Культура Киевской
Руси в IX – XIII вв.Комаровская
А.В.
Характеристика
исторических
условий
данного периода
времени
РАЗВИТИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
НАУКА
ЛИТЕРАТУРА
ИСКУССТВО
ОСОБЕННОС-ТИ БЫТА
ВЫВОДЫ
Культура Руси этого времени
отражает период перехода от союзов племен к единой древнерусской народности,
от ранне- феодального общества к более развитому, где укреплялись феодаль-ные
отношения от единой Руси с центром в Киеве к раздробленности. В это время
господ-ствовали сначала язы-ческие, а затем христианские религи-озные
представления.
Культура второй половины XIIIв. связа-на с ослаблением Руси в период
раздроблен-ность, монголо-татарским нашест-вием, нападением
западноевропейских захватчиков.
После принятия христианства на
Русь пришла славянская письмен- ность, созданная Кириллом и Мефодием. Среди
князей и бояр, купечества и горожан, начинает распространяться
грамотность. Были открыты первые школы при церквях, монастырях, в городах.
Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу для детей духовных лиц. Сестры Моно-
маха в Киеве устроили школу для девушек. Посадские люди, как правило, были
грамотны. Об этом говорят найденные в Пскове и Новгороде берестяные грамоты –
письма, судебные решения, прошения, хозяйственные доку- менты, а также
граффити – надписи на стенах церквей (жалобы, молитвы).
У славян были достаточ-но
об-ширные познания в геогра-фии, получен-ные из книг в результате
путешес-вий. Им были хорошо известны четыре действия арифме-тики, дроби,
начала геометрии и астро-номии.
Появились переводы
греческих и болгарских книг, исторические сочинения («Академия»). Книги были
рукописными и стоили очень дорого. Большинство книг были богослужебные. Одним
из важнейших литературных памятников Древней Руси являются летописи. За их
составление брались лишь самые грамотные и знающие люди. Многие предания
вошли в летопись «Повесть временных лет», написанную монахом Нестором в
1113г. Ему же принадлежат «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия».
Помимо истори-ческих сочинений создаются и другие жанры. В1049 г. митрополит
Илларион напи-сал «Слово о законе и благо-дати». В конце XI
в. «Память и похвала Владимира» – монаха Иакова. Широко известно «Поучение
детям» В. Моно-маха. Великим памятником древнерусской литературы является
«Слово о полку Игореве». Единственная дошедшая до Нового времени рукопись
«Слова…».
Зодчество. Вплоть
до X в. На Руси строили исключительно из дерева. С
христианством на Русь приходит ка-менное зодчество. Начали строить каменные
храмы по византийскому образцу. Самая древняя постройка Киева – церковь
Богородицы-Десятин-ная. При Ярославе был построен Киевский Софийский собор.
Подобные соборы были построены также в Новго-роде и Полоцке. Владимир был
окружен каменной стеной с Золотыми воротами.
Искусство. Получила
распространение иконопись. Древнейшим дошедшим до нас памятником является
икона «Влади-мирской Богоматери». Высокого уровня достигла резьба по дереву,
камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр. Русские ювелиры
использовали сложную технику – скань, чернь, зернь.
Великолепная
чеканка и изящная худо-жественная отделка оружия ставили русских мастеров в
один ряд с западно-европейскими.
Музыка.
Древнейший жанр русской музыки – обрядовые и трудовые песни, «старины».
Музыкальные инструменты: бубны, гусли, трубы, рога.
Устное народное
творчество нашло отражение в русском фольклоре: заго-ворах,
заклинаниях, пословицах, загад-ках, которые были связаны с земледелием и
бытом славян. Особое место занимают «старины» - былины, особенно киевского
героического цикла Их герои – Киев, Днепр, князья Владимир Красное Солнышко и
Моно-мах, русские богатыри.
Люди жили в городах (20-30 тыс.
чел.), селах и деревнях. Основным типом жилища была усадьба, дом –
бревенчатый сруб.
Киев был большим и богатым
городом: дворцы, соборы, терема бояр, богатых купцов, духовенства. Во дворцах
проходили пиры, женщины сидели наравне с мужчинами. Любимая забава богатых –
охота. Для простого люда – скачки, кулачные бои, игрища. Одежда шилась из
домотканого холоста или сукна. Основой костюма была рубаха. В пищу
употребляли хлеб, мясо, рыбу, овощи. Пили квас, мед, вино. Новорожденным
давали имена по церковному кален-дарю.
Русская культура накануне
монгольского вторжениянаходилась на очень высоком уровне развития, не уступая
куль-туре передовых стран Европы и активно с ней взаимодействия. Хотя
накопленные знания еще не обоб-щались, и не получали научного обьяснения. Во
второй половины XIIIв. были разгромлены многие
куль-турные ценности, убиты или уведены в плен ремесленники, мастера.
Русская
культура в XIV – XVI вв.
Комаровской
А.В.
Характеристи-ка
исторических
условий
РАЗВИТИЕ
ОБРАЗОВА-НИЯ
НАУКА
ЛИТЕРАТУРА
ИСКУССТВО
ОСОБЕННОСТИ БЫТА
ВЫВОДЫ
К XIV
в. в условиях раздробленности появились особенности в языке, обычаях,
культуре у народов разных частей Руси. Народность распа-лась на три: русскую,
укра-инскую, белорус-скую. Период XIV-XVвв. связан с борьбой против ордынского ига и его
свержением, с формированием Российского единого государ-ства вокруг Моск-вы и
укреплением феодальных отношений. Cере-дине XVIв.
связана с самодержавной тиранией Ивана Грозного, с оприч-ниной, с усилением
фиодальной зави-симости. Значи-тельно выросла тер-ритория, укрепи-лись связи
с Зап. Европой.
Центрами грамотности и
просвещения в XVIв. оставались монастыри, церкви, где
создавались училища, имелись библиотеки. Появляются первые учителя. Ученики
осваивали сначала азбуку, Псалтырь, счет. Обучение велось с розгой. Появляются
первые учебники – «Начало грамоты русской», «Арифметика, циферная
муд-рость».
Книгопечатанье До
середины XVIв. все книги были рукописными. В 1553г.
возникает Московский пе-чатный двор. В 1564г. дьяк Иван Федоров и его
помощник Петр Мстиславец издали первую печатную книгу «Апостол», затем
последовали «Частослов» и др.
Научные знания носили
прик-ладной характер. Митрополит Зосима составил пасхалии. Сочине-ния
«Шестокрыл», «Космография» позволили вы-числять лунные фазы, затмения.
Знания в области физики, техники требовались литейщикам, оружейникам. В
1586г. был организован Пушечный двор. А. Чохов отливает Царь-пушку.
Путешественники, дипломаты
состав-ляли карты. Выходили словари – «Славянские слова», «Толк языка» и др.
Большой популяр-ностью пользо-валась
немецкая книга «Ветро-град». В ней содержались начальные ме-дицинские знания.
В литературе главными темами
были географи-ческая и биографическая. Например «Житие свято-го Александра
Невского» Много произведений рассказывают о борьбе с Ордой – «Задонщина»,
«Тохтамышево разоре-ние 1382г.» В житиях Петра, Алексея прослав-ляется
деятельность эт-их митрополитов. В конце XIIIв.
возобно-вляется местное летопи-сание в Ростове, Рязани, Твери, Пскове,
Новгороде.
Устное народное твор-чество
XIV-XVв.- песни, былины,
пословицы, сказки – отражало пред-ставление русских людей о своем прошлом.
Веду-щей темой становится борьба против монголо-татар, выделяются сказа-ния о
рязанском богаты-ре Евпатии Коловрате, о битве на Калке и др. Появляется
новый жанр – исторические песни. Фольклорные записи XVIв.
не сохранились, но о народных песнях и сказках упоминается например в
Стоглаве.
Живопись все больше
отходит от церковных канонов. В XIV в. Феофан Грек
расписал храмы в Новгороде и Москве. До нашего времени дошли иконы «Деисус» в
Благовещенском соборе. В росписи собора участвовал и Андрей Рублев. Самая
извесная работа – «Троица». Он создал роспись в Троице-Сергиевском монастыре,
в Кремле и др. Живо-пись XVIв. связана с творчеством
Дионисия, работавшего в Успен-ском соборе, в храме Рождества Богородицы и др.
Развитие архитектуры
связано с восстановлением каменного строительства. При Иване III возводятся стены Кремля, Успенский (построенный в
1979г. итальянцем Аристотилем Фиоравантием), Архангельский, Благовещенские соборы,
Гран-овитая палата. В Россию приглашаются итальянские мас-тера Руффо, Солярио
и др. В XVIв. появляется московский стиль шатровых
храмов, например храм Василия Блаженного, построенный зодчими Бармой и
Постником по приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани. При Елене Глинской
строится Китай-город. Крепостные стены возводятся в Нижнем Новгороде, Туле,
Серпухове.
Сильная само-державная власть,
усиление позиции церкви в сфере духовной жизни, борьба иосифлян с
нестяжателями. Вот в какой обстановке росли новые поколения. Много
информации о быте людей того времени мы можем узнать из книги бытового жанра
протопопа Сильвестра «Домострой» Она содержала целый кодекс житейских правил,
требовав-ший беспре-кос-ловного подчине-ния мужу, отцу. «Домострой» содержал
также полезные советы в духе христианской морали. Здесь рассказывалось когда
надлежит поститься, какие кушанья и напит-ки употреблять.
Нашествие монголо-татарских
полчищ на-несло страшный удар развитию русской культуры. С осво-бождением
русских земель от ордынского ига постпенно начи-нает складываться общерусская
культура. В XVв. при господстве церков-ных
представлений и старых обычаев все больше исполь-зовались светские элементы.
Проис-ходит своеобразное возрождение культуры. Но общий подъем, в середине XVIв. сменился заметным спадом. Период Ливонской войны и
опричнины был неблагопри-ятным временем для русской культуры. Все было строго
подчинено идеи церковно – рели-гиозного влияния. Серьезный урон на-несла
строгая регла-ментация творческой мысли.
Культура
России в XVII в.Комаровской
А.В.
Харак -ка
историч-ких
условий
РАЗВИТИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
НАУКА
ЛИТЕРАТУРА
ИСКУССТВО
ОСОБЕН-НОСТИ БЫТА
ВЫВОДЫ
Начало XVIIв.
связано с серьезными со-циальными кон-фликтами Смут-ного времени, воцарения
Романовых. В середине века укрепляется са-модержавие, происходит цер-ковный
раскол, крупные народ-ные волнения. Усиление влия-ние западноевро-пейской
культу-ры оказали глубокое влия-ние на развитие русской культуры. XVIIв. стал для нее переломным. На протяжении всего
столетия шел активный процесс осво-бождения ее от церковного влияния.
Серьезные изменения происходят
в XVII в. в системе образования. Причем эти изменения не только
количественные, но и качественные: наряду с индивидуальным обучением
появляются настоящие учебные заведения. Е.Славинецкий создал школу при
Крем-левском Чудовом монастыре. Симеон Полоцкий стоял при школе Спасского
мо-настыря.
С 1621г. издается первая
рукописная газета «Куранты».
В 1687 г. в Москве было открыто
первое в России высшее учебное заведениеСлавяно-греко-лати-нская
академия. Обучение включало курсы греческой грамматики, поэтики,
риторики, философии. По-является иллюстри-рованный букварь К. Истомина,
«Грам-матика» М.Смир-ницкого, «Азбука» В.Бурцева.
Научные знания продолжали
носить прикладной практи-ческий характер. Сос-тавленный О.Михай-ловым
«Устав…» давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии. В
Аптекарском приказе обучали фармацевтов и врачей. Книга астранома Гевелия
«Селенография» зна-комила с системой Коперника. Ученяе научились извлекать
кубические и квад-ратные корни, изме-рять площади. Накап-ливались
географи-ческие знания. Был составлен «Большой чертеж»(карта). Земле-проходцы
осваивали Сибирь. Семен Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири». Усилился
интерес к истории России. Первой печатной кни-гой по истории стал «Синопсис»
монаха Иннокентия Гизеля.
Проявляются три направ-ления:
1) хвалебное – поэзия Симеона Полоцкого, прославля-ющего правление
Алексея Михайловича. 2) народно-обличительное - «Житие протопопа
Аввакума»; сатиры «Повесить о Ерше Ершовиче», «Повесть о Куре и Лисе» и др.;
3) русский роман – на смену исторической личности приходит вымышленный герой,
собирательный образ – «Повесть о горе-злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне,
«Сказа-ние» Авраамия Палицына.
В фольклоре того времени
отразились основные по-литические события тех лет: борьба с интер-вентами,
восстание кресть-ян, произвол служивых людей. Преодолевается разрыв между
фольклором и письменностью. Делаются первые записи пословиц, песен, былин,
преданий. Широкое хож-дение приобрели сказки – волшебные, бытовые,
героические.
В живописи большую роль
сыграл Симон Ушаков, 30 возглавлявший русскую школу иконописи. Его кисти
принадлежат иконы «Спас нерукотворный», «Вседержатель» и др. В его работах
уже заметны реалистические тенденции, инте-рес к изображению человеческого
лица. Появляются портреты (парсуны), пейзажи, использова-вшиеся фоном для
икон.
Первый театр возник при
царе Алексее Михайловиче. Одним из его создателей был Симеон Полоцкий. Все
роли исполняли мужчины. Первые спектакли были поставлены на
легендарно-истори-ческие и библейские сюжеты. Но после смерти царя, театр, по
настоянию церкви, был закрыт.
В архитектуре для
украшения храмов использовались изразцы, фигурный кирпич, белый камень в
сочетании с красным (узорочье). Развивалось нарышкинское барок-ко,
отличавшееся многоярусно-стью, пышностью, строгостью про-порций (Храм Троицы
в Никитниках, церковь Покрова в Филях). Выдающимся памятником деревянного
зодчества стал дворец Алексея Михайловича в Коломен-ском.(1667\78гг.) Это был
целый городок с башенками,чешуйчатыми крышами, кокошни-ками,
крылечками с витыми колоннами.
Основой костю-ма посадского
человека оста-ется длинно-полое платье и сапоги. Боль-шинство мужчин носили
длинную бороду, считая ее образом Божьим. Знатные русские женщины того
времени вели затворнический образ жизни.
Церковные и судебные по-рядки
для дворянской сре-ды и для простых людей начинают иметь разный стандарт.
Некоторые люди подчас начинают восставать про-тив вековых традиций и
церковных догм, но они не в состоянии прео-долеть житей-ские мудрости
«Домостроя».
XVIIв, являясь периодом
быст-рого развития древнерусской культуры, но в то же время и ее завершением.
Сохраняя основ-ные черты традиционного уклада, русское общество начинает
транс-формироваться в направлении, ко-торое в послед-ствии найдет свое
наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла на пороге нового
времени. В куль-туре отчетливо выделяются две тенденции: про-никновение
западноевропей-сих влияний и прогрессирующий процесс обми-рщения.
Культура России в XVIII в. Комаровской
А.В.
Харак -ка
историч-ких
условий
РАЗВИТИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
НАУКА
ЛИТЕРАТУРА
ИСКУССТВО
ОСОБЕННОСТИ БЫТА
ВЫВОДЫ
Культура XVIIIв.
носила сослов-ный характер, отразила эпоху Просвещения. Разложение
фео-даизма, реформы Петра I, дворцовые пере-вороты
кресть-янская война под предводительст-вом Пугачева, рост буржуазных
отношений, фор-мирование капи-талистического уклада. Про-исходит переход от
барокко к классицизму, для которого хара-ктерны четкость, простота и
сдер-женность. На-мечается пере-ход от класси-цизма к реализ-му. На развитии
культуры отрицательно сказалось время бироновщины.
Образование основывалось на
сословности. Появились кадетские корпуса, частные корпуса. Много молодых
людей отправились на учебу за границу. Стала формироваться система
обще-образовательных школ В губернских городах увеличилось число 4х классовых
училищ, а в уездных – 2х классовых. Появились школы дающие специальное
образование (горные, медицинские и др) Появились новые учебники, самый
знаменитый - «Арифметика» Магницкого, «Грамматика» Смотрицкого. Был введен
гражданский шрифт. Стала выходить первая печатная газета «Ведомости». С
1700г. нача-лом года стало 1 января, отсчет велся от Рождества Христова. Создание
первого музея – Кунскамеры. В 1725г. открыта Петербургская академия наук.
Центром просвещения стал Мос-ковский университет М.В. Ломоносова (1755г.). В
1757г. была открыта Академия художеств. Смольный институт благородных девиц
(1764г.).
Период становления русской
науки. В это время работал русский ученый М.В. Ломоно-сов крупнейший поэт,
историк, физик, химик. Первым русским врачом называют П.В. Постникова. Врач
Д.С. Самойлович описал и начал борьбу с чумой. В.Н. Татищев написал «Историю
Российс-кую…». Первый рус-ский академик В.Е. Адодуев известен
мате-матическими трудами. Проводится много экспедиций(В.И.Беринг достиг Сев.
Америки, В.В. Атласов совершил поход по Камчатке)
Достижения в технике
А.К. Нартов изобрел токарный и монетный станок, скорострел. М.В. Ломоносов
скон-струировал перископ. Маторины отлили царь-колокол (1735г.) И.И. Ползунов
изобрел паровую машину. И.П. Кулибин разработал проект моста через Неву,
соорудил опти-ческий телеграф, механическую коляску, лифт.
Начало XVIII
в. свя-зано с творчеством Феофана Прокопо-вича – «Духовный регламент», «Слово
о власти царской». Большую роль в развитии поэзии сыграл В.К.Треди-аковский.
В середи-не века полностью утвердился классицизм. В этом направлении
тво-рили поэт-сатирик А.Д.Кантимир, драматург А.П.Су-мароков, М.В.Ломоносов,
создатель торжест-венных од. Элемен-ты реализма явственно видны в
драматургии русского просве-тителя Д.И.Фонви-зина – «Бригадир», «Недо-росль».
В конфликт с канонами клас-сицизма вступала и поэзия Г.Р.Держави-на. В конце
века в духе сентимен-тализма писал Н.М.Карамзин.
В живописи в начале века
прославился И.Н.Никитин, создавший портрет Петра I,
картину «Напольный гетман». А.М.Матвеев написал «Авто-портрет жены». В
середине века преобладали парадные портреты - Ф.С.Рокотов (потртет Майкова),
В.Л.Боро-виковский (портреты Кураки-на, Лопухиной), Д.Г.Левиц-кий («Екатерина
II»). Появи-лись крепостные художники.
В 1750г. в Ярославле первый
профессиональный театр открыл Ф.Г.Волков. Скульптура была
отмечена творчеством Э.Фальконе («Медный всадник», 1782), М.И.Козловский(пам.
Суворо-ву, Самсон).Архитектура. Отстраивается Питер(1703). В стиле барокко
В.Растрелли построил Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе, Смольный
монастырь. Один из основоположников класси-цизма В.И.Баженов создал
дом Пашкова в Москве, разработал проект ансамбля в Царицыно. Его ученику М.Ф.
Казакову В Москве принадлежат такие творения, как здание университета,
Сената, Колонного зала. В Петербурге Д.Кваренги возвел Смольный институт,
Академию наук.
После возвращение «великого
посоль-ства» Петр I начал вводить одежду европейского
образца. Царские указы предписы-вали брить бороды, одеваться в европе-йские
кафтаны, носить башмаки. Не подчинившимся угрожала ссылка. Поданные были
обязаны пить чай, кофе, кутить табак. В 1718г. были введены ассамблеи –
торжественные приемы для избран-ного общества, они являлись школой светского
воспита-ния. Дворянский быт сильно изме-нился, но жизнь простых горожан и
крестьянства не изменилась. Возник глубочайший раз-рыв в образе жизни народа и
дворян-ства. Вскоре сто породит глубокое недоверие кресть-янства к любому
об-разованному чело-веку.
XVIIIв.
– эпоха просвещения, когда все больше происходит разрыв между культурным
уровнем «верхов» - обра-зованного дво-рянства и «низов» - кресть-янских масс,
что приводит к их качественному разделению и складыванию двух типов куль-тур.
В XVIIIв., начиная с преобразований Петра I, в недрах феодального строя произош-ли определенные
сдвиги, большо-го развития дос-тигла светская культура, подго-товившая «золотой
век» русской культу-ры в XIXв.
Культура России в первой половине XIX в.Комаровской
А.В.
Харак -ка
историч-ких
условий
РАЗВИТИЕ
ОБРАЗО-ВАНИЯ
НАУКА
ЛИТЕРАТУРА
ИСКУССТВО
ОСОБЕН-НОСТИ БЫТА
ВЫВОДЫ
Предреформенная Россия вступила
в завершающий период кризиса феодализма, усилилась борьба новых,
прогрессивных направлений с консерватизмом. Большое влияние оказала война
1812г.. Вос-стание декабристов, формирование буржуазного либерализма.
Гонением пере-довой мысли стала "нико-лаевщина", ее теория
офици-альной народ-ности. Таковы особенности периода начала «золотого века»
русской культуры.
Значительно увеличилось число
учебных заведений, были открыты гимназии, новые военные учили-ща,
универ-ситеты (Создано 5 новых: Дерпт-ский, Казанский, Харьковский,
Виленский, Кие-всеий, Петер-бургский) и технические институты, по-явились
сельские школы. Стало разви-ваться просветительст-во, книгоизда-тельство.
Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году. Однако в целом число грамотных к 1860г.
соста-вило лишь 6 %. Огромный вклад в научную пе-дагогику внес К.Д.
Ушинский.
В 1862г. Н.И.Лобачевс-кий
обосновал теорию пространственной гео-метрии. В 1839г. под Петербургом была
открыта Пулковская обсерватория. Б.С.Якоби разработал основы
гальванопластики, изоб-рел электродвигатель. В.В.Петров открыл электрическую
дугу. Н.Н.Зинин и А.М. Бутлеров развили основы органической химии, по-лучили
красители, души-стые вещества, лекарст-ва. Н.И.Пирогов основал военно-полевую
хирург-ию, стал автором атласа «Топографическая анато-мия». Братья Черепанова
изобрели первый паро-воз. В изучении истории заметную роль сыграли
Т.Н.Грановский и Н.М. Карамзин (12 томник «Истории государства Российского») В
географических откры-тиях прославились И.Ф.Крузерштерн и Ю.Ф.Лисяцкий,
совер-шившие кругосветку. В Январе 1820г. Ф.Ф.Бел-линсгаузен и М.П. Лаптев
открыли Антарктиду.
Основным направ-лением был романтизм,
возник интерес к героическому прош-лому, к показу сильной личности, что
харак-терно для творчества В.А.Жуковского, К.Н. Батюшкова. Прос-лавился
баснописец И.А. Крылов. От рамонтизма начался переход к реализму,
связанному с творчеством А.С. Пуш-кина, К.Ф.Рылеева, М.Ю.Лермонтова, А.С.
Грибоедова, Н.В. Гоголя. Большую роль в создании литератур-ной критики
сыграл В.Г. Белинский. Начинает развиваться творчество И.А.Гончарова, Ф.М.
Достоевского, А.И. Герцена, И.С.Тургенева, А.Н. Островского. Большой
популярностью пользуется журнал «Современник». В 1826, 1828гг. были введены
цензурные уставы. Вообще надо сказать, что именно в начале XIXв.
зарождаются все основные литератерные жанры: повесть, роман, рассказ и др.
В живописи классицизм
получил назва-ние академизма. Бытовой жанр создал А.Г.Венецианов («Жницы»,
«Захарка»), по этой же теме работал П.А. Фе-дотов(«Сватовство майора»).
Всемирно известными стали К.П. Брюлов («Пос-ледний день Помпеи», «Всадница»)
и А.А. Иванов («Явление Христа народу»). Прославились портретисты
О.А.Кипре-нский(«Пушкин»), В.А.Тропинин («Кру-жевница»). В скульптуре
следует отме-тить И.П.Мартоса (памятник Минину и Пожарскому), Б.И. Орловского
(памят-ники Кутузову Барклаю-де-Толли), П.К. Клодта («Укротитель коней»). В театре
прославились М.С.Щепкин, П.С. Мочалов (Малый театр в Москве), В.А.Каратыгин,
А.Е.Мартынов (Асексан-дринский татр в Петербурге). В музыке широкое
распространение получили ро-мансы (А.Е. Варламов, А.Л.Гурилев).
Ос-новоположником русской классической музыки стал М.И. Глинка («Жизнь за
ца-ря», «Руслан и Людмила.»). В архитектуре классицизм три первых
десятилетий XIXв. получил название ампира.Для него
характерны монумен-тальность форм, богатство украшений. Свои творения создают
А.Д.Заха-ров(Адмиралтейство), А.Н. Воронихин (Казанский собор), К.И.Росси
(Михай-ловский дворец, Сенат, Синод и др.) О. Монферран 40 лет возводил
Исаа-киевский собор. В Москве О.И.Бове восстановил здание Большого театра,
создал Малый театр, Манеж, Александ-ровский сад, отстроил город после пожара
1812г.
В начале XIXв.
Быт высшего общества был не особенно разнообразен – балы, званные обеды,
иногда театр, но рядом с дворянином все увереннее себя чувствует разночинец,
придающий духовной жизни страны народный оттенок. С другой сторо-ны процесс
урбанизации, связанный с началом капи-тализма, отор-вал людей от старых
прин-ципов. Меня-лась социаль-ная структура, что всегда сопроваждается ростом
преступности, пьянства, бес-смысленной жестокости.
Российское общество перестало
искать идеал развития в Европе хотя несом-ненна ее принадле-жала ведущая
роль. Россия перестала быть лишь принимающей стороной, копи-рующей чужой
образ жизни. Россия стала претендовать на собственное место в мире,
прислушиваясь к своей вере, к своим обычаям, менталь-ности. Русская
куль-тура стала разви-ваться в постоянном взаимодействии с Европой. Русские
писатели восхища-лись произведениями Байрона и В. Скотта, В Москве и Питере
звучала музыка Бетховена, Личста. Но в это же время русская куль-тура стала
известна европейскому чита-телю и зрителю и начала оказывать вличяние на
культуру других народов.
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.