на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Воспитательная проблематика фольклора


Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

          Песни - более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы.

Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму.

При изучении чувашского детского музыкального фольклора необходимо учесть его некоторые особенности:

-     во-первых – к детскому фольклору относится не только то, что бытует в детской среде, но и музыкально-поэтические жанры, исполняемые взрослыми, однако, предназначенные для детского слушания. Они исполняются при укачивании в люльке младенца – колыбельные (сăпка юррисем); при развлечении ребенка и игре с ним – потешки, прибаутки (йăпатмăшсем); занимательные, обольстительные стихи при приеме пищи (çитермелли чух илěртмелли сăвăсем);

-     во-вторых, очень много заимствований из фольклора взрослых, бытующие в детской среде и входящие в их устно-поэтический репертуар;    

-     в-третьих, весь детский фольклор вызван к жизни едва ли не исключительно потребностями педагогики. Как известно, в понятие «детский

музыкальный фольклор» входят произведения, созданные взрослыми для детей: они исполняются при укачивании в люльке младенца – колыбельные, при пестовании его – пестушки, при игре с ребенком – потешки, прибаутки. Но есть еще творчество самих детей – считалки, дразнилки, заклички, приговорки и т.д. Все  это составляет их музыкальный репертуар, и он исполняется, как правило, только самими детьми.

В быту, в повседневности детские песни имеют значение функциональное, утилитарное: они призваны помочь интересней провести игру, организовать ее. Песни, игровые припевы иллюстрируют действие, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту, ведь в основе их миропонимания, мироосвоения лежит именно игра, игровой момент. Исполняя песенный напев, следует учитывать его роль в той или иной игре: сопровождается ли он движениями, фиксируются ли ритмические акценты хлопками в ладоши, прыжками, подскоками.

          Многие занятия детей являются шуточным подражанием серьезному делу взрослых, средством подготовки детей к жизни. В них находят свое отражение производственно-хозяйственные, национально-психологические черты и социальная жизнь чувашского народа.

          В характеристике чувашского детского фольклора мы придерживаемся взглядов В.Г.Родионова, который в своем исследовании не разделяет музыкально-поэтический фольклор от собственно поэтического. Согласно его концепции, чувашский детский устно-поэтический фольклор делится на различные жанры:

-     сăпка çÿлěсен поэзийě (колыбельная поэзия), которая предназначена для убаюкивания ребенка. Образцы этого жанра характеризуют тихое и спокойное звучание, узкий диапазон, многократно повторяющийся короткий напев, обусловленные практическим действием и приобретают художественную образность, которая составляет эстетическую ценность;

-     календарь поэзийě (календарная поэзия). Произведения этого жанра тесным образом связаны с бытом и обычаями чувашского народа, так как чуваши с давних пор считали, что именно детская невинность и чистота способны воздействовать на силу природы;

-     чěнÿ-йыхрав сăвви (заклички-приговорки). Это самый распространенный жанр детского фольклора. Заклички – это стихотворное обращение детей к различным явлениям природы: солнцу, дождю, а приговорки – к животным и растениям. Присуще закличкам прямое обращение, утверждение обусловило преобладание в их напевах интонаций зова, клича; а также образование определенной сложившейся мелодической структуры, характерной лишь для этого жанра. Заклички особенно полно раскрывают возможности детского голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность.

Хěвел тух, хěвел тух!

Ачу шыва кайнă, тет.

Турчăкупа туртса ил,

Милкÿпелен шăлса ил.

-     кулленхи сăвă-юрă (повседневные стихи-песни) – предназначались для развития у детей слуховой памяти. Дети выучивали их наизусть и декламировали как во время игр, так и вне детского коллектива;

-     вăйă юррисем (игровые). Многие игры, как было упомянуто выше, имели прямую связь в подготовке молодого поколения к взрослой жизни. Здесь имеет место синтез слова, движения и музыки. И они способствовали трудовому, умственному, нравственному и физическому воспитанию подрастающего поколения;

-     витлешÿ такмакěсем, шÿтсем (дразнилки, шутилки). В них дети критикуют ленивых, нечистоплотных и жадных ребят:

Йăван, Йăван, йăваланчăк

Хăйма çиме хыпаланчăк;

-     хăвăрт калани (сăмах)  (скороговорки). Они исполнялись при помощи трудно выговариваемых словосочетаний:

Кантăр вăрри картара

Хура Макар урамра

Макар хуре картара;

-     вăрттăн чěлхе, юмах-халап (загадки - сказки);

-     калавсемпе юптарусем (рассказы-притчи). В произведениях этого жанра детей привлекают юмор, задор, живость, ритмический характер, так как рассказывают о нереальных событиях.

Чувашский детский фольклор интересен и доступен для представителей юного возраста. Можно отметить тесную связь с детской поэзии с обрядами взрослых и молодежи, подчеркнуть что многие тексты образцов детского песенного фольклора имеют архаичную форму стиха – речитативную. Собственно песни, оказываются более близкими речитативу, чем к напевным образцам “взрослого” музыкально –поэтического фольклора. Наследие, создаваемое тысячелетиями пройдя через века и сохранив архаичные черты, проявляет себя просто и ясно на уровне детской игры.

Таким образом, детский фольклор  - это специфическая область народного творчества, объединяющий мир детей и мир взрослых, включающий целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Песни поют и слушают все. Ни об одном другом жанре, кроме песни, нельзя этого сказать: пословицы, сказки, загадки становятся понятными, начиная с определенного возраста, теми или иными из них пользуются преимущественно в определенный период жизни. Конечно, и песни имеют свой «любимый возраст»: девушки пятнадцати-двадцати лет поют столько песен, сколько они не спели до этого возраста и не споют до конца своей жизни.

В песнях определенно присутствует педагогическая идея, она обусловливает образовательно-воспитательную функцию песен. Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам. Иные песни взрослых малые дети поют с особым воодушевлением. Поэтому речь может идти только о преимущественном исполнении тех или иных песен в том или ином возрасте. Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее мать.

Назначение колыбельных песен убаюкать, усыпить ребенка. Творцами колыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей.

          Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу прежде всего материнской любви. Но одновременно они внушают любовь к детям всем, кто исполняет их в процессе заботливого ухода за ребенком, т.е. так или иначе стимулируют самовоспитание; особенно это важно в тех случаях, когда за маленькими детьми присматривают дети постарше. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова пробуждает их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий. Колыбельная песнь - величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок - еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.

Основное содержание колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем [9;90]. Колыбельные песни народов собирались плохо, утеряны многочисленные импровизации, отличавшиеся, как можно полагать, изумительными поэтическими и педагогическими достоинствами.

У всех народов были свои поэты, создававшие колыбельные песни. В устах мамушек и сенных девушек, вынянчивших не одного ребенка, массовые колыбельные песни получили особенно богатую художественную обработку. Эти талантливые исполнители и создатели колыбельных песен - баюкалы, баюкальщицы, баюкалки, пестуны, припеваши - всегда были выходцами из народа.

Улучшая народные творения, они возвращали их обратно народу, таким образом, шел процесс постоянного обогащения песенного арсенала.

Талантливые создатели и исполнители колыбельных песен одновременно были и талантливыми педагогами, любили детей. И дело отнюдь не в том, что без любви к детям не создать прекрасных колыбельных песен, а еще и в их непосредственном воздействии на ребенка. Редкая из песен проверяется в реальном действии, а колыбельная песня была именно такой: она не исполнялась просто так, ею усыпляли детей в колыбели. Такое соединение таланта поэта с талантом педагога было характерным явлением в народе. Если лучшими создателями колыбельных песен могли быть и воспитатели чужих детей, то лучшими в мире их исполнителями могли быть все-таки только матери. В этом смысле материнское чувство совершенствовало не только поэзию и музыку народа, но и сокровенные движения души человека, его духовное богатство, самые нежные и самые человечные стороны народной нравственности.

Заслуживающими внимание средствами воспитательного воздействия являются пестушки и потешки. В них подрастающий ребенок всецело занимает внимание взрослого. Пестушки получили свое название от слова пестовать - нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании.

