![]() |
|
|
Шпаргалка: Вопросы по истории. "Древняя Греция"8. Государственные органы спартанского полиса Апелла (Народное собрание) и сисситии позволяли контролировать поведение членов “общины равных”. Блюстителями являлись пять эфоров, избираемых на Народном собрании. Эфоры имели огромную власть: они могли, не спрашивая согласия народа, отправить в изгнание, отстранить от исполнения должности архогетов - военачальников. Архогеты входили в совет старейшин - геруссию, состоявшую из 30 человек. Кроме архогетов, остальные члены геруссии избирались из числа наиболее опытных, почитаемых граждан. Для управления поселками периэков назначались гермостаты. Верховным органом полиса, где производилось и избрание должностных лиц, являлось Народное собрание. Одним из наиболее важных вопросов, обсуждаемых здесь, было объявление войны. На собрании граждане криками выражали свое согласие или несогласие. “Подсчет” шума производили эфоры. Все магистраты избирались пожизненно. При всех отличиях в структуре государственных органов и форме их работы Спарта, как и Афины, являлась типичным полисом, гражданский коллектив был верховным собственником земельного фонда, носителем политической власти, верховный орган государства - Народное собрание состояло из тех, кто защищал интересы государства в военное время (в данном случае имело место совпадение участников Народного собрания и гражданского ополчения). Наиболее существенное отличие Спарты и других олигархических полисов от демократических Афин состояло в том, что здесь Народное собрание не играло существенной роли в обсуждении дел, большое значение принадлежало в Спарте сисситиям. Они относились к числу наиболее архаических общественных структур, позволявших затормозить имущественное расслоение и дальнейшее развитие политических прав граждан. Они, как и существующие законы, гарантировали минимум гражданских прав, личную свободу и неприкосновенность. Система спартанского воспитания и образ жизни делали спартиатов лучшими воинами в Элладе. В середине VI в. до н. э. Спарта стала гегемоном на Пелопоннесе, к этому времени сложился Пелопоннесский союз, в который входили такие крупные полисы, как Коринф, Мегара, Сикион и некоторые другие, расположенные в северной части Пелопоннеса. Исключение составлял Аргос, который всегда тяготел к демократическим Афинам. Пелопоннесская симмахия управлялась союзным собранием: союзники имели по одному голосу. Собираемые взносы расходовались на военные нужды. Опираясь на свои силы и союзников, Спарта активно вмешивалась в дела государств Средней Греции, принимала участие и в борьбе группировок в Афинах. 9. Социальная структура Спарты Со второй половины VII в. до н.э. на первое место среди государств Пелопонесса выдвигается Спарта. В течение IX – первой половины VIII в. до н.э. спартанцы вели упорную борьбу с соседними племенами за господство над Лаконией. При этом значительная часть местного населения была порабощена спартанцами и превратилась в илотов. Добровольно признавшие главенство Спарты вошли в состав Лакедемонского государства на правах периэков (“живущих вокруг”). В отличие от илотов периэки считались лично свободными и даже пользовались гражданскими правами в тех общинах или полисах, на территории которых они проживали. Однако в самой Спарте на них смотрели как на людей “второго сорта” и не допускали к участию в государственных делах. Таким образом, уже в процессе завоевания Лаконии определялись особенности общественного строя и экономики Спарты, и сформировались три основных класса: полноправные граждане – спартиаты, порабощенные илоты и свободные, но неполноправные периэки. Важнейшими элементами этой политической системы могут считаться двойная царская власть, совет старейшин, или герусия, и народное собрание, или апелла. С древнейших времен в Спарте правили 2 царские династии. Оба царя входили в совет старейшин и принимали участие в его заседаниях, на которых решались практически все государственные вопросы. Народное собрание, охватывающее всех полноправных граждан Спарты, играло в этой системе государственных учреждений второстепенную роль. В конце VII – первой половине VI в. до н.э. в Спарте был осуществлен широкий передел земли и создана стабильная система землевладения, основанная на принципе строгого соответствия между числом наделов и числом полноправных граждан. Вместе с землей были поделены и прикрепленные к ней илоты из числа покоренных жителей Лаконии и Мессении. Каждый год илоты выплачивали своему господину натуральный оброк. Обычная норма была определена законом, и спартиат не имел права превышать ее по своему усмотрению. В отличие рабов классического типа илоты пользовались довольно большой хозяйственной самостоятельностью. Спартиат также не имел права убить или продать илота, поскольку рабы в Спарте считались так же, как и земля собственностью государства. После завоевания Мессении спартанский демос превратился в замкнутое сословие профессиональных воинов-гоплитов, осуществлявших силой оружия господство над многотысячной массой илотов. Удержать их можно было только с помощью систематического и беспощадного террора. По свидетельству Плутарха, спартанское правительство время от времени совершало своеобразные облавы на илотов. Ликургом была проведена целая серия социальных реформ, вошедшая в историю под названием законов Ликурга. Эти реформы в короткий срок превратили Спарту в единый военный лагерь, все обитали которой были подчинены строгой дисциплине. Закон обязывал каждого спартиата отдавать своих сыновей в специальные лагеря-агелы, воспитывая в них выносливость, стойкость, умение приказывать и повиноваться. Важнейшим политическим принципом был принцип равенства. Была принята целая система мер, направленных к тому, чтобы свести к минимуму любые возможности личного обогащения и тем самым приостановить рост имущественного расслоения. Торговля и ремесло считались в Спарте занятиями, позорящими гражданин Община равных, обладая большим запасом прочности, смогла в дальнейшем выдерживать такие серьезные испытания, как великое восстание илотов 464 г. до н.э. Спарта уже в середине VI в. до н.э. подчинила себе большую часть пелопонесских государств, и пытались распространить свое влияние и на другие греческие полисы. Однако в экономическом и культурном плане Спарта сильно отставала от других греческих государств. Спарта постепенно становится главным очагом политических реакций в Греции, опорой всех врагов демократического строя. 10. Тирания Писистрата Вскоре после проведения реформ в Аттике обострилась социальная борьба. Демос Диакрии выдвинул требование увеличения земельных наделов, расширения политических прав: средние земельные собственники, торговцы и ремесленники Паралии стремились к их упрочению, крупные землевладельцы Педиона, преимущественно эвпатриды, хотели отмены законов Солона. Во время этой борьбы выдвинулся предводитель Диакрии - Писистрат, который, будучи избран простатом (защитником), при поддержке населения Паралии установил тиранию в 560 г. до н. э. Писистрат конфисковал земли у некоторых своих политических противников. ввел льготный государственный кредит, снабдил отдельные хозяйства мелких земледельцев инвентарем и зерном, что укрепило их экономические позиции. Но постепенно усиливающийся городской демос, ограниченный в правах (при Писистрате народные собрания перестали созываться, был введен разъездной суд), не мог смириться с утратой политической власти, что в конечном итоге привело к свержению тирании при Писистратидах. Каково же значение тирании, если в целом рассматривать тенденцию развития афинского общества - уменьшение власти эвпатридов и увеличение роли демократических элементов в управлении государством? Тирания ослабила родовую знать. Активная внешняя политика, установление афинского контроля над проливами, ведущими в Черное море, усилили торговый демос. За счет льготной аренды улучшается также положение сельского демоса. Вместе с тем Писистрат, опирающийся на свою охрану, боялся народа. Именно поэтому в период тирании Писистрата перестало созываться Народное собрание. Не были заинтересованы в сохранении тирании эвпатриды. Когда ослабленная родовая знать смогла организоваться, тирания была свергнута. Борьбу с Писистратидами (сыновьями тирана) возглавил один из знатнейших родов - Алкмеонидов. Демос в борьбе с тиранией сохранял нейтралитет. Дешевый кредит, ссуда нуждающимся, введение праздников - это своеобразная политика “пряника”. Для укрепления своей власти тиран использовал и демагогию. В этом плане примечателен рассказ историков о том, что однажды Писистрат был вызван в суд. Он явился на заседание суда, но его обвинитель не пришел. О социальной демагогии свидетельствует и другой случай: разъезжая по территории Аттики, Писистрат увидел земледельца, который с руганью возделывал земельный участок. Тогда тиран спросил, чем же недоволен этот земледелец. Получив ответ, что его участок дает ему только пот и кровь, да и то десятую часть их должен получить Писистрат, тиран освободил его от налога. Тирания имела место в процессе становления полиса не только в Аттике, многие из тиранов прославились своим богатством, они заигрывали с народом, которого боялись, но “все тираны, бывшие в эллинских государствах. - писал Фукидид, - обращали свои заботы исключительно на свои интересы, на безопасность своей личности и на возвеличивание своего дома. Поэтому при управлении государством они преимущественно, насколько возможно, озабочены были принятием мер собственной безопасности, ни одного замечательного дела они не совершили”. 11. Причины и первый период Персидской войны
Первую половину V в. до н.э. в истории Средиземноморья занимают события Персидской войны. Античные историки, прежде всего Геродот, считали, что война началась из-за стремления Персидской державы к господству в Средиземноморье, из-за стремления Дария возвыситься, превзойти предначертания богов, а поражение в войне объясняли местью богов за это стремление. Чтобы понять истинные причины столкновения эллинов и варваров, следует обратиться к более ранним событиям. В 513 г. до н.э. персидская армия начала поход в скифские земли. Он не был удачен. Скифы избрали тактику отступления, засыпая за собой колодцы и выжигая степь. Персы вернулись, так и не вступив в прямое соприкосновение со скифами. Но по пути в Малую Азию они захватили области, прилегающие к проливам, ведущим в Черное море. Торговля с государствами Северного Причерноморья имела большое значение для балканских центров, особенно для Афин, получавших отсюда и зерно, и рабов, и сырье. Закрепившись на побережье Фракии, персы оказались вблизи балканских полисов, экспансия огромной Персидской державы создавала угрозу для их независимости. К концу VI в. до н. э. греческие центры Малой Азии были включенными в состав Персии. Греческие города Малой Азии были захвачены персидским царем Киром еще а 40-30 годы VI века до н.э., и на первых порах персы придерживались относительно мягкой политики по отношению к грекам, не обременяли их налогами, мало вмешивались во внутреннюю жизнь. Однако при Дарии произошло ужесточение персидской политики по отношению к греческим городам. Стремление к централизации управления привело к постоянному вмешательству во внутренние дела греков, во многих городах власть была передана персидским ставленникам-тиранам. Города были обложены налогами и повинностями. Первым против персов восстал самый крупный греческой город Малой Азии Милет. В 500 г. до н.э. персидский ставленник Аристагор, опираясь на антиперсидские настроения, счел возможным возглавить патриотические силы. Примеру Милета последовали и другие ионийские города. Аристагор отправился за помощью в Балканскую Грецию. Однако Спарта в помощи отказала, а Афины послали небольшую эскадру в 20 судов. Восставшие создали единое командование. Ополчение напало летом 498 г. до н.э. на Сарды, разрушило город, однако не смогло овладеть акрополем, где укрылся сатрап Артафен с гарнизоном. Дарий понимал опасность сложившегося положения и принял самые решительные меры. В Малую Азию были переброшены дополнительные войска, вместе с имевшимися в Малой Азии гарнизонами они были объединены в 2 крупные армии. Сначала были приведены к покорности греческие города Кипра и южной части Малой Азии, затем восставшие полисы в черноморских проливах. Союз восставших начал распадаться. Персам удалось нанести поражение около г. Эфеса. К 495 г. до н.э. персы собрали огромный флот (около 600 финикийских судов) и нанесли союзному флоту, стянутому для помощи Милету, жестокое поражение около о-ва Лада. Восстание с самого начала было обречено на неудачу, т.к. военно-экономический потенциал двух десятков городов и мировой державы был несоизмерим, а помощи от балканских полисов не было. С подавления восстания началась Персидская война, в которой выделяют несколько периодов: карательная экспедиция персов против Милета и других городов Малой Азии (500 - 494 гг. до н. э.), первые походы персов на Балканы как месть за помощь восставшим (492 - 490 гг. до н. э.). время мирной передышки (490 - 480 гг. до н. э.), военные столкновения на Балканах и морские сражения в западной части Эгеиды (480 - 479 гг. до н. э.), освобождение островов и городов Малой Азии (478 - 459 гг. до н. э.), заключительный этап войны - экспедиция афинского флота в Египет (459 - 449 гг. до н. э.). 12. Второй период Персидской войны В 492 г. до н. э. персы вторгаются во Фракию. разразившаяся буря разметала флот, поддерживавший продвижение сухопутных войск. Персидский полководец Мардоний после этого вернулся назад. В 491 г. до н.э. в эллинские государства были отправлены посольства с требованием “земли и воды”. Многие полисы приняли их, Афины и Спарта казнили персидских послов. В 490 г., погрузившись на корабли, персы отплывают к берегам Греции. Вместе с персидской армией ехал престарелый тиран Гиппий. Персы надеялись выманить афинскую армию из города, где в это время впасть должны были захватить сторонники тирана. Целью похода являлась месть Афинам и Спарте, казнившим послов. Нависшая опасность заставила афинян обратиться за помощью к Спарте. Ополчение афинян (11 тыс. человек), а которое входил небольшой отряд из беотийского города Платеи, подошло к Марафону, где сосредоточилась персидская армия. Одним из стратегов, возглавлявших греческое войско, стал бывший правитель Херсонеса Фракийского Мильтиад, вернувшийся после подавления восстания на землю своих предков. Ему удалось убедить своих коллег, занявших выжидательную позицию, начать военные действия в неблагоприятное для противника время. Персы, узнав о подходе к Аттике спартанцев, начали грузить конницу на корабли, чтобы успеть до их прихода захватить Афины, где не осталось никого, кто мог бы носить оружие. Военный талант Мильтиада, знакомого с тактикой персов (почему его и избрали стратегом), храбрость защитников стали основой победы греков 12 сентября 490 г. на Марафонском поле, удаленном ст афинской агоры на расстояние 42 км 192м. (В честь гонца, принесшего эту весть в Афины, в последующем была установлена Марафонская дистанция для бегунов.) Афиняне потеряли в битве, как свидетельствует Геродот, 192 гоплита, персы - около 6,5 тыс. Битва при Марафоне разрушила легенду о непобедимости персидской армии, она показала и то, что отражение опасности потребует от эллинов значительных усилий. Но и персам стало ясно, что подчинить греков очень трудно. Противники начинают подготовку к будущим битвам. 13. Афинская архэ, возникновение и структура По мнению древних авторов, Афинский морской союз - творение соперника Фемистокла Аристида. В 477 г. до н. э. полисы Эгеиды обратились к афинянам с просьбой отправить к ним Аристида, чтобы он, познакомившись с их доходами, определил размер взноса каждого. В сумму взноса - фороса входила стоимость кораблей, поставляемых союзниками, и отчисления на содержание флота и ведение войны. Союз был добровольным объединением, но с первых лет его существования главенствующее место в нем принадлежало Афинам. Гегемония Афин, вмешательство во внутренние дела союзников вызывали сопротивление некоторых членов союза. Так, уже в 465 г. до н. э. вспыхнуло восстание на о. Фасосе. Кимон разбил флот восставших: в течение трех лет выдерживали осаду жители Фасоса, но вынуждены были капитулировать: силы не были равными. Длительная осада Фасоса явилась первой неудачей флотоводца, второй стало истребление афинских колонистов, которые отправились к Амфиполю и были уничтожены фракийцами. После остракизма Кимона, как следствия вмешательства в спартанские дела (опять безуспешного), ведущая роль в руководстве афинскими и союзными делами переходит к представителям умеренных демократов - Эфиальту и Периклу. С 454 г. до н. э. на Афинском акрополе начали устанавливать стелы, на которых перечислялась дань с союзников - их число к этому времени достигло 140-160 полисов. В 30-е гг. оно увеличилось до 300. В это же время развивается практика вывода афинских колонистов (клерухов) на земли союзников. Клерухии, насчитывавшие до 250 - 500 человек из числа малоземельных граждан, являлись военными гарнизонами, контролирующими жизнь и настроения союзников. Задача союза - борьба против персов за освобождение попавших под их власть греческих государств была выполнена к 454 г. до н. э. Первый период существования союза (Делосской симмахии) завершился. Но союз сохранился и после подписания Каллиева мира, так как имелись и экономические причины: заинтересованность союзников, особенно небольших полисов, в торговых связях с Афинами, обеспечивавшими свободу мореплавания в Эгеиде, боровшихся с пиратством. Способствовало сохранению Афинской архэ и то, что Афины поддерживали демократические режимы в союзных государствах. Сопротивление гегемонии афинян оказывали прежде всего олигархические элементы, наиболее состоятельные граждане, на которых возлагалась выплата фороса, у которых изымалась часть земельного фонда при образовании клерухий. Они ориентировались на Спарту. Это обстоятельство и тревога Пелопонесского союза из-за усиления Афин вызывали стремление спартанцев поддержать любое сопротивление афинянам со стороны союзников. В состав пелопонесского союза входили в основном аграрные полисы Южной Греции (исключение составлял Аргос, ориентировавшийся на Афины) м некоторые полисы Средней Греции, например, Фивы. Они имели по большей части олигархические порядки. В Пелопонесский союз входил Коринф - крупный торгово-ремесленный полис - и Мегары. В Пелопонесском союзе, образовавшемся к середине VI в. до н.э., не было общих финансов, регулярных взносов. Союзники проводили самостоятельную внешнюю политику: иногда даже враждовали между собой. Управлялся союз союзным собранием - один голос от любого (крупного или небольшого) государства. Заседания союзного собрания происходили под председательством Спарты; решения утверждались спартанским Народным собранием. Возглавляли войско спартанские архогеты, флот находился под командованием спартанского наварха (в него входили в основном корабли Коринфа). Используя силы союзников - гоплитское ополчение, Спарта вмешивалась в эллинские дела, поддерживая олигархические режимы, оказывая постоянное противодействие Афинам. В отличие от Пелопоннесского, Афинский союз имел общую казну. Сумма фороса определялась каждые четыре года, в зависимости от доходов государств. Сбор фороса находился под контролем надзирателей-епископов, посылаемых из Афин. В случае неуплаты его в срок накладывались штрафы Перенос казны в Афины привел к тому, что распорядителем фороса стало афинское Народное собрание. А средства союзников начинают использовать для внутренних нужд Афин, оснащения афинского флота, строительной программы на Акрополе. Арбитром в спорах между союзниками становится афинская гелиэя - суд присяжных, поддерживавший, прежде всего, демократические элементы. В рамках союза вводится единая монетная система, унифицируются меры веса и объема. Безусловно, это способствовало развитию экономических связей. Свидетельством роста их являются проксенические декреты, даруемые выходцам из других полисов, прежде всего торговцам. Тексты декретов, издаваемых от имени народных собраний, гласили. что полис - покровитель (проксен) обеспечивает ксену в дни войны и мира свободу торговли, защищает его собственность. Со стороны Афин можно проследить попытку установления монополии на торговлю. Так, в Византии были посажены хлебные контролеры, запрещалось вывозить железо куда-либо кроме Афин, так как оно требуется для сооружения судов, строительство которых осуществлялось в доках Пирея. Афины охотно шли на замену поставок кораблей денежным взносом: в состав союзной флотилии, в сущности афинской, входили, таким образом, однотипные судна Развернувшееся за счет союзников строительство, судебные пошлины улучшали благосостояние афинских граждан, а при Перикле вводится сначала оплата членов Совета 500. Экономическую и политическую гегемонию Афин обеспечивал сильный флот, в котором служили феты. На народных собраниях утверждались все декреты, касающиеся союзных дел, заинтересованным в их регулярном созыве был городской демос, получавший за участие в них плату. Таким образом, активизация демократических элементов в Афинском государстве, расцвет демократии в V в. до н.э. связаны прежде всего с существованием архэ. Но это время развития демократии и в других полисах, поскольку Афины, выводя клерухии, разбирая в гелиэе дела союзников, поддерживали своих сторонников. Вместе с тем нельзя идеализировать систему отношений, сложившихся в Первом морском союзе. Как уже отмечалось, некоторые крупные полисы, недовольные увеличением фороса, политикой вывода клерухии, стремились выйти из союза. Недовольство союзников использовала Спарта, с тревогой следившая за ростом могущества афинян. Противоречия между двумя союзами в конце концов и привели к открытому военному конфликту - Пелопоннесской войне. 14. Государственные органы афинского полиса в классическую эпоху Народные собрания (экклесия) со времен Клисфена становятся регулярно созываемым верховным органом государства: только на них могли быть приняты новые законы. Следует отметить, что Народное собрание являлось и законодательным и высшим судебным органом, здесь избирались также магистраты, которые отчитывались за свою деятельность перед ним. Народное собрание могло подвергнуть штрафу магистратов. Усиливается значение гелиэи: любой гражданин мог обратиться в суд присяжных, как и в Народное собрание, с жалобой на несправедливое решение должностных лиц. Сменивший совет из 400 представителей Совет 500 готовил дела для Народного собрания, предварительно обсуждал все предложения и проекты законов. Магистраты в совет и гелиэю избирались по жребию из выдвинутых филами кандидатов. При замещении должностей учитывался имущественный ценз. Феты, низший разряд солоновской конституции, могли быть избраны только в гелиэю. Прямым открытым голосованием избирались только члены коллегии 10 стратегов - военачальников. Архонт-полемарх с этого времени решает в основном дела, связанные с метеками - свободными, но не гражданами Афинского полиса. Зажиточные составляли активную часть граждан, они же играли основную роль в ополчении (гоплиты). Начиная с конца VI в. до н. э. широко практикуется система литургий. Суть ее состояла в следующем: на Народном собрании объявлялось о текущих делах, требующих расходов, например, о ремонте оборонительных стен, организации театральных зрелищ и т.д. Каждый, кто желал, имея достаточное для этого имущество, мог взять на себя расходы по выполнению литургии, либо кто-то из сограждан мог предложить кандидата для ее выполнения. В некоторых случаях литургии требовали значительных расходов собственных средств. Позднее в Афинах развивается практика обмена имуществом: если предложенный кандидат отказывался от выполнения литургии (если его имя было названо), так как считал, что его средства недостаточны, он должен был поменяться имуществом с тем, кто назвал его имя. Литургии приводили обязанности и права граждан в соответствие с имущественным цензом. (Среди литургий необходимо отметить важнейшие - участие в военном ополчении в качестве гоплитов или служба в кавалерии, снаряжение судов.) Выполнение их было почетно, а необходимость их существования обусловливалась отсутствием регулярных поступлений в полисную казну, так как граждане в мирное время налогов не платили. В последующем в Афинах вводится закон, получивший название “графе параномон” - указ-закон против противозакония. Графе параномон усиливал ответственность тех, кто выступал с предложениями новых законов. Если оказывалось, что новый закон противоречит существующим, то предложивший его должен был отправиться в изгнание. Литургии, графе парамомон до некоторой степени консервировали установленные порядки, обеспечивая господство победившего демоса, Вместе с тем они свидетельствуют о том, что возникает личная ответственность гражданина за происходящее в полисе. Как задача государства состоит в обеспечении счастливой жизни граждан, так и граждане должны, активно участвуя в управлении им, в обсуждении законов, не разрушать необдуманными действиями существующие конституционные установления. 15. Афинская демократия в Золотом веке Перикла Афинская демократия считается самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона. В греческих полисах основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан. Кроме них в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для гражданина. Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке, ведущемся в демах. В такие списки заносились юноши и девушки, достигшие 18-летнего возраста. К 20 годам юноша заканчивал курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Наиболее существенными правами гражданина были права на свободу и независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок и помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в Народном собрании и т.д. Гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис с оружием в руках, почитать отеческих богов. Народное собрание было важнейшим государственным органом с широкими полномочиями. На нем принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними, избирались должностные лица, решались дела по продовольственному снабжению города, осуществлялся тщательный контроль за юношами, готовящимся получить гражданские права. Важнейшим делом было обсуждение и утверждение государственного бюджета. Каждый афинский гражданин имел право внести на обсуждение проект закона Для того, чтобы привлечь к работе Народного собрания низший слой афинского гражданства, был принят закон, устанавливающий плату за посещение Народного собрания. Наряду с Народным собранием действовал также и Совет 500. Важнейшими задачами Совета 500 были подготовка и организация работы Народного собрания и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. В системе афинской демократии было множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутри самих Афин. Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточения власти была исключена. В Афинах принята демократическая структура избрания: кроме военных магистратур, кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов. Афинская демократия заботилась об образовании и воспитании граждан. Начиная с Перикла, т.е. с 40-30 гг. V в. до н.э., власти стали раздавать малоимущим гражданам специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление. Таким образом, афинская демократия базировалась на широком участии различных категорий граждан, обеспечивала ее общественную активность, создавала условия для развития политического самосознания афинского гражданина. Однако и у афинской демократии существовали свои недостатки. Во-первых, афинская демократия была рабовладельческой, т.е. рабы, также как и метеки, постоянно живущие в Афинах, не имели гражданских прав и не принимали участия в управлении государством. 16. Причины и основные события пелопонесской войны Итак, виновником войны и ее тягот, обрушившихся на афинян в ее первый год, демос считал Перикла. Но можно вспомнить и более ранние события. Фемистокл, которого древние историки считали талантливым политиком, умевшим предвидеть ход событий, еще в те годы, когда шла Персидская война, когда противоречия между Афинами и Спартой, казалось, не были еще сильны, начинает строить вокруг города стены. Стремление к гегемонии каждого из двух сильнейших в Греции государств вылилось а прямые военные столкновения уже в период борьбы эллинов и персов (457 - 446 гг. до н. э.). В этом плане Пелопоннесская война стала закономерным результатом возраставших противоречий. Перикл готовил свой полис к вооруженному конфликту, видя силу во флоте. С действиями флота и связаны наиболее успешные операции Пелопоннесской войны. Безусловно, помимо политических причин существовали и экономические - торговое соперничество Коринфа, входившего в Пелопоннесский союз и Афин. Афинский флот насчитывал перед войной 300. У пелопоннесцев было вдвое меньше судов, но имелось преобладание в сухопутных войсках - 60 тыс. воинов, у афинян только 30 тыс. Перикл считал, что, используя преимущество на море, афинянам удастся блокировать Пело-поннес и не допустить вторжения неприятеля. Спартанцы избрали тактику набегов на территорию Аттики, поддерживая все выступления внутри Афинской архэ. Инициатива в развязывании военных действий принадлежала Спарте: Аттика была разорена, гражданам дали защиту оборонительные стены. Смерть Перикла в 429 г. до н.э. показала, что достойной замены ему нет. Во главе группировки умеренных демократов стал Никий, показавший себя в последующем нерешительным военачальником. На Народном собрании популярностью пользовался демагог Клеон. В 428 г. до н. э. спартанцы повторили набег на Аттику. Одновременно вспыхнуло восстание на о.Лесбосе, подавление которого потребовало значительных сил афинян. Клеон требовал жестоко наказать мятежников. Затем разразилась гражданская война на Керкире. С помощью афинян демократия здесь была восстановлена. Но вспыхнули междоусобия в Сицилии, куда в 427 г. афиняне отправили эскадру. Афинянам удалось на время захватить инициативу. В 425 г. до н. э. стратег Демосфен высадился в Пилосской бухте (западное побережье Мессении). Спартанцы, начавшие новый поход на Аттику, вынуждены были вернуться. Они стянули силы к Пилосу, овладев о.Сфактерия, закрыли выход из бухты. Подкрепление во главе с Клеоном, действия афинского флота блокировали спартанцев. Это стало победой, возвысившей авторитет демагога. Но успех оказался временным. По инициативе Клеона был затеян поход в Беотию для помощи местной демократической группировке. Он не принес победы афинянам. Победили олигархи. Взаимоотношения с союзниками ухудшались: сказалось увеличение фороса, предпринятое по предложению Клеона, почти в два раза. Несмотря на активные действия возглавляемой им армии у Амфиполя, афиняне потерпели поражение. Неудачи афинян обострили противоречия в архэ, однако и в Спарте не все было спокойно. И весной 421 г. стратег Никий торжественно подписал мирный договор. Согласно условиям соглашения устанавливался мир на 50 лет, стороны возвращались к довоенному состоянию: афиняне должны были покинуть Пилос, спартанцы - Амфиполь, городам Халкиди-ки предоставлялась независимость, но они должны были платить подать Афинам. Первый период войны завершился. Но противоречия не исчезли, стороны не спешили выполнять условия соглашения. Стремление закрепиться в западном Средиземноморье привело к организации похода в Сицилию. Возглавил его Алкивиад, надеявшийся, что Сицилийская экспедиция принесет ему славу полководца, события же повернулись иначе. Неудачная морская операция 415 г. дон. э. привела к значительным расходам для государства, но не принесла славы полководцам. Как свидетельствуют источники, в 416 г. дон. э. а казне богини Афины хранилось 100 талантов. Месячное содержание одной триеры, отплывшей к берегам Сицилии, обходилась в 10 талантов. У берегов Сицилии флот находился восемь месяцев. Предлогом для похода было следующее: перед отплытием эскадры кто-то изуродовал гермы - столбы с изображением бога - покровителя путешественников и купцов - Гермеса. Обвинение пало на Алкивиада и его друзей. Алкивиад смог оправдаться и настоять на скорейшем отплытии. В отсутствие Алкивиада в Народном собрании вновь началось обсуждение вопроса об осквернении герм. Алкивиад, вызванный на суд, бежал в Спарту. Его заочно приговорили к смерти. После бегства Алкивиада из-за нерешительности Никия афиняне потерпели поражение в Сицилии. Прибывший на помощь флот под руководством прославившегося в Пилосе Демосфена не спас положения. После одной из битв Никий и Демосфен попали в плен и были казнены, а плененные моряки сосланы в каменоломни. А в 414 г. до н. э. спартанцы вторглись в Аттику и по совету Алкивиада, захватили местечко Декелею. Засев в Декелее, спартанцы совершали регулярные набеги на земля афинян. Перестали приносить доходы Лаврийские рудники: связь с Лаврием стала сложной. Удар по производству нанесло бегство 20 тыс. рабов. Тайные переговоры со Спартой завязали союзники: Евбея, Лесбос, Хиос. Для поддержки недовольных Афинами Спарте требовался флот. Спартанцы получили деньги от Персии, пообещав признать ее власть над полисами Малой Азии. Начинался период морского противостояния. К этому времени Алкивиад, поссорившись со спартанскими архогетами. оказался в Персии. Он завязал переговоры с командующим флота, стоявшего у Самоса, Писандром и, пообещав ему помощь персидскими деньгами, склонил последнего к возвращению в Афины, где был совершен антидемократический переворот. По предложению Писандра Народное собрание приняло решение ограничить число полноправных граждан 5 тыс. наиболее состоятельных из них и передать управление полисом Совету 400. Власть олигархов не признали матросы, гребцы, воины, находившиеся на Самосе. Они, изгнав настроенных олигархически командиров, выбрали новых руководителей. Алкивиад предложил восставшим морякам свои услуги, поскольку олигархи забыли о нем. Совету 400 не удалось справиться с трудностями: отпала Евбея, постоянно снабжавшая хлебом Афины. Это привело к новому кризису - Совет 400 был свергнут, и к власти пришла умеренная олигархическая группировка. Верховной властью в государстве стало Собрание пяти тысяч зажиточных граждан. Алкивиада простили. Возглавив флот, он нанес ряд ударов по спартанским морским силам. Афиняне смогли восстановить контроль над проливами, ведущими в Черное море. Однако спартанцам удалось, используя помощь Персии, вновь построить и оснастить корабли, овладеть инициативой на море. В неудачах был обвинен Алкивиад, которого не избрали стратегом. Обидевшийся Алкивиад в очередной раз покинул Афины. В 406 г до н. э. спартанцы разгромили афинский флот у г.Митилены (на Лесбосе) На этот раз с огромным напряжением сил, посадив и граждан и метеков на корабли, для строительства которых были использованы пожертвования в храм Афины, афиняне разбили противника у Лесбоса. Но это была их последняя победа. В следующем году у Херсонеса Фракийского спартанский полководец Лисандр фактически полностью уничтожил флот афинян. Три тысячи афинян попали в плен и были казнены. Это стало приближением конца войны. Осенью 405 г. до н. э. спартанские корабли появились у берегов Аттики, одновременно к Афинам подошел отряд воинов. После длительной осады страдающие от голода афиняне согласились на переговоры. Мир был восстановлен в 404 г. до н. э. По условиям соглашения Афинская архэ распускалась, афинянам разрешалось иметь только 20 судов, оборонительные сооружения, защищавшие город и Пирей, уничтожались, афиняне обязались принять всех изгнанных олигархов, в Афинах размещался спартанский гарнизон. Под давлением Лисандра Народное собрание принимает новую конституцию, восстанавливающую “отеческие порядки”. Гражданские права получили только 3 тыс. наиболее состоятельных граждан. Исполнительной властью стала Комиссия 30, вошедшая в историю как “тирания тридцати” из-за репрессий, которые она развернула против демократов, состоятельных метеков. Демократически настроенный флот не признал власти Тридцати: Пирей отпал от Афин. Бежавшие и изгнанные демократы, обосновавшись на границе Беотии и Аттики, начинают копить силы для похода в Афины. Во главе их стал Фрасибул, отряд которого очень быстро вырос до тысячи человек. В 403 г. до н. э. Комиссия 30 пала, спартанский гарнизон изгнан из Афин. Власть демоса восстановлена, но демос уже стал другим. Война привела к падению полисной морали, обострила отношения между зажиточными, богатыми и обедневшими гражданами. Падает роль Народного собрания, постоянно увлекаемого демагогами. Вместо народного ополчения распространяется служба за плату - наемничество. В следующем столетии начинался кризис классического греческого полиса. Пелопоннесская война стимулировала его и стала начальной фазой кризиса, охватившего все без исключения государства. 17. Держава Александра II, сущность эллинизма После длительных завоеваний перед Александром встала сложная задача по организации управления огромной державой. Александр действовал как владыка огромной многонациональной державой, центром которой был Вавилон. Он стремился как-то укрепить единство гос-ва, сгладить противоречия между завоеванными и завоевателями, отсюда так называемая политика «слияния народов» (пример – свадьба в Сузах). Но у Александра было и другое стремление – расширение своей социальной базы, слить воедино персов и македонян, особенно их знать, сделав своего рода «господствующий народ». В этой политике разрыва со старыми македонскими традициями препятствием для Александра стала его собственная армия, представляющая до этого главную опору власти. Поэтому Александр включает в армию еще 30 000 юношей, которые во время похода мальчиками были отобраны из местного населения и обучены греческой грамоте и умением обращаться с македонским оружием. Заботясь о подъеме боеспособности своей армии, Александр велит отправить по домам не годных к военной службе из-за увечий и старости солдат. Вместе с тем греки и македоняне остаются народами-завоевателями. Во всех важнейших областях сатрапами были назначены македоняне и греки. Александр по существу мало изменил прежнюю административную систему Ахеменидов (сочетание сатрапий и зависимых гос-в). Но боясь сепаратизма сатрапов, он ограничил из власть гражданскими делами, поставив наряду с ними военных комендантов, подчиненных непосредственно ему самому. Среди других мероприятий Александра в политической области особое место занимает указ 324 г. до н.э. о возвращении в греческие города всех изгнанников и восстановлении их в правах собственности. В организации управления и эксплуатации местного населения немаловажная роль принадлежала вновь основанным городам. Почти все города были основаны на востоке империи, в Иране, Средней Азии и Индии. Александр ставил перед собой военную цель, создавая опорные пункты своей власти. Что касается социально-экономических отношений, то война, несомненно, способствовала распространению рабства в его классической форме, а превращение в монету колоссальных сокровищ персидских царей стимулировало развитие товарно-денежных отношений. Грандиозность походов Александра, открывших грекам новые земли, масштабы его завоеваний, произвели на современников огромное впечатление, Александр становится героем не только исторических, но и литературных произведений. Оценка деятельность Александра не может быть однозначной. Это был, несомненно, крупный государственный деятель и великий полководец. Его походы уничтожили уже изжившую себя династию Ахеменидов, но греко-македонская армия несла рабство и смерть. Александр силой оружия объединил Самые различные страны и народы. Это держава не имела единой экономической базы и представляла собой чисто военное объединение. Вместе с тем и во время похода, и уже после него на Восток хлынул большой поток греков и македонян, которые осели здесь, принеся иные формы социальных отношений. В результате похода раздвинулись географические рамки тогдашнего мира, были проложены новые пути сообщения, расширилось судоходство. Поход принес новые знания в области географии, биографии, этнографии и др. * * * Эллинизм начался с походов Александра Македонского на Восток в 334 г. до н. э. и закончился завоеванием последнего эллинистического государства (Египетского царства) римлянами в 30 г. до н. э., т. е. общая продолжительность эллинизма составляет около 300 лет. Эллинизм – насильственное объединение древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивающихся раздельно, в единую систему государств, имеющих много общего в социально-экономической структуре, политическом устройстве, культуре. В результате объединения древнегреческого и древневосточного мира в рамках одной системы появилось своеобразное общество и культура, которые отличались как от собственно греческого, так и собственно древневосточного общественного устройства и культуры. Греческий полис к середине 1У в. до н.э. исчерпал свои внутренние возможности и стал тормозом исторического развития. На фоне постоянной напряженности в отношениях между классами рабов и рабовладельцев развернулась острая социальная борьба между олигархией и демократическими кругами гражданства, которая вела к тирании и взаимоуничтожению. Раздробленная на несколько сот мелких полисов небольшая по территории Эллада стала ареной непрерывных войн между коалициями отдельных городов-государств, которые то объединялись, то распадались. Исторически необходимым для дальнейшего развития греческого мира представлялось прекращение внутренних беспорядков, объединение мелких враждующих между собой независимых полисов в рамках крупного государства. Другой основой эллинизма стал кризис древневосточных общественно-политических структур. Если Греция середины 1У в. до н. э. страдала от излишней активности внутриполитической жизни, перенаселенности, ограниченности ресурсов, то Персидская монархия, напротив, от застойности развития, слабого использования огромных потенциальных возможностей, дезинтеграции отдельных частей. Таким образом, на очередь дня вставала задача некоего объединения, своеобразного синтеза этих различных, но могущих дополнить друг друга социально-экономических и политических систем. В состав эллинистического мира включаются мелкие и крупные по территории государственные образования от Сицилии и Южной Италии на западе до Северо-Западной Индии на востоке, от южных берегов Аральского моря до первых порогов Нила на юге. Иначе говоря, в состав эллинистического мира вошла территория классической Греции (включая Великую Грецию и Причерноморье) и так называемый классический Восток, т. е. Египет, Передняя и Средняя Азия (без Индии и Китая). Наиболее характерные черты, присущие эллинизму как синтезу греческих и восточных начал во всех сторонах жизни, производства и культуры проявились в Египте и на Ближнем Востоке, так что этот регион может рассматриваться как район классического эллинизма. Образование более значительного территориального единства, установление более тесных связей между разными частями эллинистического мира расширили возможности для развития эллинистической экономики в целом, включая Элладу, Македонию, Великую Грецию и Причерноморье. В этих регионах усилились хозяйственные, этнические и культурные контакты с окружающими их местными племенами (фракийцами, скифами, сарматами и др.). В самой Элладе кризис системы независимых и враждующих между собой полисов в 17 в. до н. э. привел к росту объединительных тенденций и возникновению более прочных, чем в классическое время, полисных федераций (Ахейский союз, Этолийский союз) или государственных образований нового типа, которые включали кроме греческих полисов территории местных племен. |
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |