на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Русский печной изразец


          Соликамских печей первой половины XVIII века не сохранилось. Многоизразцовые клейма в местном музее и несколько фотографий с утраченных печей дали возможность выполнить их реконструкции (рис…..)

37

 
          В фондах Екатеринбургского краеведческого музея хранится ряд изразцов, среди них несколько предметов печного набора, привезённые из Соликамска.

           Стенные изразцы, изразцы из пояса печи, а также отдельные колонки имеют белый фон, примитивную роспись голубой и синей эмалью.

          Хранятся здесь и изразцы, повторяющие широко распространённые на Руси мотивы, о которых говорилось в предыдущей главе. Это рельефные изображения сказочного животного – лютого грифа и воинственного всадника, по видимости, Александра Македонского, так как голову его венчает корона. Изразцы квадратной формы, с внушительными размерами 37х37, имеют пояснительные надписи. Покрыты они разноцветной поливой.

          Имеются также изразцы, снятые в самом Екатеринбурге, вероятно, изготовленные здесь же. Они представляют собой  гладкие без рель. Скромно украшен незатейливым орнаментом синего цвета изразцы из пояса и козырька печи, а стенной и угловой изразцы имеют лишь узкую рамку. Фон, как и у соликамских изразцов – белый. Вынуты все эти предметы из одной печи, о чем говорит единая цветовая гамма и одинаковое композиционное решение всех кафлей.

          О том, что в Екатеринбурге было собственное керамическое производство, свидетельствует запись в каталоге Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887года.

          Вот, что говорится в разделе: ''Полуфаянсовая, глиняная посуда и прочие изделия'':

''Фабрика в Екатеринбурге, при реке Исети. Заведует управляющий. 1 мастер, рабочих 15 человек, 3 живут при фабрике, остальные на стороне. Двигатели: 2 конных привода в 4 силы. Исполнительный механизм: 2 глиномялки бегуны, жернова и до 12 кругов ручных и ножных, 1 пресс. Для годового производства требуется: глины огнеупорной до 20 тонн пудов, кварца до 10 тонн пудов, глазури до 200 пудов, гончарной глины до 5 тонн пудов. Глина огнеупорная из Кунгура, гончарная Пермского уезда, глазурь итальянская. Изготавливается изразцов до 10 тыс шт. Средние по 50 коп., угли по 1 руб., кварцевого кирпича т. по 60 руб., огнеупорный обыкновенный по 25 руб., трубы огнеупорные и гончарные от 25 коп., чаши и раковины от 3 руб. и проч. Топливо: дров 4 куб. саж., хвои и пней до 50 куб. саж., каменного угля до 3тыс пуд. Сбыт преимущественно на Урале и в Сибири до Иркутска и часть в европейской России''1.

  38

 
Старинное уральское производство стало основой для последующего развития керамики. Фарфоро-фаянсовые производства на Урале в первой половине XIX века действовали помимо Екатеринбурга в Шадринске, Нижнем Тагиле, Перьми.

Гончарная традиция продолжается и сегодня в творчестве отдельных мастеров и целых промыслов, в авторских изделиях и тиражных промышленных вещах, обращаются к ней самодеятельные художники и детские студии.

''Очевидный аспект интереса к народному искусству, то что рукотворная вещи призвана разрушать стандартность нашего окружения, внести в окружающую среду элемент непосредственного человеческого чувства.

Для сохранения своей суть человеку необходимо иметь в своём окружении вещи, рукотворного происхождения. Это один из путей реализации высочайшей ценности – межчеловеческого общения. Имея дело с вещами стандартными, созданными машиной, человек теряет ощущение собственного духовного богатства''2 Эстетика природного материала познаётся мастерами в их будничной практике, в процессе изготовления изделий. Свойство и возможности материала ощущаются резкой, воспринимаются глазами, пробуждая в душе мастера желание творить. На керамике легче всего пронаблюдать, как рождается пластический образ, объединяющий материальную и духовную суть изделия.

1.Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки. Екатеринбург,1887г.С.10.

2. Капусдикас А.С. ''Уроки народного искусства'' М.,1986г. С. 40

 39

 
          Ручной труд мастера сочетает в себе различные стороны человеческой деятельности. Проявляя в неразрывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать и учить других, труд такого мастера наиболее полно реализует в себе целостного человека.

          Создатели керамических изделий, как правило, универсалы. Они много знают о глине, её составе и свойствах, умеют пользоваться гончарным кругом, умеют достигать необходимых температур в печах для обжига, владеют тайной изготовления поливы, словом, это художники и технологи одновременно.

          Таким мастером универсалом является Сергей Анатольевич Гаврилов, преподаватель Катайского педагогического училища. Он сам был выпускником художественно-графического отделения этого училища, после чего поступил в Нижнетагильский пед. Институт, по окончании которого, в том же 1984 году вернулся в пед училище в качестве преподавателя. Его предмет –художественная обработка материала. На уроках Сергея Анатольевича учащиеся пробуют свои силы в резьбе по дереву, в технике шпона, линогравюры и конечно же большой интерес для них представляет работа с глиной, с этим податливым материалом, способным будить фантазию и воплощать любые замыслы. Не случайно выбирают студенты для выполнения дипломных работ  - изготовление керамических изделий: среди них  - вазы, украшенные лепным рисунком, квасник в ''русском стиле'' с символическими изображениями рая и ада., мелкая пластика – фигурки людей и животных.

          Сам Сергей Анатольевич вплотную занялся керамикой около 3 –х лет назад. Срок не большой, но для творческого человека и в малый отрезок времени достижимы высокие результаты. На зональной выставке среди преподавателей и учащихся ХГО пед училищ. 1997 года он получил диплом I степени. Такие выставки проходят каждые два года, на прежних – Гаврилов выставлял свои живописные работы, но сейчас его творческое вдохновение воплощается в глине и на седьмую зональную выставку, которая будет проводиться в Башкирии, снова поедут керамические изделия.

  40

 
          Интересны все предметы, находящиеся в мастерской Сергея Анатольевича. С большим юмором выполнены 365 (по числу дней в году) фигурок, забавно изображающих различные жизненные ситуации. Каждую отдельную сценку составляют от двух до четырёх персонажей. За основу формы взят конус.

          Нельзя смотреть без улыбки на ''Поющих котов'' или деловитых ''Туристов''. Весело и самоиронично изобразил Гаврилов группу: ''Художник и модель''. Наталкивает на размышление композиция ''Белая ворона'', хотя и в ней есть доля юмора.

          Лирическое настроение навевают три ангела в белых, чуть мерцающих, одеждах. Эту работу Гаврилов планирует показать на ближайшей выставке.

          Интересуют мастера русские народные традиции, в них он черпает вдохновение, выполняя игрушки-свистульки, панно, состоящее из нескольких десятков глиняных плиток с рельефными изображениями по мотивам лубков (рис….)

          Эти нравоучительные, познавательные, весёлые картинки для народа, размноженные в сотнях экземпляров, издревле пользовались любовью не только в России, но и в других странах. Место и время их рождения теряется в дали столетий. Вслед за религиозной народной картинкой обрели право на самостоятельную жизнь листы светские – забавные карикатуры, рисунки на темы излюбленных песен, сказок, романов и повестей. Народным картинкам свойственна поэтическая образность содержания, крайняя вольность языка и, вместе с тем, нравственная чистота.

          Многообразные по темам, образам, эти картинку своеобразное свидетельство жизни и быта народа на протяжении многих столетий.

          Гаврилов использовал в своём панно наиболее распространенные на Руси XVIII века сюжеты  лубочных картинок. Это и аппозиционные листы раскольников, которые резко осуждали деятельность Петра I. Они изображали его в виде сидящего кота с аккуратно подстриженными усами и надписью, пародировавшей государев титул: ''Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский…''. И лубки с немецких и французских народных картинок и даже с гравюр профессиональных художников.  Среди действующих персонажей Полишинель, породивший впоследствии целую серию ''шутовских'' картинок. Дурачок и охальник с крючковатым носом сидит верхом на свинье. У него появляются сотоварищи – шуты Фарнос и Гонос, Фома и Ерёма, Парамошка и Савоська. и др. Здесь же изображения народных празднеств и гуляний: популярные на масленицу кулачные бои – ''стенка на стенку'', ''пляска'' медведя и козы под музыку поводырей.- ''Медведь с Козою прохлаждаются''. Существует серия любовных картинок. В них рассказывается о представителях всех сословий. ''Черныё глаз, поцелуй хоть раз'', - шепчет франт дворянин барышне, - ''тебя не убудет, а мне радости прибудет''. По примеру господ ухаживают и слуги: ''Душа, Танюшка, - просит лакей Ванюшка, - люби меня, будь во век моя''. ''Яков – кучер кухарку обнимает…'', ''Отдай мне ведра….'', - кричит дворнику судомойка и  т.д.

     41

 
          Немалое количество картинок посвящено было пьяницам и кабакам. Например, одна из них представляет похвалу хмеля: ''Аз есть хмель, высокая голова… Руки мои держат всю землю''. В центре изображен сам разросшийся хмель, а вокруг все беды, которые могут приключиться с пьяным богачом, монахом, работником.

          Выбор лубков в те давние времена был обширен. Каждый желающий мог выбрать картинку по своему вкусу и разумению. Вряд ли кто мог тогда предположить, что и через двести лет после своего рождения лубочный лист будет вызывать такой  живой интерес. Любопытен он не только учёным, специалистам – исследователям древности, но и современным мастерам, занимающимся декоративно-прикладным искусством. Интересен как своей техникой , так и сюжетным замыслом. Вот и Сергей Анатольевич в своем панно использовал образы с лубочных картинок. Несколько изменив структуру лубка, он вынес пояснительные надписи на отдельные плитки так, что получилось чередование изображений и текста. От этих глиняных рельефов веет теплом, задором, свойственным русской душе. Хочется подробно, во всех деталях, рассмотреть каждую сценку, обращая внимание на одежду персонажей, выражения их лиц, жесты, ведь выполнены они с большим мастерством.

 42

 
Немало времени потребовалось для тог, чтобы изучив материалы о лубке, создать это панно, включающее в себя 40 плиток – изображений и 14 – пояснений к ним. Выполнены плиты из местных глин, обжигались без применения поливы.

          У Гаврилова ещё множество задумок, которые предстоит выполнить в материале. Такие мастера, как Сергей Анатольевич, способствуют сохранению и развитию национальных традиций.

          Живое наследие традиции, естественно живущее в народе художественное мастерство – залог органического продолжения исторической традиции.

  43

 
Заключение.

          Устойчивость традиционных форм в народном декоративном искусстве объясняется стремлением народных мастеров исходить из ранее созданного, практически усовершенствованного и отстоявшегося образца, варьировать и шлифовать его.

          ''Народ… выбирает, сохраняет  и несёт, шлифуя на протяжении многих десятилетий, только самое ценное, самое гениальное''.1

          То, что традиция изразца продолжалась на протяжении длительного времени – подтверждает совершенство этого промысла.

          От доисторических времён детство человечества до дней космической эры обыкновенная глина всегда являлась первоосновой различных керамических изделий. Поливная керамика, облицовочные кирпичи и плитки вошли в декоративное убранство как внешнего вида зданий, так и интерьеров.

          Каждая эпоха вносила свои характерные особенности во внешний вид изразцов.

          После значительного расцвета производства древнерусской монументально-декоративной керамики в Киевской Руси наступает известный упадок. В дальнейшем, в XV-XVI веках русские гончары добились отдельных выдающихся достижений в искусстве керамики. Однако лишь во второй половине XVII века эти достижения были объединены и творчески переработаны в принципиально новой технике – майолике, получившей иные художественные качества. Развивавшаяся в русле традиций русского искусства, эта майолика носила яркий национальный характер. В развитии  русского изразцового дела в XVIII столетии можно наметить несколько периодов. В начале века наружная изразцовая облицовка постепенно исчезает, переходя в облицовку внутри помещения, что было вызвано изменениями в русском зодчестве того времени. Меняется облик и самих изразцов.  Постепенно исчезает рельеф, появляется гладкая белая поверхность с яркой и сочной

1.Калинин П. И. Об искусстве и литературе, М., 1957г. С.155-156.

  44

 
росписью, с преобладанием зеленого, коричневого, фиолетового и желтого цветов. Наряду с этим в первой половине века существовало производство белых кафельных плиток с синей росписью, подражающих голландским кафлям.

          В конце столетия в связи с изменениями интерьера и декора печей появляется новый тип изразцов. В их украшении преобладает орнаментальная роспись, которая вскоре уступает место белым рельефным изображениям на темы античной мифологии и соответствующему орнаменту.

Производство керамики, в основном архитектурной, в XIX – нас ХХ веках сосредоточилось  в нескольких  керамических мастерских, выполнявших отдельные заказы на уникальные украшения и стандартные декоративные детали.

          Русским изразцам примерно девятьсот лет. Сменились поколения, правители, но по-прежнему опытные гончары обжигали в горнах глиняные коробки без крышек, раскрашенные и разрисованные с одной стороны. Для людей, для их радости и удовольствия создавали художники –гончары невиданной красоты керамическое убранство. И это стремление столь благородно и естественно, что хотя бы уже   по этому изразцы должны жить и в будущем.

    45

 
Список литературы.

1.   Акунова Л.Ф., Крапивина В. А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий. М., 1983.

2.   Барадулин В.А., Сидоренко В. Т. Подсобные художественные промыслы России. М.,1982.

3.   Баранова С.А. Изразцовое действо://Родина, 1994,№1С. 114-116//

4.   Баранова С. А. Рукодельных хитростей изрядные изыскатели: //Родина, 1994,№2С 77-79//

5.   Белов В. И. Лад. Очерки о народной эстетике: печники, гончары, М., 1982.

    С. 49-52

6.   Бусева-Давыдова И.Л. Древнерусское жилище://Иск-во, 1996,№2.С. 7-9//

7.   Габриэль Г., Симулин А. Керамика в интерьере://Декоративное искусство. 1985,№4, С. 38-41.//

8.   Иванов-Городов Н.Н. Производство печных изразцов. М., 1948

9.   Иманов Г.М., Косов В.М., Смирнов Г.В. Производство художественной керамики. М., 1985

10.       Капцедикас А. С. Искусство и ремесло. М.,1977

11.       Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки: гр. 142 полуфаянсовая, глиняная посуда  и пр. изделия. Екатеринбург, 1887.

12.       Ковалёв В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи .М., 1992, С 63-65.

13.       Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI –XVII столетиях, М, 1992

14.       Левко Н. Витебские изразцы XIV – XVIII в. Минск, 1981

15.       Малолетков В. Борьба с глиной://Культура, 199521/I.С. 4//

16.       Маслих СА. Русское изразцовое искусство XV-XIXв. М.,1983

17.       Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: сказ про поливной изразец. М., 1983, С. 63-75

18.       Немцова Н.И. Исследование и реставрация русских изразцовых печей XVII-XVIII вв. М, 1989

19.      

       46

 
Овсянников Ю.М. Солнечные плитки. Рассказы об изразцах.М.,1967.

20.       Овсянников Ю.М.Лубок. Русские народные картинки XVII-XVIIIвв.М., 1968

21.       Павловский В.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. М., 1975.

22.       Панкеев И.А. От крестин и до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа: дворы и дома. М., 1997, С.158

23.       Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы.М.,1984.

24.       Пруслина К.Н. Русская керамика кон. XIX – нач. ХХ в. М., 1974

25.       Русское декоративное искусство. В 3 т. ред. Леонова А.И. , М.,1962-65

26.       Рябцев Ю.С. Мир русского крестьянства: крестьяне, жилище и утварь//Преподавание истории в школе, 1995, №3.С.62-66//

27.       Сагалатов В.В. Производство печных изразцов. М., 1949

28.       Семёнова М. Мы славяне: Огонь Сварожич; начнём от печки. С-Пр, 1997, С. 35-8; 170-178

29.       Семёнова М. У очага наших предков://Очаг, 1993,№5-6, С. 4-8//

30.       Сергиенко И.И. Сюжеты и орнаменты русских изразцов XVIII века://Памятники русской народной культуры XVII-XVIIIвв., М, 1990 С. 29//

31.       Спегальский Ю.П. Декор псковских изразцовых печей XVII в. (Каталог выставки) Псков, 1976.

32.       Теребилов П.С. Искусство из глины: //Усадьба, 1995, №3, С. 36-37//

33.       Тикибаева С.С., Ахметов С.Ф. Секреты древних глазурей://Природа, 1991,№3С. 50-55//

34.       Топоркова А.М. Хлеб да соль: о символике жилища //Родина, 1994,№9, С, 118-119//

35.        Федотов Г.Я. Послушная глина .М., 1997

36.       Филичко А.Ф. Как сложить печь. Челябинск, 1991

37.       Чикильдин С.А. Художественное оформление гончарных изделий и производство изразцов. М., 1948

38.       Чикильдин С.А. Производство изразцов и облицовочных плиток. М., 1953.

         47

 
Список иллюстраций.

1.   Типы румп: а) коробчатая XVI-XVII в-в;

                          б) отступающая от краёв изразца XVII-ХIX в-в;

                          в) коробчатая XVIII-ХIX в-в

2.   Профили стенок  румп, отступающих от краев изразца:

                          а) Москва и Центральная Россия.

                          б) в) Великий Устюг и Тотьма;

                         г) Александровская слобода;

                         д) Петербург.

3-4. Красные широкорамочные печные изразцы. Конец XVI- первая половина XVII в.

5-6. Муравленые изразцы московского производства из декора Троицкой церкви в Костроме 1645-1650г.

7-8. Расписные печные изразцы петербургского производства. 10-20-е годы XVIII в.

9-10 Расписные печные изразцы московского производства. Вторая треть XVIIIв.

11-12. Расписной печной изразец московского производства. Вторая половина XVIIIв.

13-15. Расписные печные изразцы с синей росписью. Третья четверть XIXв. Изразцы Соликамского производства.

16. Печное клеймо из девяти рельефных изразцов из печи жилого дома в Соликамске. Первая четверть XVIIIв.

17. Фрагмент фриза из рельефных изразцов Богоявленской церкви  в Соликамске. 1687.

18. Расписной печной изразец с синей росписью Балахнинского производства. Последняя четверть XVIII в.

19. Расписной печной изразец с синей росписью Соликамского производства. Последняя четверть XVIII в.

    48

 
20. Печь, облицованная рельефными изразцами с росписью. Первая половина XVIII в. Реконструкция.

21. Печь, облицованная рельефными изразцами с росписью. Первая поло вина XVIII в. Реконструкция.

Изразцы Екатеринбургского краеведческого музея.

22-23. Изразцы полихромные. Начало XVIII в.

24. Печной набор расписных изразцов с синей росписью Соликамского производства. Последняя четверть XVIIIв.

25. Печной набор расписных изразцов с синей росписью Екатеринбургского производства. XIXв.

26-26. Фрагменты панно мастера –керамиста С.А. Гаврилова.

Министерство общего и профессионального образования

 Российской Федерации

Уральский Государственный Университет им. А.М. Горького

Факультет искусствоведения и культурологии

Кафедра истории искусств

Русский печной изразец

     Допустить к защите:                                                   Дипломная работа

    Зав. кафедрой                                                               студентки V курса

                                                                                           Кабановой  Ирины

                                                                                           Анатольевны

                                                  

                                                                                           Научный руководитель

         Преподаватель кафедры

                                                                                           музееведения

                                                                                                                                   Гончаров Юрий

                                                                                           Анатольевич

Екатеринбург

1999г.

Оглавление.

Введение.                                                                                    2-4

Глава I. О керамике и изразце.                                                5-8

Глава II. Символика печи. Эволюция форм.                        9-16

Глава III. Из истории изразца.                                                 17-34

Глава IV. Уральский изразец. Керамика сегодня.             35-42

Заключение.                                                                               43-44

Список литературы.                                                              45-46

Список иллюстраций.                                                           47-48

Иллюстрации.                                                                        49-64


Страницы: 1, 2, 3, 4


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.