на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Русская культура в период становления централизованного государства (XIV—XVII вв.)


Реферат: Русская культура в период становления централизованного государства (XIV—XVII вв.)

Русская культура в период становления централизованного государства (XIV-XVII вв.)


Содержание

1. Русская культура в период становления централизованного государства (XIV-XVII вв.)

1.1 Формирование культурно-хозяйственного центра вокруг Московского княжества (XIV-XV вв.)

1.2 Архитектура и изобразительное искусство России второй половины XV-XVII в.

1.3 Развитие древнерусской литературы (XIV-XVII вв.)

Список использованных источников


1. Русская культура в период становления централизованного государства (XIV-XVII вв.) 1.1 Формирование культурно-хозяйственного центра вокруг Московского княжества (XIV-XV вв.)

К началу XIV столетия прошло уже более полувека после установления монголо-татарского ига. Владычество Золотой Орды тяжелым бременем легло, прежде всего, на плечи широких слоев населения (крестьян и ремесленников), тормозило и усложняло политическое, социально-экономическое и культурное развитие Руси, но оно не могло остановить поступательного исторического процесса.

К концу XIII - началу XIV в. в северо-восточной части Руси усилилось и расширило свои пределы Московское княжество. Московские князья вступили в борьбу за титул великого князя Владимирского, дававший право считаться "старшим" среди остальных князей Руси. Основными сторонами в этой борьбе стали московские и тверские князья. Право на великое княжение Владимирское давалось Ордой попеременно то тем, то другим в целях ослабления соперничающих княжеств. Их борьба, перераставшая в кровавые военные столкновения, сопровождалась коварными избирательными убийствами приглашавшихся в Орду князей.

В состязании за первенство Твери и Москвы большую роль играл союз великокняжеской власти и церкви. При московском князе Иване Калите митрополит Петр перевел митрополичью кафедру из Владимира в Москву, первопрестольная стала церковной столицей всех русских земель.

Важной предпосылкой объединения русских земель явилось восстановление и укрепление хозяйственных связей между сопредельными княжествами и постепенное формирование негласного центра экономической жизни в Московском княжестве. Хозяйственно-экономическая интеграция русских земель, в которой были кровно заинтересованы все слои населения, требовала соответствующего политического оформления. Политика единодержавия становилась действительно концентрированным выражением экономики. Ордынское иго оказалось камнем преткновения для формирования экономически и политически мощного национального государства. Развернулась сплотившая все социальные слои борьба за свержение ненавистного ига.

Процесс восстановления хозяйства в растущем и политически укреплявшемся Московском княжестве шел быстрее, чем в других уделах. Крестьянами заново осваивались пустовавшие земли, от лесов расчищались будущие пашни. Появились многочисленные деревни. Постепенно восстанавливались старинные города и росли новые - Радонеж, Боровск, Серпухов, Кашира и др. В конце XIII - XIV в. активно возрождалось сильно подорванное монголо-татарским нашествием ремесленное производство, возобновилось литейное дело, восстанавливалась и расширялась торговля, росли торгово-ремесленные посады. Эти процессы сопровождались расцветом архитектуры и строительного дела на Руси в XIV в.

На процесс объединения страны влияли и другие мощные факторы, первостепенным среди которых являлось возрастающее стремление к свержению ордынского ига. Но для освобождения требовалось соединить усилия раздробленных частей страны в единый кулак. Возрастала заинтересованность населения в прекращении княжеских междоусобиц. О масштабе последних свидетельствует хотя бы тот факт, что с 1310 по 1390 г. произошло 19 междоусобных войн, в 10 из которых дело доходило до взятия городов. Важными предпосылками объединения были также сплачивающие все слои населения Руси общее православное вероисповедание, единая церковная организация во главе с митрополитом всея Руси, общность языка и норм права, восходивших к "Русской правде".

Причины возвышения Москвы, ставшей центром объединения земель, лежат и в ее географическом положении. Москва была построена в благодатном районе пашенного земледелия, чем объясняется довольно высокая плотность его населения. Московское княжество обладало большими людскими и экономическими ресурсами. Здесь завязался важный узел торговых путей: через Москва-реку и Оку центральное княжество имело выход к Волге, Дону и далее - в Азовское и Черное моря. Через систему протекающих к северу рек, между которыми пролегали "волоки", оно было связано с Новгородом и Балтикой.

При преемниках Ивана Калиты во второй половине XIV - первой половине XV в. значительно возросла роль Москвы как княжества, возглавившего процесс образования Русского централизованного государства. То, что именно московская великокняжеская власть оказалась единственной реальной силой, способной возглавить объединение разрозненных земель и дать организованный отпор Орде, наиболее отчетливо проявилось в двух главных исторических событиях этого периода - победе русских над Ордой на Дону (на Куликовом поле) под предводительством великого князя Московского Дмитрия Донского (1380) и окончательном одолении московскими князьями (преемниками Дмитрия Донского) в 30-летней феодальной войне удельно-княжеской и боярской оппозиции в Твери, Рязани, Суздале и ряде других уделов центрально-русского региона, которые были в конечном счете присоединены к Москве.

Развитие изобразительного искусства. Особого расцвета в конце XIV - первой половине XV в. достигло изобразительное искусство. В это время на Руси творили выдающиеся художники русского средневековья Феофан Грек и Андрей Рублев.

Феофан Грек (ок.1340 - после 1405) приехал из Византии в Новгород в 1370 г. Русь стала его второй родиной. Здесь художник прожил 35 лет и расписал более 40 церквей. В творчестве Грека соединились лучшие традиции византийского искусства и достижения русских мастеров. После Новгорода он с учениками работал в Москве. На фресках и иконах Феофан Грек изображал святых, погруженных в философскую созерцательность, полных внутреннего духовного напряжения. Лучшими его работами стали фрески церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде (1378) и часть икон иконостаса (Деисусный ряд) Благовещенского собора Московского Кремля (1405). Свободная манера письма Грека отличалась экспрессивностью, эмоциональностью. Белой краской он создавал блики на одеждах, в ликах ("движки"), подчеркивавшие духовное совершенство образов; красно-коричневой и желтой охрой оттенял их суровое, грозное начало.

В Москве Феофан Грек работал вместе с Андреем Рублевым (ок.1360-1370 - ок. 1427-1430). Нет в XV в. более славного имени, хотя перечень сохранившихся работ этого великого мастера относительно невелик. Будучи монахом Троице-Сергиева и Спасо-Андроникова монастырей, он участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля (Праздничный ряд, 1405), расписывал Успенский собор во Владимире (фреска "Страшный суд", 1408), создал знаменитый Звенигородский чин (иконы для иконостаса Успенского собора на Городке в Звенигороде, ок.1400), расписал иконостас Троицкого собора Троице - Сергиева монастыря и создал здесь знаменитую "Троицу" (1425). В последние годы жизни Андрей Рублев творил в Спасо-Андрониковом монастыре, где и был похоронен.

Живопись Андрея Рублева отличается от работ Феофана Грека теплым, мягким, светлым и спокойным колоритом, сдержанностью кисти, глубокой человечностью и лиризмом образов, несущих идеи прощения, заступничества и гармонии. Лучшее свое творение - "Троицу" - он написал "в память и похвалу" Сергию Радонежскому. Икона была поставлена близ гробницы святого в Троицком соборе монастыря, основанного преподобным. Даже этой единственной иконы "Троица" было бы достаточно для того, чтобы обессмертить его имя.

Изобразив Святую Троицу, Андрей Рублев воплотил в живописи мечту русского народа о мире, согласии, единстве. В период кровавых феодальных междоусобиц и ордынских набегов это было особенно важно. Единение, милосердие, жертвенная любовь Троицы - духовная основа, на которой зиждется мир. Эта икона была высоко оценена уже при жизни мастера и сама стала каноном русской живописной школы.

1.2 Архитектура и изобразительное искусство России второй половины XV-XVII в.

На первое место в художественной культуре второй половины XV-XVI в. выдвинулась архитектура, которая обладала наибольшими возможностями для выражения духа времени.

При Иване III (1440-1505) произошла, по существу, полная перестройка Кремля. Стены и башни, которые с переделками дожили до наших дней, были воздвигнуты в основном группой итальянских зодчих во главе с Пьетро Антонио Солари в 1485-1495 гг. Иноземные мастера сумели создать фортификационный комплекс в духе национальных традиций русского оборонного зодчества, придерживаясь плана старой крепости Дмитрия Донского и учитывая значение сложных башенных силуэтов в общем художественном звучании кремлевского ансамбля.

Группа итальянских зодчих приняла активное участие в реконструкции Кремля, обогатив русское искусство передовыми творческими и техническими идеями. Наиболее заметной фигурой в ней был Аристотель Фиораванти, которого так прозвали за "строительную мудрость". Ему было поручено самое ответственное задание - возведение кафедрального Успенского собора, центра архитектурной композиции Кремля. Для решения этой задачи Фиораванти посетил владимирский Успенский собор, который должен был послужить ему образцом.

Ориентация на владимиро-суздальское наследие вообще была характерна для московского искусства XV-XVI вв. Созданный по проекту Фиораванти в 1475-1479 гг. пятиглавый белокаменный храм действительно во многом напоминает владимирский собор. Вместе с тем в творении Фиораванти традиции владимиро-суздальского зодчества переработаны и переосмыслены с позиций строительного опыта и достижений преимущественно раннего итальянского Возрождения. В московском Успенском соборе торжествуют рационализм и геометрическая правильность форм, строгость и четкость пропорций. Необычайной цельностью отличается интерьер собора. В летописи говорится: "Бысть же та церковь чюдна велми величеством и высотою, светлостию и зъвоностию и пространством, такова же преже того не бывала на Руси". Спокойная мощь храма как нельзя лучше соответствовала замыслам Ивана III, желавшего создать в столице архитектурный символ молодого Русского государства.

Успенский собор надолго стал архитектурным образцом, на который ориентировались зодчие многих русских городов. В какой-то мере этот величественный храм оказал влияние и на работу другого итальянского архитектора - Алевиза Нового, который в 1505-1508 гг. построил кремлевский Архангельский собор, служивший усыпальницей русских царей. Весьма внушительное по размерам нарядное здание, отличается светским изяществом, пышностью фасада, декорированного с использованием мотивов ордерной архитектуры высокого Ренессанса.

Между Успенским и Архангельским соборами в тех же 1505-1508 гг. выросла колокольня работы Бона Фрязина - знаменитый "Иван Великий". Композиция колокольни основана на плавном нарастании постепенно сужающихся ярусов с пролетами для колоколов. После достройки в 1600 г. высота колокольни достигла 81 м.

Ряд оригинальных кремлевских сооружений был возведен русскими мастерами. Псковские и московские зодчие построили церковь Ризположения (1484-1485), Благовещенский собор (1484-1489), домовую церковь великих князей. Благовещенский собор представлял собой небольшой с изящными пропорциями храм, в своей конструкции и декоративном убранстве своеобразно сочетавший псковские, владимиро-суздальские и московские стилевые черты.

русская культура архитектура искусство

Жемчужиной великокняжеского дворца, строительство которого было закончено в начале XVI в., стала величественная Грановитая палата (названа так в связи с тем, что главный фасад был облицован граненым камнем), сооруженная в 1487-1491 гг. при участии итальянских мастеров. Построенная по типу трапезных монастырских палат, она предназначалась для различных дворцовых церемоний.

Крупнейшим достижением русской архитектурной мысли XVI-XVII вв. стали шатровые храмы - уникальное явление в мировом искусстве. Их появление было результатом внутреннего развития русского деревянного зодчества. От всех предыдущих эти храмы отличал каменный шатер. Ранее храмы завершались сводами и венчавшими их главами (куполами на барабанах). Правда, своды многих русских соборов XV в. все сильнее и сильнее вытягивались вверх, однако только в церкви Вознесения в Коломенском (1530-1532) впервые появилась законченная форма шатра.

Самая широкая часть церкви Вознесения образует в плане квадрат (четверик - первый ярус), на котором возведено основание "шатра" (восьмерик - второй ярус), в свою очередь, увенчанное восьмигранным конусом. Единство архитектурного замысла придает коломенской церкви подобие естественно развивающегося "живого организма", настолько закономерно и непринужденно из одного в другой "перетекают" ярусы храма.

Церковь Вознесения в Коломенском - не только первый, но и самый значительный памятник шатровой архитектуры. Стремительная вертикаль храма вознеслась на высоком холме в долине Москва-реки подобно церкви Покрова на Нерли, став неотъемлемой частью среднерусского пейзажа. В церкви Вознесения в Коломенском с наибольшей силой отразилось национальное начало в русской архитектуре. Л. Любимов в книге "Искусство Древней Руси" цитирует французского композитора Г. Берлиоза, описавшего свои впечатления от этого храма: "Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в Коломенском. Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел какой-то новый тип архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный".

Крупнейшим творением русского зодчества XVI в. стал Покровский собор на Рву, более известный как храм Василия Блаженного (1555-1561). Считают, что строителями-архитекторами Покровского собора являются мастера Барма и Постник. Собор возведен в ознаменование выдающегося события русской истории - взятия Казани в 1552 г. Центром ансамбля стала

увенчанная высоким шатром церковь Покрова Богородицы. Восемь столпообразных храмов разной высоты окружили ее со всех сторон, образовав крестообразную конструкцию.

Собор Василия Блаженного отличается яркой индивидуальностью и неповторимостью. Нет двух точек обзора, с которых он представлялся бы одинаковым. Со временем его облик менялся. В конце XVI в. появились нарядные луковичные главы, в XVII в. собор украсился яркой, праздничной, многоцветной раскраской, отражавшей эстетические вкусы того времени. В этой нарядности несколько растворилась исходная схема архитектурной композиции, но само сооружение не утратило величественности и торжественности. Собор Василия Блаженного стал неотъемлемой частью архитектурной панорамы столицы Руси, памятником творческого гения русского народа.

К концу XVI в. Москва разрослась. Столицу надо было укреплять, и с целью обороны вокруг нее началось сооружение третьего крепостного пояса - Белого города. Руководить работами поставили Федора Коня, прославившегося сооружением смоленского кремля.

Большое значение для развития градостроительного искусства имело монастырское строительство этого времени. Монастыри продолжали оставаться важными оборонительными пунктами, поэтому их крепостной архитектуре уделяли не меньше внимания, чем культовой. Великолепные ансамбли были созданы, в частности, в московских Ново-Девичьем и Симоновом монастырях, а также в Троице-Сергиевом, Пафнутьево-Боровском, Кирилло-Белозерском.

Зодчество второй половины XV-XVI в., судя по масштабам и разнообразию, по оригинальности архитектурных замыслов и высоте взлета творческой фантазии мастеров, является одним из самых ярких исторических достижений художественной культуры России.

Русской архитектуре XVII в. свойственно нарядное декоративное убранство зданий различных композиционных конструкций и назначения. Большинство светских построек отличали особая жизнерадостность и аристократическая направленность. Гражданское каменное строительство в этот период приобрело большой размах и развернулось в различных городах. Возводились жилые и хозяйственные постройки российской знати, дома духовных лиц и богатых посадских людей. Выдающимися сооружениями данного типа стали Теремной дворец Московского Кремля, дворец царя Алексея Михайловича в Саввино-Сторожевском монастыре, дома состоятельных купцов в Москве, Новгороде, Пскове, Нижнем Новгороде и других городах.

Светское каменное зодчество влияло и на культовую архитектуру. В 1630-1640-х гг. начал распространяться характерный для XVII в. тип бесстолпного храма с живописной асимметричной конструкцией. К числу лучших сооружений такого типа относятся московские церкви Рождества в Путинках (1649-1652) и Троицы в Никитниках (1623-1653). В отличие от многих храмов предыдущих веков, выглядевших возвышенно-строгими, эти церкви поражали необыкновенной живостью, пестротой, изобилием декоративных украшений экстерьера.

Реакцией церковных властей на подобные новшества стали ограничительные "правила", введенные патриархом Никоном для культовых сооружений и направленные на то, чтобы последние вернули себе былую строгость и духовную сосредоточенность.

В последней четверти XVII в. в русском зодчестве, несмотря на ограничительные регламентации, широко распространился стиль, именуемый московским барокко, или нарышкинским (многие храмы этого типа были построены по заказам бояр Нарышкиных). В "нарышкинской" архитектуре нашли отражение важные сдвиги, произошедшие в русской культуре. Они были стимулированы ее плодотворными контактами с культурами белорусских, украинских земель и Западной Европы. Последняя стала оказывать все более ощутимое воздействие на Московскую Русь, в том числе стилевыми инновациями в архитектуре и искусстве. Вместе с тем "московское барокко" - вполне оригинальное и самобытное художественное направление, порожденное естественным ходом общественного и культурного развития России.

Среди многочисленных сооружений "нарышкинского" стиля одной из лучших считается церковь Покрова в Филях (1690-1695). Это идеальное воплощение типа башнеобразной, слитой с колокольней церкви. Нарастание ярусов, уменьшающихся в объеме от лестничных площадок к венчающей храм "луковичной" главе, происходит плавно и естественно.

Каменному зодчеству Древней Руси на всем многовековом пути его развития сопутствовало деревянное зодчество. Выработанные им принципы и формы позже послужили русскому каменному строительству. Большинство дошедших до нас памятников деревянного зодчества относится к XVI-XVIII вв.

Великолепным образцом деревянной архитектуры был дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (1667-1668). К сожалению, примерно через сто лет он был разобран по приказу Екатерины II. Причудливые силуэты его построек, шатры и высокие кровли навевали современникам представления о сказочном городе. Яркая раскраска дворца и золоченая резьба архитектурных деталей усиливали это впечатление. Прославленный белорусский просветитель и поэт Симеон Полоцкий воспел красоту деревянного дворца, назвав его восьмым чудом света: Седьм дивных вещей древний мир читаше, Осьмый див сей дом время имать наше.

Популярной разновидностью деревянного культового зодчества издавна были шатровые храмы. В XVII в. начет ось повальное увлечение декоративной стороной архитектуры. Нередко мастера возводили многоглавые храмы и стилизовали сложное узорочье деревянной резьбы, что придавало архитектурному образу почти фантастический вид. Самый "изукрашенный" храм появился уже в начале XVIII в. - это 22-главая Преображенская церковь в Кижах на Онежском озере. Стройные луковичные главы над каждой ступенью пирамидальной композиции и крупная центральная глава придали сказочную выразительность силуэту уникального сооружения (В.А. Плугин).

И.Э. Грабарь писал: "Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства, приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм, - словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа".

В изобразительном искусстве Руси второй половины XV в. ведущую роль играло "рублевское" направление. Уже в творчестве Андрея Рублева, отказавшегося от византийской суровости и аскетизма, произошло обособление русской живописи. Этим было положено начало укреплению и дальнейшему обогащению общерусского стиля живописи, получившего широкое распространение в XVI и XVII вв. Наиболее выдающимся новатором-обновленцем в области русской иконописи в то время проявил себя Дионисий (ок.1440 - после 1502 - 1503), иконопись которого отличалась богатством цветовой гаммы. Он был признанным мастером, слыл любимым художником Ивана III, и именно ему поручили расписывать Благовещенский и Успенский соборы в Московском Кремле (росписи не сохранились). Среди современников слыл художником "мудрым" и "преизящным".

Важнейшим среди сохранившихся творений Дионисия считается цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Эти фрески, дошедшие до нашего времени почти полностью, образуют ансамбль удивительной красоты. Краски Дионисия прозрачностью и нежностью полутонов сродни акварели. В палитре мастера очень редко тот или иной цвет представлен во всю силу тона (как доминант колористической гаммы). Дионисий предпочитал легкие и радостные бирюзовые, светло-зеленые, нежнейшие розовые и лиловые цвета, переливающиеся и незаметно переходящие в сияющий белый. Они мозаично сочетались с густыми пурпурно-вишневыми и темно-коричневыми тонами. Объединенные яркой синевой лазурного фона краски создавали аккорд исключительной декоративной выразительности.

По своим идейным установкам Дионисий был близок к Иосифу Волоцкому, с которым поддерживал тесные отношения. Их объединяла любовь к искусству торжественно-праздничному, нарядно-декоративному, сочетавшемуся с пышной церковной обрядностью. Художник тяготел к созданию многофигурных композиций. Его иконописное искусство также отличают благородство и тонкое изящество персонажей, их "ангельский вид". Он как бы изображал одухотворенную, "очищенную" человеческую плоть, но в его искусстве почти на нет сведено аскетическое начало.

Будучи преемником Рублева, Дионисий оставался выдающимся и самобытным творцом, избравшим собственный путь и занявшим свое место в древнерусском искусстве. Так, для Рублева характерны четкая ритмическая организация живописной плоскости, заостренное внимание к человеческому лицу и тщательность его изображения. В произведениях Дионисия, прежде всего, привлекает цветовая гармония, напоминающая колористику импрессионистов. Его живопись словно создана для радостного любования подобно тому, как живопись Рублева предназначена для восхищенного и вдумчивого созерцания.

В целом влияние творчества Дионисия на древнерусское искусство было огромным, оно распространялось до середины следующего столетия как в монументальной и станковой живописи, так и в миниатюре и прикладном искусстве.

Во второй половине XV в. и особенно в XVI в. художникам приходилось все больше считаться с интересами государства. Личность мастера, его творчество подчинялись требованиям "текущего момента". В царствование Ивана Грозного (1547 - 1584) государство установило непосредственный контроль за развитием искусства. Во "избежание шатости в людях" Стоглавый собор 1551 г. выработал специальные правила для иконописи. В частности, отныне следовало копировать старые "греческие письма". На их основе были введены лицевые "подлинники" - образцы изображения отдельных святых и целых композиций. Требовалось, чтобы иконописцы писали "с древних образцов, а от самомышления бы своими догадками божества не описывали". Подобные меры тормозили развитие искусства, поощряли ремесленничество, бездумное механическое повторение.

Страницы: 1, 2


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.