на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Петровские Ворота


Реферат: Петровские Ворота

Почти каждая из центральных московских улиц, проходящих внутри Бульварного кольца, имеет свою особую историю и свой неповторимый облик. Грибоедовскую метафору о москвичах — «На всех московских есть особый отпечаток», которую автор «Горя от ума» вложил в уста Фамусову, можно успешно и без иронии применить к старинным московским улицам и переулкам. Петровка — наглядный тому пример.

Многие московские улицы на карте похожи на лучи-радиусы, идущие в разные стороны от Кремля. Это — древние дороги, названия некоторых из них спустя века стали наименованиями улиц. Дорога на Тверь превратилась в Тверскую улицу, а например, дорога на Дмитров — в Большую и Малую Дмитровку. Старинной дорогой была и современная Петровка, степенно почивающая ныне между Театральной площадью и Средним Каретным переулком. В раннем средневековье она вела в Занеглименье, в стоявшее на холме село Высокое, близ которого в XIV веке был основан Высокопетровский монастырь, и в дальнее от Москвы в ту пору село Сущево...

У Петровки есть своя характерная черта, для Москвы почти уникальная: улица сохраняет свое имя и после пересечения Бульварного кольца, бывшей оборонительной линии Белого города. Знаменитый адрес «Петровка, 38», по которому прописан Московский уголовный розыск, принадлежит зданию, находящемуся на Петровке уже в бывшем Земляном, а не Белом городе, то есть за площадью Петровские Ворота.

О планировке старинных кварталов в Москвы районе Неглинки, Петровки, Кузнецкого Моста москвоведы говорят так: она сложилась в XIV–XV вв. и во многом определялась береговыми склонами реки Неглинной. Наши предки выстроили на более высоких местах монастыри-крепости, которые были составной частью внутреннего оборонительного кольца города. Что же касается радиальных улиц Петровки и Рождественки, то они сформировались по линии дорог, соединявших монастыри с Кремлем и Китай-городом. Позже — в XV—XVI вв. — здесь возникли ремесленные слободы кузнецов (отсюда наименование улицы Кузнецкий Мост), мастеров по отливке пушек и колоколов (о ней напоминает имя Пушечной улицы), ткачей, которые поставляли царскому двору скатерти-«столешники» (их слобода стояла на месте современного Столешникова переулка).

В XVII—XVIII вв. на смену слободам ремесленников и служилых людей пришли усадьбы дворян и бояр. Чуть позже — в конце XVIII века — в этом уголке Москвы стали селиться и богатые купцы. Так район Петровки, Неглинки, Кузнецкого Моста, Рождественки стал одним из центров дворянской и купеческой Москвы.

Монастырь, давший имя будущим улице Петровке, Петровским воротам Белого города, Петровским линиям и Петровскому бульвару, был заложен двумя нашими выдающимися предками — святителем Петром, митрополитом Всея Руси, и Московским князем Иваном Калитой.

Московский святитель Петр, с 12 лет постриженный в монахи и первоначально живший на Волыни, где он основал монастырь на реке Рати, был мирополитом Всея Руси в 1308—1326 годах. В 1325 году он перенес первосвятительскую кафедру из Владимира в Москву, положив тем самым начало возвышению и становлению Москвы как общерусского центра. Именно митрополит Петр дал совет князю Московскому Ивану Калите построить в Кремле храм во имя Успения Божией Матери, который, как он предрек, прославит князя и весь род его, возвысит град Москву. Все сбылось: Москва стала столицей Руси и «собирательницей городов русских»...

По легенде и записи в Степенной книге 1326 года, князю Ивану Даниловичу, охотившемуся на берегах реки Неглинной предстало короткое видение: высокая гора, покрытая искрящимся снегом — затем снег растаял, а гора исчезла. Князь рассказал о видении митрополиту Петру, к которому был очень расположен. Владыка дал ему такое толкование: «Снег — это я. Я скоро преставлюсь. А ты возвысишься своими делами, но придет и твое время. Умрешь и ты..». Петр скончался через год, в декабре 1326 года и был погребен в Успенском соборе. Его гробница стала одной из московских святынь, дающих чудесное исцеление людям. В 1327 году Владимирский Собор причислил Петра к лику святых — первым среди московских святых. Россия почитала и почитает святителя Петра как нашего молитвенника перед Господом и как защитника народа российского. Память его православными совершается 21 декабря и 24 августа по старому стилю.

Через четырнадцать после чудесного видения снежной горы умер Иван Калита. Но уже стояла близ дороги в село Высокое Петропавловская обитель с деревянной церковью во имя святых апостолов Петра и Павла, заложенная по велению Калиты в том памятном 1326 году.

С течением лет Петропавловская обитель превратилась в Высокопетровский монастырь, который неоднократно расширялся и перестраивался, обретя каменные храмы, стены, башни, колокольни. При великом князе Василии III, отце Ивана Грозного, талантливый зодчий Алевиз Фрязин (по происхождению он был итальянцем), создатель Архангельского собора в Московском Кремле, построил здесь восьмилепестковый каменный храм с престолом во имя святого Петра Митрополита. Храм был возведен за три года — с 1514 по 1517 гг.

Особое внимание уделял Петровской обители великий российский властитель и реформатор — Петр I. Достаточно вспомнить о трапезной церкви во имя Сергия Радонежского, воздвигнутой Петром Алексеевичем в 1690—1694 гг. близ собора св. Петра в память и благодарность за свое спасение в Троице-Сергиевом монастыре во время стрелецкого бунта, случившегося в августе 1689 г.

Мало кто знает о том, что в советскую эпоху гонений на религию духовная жизнь в Высокопетровском монастыре не была прекращена полностью. Благодаря настоятелю обители владыке Варфоломею здесь, на Петровке, существовала практически подпольно Духовная академия, и в этом для жизни церковнослужителей был реальный риск... В 1926 году Высокопетровский монастырь был официально упразднен, однако он был все же спасен от полного разрушения и забвения. Парадоксально, но это произошло благодаря тому, что в 50-е годы все здания, храмы и сооружения обители были отданы Министерству культуры СССР.

Церковная жизнь в обители на старинной улице Петровке была возобновлена в 1992 году богослужениями в церкви Сергия Радонежского. Православные москвичи хорошо знают адрес монастыря «Петровка, 28/2» еще и потому, что здесь находится Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

Что же касается еще одного известного адреса — строгого на вид дома №22 по Петровке, в котором сейчас расположена Московская городская Дума, то ему в 1999 исполнилось семьдесят лет: дом построили в 1929 году для районных советских и партийных организаций по проекту архитектора П. Н. Кучникова.

Мужское имя Петр, которое через имя митрополита Петра и наименование Выскопетровского монастыря вошло в состав названия улицы Петровки, по своему происхождению — греческое. Petros означало «камень, скала», отсюда ведут свое происхождение и научные термины петроглифы («изображения, высеченные древними людьми на камнях»), петрография («наука о горных породах»). Откройте Евангелие от Матфея на 16-й главе — повествование о том, как ученик Спасителя, будущий апостол Петр, исповедует Христа Сыном Божиим: «...Тогда Иисус сказал ему в ответ: — Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царствия Небесного..». (Мтф, XVII, 17—19).

Площадь Петровские Ворота, расположенная между Петровкой, Страстным и Петровским бульварами, по сути — часть самой улицы Петровки. Даже дома, ее ограничивающие, имеют не самостоятельную нумерацию, а «приписаны» к Петровке: №№27 и 29, 28/2, 30/7 и 32. Этот топоним — еще один памятник средневековой Москвы, напоминающий о городской системе оборонительных укреплений, которой были и Петровские ворота Белого города. С начала XIX века здесь прошла первая линия московских бульваров.

Само слово ворота, означающее «широкий, обыкновенно двухстворный проход или проезд в ограде, стене», «широкое отверстие для прохода или проезда в стене, ограде, а также подвижная плоскость, закрывающая это отверстие», — очень древнее. Ученые-этимологи считают, что ворота — общеславянское слово индоевропейского характера. В древнерусском языке оно зафиксировано с XI века; образовано оно было при помощи суффикса -т- от той же основы, которая содержит в деревнерусском слове воръ - «ограда, забор» и восходит к праславянскому глаголу *verti — «запирать». В старославянском языке употреблялось похожее на него слово врата, от которого образованы слова вратарь и привратник; оно в нашей современной русской речи употребляется лишь в высоком, книжном стиле. Однокоренные слова в том же или близком значении существуют во многих славянских языках, сравните чешское vrata, польское wrota, болгарское врата.

У тех, кто интересуется московской историей, запечатленной в топонимах, нередко вызывает вопросы необычное наименование улицы Петровские Линии. Оно в столице единственное, подобных ему нет. Улица соединяет Петровку и Неглинку. Четырехтомный академический «Словарь русского языка» под ред. А. П. Евгеньевой, среди множества значений слова линия указывает и такое: «Длинный ряд, цепь чего-либо, порядок, строй; название некоторых улиц или их сторон, торговых рядов и т. п». Оно более привычно в применении к топографии Санкт-Петербурга, в котором Большой проспект Васильевского острова пересекают четырнадцать параллельно проложенных улиц, стороны которых именуются линиями. Всего их — 27! Авторы одной из книг по топонимии города на Неве К. С. Горбачевич и Е. П. Хабло пишут: «Образование линий на Васильевском острове связано с замыслом Петра I создать здесь сеть прямолинейных кварталов, разделенных каналами. Каждая сторона канала должна была представлять отдельную улицу или линию, как их назвали еще в ту пору. ...В 1766 году было принято решение засыпать эти каналы. С застройкой острова здесь образовались улицы. Особые их названия сохраняют память о первоначальных планах строительства в этом районе города». Московская улица Петровские Линии связана с линиями не каналов, а крупных магазинов, хотя само возникновение такого топонима произошло не без влияния ассоциаций с Санкт-Петербургом. Многие источники по истории Москвы отмечают, что улица Петровские Линии возникла в 1876 году: именно тогда «Товарищество Петровских линий» приобрело для прокладки проезда и строительства зданий земельный участок между Петровкой и Неглинной улицей. Составители энциклопедии «Москва» (1997) обращают внимание читателей на то, что фактически улицу Петровские Линии образуют два почти одинаковых дома: в д. №1 размещалось издательства И. Н. Кнебеля и книжный магазин «Знание», а в д. №2 — гостиница «Россия», к которой в начале нашего столетия был пристроен ресторан «Ампир», сейчас называющийся «Будапешт», как и сама гостиница.

Вероятно, вам будет небезынтересно узнать, что существительное линия заимствовано русским языком из латинского через немецкое посредство. Латинское linea «линия» первоначально означало... «нитка» и было образовано в далекой древности от слова linum «лен»!

Петровские линии, Петровские ворота, Петровка... Как точно написал в своей книге «Лучи от Кремля» покойный знаток Москвы литератор Юрий Федосюк, «это легкое, удобопроизносимое, специфически московское название сразу же рождает в представлении образ улицы: неширокой, непарадной и даже немного будничной, но очень знакомой, привычной и необходимой». Будь жива, Петровка, на долгие века! Открывайте новые страницы истории поколениям москвичей, Петровские ворота!



на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.