Яков Александрович Протазанов родился в
1881 году, в Москве, в мещанской среде. Окончил Московское коммерческое
училище Работа служащего конторы его не увлекала, поэтому, получив небольшое
наследство, он уезжает за границу путешествовать и в Париже посещает студию
"Патэ". И все же приход Протазанова в кино (1907) внешне выглядел
поступком случайным, даже легкомысленным. Родные и друзья знали, что молодого
человека увлекает карьера инженера. Поступив переводчиком в московскую кинофирму
"Глория", будущий режиссер, возможно, и сам считал этот шаг случайным
эпизодом, продиктованным скорее любопытством к новому виду искусства, который
уже в ту пору величали "чудом XX века". Тем не менее, испробовав
несколько профессий, Протазанов пробует себя в качестве сценариста. Любовь к
литературе, поэзии помогла ему довольно скоро обратить на себя внимание
серьезностью трактовок. И вот он уже режиссер. До эмиграции (1920) Протазанов
снял около 80 фильмов. Имя его получает широкую известность. В череде
киноподенщины ему удается создать несколько картин, ставших для своего
времени настоящими кинооткрытиями, отмеченных актуальностью проблематики, изобразительностью
режиссуры, художественным вкусом и смелостью в поисках построения кадра, мизансцены
и законов монтажа, Следование за идейным смыслом литературного источника
сочетается у него с пытливой работой по выявлению средствами кино
художественной фактуры произведения Протазанов открыл для экрана ряд
выдающихся актерских имен: И. Мозжухин, О. Гзовская, В. Орлова, П. Бакшеев и др.
Будучи горячим поклонником Художественного театра, режиссер не скрывает в
своем творчестве ориентации на метод прославленного коллектива. Прежде всего
это ощущается в тщательной психологической разработке характера и мотивов его
поведения, что, в свою очередь, заставляет режиссера выбирать темы для своих
картин по принципу их общественной значимости. Отсюда интерес Протазанова к
серьезной литературе, к классике. "Война и мир" (1915, совместно. с В.
Гардиным), "Николай Ставрогин" ("Бесы", 1915), "Пиковая
дама" (1916), "Семейное счастье" по А Толстому (1916), "Андрей
Кожухов" по Степняку-Кравчинскому (1917). В 1918 г. Протазанов ставит одну
из лучших своих картин "Отец Сергий" с постоянным и любимым актером И.
Мозжухиным в главной роли. Этому фильму суждено было достойно венчать конец
важного периода как в становлении русского кино, так и в биографии самого
режиссера. Шедевр Протазанова, не утративший и сегодня своего художественного
впечатления, убедительно доказывал, что в лице Протазанова мировой кинематограф
приобрел одного из выдающихся мастеров набиравшего силу экранного искусства, тонкого
и самобытного художника. Поэтому, оказавшись за рубежом (Париж, Берлин), русский
мэтр получает приглашения лучших киностудий, где и снимает шесть картин
Творчество режиссера в эти годы не прошло бесследно для его французских и
немецких коллег, можно смело говорить о влиянии его искусства на творческий
рост этих кинематографий (особенно немецкой). В 1923 году Протазанов, поддавшись
на уговоры руководителя студии "Русь" М. Н. Алейникова, возвращается
на родину и сразу же приступает к съемкам "Аэлиты". Он пристально
приглядывается к новому для него миру, к советскому быту, он осторожен в
выборе тем, однако именно в 20-е годы расцвел во всем блеске его талант
комедиографа "Закройщик из Торжка" (1925), "Процесс о трех
миллионах"
(1926), "Дон Диего и Пелагея" (1927),
"Праздник св. Йоргена" (1930)-в этих комедиях сочетаются лукавая
усмешка и сатирическая оценка, тонкий лиризм и непосредственность интонации.
И снова, как прежде, открытие актерских имен И. Ильинский, А. Кторов, М. Климов,
В Марецкая, М. Жаров, Н Баталов, А. Войцик, позже Н. Алисова Комедии Протазанова,
обрастая зрительскими легендами, надолго стали частью общественного сознания
Связав свою творческую судьбу со студией
"Межрабпом-Русь" (позже "Межрабпомфильм"), режиссер благодаря
своему авторитету становится бесспорным лидером этого киноколлектива Вокруг
него образуется молодая группа последователей, которых можно назвать
"протазановской школой" Ю. Райзман, Я. Уринов, С Комаров, А Роу, отчасти
К. Эггерт Не избежал влияния мастера и Вс. Пудовкин 20-е годы, самый яркий и
плодотворный период в творчестве зрелого мастера, завершились для него и
окончательным выбором своего жанра По замыслу режиссера, он должен был стать в
его планах доминирующим. Уже в фильме «Марионетки» (1934) он успешно доказал, что
кинопамфлет, достаточно редкий на экране, не только актуален, но и сулит
оригинальные возможности в раскрытии средствами кино острых политических
вопросов.
К сожалению, политическая обстановка в
стране, сложившаяся в 30-е годы, не позволила Протазанову развить начатое Он
обращается к классике и ставит картину "Бесприданница" по пьесе А.
Островского (1936) Отмеченная несомненным художественным вкусом, чарующей
операторской работой М Магидсона, великолепным актерским ансамблем, имевшая в
прокате огромный зрительский успех, эта постановка явилась
по существу последней значительной работой
большого мастера
Культурный, опытный режиссер с мировым
именем так и не вписался в новые условия советской действительности. И
последнее десятилетие его жизни превратилось в тоскливую, мучительную дорогу к
забвению.
Фильмы: 1912: Анфиса, Уход великого
старца; 1914: Драма у телефона; 1915: Сашка-семинарист, Война и мир (совм. с
В. Р. Гардиным), Николай Ставрогин (Бесы); 1916: Пляска смерти, Пиковая дама,
Семейное счастье, Женщина с кинжалом; 1917: Сатана ликующий, Андрей Кожухов;
1918: Малютка Элли, Отец Сергий; 1921: Ночь любви (Франция); 1922: Тень греха
(Франция); 1923: Паломничество любви (Германия); 1924: Аэлита; 1925: Его
призыв, Закройщик из Торжка; 1926: Процесс о трех миллионах; 1927: Сорок
первый, Дон Диего и Пелагея; 1928: Белый орел; 1930: Праздник св. Йоргена;
1931: Томми; 1934: Марионетки; 1936: О странностях любви, Бесприданница; 1940:
Салават Юлаев.
НОВОСТИ
ВХОД
ТЕГИ
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.