на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Отражение социокультурной трансформации в содержании и интонации рок-песни


Другая песня стала быстро известной благодаря броской мелодии и содержанием бьющим в цель. Песня "Девочка сегодня в баре". Нарисована бытовая картина. 15-и летняя девушка ( это 9-й класс) с парнем стоит за стойкой и пьет коктейль, курит сигаре ту. По всему видно, что она бывает здесь не часто, но хотелось бы быть чаще. Ей нравится ,здесь праздничная атмосфера, на нее заинтересованно смотрят. Изо всех сил она стремится сделать вид, что она бывалая. Это вызывает ироническую реакцию у окружающих. Загадка песни, как и всего концерта в том, что очень неопределенно отношение авторов песни к происходящему. Вроде бы нарисована просто картинка, а вы уже сами смотрите: нравится, не нравится. Лишь одно, два слова из всей песни дает некоторое основание полагать, что у музыкантов тревожная забота о судьбе девушки. Мол пока ничего страшного, все в порядке, обычное дело вхождения во взрослую жизнь. Но важно не увлечься показной мишурой, ни в коем случае не позволять себе бездумности, не поддаваться полностью течению обстоятельств, контролировать себя. Ты теперь почти взрослая, как бы говорят авторы песни. Тебе думать и решать, что как и где делать.

Позиция авторов песни настолько не навязчива, что может быть просто не замечена. Авторы больше надеются, думаем, на силу самого факта обнаженного до своей действительной малопривлекательности и уязвимости для иронии. Авторы подталкивают своих героев к самоиронии, к скептической саморефлексии, Пожалуй иного, более сильного, имеющего внутреннее побудительное значение, метода не найдешь. Сам факт появления этого стиля жизни, говорит о полной безбоязненности данного слоя молодежи в отношении осуждения. Они пренебрегают им, чувствуя уверенность и силу новых критериев оценки стиля жизни Чрезмерное осуждение может при вести к двум тоже не весьма привлекательным состояниям: или без думному конформизму или к отчаянному экстремизму. Так оно в общем то и происходит. Очень и очень многие признаки говорят о приближающейся эпидемии молодежного экстремизма. "Мама дрожи, папа держись!"

Ещс одна песня продолжает тему телефон-рока. Но здесь уже картинка отношений молодых супругов. Молодой человек жалуется в песне , что ему все надоело в супружеской жизни: и сама супруга и ее родственники, и домашний уют. Но скрыться ему практически негде, разве на другой стороне луны. Но и там, думает он, най дет его жена и опять затянет в ненавистную семейную жизнь. "Устал я, ты надоела мне" истошно, истерично кричит герой песни. Грубые песни были и раньше. Откровенно грубили женщинам в песне и раньше. Новое то, что происходит эстетизация грубости. Когда грубые слова произносятся не в сопровождении подчеркнуто грубой, блатной мелодии, а в сопровождении красивой, привлекательной музыки, общепринятого эстетического образца, то эффект совершен но другой. Музыка как бы делает правомерной грубость. Правда, музыка не в полной мере общепринята. Ведь это рок-н-ролл и голос " рок-н-рольный", т.е. все-таки есть определенная отграниченность от общепринятого, но все же это не вульгарный мелос. Такое сопоставление текста и музыки нужно для того, чтобы под черкнуть факт изменения отношения к грубости. Это черта панк стиля: эстетизация безобразного. Вызывающая этическая дерзость сопровождается у панков продуцированием новых, а потому вполне достойных внимания эстетических форм: музыки, моды, изобразительной культуры. Что касается содержания песни, то оно может выглядеть естественным при взгляде на семейную статистику. Когда половина супружеских пар распадается не просуществовав и года, когда в больших городах на каждые 100 браков не менее 50 разводов, а в столицах, как правило , больше. Возраст вступающих в брак непрерывно уменьшается. Большая доля браков между молодыми людьми далеко не достигшими социальной зрелости, зависящими от родителей, не имеющими своего жилья и устойчивого собственного дохода. Вполне возможно широкое распространение такого стиля отношений между супругами, который представлен в песне. Любой призыв к нормальной семейной жизни вызывает у части молодежи истерическую агрессивность. Многие молодые супруги найдут в этой песне объекты для отождествления. Искусство продолжает выполнять свою функцию - быть духовным портретом реальности.

Еще одна песня о том, как молодой человек требует от мамы джинсы. Без джинсов он не желает вообще выходить из дома, а если это не поможет, то грозится убежать из дома. Он, впрочем, готов отказаться от джинсов, если мама купит ему дубленку.

Песня - апофеоз инфантильного потребительства. Молодого чело века не интересует есть у мамы деньги на джинсы ( в песне упоминается, что цена их дикая). А раз она воспринимается как дикая, значит в семье денег не так уж густо, а тем более на дубленку. Он терроризирует мать тем, что грозится убежать то есть расчетливо и коварно играет на любви матери к себе. 0 том, чтобы поработать, речи нет. Еще одна деталь: джинсы требуют не у папы. По-видимому его просто нет, это сейчас массовая ситуация. Или папа не родной, что тоже очень часто. Так или иначе отношение капризного старшего подростка и задерганной жизнью мамы стали частью темы литературы и искусства.

Есть единственная песня концерта, вызывающая симпатию к герою. В песне говорится о том, как молодой человек все свое свободное время занят сборкой самодельного автомобиля, ремонтом старого автомобиля. По этой песне можно судить о социальной среде, на которую ориентируется группа "Примус". Это среда старших школьников, учащихся ПТУ, молодых рабочих. Сфера интересов не интеллигентского плана. Свободное время посвящается футболу, ба рам, дискотекам, экстравагантному самостоятельному творчеству. Можно, конечно, изредка заглянуть в театр или кино. Но это не является привычкой, а так, если уж жена или подруга будет настаивать.

В другой песне описывается ситуация, когда герой пришел в ресторан, а его не пускает швейцар. Героя раздражает непреклонность швейцара, и то что он мнит из себя какую-то величину. Но так или иначе, из-за швейцара в ресторан на этот раз не удается попасть. То, что объектом песни может быть швейцар ресторана, у же это говорит о стиле жизни героев песни: развлечения, развлечения еще раз развлечения. А кто этому мешает, тот негодяй и дол жен быть подвержен уничтожению, хотя бы моральному.

Но есть и более жесткая в морально-этическом плане песня. Молодой человек просыпается утром после вчерашней попойки. В комнате сплошной разгром: вещи разбросаны, кругом окурки , горы грязной посуды. Голова болит, желудок горит, тошно. Рядом девушка неизвестного происхождения. Он будит ее и посылает за пивом. И опять все с начала. Песня оставляет двойственное впечатление. Вроде самодовольное, даже несколько хвастливое описание своего быта хриплым, презрительным голосом человека, которому все ни по чем. Но в конце песни многократное повторение слов :"И все сна чала" ,заставляет почувствовать отчаяние героя, который не в силах изменить свой образ жизни. Не хватает воли, да и толком не знает, чем можно такую жизнь заменить. Ясно. что должно произойти что-то из ряда вон выходящее, чтобы встряхнуть его, научить вновь уважать себя. Можно, в принципе, нарисовать еще более жуткую картину разложения, но собственное духовное состояние уже в полной мере соответствует степени деградации. Можно решить, что это просто отдельный случай, но в песне настойчиво подчеркивается, что это обычное дело, как вчера, как раньше и будет так продолжаться, Примечательна даже не сама ситуация, а то, что о ней спета песня. Песня не без эстетических достоинств. Это без сом нения искусство. Но по своей фактической роли - это антиискусство. Это четкий признак краха искусства. На самой грани, своим последним средством - дать яркое, живое изображение безобразного и тем заставить ужаснуться, а значит, может быть подтолкнуть к очищению. Это и впрямь последнее средство. Опасность его в том, что оно может с не меньшим успехом служить эстетической формой оправдания такого стиля жизни. У кого есть остатки нравственного чувства, тот ужаснется. А кто там, за гранью - получит объект для отождествления, эстетическое подтверждение своей не одинокой, а типичной инаковости. Еще раз подчеркнем, что музыка не блатная, а входит в разряд культурной традиции. Именно в этом новизна подобных песен. Они становятся духовным портретом и духовной пи щей нового слоя людей: культурных бездельников - потребителей. Они были и раньше, но социальная база их сейчас неизмеримо расширилась. Это почва для наркомании, контркультуры и нравственно-эстетического разложения.

В одной из песен поется о любви к рок-н-роллу. Этот танец распространился по всему миру, заглянул он и к нам. И нам он пришелся по душе. Правда не всем. Мама любит танго, папа - джаз, младший брат диско, а герой песни - рок-н-ролл. Есть еще один человек готовый разделить с героем его любовь к этому танцу это баба Люба "Только баба Люба понимает меня , потому что любит рок-н-ролл, как и я". Она понимает героя и в другом отношении: одалживает три рубля до получки, выручает в нужный момент самогонкой. За все это герой песни очень ценит бабу Любу.

