![]() |
|
|
Реферат: Русский печной изразецСоликамских печей первой половины XVIII века не сохранилось. Многоизразцовые клейма в местном музее и несколько фотографий с утраченных печей дали возможность выполнить их реконструкции (рис…..)
Стенные изразцы, изразцы из пояса печи, а также отдельные колонки имеют белый фон, примитивную роспись голубой и синей эмалью. Хранятся здесь и изразцы, повторяющие широко распространённые на Руси мотивы, о которых говорилось в предыдущей главе. Это рельефные изображения сказочного животного – лютого грифа и воинственного всадника, по видимости, Александра Македонского, так как голову его венчает корона. Изразцы квадратной формы, с внушительными размерами 37х37, имеют пояснительные надписи. Покрыты они разноцветной поливой. Имеются также изразцы, снятые в самом Екатеринбурге, вероятно, изготовленные здесь же. Они представляют собой гладкие без рель. Скромно украшен незатейливым орнаментом синего цвета изразцы из пояса и козырька печи, а стенной и угловой изразцы имеют лишь узкую рамку. Фон, как и у соликамских изразцов – белый. Вынуты все эти предметы из одной печи, о чем говорит единая цветовая гамма и одинаковое композиционное решение всех кафлей. О том, что в Екатеринбурге было собственное керамическое производство, свидетельствует запись в каталоге Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887года. Вот, что говорится в разделе: ''Полуфаянсовая, глиняная посуда и прочие изделия'': ''Фабрика в Екатеринбурге, при реке Исети. Заведует управляющий. 1 мастер, рабочих 15 человек, 3 живут при фабрике, остальные на стороне. Двигатели: 2 конных привода в 4 силы. Исполнительный механизм: 2 глиномялки бегуны, жернова и до 12 кругов ручных и ножных, 1 пресс. Для годового производства требуется: глины огнеупорной до 20 тонн пудов, кварца до 10 тонн пудов, глазури до 200 пудов, гончарной глины до 5 тонн пудов. Глина огнеупорная из Кунгура, гончарная Пермского уезда, глазурь итальянская. Изготавливается изразцов до 10 тыс шт. Средние по 50 коп., угли по 1 руб., кварцевого кирпича т. по 60 руб., огнеупорный обыкновенный по 25 руб., трубы огнеупорные и гончарные от 25 коп., чаши и раковины от 3 руб. и проч. Топливо: дров 4 куб. саж., хвои и пней до 50 куб. саж., каменного угля до 3тыс пуд. Сбыт преимущественно на Урале и в Сибири до Иркутска и часть в европейской России''1.
Гончарная традиция продолжается и сегодня в творчестве отдельных мастеров и целых промыслов, в авторских изделиях и тиражных промышленных вещах, обращаются к ней самодеятельные художники и детские студии. ''Очевидный аспект интереса к народному искусству, то что рукотворная вещи призвана разрушать стандартность нашего окружения, внести в окружающую среду элемент непосредственного человеческого чувства. Для сохранения своей суть человеку необходимо иметь в своём окружении вещи, рукотворного происхождения. Это один из путей реализации высочайшей ценности – межчеловеческого общения. Имея дело с вещами стандартными, созданными машиной, человек теряет ощущение собственного духовного богатства''2 Эстетика природного материала познаётся мастерами в их будничной практике, в процессе изготовления изделий. Свойство и возможности материала ощущаются резкой, воспринимаются глазами, пробуждая в душе мастера желание творить. На керамике легче всего пронаблюдать, как рождается пластический образ, объединяющий материальную и духовную суть изделия. 1.Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки. Екатеринбург,1887г.С.10. 2. Капусдикас А.С. ''Уроки народного искусства'' М.,1986г. С. 40
Создатели керамических изделий, как правило, универсалы. Они много знают о глине, её составе и свойствах, умеют пользоваться гончарным кругом, умеют достигать необходимых температур в печах для обжига, владеют тайной изготовления поливы, словом, это художники и технологи одновременно. Таким мастером универсалом является Сергей Анатольевич Гаврилов, преподаватель Катайского педагогического училища. Он сам был выпускником художественно-графического отделения этого училища, после чего поступил в Нижнетагильский пед. Институт, по окончании которого, в том же 1984 году вернулся в пед училище в качестве преподавателя. Его предмет –художественная обработка материала. На уроках Сергея Анатольевича учащиеся пробуют свои силы в резьбе по дереву, в технике шпона, линогравюры и конечно же большой интерес для них представляет работа с глиной, с этим податливым материалом, способным будить фантазию и воплощать любые замыслы. Не случайно выбирают студенты для выполнения дипломных работ - изготовление керамических изделий: среди них - вазы, украшенные лепным рисунком, квасник в ''русском стиле'' с символическими изображениями рая и ада., мелкая пластика – фигурки людей и животных. Сам Сергей Анатольевич вплотную занялся керамикой около 3 –х лет назад. Срок не большой, но для творческого человека и в малый отрезок времени достижимы высокие результаты. На зональной выставке среди преподавателей и учащихся ХГО пед училищ. 1997 года он получил диплом I степени. Такие выставки проходят каждые два года, на прежних – Гаврилов выставлял свои живописные работы, но сейчас его творческое вдохновение воплощается в глине и на седьмую зональную выставку, которая будет проводиться в Башкирии, снова поедут керамические изделия.
Нельзя смотреть без улыбки на ''Поющих котов'' или деловитых ''Туристов''. Весело и самоиронично изобразил Гаврилов группу: ''Художник и модель''. Наталкивает на размышление композиция ''Белая ворона'', хотя и в ней есть доля юмора. Лирическое настроение навевают три ангела в белых, чуть мерцающих, одеждах. Эту работу Гаврилов планирует показать на ближайшей выставке. Интересуют мастера русские народные традиции, в них он черпает вдохновение, выполняя игрушки-свистульки, панно, состоящее из нескольких десятков глиняных плиток с рельефными изображениями по мотивам лубков (рис….) Эти нравоучительные, познавательные, весёлые картинки для народа, размноженные в сотнях экземпляров, издревле пользовались любовью не только в России, но и в других странах. Место и время их рождения теряется в дали столетий. Вслед за религиозной народной картинкой обрели право на самостоятельную жизнь листы светские – забавные карикатуры, рисунки на темы излюбленных песен, сказок, романов и повестей. Народным картинкам свойственна поэтическая образность содержания, крайняя вольность языка и, вместе с тем, нравственная чистота. Многообразные по темам, образам, эти картинку своеобразное свидетельство жизни и быта народа на протяжении многих столетий. Гаврилов использовал в своём панно наиболее распространенные на Руси XVIII века сюжеты лубочных картинок. Это и аппозиционные листы раскольников, которые резко осуждали деятельность Петра I. Они изображали его в виде сидящего кота с аккуратно подстриженными усами и надписью, пародировавшей государев титул: ''Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский…''. И лубки с немецких и французских народных картинок и даже с гравюр профессиональных художников. Среди действующих персонажей Полишинель, породивший впоследствии целую серию ''шутовских'' картинок. Дурачок и охальник с крючковатым носом сидит верхом на свинье. У него появляются сотоварищи – шуты Фарнос и Гонос, Фома и Ерёма, Парамошка и Савоська. и др. Здесь же изображения народных празднеств и гуляний: популярные на масленицу кулачные бои – ''стенка на стенку'', ''пляска'' медведя и козы под музыку поводырей.- ''Медведь с Козою прохлаждаются''. Существует серия любовных картинок. В них рассказывается о представителях всех сословий. ''Черныё глаз, поцелуй хоть раз'', - шепчет франт дворянин барышне, - ''тебя не убудет, а мне радости прибудет''. По примеру господ ухаживают и слуги: ''Душа, Танюшка, - просит лакей Ванюшка, - люби меня, будь во век моя''. ''Яков – кучер кухарку обнимает…'', ''Отдай мне ведра….'', - кричит дворнику судомойка и т.д.
Выбор лубков в те давние времена был обширен. Каждый желающий мог выбрать картинку по своему вкусу и разумению. Вряд ли кто мог тогда предположить, что и через двести лет после своего рождения лубочный лист будет вызывать такой живой интерес. Любопытен он не только учёным, специалистам – исследователям древности, но и современным мастерам, занимающимся декоративно-прикладным искусством. Интересен как своей техникой , так и сюжетным замыслом. Вот и Сергей Анатольевич в своем панно использовал образы с лубочных картинок. Несколько изменив структуру лубка, он вынес пояснительные надписи на отдельные плитки так, что получилось чередование изображений и текста. От этих глиняных рельефов веет теплом, задором, свойственным русской душе. Хочется подробно, во всех деталях, рассмотреть каждую сценку, обращая внимание на одежду персонажей, выражения их лиц, жесты, ведь выполнены они с большим мастерством.
У Гаврилова ещё множество задумок, которые предстоит выполнить в материале. Такие мастера, как Сергей Анатольевич, способствуют сохранению и развитию национальных традиций. Живое наследие традиции, естественно живущее в народе художественное мастерство – залог органического продолжения исторической традиции.
Устойчивость традиционных форм в народном декоративном искусстве объясняется стремлением народных мастеров исходить из ранее созданного, практически усовершенствованного и отстоявшегося образца, варьировать и шлифовать его. ''Народ… выбирает, сохраняет и несёт, шлифуя на протяжении многих десятилетий, только самое ценное, самое гениальное''.1 То, что традиция изразца продолжалась на протяжении длительного времени – подтверждает совершенство этого промысла. От доисторических времён детство человечества до дней космической эры обыкновенная глина всегда являлась первоосновой различных керамических изделий. Поливная керамика, облицовочные кирпичи и плитки вошли в декоративное убранство как внешнего вида зданий, так и интерьеров. Каждая эпоха вносила свои характерные особенности во внешний вид изразцов. После значительного расцвета производства древнерусской монументально-декоративной керамики в Киевской Руси наступает известный упадок. В дальнейшем, в XV-XVI веках русские гончары добились отдельных выдающихся достижений в искусстве керамики. Однако лишь во второй половине XVII века эти достижения были объединены и творчески переработаны в принципиально новой технике – майолике, получившей иные художественные качества. Развивавшаяся в русле традиций русского искусства, эта майолика носила яркий национальный характер. В развитии русского изразцового дела в XVIII столетии можно наметить несколько периодов. В начале века наружная изразцовая облицовка постепенно исчезает, переходя в облицовку внутри помещения, что было вызвано изменениями в русском зодчестве того времени. Меняется облик и самих изразцов. Постепенно исчезает рельеф, появляется гладкая белая поверхность с яркой и сочной 1.Калинин П. И. Об искусстве и литературе, М., 1957г. С.155-156.
В конце столетия в связи с изменениями интерьера и декора печей появляется новый тип изразцов. В их украшении преобладает орнаментальная роспись, которая вскоре уступает место белым рельефным изображениям на темы античной мифологии и соответствующему орнаменту. Производство керамики, в основном архитектурной, в XIX – нас ХХ веках сосредоточилось в нескольких керамических мастерских, выполнявших отдельные заказы на уникальные украшения и стандартные декоративные детали. Русским изразцам примерно девятьсот лет. Сменились поколения, правители, но по-прежнему опытные гончары обжигали в горнах глиняные коробки без крышек, раскрашенные и разрисованные с одной стороны. Для людей, для их радости и удовольствия создавали художники –гончары невиданной красоты керамическое убранство. И это стремление столь благородно и естественно, что хотя бы уже по этому изразцы должны жить и в будущем.
1. Акунова Л.Ф., Крапивина В. А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий. М., 1983. 2. Барадулин В.А., Сидоренко В. Т. Подсобные художественные промыслы России. М.,1982. 3. Баранова С.А. Изразцовое действо://Родина, 1994,№1С. 114-116// 4. Баранова С. А. Рукодельных хитростей изрядные изыскатели: //Родина, 1994,№2С 77-79// 5. Белов В. И. Лад. Очерки о народной эстетике: печники, гончары, М., 1982. С. 49-52 6. Бусева-Давыдова И.Л. Древнерусское жилище://Иск-во, 1996,№2.С. 7-9// 7. Габриэль Г., Симулин А. Керамика в интерьере://Декоративное искусство. 1985,№4, С. 38-41.// 8. Иванов-Городов Н.Н. Производство печных изразцов. М., 1948 9. Иманов Г.М., Косов В.М., Смирнов Г.В. Производство художественной керамики. М., 1985 10. Капцедикас А. С. Искусство и ремесло. М.,1977 11. Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки: гр. 142 полуфаянсовая, глиняная посуда и пр. изделия. Екатеринбург, 1887. 12. Ковалёв В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи .М., 1992, С 63-65. 13. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI –XVII столетиях, М, 1992 14. Левко Н. Витебские изразцы XIV – XVIII в. Минск, 1981 15. Малолетков В. Борьба с глиной://Культура, 199521/I.С. 4// 16. Маслих СА. Русское изразцовое искусство XV-XIXв. М.,1983 17. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: сказ про поливной изразец. М., 1983, С. 63-75 18. Немцова Н.И. Исследование и реставрация русских изразцовых печей XVII-XVIII вв. М, 1989 19.
20. Овсянников Ю.М.Лубок. Русские народные картинки XVII-XVIIIвв.М., 1968 21. Павловский В.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. М., 1975. 22. Панкеев И.А. От крестин и до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа: дворы и дома. М., 1997, С.158 23. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы.М.,1984. 24. Пруслина К.Н. Русская керамика кон. XIX – нач. ХХ в. М., 1974 25. Русское декоративное искусство. В 3 т. ред. Леонова А.И. , М.,1962-65 26. Рябцев Ю.С. Мир русского крестьянства: крестьяне, жилище и утварь//Преподавание истории в школе, 1995, №3.С.62-66// 27. Сагалатов В.В. Производство печных изразцов. М., 1949 28. Семёнова М. Мы славяне: Огонь Сварожич; начнём от печки. С-Пр, 1997, С. 35-8; 170-178 29. Семёнова М. У очага наших предков://Очаг, 1993,№5-6, С. 4-8// 30. Сергиенко И.И. Сюжеты и орнаменты русских изразцов XVIII века://Памятники русской народной культуры XVII-XVIIIвв., М, 1990 С. 29// 31. Спегальский Ю.П. Декор псковских изразцовых печей XVII в. (Каталог выставки) Псков, 1976. 32. Теребилов П.С. Искусство из глины: //Усадьба, 1995, №3, С. 36-37// 33. Тикибаева С.С., Ахметов С.Ф. Секреты древних глазурей://Природа, 1991,№3С. 50-55// 34. Топоркова А.М. Хлеб да соль: о символике жилища //Родина, 1994,№9, С, 118-119// 35. Федотов Г.Я. Послушная глина .М., 1997 36. Филичко А.Ф. Как сложить печь. Челябинск, 1991 37. Чикильдин С.А. Художественное оформление гончарных изделий и производство изразцов. М., 1948 38. Чикильдин С.А. Производство изразцов и облицовочных плиток. М., 1953.
1. Типы румп: а) коробчатая XVI-XVII в-в; б) отступающая от краёв изразца XVII-ХIX в-в; в) коробчатая XVIII-ХIX в-в 2. Профили стенок румп, отступающих от краев изразца: а) Москва и Центральная Россия. б) в) Великий Устюг и Тотьма; г) Александровская слобода; д) Петербург. 3-4. Красные широкорамочные печные изразцы. Конец XVI- первая половина XVII в. 5-6. Муравленые изразцы московского производства из декора Троицкой церкви в Костроме 1645-1650г. 7-8. Расписные печные изразцы петербургского производства. 10-20-е годы XVIII в. 9-10 Расписные печные изразцы московского производства. Вторая треть XVIIIв. 11-12. Расписной печной изразец московского производства. Вторая половина XVIIIв. 13-15. Расписные печные изразцы с синей росписью. Третья четверть XIXв. Изразцы Соликамского производства. 16. Печное клеймо из девяти рельефных изразцов из печи жилого дома в Соликамске. Первая четверть XVIIIв. 17. Фрагмент фриза из рельефных изразцов Богоявленской церкви в Соликамске. 1687. 18. Расписной печной изразец с синей росписью Балахнинского производства. Последняя четверть XVIII в. 19. Расписной печной изразец с синей росписью Соликамского производства. Последняя четверть XVIII в.
21. Печь, облицованная рельефными изразцами с росписью. Первая поло вина XVIII в. Реконструкция. Изразцы Екатеринбургского краеведческого музея. 22-23. Изразцы полихромные. Начало XVIII в. 24. Печной набор расписных изразцов с синей росписью Соликамского производства. Последняя четверть XVIIIв. 25. Печной набор расписных изразцов с синей росписью Екатеринбургского производства. XIXв. 26-26. Фрагменты панно мастера –керамиста С.А. Гаврилова. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Уральский Государственный Университет им. А.М. ГорькогоФакультет искусствоведения и культурологии Кафедра истории искусствРусский печной изразецДопустить к защите: Дипломная работаЗав. кафедрой студентки V курса Кабановой Ирины АнатольевныНаучный руководительПреподаватель кафедрымузееведения Гончаров Юрий АнатольевичЕкатеринбург 1999г. Оглавление. Введение. 2-4 Глава I. О керамике и изразце. 5-8 Глава II. Символика печи. Эволюция форм. 9-16 Глава III. Из истории изразца. 17-34 Глава IV. Уральский изразец. Керамика сегодня. 35-42 Заключение. 43-44 Список литературы. 45-46 Список иллюстраций. 47-48 Иллюстрации. 49-64 |
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |