на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Культура Беларуси в XIX – начале XX в.


У истоков новой белорусской литературы, которая, как показали исследования А.И. Мальдиса и других ученых белорусоведов, все-таки сумела восстановить и развить лучшие художественные традиции переходного периода, стояли интеллигенты-подвижники, преимущественно выходцы из краевой белорусско-польской шляхты. Они, тем не менее, чувствовали себя исконными белорусами и видели свое призвание в служении делу возрождения коренной национальной культуры. Их первые произведения печатались латиницей.

Становление новой белорусской литературы проходило в условиях распространения романтизма, пришедшего на смену классицизму. Представители романтизма заслужили признание тем, что отбросили старые догмы и схемы, сдерживавшие свободу и фантазию художника, освободили сюжетные композиции от засилья античных тем, сюжетов и образов, обновили художественные формы и пропагандировали взаимопроникновение и синтез искусств. Романтизм стимулировал литературный процесс, способствовал ориентации писателей на живой белорусский язык и фольклор, на изучение и художественное преображение устного народного творчества и духовно-практической жизни народа.

В этот период продолжали вызывать интерес древняя обрядовая поэзия, сказки, предания, мифы, песни. В продолжавших их фольклорных произведениях усилилась антикрепостническая направленность. Из-за враждебного отношения царской власти к белорусскому художественному слову в первой четверти XIX в. литература оставалась в основном анонимной, распространялась устно и в рукописях. Однако в 1840-е гг. произведения на белорусском языке начали изредка издаваться. Среди них – «Гутарка Данiлы са Сцяпанам», «Вось яю свет стау», отражавшие мысли и настроения белорусских крестьян. В этих произведениях утверждалось право крепостного крестьянина называться человеком, осуждался несправедливый социально-экономический строй.

Наиболее же яркими образцами белорусской анонимной литературы признаны поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». Современные исследователи считают, что автором первой, по-видимому, был В. Равинский (1786–1854), а второй – К. Вереницын (1834–1904). Поэмы привлекли внимание к жизни и быту белорусского народа, оказали плодотворное воздействие на дальнейшее развитие белорусской литературы.

Характерной особенностью художественной литературы первой половины XIX в. была ее тесная связь с фольклором. Я. Чечот, Я. Борщевский, А. Мицкевич и другие исследователи-литераторы с большой любовью, целеустремленно собирали, обрабатывали и интерпретировали песни, предания, сказки, пословицы белорусского народа. Изучение отечественной истории и фольклора убеждало в самостоятельности белорусского этноса и самобытности коренной культуры, стимулировало писателей творить на белорусском языке. К сожалению, многое из написанного, но не напечатанного погибло.

Значительную работу по сбору и обработке образцов белорусского устного народного творчества проделал поэт-фольклорист Ян Чечот (1796– 1847). При его непосредственном участии было издано шесть фольклорных сборников «Вясковыя пест» (1837–1846), в которые вошли собранные им народные песни и около 30 собственных стихотворений. В его творениях впервые явственно проступили элементы национального сентиментализма. Я. Чечот был патриотом родного края. Его стихотворения неоднократно запрещались царскими чиновниками, а за деятельность в организации «Филоматы», которую он создал вместе с А. Мицкевичем, Т. Заном, поэта сослали в Уфу.

Активным собирателем и знатоком белорусского фольклора был Ян Борщевский (1790/1794–1851). Писатель литературно обрабатывал белорусские сказки, предания, песни и пословицы. Известность ему принесли белорусские дидактические стихотворения «Дзеванька» и «Гарэлща», четырехтомный сборник рассказов «Шляхцiц Завальня, цi Беларусь у фантастычных апавяданнях».

Талантливым сыном белорусского народа, одним из первых известных нам крестьянских поэтов был Павлюк Багрим (1812–1891). К сожалению, до нашего времени дошло только одно его стихотворение – «Зайграй, зайграй, хлопча малы», но оно позволяет судить о большом таланте автора, его патриотизме, стремлении к справедливости.

Павлюк Багрим был человеком широких интересов и даже проявил себя в искусстве кузнеца. Костел деревни Крошин Барановичского района и в наши дни украшает выкованная им металлическая люстра. В этой деревне проводятся республиканские праздники поэзии и кузнечного мастерства, посвященные памяти П. Багрима.

Одним из самых известных литераторов середины XIX в. является Владислав Сырокомля (Людвиг Кондратович, 1832– 1862). В 1844 г. совсем юным он написал стихотворение «Паштальён», которое после перевода на русский язык было положено на музыку; так появилась известная песня «Ямщик». Современники называли поэта «деревенским лирником». До нас дошли только два его стихотворения, написанные на белорусском языке, – «Добрыя весцi» (1848) и «Ужо птушцi пяюць усюды» (1851). В. Сырокомля выражал народно-демократическое мировоззрение, проникнутое романтическим пафосом. Поэт приветствовал революционные события на Западе, считал их предвестниками грядущих изменений в жизни Беларуси.

В первой половине XIX в. начал творческую деятельность один из зачинателей новой белорусской литературы, известный белорусский писатель, поэт, драматург, композитор и актер Винсент Дунин-Марцинкевич (1807–1884). Именно ему белорусы и белорусская литература обязаны глубоким художественным проникновением в душу народа. Он – первый в полной мере профессиональный белорусский писатель, мужественный и неутомимый борец за отечественную литературу на родном языке. Его творческая манера соединяла черты разных художественных стилей: классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма. На первый план Дунин-Марцинкевич выдвигал морально-бытовые и национально-демократические проблемы. Его творческий вклад в дело возрождения белорусской культуры по достоинству оценил Я. Купала.

Опираясь на белорусский фольклор, писатель-романтик поэтизировал духовную красоту и непоказное благородство крестьян, их острый ум, практическую сметку, воспевал героическое прошлое своей родины. В 1846 г. он написал либретто первой белорусской комической оперы «Сялянка» («Идылiя»).

Комедия высмеивала пороки помещиков, подчеркивала нравственные устои крестьян, с поэтическим лиризмом отражала лучшие качества белорусской женщины. В 1859 г. Дунин-Марцинкевич взялся за перевод на белорусский язык поэмы А. Мицкевича «Пан Тадеуш», но после опубликования первой части дальнейшее ее издание власти запретили. Им написаны книга «Гапон» (1855), пьесы «Пiнская шляхта» (1866), «Залёты» (1870) и ряд других крупных произведений, стихи для популярных песен.

Выдающимся литератором первой половины XIX в. являлся белорусско-польский поэт Адам Мицкевич (1798–1855), отразивший в своем творчестве белорусские культурные традиции. Автор многочисленных баллад, стихотворений, поэм, Мицкевич был рыцарем идей свободы, патриотом родной земли и природы. Он обладал острым чувством справедливости, призывал к миру и культурному сотрудничеству между народами. Через всю жизнь гениальный поэт-романтик, получивший мировое признание, пронес любовь к своей родине. Сложные перипетии и переломные моменты в отечественной истории описываются им в поэмах «Пан Тадэвуш», «Свiцязь», «Дзяды», воссоздающих панорамный образ его родной Новогрудчины, с большим чувством повествующих о Немане, Свитязи. Произведения Мицкевича пронизывает щемящая ностальгия, боль и за судьбу Польши, и за судьбу Беларуси. По мнению некоторых исследователей, поэт культурного пограничья обогатил польский язык белорусскими словами. За это он подвергался критике со стороны отдельных националистически настроенных польских литературоведов.

Во второй половине XIX в. белорусская литература по-прежнему развивалась в неблагоприятных условиях. Более того, после подавления царскими войсками восстания 1863–1864 гг. положение демократической интеллигенции еще более ухудшилось. Многое из творческого наследия видных белорусских литераторов было утеряно, в том числе некоторые произведения В. Дунина-Марцинкевича, Ф. Богушевича, П. Багрима.

Оставались популярными анонимные «гутарки», обыгрывавшие проблемы, связанные с отменой крепостного права, затрагивавшие тяжелое положение крестьян, издевательства царских чиновников над простыми людьми.

Независимым мыслителем и публицистом, революционным демократом, казненным за участие в Польском восстании 1863–1864 гг., был Кастусь Калиновский (1838–1864) – автор «Лiсты з-пад шыбенiцы» и стихотворения «Марыська чарнаброва, галубка мая». В листовках и публикациях в газете «Мужыцкая прауда» он просто и доступно объяснял грабительский характер реформы 1861 г., призывал крестьян к борьбе за землю и волю, за человеческие права. Калиновский верил, что белорусский народ станет свободным.

Последовательным заступником крестьян и всех трудящихся, истинным гуманистом-демократом был и Франциск Богушевич (1840–1900) – писатель, поэт, публицист, переводчик, участник восстания 1863–1864 гг. Он страстно защищал свой народ, белорусский язык, родной край. В предисловии к первому сборнику «Дудка беларуская» (Краков, 1891) Богушевич говорил о достоинствах и необходимости сохранения белорусского языка, настаивая на его равенстве с другими языками и призывал белорусов беречь свое национально-культурное богатство.

Наследие Ф. Богушевича весьма разнообразно. Он творил в разных жанрах, и в каждом из них писатель достиг впечатляющих результатов. Свидетельством тому поэма «Кепска будзе», публицистический монолог «Мая дудка», басня «Воук i авечка», стихотворение «У астрозе». В условиях жестких цензурных ограничений писатель не мог публиковаться на родине, поэтому делал это в Польше под псевдонимами. Так, сборник «Смык беларускi» вышел в Познани (1894). Его сборник «Скрыпачка беларуская» утерян. Произведения Богушевича звали к действию, приближающему независимое будущее белорусского народа, пробуждали национальные чувства, заставляли задуматься о судьбах родины. По существу, он стал первым в Беларуси литератором, полностью перешедшим на позиции критического реализма.

Последователями Ф. Богушевича стали поэты-демократы Я. Лучина (1851–1897) и А. Гуринович (1869–1894).

Янка Лучина (Иван Неслуховский) писал на белорусском, русском, польском языках. Уже после смерти поэта был издан сборник белорусских стихотворений «Вязанка» (Санкт-Петербург, 1903). Особенно впечатляет его стихотворение «Роднай старонке», проникнутое любовью к родине, своему народу, верой в его национально-культурное возрождение.

Адам Гуринович считал, что литература должна пробуждать в людях мысли о лучшей доле. Он верил в счастливое будущее Беларуси, утверждал, что обязательно придут лучшие времена. Вслед за Богушевичем и Лучиной поэт укреплял в белорусской литературе позиции реализма и народности.

Прославил отечественную культуру прекрасный белорусский поэт, талантливый переводчик, критик и историк литературы Максим Богданович (1891–1917), автор поэм «Максiм и Магдалена», сборника «Вянок», лирико-патриотических стихотворений «Слуцкiя ткачыхi», «Пагоня», «Зорка Венера», ряда переводов классиков мировой поэзии, а также ярких философско-публицистических работ.

Творчество М. Богдановича проникнуто пафосом социального освобождения и национального самоопределения белорусов, идеями равенства, братства, демократии и гуманизма. Он продемонстрировал глубокое знание истории белорусов и белорусской государственности, развил и обогатил принципы народности и историзма в новой белорусской литературе. Его несомненная заслуга состоит и в том, что он дал систематизированный и комплексный обзор истории белорусской литературы, в целом отечественной культуры от XII до начала XX в. во взаимосвязи с общеславянским и общеевропейским историко-культурным процессом. Богданович поставил и наметил решение ряда методологических вопросов научной историографии, высказал идею о закономерной дифференциации национальных культур и государств. Поэт, обладавший широким гуманитарным кругозором, интересовался проблемами этнической консолидации и национального самоопределения белорусского народа, взаимоотношениями католической, православной и униатской церквей в истории Беларуси. В брошюре «Беларускае адраджэнне» (1915) он объективно отразил тенденции и этапы национально-культурного Возрождения в Беларуси в XIX – начале XX в. Все это свидетельствует об особой роли М. Богдановича в истории белорусской и мировой литературы, передовой общественно-гуманитарной мысли.

В начале XX в. начал печатать свои произведения гениальный поэт, выдающийся деятель белорусской литературы, совесть нации Янка Купала (Иван Луцевич, 1882–1942). К раннему периоду творчества относятся его сборники «Жалейка» (1908), «Гусляр» (1910), «Шляхам жыцця» (1913). Одна за другой появлялись поэмы «Курган», «Бандароуна», «Яна i я», «Maгiлa льва», «Сон на кургане»; пьесы «Паулiнка», «Раскiданае гняздо» и другие произведения.

Примерно в то же время пришел в литературу его соратник Якуб Колас (Константин Мицкевич, 1882–1956) – яркий поэт, драматург, критик, публицист, ученый, педагог, один из основателей современной белорусской литературы и белорусского литературного языка. В дооктябрьский период им написаны и изданы сборники «Апавяданi», «Родныя вобразы», начата работа над поэмами «Сымон-музыка» и «Новая зямля».

Среди тех, кто прочно связал преемственную нить народной по истокам и национально-демократической по сути белорусской литературы с патриотической литературной публицистикой, следует также назвать Тетку (А. Пашкевич, 1876–1916, «Скрыпка беларуская», «Крыж на свободу»), К. Каганца (К. Костровицкий, 1868–1918, «Модны шляхцiч»), А. Верига-Даревского (1816–1884), А. Гаруна (А. Прушинский, 1887–1920), 3. Бядулю (С. Плавник, 1866–1941), Т. Гартного (З. Жилунович, 1887– 1937), М. Горецкого (1893–1939); Ш. Ядвигина (А. Левицкий, 1868– 1922), С. Полуяна (1890–1910), В. Коротынского (1831–1891), К. Свояка (1890–1926), К. Буйло (1893–1986, «Курганная кветка»). Некоторые из этих литераторов прожили мало, их талант раскрылся далеко не в полной мере, остались неосуществленными замыслы ряда произведений.

3. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Архитектура. С присоединением белорусских земель к Российской империи усилилось воздействие на отечественную архитектуру и изобразительное искусство русских художественных стилей. В частности, оно проявилось в застройке белорусских городов, дворцовом и культовом зодчестве. При этом новое строительство вначале развивалось главным образом под влиянием неоклассицизма, трансформировавшего в себе изобразительные элементы позднего барокко. Для перенесенного на белорусскую почву модифицированного классицизма были характерны монументальность форм, богатство и пышность интерьеров, увлечение галереями, портиками с колоннами, весьма своеобразное соединение в импозантных фасадах ритмической регулярности архитектонических форм с изысканными декоративными украшениями. Типичными в этом плане являются дворец П. Румянцева-Задунайского и собор Петра и Павла в Гомеле, костел в Щучине, дворцовый комплекс в Снове (Несвижский район), Жилицкий дворец (Кировский район) и некоторые другие сооружения. В первой трети XIX в. модифицированный классицизм впитывал также реминисцентные черты промежуточных стилей – рококо и ампира с их внешними парадностью и утонченной декоративностью, пластикой, демонстрируя «цитаты» из прошлых художественных эпох.

В начале и середине XIX в. были разработаны новые планы развития для более чем 40 белорусских городов. Произошел поворот к плановой застройке, прямоугольной системе планировки и обязательному строительству общественного центра. Так, первый план реконструкции Минска появился в 1800 г. В нем предусматривались уничтожение земляных укреплений, благоустройство улиц, новая застройка города вдоль Свислочи. Уже к середине XIX в. площадь Минска увеличилась почти в три раза.

Стандартные проекты строительства жилых и общественных зданий были более выгодны с точки зрения экономии средств. За короткое время, согласно проектам Н. Львова, В. Стасова, А. Мельникова, М. Кларка и других известных архитекторов, в городах появились симметричные кварталы, прямые улицы и прямоугольные площади, возникли ансамбли центров, были построены здания губернских и поветовых правлений, судов, почтовых станций, таможен и др. Значительно увеличилось число многоквартирных кирпичных домов. Среди объектов архитектуры той эпохи выделялись гостиные дворы, административные и торговые сооружения (губернские дома в Минске и Витебске, торговые ряды в Гродно, Новогрудке, Поставах). Наиболее видными представителями неоклассицизма среди белорусских зодчих являлись Б. Захаревич, А. и П. Макаревичи.

Почти полной перестройке подверглись Брест и Бобруйск. Здесь были сооружены мощные крепости. К сожалению, в ходе строительства и реконструкции Брестской крепости (1830–1840-е гг.) было разрушено немало исторических памятников старого Бреста.

В сельской местности сохранялось деревянное зодчество. Существовали разные виды поселений и застроек: деревня, село, местечко, фольварк, усадьба, имение. Типичная помещичья усадьба включала дом с флигелями, прилегающий парадный двор, ворота, оранжерею, сад, конюшню, амбар. Приобрели популярность зимние сады и оранжереи (Освея, Полонечка). Крестьянский деревянный дом, как правило, представлял собой небольшое вытянутое прямоугольное в плане помещение из бревен, бруса, дылей, имевшее два или три помещения.

Значительные изменения произошли в культовой архитектуре. Резко сократилось строительство костелов, а униатские храмы закрывались или перестраивались под православные. Соответственно возрастало влияние русской храмовой архитектуры на стиль белорусского православного зодчества. Наиболее значительным памятником классицизма в культовом строительстве стал собор Иосифа (Могилев, 1780–1798, архитектор Н. Львов), построенный в память о состоявшейся в Могилеве встрече Екатерины II с австрийским императором Иосифом II. Расписал собор известный русский художник В. Боровиковский.

Среди белорусских зодчих, завоевавших известность уже в начале XX в., выделялся уроженец Пинска Иван Желтовский (1867–1959), который принимал участие в застройке Москвы. За заслуги в области градостроительства ему в 1909 г. было присвоено звание академика архитектуры. Творчество Желтовского отличало сочетание новых композиционных приемов и форм с видоизмененными элементами постклассицистического стиля. Мастер преподавал в высших учебных заведениях Москвы и создал целую школу архитекторов-новаторов.

Распространившийся в конце XVIII – первой половине XIX в. романтизм проявился и в отечественной архитектуре – в неоготических сооружениях (кричевский и косовский дворцы), а также в пейзажно-парковом искусстве. Романтические парки украшались нарядными аллеями, искусственными «руинами», затейливыми мостиками, зеркальными прудами, ажурными беседками, тенистыми павильонами, укромными гротами, каскадами водопадов (гомельский, логойский, жилицкий, совейковский парки). Романтизм пробуждал интерес к национальным особенностям возрождавшейся культуры.

Архитектуре XIX – начала XX в. отчасти присущ стилевой эклектизм – несколько произвольное соединение разных художественных элементов. Некоторые зодчие пытались возродить неоготику, неоклассицизм, неорусский стиль, сочетать их между собой и с новым декоративным стилем – модерном. Последний использовался передовыми архитекторами и самостоятельно при создании примечательных строений. Эклектические подходы нашли свое выражение в более или менее удачном построении частных домов, общественных зданий и целых архитектурных комплексов. Но допускались и весьма несовершенные композиционные смешения конструктивных форм, малосовместимых извлечений из разных стилей.

В архитектурном облике городов произошли заметные перемены, связанные со строительством заводов, фабрик, рабочих поселков, железнодорожных депо и вокзалов (минского в 1874 г., брестского в 1896 г., могилевского в 1902 г.). Б крупных городах прокладывались водопровод и канализация, подключались электричество и телефонная связь. В Минске была пущена конка (1892), а в Витебске – трамвай (1898). Разбивались парки и сады. Строились более крупные частные дома, магазины, гостиницы. Так, в Минске в начале XX в. действовали гостиницы «Европа», «Европейская», «Гарни», «Париж», «Швейцария».

Технический прогресс в строительстве был связан с использованием новых для того времени материалов (бетона, железа, проката, чугуна), а также многопролетных конструкций.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

культура белорусский творчество

Белорусское изобразительное искусство конца XVIII – начала XX в. отличалось богатством жанров, стилей, высокой техникой, обращением к межнациональным эстетическим ценностям и стилевым формам. Талантливые мастера вели постоянный творческий поиск. Художники осваивали натюрморт, городской пейзаж, литографию. Развивался исторический жанр. Искусство быстро освобождалось от засилья бездушного академизма, обращалось к внутреннему миру человека, углублялось в историю, общественную и повседневную жизнь, быт людей. На первый план выдвинулись различные жанры живописи.

Живопись развивалась главным образом в губернских городах, и особенно в Вильно, где при передовом университете была основана новаторская школа, ставшая главным центром воспитания белорусских художников в духе творческой свободы. За 35 лет самостоятельного существования ею было подготовлено более 250 живописцев, граверов, скульпторов. Преподаватели (Ф. Смуглевич, Я. Рустем и др.) знакомили молодежь с лучшими достижениями мастеров европейского изобразительного искусства. Это помогло преодолеть зарегулированный академизм, религиозный догматизм и обратиться к жизни разных сословий и социально-профессиональных слоев белорусского общества. Заметное влияние на отечественных художников оказала новая русская живопись.

В 1820-е гг. на смену классицизму пришел романтизм.

Излюбленным жанром в отечественной живописи XIX в. стал портрет. Он особенно удавался Иосифу Алешкевичу (1777–1830), автору портретов князя А. Чарторыйского, пианистки М. Шимановской, магнатов Л. Сапеги и М. Радзивилла, поэта А. Мицкевича. Его романтические произведения, обогатившие общенациональное искусство Беларуси, соответствовали прогрессивным художественным традициям стран Средней и Западной Европы.

Яркую страницу в историю белорусской живописи вписал один из видных представителей романтизма Валентий Ванькович (1800–1842). В 1827 г. он, будучи студентом Петербургской академии искусств, получил золотую медаль – высшую академическую награду – за картину «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 г.». Годом позже живописец вернулся в Минск и в родовом имении в Слепянке создал мастерскую-школу, вокруг которой сгруппировались талантливые художники. В разные периоды творчества он писал автопортреты, портреты родных, близких, соседей, известных людей, например, К. Липинского, А. Монюшки, А. Тавянского и его жены. В 1828 г. им была создана одна из лучших картин «А. Мицкевич на скале Аюдаг», изображавшая поэта-романтика в момент творческого вдохновения. Настроение усиливал мастерски выполненный горный пейзаж Крыма.

Тема истории белорусской земли доминировала в работах художника Яна Дамеля (1780–1840). Около 60 полотен посвящено им знаменательным событиям прошлого. Наиболее известны его картины «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшки из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.», «Крещение славян».

Ярким представителем раннего реализма в белорусской пейзажной живописи, автором уникальных театральных декораций был Викентий Дмоховский (1807– 1862). Его пейзажи отличались поэтичностью и величием, эмоциональной насыщенностью и строгостью композиции, в чем можно усмотреть отголоски постклассицизма. Одновременно для этих пейзажей характерна изящная обрисовка природных деталей. К числу лучших картин Дмоховского относятся «Родина», «Озеро Свитязь», «Улица в Вильно», «Закат солнца», «Ночлег». Современники называли художника Клодом Лорреном виленских окрестностей, хотя его пейзажи выполнены в манере, близкой к реализму.

Непревзойденным мастером белорусского классического натюрморта и его родоначальником был Иван Хруцкий (1810– 1885). Самый яркий натюрморт «Цветы и плоды» принес ему известность в профессиональных кругах. Получив звание академика живописи, И. Хруцкий пробовал себя также в жанрах портрета, пейзажа, экспериментировал с изображением интерьера. В 1838 г. его картина «Старуха за работой» удостоилась большой золотой медали. Наиболее ценными его работами зрелого периода признаны «Портрет неизвестной», «Мальчик с корзиной и грибами», «Портрет мальчика в соломенной шляпе», «Семейный портрет с женой и детьми».

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.