на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Статья: Автоаранжировщики


Статья: Автоаранжировщики

Павел Живайкин

Многие люди, работая экономистами, программистами, поварами или летчиками, в душе чуть-чуть чувствуют себя артистами, художниками или музыкантами. Но что делать, если, например, путь к профессиональному музыкальному творчеству лежит через многочасовые занятия на инструменте, а еще сольфеджио, гармония, аранжировка...

Однако, если у вас за плечами два-три года музыкальной школы и вы знаете, как написать символами до-мажор и соль-септ, вам стоит обратить внимание на небольшую группу компьютерных программ, которые называются автоаранжировщиками. Кроме того, эти программы окажутся очень полезными для разработчиков мультимедийных продуктов и для тех, кто пожелает вставить в свои WWW-страницы оригинальные, а не заимствованные MIDI-файлы.

Программа-автоаранжировщик работает почти так же, как и обычный профессиональный аранжировщик. Вы задаете гармоническую схему пьесы с указанием основных элементов музыкальной формы. Для несложной песни этими элементами будут: вступление, куплет, припев и кода, причем надо указать, в какой последовательности и сколько раз чередуется куплет и припев.

Гармоническая схема задается в виде тактов с расположенными внутри них аккордовыми символами. Для удобства элементы формы (куплеты, припевы или части) обозначаются латинскими буквами. В качестве примера на рис. 1 изображена гармоническая схема итальянской песни «О Sole Mio» в тональности до мажор (она же - «It's Now Or Never» в исполнении Элвиса Пресли).

Для некоторых программ-аранжировщиков не надо несколько раз расписывать одинаковые части (куплеты, припевы), достаточно указать их количество. После этого необходимо выбрать стиль, в котором должна звучать пьеса: классика, джаз, рок или даже конкретнее (например, медленный фокстрот в духе тридцатых годов). В одних автоаранжировщиках представлено большое количество стилей (больше ста), другие специализируются на определенной тематике (скажем, популярная музыка 90-х годов).

После того, как закончены ввод аккордов и настройка стиля, программа генерирует аккомпанирующие партии сразу для всей пьесы и для всех инструментов. Существует два основных алгоритма.

В первом программа использует записанные заранее готовые куски, транспонируя их в нужную тональность и развертывая на заданное число тактов или долей такта. Чтобы аккомпанемент не был очень однообразным, обычно записывается несколько вариантов, и программа случайным образом выбирает один из них. Приблизительно так работает программа Band-ln-A-Box.

В другом случае для каждого стиля и каждого инструмента задается сложный (или не очень) алгоритм. Вы включаете режим Compose (сочинить) и прослушиваете все, что выдает программа, подчиняясь этому алгоритму. Когда вновь созданный вариант аранжировки вам нравится, вы его фиксируете. Простым примером такого алгоритма может служить партия большого барабана в стиле «Марш для духового оркестра»: бей на счет «раз» и «три» или на счет «раз» - «два» - «три» -«четыре»! Программа на основе этого алгоритма случайным образом генерирует партию большого барабана, и вы отбираете понравившийся вариант.

В таблице 1 приведены основные функции, на которые следует обратить внимание при выборе программы-автоаранжировщика.

Таблица 1. Основные функции программ-автоаранжировщиков

Функция Пояснение
Количество различных аккордов Обычно применяются аккордовые символы, принятые в джазовой и популярной музыке. Но так как единых стандартов нет, то их написание может отличаться. Важно также умение программы различать аккорд и басовую ноту, когда она не совпадает с тоникой аккорда
Количество музыкальных стилей Чем больше и разнообразней - тем лучше. Кроме того, важно для каждого стиля иметь две и даже больше модификации. Модификации (или вариации стиля) применяются, когда вся пьеса звучит в одном духе, но хочется, чтобы куплет и припев немного отличались или второй куплет чуть-чуть отличался от первого
Возможность пометки перехода между частями В популярной музыке при переходе к другой части применяются так называемые брейки (break) или филлины (fill-in). Чаще всего это выражается коротким соло ударника с акцентом на тарелке на сильную долю первого такта следующей части
Возможность редактировать готовые стили Допустим, вы захотите внести в существующий стиль некоторые изменения: добавить еще один инструмент или изменить рисунок партии уже существующего инструмента
Возможность самому составлять новые стили Пользуясь технологией программы-автоаранжировщика, вы можете создать свой стиль и использовать его в своем творчестве. Это важно, когда музыка, с которой вы работаете, является свежей и оригинальной
Импорт MIDI-файла Вы можете импортировать MIDI-файл, чтобы записанные в нем MIDI-треки звучали совместно с партиями вашей аранжировки
Экспорт в MIDI-файл Можно сохранить сделанную готовую аранжировку в виде стандартного MIDI-файла для дальнейшего использования другими программами или для WWW-страниц
Возможность управлять звучанием аранжированного рисунка Вы можете увеличивать/уменьшать громкость отдельных партий, менять для них инструменты (например, вместо саксофона кларнет) панораму и т. д.
Возможность дописать мелодические партии к созданному аккомпанементу Допустим, аккомпанемент, созданный программой, вас полностью удовлетворяет, но необходимо дописать мелодию и даже бэкграунд
Возможность делать стоп-таймы В некоторых тактах песни в аккомпанементе должна быть пауза
Разрешающая аккордовая способность Означает, сколько раз внутри одного такта программа позволяет менять аккорды
Специальные аранжировочные приемы для вступления и коды Во многих музыкальных стилях существуют специальные шаблоны для вступления или окончания пьесы
Возможность генерировать сольные партии Программа создает, например, соло саксофона на припев песни, используя закономерности и особенности выбранного стиля (скажем, создается сольный стиль в духе Армстронга для трубы или в духе Клэптона для гитары)
Возможность распечатывать мелодические и аккомпанирующие партии для «живых» музыкантов Если вам понравилась аранжировка, созданная программой, вы можете распечатать отдельные партии и раздать их музыкантам для концертных выступлений
Возможность ввести стихотворную строчку для мелодии Здесь имеется в виду то, что вы подписываете стихи, как в обычных нотах, под мелодией
Возможность распечатать набранную в программе гармоническую схему песни Впоследствии вы можете все распечатать на принтере
Возможность представить структуру песни в наглядном виде Удобно, когда вы можете изобразить структуру песни в виде квадратиков, соответствующих вступлению, первому куплету, второму, переходу и так далее

В отличие, например, от графических редакторов, которые становятся все более похожими друг на друга, программы-автоаранжировщики радуют глаз своей непохожестью. Кроме того, следует учитывать, что их версии меняются не с такой скоростью, как MS Office, поэтому некоторые из представленных здесь программ не являются новинками. Но каждая из них рассчитана на определенный круг пользователей (в зависимости от вкуса, уровня подготовки) и имеет некоторые свои оригинальные идеи.

В статье не раскрыты возможности автоаранжировки многочисленных программ фирмы Steinberg (Music Station, Cubase). Встроенную функцию автоаранжировки имеет программа Evolution Studio Gold. Кроме того, существует множество программ, не требующих даже и минимального знания музыкальной грамоты. В этих программах вы задаете такие общие параметры, как темп, стиль, настроение, и получаете готовый MIDI-файл. Конечно, это вполне приемлемо для иллюстративной или медитативной музыки. Преимущество автоаран-жировщиков же состоит в том, что они полезны и интересны как профессионалам, так и любителям.

Название Время создания и авторы Электронная почта или WWW-адрес
Band-ln-A-Box 7.0 1997 PG Music Inc. Email: info@pgmusic.com
Cubase (от 2.0), CubaseVST (MIDl-секвенсор) 1998Steinberg http://www.steinberg.net
EasyKeys Blue Ribbon :-(
Jammer Professional 3.0 1997SoundTrek Email: support@soundtrek.com http://www.soundtrek.com
Evolution Studio Gold (MIDI-секвенсор) 1996 Evolution Electronics Ltd, http://www.evolution.co.uk Email: support@evolution.co.uk
Music Station : 1997Steinberg http://www.steinberg.net
VisualAranger 1995Yamaha http://www.yamaha.com


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.