![]() |
|
|
Реферат: Методика изучения числовых системВ результате рассмотрения примеров учащиеся отмечают те случаи, в которых рациональнее применять второй способ деления. Подчеркивается удобство 2-го способа при устных вычислениях. На этом кончается первая часть изучения действий над дробями, которая тесно примыкает к теме о целых числах, так как определения действий, рассмотренных в этой части, мало отличаются от определений соответствующих действий над целыми числами. Умножение на дробьВторая часть начинается с изучения действия умножения на дробь и представляет новый этап в изучении действий над дробями. Смысл действия умножения на дробь резко отличается от умножения на целое число. Учащиеся привыкли до сих пор понимать под умножением сложение равных слагаемых, произведение считать больше множимого (смысл умножения на единицу им кажется мало отличающимся от обычного понимания умножения). Для умножения на дробь все эти представления не подходят. Поэтому определение умножения на дробь нелегко воспринимается учащимися. Необходимо показать учащимся целесообразность введения нового определения для умножения на дробь и конкретный смысл этого определения. В связи с этим методическая и учебная литература предлагает различные подходы к введению определения умножения на дробь или к выводу правила умножения на дробь, которое в большинстве случаев заменяет определение. В учебной и методической литературе XVIII века и первой половины XIX века существовал следующий подход к выводу правила умножения на дробь. Рассуждения
велись так: чтобы умножить 5 на Такой подход неправилен с точки зрения логического построения математики, так как свойства произведения целых чисел распространялись на произведение в случае дробного множителя, хотя еще не установлено, что значит „умножить число на дробь" и можно ли распространить эти свойства на новое произведение. Кроме того, этот подход страдает формализмом' из этих рассуждений не следует, к каким задачам возможно применение действия умножения на дробь. Существует еще и такой подход:
Отсюда выводится правило. Ошибка этого рассуждения в том, что распространяется переместительный закон на действие, которое еще не определено и не доказано, что оно обладает переместительным законом. Рассуждение было бы правильно, если бы оно построено было так: произведение целого числа на дробь должно быть составлено так, чтобы порядок сомножителей не имел значения, т. е. для действия умножения на дробь оставался бы справедливым переместительный закон. Была попытка дать общее определение действия умножения, пригодное и для целого и для дробного множителя. Это определение было дано в следующей формулировке: умножить одно число на другое - значит из множимого составить новое число так, как множитель составлен из единицы. Смысл рассуждений при этом был следующий. При умножении на целое число имеем:
т. е. единица разделена на 4 и полученное частное взято слагаемым 3 раза, должны получить: Это
определение было в ходу в ряде учебников дореволюционной школы. Основной
недостаток этого определения - формальный характер его
образования. Из определения неясно, к каким конкретным задачам можно применить
умножение на дробь. Нельзя подвести учащихся к составлению этого определения из
рассмотрения конкретных задач. Вторым недостатком является математическая
неточность. Из определения неясен способ составления множителя из единицы;
число может быть составлено из единицы различными способами, как целое, так и
дробное. Число Если
при умножении 5 на т.е. совсем другой ответ, чем раньше. Кроме того, общее определение умножения затушевывает необходимость нового определения при умножении на дробь. Перед
введением определения действия умножения на дробь рассматривается решение
задачи на нахождение части числа. В программе и в стабильном учебнике эта
задача носит название: „нахождения дроби числа". Замена слова „части”
словом „дроби" вызвана, очевидно, расширением рассматриваемой задачи; в
стабильном учебнике рассматриваются и такие задачи, например: „найти Первая группа упражнений. Пример.
Найти Решение.
Вторая группа упражнений: нахождение части от целого числа, когда искомая доля - дробь. Пример.
Найти Решение. В дальнейшем записи следует сокращать. Пример.
Найти Третья группа упражнений: нахождение части от дроби. Пример.
Найти Решение. или Следует подчеркнуть на соответствующих конкретных задачах, что найти часть от дроби - значит определить, какую часть от целого составляет часть от части этого целого. Пример.
Рожью
засеяно Рассмотрим рисунок 10, где заштрихован участок земли, отведенный под хлебные культуры. Из участка, отведенного под хлебные культуры, выделена часть под рожь (рис.11). Рис.10 Рис.11 Формулировку
задачи „найти дробь числа” следует вводить не cразу, сначала
пользоваться старой формулировкой „найти часть числа”, конкретный смысл которой
учащимся вполне ясен. К новой формулировке можно приучить постепенно,
напоминая, что дробью называется одна или несколько равных частей единицы.
Введение термина „дробь числа” облегчит формулировку задач, например, „найти Проработке задачи нахождения дроби числа следует посвятить достаточное количество времени; это создаст прочную базу для изучения умножения на дробь. Часть трудных вопросов этой темы будет, таким образом выделена и подготовлена. А именно: что значит найти дробь числа? Как найти? Какие могут быть случаи? Как записать формулу решения в виде дроби? При этом можно рассмотреть и сокращение дроби, когда числитель и знаменатель представляют произведение. Перейдем теперь к изложению той методики преподавания умножения на дробь, которая получила в настоящее время признание в педагогической практике и в учебно-методической литературе. Можно подвести учащихся к новому определению умножения путем решения геометрической задачи на вычисление площади прямоугольника. Предварительно рассматривается вычисление площади прямоугольника, у которого длины сторон - дробные числа, путем подсчета долей квадратной единицы, из которых может быть составлен прямоугольник, без знания умножения дробей. Далее предлагаются задачи примерно такого содержания: Вычислить площадь прямоугольника, у которого 1) основание 10 см, высота 6 см, 2)
основание 7 Площадь
первого прямоугольника учащиеся находят, пользуясь правилом для вычисления
площади прямоугольника. Для второго прямоугольника преподаватель предлагает
проверить справедливость правила. Учащиеся ив чертежа находят, что в одном ряду
укладывается 7 Затем
предлагается нарисовать прямоугольник, основание которого 4 см, а высота 1 см;
затушевать на этом чертеже прямоугольник, у которого основание 4 см, а высота Чтобы
выяснить смысл умножения 4 на После
этого записывают 4· Затем предлагается построить второй прямоугольник, основание
которого 4, а высота 1 см, затушевать на этом чертеже прямоугольник с основанием 4 см и высотой ![]() Рис.12 Рис.13 Учащиеся
получают 4· Следует
повторить эти рассуждения с прямоугольником, основание которого 2 дм и высота
1 дм, и установить, что значит 2· Вообще условились считать, что умножить число на дробь - значит найти эту дробь множимого. Умножить число на правильную дробь - значит найти часть числа, которая выражена этой дробью. Можно показать целесообразность определения умножения на дробь на решении следующих арифметических задач. Автомобиль
едет со скоростью 45 км в час. 1) Какое расстояние он пройдет в 3 часа? в 7
часов? в Записывается решение задач. Ведутся такие рассуждения. Условие
всех задач одинаково. Дана скорость автомобиля в час и требуется узнать, какое
расстояние автомобиль пройдет за некоторое число часов. Для нахождения
расстояния в 1-й и 2-й задаче скорость умножали на время. Чтобы одинаковые по
смыслу задачи решались одинаковыми действиями, условились и в 3-й и в 4-й
задаче называть нахождение Решение 4-й задачи: Умножить
45 на При умножении целого числа на смешанное число следует рассмотреть два способа умножения, первый — множитель обращается в неправильную дробь, и умножение производится на основании установленного определения; второй — применяется распределительный закон умножения Предварительно устанавливаем справедливость распределительного закона и в том случае, когда одно из слагаемых суммы во множителе — дробь. Следует обратить внимание учащихся на то, что второй способ короче для тех случаев, когда ответ требуется получить в виде смешанного числа Умножение дроби на дробь прорабатывается на основании определения умножения на дробь Пример.
Ведутся
такие рассуждения. Умножить Это записывается так: Короче можно написать: Числитель полученной дроби получился от перемножения числителей данных дробей, а знаменатель — от перемножения их знаменателей После рассмотрения ряда примеров выводится правило: чтобы умножить дробь на дробь, достаточно числитель первой дроби умножить на числитель второй и знаменатель на знаменатель и первое произведение сделать числителем, а второе знаменателем произведения. Необходимо показать учащимся на частных примерах справедливость основных законов умножения для дробных чисел. Приведем несколько упражнений, убеждающих в справедливости сочетательного закона для дробных чисел. Вычислить устно: Разбираются два способа вычисления: Результат получился одинаковый, следовательно, При рассмотрении умножения смешанных чисел обычный прием путем обращения смешанных чисел в неправильные дроби не вызывает затруднения. Следует обратить внимание на другой способ умножения смешанных чисел — умножение по частям, отдельно на целое число и на дробь. Этот способ удобен в некоторых случаях при устном счете. Например,
при умножении 6 Необходимо обратить на этот способ внимание еще и потому, что учащиеся часто при устном счете неправильно им пользуются, умножая целое на целое число и дробь на дробь, и сумму полученных произведений считая за искомое произведение. Неправильность таких вычислений следует показать на решении конкретной задачи, лучше всего с геометрическим содержанием. Рассмотреть следующую задачу. Построить
прямоугольник, основание и высота которого 2 1) вычисляя сразу всю площадь, 2) вычисляя по частям.
Учащиеся получают наглядное представление о втором способе умножения. Полезно показать, что при вычислении вторым способом применяется распределительный закон умножения. Следует подчеркнуть учащимся, что совпадение произведений, полученных 1-м и 2-м способами, показывает на справедливость распределительного закона и в том случае, когда оба сомножителя — смешанные числа. Изучая умножение дробей, следует обратить внимание учащихся еще на одну особенность умножения на дробь, отличающую его от умножения на целое число. При умножении на правильную дробь полученное произведение меньше множимого (или от умножения на правильную дробь данное число уменьшается). Следует требовать обоснование этого вывода рассуждением и иллюстрировать примерами. Рассмотрим систему примеров на умножение на неправильную дробь. Вывод. При умножении на неправильную дробь, не равную единице, произведение получается больше множимого. После этого следует предложить учащимся сделать общий вывод относительно того, в каком случае произведение получается больше множимого, в каком случае меньше множимого, в каком случае оно равно множимому. Следует задавать учащимся следующие контрольные вопросы. Например: на какое число нужно умножить число 5, чтобы произведение получилось больше 5? равно 5? меньше 5? Приведите примеры. Деление на дробьДелению на дробь предпосылается и в программе и в стабильном учебнике нахождение числа по данной величине его дроби. Рассуждения ведутся по такой схеме. Пример.
Найти число Обозначим неизвестное число буквой х, тогда условие задачи запишется:
Так
как часть числа находится умножением, то вместо Как и при нахождении дроби числа, при нахождении числа по данной величине его дроби необходимо рассмотреть различные случаи. Определение деления числа на дробь остается то же, что и при делении целых чисел. Эту мысль необходимо подчеркнуть учащимся. Для того чтобы соблюдалась одна и та же система изучения обратных действий, следует начать с повторения образования действия деления для целых чисел, затем перейти к рассмотрению примера на умножение на дробь и образовать две обратные задачи. Например:
27 · Составим обратную задачу, взяв за искомое число множитель. Эта задача решается делением целого числа на целое, которое рассмотрено раньше. Составим вторую обратную задачу, взяв за искомое множимое. Запишем: х· Эта
задача и для дробных чисел решается действием деления 12 : Так
как х· При помощи такого рода рассуждений, основой которых служит определение, учащиеся приходят к выводу, что при делении на дробь отыскивается число по данной величине его дроби. Рассмотрев примеры на умножение целого числа на дробь в случае дробного произведения и дроби на дробь и составив обратные задачи, учащиеся получают все случаи деления дробей. Проделав несколько упражнений, учащиеся выводят .правило деления целого на дробь, также дроби на дробь. Неправильно строить изучение деления на дробь, взяв за определение, что разделить какое-нибудь число на дробь - значит найти число по данной величине его дроби. Это противоречит научному построению изучения действий над числами, при котором вычитание я деление любых чисел определяются как действия, обратные сложению и умножению. Полезно напомнить учащимся, что так как умножение обладает переместительным законом, то для отвлеченных чисел деление на дробь имеет одинаковый смысл независимо от того, какой из двух Сомножителей - множимое или множитель - является данным и какой искомым. Но при решении конкретных задач деление на дробь в том случае, когда искомым является множитель (деление по содержанию), имеет другой смысл по сравнению с тем случаем, когда искомым является множимое. Например, рассмотрим задачу. Из
6м проволоки нужно сделать прутики для счетов, длиною каждый по Для
решения этой задачи 6м : Для
отыскания частного можно провести следующие рассуждения: 6м = Но
можно рассуждать и так: 6м: Следовательно, и в этом случае мы можем деление выполнять по тому же правилу, что и при нахождении всего числа по данной его части. Рассмотрим вторую задачу. Площадь
одного участка В
этой задаче требуется найти дробь, при умножении на которую Приходим к выводу: при делении на дробь решаются двоякого рода задачи: 1) когда по дроби какого-нибудь числа ищется это число и 2) когда узнаем, сколько раз одно число содержится в другом или какую дробь одно число составляет от другого. Выведенное правило деления на дробь годится и для случая деления по содержанию. Следует таким же образом показать, что и при делении на целое число по содержанию можно пользоваться ранее выведенным правилом. Необходимо обратить внимание учащихся, что при делении на правильную дробь в частном получается число, большее делимого. Так же как при умножении, следует рассмотреть на частных примерах возможные случаи соотношения между частным и делимым и установить, при каком делителе частное больше делимого, при каком — частное равно делимому, при каком — частное меньше делимого. Не следует забывать важного значения упражнений в придумывании учащимися различных простых задач, которые решались бы умножением на дробь, делением на дробь. Это является критерием того, образовалось ли в сознании учащихся новое понятие о действии. После того как учащиеся основательно поняли и усвоили смысл деления на дробь, можно дать понятие о числе, обратном данному, и познакомить учащихся с общим правилом деления, пригодным для всех случаев. Это правило заменяет деление на дробь умножением на число, обратное делителю, и дает возможность распространять некоторые свойства произведения на частное; оно является новым обобщением, полученным благодаря введению дробных чисел. Необходимо обратить внимание учащихся на рациональные приемы вычислений с дробями в тех случаях, когда приходится выполнять последовательно несколько умножений и делений; следует прежде обозначить действия, затем производить возможные сокращения и только после этого делать вычисление. Например; Литература1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра в 6-8 классах М.:Просвещение/ 1988. 2. Калягин Ю.М., Аганясян В.А., Саннинский В.Я., Луканкин Г.Л. Методика преподавания математики в средней школе. Учебное пособие для студентов физико - математических факультетов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1975. 3. Ляпина С.Е. Методика преподавания математики в средней школе, 1975г. 4. Рогановский Н. М. Методика преподавания математики в средней школе. - Мн.: Народная Асвета, 1990. 5. Черкасов Р.С., Столяр А.А. Методика преподавания математики в средней школе / 1985. |
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |