|
Реферат: Уравнения с параметрами3) При а ≠ 1, b = 1 решение уравнения (*) находится как решение уравнения f(х) = 0 на области D. 4) При а = b (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1) уравнение (*) равносильно уравнению f(х) = φ(х) на области D. 5) При а ≠ b (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1) уравнение (*) тождественно уравнению log c a f(x) = log c b φ(x) (c > 0, c ≠ 1) на области D.
Пример. Решите уравнение: а х + 1 = b 3 – х Решение. ОДЗ уравнения: х R, а > 0, b >0. 1) При а ≤ 0, b ≤ 0 уравнение не имеет смысла. 2) При а = b = 1, х R. 3) При а = 1, b ≠ 1 имеем: b 3 – х = 1 или 3 – х = 0 х = 3. 4) При а ≠ 1, b = 1 получим: а х + 1 = 1 или х + 1 = 0 х = -1. 5) При а = b (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1) имеем: х + 1 =3 – х х = 1. 6) При а ≠ b (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1) прологарифмируем исходное уравнение по основанию а, получим: , х + 1 = ( 3 – х ) log a b , Ответ: при а ≤ 0, b ≤ 0 уравнение не имеет смысла; при а = b = 1, х R; при а = 1, b ≠ 1 х = 3. при а ≠ 1, b = 1 х = -1 при а = b (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1) х = 1 при а ≠ b (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1) Логарифмические уравнения с параметром. Решение логарифмических уравнений с параметрами сводится к нахождению корней элементарного логарифмического уравнения. Важным моментом решения уравнений такого типа является проверка принадлежности найденных корней ОДЗ исходного уравнения. Пример. Решите уравнение 2 – log (1 + х) = 3 log а - log ( х 2 – 1 )2 Решение. ОДЗ: х > 1, а > 0, а ≠ 1. Осуществим на ОДЗ цепочку равносильных преобразований исходного уравнения: log а а2 + log ( х2 - 1) = log а ()3 + log a,
log а ( а2 (х2 - 1)) = log а (()3 ), а2 (х2 - 1) = (х - 1) , а2 (х - 1) (х + 1) = (х - 1) Так как х ≠ -1 и х ≠ 1, сократим обе части уравнения на (х - 1) а2 = Возведем обе части полученного уравнения в квадрат: а4 (х + 1) = х – 1 а4 х + а4 = х – 1 х( 1 - а4 ) = а4 + 1 Так как а ≠ -1 и а ≠ 1, то Для того чтобы значения х являлось решением уравнения, должно выполняться условие х > 1, то есть Выясним, при каких значениях параметра а это неравенство истинно: , Так как а > 0, то полученная дробь положительна, если 1 – а4 > 0, то есть при а < 1. Итак, при 0 < a < 1, x > 1, значит при 0 < a < 1 х является корнем исходного уравнения. Ответ: при а ≤ 0, а = 1 уравнение не имеет смысла; при а > 1 решений нет; при 0 < a < 1 ГЛАВА 2 §1. Разработка факультативных занятий по теме. В общеобразовательных классах данная тема не берется в явном виде. Она рассматривается в заданиях более сложного характера. Например, при изучении темы "Квадратные уравнения", можно встретить следующие задания: 1) При каком р уравнение х2 – 2х + 1 = р имеет один корень ? 2) При каких значениях параметра р сумма корней квадратного уравнения х2 + ( р 2 + 4р – 5 ) х – р = 0 равна нулю ? В классах с углубленным изучением математики уравнения с параметрами целенаправленно начинают изучать с 8 класса. Именно в этот период вводится понятие "параметр". Основная задача – научить учащихся решать уравнения с одним параметром. Ученики должны уяснить, что уравнения с параметром – это семейство уравнений, определяемых параметром. Отсюда и вытекает способ решения: в зависимости от структуры уравнения выделяются подмножества множества допустимых значений параметра и для каждого такого подмножества находится соответствующее множество корней уравнения. Нужно обратить внимание на запись ответа. В нем должно быть указано для каждого значения параметра (или множества его значений), сколько корней имеет это уравнение и какого вида. На факультативных занятиях следует разобрать следующие виды задач: 1) на разрешимость: определить параметры, при которых задача имеет хотя бы одно решение или не имеет решений вовсе. 2) на разрешимость на множестве: определить все параметры, при которых задача имеет m решений на множестве М или не имеет решений на множестве М. 3) на исследование: для каждого параметра найти все решения заданной задачи. Разработка факультативных занятий приведена в приложении. Структура следующая: Занятие№1. Решение линейных и квадратных уравнений с параметрами. Занятие№2. Решение линейных и квадратных уравнений с параметрами. Занятие№3. Решение дробно-рациональных и иррациональных уравнений с параметрами. Занятие№4. Тест
Занятие№5. Решение тригонометрических уравнений с параметрами. Занятие№6. Решение тригонометрических уравнений с параметрами. Занятие№7. Решение показательных и логарифмических уравнений с параметрами. Занятие№8. Тест
Занятие№1 Занятие№2 Занятие №3 Занятие № 4. Вариант I.
а) при k=-2 корней нет; при k=-2 ; б) при k-2 корней нет; при k=-2 ; в) при k=-2 корней нет; при k=-2 и k=0,25 .
а) при а=2 х R ; при а=0 корней нет; при а0 и а2 ; б) при а=2 х R ; при а=0 корней нет; при а0 и а2 ; в) при а=2 х R ; при а=0 корней нет; при а0 и а2 .
а) b<1 ; б) b>1 ; в) b=1
а) а=25 ; б) а=0 и а= 0,04 ; в) а=0,04.
а) k=-5, k= -2 ; б) k=5 ; в) k=5, k= 2 .
а)при b+1, b ; при b= реш.нет; при b=±1 нет смысла; б)при b ; при b= реш.нет; при b=±1 нет смысла; в)при b= ; при b=±1 нет смысла.
а) а≥ 3 ; б) а=4 ; в) а≥ 0
а) –0,25≤а≤ 0 ; б) –0,25<а≤ 0 ; в) –0,25<а< 0
а) с( - ∞ ; -1,5√3)U(1.5√3; + ∞); б) при с = ±1,5√3; в) с( - ∞ ; -1,5√3) Вариант II.
а) при а=-2 корней нет; при а-2 ; б) при а-2 корней нет; при а=-2 ; в) при а-2 и а- корней нет; при а=-2 .
а) при а=-9 х R ; при а=9 корней нет; при а-9 и а9 ; б) при а=9 х R ; при а=-9 корней нет; при а-9 и а9 ; в) при а= -9 х R ; при а=9 корней нет; при а-9 ;
а) b<3 ; б) b<2 ; в) b>3
а) k=49, k= 1 ; б) k=1 ; в) k=49 .
а) а( - 3 ; 0)U(0; 3 ); б) при а( - 3 ; 3) ; в) с( - ∞ ; - 3)U ( 3 ; +∞)
а)при а1,а2,25, а-0,4, ; а=2,25, а=-0,4,реш.нет; при а=1 нет смысла; б) при а2,25, а-0,4, ; а=2,25, а=-0,4,реш.нет; при а=1 нет смысла; в) при а1, а-0,4, ; а=-0,4,реш.нет; при а=1 нет смысла.
а) а≥ 2/3 ; б) а≥ 2/3 √6 ; в) а≤ 2/3 √6
а) а≥ 0 ; б) ни при каких ; в) а≥ 1
а) с( - ∞ ; -1,5√3)U(1.5√3; + ∞); б) при с = ±1,5√3; в) с( - ∞ ; -1,5√3) Занятие №5-6 Занятие №7 Занятие №8. Вариант I.
а) при b ( -1; 0,5 ) х = ± arcos ; при b(-∞;-1]U[0,5;+∞) реш.нет; б) при b [ -1; 0,5 ] х = ± arcos ; при b(-∞;-1)U(0,5;+∞) реш.нет; в) b(-∞;-1]U[0,5;+∞) х = ± arcos ; b ( -1; 0,5 ) при реш.нет;
а) a [ -4; 2 ] ; б) а ( -4 ; 2) ; в) а [ - 4; 2 ).
а) a [ 0,5; 1 ] ; б) а [ -1 ; 0,5 ] ; в) а [ - 0,5; 1 ).
а) при а ≤ 0 х R ; при а > 0, а1 х = 2; при а = 1 не имеет смысла. б) при а > 0 х R ; при а = 1 х = 2; при а ≤ 0 не имеет смысла. в) при а = 1 х R ; при а > 0, а1 х = 2; при а ≤ 0 не имеет смысла.
а) 2; б) 1 ; в) -1.
а) при а ≤ 1 х = 0,5( 2+ ) ; при а =100 х = 1. б) при а > 100 реш. нет; при 1<a<100 х = 0,5( 2+ ); при а =100 х = 1; при а ≤ 1 не имеет смысла . в) при а > 100 реш.нет ; при 1<a<100 х = 0,5( 2+ ) ; при а ≤ 1 не имеет смысла . 7. Найдите все значения параметра, для которых данное уравнение имеет только один корень 1+ log 2 (ax) = 2 log 2 (1 - x) а) а > 0, а = 2 ; б) а > 0, а = - 2 ; в) а < 0, а = - 2 .
а) а ; ; б) а2 ; - ; в ) а2 ; Вариант II.
а) при |b| ≤ 1 х = ; при |b| > 1 реш.нет; б) при |b| ≤ 1 и b=0 х = ; при |b| > 1 реш.нет; в) при |b| > 1 х = ; при |b| < 1 реш.нет;
а) a ( 2 ; 6 ) ; б) а ( 2 ; 4 ] ; в) а [ 2 ; 6 ].
а) a [ 0,25; 0,5 ] ; б) а [ 0,25 ; 1 ] ; в) а [ - 0,25; 1 ].
а) при а ≤ 0 х R ; при а > 0, х = 1; при а = 1 не имеет смысла. б) при а = 1 х R ; при а > 0, а1 х = 1; при а ≤ 0 не имеет смысла. в) при а > 0х R ; при а = 1 , х = 1; при а ≤ 0 не имеет смысла.
а) -2,5; 2,5 ; б) 2; 2,5 ; в) –2,5.
а) х = а + 1000, х = а + 3√10 ; б) х = а - 3√10 , х = а –1000 ; в) х = а - 3√10 , х = а + 1000 . 7. Найдите все значения параметра, для которых данное уравнение имеет только один корень а) 4 ; б) -4 ; в) - 2 .
а) -1 ; а ; б) 1 ; - а; в ) 1 ; а Заключение. При решении приведенных выше задач с параметрами происходит повторение и, как следствие, более глубокое прочное усвоение программных вопросов. Ученики расширяют свой математический кругозор, тренируют мышцы интеллекта, при этом происходит развитие математического, логического мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать. Решение задач с параметрами на факультативных занятиях это помощь при подготовке к экзаменам. Происходит формирование таких качеств личности, как трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, сила воли и точность. Литература.
|
Страницы: 1, 2
НОВОСТИ |
ВХОД |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |