производства, движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей.

Темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышают темпы роста основных сегментов мирового производства, в том числе промышленных товаров, минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.

В послевоенный период динамика роста международной торговли по сравнению с динамикой роста мировой экономики характеризовалась следующими данными:

1954— 1963 гг. — среднегодовой темп прироста международной торговли составил 7,1 %, рост мировой экономики — 5,2%;

1964—1973 гг. — среднегодовой темп прироста международной торговли составил 8,7%, рост мировой экономики — 5,7%;

1974— 1990 гг. — среднегодовой темп прироста международной торговли составил 4,5%, рост мировой экономики — 3,2%;

1991 — 1996 гг. — среднегодовой темп прироста международной торговли составил 5,6%, рост мировой экономики — 1,5%.

В 90-е гг. после довольно умеренного роста и стагнации (в 1993 г.) объем мировой торговли товарами с 1994 г. начал расти достаточно высокими темпами. Темп прироста мировой торговли товарами в 1995 г. составил почти 9%.

В 1998 г. в результате азиатского финансового кризиса, который распространился на многие другие страны мира, объем мировой торговли товарами сократился на 3%, а в 1999 г. опять возрос на 7% [9, стр.198].

Еще более высокими темпами в 90-е гг. развивался экспорт товаров, который по динамике также превышал рост мировой экономики.

Увеличению международного товарообмена способствовала значительная либерализация внешнеторговой политики развивающихся стран и, как следствие, расширение масштабов торговли между ними. Однако следует подчеркнуть, что от либерализации мировой торговли выиграли, прежде всего, промышленно развитые страны. Либерализация торговли оказала негативное воздействие на состояние окружающей среды в развивающихся и, особенно в наименее развитых странах [5, стр.49].

По данным Всемирного фонда дикой природы в (World Wide Fund for Nature, WWF), в период с середины 1980-х гг. до конца 1990-х гг. либерализация мировой торговли способствовала потере до 30% природного потенциала планеты.

Кроме того, существенным фактором роста международной торговли стало сохранение благоприятной конъюнктуры на рынках промышленной продукции во многих развивающихся странах и, особенно в новых индустриальных странах.

Стимулом быстрого развития мировой торговли послужила революция в области информационных технологий и средств телекоммуникаций. Стоимость экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования с начала 90-х гг. практически удвоилась и достигла в конце 90-х гг. почти 15% общей стоимости мировой торговли.

Настоящей революцией в мировой торговле можно назвать стремительное распространение электронной коммерции через систему Интернет. К началу третьего тысячелетия Интернет стал одной из ведущей отраслей мировой экономики с годовым оборотом свыше 500 млрд. долл. и числом занятых более 3 млн. человек.

В последние годы произошли существенные изменения в структуре мировой торговли. В частности, значительно возросла доля услуг, средств связи и информационных технологий, в то же время сокращается доля торговли сырьевыми товарами и сельскохозяйственной продукцией.

Определенные изменения происходят и в географическом распределении мировой торговли. Постепенно растет торговля развивающихся стран, особенно быстрыми темпами увеличиваются объемы товаропотоков из новых индустриальных стран.

Вместе с тем, по-прежнему большая часть мирового товарооборота приходится на промышленно-развитые страны. Крупнейшими торговыми державами мира являются США, Германия и Япония, на которые в начале нового тысячелетия приходится около трети мировых экспортно-импортных операций. В десятку крупнейших торговых стран мира входили Франция, Великобритания, Италия, Канада, Китай, Нидерланды, Бельгия, Люксембург [7, стр.23].

Кризис, вызвавший в 2009 году впервые за послевоенный период сокращение мирового валового внутреннего продукта (на 2,3%), обусловил небывалое падение мировой торговли. Стоимость мирового экспорта сократилась по сравнению с 2008 годом на 23% до 12,1 трлн. долл.

Примечательно, что кризис сильно ударил по внешней торговле практически всех стран, хотя и в различной степени. Так, сокращение стоимости экспорта в 2009 году по сравнению с предыдущим годом варьировалось от 40% в Саудовской Аравии, 36% в России и 23% в ЕС до 16% в Китае и 14% в Швейцарии. Не меньший разброс наблюдался и по импорту, который упал в России на 34%, в Японии на 28% и в ЕС на 25%, а в Швейцарии и Китае «всего» на 15% и 11% соответственно.

Не пощадил кризис и основные товарные группы, включая обычно динамичный сектор готовых изделий, мировой экспорт которых сократился на 21%, в том числе черных металлов на 47%, автомобилей и запчастей на 32, промышленного оборудования на 29% и текстильных изделий на 19%.

К концу 2009 года темпы падения мировой торговли замедлились. В связи с этим в целом на 2010 год экспертами ВТО прогнозируется небольшое оживление, которое может частично компенсировать потери от кризисного спада [19].


Глава 2. Место России в мировой торговле

2.1 Экспортный потенциал РФ

экспортный импортный внешнеэкономический торговля

По данным таможенной статистики в 2010 году внешнеторговый оборот России составил 625,4 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан) и по сравнению с 2009 годом возрос на 33,3%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 534,1 млрд.долларов США (рост на 33,4%), со странами СНГ – 91,3 млрд.долларов США (рост на 33,0%). Данные приведены в Приложении 1.

Экспорт России в 2010 году составил 396,4 млрд. долларов США1 и по сравнению с 2009 годом увеличился на 31,4%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 336,7 млрд.долларов США (рост на 32,1%), в страны СНГ – 59,7 млрд.долларов США (рост на 27,4%). Данные приведены в Приложении 2.

Увеличение стоимостного объема экспорта в 2010 году по сравнению с 2009 годом было обусловлено как ростом средних цен экспортируемых Россией товаров, так и увеличением физических объемов их поставок. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 119,8%, а индекс физического объема экспорта – 110,0%.

Основу российского экспорта в 2010 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 70,8% (в 2009 году – 69,6%). По сравнению с 2009 годом стоимостной объем этих товаров увеличился на 34,4% [18, стр.2].

В общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья основной стоимостной объем (52,4%) среди товаров топливно-энергетического комплекса занимала нефть сырая, физические объемы поставок которой возросли по сравнению с 2009 годом на 6,1%, а стоимостные объемы – на 40,7%.

Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья угля каменного на 6,0%, кокса – на 52,7%, газа природного сжиженного – в 2,9% раза, электроэнергии – на 29,6%, нефтепродуктов – на 9,6%, в том числе: дизельного топлива – на 6,9%, топлив жидких – на 12,7%. При этом сократились объемы экспорта бензина автомобильного – на 32,2%, керосина – на 32,1%, газа природного – на 10,8%.

В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в 2010 году составила 10,8% и снизилась по сравнению с прошлым годом на 0,4 процентных пункта. Стоимостной объем экспорта указанных товаров возрос по сравнению с 2009 годом на 27,2%, а физический – на 2,5%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них увеличились – на 3,6%, в том числе: ферросплавов – на 21,4%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 11,9%. Физический объем экспорта меди сократился на 10,2%, никеля – на 1,8%, алюминия – на 7,1%.

Доля продукции химической промышленности в 2010 году составила 5,8% (в 2009 году – 5,7%). По сравнению с прошлым годом стоимостной объем экспорта этой продукции увеличился на 35,8%, а физический – на 20,5%, в том числе возросли физические объемы поставок органических химических соединений на 11,2%, метанола – на 50,8 %, калийных удобрений – в 2,9 раза, смешанных удобрений – на 18,8%, каучука синтетического – на 17,1%.

Доля экспорта машин и оборудования в 2010 году составила 4,3 % (в 2009 году – 4,6%). По сравнению с 2009 годом стоимостной объем поставок машин и оборудования возрос на 21,9%, в том числе: механического оборудования – на 3,6%, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного – на 3,2%, летательных аппаратов – на 17,5%, судов и лодок – в 4,8 раза. Физические объемы экспорта легковых автомобилей снизились на 26,9%, грузовых – возросли на 4,3%.

Доля продовольственных товаров в товарной структуре экспорта в 2010 году составила 1,8 % (в 2009 году – 2,6 %). По сравнению с 2009 годом стоимостные и физические объемы экспорта этих товаров снизились, соответственно, на 8,0% и 30,5%. Физические объемы экспорта пшеницы снизились на 25,5%, ячменя – на 56,7%, масла растительного – на 53,0%. Вместе с тем, возросли физические объемы экспорта мяса птицы в 3,1 раза, свежемороженой рыбы – на 30,0%.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2010 году составила 2,3% (в 2009 году – 2,6%). Стоимостной объем экспорта данной товарной группы увеличился по сравнению с 2009 годом на 17,3%. По сравнению прошлым годом возросли физические объемы экспорта пиломатериалов на 20,5%, фанеры – на 16,3%, целлюлозы – на 8,5%; физические объемы экспорта лесоматериалов необработанных снизились на 1,7%.

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2010 году доля топливно-энергетических товаров составила 53,0% от всего экспорта в эти страны, что на 10,7 процентных пункта выше, чем в 2009 году. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился по сравнению с 2009 годом на 50,1%. Физические объемы экспорта угля каменного возросли на 56,8 %, газа природного – на 49,8%. Поставки нефти сырой снизились на 33,2%, нефтепродуктов – на 9,9%, в том числе: бензина автомобильного – на 37,2%, керосина – на 36,2% (кроме дизельного топлива и топлив жидких – рост на 26,6% и 19,4% соответственно).

Доля машин и оборудования в 2010 году составила 14,4 % (в 2009 году – 15,9 %). Стоимостной объем экспорта продукции машиностроения по сравнению с 2009 годом возрос на 9,1%, в том числе: электрического оборудования – на 23,0%, железнодорожного оборудования – на 20,0%, летательных аппаратов – в 2,7 раза. Вместе с тем, снизился стоимостной объем экспорта механического оборудования и средств наземного транспорта, кроме железнодорожного на 2,0% и 13,0% соответственно. Физический объем экспорта легковых автомобилей возрос на 18,1%, а грузовых автомобилей снизился на 33,9%.

Доля металлов и изделий из них в экспорте в страны СНГ в 2010 году составила 9,0% (в 2009 году – 11,8%). Стоимостной объем экспорта данной товарной группы уменьшился по сравнению с 2009 годом на 8,5%, а физический – на 5,7%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них сократились на 6,1%, в том числе: труб – на 65,1%, прутков из железа и нелегированной стали – на 21,6%. Вместе с тем возросли физические объемы экспорта чугуна в 2,6 раза, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 22,8%, проката плоского – на 19,7%, алюминия необработанного – на 19,5%.

Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2010 году составила 5,8% (в 2009 году – 9,2%). Стоимостной и физический объемы экспорта этих товаров снизились по сравнению с прошлым годом соответственно на 24,8% и 57,5%. Физические объемы вывоза сгущенного молока снизились на 38,1%, масла сливочного – на 34,8%, сыров и творога – на 16,9%, пшеницы – на 73,5%, семян подсолнечника – на 81,1%, растительного масла – на 18,2%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2010 году составил 8,9% (в 2009 году – 10,3%). Стоимостной объем экспорта указанной товарной группы возрос по сравнению с 2009 годом на 3,4%. Физические объемы экспорта продукции неорганической химии увеличились на 20,1%, аммиака – на 87,5%, азотных удобрений – на 20,3%, комплексных удобрений – на 23,6%, при этом снизились объемы поставок калийных удобрений – на 89,6%, лаков и красок – на 14,3%, моющих средств – на 22,7%, пластмасс и изделий из них – на 13,4%, каучука, резины и изделий из них – на 10,8%.

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.