на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Возникновение и распространение христианства


      Энгельс Ф. ставил вопрос о том, откуда происходят представления и идеи, которые в христианстве сложились в своего рода систему.[13]  Мы почти  ответили на этот вопрос, рассмотрев религиозные истоки христианства. Для того, чтобы ответ был полным, необходимо рассмотреть связь христианства с философией - уделом интеллектуальной элиты.

      Энгельс Ф. отмечал заслугу Бауэра Б., который показал связь христианства с некоторыми античными философскими течениями. Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н.э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки ( ок. 4 до н. э. - 65 н. э.). Философа Филона Александрийского Энгельс назвал “отцом христианства”, а представителя римских стоиков Сенеку - “дядей ” христианства.

      Филон соединил понятие Логоса в библейской традиции, рассматривающей Логос в качестве внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у Филона - священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути познания Бога не существует, только через Логос - Слово. Учение Филона о прирожденной греховности всех людей , о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий- высший Логос и другие логосы, названные ангелами, - послужило одной из идейных предпосылок для христианских представлений об иерархии духовных начал, оказало заметное влияние на формирование христианства.

      Нравственное учение христианства, в особенности о достижение добродетели, близко к взглядам Лукреция Аннея Сенеки. Главным для всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если же  свобода не будет вытекать из божественной необходимости, то она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечеловеческих ценностей зависит не от государственных требований, а всецело от общительности. Под общительностью Сенека понимает признание единство человеческой природы, взаимную любовь, всеобщее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных, независимо от социального положения. Сенека в качестве нравственного императива признал золотое правило морали, которое звучало следующим образом:

"Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обращались стоящие выше".

      Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея:

"И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7:1).

       Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях, самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение разгула страстей, гибельных для общества и человека,     скромность   и

умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сформулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает строгую оценку собственной жизни, самоусовершенствование, обретение божественного милосердия.

       Усвоение христианство различных элементов восточных культов, эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию. Именно поэтому она относительно быстро вошла в общий поток средиземноморской культуры. 

Глава II. Культурно-исторические условия становления христианства.

      Относительно быстрое распространение христианства в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками.

       Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Первоначально христианство выступало как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов.  Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом - через познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

      Энгельс Ф. дал следующую характеристику состояния тогдашнего общества: “настоящее невыносимо, будущее, пожалуй еще более грозно. Никакого выхода”.[14] В ситуации такого рода бедняки готовы были верить любому призыву, лишь бы тот обещал освобождения.

      Однако “во всех классах должно быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали бы освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния”.[15] По мере усиления состояния материального усиливалось буквально бегство из мира внешнего в мир внутренний.

      Итак, из этой ситуации всеобщего экономического, политического, интеллектуального и морального разложения выход нашелся. “Но не в этом мире”.

     Однако необходимо заметить, что в том  положении этот выход мог быть  только в области религии. Этой религией оказалось христианство.

      Возникнув, христианство вступило в резкое противоречие со всеми существовавшими до тех пор религиями. Оно становится первой возможной мировой религией. Почему? Во-первых, христианская религия отрицала присущую всем другим обрядность. Во-вторых, она становиться наднациональной религией.

      Прежние религии, существовавшие на территории империи, носили узкоэтнический характер (яркий пример - иудаизм) и были неспособны объединить рабов и угнетенных разного этнического происхождения; более того, они разъединяли их.

      Христианство же родилось как религия, обращенная ко всем народам. Она соответствовала условиям того времени, когда произошло смешение самых различных этнических групп, естественные границы между которыми были разрушены римскими завоеваниями. То есть объединенность народов под сенью римской власти содействовала успехам такой универсальной религии, какой было христианство - особенно с тех пор, как эта власть нашла себе конкретного представителя в лице римского императора.  

           

1.   Первые христианские общины и учение ранних христиан.

      Во  второй половине I в. в отдельных районах Римской империи возникают пока еще малочисленные объединения христиан.

      Христиане принимали всех, кто приходил к ним: они не скрывали своей принадлежности к новой религии. Когда кто-нибудь из них попадал в беду, они тут же приходили на помощь. Но при всей «открытости» своих общин христиане не совершали публичных богослужений, не принимали участия в полистных празднествах. Их религиозные собрания были для них таинством, которое нельзя вершить на глазах у непосвященных. Они внутренне отделяли себя от окружающего мира, именно в этом заключалась тайность их учения, которая беспокоила власти и вызывала осуждение со стороны многих образованных людей того времени. Обвинение в секретности стало поэтому одним из распространенных обвинений, которые бросали христианам их противники.

      Община жила по своим законам, чаще всего уйдя в свой внутренний мир и “бойкотируя внешний”. По замечанию ученых она, точнее сказать  совокупность общин (в середине 1 в. их было уже семь, и их число постоянно возрастало),  напоминала самостоятельное государство внутри римской империи. “Единство и дисциплина христианской республики, мало-помалу образовавшей самостоятельное и расширяющееся государство в самом центре Римской империи”.[16] Государство в государстве!  Естественно, это нарушало нормальное функционирование государственного аппарата империи. (В этом мы видим одну причин гонений христиан).

      Социальный состав первых общин мы можем определить лишь приблезительно. В основном это  были рабы и бедняки, но были и зажиточные люди, по тем или иным причинам отвергнутые окружающим обществом (калеки, блудницы…). Члены этих обществ сходились на молитву и общую беседу, обыкновенно вечером, в память Тайной вечери Христовой. Происходила братская трапеза, во время которой причащались. Потом стали переносить причащение на следующее за трапезой утро.

     Трапезы составлялись на общие взносы, к своему взносу многие прибавляли дары в пользу бедных, милостыней и благотворительным делом они хотели очистить душу свою. Бедных называли "драгоценными сокровищами церкви". Святым делом считалось у христиан и освобождение раба. "Раба выкупить - значит душу спасти". Христианский епископ Киприан учил: "В плененных братьях вы должны видеть Христа и выкупать Того, Кто нас выкупил от смерти, вы должны вырвать из рук варваров Того, кто нас вырвал у диавола".

      Между христианами были люди строгого обычая, которые считали невозможным входить в какое-либо общение с поклонниками богов. Они говорили, что надо избегать театра и игр, потому что это - дело дьявола, пышность идолослужения. Христианин не должен быть скульптором, потому что ему придется изображать богов, не должен держать школы, потому что придется объяснять мифы о богах. Ему нельзя быть солдатом, потому что знамена освящены нечестивыми обрядами. Нельзя занимать какую-либо должность, потому что иначе пришлось бы совершать перед народом жертву, присягать перед статуей императора и т.д.

      Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и человеком.

       В христианской общине можно было заметить различие между особыми ревнителями веры, "совершенными" христианами, и множеством непосвященных. От  "совершенных" христиан требовалось много стойкости, они не должны были впадать в тяжкий грех, поэтому их называли святыми и священниками. Они были окрещены, им были открыты главные тайны веры. Крещение считалось равным большому покаянию, душевному просветлению и давалось лишь после долгой подготовки.

      Большинство состояло из оглашенных, т.е. готовящихся к крещению. Если посвященных впадал в грех, его "отлучали" от общины и принимали вновь лишь после долгого покаяния. Когда общины стали велики и христиане стали собираться в больших церквах, различие между  "совершенными" и всеми остальными было ясно видно в богослужении. Для оглашенных и касающихся отводили особое большое место в передней части церкви. Они слушали только часть службы: считалось, что пастве нельзя с ними молиться, чтобы не осквернить себя. 

      Каутский К. отмечает коммунистический характер ранних христианских общин.  Многие идеи коммунизма, по мнению  Каутского К., сходны с идеями раннего христианства. Он приводит определенные свидетельства этой параллели. В Деяниях апостолов сказано: “И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах... Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого”.

       “У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее...” (Деян. 2:42, 44; 4:32-35). “Первые христиане не были способны дать ясное и спокойное изложение своих взглядов. Но их краткие замечания, призывы, требования, всюду одинаково указывают на коммунистический характер первоначальной христианской общины”.[17]

       В Евангелии от Иоанна рассказывается о коммунизме Иисуса и его апостолов, как о чем - то само собой разумеющемся. Все они имели общую казну, которой заведовал Иуда Искариот.

       Не удивительно, что в первые годы существования общины освобождение от всего земного вылилось в форму отказа от имущества, от всякой собственности, когда члены общины продавали все, что имели и приносили деньги к ногам апостолов.

       В Евангелии от Луки охотно рассказывается о тех изречениях и притчах господа, где унижается богатство и проповедуется нестяжательство.  

      Рядом с неприятием личного богатства, имущества, стоит идея обличения  богатых вообще.  Каутский К. назвал ее даже классовой враждой.

      Особенно ярко проступает она в Евангелии от Луки, главным образом в предании о Лазаре, которое можно найти только в этом Евангелии. Богатый попадает в ад, а бедный был отнесен в лоно Авраамово. Богатый осужден только потому, что он был богат.

      В том же Евангелии Иисус говорит: “Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие” (Лк. 18:24-25). И в этом случае богатый осужден за свое богатство, а не за грехи. Видно, что быть богатым и наслаждаться своим богатством составляет преступление, которое требует самого мучительного наказания.

      Рост христианских общин, увеличение их богатств с изменением их классового характера потребовали исполнения целого ряда функций: по организации трапезы и обслуживанию ее участников, по закупке и хранению запасов, по распоряжению денежными средствами общины и т.д. Всем этим штатом должностных лиц нужно было управлять. Так возникает институт епископов, власть которых постепенно возрастала; сама должность стала пожизненной.

      Согласно древней поговорке, которую цитирует Тертуллиан: “где трое, там и церковь”. Во всякой христианской общине выделялась группа лиц, особо уважаемых членами за свою преданность церкви - епископы и диаконы. Наряду с ними в раннехристианских документах упоминаются пресвитеры (старейшины). Однако важно заметить, что на раннем этапе развития (30 - 130 гг. н.э.), эти лица находятся в “живом единении с церковью”, их власть имеет не правовой характер, а благодатный, свободно признаваемый собранием. То есть их власть в первом веке существования церкви держалась чисто на авторитете.

       Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изменением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Если раньше проповедовать мог любой член общины, то по мере вытеснения апостолов и пророков епископ становится центральной фигурой пропагандистской деятельности. Состоятельная часть христиан постепенно сосредотачивает в своих руках управление имуществом и руководство богослужебной практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный срок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы, епископы, митрополиты вытесняют харизматиков (пророков) и сосредотачивают в своих руках всю полноту власти. Дальнейшее развитие иерархии привело к возникновению католической церкви, к полному отказу от суверенности общин, существовавшей раньше, к установлению старой внутрицерковной дисциплины.

      Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеями равенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с представлениями о праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной жизни. Это - основные идеи христианства. Рядом с ними стояли хорошо известные нам идеи мессианства и эсхатологии. Совершенно естественно, что они были созвучны с мечтами рабов и неимущих свободных граждан.

      Действительно, христианство затронуло струну, которая должна была найти отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди сами греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное выражение в сознании греховности каждого отдельного человека; в то же время в жертвенной смерти своего основателя христианство создало легко понятную форму внутреннего спасения от испорченности мира, утешения в сознании, к чему все так страстно стремились.

      Христианство учило любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не его достоинства, а его душу. Это было поистине новая, если не революционная в той исторической ситуации идея: в том мире личность имела значение только как часть рода, государства. Христианство очистило душу от всего случайного и показало ее бесконечную красоту и ценность. Это - одна из причин популярности христианства. Отчаявшись в материальном мире любой человек(!), будь он раб или свободный, мог рассчитывать на  обретение свободы духовной, на особое духовное состояние.

      Христианство учило, что все дурное в жизни - есть производное греха, глубочайшего разложения личности, которое случается, если эта личность отступает  от божественного закона. Тайна ценности каждой личности заключается в том, что “мы теперь дети божьи” (Иоан. III, 2). Это учение о причастности человека к божеству, бывшее еще у Платона, в христианстве стало жизнью и подняло самосознание человека на небывалую высоту, открыв ему светлые перспективы будущего заповедью: будьте совершенны, как совершенен Отец ваш.

            Но будучи радостной вестью для каждого отдельного человека, учение Христа говорило о спасении  и всего мира. Страдает не только человек; “вся тварь совокупно страдает и мучается” (Рим. VII, 29). Поэтому спасение не только в том, что спасается каждая отдельная человеческая душа, а в том что спасается каждая тварь. Этот новый порядок вещей, новый род бытия и отношений в Евангелии носит название Царствия Божьего или Царствия небесного.

            Царствие Небесное, идеальный, божественный мир, но человек может, если хочет, войти в него, употребив для этого личные усилия; еще при жизни он может соединиться в своей душе с объективным Царством Божьим, приняв его в себя, в то время как в других людях, во всем мире Царство еще не осуществилось.             Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеями равенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с представлениями о праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной жизни. Это -основные идеи христианства. Рядом с ними стояли хорошо известные нам идеи мессианства и эсхатологии. Совершенно естественно, что они были созвучны с мечтами рабов и неимущих свободных граждан.

            Действительно, христианство затронуло струну, которая должна была найти отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди сами греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное выражение в сознании греховности каждого отдельного человека; в то же время в жертвенной смерти своего основателя христианство создало легко понятную форму внутреннего спасения от испорченности мира, утешения в сознании, к чему все так страстно стремились.

Христианство учило любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не

его достоинства, а его душу. Это было поистине новая, если не революционная в той исторической ситуации идея: в том мире личность имела значение только как часть рода, государства. Христианство очистило душу от всего случайного и показало ее бесконечную красоту и ценность. На наш взгляд это- одна из причин популярности христианства. ( Мы уже говорили о том массовом бегстве из мира внешнего в мир внутренний). Отчаявшись в материальном мире любой человек(!), будь он раб или свободный, мог рассчитывать на  обретение свободы духовной, на особое духовное состояние.

            Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению с государственными властями, порождало многочисленные преследования и гонения. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальная ориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политической оппозиции , рассматривалась как определенная угроза государственной структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии. По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроений религиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большие масштабы.

            Христианство учило, что все дурное в жизни -есть производное греха, глубочайшего разложения личности, которое случается, если эта личность отступает  от божественного закона. Тайна ценности каждой личности заключается в том, что “мы теперь дети божьи” (Иоан. III, 2). Это учение о причастности человека к божеству, бывшее еще у Платона, в христианстве стало жизнью и подняло самосознание человека на небывалую высоту, открывши ему светлые перспективы будущего заповедью: будьте совершенны, как совершенен Отец ваш.

           

-5-

           

            Но будучи радостной вестью для каждого отдельного человека, учение Христа говорило о спасении  и всего мира. Страдает не только человек; “вся тварь совокупно страдает и мучается” (Рим. VII, 29). Поэтому спасение не только в том, что спасается каждая отдельная человеческая душа, а в том что спасается каждая тварь. Этот новый порядок вещей, новый род бытия и отношений в Евангелии носит

название Царствия Божьего или Царствия небесного.

            Царствие Небесное, идеальный, божественный мир, существует от века, но человек может, если хочет , войти в него, употребив для этого личные усилия; еще при жизни он может соединиться в своей душе с объективным Царством Божьим, приняв его в себя, в то время как в других людях, во всем мире Царство еще не осуществилось.

             

 

2.5. Отношение государства к Церкви.

            Если выше мы рассмотрели отношение церкви к государству, то сейчас рассмотрим, каково же было, наоборот, отношение общества и государства к Церкви в первый век ее существования. Очевидно, что к середине 1 века власти научились различать христиан от иудеев. Это различие указывает как на увеличение общины, так и на то, что власти стали подозрительно относиться к секте христиан. По мнению некоторых ученых преследовались христиане (на первом этапе) не за идеи, а за якобы совершенные ими поджоги Рима. С этой точки зрения можно сделать вывод, что власти не осознавали еще в полной мере всей опасности христиан для империи. По мнению других, христианство рассматривалось властями как

-7-

оппозиционное государственной власти, императору движение. Так или иначе гонения на христиан имели место на протяжении довольного большого отрезка времени. Космополитизм раннего христианства, эгалитаризм, неприятие божественного императора, обращение к униженным и угнетенным(соц. сущность, см. главу “Демократия духа”), по мысли правящей верхушки представляли определенную идеологическую опасность, что и повлекло за собой политику запретов и гонений. Античный ум, оставаясь самим собой не мог иначе реагировать на это новое учение, явно шедшее наперекор всему тому, чем жила античность (например, вместо службы государству и обществу- мечту о Небесном Царстве).

Более того в коммунистической “организации” общины они видели источник анархизма, к которому чувствовали неприязнь и ненависть. Они слишком презирали эту пролетарскую религию. Поэтому позже, уже в 4 веке, когда христианство стало господствующей религией, последовательные язычники оставались при том же презрительном отношении к христианству.

            Определенный интерес представляют в этом плане “Письма Плиния Младшего” императору Трояну. Автор писем, расследуя деятельность христиан, отмечает, что ”не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия ”.*

           

 

 

            В Евангелии от Иоанна рассказывается о коммунизме Иисуса и его апостолов, как о чем- то само собой разумеющемся. Все они имели общую казну, которой заведовал Иуда Искариот.

            Не удивительно, что в первые годы существования общины освобождение от всего земного вылилось в форму отказа от имущества, от всякой собственности, когда члены общины продавали все, что имели и приносили деньги к ногам апостолов.

В Евангелии от Луки охотно рассказывается о тех изречениях и притчах господа, где унижается богатство и проповедуется нестяжательство. 

            Рядом с неприятием личного богатства, имущества, стоит идея обличения  богатых вообще. К. Каутский назвал ее даже классовой враждой.

            Особенно ярко проступает она в Евангелии от Луки, главным образом в предании о Лазаре, которое можно найти только в этом Евангелии. Богатый попадает в ад, а бедный был отнесен в лоно Авраамово. Богатый осужден только потому, что он был богат.

            В том же Евангелии Иисус говорит: “Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие” (Лк. 18:24-25). И в этом случае богатый осужден за свое богатство, а не за грехи. Видно, что быть богатым и наслаждаться своим богатством составляет преступление, которое требует самого мучительного наказания.

            Той же идеей проникнуто Послание Иакова. “Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших находящих на вас”(Иак. 5:1-7). Он “громит” даже богатых, вступивших в христианскую общину: “послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира сего избрал Бог быть богатыми верою и наследниками царствия? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?”(Иак. 1:9-11, 2:5-7).

 

       . Когда христиане-ревнители громко отказывались от жертв, от поклона перед изображением императора, их брали под стражу и осуждали на казнь. Иногда народная толпа под впечатлением какой-нибудь беды, например землетрясения, обрушивалась на христиан, избивала их. Народ готов был видеть причину несчастья  в "безбожии" христиан, в том, что христиане, отрицая богов, навлекли грев на всех.

Былые гонения христианства римским государством в начале VI в. сменились активной поддержкой этой новой религии. Император Константин (ок. 285-337) своим эдиктом от 324 г. положил начало превращению христианства в государственную религию Римской империи. Через год, в 325г., под его председательством собрался в г. Никее первый вселенский собор христианских церквей (См. Гл. "Никейский собор), сыгравший важную роль в утверждении христианского вероучения.      

Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению с государственными властями, порождало многочисленные преследования и гонения. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальная ориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политической оппозиции, рассматривалась как определенная угроза государственной структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии. По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроений религиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большие масштабы.

5. Христианская община Изменение социального состава общин определило и эволюцию их

социальной направленности. Наблюдается все больший отход от прежних демократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу с императорской властью.

     Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковую одну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Нужна была новая религия, понятная всем народам империи.

. По мере роста христианского космополитизма и  формирования основных догматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и разрыва с ним. К концу I - началу II в., в особенности после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления Иудейства, этот разрыв, очевидно, оформился окончательно.

     .Положение  христиан было трудно, потому что римские правители во времена империи очень подозрительно относились ко всяким союзам и обществам, даже самым невинным. Они боялись, что может завестись заговор и измена. 

 

2.5. Отношение государства к Церкви.

            Если выше мы рассмотрели отношение церкви к государству, то сейчас рассмотрим, каково же было, наоборот, отношение общества и государства к Церкви в первый век ее существования. Очевидно, что к середине 1 века власти научились различать христиан от иудеев. Это различие указывает как на увеличение общины, так и на то, что власти стали подозрительно относиться к секте христиан. По мнению некоторых ученых преследовались христиане (на первом этапе) не за идеи, а за якобы совершенные ими поджоги Рима. С этой точки зрения можно сделать вывод, что власти не осознавали еще в полной мере всей опасности христиан для империи. По мнению других, христианство рассматривалось властями как

-7-

оппозиционное государственной власти, императору движение. Так или иначе гонения на христиан имели место на протяжении довольного большого отрезка времени. Космополитизм раннего христианства, эгалитаризм, неприятие божественного императора, обращение к униженным и угнетенным(соц. сущность, см. главу “Демократия духа”), по мысли правящей верхушки представляли определенную идеологическую опасность, что и повлекло за собой политику запретов и гонений. Античный ум, оставаясь самим собой не мог иначе реагировать на это новое учение, явно шедшее наперекор всему тому, чем жила античность (например, вместо службы государству и обществу- мечту о Небесном Царстве).

Более того в коммунистической “организации” общины они видели источник анархизма, к которому чувствовали неприязнь и ненависть. Они слишком презирали эту пролетарскую религию. Поэтому позже, уже в 4 веке, когда христианство стало господствующей религией, последовательные язычники оставались при том же презрительном отношении к христианству.

            Определенный интерес представляют в этом плане “Письма Плиния Младшего” императору Трояну. Автор писем, расследуя деятельность христиан, отмечает, что ”не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия ”.*

.Учение Христово распространялось сначала на востоке, среди евреев и греков, в странах греческой речи. Евангелия были написаны на греческом языке. В первые полтораста лет в Риме и западной части империи было мало последователей христианства. Греки принимали христианство скорее, потому что они были мягче нравами и образованнее. Христианское учение не делало различия между людьми по их происхождению. Апостол говорит, что нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, а все - одно во Христе

БИБЛИОГРАФИЯ


1.    Библия.

2.    Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи (окончание). Рим и раннее христианство. Избранные сочинения в 2т. Т.2. – Ростов-на-Дону: Феникс. 1995. – 478с.

3.    Гегель Г.В.Ф. Жизнь Иисуса // Гегель Г.В.Ф. Философия религии: в 2т. Т.1. – М.: Мысль, 1976. С.35-101.

4.    Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): пер. с итал. – М.: Политиздат, 1979. - 341с.

5.    Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. - М.: Школа-Пресс, 1996. – 461с.

6.    Каутский К. Происхождение христианства: пер. с нем. – М.: Политиздат, 1990. – 463с.

7.    Косидовский З. Сказания евангелистов. М.: Политиздат, 1977. – 262с.

8.    Крывелев И.А. История религий. Очерки в двух томах. Т.1. М.: Мысль,1975 – 415с.

9.    Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. – Л.: Лениздат, 1988. – 334с.

10. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. – М.: 1994. – 398с.

11. Неоспоримые свидетельства: (Исторические свидетельства, факты,            документы христианства) /Сост. Д.Макдауэлл. – М.: СП ”Соваминко“. 1992. - 147с.

12.  Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. (История первых веков христианства) – С-Петербург: Терра, 1991. – 348с.

13.  Ранович А.Б, Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. – М.: Политиздат, 1990. – 477с.

14.  Ренан Э. Жизнь Иисуса. М.: Прометей, 1990. – 328с.

15.  Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М.: Политиздат. 1989. – 335с.

16.  Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. – М.: Политиздат, 1981. – 288с.

17.  Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1964. -559с.

18.  Хроника человечества / Сост. Бодо Харенберг. – М.: “Большая энциклопедия”, 1996.  - 1198с.

19.  Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса: Пер. с нем. – М.: Республика, 1992. – 147с.

20.  Энгельс Ф. О первоначальном христианстве. – М.: Полтитиздат. 1990. – 47с.

21.  

1.    Евангелие

2.    Ф. Энгельс. О первоначальном христианстве. М.: изд. полит. лит., 1990.

3.    История религии. М.: центр “Руник”, 1991.

4.    К. Каутский. Происхождение христианства. М.: изд. полит. лит., 1990.

5.    А. Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. Политиздат. 1990.

6.    В. В. Клочков. Религия, государство, право. М.: Мысль. 1978.

7.    В. Н. Савельев. Свобода совести: история и теория. М.: Высшая школа. 1991.

8.    Б. Рассел. Почему я не христианин. М, Политиздат 1978.

9.    И. Д. Амусин. Рукописи мертвого моря. М.: изд. АН СССР, 1960

10.  Научный атеизм. Учебн. пособ. под ред. М. П. Мчедлова М.: Политиздат, 1988.

11.  И. С. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории.

12.  История политических учений под ред. Нерсесянца. М.: Инфра×М-Кодекс., 1995.

13.  Плиний Младший. Письма М. 1989.

14.  Н.Н. Азаркин История политических учений. М.: Юрист, 1994.


[1] Цит. по: Косидовский З. Сказания евангелистов. – М.,1977. С.10.

[2] Там же, С.12.

[3] Там же, С.13.

[4] Цит. по: Каутский К. Происхождение христианства. – М., 1990. С.35-36.

[5] Там же, С.36.

[6] Цит. по: Каутский К. Происхождение христианства. С.46. 

[7] История политических учений. Под ред. Нерсесянца, С. 20

[8] Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1989. С.50.

[9] Там же, С.76

[10] Там же.

[11] Амусин И.Д. Рукописи мертвого моря. – М., 1960. С.162

[12] Там же, С.225

[13] Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство// О первоначальном христианстве. –М., 1990. С.4

[14] Там же, С.9

[15] Там же.

[16] Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987. С 168

[17] Каутский К. Происхождение христианства. С.312


Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.