В этой песне, в своеобразной форме выражается потребность нового поколения в понимании. Пусть потребности, составляющие нечто ценное для молодого человека, для окружения кажутся мелкими, случайными, неверными, но нужен человек, который бы и за этими потребностями рассмотрел их необходимость. Любовь - это надежная опора, которая поможет ищущей душе превозмочь себя, найти в себе что-то лучшее. Это опора человечности, она не дает окончательно опуститься. Это доверие, исходящее от уважаемого человека, дает время на то, чтобы освоиться в этом мире и что-то может быть понять. Это доверие дает время для настоящего взросления. Но сквозит в этой песне и страдание от непонимания. Гротескное сведение своих потребностей к самому примитивному уровню это гордыня демонстративно надменной самоизоляции молодых людей, слишком гордых, чтобы просить, чтобы их поняли. Но не способных еще самим понять себя. Эта песня - также подчеркивание своей инаковости. Словечко "только" по отношению к бабе Любе как раз указывает на то, что героя и его друзей вместе с их рок-н- роллом никто вокруг не понимает. Делать своим союзником бабку тоже гротеск. Это саркастическое сведение своих притязаний к минимуму. Контркультурный подтекст песен "Примуса" не является еще последовательным и осознанным. Те, кто открыт широкому миру культуры и не чужд, однако и культуре рок-н-ролла, понимает творчество этой группы. Разрушительные тенденции песен этой группы еще слишком скрыты. Страшное здесь вполне может сойти за шутку. Но уже едва ли не лучшим доказательством формирования некого иного об раза мира у молодежи служат рок-песни. Можно сказать, что этот иной образ формировал параллельную культуру нового поколения. В столкновении с традиционной культурой акцентируются определенные психологические качества, соотнесенные с конфликтом в социокультурной сфере.

Достаточно значимой ценностью становится культурно-нравственная самоценность. Человек не боится предать свои идеалы, он боится предать себя. И если меняется позиция, это значит прежде все го меняется личность. Параллельная культура 80-х включала в себя аристократическую и демократическую части, различающиеся по степени выраженности признаков своей особости. Но вместе они противостояли еще трем направлениям: официально-декларативному, эстетски - традиционалистскому, примитивно-патриархальному. Социальную базу первого составляли политиканствующие бюрократы от культуры, социальную базу второго составляла интеллигенция старшего поколения, социальная база третьего- рабочие старшего поколения и крестьянство. Параллельная культура выражала позицию молодежи, авангардистской интеллигенции.

Не надо представлять дело так, что люди старея автоматически переходят от параллельной к традиционалистской культуре. Черты параллельной культуры присущи времени века, а не возрасту человека. Возникнув в 60-е годы, параллельное сознание постепенно охватывало все более широкие слои населения, все глубже осознавая свою особую позицию. В параллельной культуре 50-летних почти нет, сорокалетних мало, тридцатилетних много. Основную же массу носителей параллельной культуры составляют двадцатилетние и младшее юношество.

Согласно опросам, интерес к народной песне больше всего проявляют пожилые люди и та часть молодежи, которая увлекается рок-музыкой т.е. по нашей интерпретации модернизационно ориентированная часть молодежи). В отношении к народной песне (и к культурной традиции вообще) смешивается два подхода: исторический традиционализм и советский традиционализм. Пожилые люди со держат в своем менталитете неотдифференцированные компоненты обоих источников. Молодые традиционалисты, представляя советский менталитет, следуют стереотипам нынешнего времени. Модернизационно отказываясь от этих стереотипов любители рока вновь открывают для себя историческую традицию. Существует парадоксальный феномен, когда одним из источников культурной модернизации служит историческая традиция. Молодые люди, как носители модернизации, ценят конкретные культурно-исторические ценности нации. После определенного этапа освоения , историческая традиция займет место соответствующее ее функции в обществе. Периодическая ретрадиционализация характерна для модернизационных процессов в социокультурной сфере.

Для анализа параллельного сознания прокомментируем творчество группы "Каскад". Высказанные по ходу этих рассуждений положения могут служить ориентирами при анализе новых черт культуры Группе присуща острая социальная направленность, как это часто случалось в 80-х. Речь не идет об идеологической позиции. Идеологическая сторона прочно зашифрована, прямо никак не просматривается. Речь идет о выработке пространственного отношения отстраненности, возведенного в принцип. "И заставляет жизнь опять от всех лицо свое скрыть "- настойчиво и неоднократно повторяется в одной из песен. Значимость этой формулы подчеркивается тем, что музыкальная тема песни начинает концерт и завершает опреде ленную законченную часть, образуя как бы рамку. А завершается весь концерт сильной по воздействию песней, в которой ключевой строчкой являются слова "теперь в сонливой синеве хочу дожить ни в чем не каясь".

Образы песни неоднократно несут на себе печать отстраненности, отторженности и отвергнутости. "Я грязный фонарщик, живу как дворняжка, богом забытый седой старикашка", "бессердечный, подлый, злой я - демон тьмы, лукавый бес", " я лунатик, я луна тик" " я слыл изгоем...", " мой страх - моя броня...". Это цитаты из разных песен. И все они рисуют человека сознательно отстраняющегося от общества, не желающего примыкать к благополучной приятности. Причем прорабатываются не только люмпенпролетарский вариант изгойства, но и героический. " Стоит жизнь прожить, чтобы покорить весь мир". И здесь просматривается позиция психологического дистанцирования об общества. Духовноаристократическая позиция самодостаточности "я" возникает как реакция на от чаяние от перманентного непонимания. Слушателю концерта предлагается ролевой театр, где проигрываются различные общественные типы. Это характерно для стадии психологической неопределенности самоощущения "я". На этой стадии личностное ценно само по себе, без конкретной содержательности. Происходит поиск идентификации, путем игры в такую идентификацию. Лирический герой песен последовательно мысленно моделирует свое самоощущение в различных ролях. Идет напряженное сканирование по общественным типам в поисках для себя образца или точнее в поисках себя. Если это происходит в юношестве - это нормальный процесс, детская болезнь. Позже это свидетельствует о кризисе идентификации, когда человек не может с полной определенностью сказать кто он, какой он, когда он не находит в общественной среде явлений близких по своему духовному складу, не может найти людей, которые имели бы такие же вкусы, мнения, оценки как у данного человека. В этом состоянии существует зыбкая граница личности. В процессе пробы своих позиций человек не вполне уверен в положительной оценке себя окружающими и, поэтому, инстинктивно, на всякий случай шифрует свое "я", закрывается маской. Изменчивость, текучесть образов говорит о невнятности результатов самопознания. Герой осознает, что вполне отделиться от общественного влияния он не может. И панически боится искушения предать себя. Есть некий об раз Я: чистый, гордый, духовный. Человек как бы боится за себя, так как есть угроза того, что этот образ Я расплывется под воз действием соблазнов, общепринятых стандартов, под напором массового сознания. Это героический нравственный индивидуализм. Такое самоощущение возможно лишь в зыбкой среде, затягивающей повседневной обыденности. "чур меня от дутых золотых колец, от расчетливых и тлеющих сердец... чур меня от сделки с тем, чего я так боюсь".

Свою отстраненность группа подчеркивает тематикой некоторых песен, демонстративно насмехающихся над критериями оценки рока со стороны чуждых социокультурных групп. Такова песня о голосе рок-певца "я признаюсь вам, что только в целях осторожности мне приходится скрывать вокальные возможности". Самоутверждение рока происходит в условиях отстаивания своих ценностей в сопоставлении с другими музыкальными жанрами. Так, в казалось бы иронической песне о том, как "на фоне симфонии, скрипки и флейт воз никло течение рок" излагается вполне серьезное содержание. Смысл песни в том, что слушать рок - огромное удовольствие и именно это является главным оправданием появления этого музыкального жанра. Рок соответствует внутренним духовным потребностям "последний аккорд и тишина, а как же теперь хорошо, ах как же теперь хорошо!". Рок вынужден бороться за свое самоутверждение, чтобы сохранить условия для удовлетворения своих потребностей. Во взаимоотношениях с остальным миром возможны две позиции: раздражительное подчеркивание взаимных несоответствий, взаимотерпение, уважение. Молодежь как социально более слабая группа, готова уважать непонятные стандарты старших, взамен на такое же к себе уважение со стороны старших. Наталкиваясь на раздражи тельное брюзжание и запрет молодежь идет на самоизоляцию, надевает на себя черную маску вынужденного лицемерия, маскарад ради защиты своих ценностей."... осторожный не значит трус, мотай на ус". В роке часто образ строится не только с помощью поэтических метафор. Этический смысл в песне передается не понятиями, а образами, метафорами, музыкальными формами. Среди формообразующих средств важным является крик. Форсируя голос музыкант форсирует свои духовные силы. Нелепо кричать о чепухе. Поэтому в роке даже шуточная песня становится многозначительной. Мы не вольно готовы придать большое значение тому, что говорится на повышенных тонах.

Надо четко себе представить, что стиль рок лишь отголосок, часть более крупного социального явления. Параллельная культура находит свое выражение в роке, но не исчерпывается им. Это и параллельный образ чувствования, восприятия действительности, это определенный способ построения своей жизни, это парадигма, способ оценки мира, себя в этом мире.

Крик в роке - это знак отношения к миру. Надо только рас шифровать этот знак. Человек может кричать от отчаяния, от страха. В крике он выражает свое ощущение предела и близкого краха. Крик - это знак опасности для других людей. Через крик изливается последняя энергия человека. Через музыку выражает певец свое крайнее состояние.

Для классификации направленности песен необходимо выбрать подходящий параметр. Одним из них может служить ответ на часто повторяющееся восклицание: "Жизнь собачья, жить невозможно". Есть несколько причин этого.

1. Необходимость от всех лицо свое скрыть под черной маской, т.е нет возможности открыто заявить миру себя, а необходимо жить зашифрованной жизнью, зашифрованно мыслить. Не стала ли маска самой сущностью, не приросла ли маска к подлинному лицу? Человек страдает от невозможности выполнить свое предназначение, быть самим собой.

2. Ощущение вакуума "Я". Человек оглядывается и ощущает себя в пустоте. Нет ни друга, ни единомышленника.

З. Постоянное ощущение ошибочности своей жизни. Усилия сформировать экологическую нишу для себя - безуспешны. А то, что уже удалось сделать вызывает стыд, чувство неполноценности, неудовлетворенность.

4. Незащищенность при наличии силы вызывает агрессию. Насилие противно естеству, оно воспринимается как вынужденное.

Необходимость непрерывно каяться в совершении насилия, ощущение собственной агрессивности вызывает страдание. Жить невоз можно, жизнь собачья.

5. Прозревая грядущий крах, узнаешь пределы своей души. Там за пределом не видно новой земли, за временем краха не видно но вой жизни. Ощущение апокалипсиса вызывает страдание. Жить невозможно!

Горе от излишней чувствительности в восприятии своего време ни. Ныне ум заключается в способности не видеть, отказаться от оценки будущего и последствий своих действий.

Теперь можно сделать некоторые выводы, позволяющие оценить признаки параллельного сознания 80-х. Новое поколение осознает, что приняв прежние социокультурные парадигмы человек обрекает себя на отчаянье. Видение мира уже не совпадает с предлагаемыми способами его оценки. Есть потребность пересмотреть подход к жизни, в этом и заключается основная причина формирования параллельного сознания. Его признаки: ироническое саморазрушение; агрессивность, сменяющаяся самооплакиванием; недоверие к прежним социокультурным стандартам; самоуважение; героический индивидуализм; неприятные слова. Культура рассуждения сменяется культу рой чувствования. Отказ от оценки будущего, предохраняющий от ощущения краха. Господство "настоящего" личной мифологии, неортодоксальной этики, "пространственность" предпочитается "временности". Чувство удовольствия не осуждается. Значимым источником наслаждения становится сознание в состоянии шока.

Таким образом, реконструкция внутренних интенций содержания и интонации ранней отечественной рок-песни позволяет утверждать наличие в ней признаков социокультурной трансформации, модификации ментальности в постмодернистский проект.

Конкретный анализ творчества молодых музыкантов показывает, что процессы трансформации, развившиеся в экономической и политической сфере в средине 90-х годов, в социокультурной сфере берут свое начало в конце 70-х - начале 80-х годов. Этот процесс имеет и позитивные и негативные черты. Обновление духовной жизни сопровождается трагическими интонациями. Такова плата за прогресс.

Таблица 3. Структура содержания молодежной песни ( в % к числу песен )

Тематика песен ВИА 80-е годы Рок 1983-1984 годы Рок 1985 год
Социально-нравственная тематика, всего, 4 32 45
в том числе:

а)общие проблемы жизни и  

смерти

- 8

б)нравственная позиция, 

этические ценности

1 17
в)этические поучения, притчи 3 20

2. Социально-психологическая  

тематика, всего

5 20 25
в том числе:
- проблемы общения 1 4
- психологические портреты, характер людей 2 12 2

- выражение настроения,

чувств(кроме любви)

2 11

- сцены из жизни молодых 

людей

- 8 8
3. Социальная тематика, всего 4 21 10
в том числе:
- антивоенные 1 15 5
- экологическая тематика 2 3 4
- темы техники 1 3 1

4. Тема любви, отношений с  

женщиной

75 13 18
5. Темы музыки и танца 5 12 6
6. Спорт 2 2 2
7. Детская тематика 4 - -

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kataev.iatp.org.ua


Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.