на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Статуи острова Пасхи – свидетели достижений древних цивилизаций, или просто каменные идолы?..


Реферат: Статуи острова Пасхи – свидетели достижений древних цивилизаций, или просто каменные идолы?..

           Государственное образовательное учреждение

           Средняя общеобразовательная школа №399

           Восточного окружного управления образования

           Департамента образования города Москвы

                   Экзаменационный реферат.

                   По Мировой Художественной Культуре

                   На тему

                   «Статуи острова Пасхи – свидетели достижений древних цивилизаций, или просто каменные идолы?.. »

                   Ученика 11 класса «Б»

                                                                                                                    

                                                                                                             

                                        

                                                                                                                               Выполнил:

                                                                                                                  Учащийся 11 “Б” класса                                   

                                                                                                                               Иноземцев К.С.

                                                                                                                               Преподаватель:                          

                                                                                                                                     Гусева Е. Н.

                                                                                          

                                                            2004год.                                    

                                                           Москва.

На этот маленький островок пришли люди, которые в изобретательности и творческой энергии никому не уступали У них не было войн и было сколько угодно времени, чтобы сооружать свои вавилонские башни на фундаменте древней традиции.

                    Тур Хейердал.

      Об острове Пасхи знают все. Затеянный в просторах Тихого океана клочок вулканической суши был открыт 6 апреля 1722 года голландцем адмиралом Я. Роггевеном. Адмирал и его люди пробыли на острове всего сутки. Их приветливо встретили рослые смуглые жители, похожие на полинезийцев, среди которых голландцы с удивлением увидели туземцев с почти черной, красноватой и даже совсем белой кожей. Совершенно европейского облика был и посетивший корабль представитель местного руководства, который держался с большим достоинством и отличался от моряков разве что экзотическим дикарским одеянием и длинными, свисающими до самых плеч мочками ушей, в которых были вставлены какие-то тяжелые белые украшения. Невиданной по пышности татуировкой и такими же ушами щеголяли здесь многие. Но больше всего голландцев поразили огромные каменные статуи своеобразного вида, во множестве возвышавшиеся на берегу, - как смогли перенести сюда туземцы, было совершенно непонятно. При ближайшем рассмотрении явно не отличавшийся особой наблюдательностью Роггевен решил, что все объясняется крайне просто и что идолы слеплены на месте из глины, в которую для красоты и прочности вкраплены булыжники. Перед некоторыми из них островитяне разжигали костры и почтительно воздевали и опускали сложенные вместе руки. Утром следующего дня путешественники увидели, как туземцы в окружении сотен костров молились восходящему светилу. Еще раз подивившись нравам и чудесам этого удивительного острова, Роггевен на дальнейшие поиски Южной терра инкогнита.

                             Самый уединенный из островов.

      Посреди величайшего из океанов, далеко в стороне от обычных судоходных трасс поднимается над водой вершина подводного нагорья – остров Пасхи. Площадь – 165,5 кв. км, население около тысячи человек, взлетно – посадочная полоса для самолетов, климат субтропический, сухой

1.

сезон длится с декабря по май, дожди и холод – с июня до ноября. Гавани нет, стоянка на якоре небезопасна. 2600 миль до побережья Южной Америки, чуть больше – до острова Таити, в 2000 милях на северо – востоке лежат Галапагосские острова. Далеко на юге, за границей айсбергов,- Антарктида.

      Несколько больших вулканических конусов, самый высокий из них, Рано – Арои, поднимается на 511 м над уровнем моря. Сильно пересеченная каменистая поверхность. Ручьев и рек нет, вся дождевая вода уходит в поры и трещины, только в нескольких кратерах зеленеют небольшие озерца, заросшие тростником тоторо. Растительность очень скудна, леса нет. Много наскальных рисунков, которые изображают разнообразных животных, символы, лодки, очень редко человека и очень часто маски с большими круглыми глазами – мотив, широко распространенный как на островах Тихого океана, так и на Американском континенте.

      « Все окружает, над всем господствует необозримый океан и необозримое небо, безбрежный простор и полная тишина. Живя здесь, постоянно прислушиваешься к чему-то, неведомо к чему и подсознательно чувствуешь, что ты находишься в преддверии чего-то еще более величественного, лежащего за пределами нашего восприятия» - так писала еще в начале ХХ века К. Раутледж, одна из первых исследователей культуры острова. Много воды утекло стой поры, но здесь все осталось, как было, и даже редкие группы гомонливых туристов не могут что-либо изменить – они уходят, а тишина остается.

       Более 200 каменных платформ высотой до 3 и длиной до несколько десятков метров возвышаются на острове, занимая практически все побережье, за исключением мыса Поике и окрестностей Рано-Као. Эти каменные алтари делятся на аху, на которых стояли статуи, и аху без статуй. Первых насчитывается 114. Они отличаются от остальных большими размерами, более строгими формами и более качественным изготовлением. Самые совершенные из них – аху Винапу и аху Тангарики, которые перестроены из старых святилищ Раннего периода и представляют собой высокую стену из мегалитов неодинаковой формы, подогнанных друг к другу с поразительной точностью.

      Камни, небо и тишина – это и есть остров Пасхи.

                             Павшие кумиры.

      Обычно на аху устанавливали от 3 до 6 статуй (моаи), но на самых больших находилось 15 – 16 монументов. Все они стояли спиной к воде, и только 7 иваяний на аху Акиви смотрят в океан. Дл сих пор более 200 моаи лежат ничком или навзничь вокруг своих пьедесталов. Падения статуй обычно объясняют междоусобицами. Побывавший на острове Пасхи

2.

советский геолог Ф. П. Кренделев выдвинул и с профессиональной четкостью обосновал и другую версию, согласно которой к падению моаи причастны сейсмические явления.     

      Только в 1956 году потомки древних пасхальцев впервые подняли одного из истуканов. Позже в ходе реставрационных работ были поставлены на свои постаменты (уже с помощью подъемного крана) еще несколько изваяний. Но все же они и сейчас не производят такого впечатления, какое исходит от статуй Рано-Рараку.

                            

                             Стражи вулкана.

      Лишь немногие моаи были изготовлены из материала, имевшегося непосредственно возле места установки, подавляющее большенство иваяний родилось в каменоломнях вулкана Рано-Рараку. В качестве мест добычи камня были облюбованы выходы твердых пород на почти отвесном юго-восточном склоне: нижний, продуктивный слой (непосредственно у естественной делювиальной осыпи), средний (несколько десятков метров над ней) и верхний (гребень кратера). Поражают масштабы происходившего. Кажется, что неведомые ваятели были настолько всесильны и настолько вдохновлены неведомой нам сейчас задачей, что их совершенно не смущали ни размеры изваяний, ни их количество, ни положение в пространстве   исходного материала.

      Поначалу пришедший сюда видит просто поросший травами откос и черно-серые скалы. Некоторое время спустя он обнаруживает, что изрезанные выемками скалы, через которые он все это время карабкается, не просто скалы и что он сейчас, например, стоит на чьей-то обширной впалой груди, а неподалеку в зарослях папоротника виднеется всплывающий из толщи камня характерный профиль с характерным носом и плотно поджатыми тонкими губами. Постепенно исследователь начинает различать окружающие формы и чувствовать себя мышонком, который решил прогуляться по пустому дому и был застигнут невесть откуда появившимися хозяевами. Но не надо бояться. Неведомые силы уже сотни лет назад погрузили этих великанов в глубокий сон. Что-то произошло здесь незадолго до появления европейцев. Встречаются и разбитые статуи. Есть и такие, которые не стали заканчивать из-за неудачно расположенного ксенолита трахибазальта, не поддающегося обработке рубилами из того же материала. Тело одного не законченного моаи и скалу, от которой он еще не отделен, пересекает трещина – след случившегося уже в историческое время землетрясения. Но все же большинство статуй не было закончено по какой-то иной причине. Тысячи каменных рубил брошено у колыбелей так и не родившихся исполинов. Некоторые готовые, полностью отшлифованные

3.

 

изваяния лежат на откосе – их явно спускали по склону вниз, к равнине, но почему-то тоже бросили на произвол судьбы. В самом воздухе, кажется, висит явственное ощущение бедствия, которое заставило внезапно прекратить все работы. Некоторые моаи – те, которые заросли лишайником,-  уже умерли.  Так во всяком случае говорят островитяне.

      Менее известны более сотни изваяний в кратере Рано – Рараку, которые своими размерами не уступают тем, что у подножия горы. Отличаются они только менее тщательной отделкой и тем, что изготавливались из тахилитовых туфов верхнего продуктивного горизонта и далее спускались на спинах только внутрь кратера для установки в ямы. 28 моаи до сих пор еще стоят более-менее вертикально лицом к центру кратера, причем, чем менее изваяние заглублено в грунт, тем более оно наклонено на спину. Никто не знает, зачем их здесь поставили. Все остальные моаи, рожденные на Рано –Рараку, изготовлены из туффитов и туфов андезитовых базальтов среднего и нижнего продуктивного горизонтов, они спускались только для дальнейшей транспортировки во все концы острова. Широко распространенное представление об огромных истуканов, неведомо как вознесенные на стометровые неприступные скалы, - это всего лишь миф, рожденный литературными преувеличениями. Их никто туда не возносил, они изготовлены на месте.

      Охраняют подступы к этому царству спящих монстров, стоящие спиной к центру вулкана огромные изваяния на делювиальной осыпи. Считают, что это единственные неповерженные в период смут моаи были поставлены здесь временно в открытые ямы для того, чтобы набело отделать спину. Затем их снова укладывали на склон, спускали к равнине, каким-то образом перетаскивали к берегу, а там ставили на аху. В 1680 году все работы были внезапно прекращены, последовавшие вскоре ливни вызвали сильные оползни грунта с горами обломочного материала и затупившихся инструментов. Оползни засыпали готовившиеся в путь статуи – некоторые почти по брови, некоторые по грудь, некоторые по шею. Отсюда, кстати, происходит представление о «пасхальных головах», хотя у моаи всегда есть туловище, усеченное на уровне бедер. Раскопанный в 1955 – 1956 годах 5,5 – метровый моаи №295, например, оказался ростом 11,8 м.

      Первые европейские путешественники застали уже статуи уже засыпанными. Судя по их рисункам, уровень грунта был тогда таким же, как и сейчас. Так и стоят они по сей день немыми свидетелями былого. Кто они, чьи черты таятся в их незрячих лицах? Кто, зачем и когда воздвиг их здесь, на забытом всеми маленьком островке? Как это делалось, как создали и перенесли на многие километры сотни этих неподъемных мегалитов?

                           

4.

                                             

                             Кто, как, когда.

      Свидетельства водителей фрегатов и более поздних исследователей, отрывочные сведения из фольклора и современные гипотезы предлагают следующие ответы на вопрос о том, кого изображают статуи. Это:

1) духи, 2) божества, 3) межевые столбы, 4) надгробия, 5) памятники знати и обожествляемым предкам, 6) украшения, 7) автопортреты космических пришельцев, 8) изображения роботов.

      На сегодняшний день твердо установлено, что моаи не были ни украшениями, ни тем более межевыми столбами. Они никогда не стояли на границах возделанных полей, а те моаи, которые и сейчас можно встретить вне каменоломен и вне окрестностей аху, лежат вдоль древних, частично мощеных, уходящих в океан дорог, по которым их, надо полагать, перетаскивали к местам установки. Некоторые моаи были, видимо, надгробьями – внутри по меньшей мере одного пьедестала есть захоронение, а другие изображали либо богов, либо духов (т.е. племя сверхъестественных существ рангом пониже), либо вполне конкретных исторических лиц ( т.е. эти статуи были стилизованными портретами людей). До наших дней дошли предания о том, что представители пасхальской знати заранее заказывали профессиональным ваятелям монумент, да чтобы он был побольше.

      Надо отметить, что все сказанное относится к «классическим» моаи, т.е. к моаи Среднего периода, которые изготавливались приблизительно с ХI по ХVII в. Раскопки обнаружили и совершенно другие, до этого никому не известные статуи Раннего периода. Некоторые из них удивительно походят на тиауанакские статуи из Южной Америки.

      Мегалитические скульптурные изображения сверхъестественных существ и просто людей – так можно кратко определить суть и назначение статуй острова Пасхи. Более точные сведения о моаи – кого как звали, кто в какой степени обладал магическими свойствами и по какому случаю был вознесен на пьедестал – могли бы дать только сами древние. Ученым доподлинно известно имя только одного небольшого моаи из культового центра Оронго: Хоа-Хака-Нана-Иа – «Рассекающий Волны». Он был главным божеством для всех племен Рапа-Нуи и пользовался большим уважением и авторитетом даже в период смут, называемый в преданиях «хури моаи» - «время, когда свергали статуи». 

      Оставленные на всех этапах изготовления статуи не дают пищи для экстравагантных предположений по поводу того, кто здесь работал. Люди, конечно. Не совсем ясно только какие именно: ханау еепе или ханау момоко. Потомки первых уверяют что они. Вполне возможно, так как почти каждый при желании может постичь азы этого искусства. Для изготовления статуи потребуется где-то 25 человек, побольше рубил, немного везения, год

5.

времени и бездна терпения – вот и все, что надо для изготовления моаи высотой с трехэтажный дом. Затем находят подходящий участок скалы и сотней миллионов ударов убирают все лишнее. Никаких необъяснимых загадок. А начинаются загадки сейчас, сразу же после окончания

каменотесных работ.

      Как спустить многотонный монолит с высокой неприступной скалы до ее подножия? Как перетащить его на другой конец острова? Как поднять на пьедестал? Как, наконец, установить на голову моаи пукао – гладкий «камешек» объемом несколько кубометров?

      На сегодняшний день перебрали, кажется, все без исключения возможные и все невозможные версии. Набралась, образно говоря, целая связка ключей, призванных отомкнуть дверь, за которой лежит долгожданная разгадка. Здесь все – от скованных мерками повседневности и практицизма всевозможных транспортных приспособлений до единодушно отвергаемой фольклорной версии о том, что истуканы шли сами при помощи некоей сверхъестественной силы (в Океании ее называют «манна»), и более популярного в наш просвещенный век предположения о том, что здесь не обошлось без космических пришельцев.

                             Люди, нечистая сила – или

                  все же  палеоастронавты?

      Самые крупные из перемещавшихся моаи, как известно, достигают высоты 10 – 12 м, но исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу их веса. Для одной и той же статуи называют величины 10, 20, 50 и даже 80 с лишним тонн. Более строгие расчеты объемов моаи с привлечением данных по материалам, из которых они изготовлены, показывают, что перемещавшиеся моаи весят от 2 до 4 тонн. Поэтому будем в дальнейшем считать, что ваятелям предстояло извлечь 40-тонный мегалит из тесной ниши, которая находится в 60 м над подножием почти отвесной скалы, а затем перенести его на трехметровый постамент на противоположном конце острова. Вот такие примерно такие дела творились на этом удивительном острове. И пусть никого не разочаровывает то, что самые крупные из пасхальных идолов весят не 80, а «всего» 40 тонн. Ваятели готовили в путь монстра ростом 21,8 м и массой около 350 тонн. В мире существует еще только одна цельнокаменная скульптура подобных размеров и веса (статуя Будды в Юго – Восточной Азии), но она в отличие от «королевского» моаи создана в местности, где никогда не было недостатка в рабочей силе.

      «Да, не просто даже без груза влезть по канату на макушку стоящего

6.

исполина. Но еще труднее понять, как могли втащить наверх и водрузить на голову огромную «шляпу», если учесть, что она тоже каменная и при объеме до 6 куб. метров весит столько же, сколько два взрослых слона. …Удивительнее всего то, что колоссы переносились по острову не в виде бесформенных глыб, не боявшихся толчков, а как закончены человеческие фигуры, тщательно обработанные и отшлифованные до блеска – от мочек ушей до лунок ногтей» (Т. Хейердал).

      «Однако возможен и другой подход к этой проблеме: может быть, статуи никто не тащил из кратера Рано-Рараку через весь остров? Иваяния для аху высекались поблизости в подходящей породе?» (Ф.П. Кренделев, А.М.Кондратов).

      В единичных случаях так и было. Но возле каждой из двух сотен аху нет индивидуальной каменоломни с серо-желтым туфом. Этот материал, из которого сделаны почти все изваяния на побережье, есть только на Рано-Рараку и еще в двух-трех местах. А если вспомнить про статуи, которые высекали в тесных «гротах» отвесной скалы, то трудно будет согласиться с предположением о том, что статуи никуда не передвигались и должны были быть воздвигнуты на том месте, где родились.

      Как здесь не вспомнить легенды острова, в которых есть смутные упоминания о «мане», магической силе, которой обладали не только вожди и пресловутая старуха с омаром, но и рядовые островитяне. Магических сил одного человека, конечно, было не достаточно для приведения в движение сорокатонного камня. Но собравшиеся вместе и объединившие свои силы островитяне совершали невероятное: статуя «оживала» и начинала перемещаться самостоятельно.

      Может быть, островитяне и в самом деле научились использовать какие-то аномальные природные явления, которые в силу своей редкости настолько мало изучены, что кажутся нам невозможными и даже еретическими? Или же изваяния о. Пасхи перемещали не люди, а гостившие на их маленькой, затерянной в безбрежном океане земле существа, технически несоизмеримо более могущественные, чем горстка людей каменного века? Так какой же из этих оставшихся двух ключей подойдет к древней загадке? Неизвестные физические свойства, присущие этому острову? Или все же палеоастронавты?

      Или дело обстоит намного проще, и дверь, за которой лежит разгадка, даже не заперта, просто она открывается в другую сторону?

      Не могут не существовать какие-то предельно простые и естественные способы обращения с этими мегалитами, иначе действительно придется предположить, что наша маленькая, затерянная в безбрежии пространств Земля еще в 3-м тысячелетии до н.э. подверглась прямо-таки нашествию пришельцев из космоса. Это они, помимо всего прочего, соорудили египетские пирамиды, Стоунхендж, Баальбекскую террасу и шесть веков подряд таскали с места на место истуканов о.Пасхи.

7.

      Загадка перемещения статуй по существу – самая простая из всех загадок острова. Здесь в нашем распоряжении имеются и место действия, и сами объекты транспортировки, и, наконец, общеизвестные законы механики.

                            

                             Спуск.

       Пока ваяли первые небольшие статуи из материала нижнего продуктивного горизонта, проблем не возникало. Угол естественного откоса делювиальной осыпи близок к углу трения лежащего на ней каменного блока, поэтому спуск моаи до равнины требовал небольших усилий. Но те статуи, которые высекались выше по обрыву, необходимо как-то спустить на делювий. Опора снизу исключается – высоко, к тому же склон под статуей представляет под собой действующую каменоломню. Остается единственный способ – опора на спущенные сверху канаты. Далее стоящая перед ваятелями задача диктует настолько однозначные способы ее решения, что можно без труда восстановить не только способы ее решения, но и их постепенную эволюцию.

      Перекинутый через гребень кратера и нагруженный десятками тонн канат в руках удержать не удастся. Механические устройства вроде кабестана, следы которого усматривают в совершенно неподходящем для этого месте, не только вряд ли возможны, но и совершенно не нужны с технической точки зрения. Вряд ли возможны потому, что островитянам не были известны ни колесо, ни гончарный круг, а не нужны потому, что при спуске с горы не требуется механизмов для увеличения мускульной силы и изменения направления ее действия, необходимо всего лишь погасить чрезмерную даровую силу (силу всего монолита), действующую на канат, имея возможность понемногу его подтравливать. Существует только одно приспособление, способное оказать такую услугу, столь же простое и естественно вытекающее из житейского опыта и столь же древнее, как и обыкновенный веревочный узел, - это кнехт. Кнехтом может быть любое дерево или свая – словом, любой хорошо закрепленный уступ, вокруг которого можно обмотать веревку. На свободный конец веревки будет действовать уже очень небольшая сила, все остальное за счет трения о кнехт передастся на опору, на которой он закреплен. И такие кнехты есть у каменоломен Рано-Рараку. Все исследователи их видели, трогали руками и даже отмечали, что они установлены явно по какому-то ранее намеченному плану, но никто так и не заметил, что это в первую очередь технические устройства – речь идет о самих статуях, стоящих в земле. Изваяния в кратере – это, если смотреть сугубо рационально, кнехты, которые принимали на себя вес монолита. Заглубленная всего на полтора метра статуя может вполне 

                                                                                                             

8.

соперничать по удерживающей силе со становым якорем крупного морского судна. Если обмотать оба, удерживающих статую каната вокруг двух или нескольких кнехтов и взять в руки их свободные концы, то всего два и даже один человек будет в состоянии спустить свободно подвешенную статую любого веса с любого отвесного обрыва. Но скалы на Рано-Рараку не отвесны, это намного усложняет задачу. Необходима сила, отклоняющая груз от скалы, иначе монолит будет ползти по склону, разрушая высекаемые статуи, и вскоре просто застрянет на каком-нибудь уступе. Приложить эту силу к монолиту можно только с помощью оттяжек. Самые ранние, небольшие статуи, которые высекались из камня самого нижнего продуктивного горизонта, оттягивались примитивно, вручную (рис.2). Но по иерее того как статуи становились больше по размерам и спускать их приходилось со все более высоких точек, людей для этого требовалось все больше и больше. Например, усилие на оттяжках для 40-тонного моаи, спускаемого с 60-метровой высоты, достигнет 49 тонн. Трудно себе представить, чтобы островитяне настолько себя утруждали, тем более, что у них было на кого переложить все хлопоты – на своих каменных истуканов. Если закрепить на статуях в кратере и на статуях, уже спущенных на делювиальную осыпь (здесь их не надо высекать специально, достаточно возложить временную тягловую повинность на моаи, дожидающихся своей очереди отправки к аху), пару канатов достаточного суммарного сечения, то получим своеобразную канатную дорогу, по которой статуя, сдерживаемая первой парой канатов, плавно спустится на осыпь. Мускульные усилия 500 островитян необходимы только на время постановки статуи на направляющие, за дальнейшим процессом спуска они могут наблюдать уже как зрители.                             

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.