Пестушки имеют смысл только при сопровождении их тактильным приемом - легким телесным прикосновением. Ласковый массаж, сопровождаемый веселой незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк, вызывает у ребенка бодрое, веселое настроение.

Пестушки постепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и педагогическое - наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии.

Потешки, которыми пользовались старшие, забавляя и успокаивания маленьких детей, интересны не только тем, что очень рано пробуждает у них трудовой интерес. В них, кроме этого, настойчиво проводится мысль о первостепенной важности труда в жизни. Превыше всего – труд, и самый маленький ребенок должен это понимать и благоприятствовать работе взрослых. Мешать работающему – самый недостойный поступок. Так считалось в чувашской среде.

В потешках в занимательной форме рассказывали детям о копнах сена, козлятах, отбеливании холста на снегу, об охоте и о многом другом [9;27].

          Отрочество - период детства, наименее богатый песнями. Младшие подростки поют песни раннего детства, старшие подростки - песни юности. Особенно же увлекаются мальчики богатырскими песнями - песнями воинов, повстанцев, разбойников и т.п. Девочек интересуют более всего посиделочные и хороводные песни.

Тем не менее и у подростков есть своя поэзия. Это - жеребьевки, скороговорки, считалки, дразнилки в многочисленных разновидностях. В считалках строго соблюдаются созвучия и ритм, художественная функция их - именно в своеобразной игре словом и ритмом, для которых характерна бойкость и красочность. При исполнении считалок дети оформляют их какой-либо простейшей мелодией, а порою просто используют мелодию той или иной известной детской песни.

Дети нередко пользуются дразнилками и поддевками. Это  своебразная форма детской сатиры, в которой высмеивается обидчик или капризный ребенок, неподчиняющийся правилам игры.Содержание дразнилок почти всегда смешное. В редких случаях дразнилки или какой-то элемент их оформлялись простейшей мелодией, т.е. по характеру были близки к шуточным песням.

          Во многих песнях подростков воспеваются трудолюбие, смелость, храбрость, решительность и т.п.

Среди детей подросткового возраста были более всего распространены веселые, задорные, шуточные песни: народ даже в тяжелых условиях жизни оберегал детей от горестных раздумий, старался держать их подальше от общественных бедствий и социального зла, все равно непонятных и недоступных детскому сознанию. Однако это отнюдь не означает, что в репертуаре подростков отсутствовали песни с серьезным содержанием, прививающие детям моральные убеждения, вызывающие у них чувство жалости и сочувствия, искреннее желание помочь человеку в беде, призывающие к борьбе за свободу и человеческое достоинство.

Педагогическая идея в песенном репертуаре подростков проступает несравненно более явно, нежели в репертуаре самых маленьких и старших. По-видимому, здесь сказалось понимание народными педагогами особенностей и трудностей подросткового возраста как переходного периода от детства к юности.


2.2 ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧУВАШСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В УРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

         

Музыкальное воспитание - одно из средств формирования личности. Урок музыки - это урок жизни, сотворчество, идущий к сердцу каждого ученика. Очень важно создать на уроке такую атмосферу, когда нельзя не участвовать в работе всего класса. Это возможно у учителя, который считает музыку искусством, обладающим мощной силой воздействия на личность и коллектив в целом. Это возможно, когда учитель музыки будет чувствовать, переживать и размышлять вместе с детьми. Это возможно у учителя, испытывающего постоянную потребность в самосовершенствовании, в росте вместе со своими учениками.

          Всем этим требованиям отвечает деятельность учителя музыки общеобразовательной школы № 9 г.Чебоксары - Глякиной Розы Вениаминовны.

Сегодня использование чувашского музыкального фольклора на уроках музыки не редкость. Пение, родное слово, игра на музыкальных инструментах, национальный костюм, игровые и танцевальные элементы - все это используется комплексно, тем самым обогащая кругозор детей.

          Уже с первого класса Роза Вениаминовна приобщает детей к народным музыкальным традициям используя на своих уроках игровые народные попевки. Роза Вениаминовна старается не только познакомить ребят с родной музыкой, но и привить им любовь к чувашской народной песне. Чувашская народная песня воспитывает такие качества личности как вежливость, уважение к старшим, верность и справедливость, аккуратность, любовь к учению и скромность.

          На уроках Розы Вениаминовны дети всегда становятся главными действующими лицами. Например, в игре «Хоровод» ребята изображают танцевальные действия: девочки -  плавные движения рук, а мальчики - притоптывание, при этом каждый ученик ощущает себя частицей единого целого действия, хоровода веселого, жизнерадостного.

Роза Вениаминовна, для приведения примеров на уроках, часто обращается к поэме К. Иванова “Нарспи”, т.к. поэма является “энциклопедией чувашской жизни”:

          «… Только сядет солнце – время

          К хороводу выйти ей.

          Вмиг умоется, наденет

          Шульгеме на грудь скорей;

          На плечо накинет  звонкий

          Свой теветь одним броском;

Лоб по-девичьи повяжет

Алым шелковым платком.

Запоет ли в хороводе –

Будто пташка-соловей;

Захохочет – всякий скажет

Нет девицы здоровей!

Этот голос всех пленяет,

В играх слышен он всегда!»

На основе поэмы “Нарспи” Роза Вениаминовна открывает детям огромный мир народной культуры чувашей: здесь и чувашский народный костюм, и народный танец, и обряды, и внутренний характер человека.

 Слушание народной песни – один из основных видов деятельности детей на уроках музыки. Здесь очень удачно применение ударных инструментов. Так, при слушании «Чăваш ташши» («Чувашский танец») Г. Воробьева, учащиеся становятся активными участниками. Весь класс не просто смотрит и слушает музыку, а исполняет ритмический рисунок. Каждая вариация в музыке требует определенных инструментов, исполнение же различного ритмического рисунка – это творческая работа учеников.

Дети на уроках музыки, участвуя в песнях, играх, танцах, обогащаясь духовно, вместе со знаниями, навыками получают главное - нравственные уроки добра и красоты.

          Для обучения детей чувашскому фольклору нужен такой музыкальный руководитель, который научил бы основным приемам вокального звукоизвлечения, подобрал интересный репертуар, направил своих учеников по творческому пути.

          Сейчас в Чувашии создается большое количество фольклорных коллективов. Они создаются в городах и селах, в местах с сохранившимися местными песенными традициями и там где уже произошло влияние нескольких традиций и трудно выделить какую-то одну. У них разные возможности и разные цели.

          Одним из лидеров аутентичного фольклора является заслуженный работник культуры Чувашской Республики Козлова Зинаида Алексеевна. Под руководством Зинаиды Алексеевны в 1984 году был организован детский фольклорный ансамбль “Пилеш”, при республиканской музыкальной школе-интерната №3, ныне национальном лицее-интернате им. Г.С.Лебедева.

          Дети, особенно младшая группа ансамбля, очень любят игры. Игра воспринимается ими и как потребность в расширении своих интересов, и как потребность в раскрытии самих себя, и как потребность в коллективном общении. Игра на уроке, в большинстве случаев, сопровождается песней.

          Песни дети воспринимают так же легко как и игру. Постичь, понять песню помогает ее сюжет, смысл, содержание. Ребята еще плохо разбираются в жанрах, но с большим удовольствием исполняют то, что с движениями: хоровод, пляска, игра.

          Слушание чувашских наигрышей, в исполнении ансамбля гармонистов под руководством Э.В.Кириллова, доставляет детям огромную радость так как им редко приходится заниматься на уроке таким видом деятельности как слушание.

          В процессе работы с детским фольклорным ансамблем, необходимо учитывать следующие моменты:

1.   Заинтересованность ребенка. Форма занятий должна быть разнообразной.

2.   Поют все кто хочет. Нельзя отказывать ребенку в пении.

3.   Репертуар. Можно петь песни любого жанра, подходящие по содержанию. Наиболее удобны хороводные, игровые, календарные песни.

          С детьми Зинаида Алексеевна разучивает песни разных жанров: трудовые, хороводные и игровые, песни-небылицы, колыбельные и другие.

Кроме детского ансамбля, у Зинаиды Алексеевны есть еще и студенческий ансамбль при Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я.Яковлева. Здесь она  преподает уроки вокала и ведет занятия народного хора. Ансамбль «Юрай», созданный ею в 1997 году – молодой студенческий коллектив. Участники ансамбля наряду со специальностью «учитель музыки» изучают специализацию «руководитель фольклорного коллектива». Студенты посещают занятия народного хора, курсовые ансамбли, занимаются постановкой голоса. Ансамбль ведет активную концертную деятельность в республике, а также за ее пределами. В репертуар ансамбля «Юрай» входят песни низовых чувашей: гостевые, хороводные, свадебные, рекрутские, а также народные пляски.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по включению детей в освоение и исполнение чувашского музыкального фольклора. Мы попытались насытить уроки музыки чувашской народной музыкой, что соответствует национально-региональному компоненту в содержании учебных предметов, иными словами, мы увеличиваем культуроемкость урока музыки, вводя в них многие ценности и образцы чувашского народного искусства.

          Для определения на основе собственного опыта форм и методов использования чувашского фольклора на уроках музыки нами был разработан план тематического урока «Сила народных праздников». По этому плану было проведено два урока. Рассмотрим первый урок, который был проведен в 3А классе общеобразовательной школы №13 города Новочебоксарска. Тема первой и второй четверти -  «Музыка моего народа».

Цели урока:

-     познакомить детей с праздником «Уяв» – весенне-летнем периодом молодежных игрищ и хороводов;

-     инсценировать детьми с помощью педагога сцены хоровода в движении.

          Ход урока. В начале урока ребятам задаются вопросы для выяснения их знаний о чувашских народных праздниках (и о хороводе). После беседы учитель ставит для прослушивания запись хороводной песни в обработке Р.И. Ильгачевой «Хурăн çулçи». Дети внимательно вслушиваясь в мелодию, а также в текст песни пытаются определить жанр. После уточнения схемы хоровода, дети разучивают песню «Итлěр куккук сассине». Ее дети быстро запоминают, так как песня состоит из двух предложений, каждая из которых интонационно повторяется два раза. Взявшись за руки дети образуют круг и все вместе идут по часовой стрелке в такт музыки, исполняя при этом только что разученную песню. В другом хороводе, в два круга, дети двигались под сопровождение хороводной песни Саратовской области «Виноград çеçки çурлать». Мелодия этой песни более подвижная, поэтому хоровод будет двигаться немного быстрее. В конце урока звучит произведение Ф.Павлова «Линкка – линкка» в сопровождении барабана, треугольника, ложек. Несколько девочек исполняют элементы чувашского народного танца, а остальные дети хлопают в ладоши.

Основной трудностью в проведении урока была нехватка знаний детей о культуре и традициях своего народа и языка. Теперь нам известно с какими сложностями придется столкнуться педагогу.

Второй урок мы проводили в старшей группе ансамбля «Пилеш» Чувашского национального лицея-интерната им. Г.С.Лебедева города Чебоксары.

Цель урока:

-     прочувствовать обряд хоровода как традицию народной жизни;

-     инсценировать детьми с помощью педагога схему хоровода-лабиринта в движении с исполнением песни.

Задача урока – воспитание любви к культуре родного края.

Ход урока. В начале урока учитель исполняет а капелла хороводную песню «Атьăр хěрсем выляма». Перед детьми поставлена задача: определить к какому жанру относится данная песня. Для детей небыло неожиданностью, что педагог задает вопрос о жанре, потому что в репертуаре ансамбля не только хороводные песни, но так же и гостевые, трудовые, песни-небылицы, колыбельные и другие. Как и в первом уроке, беседа идет о хороводах, о времени их проведения. При помощи картин чувашского художника Анатолия Миттова, дети приходят к выводу: хороводы различаются по времени, по масштабам и по форме проведения. И вот дети сами становятся участниками хоровода. Под  хороводную песню «Шур-шур тăрăх çÿрерěм» дети начинают исполнять движения хоровода-лабиринта. Следующий момент игровой. Детям предлагается поиграть в игру «Ларать-ларать». Глядя на их радостные лица и сияющие глаза, убеждаемся, что игра им понравилась. Это веселое настроение укрепляется песней-небылицей «Тěлěнтермěш». Урок заканчивается исполнением чувашских частушек с пляской.

          Рассмотренные нами уроки не носят характер обязательного включения предложенного художественного материала, а наоборот, позволяет варьировать его. Ведь музыкальный фольклор имеет региональную основу, поэтому одна и та же песня может иметь несколько вариантов.

 Оба урока тематически одинаковы, однако для педагогического эксперимента нам было необходимо сравнить результаты. Экспериментальная группа – дети ЧНЛИ им.Г.С. Лебедева; контрольная группа – ученики 3 класса школы №13 г.Новочебоксарска. Мы выявили, что дети знакомые с чувашским фольклором в системе(уроки чувашского языка, музыки, труда, физкультуры; внеклассные мероприятия) гораздо активнее в его исполнении. Для них фольклор – естественная форма бытования музыки и слова, движения и народного костюма. Для детей контрольной группы(школа №13) фольклор – необычное явление, с которым они знакомились, может быть, впервые.

Поэтому мы делаем вывод о том, что фольклор необходимо не только изучать, а осваивать в собственной деятельности и это самый прдуктивный путь к формированию интереса к культуре родного края.

          Таким образом, на примерах нескольких уроков с включением в них чувашского музыкального фольклора уже видно такое воспитательное воздействие музыки, как способность вовлечь всех детей (даже не имеющих яркие музыкальные и сценические данные) в активную творческую деятельность: пение, игра на инструментах, собственно игра, театрализация, движение, в том числе с элементами народных плясок и так далее. Вместе с тем, наблюдается развитие в детях таких качеств, как желание приободрить друг друга, помочь в исполнении, а это уже личностные приобретения. Воспитательный эффект всего музыкального фольклора проявляется как на самом занятии, так и после него – в следующих встречах с фольклором (без учителя) дети уже проявляют себя усвоившими и освоившими народные фольклорные традиции, их содержательную сторону.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Издавна славится чувашский народ своей музыкальностью и поэтическим складом души, красивые мелодичные песни чуваш обращают на себя внимание выразительными интонациями и тонким психологизмом.

          Использование чувашского музыкального фольклора как педагогическая проблема является необходимой частью общего педагогического процесса в школе: изучение национальной музыкальной культуры, музыкальных традиций народа, воспитание на этих традициях чувства гордости за национально-художественные богатства, за национальную культуру. Школа, как образовательное учреждение, выпуская из своих стен в жизнь человека, знающего и умеющего ценить культуру и искусство своего народа, на деле является образным полем искусства.

          Искусство совершенствует и развивает чувство людей, через него человек не только познает окружающую действительность, но осознает и утверждает себя как личность, ибо искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом. Все виды искусства (музыка, живопись, слово, прикладное искусство и др.) способны воздействовать на определенную сторону духовного состояния человека. И поэтому в работе была предпринята попытка решить задачу введения чувашского музыкального фольклора в школе. В подготовке уроков музыки с введением национальной культуры педагог может столкнуться с трудностями, потому что конкретной программы по народному творчеству нет. И все уроки будут рассчитаны на фантазию педагога, на его творческие способности. Коренные изменения, происходящие в жизни общества, в том числе и в системе народного образования, требуют отказа от единых типовых школьных учебных программ. Необходимо создание условий, обеспечивающих право и возможность учителя на выбор учебной программы, форм и средств обучения и воспитания школьников, на создание учителем собственной авторской программы.

          Благодаря этим изменениям в системе народного образования на уроках музыки чаще стала звучать родная музыка. Пение, родное слово, игра на национальных музыкальных инструментах, игровые и танцевальные движения – все используется комплексно на уроках музыки.

          Однако, к сожалению, высокий духовный потенциал чувашской музыки до сих пор остается не востребованным. Использование в педагогической практике всего богатства музыкально-культурного наследия чувашского народа помогает разрешить эту проблему, так как чувашский музыкальный фольклор, особенно народная музыка, таит в себе колоссальные возможности. Она развивает вкус ребенка, утверждает высокие нравственные ценности.

          Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам:

1. Открытие детям чувашского музыкального фольклора должно начаться с самого первого класса и, по возможности, с первых уроков музыки, рассматривая так называемые «три кита», три компонента народной эстетики и педагогики: слово – музыка – узор. Слово – музыка – узор – это духовный мир человека, народная мудрость, передаваемая из поколения в поколение. Это складывалось веками как система педагогического воздействия взрослых на детей и как система эстетических воззрений человека на мир. Поэтому, ведя речь о народной музыке, мы постоянно ощущаем единство этих компонентов: слово, музыка-песня, узор-танец, орнамент чувашского национального костюма, вышивка.

         

2. Следование традициям бытования культуры чувашского фольклора является условием в работе школы, именно такой подход позволит ученикам осознать народное искусство как вечно живое явление. При этом от учителя требуется:

-     изучение чувашского фольклора (устный,  музыкальный), знание традиционных ремесел, обрядов и праздников;

-     умение найти такое сочетание методических приемов, которое позволит проводить уроки музыки в нетрадиционных формах: народный праздник или обряд, посиделки, путешествие в прошлое, выставка старины, сказка, концерт и др.;

-     творчество: учитель-исполнитель;

-     знание особенностей детей младшего возраста, в котором наиболее ярко выражено желание участвовать, исполнять, пробовать, научиться.

Опыт приобщения к традиционной музыкальной культуре чувашского народа на основе интеграции всех видов народного искусства, вариативности, импровизации позволяет детям понимать национальное и общечеловеческое в культуре народа.

         

3. Важным этапом в освоении музыкальных традиций народа является начальная школа. Младший школьник более свободен в творческой, художественной деятельности, более эмоционален. Этот период в жизни оптимален для овладения своеобразной «азбукой» художественно-творческого саморазвития. У детей есть огромное желание попробовать себя в разных видах деятельности, особенно в музыкальной. Своеобразие чувашской народной музыки, заключающаяся в интонационной природе, требует изучения народных музыкальных традиций. А это ярко проявляется в способе исполнения, традиционных формах: коллективное пение, хороводы на природе, ритмичные танцы в сопровождении ударных музыкальных инструментов, игровые песни.

4. Важно в содержание учебных предметов художественно эстетического цикла включать чувашский музыкальный фольклор как необходимую часть знаний школьников о жизни.

5. Воспитательная работа школы должна быть направлена на понимание непреходящей ценности народной культуры, ее обращенности в будущее народа – это воспитывает национальное достоинство, патриотизм.

6. Чувашский музыкальный фольклор имеет богатое наследие, которое должно выступать эффективным средством формирования музыкально-эстетической культуры учащихся в приобщении их к национальной культуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983.

2.   Арчажникова Л.Г., Скопцова Т.Ф. Русский фольклор в формировании музыкальных способностей учащихся //Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - № 5 (10). –  Чебоксары, 1999. - с.79 – 80.

3.   Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа //Спутник учителя музыки. - М.: Просвещение, 1993.

4.   Василенко В.А. Об изучении современного детского фольклора //Современ-ный русский фольклор. – М.: Наука, 1966.

5.   Волков Г.Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. – Чебоксары, 1965.

6.   Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа. Этнопедагогический очерк. – Чебоксары, 1970.

7.   Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. – Чебоксары 1958.

8.   Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1979.

9.   Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

10.Голос детворы. Чувашские народные песни для детей /Сост. .Г.Лаврентьева.  – Чебоксары, 2002.

11.Жирнова Л.В. Чувашская хоровая литература. –Чебоксары: Чувашкнигоиздат., 1976.

12.Ильина И.И. Нетрадиционные формы уроков //Проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников. – Чебоксары, 1994. -с.34-35.

13.Илюхин Ю.А. Музыкальная культура Чувашии. Вып.1.Чувашская народная музыка. - Чебоксары:Чувашкнигоиздательство,1961.

14.Кауфман Н. Чувашская и болгарская народная музыка //Чувашское искусство. Сборник статей. Вып.1. – Чебоксары, 1971. -с.122-144.

15.Козлова И. Путь к фольклору //Музыка в школе. Вып.1. – М.,1990. – с.25-33.

16.Кондратьев М.Г. Судьбы фольклорного движения в Чувашии //Народное музыкальное искусство Чувашии. – Чебоксары, 1991.- с.3-15.

17.Кондратьев М.Г. Чувашская музыкальная литература. Тема 1: Чувашская народная музыка. – Чебоксары, 1982.

18.Кудаков Ю.Д. Подготовка учителей музыки к формированию эстетической культуры школьников; (На примере чувашского народного песенного творчества); Дис…канд. пед. наук. – Чебоксары, 1998.

19.Кудаков Ю.Д. Подготовка учителей музыки к формированию эстетической культуры школьников: Автореф. дисс…канд. пед. наук. –       Чебоксары, 1998.

20.Кудаков Ю.Д. Чувашское народное песенное творчество в процессе формирования музыкально-эстетического вкуса школьников. – Чебоксары, 1987.

21.Кузнецова Л.В. Патриотическое и интернациональное воспитание младших подростков на основе народных музыкальных традиций. Монография. – Чебоксары: ЧГУ им. И.Н.Ульянова, 1992.

22.Кузнецова Л.В. Уроки художественной культуры родного края (1-3 классы). Учебное пособие. – Чебоксары, 1999.

23.Кузнецова Л.В. Чувашская музыка в 5 классе. Учебное пособие. – Чебоксары, 2000.

24.Кузнецова Л.В. Этнокультурный аспект образовательного процесса //Вестник ЧГПУ им. И.Я.Яковлева. - №5(10). – Чебоксары, 1999.

25.Культура Чувашского края. Часть 1: Учебное пособие /В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др. /Сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1994.

26.Куприянова А.А. Русский фольклор. Уроки в 1 классе: Пособие для учителя музыки общеобразовательных школ. – М.: Мнемозина, 1998.

27.Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Программы и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. – М.: Мнемозина, 1998.

28.Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных общеобразовательных учреждениях (на примере земледельческих праздников): Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей. – М.: Гном-Пресс, 2000. (Музыка для дошкольников).

29.Народ, да! Из американского фольклора. Пер. с англ. /Сост. Н.Шерешевская, Т.Голенпольский. – М.: Правда, 1983.

30.Некрасова М.А. Народное искусство России. – М.: Советская Россия, 1983.

31.Павлова И.Ю. Чувашский музыкальный фольклор. Учебное пособие / Казан. гос. акад. культуры и искусств. – Казань: Гран Дан, 2002.

32.Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

33.Песни низовых чувашей. Книга  первая /Сост. М.Г. Кондратьев. – Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1981.

34.Песни низовых чувашей. Книга вторая /Сост. М.Г. Кондратьев. – Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1982.

35.Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. – М.: Прометей, 2000.

36.Родионов В.Г. Вопросы жанровой классификации чувашского фольклора //Чувашский фольклор. Специфика жанров. Сборник статей. - Чебоксары, 1982. - с.54-105.

37.Русские народные сказители /Сост. Т.Г.Иванова. – М.: Правда 1989.

38.Русское народное поэтическое творчество. Учебное пособие для филологических факультетов педагогических институтов. Под ред. проф. Н.И.Кравцова. – М.: Просвещение, 1971.

39.Страницы истории Чувашии: Учебное пособие /Сост. канд. истор. наук Л.А.Ефимов. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет, 2001.

40.Чувашская музыка в 1-4 классах общеобразовательной школы: Хрестоматия /Сост. Ю.Д. Кудаков, Л.В. Кузнецова, Г.Н. Никифорова и др. – Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2001.

41.Чувашская музыка. Хрестоматия: 1-4 классы /Сост. Г.К.Воротникова. – Чебоксары: Чув. кн. изд-во 1989.

42.Чувашские народные песни, напетые И.Вдовиной. На чувашском языке /Сост. А.А.Осипов.- Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1985.

43.Энциклопедический словарь юного музыканта. Для среднего и старшего школьного возраста /Сост. В.В.Медушевский, О.О.Очаковская. – М.: Педагогика 1985.


Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.