![]() |
|
|
Реферат: Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах общеобразовательной школыРеферат: Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах общеобразовательной школыМинистерство образования и науки РБ Витебский
государственный университет Кафедра хорового дирижирования и вокалаМетоды изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах общеобразовательной школы Дипломная работа Научный руководитель: кандидат психологических наук Доцент Гребельник. С.Г. г. Витебск 2001 СОДЕРЖАНИЕ Введение................................................................................................................. 3 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Глава I. Изучение МПКФ в программах общеобразовательной школы.................................................................................................................... 7 § 1. Взгляд на МПКФ в программах по музыке общеобразовательной школе с 1917 года ................................................................................................. 7 § 2. Изучение МПКФ в школе в свете развития музыкально-педагогичес-ких идей Д.Б.Кабалевского ........................................................................... 10 Глава II. Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах средней общеобразовательной школы ........ 12 § 1. Методики изучения музыкальных произведений ............................. 13 § 2. Методы изучения МПКФ в старших классах и их классификация................................................................................................. 17 § 2.1. Методы изучения МПКФ, решающие образовательно-воспитательные задачи .................................................................................. 19 § 2.2. Методы изучения МПКФ, развивающиев музыкальное мышление старшеклассников ........................................................................................... 21 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Применение метода «Создание шедевров» в старших классах и исследование его эффективности ................................................................. 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................... 34 ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................. 36 ПРИЛОЖЕНИЕ 1............................................................................................ 38 МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ................................................................. 43 ПРИЛОЖЕНИЕ 2........................................................................................... 44 ВВЕДЕНИЕ. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего человека». В последнее время эти слова Сухомлинского стали скорее украшением кабинетов, чем смыслом уроков музыки. А ведь цель уроков музыки: влюбить детей в искусство! Разрыв между «неслышащим» знанием и красотой музыки – самая большая проблема музыкального образования. Можно ли пересказывать содержание музыки словами? Вероятно, и эту пока еще нерешенную проблему с полным правом можно отнести к разряду «вечных». Но особенную остроту она приобрела в последнее время, когда ведутся острые дебаты о предмете «Музыка в школе». Так, в проекте «Концепции художественно-эстетического образования в национальной школе Беларуси» (авторы Н.Н. Гришнанович, А.Д. Савельев и др.) среди проблем преподавания художественно-эстетического цикла названы следующие: ; преобразование научного типа преподавания в ущерб эмоциональному и сенсорному обучению; ; отсутствие педагогики искусства, преподавание его бессистемно, не опирается на закономерности художественного развитию ученика, что вдет к быстрой потере интереса к искусству, ученики перестают видеть в занятиях смысл; ; учениками не изучаются понятия образных языков искусства; не развивается их художественное мышление до способности образа творческой деятельности и заинтересованных отношений с духовным светом художественных произведений. Цель музыкального воспитания, сформулированная еще Д.Б. Кабалевским, актуальная и ныне: «… ввести учащихся в мир большого искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть их духовной культуры». Более того, авторы новых программ опираются также на нее, но проблемы остаются прежние: диктуя учителям, чему они должны обучить детей, не оговаривается как и чем они смогли бы их увлечь в своем предмете. Особенно это проблема касается музыкальных произведений крупной формы. Нельзя всерьез говорить об освоении учащихся духовных богатств наиболее развитых форм и жанров музыки, если к окончанию школы ученик не прослушал целиком ни одной оперы., концерта, в лучшем случае «прошел» одну симфонию, одну-две сонаты. Нельзя также научить ребенка любить и понимать музыку без взаимодействия знаний о ней и глубокого постижения ее как живого искусства. Наблюдение уроков музыки, анкетирование и интервьюирование школьников 6 – 8х классов, а также беседы с учителями музыки (см. приложение 2) привели к еще более удручающим результатам: 70 % школьников считают этот предмет необязательным в школе, 95 % учащихся плохо разбираются в стилях и направлениях музыки (как классической, так и музыки XX века), около 80 % не испытывают не только потребности, но даже интереса к «серьезной» музыке. Наконец, ни один (!) школьник не смог исполнить (напеть, сыграть) любую (!!) тему из оперы, симфонии или концерта, с указанием автора и названием произведения. Выход из сложившейся ситуации мы видим в привлечении всестороннего внимания к исследуемой нами проблеме со стороны методистов, психологов, учителей. Поэтому темой исследования мы выбрали методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах средней образовательной школы. Таким образом, объектом нашего исследования становится изучение школьниками старших классов музыкальных произведений крупной формы (далее – МПКФ) в общеобразовательной школе, а предметом исследования – существующие в настоящее время методы изучения МПКФ и эффективность их использования. Цель данной работы: выделить из всей группы методов работы с МПКФ на уроках музыки те, которые наиболее эффективно решают задачи музыкального воспитания (образовательные, воспитательные, развивающие), а также те, которые могут быть применены в любой по сложности программе по музыке в общеобразовательной школе. Исходя из вышесказанного, нами было выдвинута гипотеза о том, что наиболее эффективными среди всех методов изучения МПКФ будут те, которые решают развивающие задачи (и главным образом, развивающие музыкальное мышление детей). С целью подтверждения этой гипотезы мы провели исследование следующими методами: анализ педагогической психологической литературы по этому вопросу. Также нами было проведено практическое исследование эффективности группы методов на уроках музыки первой четверти 6 – 8 классов СШ №18 г. Орши. Кроме этого в работе были использованы результаты наблюдений уроков музыки СШ № 18 г. Орши, а также результаты анкетирования и интервьюирования учащихся 6 – 8 классов этой школы. Нами был разработан и проведен урок в 7 «А» классе СШ № 18 г. Орши, основанный целиком на одном из самых эффективных, с нашей точки зрения, методе – методе «создания шедевров». В работе были использованы и методические находки учителя музыки СШ № 18 Дежиковой Людмилы Геннадьевны. Метод изучения музыкального произведения – такой способ работы с музыкальным произведением, в процессе которого ученик, наиболее полно воспринимает фактическое, акустическое, синтаксическое, драматургическое и идейно-концептуальное содержание его как целого [13.С. 47-48]. В данной работе речь пойдет об изучении музыкальных произведений крупной формы. К таким произведениям Ю. Холопов относит те произведения, которые соответствуют следующим критериям: 1) масштабность, т.е. объем произведения и его структура, которые не должны быть ниже простых форм; 2) тематизм, т.е. наличие не менее одной яркой структурно-оформительной темы; 3) количество частей – не менее одной [29. С 30]. Согласно этим критериям, к МПКФ изучаемым в школе, можно отнести следующие: циклические произведения: вокальные, инструментальные; крупные вокально-инструментальные – опера, оратория, кантата; крупные инструментально-сонатно-симфонический цикл, концерт, трио, квартет, квинтет; музыка инструментально-сценическая – балет, балетные сюиты. Одной из важнейших задач нашего исследования является изучение возможности с помощью существующих в настоящее время методов изучения МПКФ целиком, а не фрагментарно. Не менее важной задачей исследования мы считаем и возможности методов в деле личностно-ориентированного образования и воспитания. Третьей задачей нашего исследования является примерная классификация методов изучения МПКФ с точки зрения тех задач, которые эти методы решают в музыкальном воспитании школьников. Глава I. Изучение МПКФ в программах общеобразовательной школы. В нижеследующей главе мы хотели бы осветить подходы к изучению МПКФ в общеобразовательной школе, начиная с 1917 г., т.е. начиная с реформы школы, сделавшей ее массовой. Какое место занимали тогда и занимают сейчас МПКФ в системе музыкального воспитания, кто занимался проблемами изучения МПКФ в школе, какие взгляды на методы изучения МПКФ существуют в экспериментальных программах. § 1. Взгляд на МПКФ в программах по музыке в общеобразовательной школе с 1917 года.1917–1929 годы. В октябре 1917 года была утверждена «Декларация о единой трудовой школе», где наряду с другими предметами официальное внимание уделялось вопросу эстетического воспитания. С этого времени эстетическое воспитание становится обязательным в школе. В народном комиссариате просвещения в то же время был образован специальный музыкальный отдел (МУЗО), разработавший требования к преподаванию музыки в школе. Занятия музыкой в школе преследовали следующие цели: 1) развитие музыкальных способностей, умений детей; 2) развитие эстетического чувства. В этой же программе давались и основные пути осуществления музыкального воспитания: а) развитие способности воспринимать музыку (слушание); б) развитие необходимых для воспроизведения музыкальных способностей и умений (пение); в) усвоение нужных знаний (грамотность). Однако основной формой знакомства с МПКФ в то время были концерты народных школ музыкального просвещения (открытые в Петрограде и Москве с 1918 года), реже классные демонстрации фортепианной литературы. С 1922 года реформой музыкального образования были созданы 3 ступени музыкально-педагогической «платформы» – школы, техникумы, консерватории. В школах музыкального просвещения дети не только слушали музыкальные произведения (в том числе и крупных форм), но и исполняли их в хоровых и оркестровых коллективах, и таким образом достаточно глубоко их изучали. Особый вклад в деле изучения МПКФ внесли педагоги Летней трудовой колонии «Бодрая жизнь» Станислав Георгиевич и Валентина Николаевна Шацкие. Так, на вечерах, посвященных слушанию музыки исполнение произведений сопровождалось рассказом о композиторах и их творчестве, таким образом, дети узнавали сведения и о стилях, жанрах, идейных концепциях произведения. В колонии существовали хор и оркестр народных инструментов, в репертуаре которых были и произведения крупной формы. 1930–1960е годы. С этого времени музыкальное воспитание официально стало осуществляться по двум параллельным каналам: 1) общеобразовательная школа, в которой с 1-го по 7-й классы предусматриваются уроки музыки; 2) различные формы внешкольного музыкального образования. Фактически, для образовательных школ были разработаны программы по пению, однако на уроках музыки решались и задачи по привитию навыков слушания и элементарного анализа музыкальных произведений. На практике до 4-го класса уроки музыки вел учитель-неспециалист, поэтому они проводились зачастую неквалифицированно. Урок музыки постепенно превращался в урок пения, а проблемы слушания, восприятия и, тем более, анализа произведения становились острее, решение их откладывалось. Поэтому в 1947 году был создан научно-исследовательский институт художественного восприятия Академией педагогических наук РСФСР (НИИ ХВ АПН РСФСР), где в секторе музыки и танца во главе с В.И. Шацкой объединили свои усилия ведущие ученые и деятели музыкального воспитания О.А.Апраксина, Е.Я. Гембицкая, Н.Л. Гродзенская, М.А. Руммер, Д.Л. Локшин, И.Д. Орлова, В.Г. Соколов и др. Проблемы музыкального воспитания в процессе слушания музыки много трудов в то время посвятили Н.В. Шацкая, Н.Л. Гродзенская. Надежда Львовна Гродзенская занималась также методикой организации слушания произведения, изучения произведений различных жанров и форм. Она смогла решить и такую важнейшую проблему, как насыщенность урока звучащей музыкой, остающейся в памяти учеников надолго. 1970 – 1980е годы. В эти годы начинается экспериментальная педагогическая деятельность Дмитрия Борисовича Кабалевского – выдающегося советского композитора и педагога. Им была создана принципиально новая программа для общеобразовательной школы. С точки зрения нашей работы, как в методике музыкального воспитания в целом, так и в деле изучения МПКФ в новой программе был сделан огромный шаг вперед. Так, школьники начинают входить в мир серьезной музыки уже в первом классе. Слушая фрагменты МПКФ, они через тему «Три кита в музыке» выходят на следующую тему -- «Интонация», которая позволит уже в начальных классах изучать индивидуальные яркие стили композиторов. В старших классах возможности детей уже позволяют изучать целые МПКФ в рамках новых тем программы. Уже тогда, в 1977 году, Д.Б. Кабалевский предупреждал будущих своих последователей о возможных ошибках, в частности – о том, что предлагаемый им репертуар не должен точно повторяться из года в год, и может дополняться, меняться в зависимости от творческого подхода учителя к работе. Единственное, что требовалось от учителя – не разрушать тематическое строение программы. § 2. Изучение МПКФ в школе в свете развития музыкально-педагогических идей Д.Б. Кабалевского.Многие искажения замысла Д. Кабалевского связаны с двумя причинами: 1) системообразующим фактором в сознании многих учителей и методистов стала тема «Три кита в музыке» (а не «Интонация»); 2) формальный подход к тематизму, как самоценному знанию. Сегодня наметилось несколько тенденций развития соотношения знаний о музыке и освоения самой музыки. Одна из них основное внимание уделяет разучиванию песенного репертуара, отработке вокально-хоровых навыков, освоению элементов музыкальной грамоты. Вторая тенденция сводится к стремлению не разводить знаний о музыке и знания музыки. Урок музыки фактически превращается в урок эстетики. Для третьей тенденции характерно стремление разработать самостоятельную логику музыкального материала, опираясь на принцип тематизма, указанный Кабалевским. С точки зрения такого освоения музыки в центре ее внимания – то особенное, то своеобразие видения мира, его воплощение в языке искусства, которое мы называем стилем. Вершинами процесса развития музыкального искусства в этой связи являются музыкально-художественные стили – миры композиторов-классиков. Стилевой принцип организации музыкального материала имеет логику не менее стройную и убедительную, чем логика тематизма. Подобно тому, как «зерно-интонация» определяет содержание и форму музыкального произведения, так и от «зерна-информации» всей звуковой картины мира зависит ее содержание и форма. Таким «зерном-информацией» становится композиторский стиль и его соотношение с другими композиторскими стилями. Таким образом, организация музыкального материала включает в себя три основных уровня: «целостная картина музыки» опирается на «индивидуальный композиторский стиль», а тот, в свою очередь, на «целостное произведение», и в частности МПКФ. Такой подход к логике музыкального материала мы нашли в экспериментальных программах «Музыка» Ю.Б. Алиева, «К вершинам искусства» М. Красильниковой, Е. Школяра «Музыка» Л.С. Лисянской. Итак: 1) на протяжении всего периода существования общеобразовательной школы в рамках предмета «Музыка» предполагалось изучение МПКФ. В начале лишь как слушание, затем как слушание с пояснением учителя или лектора, в последствии как слушание с анализом самими учащимися, наконец, охват учащимися всей музыкальной картины мира с постижением особенностей входящей в нее частей -- стилей эпох, стилей композиторов, особенностей МПКФ в рамках этих стилей; 2) назрела необходимость вооружить учителя музыки такими методами изучения МПКФ, которые смогли бы наиболее полноценно решить все вышеуказанные задачи музыкального воспитания, одновременно оставаясь в рамках действующей программы по музыке для средних общеобразовательных школ. ГЛАВА II. Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах средней общеобразовательной школы. Каждый раз, когда в жизнь общеобразовательной школы входит новая программа по музыке, особенно остро стоит вопрос о методическом вооружении учителя музыки. В проекте «Концепции художественно-эстетического образования в национальной школе Беларуси» (см. введение) в пункте 3.1. сформулированы основные принципы художественно-эстетического образования: 1) принцип художественности; 2) принцип творческой активности учителя и учеников; 3) принцип интереса учащихся; 4) принцип связи с жизнью; 5) принцип взаимосвязи искусств; 6) принцип развития творческих способностей, интегрирующим качеством которых является художественное мышление; 7) принцип целостности всей системы художественно-эстетического образования. В этом же документе в V разделе говорится, что четвертый возрастной этап – 6-8-е классы – «является концептуальным этапом в развитии музыкального мышления». На этом этапе раскрывается и шлифуется умение целостного и сравнительного самостоятельного анализа художественных образов. Учащиеся осмысленно включаются в создание или интерпретацию художественных образов в различных видах творческой деятельности. Их притягивает не только процесс, но и результат их деятельности. Все позиции в обучении приходят в равновесие: они «композиторы», «слушатели», «исполнители», «критики». Ведущий мотив эстетической деятельности – развитый художественно познавательный интерес. Ориентируясь на задачи духовного развития программа по искусству должна включать тематический, проблемно-поисковый материал исторически-культурного, художественно-социологического, художественно-психологического и эстетического характера. Приоритетами становятся задания на открытие духовного смысла художественных произведений, духовной связи между композиторами, эпохами, личностями творцов и воспринимающих искусство. Ведущие методы работы: проблемно-поисковый, творческие задания, сравнительного и целостного анализа, эмоциональной драматургии, художественного обобщения, литературно-музыкальные композиции, художественного контраста, анализа творческой работы [«Народная газета» от 17 июня 1992 г.]. Исходя из вышесказанного мы рассматривали возможности учителя в реализации принципов, указанных в «Концепции», в рамках тех новых методик, которые появились в последние десятилетия. Поэтому в данной главе мы хотели бы изложить взгляды различных авторов на проблему изучения старшеклассниками МПКФ и выделить при этом те, которые наиболее эффективно реализуют принципы современного художественно-эстетического образования. Ниже также будут освещены практически примененные методы, использованные в ходе эксперимента и наблюдаемые на уроках музыки. § 1. Методики изучения музыкальных произведений.Задача методики – показать учителю путь реализации учебной программы в процессе занятий с учащимися. Основой методики изучения любого музыкального произведения является существующая в общей музыковедческой литературе «Модель систем и методов изучения произведения», в которой преломляется «Модель произведения как единство содержания и формы» [17. С.78]. при этом эти методы оказываются ближе к содержанию, другие – к форме, третьи – выразит идею их взаимопроникновения: Содержание: ─ Концептуальный анализ (идейно-смысловой). ─ Образно-драматургический анализ. ─ Тематический анализ. ─ Интонационный анализ. ─ Анализ средств выразительности. ─ Акустические методы (материально-физический субстрат). Форма. Из этой модели вырастает модель целостного анализа музыкального произведения, как основного этапа изучения произведения. Т.В. Челышева в книге «Методика школьного музыкального воспитания» (М 1996 – стр. 22-23) предлагает изучать произведения при помощи ответов на «блок» вопросов, примерно соответствующим возрастным этапам: 1 «блок» – первый класс: «1 Принадлежность к одной из трех сфер: песня, танце, маршу, песенности, танцевальности, маршевости». Следующий «блок» и следующий этап – 2–5-е классы «2. Средства выразительности (элементы музыкальной речи), которые помогли разобраться в этой музыке: характер движения мелодии, темп, лад, динамика, тембр, характер сопровождения, форма.», «3. Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра», «4. Национальная принадлежность музыки. Народная или написана композитором.», «5. Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация . Развитие музыки. Музыкальный образ. Музыкальная драматургия. ». Наконец, третий «блок» – 6–8-е классы: «6. Какие мысли, идеи воплощены в музыке. Для чего создано это произведение.», «7. Изобразительность музыки.», «8. Черты характера человека, выраженные в музыке, его настроения, чувства.», «9. О каких событиях рассказывает музыка.», «10. При каких жизненных обстоятельствах могла звучать эта музыка». Близка этой методика Л.С. Лисянской (г. Москва). За весь курс ею предлагаются 60-70 произведений различных авторов, различных авторов, различных жанров и форм. В начальной школе дети изучают эти произведения, отыскивая в них ответы на вопросы 1-3. С 4-го класса звучат уже части МПКФ и поиск ответов на вопросы 4-5. К 6-8 классу усвоен и полностью разобран тематизм, образы и форма этих произведений (в том числе и МПКФ), и вопросы 1-4 теряют свою актуальность. Теперь дети слушают произведения целиком, следя за развитием композиторско-исполнительского замысла на протяжении всего произведения, целостно их анализируя. Широко применяется видеозапись опер, балетов, при просмотре которых дети анализируют взаимосвязь композиторского замысла и исполнительско-сценического воплощения. Однако, возможности современных школ не так широки и порою изучение симфонической музыки начинается с исполнения ее на фортепиано или баяне. Поэтому в школе в действии остается методика Н.Л. Гродзенской, разработанная еще в 50-е годы в НИИ ХВ АПН РСФСР. Ее суть – прохождение произведений в «сонатной форме». «Вступление» – небольшая беседа перед слушанием музыки; «Экспозиция» – слушание; «Разработка» – анализ прозвучавшего; «Реприза» – слушание музыки осознанное, на более высоком эмоциональном уровне; «Кода» – закрепление тем в памяти. Время урока, однако, позволяет таким образом изучить лишь часть, фрагмент МКПФ, но не целиком. Плюсы данной методики – слушание музыки целенаправленно, обеспечивается хорошее запоминание тем, развиваются музыкальная память, внимание, расширяется кругозор учащихся, виды деятельности сменяют друг с друга, комплексно решая задачи урока, а главное – оптимально сочетаются затрат ресурсов при массовом обучении. Среди минусов методики мы отметили – шаблонность каждого урока, отсутствие самостоятельности, активности учащихся, отсутствие индивидуализации обучения, вербальная перегрузка. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |