на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Уравнения с параметрами


3)    При  а ≠ 1, b = 1  решение  уравнения  (*)  находится  как  решение  уравнения      f(х) = 0  на  области  D.

4)    При  а = b  (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1)  уравнение  (*)  равносильно  уравнению        f(х) = φ(х)  на  области  D.

5)    При  аb  (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1)  уравнение  (*)  тождественно  уравнению

log c a f(x) =  log c b φ(x)  (c > 0, c ≠ 1)  на  области  D.

 

Пример. Решите  уравнение:  а х + 1 = b 3 – х

Решение. ОДЗ  уравнения:  х  Rа > 0,  b >0.

       1)  При   а ≤ 0, b ≤ 0  уравнение  не  имеет  смысла.

       2)  При   а = b = 1,   х  R.

       3)  При  а = 1, b ≠ 1  имеем:  b 3 – х = 1  или  3 – х = 0  х = 3.

       4)  При  а ≠ 1, b = 1  получим:  а х + 1 = 1  или х + 1 = 0  х = -1.

       5)  При  а = b   (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1)  имеем: х + 1 =3 – х  х = 1.

       6)  При  аb  (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1)   прологарифмируем  исходное  уравнение

            по  основанию  а, получим:

           ,    х + 1 = ( 3 – х ) log a b ,

Ответ:  при   а ≤ 0, b ≤ 0  уравнение  не  имеет  смысла;

             при   а = b = 1,   х  R;

             при  а = 1, b ≠ 1  х = 3.

             при  а ≠ 1, b = 1  х = -1

             при  а = b   (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1)  х = 1

             при  аb  (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1)  

Логарифмические  уравнения  с  параметром.

            Решение  логарифмических  уравнений  с  параметрами  сводится  к  нахождению  корней  элементарного  логарифмического  уравнения. Важным  моментом  решения  уравнений  такого  типа  является   проверка  принадлежности  найденных  корней  ОДЗ  исходного  уравнения.

Пример. Решите  уравнение  2 – log (1 + х) = 3 log а  - log ( х 2 – 1 )2

Решение. ОДЗ: х > 1,  а > 0, а ≠ 1.

        Осуществим  на  ОДЗ  цепочку  равносильных  преобразований  исходного  уравнения:

log а а2 + log ( х2 - 1) =  log а ()3 + log a,

 

log а ( а2 (х2 - 1)) = log а (()3 ),

а2 (х2 - 1) = (х - 1) ,

а2 (х - 1) (х + 1) = (х - 1)

            Так  как  х ≠ -1  и  х ≠ 1, сократим  обе  части  уравнения  на  (х - 1)

а2 =

            Возведем  обе  части  полученного  уравнения  в  квадрат:

а4 (х + 1) =  х – 1  а4 х + а4 =  х – 1 х( 1 -  а4 ) =   а4 + 1

            Так  как  а ≠ -1  и  а ≠ 1, то 

            Для  того  чтобы  значения  х  являлось  решением  уравнения, должно  выполняться  условие  х > 1, то  есть 

            Выясним,  при  каких  значениях  параметра  а  это  неравенство  истинно:

,

            Так  как  а > 0, то  полученная  дробь  положительна, если  1 – а4 > 0, то  есть  при

а < 1.

            Итак, при  0 < a < 1,  x > 1, значит  при  0 < a < 1  х  является    корнем  исходного  уравнения.

Ответ:  при  а ≤ 0, а = 1  уравнение  не  имеет  смысла;

             при   а > 1  решений  нет;

             при  0 < a < 1 

ГЛАВА 2

§1. Разработка  факультативных  занятий  по  теме.

            В  общеобразовательных  классах  данная  тема  не    берется  в  явном  виде. Она  рассматривается  в  заданиях  более  сложного  характера. Например, при  изучении  темы  "Квадратные  уравнения", можно  встретить  следующие  задания:

1)    При  каком  р уравнение  х2 – 2х + 1 = р  имеет  один  корень ?

2)    При  каких  значениях  параметра  р сумма  корней  квадратного  уравнения

х2 + ( р 2 + 4р – 5 ) хр = 0  равна  нулю ?

            В  классах  с  углубленным  изучением  математики уравнения  с  параметрами  целенаправленно  начинают  изучать  с  8  класса. Именно  в  этот  период  вводится  понятие  "параметр". Основная  задача – научить  учащихся  решать  уравнения  с  одним  параметром.

            Ученики  должны  уяснить, что  уравнения  с  параметром – это  семейство  уравнений, определяемых  параметром. Отсюда  и  вытекает  способ  решения:  в  зависимости  от  структуры  уравнения  выделяются  подмножества  множества  допустимых  значений  параметра  и для  каждого  такого  подмножества  находится  соответствующее  множество  корней  уравнения. Нужно  обратить  внимание  на  запись  ответа. В  нем  должно  быть  указано  для  каждого  значения  параметра (или  множества  его  значений), сколько  корней  имеет  это  уравнение  и  какого  вида.

            На  факультативных  занятиях  следует  разобрать  следующие  виды  задач:

1)    на  разрешимость: определить  параметры, при  которых  задача  имеет  хотя  бы  одно  решение  или  не  имеет  решений  вовсе.

2)    на  разрешимость  на  множестве: определить  все  параметры, при  которых  задача  имеет  m  решений  на  множестве  М  или  не  имеет  решений  на  множестве М.

3)    на  исследование: для  каждого  параметра  найти  все  решения  заданной  задачи.

Разработка  факультативных  занятий  приведена  в  приложении. Структура  следующая:

       Занятие№1. Решение  линейных  и  квадратных  уравнений 

                             с  параметрами.

       Занятие№2. Решение  линейных  и  квадратных  уравнений 

                             с  параметрами.

       Занятие№3. Решение  дробно-рациональных  и иррациональных

                             уравнений  с  параметрами.

       Занятие№4.  Тест

                          

        Занятие№5. Решение  тригонометрических  уравнений 

                             с  параметрами.

        Занятие№6. Решение  тригонометрических  уравнений 

                             с  параметрами.

        Занятие№7. Решение  показательных  и  логарифмических

                             уравнений   с  параметрами.

        Занятие№8. Тест

                             

Занятие№1

Занятие№2

Занятие №3

Занятие  № 4.

Вариант I.

  1. Решите  уравнение  k(x - 4) + 2 ( х + 1) = 1  относительно  х.

а) при  k=-2  корней  нет;  при  k=-2   ;

б) при  k-2  корней  нет;  при  k=-2   ;

в) при  k=-2  корней  нет;  при  k=-2  и k=0,25 .

  1. Решите  уравнение  2а( а - 2)х = а2 – 5а+6  относительно  х

а) при  а=2  х R  ; при  а=0 корней  нет; при  а0  и а;

б) при  а=2  х R  ; при  а=0 корней  нет; при  а0  и а;

в) при  а=2  х R  ; при  а=0 корней  нет; при  а0  и а.

  1. При  каких  значениях  b  уравнение  1+2х – bx = 4+х  имеет  отрицательное  решение.

а) b<1  ;              б)  b>1  ;            в)  b=1 

  1. При  каких  значениях  а  парабола  у = ах2 – 2х +25  касается  оси х?

а) а=25   ;   б) а=0  и  а= 0,04  ;    в)  а=0,04.

  1. При  каких  значениях  k  уравнение  (k - 2)x2 = (4 – 2k)x+3 = 0  имеет  единственное  решение?

а) k=-5, k= -2  ;  б) k=5        ; в) k=5, k= 2  .

  1. Решите  относительно  х  уравнение

а)при b+1, b    ; при  b=   реш.нет; при b=±1 нет смысла;

б)при  b    ; при  b=   реш.нет; при b=±1 нет смысла;

в)при  b=    ;  при b=±1 нет смысла.

  1. При  каких  значениях  параметра  а  уравнение  имеет  решение 

а) а≥ 3   ;   б)  а=4  ;  в)  а≥ 0

  1. При  каких  значениях  а  уравнение    имеет  2  корня?

   а) –0,25≤а≤ 0   ;   б)  –0,25<а≤ 0   ;  в)  –0,25<а< 0  

  1. При  каких  значениях  параметра  с  уравнение  имеет  2  корня?

а) с( - ∞ ; -1,5√3)U(1.5√3; + ∞);  б) при  с = ±1,5√3;  в) с( - ∞ ; -1,5√3)

Вариант II.

  1. Решите  уравнение  2х( а+1)= 3а(х+1)+7  относительно  х.

а) при  а=-2  корней  нет;  при  а-2   ;

б) при  а-2  корней  нет;  при  а=-2   ;

в) при  а-2  и а-   корней  нет;  при  а=-2   .

  1. Решите  уравнение  (а 2 - 81)х = а2 + 7а - 18  относительно  х

а) при  а=-9  х R  ; при  а=9 корней  нет; при  а-9  и а;

б) при  а=9  х R  ; при  а=-9 корней  нет; при  а-9  и а;

в) при  а= -9  х R  ; при  а=9 корней  нет; при  а-9    ;

  1. При  каких  значениях  b  уравнение  2+4х-bx=3+х  имеет  отрицательное  решение?

а) b<3  ;              б)  b<2  ;            в)  b>3 

  1. При  каких  значениях  k  уравнение  kx2 – (k - 7)x + 9 =0 имеет  два  равных  положительных  корня?

а) k=49, k= 1  ;  б) k=1        ; в) k=49 .

  1. При  каких  значениях  а  уравнение  ax2 - 6x+а = 0  имеет  два  различных  корня?

 а) а( - 3 ; 0)U(0; 3 );  б) при  а( - 3 ; 3)  ;    в) с( - ∞ ; - 3)U ( 3 ; +∞)

  1. Решите  относительно  х  уравнение

а)при а1,а2,25, а-0,4, ; а=2,25, а=-0,4,реш.нет; при а=1 нет смысла;

б) при а2,25, а-0,4, ; а=2,25, а=-0,4,реш.нет; при а=1 нет смысла;

в) при а1, а-0,4, ; а=-0,4,реш.нет; при а=1 нет смысла.

  1. При  каких  значениях  параметра  а  уравнение  имеет  решение  ?

а) а≥ 2/3   ;   б)  а≥ 2/3 √6  ;  в)  а≤ 2/3 √6 

  1. При  каких  значениях  а  уравнение    имеет  2  корня?

   а) а≥ 0   ;   б)  ни  при  каких   ;  в)  а≥ 1  

  1. При  каких  значениях  параметра  с  уравнение  имеет  2  корня?

а) с( - ∞ ; -1,5√3)U(1.5√3; + ∞);  б) при  с = ±1,5√3;  в) с( - ∞ ; -1,5√3)

Занятие  №5-6

Занятие  №7

Занятие №8.

Вариант I.

  1. Решите  уравнение  3 cos x = 4b + 1  для  всех  значений  параметра.

а) при b ( -1; 0,5 )  х = ± arcos ; при b(-∞;-1]U[0,5;+∞) реш.нет;

б) при b [ -1; 0,5 ]  х = ± arcos ; при b(-∞;-1)U(0,5;+∞) реш.нет;

в) b(-∞;-1]U[0,5;+∞) х = ± arcos ; b ( -1; 0,5 )  при реш.нет;

  1. Найдите  все  действительные  значения  параметра  а, при  которых  уравнение   sin2 x – 3sin x + a  =0.

а) a  [ -4; 2 ]     ;    б) а  ( -4 ; 2)   ;         в) а [ - 4; 2 ).

  1. При  каких  значениях  а  уравнение  cos4 x + sin4 x = a  имеет  корни?

а) a  [ 0,5; 1 ]     ;    б) а  [ -1 ; 0,5 ]   ;         в) а [ - 0,5; 1 ).

  1. Решите уравнение 

      а) при  а ≤ 0  х R  ; при  а > 0, ах = 2; при  а = 1  не  имеет  смысла.

      б) при  а > 0  х R  ; при  а = 1  х = 2; при  а ≤ 0  не  имеет  смысла.

      в) при  а = 1  х R  ; при  а > 0, ах = 2; при  а ≤ 0  не  имеет  смысла.

  1. При  каких  значениях  параметра  уравнение  4ха2 х+1 – 3а2 + 4а = 0  имеет  единственное  решение?

а)      2;                          б) 1   ;                       в) -1.

  1. Решите  уравнение  log a x 2 + 2 log a ( x + 2) = 1.

      а)  при а ≤ 1   х = 0,5( 2+ ) ; при  а =100  х = 1.

      б)  при а > 100  реш. нет;  при 1<a<100   х = 0,5( 2+ ); при  а =100  х = 1;

            при а ≤ 1   не  имеет  смысла .

      в)  при а > 100  реш.нет ;  при 1<a<100  х = 0,5( 2+ ) ;   

           при а ≤ 1   не  имеет  смысла .

7.    Найдите  все  значения  параметра, для  которых  данное  уравнение  имеет  только  один  корень  1+ log 2 (ax) = 2 log 2 (1 - x)

а) а > 0, а = 2  ;   б) а > 0, а = - 2  ;   в) а < 0, а = - 2  .

  1. Решите  уравнение   а > 0, а1

      а)  а ;   ;           б)   а2 ; -    ;  в )  а2 ;   

Вариант II.

  1. Решите  уравнение  cos (3x +1 ) = b   для  всех  значений  параметра.

а) при |b| ≤  1   х = ; при |b| >  1   реш.нет;

б) при |b| ≤  1 и b=0  х = ; при |b| >  1   реш.нет;

в) при |b| >  1   х = ; при |b| <  1   реш.нет;

  1. Найдите  все  действительные  значения  параметра  а, при  которых  уравнение   cos2 x + asin x =2 a  -7.

а) a  ( 2 ; 6 )     ;    б) а  ( 2 ; 4 ]   ;         в) а [ 2  ; 6 ].

  1. При  каких  значениях  а  уравнение  cos6 x + sin6 x = a  имеет  корни?

а) a  [ 0,25; 0,5 ]     ;    б) а  [ 0,25 ; 1 ]   ;         в) а [ - 0,25; 1 ].

  1. Решите уравнение 

      а) при  а ≤ 0  х R  ; при  а > 0,   х = 1; при  а = 1  не  имеет  смысла.

      б) при  а = 1  х R  ; при  а > 0, а1   х = 1; при  а ≤ 0  не  имеет  смысла.

      в) при  а > 0х R  ; при а = 1   ,   х = 1; при  а ≤ 0  не  имеет  смысла.

  1. При  каких  значениях  параметра  уравнение  а( 2 х + 2-х ) = 5  имеет  единственное  решение?

а)      -2,5; 2,5       ;                б) 2;  2,5       ;                       в) –2,5.

  1. Решите  уравнение 3 lg  (xа) - 10 lg  ( x - а)+1 = 0.

      а)  х = а + 1000, х = а + 3√10  ;

      б)  х = а - 3√10  , х = а –1000  ;

      в)  х = а - 3√10 ,  х = а + 1000 .

7.    Найдите  все  значения  параметра, для  которых  данное  уравнение  имеет  только  один  корень 

а) 4  ;                 б) -4  ;                  в) - 2  .

  1. Решите  уравнение   а > 0, а1

      а)  -1  ;  а ;           б)   1  ;  - а;  в )  1  ;  а

Заключение.

            При  решении  приведенных  выше  задач  с  параметрами  происходит  повторение  и, как  следствие, более  глубокое  прочное  усвоение  программных  вопросов. Ученики  расширяют  свой  математический  кругозор, тренируют  мышцы  интеллекта, при  этом  происходит  развитие  математического, логического  мышления, умения  анализировать, сравнивать  и  обобщать. Решение  задач  с  параметрами  на  факультативных  занятиях  это  помощь  при  подготовке  к  экзаменам. Происходит  формирование  таких  качеств  личности, как  трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, сила  воли  и  точность.

Литература.

  1. С.И. Новоселов. Специальный  курс  элементарной  алгебры. Москва-1962.
  2. Е.Ю. Никонов. Параметр. Самара – 1998.
  3. Еженедельная  учебно-методическая  газета  "Математика" №36/2001; №4/2002;      №22/2002;      №23/2002;      №33/2002.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.