![]() |
|
|
Реферат: Уравнения с параметрами3) При а ≠ 1, b = 1 решение уравнения (*) находится как решение уравнения f(х) = 0 на области D. 4) При а = b (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1) уравнение (*) равносильно уравнению f(х) = φ(х) на области D. 5) При а ≠ b (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1) уравнение (*) тождественно уравнению log c a f(x) = log c b φ(x) (c > 0, c ≠ 1) на области D.
Пример. Решите уравнение: а х + 1 = b 3 – х Решение. ОДЗ уравнения: х
1) При а ≤ 0, b ≤ 0 уравнение не имеет смысла. 2) При а = b = 1, х 3) При а =
1, b ≠ 1 имеем: b 3 – х = 1 или 3 – х = 0 4) При а ≠
1, b = 1 получим: а х
+ 1 = 1 или х + 1 = 0 5) При а = b (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1)
имеем: х + 1 =3 – х 6) При а ≠ b (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1) прологарифмируем исходное уравнение по основанию а, получим: Ответ: при а ≤ 0, b ≤ 0 уравнение не имеет смысла; при а = b = 1, х при а = 1, b ≠ 1 х = 3. при а ≠ 1, b = 1 х = -1 при а = b (а > 0, а ≠ 1, b >0, b ≠ 1) х = 1 при а
≠ b (а > 0, а ≠ 1,
b >0, b
≠ 1) Логарифмические уравнения с параметром. Решение логарифмических уравнений с параметрами сводится к нахождению корней элементарного логарифмического уравнения. Важным моментом решения уравнений такого типа является проверка принадлежности найденных корней ОДЗ исходного уравнения. Пример. Решите уравнение 2 – log Решение. ОДЗ: х > 1, а > 0, а ≠ 1. Осуществим на ОДЗ цепочку равносильных преобразований исходного уравнения: log а а2 + log
log а ( а2 (х2
- 1)) = log а
(( а2
(х2 - 1) = (х - 1) а2
(х - 1) (х + 1) = (х - 1) Так как х
≠ -1 и х ≠ 1, сократим обе части уравнения на (х
- 1) а2 Возведем обе части полученного уравнения в квадрат: а4
(х + 1) = х – 1 Так как а
≠ -1 и а ≠ 1, то Для того чтобы
значения х являлось решением уравнения, должно выполняться
условие х > 1, то есть Выясним, при каких значениях параметра а это неравенство истинно:
Так как а > 0, то полученная дробь положительна, если 1 – а4 > 0, то есть при а < 1. Итак, при 0 < a < 1, x > 1, значит при 0 < a < 1 х является корнем исходного уравнения. Ответ: при а ≤ 0, а = 1 уравнение не имеет смысла; при а > 1 решений нет; при 0 < a < 1 ГЛАВА 2 §1. Разработка факультативных занятий по теме. В общеобразовательных классах данная тема не берется в явном виде. Она рассматривается в заданиях более сложного характера. Например, при изучении темы "Квадратные уравнения", можно встретить следующие задания: 1) При каком р уравнение х2 – 2х + 1 = р имеет один корень ? 2) При каких значениях параметра р сумма корней квадратного уравнения х2 + ( р 2 + 4р – 5 ) х – р = 0 равна нулю ? В классах с углубленным изучением математики уравнения с параметрами целенаправленно начинают изучать с 8 класса. Именно в этот период вводится понятие "параметр". Основная задача – научить учащихся решать уравнения с одним параметром. Ученики должны уяснить, что уравнения с параметром – это семейство уравнений, определяемых параметром. Отсюда и вытекает способ решения: в зависимости от структуры уравнения выделяются подмножества множества допустимых значений параметра и для каждого такого подмножества находится соответствующее множество корней уравнения. Нужно обратить внимание на запись ответа. В нем должно быть указано для каждого значения параметра (или множества его значений), сколько корней имеет это уравнение и какого вида. На факультативных занятиях следует разобрать следующие виды задач: 1) на разрешимость: определить параметры, при которых задача имеет хотя бы одно решение или не имеет решений вовсе. 2) на разрешимость на множестве: определить все параметры, при которых задача имеет m решений на множестве М или не имеет решений на множестве М. 3) на исследование: для каждого параметра найти все решения заданной задачи. Разработка факультативных занятий приведена в приложении. Структура следующая: Занятие№1. Решение линейных и квадратных уравнений с параметрами. Занятие№2. Решение линейных и квадратных уравнений с параметрами. Занятие№3. Решение дробно-рациональных и иррациональных уравнений с параметрами. Занятие№4. Тест
Занятие№5. Решение тригонометрических уравнений с параметрами. Занятие№6. Решение тригонометрических уравнений с параметрами. Занятие№7. Решение показательных и логарифмических уравнений с параметрами. Занятие№8. Тест
Занятие№1 Занятие№2 Занятие №3 Занятие № 4. Вариант I.
