на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Древнегреческая и древнеримская культура: сравнительный анализ


Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, ростом римского города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиями были лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в. до н. э., небольшой храм Весты на Форуме. Внутри города сохранились пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточные канавы сначала были открытыми, но затем их перекрыли деревянным настилом, а позднее и каменным сводом,

Пожар Рима после взятия его галлами уничтожил большую часть городских зданий. После пожара Рим вновь застраивался стихийно сохранив основные линии прежних улиц и площадей. Разросшийся город был обнесен новыми, так называемыми Сервиевыми стенами, представлявшими замечательное сооружение. Они состояли из главной наружной стены и опиравшегося на нее мощного земляного вала, который со стороны города был подперт другой, менее высокой стеной. Наружный панцирь был сложен из массивных квадратных блоков.

Рост населения Рима привел к застройке пустырей, уплотнению построек. Некоторые улицы были вымощены булыжником. Была реконструирована старая система клоак (канализация). Растущее население требовало хорошей воды, для подведения которой были построены два водопровода, прорытые под землей, длиной в несколько десятков километров.

Новый этап городского строительства начался со II в. до н. э., когда Рим лихорадочно строится; застраиваются не только пустыри, но и свалки, городская земля поднимается и цене. Некоторые части города застраиваются планомерно. Вместо примитивных жилищ из сырца и дерева возникают в I в. н.э. многоэтажные дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и бетона и даже мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за много километров хорошую питьевую воду. Благоустраивается центр города — римский Форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и храмы. портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных зданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота не могла не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах-парках, расположенных на окраинах города, Так появились роскошные сады Саллюстия и Лукулла. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.

С результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть и своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которое подавляет человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые пораяжают воображение своими размерами. Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к практической стороне дела, созданию преимущественно не храмовых комплексов, а практических зданий и сооружений (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли при сооружении зданий арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.

В отличие от греческих архитекторов, которые составляли планы зданий, не следуя строгой симметрии его разных частей, римляне исходили из строгой симметрии. Они широко применяли греческие ордера – дорический, ионический, коринфский. В отличие от греческой классической архитектуры, в которой ордера представляли собой сочетание декоративного убранства с конструкцией здания, римляне использовали греческие ордера лишь как декоративный элемент. Однако римляне развили ордерную систему и создали собственные ордера, отличающиеся от греческих, такими ордерами был композитный, т. е. представляющий соединение элементов всех греческих, ордеров в одном, ордер и так называемая ордерная аркада, т. е, совокупность арок, опирающихся на столбы или колонны.

Римская архитектура в период IV—1 вв. до н. э. прошла два периода своего развития. Первый период обнимает IV—III вв. до н. э„ когда Рим был относительно бедным и небольшим городом. Римская архитектура этого времени развивалась под сильным влиянием этрусской архитектуры; например, формы римского раннего храма и его декоративного убранства, применение арки и свода было заимствовано от этрусков. Ведущим типом сооружений являются военно-инженерные (оборонительные стены, например стена Сервия, построенная в IV в. до н, ,-).; некоторые части стены восходят к VI в. до н. э. гражданские (первые водопроводы и дороги—конец IV в. до н. р.). Второй период— это I – II в. до н. э. Он характеризуется широким применением бетона и сводчатых конструкций. Усложнение государственной деятельности, общественных отношений, развитие экономики, рост городского населения дает мощный толчок в развитии архитектуры. Появляются новые чисто римские типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд (первая базилика построена по II в. до н. э.), амфитеатры, где давались гладиаторские бои и бои со зверями, цирки, где происходили ристания колесниц, термы — сложный комплекс банных помещений. библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Новым типом монументального сооружения является триумфальная арка.

Потребности торговли вызвали к жизни постройку складов (например, громадный портик Эмилиев—II в. до н. э.), специальные рыночные помещения.

Появились здания для нужд управления: канцелярии, архивы (центральный сенатский архив Табулярий был построен в 80-х годах I в. до н. э.), судебные помещения. Завоевание Италии и Средиземноморья вызвало к жизни интенсивную постройку постоянных поенных лагерей, многочисленных многослойных дорог, опоясывающих всю Италию и продолженных в провинции. Нужды растущего городского населения приводят к совершенствованию канализации и постройке новых водопроводов, подводящих поду в Рим за несколько десятков километров. Рим в I в. до н. э., превращается в громадный город с миллионным населением, многоэтажными домами, плотно застроенный многочисленными зданиями общественного назначения, живущий напряжённой, нервной жизнью[11].

В классическую эпоху в греческом градостроительстве хорошо прослеживаются новые тенденции. Большинство греческих городов сохраняло традиционную хаотическую систему застройки с узкими кривыми улицами, отсутствием удобств. Однако родившаяся в эпоху греческой колонизации регулярная система планировки начинает оказывать влияние на градостроительную теорию и практику. Видимо, в V в. до н.э. жил создатель теории регулярной планировки города Гипподам. Под влиянием его идей были спланированы Олинф и восстановленный после персидского разгрома Милет. Теория Гипподама не сводилась только к разбивке города на сетку прямоугольных кварталов, разделенных пересекающимися под прямым углом улицами. Она включала в себя также идею членения городской территории на несколько районов, различавшихся по функциям: общественный центр, жилая часть, портовая, торговая и промышленная зоны.

Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н.э. были созданы наиболее значительные произведения дорийского зодчества: величественные храмы в г. Посейдонии в Южной Италии и храм Зевса в Олимпии. Последний считался самым замечательным среди всех эллинских святилищ. В нем находилась колоссальная статуя восседающего на троне Зевса, выполненная афинским скульптором Фидием из золота и слоновой кости.

Особое место в истории древнегреческого зодчества занимает комплекс сооружений на афинском акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н.э., он заново отстраивался в течение всего V в. до н. э. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений: парадные ворота—Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышались Эрехтейон и главный храм Афин— Парфенон.

Строительство ансамбля Акрополя осуществлялось по программе. В его создании ведущая роль принадлежала Периклу и крупнейшему скульптору Фидию. Руководители Афин стремились создать комплекс святилищ, которые бы не только прославляли Афины, но и выступали в роли религиозного центра всего Афинского морского союза.

Главное сооружение Акрополя— Парфенон. Древние греки верили, что здание храма представляет как бы дом божества, а это требовало замкнутого помещения с основной культовой статуей в центре. Парфенон—храм Афины-Девы, и потому в центре его находилась хрисоэлефантинная (т. е. сделанная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе) статуя богини, выполненная Фидием. Тема восточного фронтона—рождение любимой дочери Зевса. На западном фронтоне мастер изобразил сцену спора Афины с Посейдоном за господство над Аттикой. Согласно мифу, в споре победила Афина, подарившая жителям этой страны оливковое дерево. Это был символический сюжет: в то время богиня Афина воспринималась как покровительница демократии, а Посейдон—как покровитель аристократии. Изображения на метопах связаны с мифами (борьба богов с титанами, афинских героев с амазонками, битва лапифов с кентаврами, разрушение греками Трои), но скульпторы переосмыслили их. Единая идейная основа объединяет все сюжеты: борьба света, добра и цивилизации с силами тьмы, дикости и отсталости. В единый смысловой ряд поставлены боги, лапифы и греки, в другой—гиганты, кентавры и троянцы. Все эти мифы заключали прекрасно осознаваемую современниками аллегорию борьбы и победы греков над персами. Завершает скульптурный декор Парфенона фриз, на котором представлена торжественная процессия во время праздника великих Панафиней, в нем должны были принимать участие как граждане Афин, так и афинские метеки и делегации союзников. Фриз Парфенона считается одной из вершин классического искусства. При всем композиционном единстве он поражает своим разнообразием, из более чем пятисот фигур юношей, старцев, девушек, пеших и конных ни одна не повторяет другую. С изумительным мастерством переданы полные динамизма движения людей и животных.

Помимо статуи Афины для Парфенона Фидий выполнил еще одну—бронзовую фигуру, первый после разрушения персами Акрополя памятник, поставленный среди его руин в 465—455 гг. до н. э. Фидий создал иной образ богини— Афины Промахос (Афины-воительницы), грозной и суровой защитницы своего города; правой рукой она опирается на копье, в левой держит щит, на голове—шлем. Фигура Афины как бы царила над городом, и все подплывавшие с моря видели сверкающие на солнце верхушку копья и гребень шлема статуи.

Уже после смерти Фидия неподалеку от Парфенона возводится храм, посвященный одновременно Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею (отсюда его название—Эрехтейон). Он построен на том месте, где, по преданию, происходил спор Афины с Посейдоном. В полу храма находилось отверстие, через которое показывали след на скале, якобы оставленный трезубцем Посейдона, а около храма росла священная олива. Эрехтейон выделяется необычностью своей планировки: он асимметричен, и его отдельные части находятся на разных уровнях. Три различных портика примыкают к его основной части, из них особенно известен портик кариатид, где несущие крышу колонны заменены фигурами девушек, медленно движущихся к Парфенону.

Так был создан великолепный ансамбль Акрополя — здания, «грандиозные по величине и неподражаемые по красоте», как писал биограф Перикла Плутарх. Эти творения и в его время (а жил он в 1 в. н.э., т.е. пять столетий спустя) вызывали восхищение, как будто, по словам того же Плутарха, они «проникнуты дыханием вечной юности, имеют нестареющую душу»[12].

Скульптура

Скульптура и живопись Греции V в. до н.э. развивали традиции предшествующего времени. Основными оставались изображения богов и героев—покровителей полиса и «идеальных» граждан. Однако искусство сделало шаг к реализму, что связано с распространением идеи «мимесиса»—подобия—как основной эстетической категории.

В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура — вид искусства, ранее неизвестный Греции. Древнейшие скульптуры представляли собой изображения, грубо вырезанные из дерева, часто инкрустированные слоновой костью и покрытые листами бронзы. Усовершенствования в технике обработки камня не только сказались на архитектуре, но и привели к возникновению каменной скульптуры, а в технике обработки металла—к отливке скульптуры из бронзы. В VII—VI вв. до н.э. в скульптуре господствуют два типа: обнаженная мужская фигура и задрапированная женская. Рождение статуарного типа обнаженной фигуры мужчины связано с основными тенденциями развития общества. Статуя изображает прекрасного и доблестного гражданина, победителя в спортивных состязаниях, прославившего родной город. По этому же типу стали изготовлять надгробные статуи и изображения божеств. Появление рельефа в основном связано с обычаем ставить надгробные памятники. В дальнейшем рельефы в виде сложных многофигурных композиций стали непременной частью антаблемента храма. Статуи и рельефы, как правило, раскрашивались.

Греческая монументальная живопись известна намного хуже, чем вазопись. На примере последней лучше всего прослеживаются основные тенденции развития искусства: возникновение реалистических начал, взаимодействие местного искусства и влияний, пришедших с Востока. В VII—начале VI в. до и. э. преобладали коринфские и родосские вазы с пестрыми росписями так называемого коврового стиля. На них обычно изображались растительный орнамент и расположенные в ряд различные животные и фантастические существа. В VI в. до н.э. в вазописи господствует чернофигурный стиль: закрашенные черным лаком фигуры резко выделялись на красноватом фоне глины. Росписи на чернофигурных вазах часто представляли собой многофигурные композиции на мифологические сюжеты: различные эпизоды из жизни олимпийских богов, популярностью пользовались подвиги Геракла, Троянская война. Реже встречались сюжеты, связанные с повседневной жизнью людей: битва гоплитов, состязания атлетов, сцены пира, хоровод девушек и др.

Поскольку отдельные изображения исполнялись в виде черных силуэтов на фоне глины, они производят впечатление плоских. Вазам, изготовлявшимся в разных городах, присущи только им свойственные черты. Чернофигурный стиль достиг особого расцвета в Афинах. Аттические чернофигурные вазы отличались изяществом форм, высокой техникой изготовления, сюжетным разнообразием. Некоторые вазописцы подписывали свои росписи, и благодаря этому мы знаем, например, имя Клития, расписавшего великолепный сосуд для вина (кратер): роспись состоит из нескольких поясов, на которых представлены многофигурные композиции. Другой великолепный образец росписи—килик Эксекия. Всю круглую поверхность чаши для вина вазописец занял одной сценой: на плывущем под белым парусом судне возлежит бог Дионис, возле мачты вьются виноградные лозы, свисают тяжелые гроздья. Вокруг ныряют семь дельфинов, в которых, согласно мифу, Дионис превратил тирренских пиратов.

По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н.э. В V в. до н.э. постановки статуй удостаивались боги и герои ранней Республики, легендарная девушка Клелия, герой Гораций Коклес. С IV в. до н.э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на Форуме. Во II в. до н. э. Форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты, бронзовые статуи, как правило, отливались в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н. э.— греческими скульпторами. Собственно, о римских скульпторах ничего неизвестно. Массовое производство статуй не способствовало созданию хороших работ, да римляне к этому и не стремились. Для них самым важным в статуе представлялась не художественная ценность работы, а портретное сходство. Постановка статуи должна была прославить данного человека, его потомков, и поэтому было важным, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим.

На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с умерших восковые маски, которые затем хранились п главной комнате римского дома. Эти маски выносились из дома во время торжественных похорон, и чем больше было таких масок, тем знатнее считался род. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. На появление и развитие римского реалистического портрета оказала влияние этрусская традиция, которой руководствовались этрусские мастера, работавшие на римских заказчиков.

С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Греческие статуи выставляются везде: на Форуме, в храмах, термах, виллах, городских домах.

Несмотря на обилие греческих подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. В Рим переселяется большое число греческих скульпторов, которые копируют подлинники знаменитых мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и дали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Под влиянием греческого искусства римский портрет начинает терять черты натурализма, свойственные этрусской школе, н приобретает черты некоторой обобщенности, т. е. является подлинно реалистическим.

Постепенно, преодолевается оцепенелость фигур и схематизм, свойственный архаической скульптуре, греческие статуи становятся более реалистическими. Развитие скульптуры связано в V в. до н.э. с именами трех прославленных мастеров—Мирона, Поликлета и Фидия.

Наиболее прославленной из скульптур Мирона считается «Дискобол»—атлет в момент метания диска. Совершенное тело атлета в момент наивысшего напряжения— любимая тема Мирона. В другом известном произведении—группе Афины и Марсия—скульптор обращается к хорошо известному каждому греку мифу: Афина изобрела флейту, но, увидев, как обезобразилось ее лицо во время игры, в гневе бросила ее, прокляв; каждого, кто будет на ней играть. Мирон изобразил, как, уходя, Афина услышала шум и полуобернулась—лесное божество силен живший пять столетий спустя.

Тенденция к реалистическому изображению человека видна и в живописи V в. до н.э. С именем Пилигнота и Аполлодора Афинского связаны ее важнейшие достижения. Полигнот создавал многофигурные композиции, стремясь передать глубину пространства, объемность фигур. Аполлодор открыл эффект светотени, положив начало живописи в современном смысле слова.

В греческой вазописи V в. до н. э. преобладает краснофигурный стиль. Очертания фигур обводились черным лаком, после чего лаком закрашивали весь фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины. В отличие от чернофигурных ваз, обладавших обычно довольно богатой полихромией. красочная гамма краснофигурных ваз в основном двухцветна.

В росписи краснофигурных ваз окончательно преодолевается старая система поясов, и чаще всего роспись представляет теперь единую композицию из нескольких фигур, мифологическую или бытовую сцену. Новые философские и моральные идеи, искания, находившие воплощение в различной трактовке всем хорошо известных мифов, в творениях прославленных трагиков, воздействовали и на искусство, в том числе вазопись. Более частыми стали изображения бытовых сцен. Это и трогательные сцены прощания с близкими воинов, уходящих в поход, и разнообразные картины мирного быта: многочисленные изображения юношей-атлетов, сцены пира, девушки, занятые туалетом. При всем разнообразии сюжетов везде господствует человек как основная тема художника. Одним из крупнейших аттических вазописцев был Евфроний, в творчестве которого большое место занимали жанровые сцены. Как бы желая вдохнуть жизнь в своих персонажей, он писал около каждого произнесенные им слова. Замечательный образец такого рода росписи хранится в Эрмитаже. Глядя вверх на летящую ласточку и указывая на нее рукой, юноша говорит: «Смотри: ласточка!» Сидящий рядом с ним мужчина, повернувшись, чтобы увидеть птицу, подтверждает: «Правда, клянусь Гераклом!» А мальчик, подняв руку, восклицает: «Вот она!» И мужчина завершает разговор: «Уже весна». Некоторые вазописцы того времени испытали влияние Полигнота, и их росписи позволяют судить о стиле этого прославленного художника[13].

Письменность и язык

Величайшим достижением греческой культуры архаической эпохи стало создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла «демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными. Тем самым знания были «секуляризованы», что стало одной из причин отсутствия в Греции жреческого сословия и способствовало повышению духовного потенциала общества в целом.

Римляне были частью латинского племени, населявшего область Лациум, и говорили на латинском языке. Латинский язык принадлежал к индоевропейской семье языков и был родственен греческому, иранскому, санскриту, германским и славянским языкам. При завоевании Римом италийских племен латинский язык распространился по всей Италии, вытесняя местные языки и наречия (этрусский язык, оскский, сабелльский, умбрский и др.). Из всех языков только греческий язык оказал упорное сопротивление латинскому языку и в конце Республики был равноправным с латинским и довольно употребительным во многих итальянских и сицилийских городах.

По мере распространения латинского языка и вытеснения им местных языков и наречий в него проникли многие элементы этих языков (буквы, слова, словосочетания и т. д.). Особенно большое влияние на развитие латинского языка оказал родственный ему греческий язык и, вероятно, этрусский язык,

По предположениям некоторых ученых от греков же из г. Кумы в Кампании римляне и заимствовали алфавит. Однако существует мнение, что римляне приняли этрусский алфавит, который, в свою очередь, был составлен на основе греческого.

Заимствован алфавит от греков или этрусков, римляне приспособили его к звуковым особенностям своего языка и несколько изменили. Они, например, не употребляли ряд букв необходимых для изображения звуков, существующих в греческом или этрусском языках, но отсутствующих в латинском. После долгих преобразований латинский алфавит насчитывал 21 букву, к которым присоединили в конце республиканского периода еще две буквы (у, z) для передачи звуков в словах, заимствованных у греков.

Латинский алфавит известен с VII в. до и. э., и с этого времени начинается латинская письменность. Самым ранним сохранявшимся образцом латинского письма является надпись на золотой пряжке, найденной в г. Пренесте (в 17 км от Рима). Эта надпись датируется концом VII в. до и. э. и содержит всего 5 слов: «Маний (имя мастера) сделал меня для Нумерия» (имя заказчика). В VI в. до н.э. письменность была уже в широком употреблении. Есть сведения " том, что в Риме VI в. до н. э. были изданы царские законы, проводилась перепись населения, ею пользовались для нужд управления, для составления летописей, записи молитв и оракулов, при заключении торговых сделок. К середине V в. до н. э. относится составление и запись законен XII таблиц на медных досках.

Писчими материалами были камень (для надгробий, монументальных памятников), медные пластины, специально обработанная кожа — пергамент, покрытые тонким слоем воска деревянные дощечки, папирус.

Наука

Важнейшей чертой развития науки являлось происходившее в V в. до н. э. выделение из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа. Для Гиппократовой медицины характерен строгий рационализм. По мнению Гиппократа, все болезни вызываются естественными причинами. Он требовал от врача индивидуального подхода к больному, учета особенностей как самого пациента, так и естественной среды обитания его.

Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.