а) при k=-2 корней нет; при k б) при k в) при k=-2 корней нет; при k
а) при а=2 х
б) при а=2 х
в) при а=2 х
а) b<1 ; б) b>1 ; в) b=1
а) а=25 ; б) а=0 и а= 0,04 ; в) а=0,04.
а) k=-5, k= -2 ; б) k=5 ; в) k=5, k= 2 .
а)при b б)при b в)при b=
а) а≥ 3 ; б) а=4 ; в) а≥ 0
а) –0,25≤а≤ 0 ; б) –0,25<а≤ 0 ; в) –0,25<а< 0
а) с Вариант II.
а) при а=-2
корней нет; при а б) при а в) при а
а) при а=-9
х б) при а=9 х
в) при а= -9
х
а) b<3 ; б) b<2 ; в) b>3
а) k=49, k= 1 ; б) k=1 ; в) k=49 .
а) а
а)при а б) при а в) при а
а) а≥ 2/3 ; б) а≥ 2/3 √6 ; в) а≤ 2/3 √6
а) а≥ 0 ; б) ни при каких ; в) а≥ 1
а) с Занятие №5-6 Занятие №7 Занятие №8. Вариант I.
а) при b б) при b в) b
а) a
а) a
а) при а ≤ 0
х б) при а > 0 х
в) при а = 1 х
а) 2; б) 1 ; в) -1.
а) при а ≤
1 х = 0,5( 2+ б) при а > 100
реш. нет; при 1<a<100 х = 0,5(
2+ при а ≤ 1 не имеет смысла . в) при а > 100
реш.нет ; при 1<a<100 х = 0,5( 2+
при а ≤ 1 не имеет смысла . 7. Найдите все значения параметра, для которых данное уравнение имеет только один корень 1+ log 2 (ax) = 2 log 2 (1 - x) а) а > 0, а = 2 ; б) а > 0, а = - 2 ; в) а < 0, а = - 2 .
а) а ; Вариант II.
а) при |b| ≤ 1 х = б) при |b| ≤ 1 и b=0 х
= в) при
|b| > 1 х =
а) a
а) a
а) при а ≤ 0
х б) при а = 1 х
в) при а > 0х
а) -2,5; 2,5 ; б) 2; 2,5 ; в) –2,5.
а) х = а + 1000, х = а + 3√10 ; б) х = а - 3√10 , х = а –1000 ; в) х = а - 3√10 , х = а + 1000 . 7. Найдите
все значения параметра, для которых данное уравнение имеет только один
корень а) 4 ; б) -4 ; в) - 2 .
а) -1 ; а ; б) 1 ; - а; в ) 1 ; а Заключение. При решении приведенных выше задач с параметрами происходит повторение и, как следствие, более глубокое прочное усвоение программных вопросов. Ученики расширяют свой математический кругозор, тренируют мышцы интеллекта, при этом происходит развитие математического, логического мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать. Решение задач с параметрами на факультативных занятиях это помощь при подготовке к экзаменам. Происходит формирование таких качеств личности, как трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, сила воли и точность. Литература.
|
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |