на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Искусство в период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.)


Реферат: Искусство в период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.)

Искусство в  период  складывания  и  расцвета  феодализма на Руси (X -XVII вв.)

ПЛАН

Вступление.

Архитектура.

          а) Искусство Киевской Руси;

          б) Искусство периода феодальной раздроблен-

              ности;

         в) Искусство   периода   образования   Русского

              Централизованного государства.

Музыка и театр.

Заключение.

ВСТУПЛЕНИЕ

В  период  складывания  и  расцвета  феодализма на Руси (X -XVII вв.)

искусство  формировалось на основе достижений художественной куль-

туры  восточнославянских  племен  и  обитавших  до  них на этих  землях

скифов  и сарматов. Естественно, что  культура каждого племени и  ре-

гиона   имело  свои  самобытные  черты и испытывало влияние  соседних

земель и государств. Особенно ощутимым было влияние  Византии  с мо-

мента  принятия  Русью  христианства (988 г.).  Вместе  с  христианст-

вом  Русь  восприняло  традиции античной, прежде всего греческой, куль-

туры.

Важно  отметить,  что  русское   искусство  периода  средневековья

формировалось  в  борьбе двух  укладов - патриархального и феодального,

и двух  религий- язычества и  христианства. И как следы патриархально-

го  образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной  Ру-

си, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах.

Процесс изживания язычества  был стихийным, но все-таки делались

Попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной

людям. Не  случайно  церкви строились на местах языческих капищ; в нее

проникли  элементы  народного  обожествления  природы  ,а  некоторым

святым стали приписывать роль старых богов.

 Восприняв  от  Византии  христианство, Русь, естественно, воспри-

няла   определенные основы языка культуры. Но эти основы были перера-

ботаны и приобрели  на  Руси свои специфические, глубоко нацтональные формы. «Мы взяли из Византии евангелие и традицию,»- писал А. С. Пуш-

кин. Конечно, как всякое искусство  эпохи средневековья, искусства Древ-

ней Руси следует  определенным  каноном,  прослеживающимся и  в архи-

тектурных  формах, и в  иконографии –в  живописи. Созданы были даже образцы –«прореси,» «подлинники,» лицевые  и  толковые (в первых пока-

зывалась, как  надо  писать,  во  вторых  это  «толковалось,» расказыва-

лось), но  и  следуя  каноном,  и  вопреки  им умело проявить себя богатая творческая  личность художника. Опираясь на вековые традиции восто-

чно –европейского  искусства,  русские  мастера  сумели  создать собст-венное национальное  искусство, обагатить европейскую культуру новы-

ми,  присущими лишь  Руси  формами  храмов,  своеобразными  стенными росписями и  иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмот-

ря на  общность  иконографии и  кажущуюся близость изобразительного языка.

В домонгольскую пору политическим и культурным центром русской

земли был Киев –« мать  городов  русских,» как  назвали  его в  древности

современники,  сравнивая по красоте и значимости с Константинополем.

Росту могущества Киева способствовало его географическое положение

на пересечении  торговых  путей из Скандинавских стран на юг, в Царь –

град, с запада, из  Германии, до  Хорезма. При князе Владимире и его сыне

Ярославе Киевская  Русь стало  сильным  государством, неизвестном ра-

нее восточным славянам. Русское  воинство  держало  в  страхе  и визан-

тийцев, и хазар.  Западные  славяне  искали  с  Русью дружбы, германские императоры  заключали  союзы. Русские  князья  выдавали  своих  дочерей

замуж за иностранных  государей. Так  укрепилось международное поло-

жение Киевской Руси.

            

АРХИТЕКТУРА

Искусство Киевской Руси

 

Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная   черта –монументализм  форм.  Особое  место  в  нем   праву   занимает архитектура. Средневековое русское искусство   определялось   христи-анским  мировоззрением.  До  нас  дошли  далеко  не  все  архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о  еще большем  числе  мы  знаем лишь  по  археологическим  раскопкам  или  по письменным источникам.  Но те, что  сохранились, естественно,  имели

культовое  назначение. Еще в  языческую  пору на Руси была развита ар-хитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древоде-ли». Летописец  оставил  нам  свидетельство,  что до каменной нового-родской Софии на территории  Новгородского  кремля стоял тринадца-тиглавый  деревянный  Софийский   собор,  срубленный  новгородцами  в  конце  Х в.  Вполне  возможно,  что  у  восточных славян были свои дере-вянные  рубленные  храмы  и что эти храмы были многоглавыми. Много-главие,  таким  образом,  было  исконно  национальной  чертой  русского зодчества,  восприняты  затем  искусством  Киевской  Руси.

       С  христианством  на  Русь пришла крестово -купольная форма хра-ма -типичная   для   греко–восточных   православных  стран.  Крестово-купольный  формы  храм –прямоугольный   в плане, четырьмя (или более) столбами   его   интерьер   делится   на    продольные   (по   оси  восток-запад)части –нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба соединяются арками,  поддерживающими  через  паруса  барабан   купо-ла.  Подкупольное  пространство   благодаря   окнам   барабана   залита светом,  Оно  явлется  центром  храма.  Ячейки,  примыкающие к подку-польному  пространству,  перекрыты   цилиндрическими    сводами.  Все  центральное  пространство  храма  в  плане   образует   крест,  отсюда название  системы  подобного храма –крестово-купольный. В восточной стороне   интерьера    размещаются   алтарные   помещения  –  апсиды,  обычно    полукругами   выступающие  на  внешней  стороне; поперечное пространство  в  западной  части  интерьера   называется   притвором,  нартексом. В этой  же западной части на втором ярусе располагаются хоры,  где  находились князь и его приближенные во время богослужения. В  экстерьере  домонгольского  храма  отличительной  чертой является членение   фасада   плоскими вертикальными пиастрами (по –древнерус-ски –лопатками) на прясла.  Полукруглое завершение прясла, форма  ко-торого  определяется  посводным  покрытием,  называется  закомарой.

Наиболее   распространенной   в  строительстве   храмов   техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная –«opus mixtum»

-стены  воздвигали  из  более  тонкого,  чем   современный,   кирпича   –плинфы и камня на разовом известковом растворе –цемянки. На фасаде чередовался  ряд  кирпича  с рядом  цемянки,  и  оттого он казался поло-сатым, что уже само по  себе  было  решением    декоративно й задачи. Часто употреблялась так называемая кладка  с утопленным  рядом : на фасад выходили не  все ряды  кирпичей, а  через один, и розовый слой це-мянки в три раза по толщине превосходил слой кирпича.  Полосы   розо-вой  цемянки  и красного    кирпича  на фасаде,  сложно   профилирован-ные окна и  ниши – все вместе создавало  нарядный , праздничный  облик  здания , иного  декоративного убранства  и  не  требовалось.

От следующего, ХI  столетия  в  Киеве   сохранилось  несколько   па-

мятников, и самый  известный  из  них  - София  Киевская, главный    со-бор,  где происходили церемонии  посажения  на  княжеский  стол  и  по-ставления на  митрополичий  престол,  построенный  сыном  Владимира Ярославом  Мудрым .  Как   говорили  современники,  «Ярослав  завершил то, что начал Владимир.» София   Киевская  как   доказано  современны-ми  исследователями, была построена  по  единому  замыслу в  40-е годы ХI века. Несколько позже возникла  лишь северная башня.

Киевская София -пятинефный, пятиапсидный, 13-куполъный    храм.

Централъный купол, опирающийся на барабан  прорезанный  12  окнами, и 4 менъшие по размеру главы вокруг  него  освещают центральное  про-

странство и главный алтарь, а самые маленькие боковые 8  глав  –боко-

вые пространства и огромные(площадью около 600 кв.м.) хоры. Софийс-

кий храм, как и Десятинная церковь, был обнесен внутренней двухэтаж-

ной галереей –гульбищем.  К сожалению,  Киевская  София  была    пере-строена в XVII в., как многие  русские  храмы на  Украине, в  духе  «укра-инского барокко», в результате чего  исчезла  характерная для нее пира-мидальность, постепенное наращение  масс  от галерей к боковым купо-лам, а от них –к центральному, что определяло облик всего храма.

Как и в Десятинной  церкви,  интерьер Софии  Киевской  был необы-чайно богат и живописен:  хорошо  освещенные алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены  мозаикой;  столбы нефов, более темные боковые  помещения  под хорами, стены –фесками. Полы были также мозаичные или из шифера. Особой красотой отлича-лись алтарные преграды и решетки хоров: по  византийскому     обычаю они были каменными, тончайшей резьбы.

Из мозаик в куполе сохранилось центральное погрудное изображение        

величавого и строгого Христа –Вседержителя,  главы  «Церкви     небес-

ной», в лиловом хитоне и голубом плаще. Вокруг  центрального    медаль-она в куполе были изображены четыре  архангела,  из  которых сохрани-нись наполовину фигура северного  архангела в голубом хитоне.  В  бара-бане из 12 апостолов в простенках окон сохранился один  апостол Павел в белой одежде (верхняя часть фигуры). На  парусах, из четырех еванге-листов, сохранился один  –евангелист  Марк  (на  юго-западном  парусе). Все остальные изображения купола и барабана погибли и  заменены  ма-сляной живописью на  новом  грунте.  Мозаики  центральной апсиды со-хранились значительно лучше.  В своде апсиды изображена     торжест-венная фигура богоматери в синей одежде с молитвенно поднятыми ру-ками. Ниже, во  втором  ярусе , находится  символическая    композиция «причищения апостолов».   Апостолы   представлены  идущими справа и слева к центру, где изображен престол с киворием и   два  раза повторя-ется изображение  Христа с  ангелом.   В третье нижнем ярусе, стоят в рост отцы церкви. От их изображений уцелели   только верхние части фигур  и  лица    (Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский и др.).

Все изображения купола и  апсиды  носят   монументальный   харак-тер. Формы их  обобщены,  границы формы  резко  обозначены контура-ми. Фигуры  тяжеловесные,  коренастые  и  большеголовые,    движения скованы и однообразны. Лица в большинстве случаев отличаются услов-ностью и  схематизмом,  исключение  представляют лица отцов церкви, выразительные и яркие по  типам.  Особенно  характерно  лицо   Иоанна Златоуста –умное,  энергичное,  худощавое, с острыми чертами     -лицо фанатика, проповедника аскетизма и строгой нравственности.  Совсем в другом роде  лицо Василия   Великого,   со   спокойными,   уверенными и строгими чертами. Лица  отцов  церкви  выделяются более живописной моделировкой. На арке, у входа и алтарь, размещены мозаичные  изобра-жения архангела Гавриила (слева) и  Марии с веретеном –справа (компо-зиция «Благовещение»).Образ Марии носит античные черты. На сводах в ме-дальонах -погрудные изображения святых (из 40 сохранились толь-ко 15 ).

Мозаики купола и алтаря, за исключением фигур отцов  церкви,   вы-полнены  в светлой гамме, с преобладанием синих, белых, голубых и лило-вых    тонов   с   цветными тенями – серо-фиолетовыми,  серо-зелеными    и  т. д.  Мозаика   сводов  и  фигуры  отцов  церкви  отличаются  более темной  гаммой  ( темно -зеленых  , темно -красных,  синих   тонов ).  Прозрачные  сверкающие   мозаики   на   мерцающем    золотом     фоне производили   впечатление  необычайной  пышности  и  богатства.

Мозаики выложены по сырой штукатурке из стеклянных и   камен-ных кубиков неправильной формы, различной величины  и  цветов  –про-зрачных (глаза, одежда) и непрозрачных, матовых (тело).

Время выполнения мозаик и фресок центральной части киевской Со-фии точно не установлено,  но  наиболее приемлема их дотировка  1044-1046 гг. Фрески пределов  галерей  выполнены  во  второй  половине    ХI  века.

Фрески киевской Софии были покрыты до последнего времени ма-лярными записями. Их расчистка началась в 1936 году. Расчищенные фрески (живопись по сырой штукатурке), занимающие нижний ярус центрального и боковых  нефов и боковые апсиды, выполненные различ-ными художниками с различным мастерством, в ряде случаев поража-ют  выразительностью и яркостью характеристик. Особенный инте-   рес представляет  апостол Павел (северный неф) –тип античного фило-софа  и мыслителя, отличающийся исключительной психологической  и

эмоциональной  трактовкой.

Кроме многочисленных святых, в центральной части киевской  Со-

фии были изображены и евангельские сцены, погибшие почти целиком.

На южной стене Киевской Софии сохранился коллективный порт-рет женской половины семьи Ярослава, идущей в торжественной про-цессии. Фигуры самого Ярослава на западной стене и его сыновей – на

северной не сохранились (кроме фрагментов лиц двух младших сыновей).

Изображения жены Ярослава Ингигерды –Ирины и его дочерей Елизаве-

ты, Анастасии и Анны в рост, сохранились довольно хорошо и предста-

вляют древнейший образ портрета в русской живописи. Их костюмы

переданы довольно точно, лица, несмотря на условность, носят индиви-

дуальные черты.

Боковые пределы посвящены апостолам Петру и Павлу, архангелу Михаилу, Иоакиму и Анне, св. Георгию.

На стенах двух башен киевской Софии сохранились редкие образцы

светской живописи конца XI –начала XII в. Башни служили входом на

хоры, где собиралась придворная знать и сам князь со своей семьей. Рос-

писи имели дворцовый характер –это были сцены охоты, травли зверей,

конские состязания, изображения скоморохов, музыкантов, акробатов,

цирковых состязаний в Константинополе и т. д. Исследователи предпо-

лагают, что часть изображений отражала киевский придворный быт

(охота на медведя, скоморохи, музыканты и т. д.). Такие стенописи, по

видимому, покрывали стены киевских княжеских дворцов, от декорации

которых ничего не сохранилось.

Русские мастера наряду с греками принимали участие в украшении     

киевской Софии мозаиками и фресками.

Те же мастера, что строили Софию Киевскую, принимали участие

в строительстве Софийского собора в Новгороде, сооруженного в 1045-

1050 гг. при князе Владимире Ярославиче в центре кремля. Но новгородс-

кая София проще и лаконичнее по своим формам, как бы сродни новго-

родскому духу. Это 5-, а не 13-купольный, пятинефный храм, с широкой

галереей и лишь одной лестничной башней. Строже и монолитнее не только ее экстерьер, скромнее его убранство, в котором не было ни мо-

заик, ни мрамора, ни шифера. Иной и строительный материал: вместо

тонкой изящной плинфы используется местный грубый известняк. Кир-

пич использован лишь в сводах и арках.

Фресковых росписей XIв. до нас  дошло немного. В Новгородской Со-

фии почти не сохранилось изначальной живописи. Фигуры пророков в

куполе, торжественно –спокойные, с огромными печальными глазами,

исполнены в лучших киевских традициях, но уже в начале XIIв. На них роскошные одежды: пурпурные, золотые и желтые плащи, голубые и красные хитоны, головные уборы украшены драгоценными камнями, -но

образы от этого не теряют своей суровости.

В редкой технике «al secco» («по –сухому», т.е. по сухой штукатур-

ке, на тончайшей известковой подмазке), с графическим изяществом

фигуры Константина и Елены в Мартирьевской паперти Новгородской

Софии. Плоскостно–линейная трактовка формы отличает их от фигур

пророков.

Искусство Киевской Руси уже в XI в. начинает отходить от визан-

тийских образов и, опираясь на традиции местного народного твор-

чества, приобретает новое содержание и своеобразие формы вераже-

ния.

Блестящим примером самобытного решения архитектурного обра-за  является киевская София с ее динамичной пирамидальной компози-цией. В живописи черты самобытности выражены не так ярко, но их  можно отметить  и в отдельных фресках второй половины  ХI века   в  киевской Софии  ( неизвестная святая, с русским типом округлого лица и мягким добрым взглядом ), и в мозаиках Дмитриевского собора в лицах апостолов ( апостол Павел, с задушевным выражением лица и прекрас-но  переданным славянским типом ).

Если блестящие  памятники Киевского  монументального искус-ства, выполненные по заказу великих князей. Выделялись  грандиоз-ностью своих масштабов, то искусство горожан, ремесленни-ков и крестьян нашло отражение частично и миниатюре ( изображе-ние девы и стрельца на полях «Изборника Святослава» 1073 год) и в прикладном искусстве.

Искусство Киевской Руси имело грандиозное значение для дальней-шего развития художественной культуры русского народа и братских народов – украинского и белорусского.

Искусство периода феодальной

раздробленности

       Во второй половине XI в. в древнерусском государстве растут силы,

разрушающие его территориальное и политическое единство. Распад 

древнерусского государства явился результатом роста крупного земле-

владения, политического усиления крупных землевладельцев – феодалов,

а также экономического развития городов, ставших новыми центрами

отдельных частей древнерусского государства и стремившихся к поли-

тической самостоятельности. Усиление местных связей, при относи-

тельной слабости связей общественных, с конца XI –начала XII в. приве-

ло к раздроблению единого государства на ряд отдельных феодальных

княжеств. В течение XII в. углубляется процесс феодального дробления, сопровождаемый постоянными усобицами князей. Киев теряет значе-ние главного города страны.  Пути мировой торговли меняют свое на-правление и начинают проходить мимо него. Растут и богатеют новые  города – центры феодальных княжеств ( Владимир, Галич, Смоленск и д.р. ). В этих городах вырастают княжеские замки, боярские усадьбы, храмы и монастыри. Политически самостоятельные и экономически   замкнутые  феодальные княжества ХII века развиваются в различных  условиях, при различных культурно – хозяйственных связях  с другими народами. Единый процесс развития русской культуры и искусства  на-чинает распадаться на ряд самостоятельных областных течений. Од-нако эпоха феодальной раздробленности не была временем упадка. Это   был период нового подъема экономики и культуры в различных областях Русской земли.

В борьбе за свою независимость каждый город стремился выразить   свою силу и значение в памятниках архитектуры и живописи. Своеобра-зие областных культур в эпоху феодальной раздробленности заключа-ется в том, что они сочетают общую основу – киевские художествен-ные традиции с местными особенностями.

В ХII веке получает распространение тип небольшого храма,кото-рый приходит на смену монументальным княжеским сооружениям, изменяется строительный материал и художественные приемы. Сравнение архитектурных сооружений  и произведений живописи Новгорода и Владимира ярко показывает общие черты и своеобразные особенности местных художественных школ.

Новгород, входивший в состав Киевского государства, упорно борол-ся  за свою независимость; с 30 – х годов ХII века он окончательно осво-бодился от подчинения киевскому князю и превратился  в вечевую республику аристократического типа.

В первой четверти ХII века новгородские князья переселяются из Кремля  и пытаются противопоставить потерянному ими Софийскому собору новые монументальные сооружения. В начале ХII века новгород-ский князь Мстислав  построил на Торговой стороне храм Николы  на   Ярославском дворище ( 1113 г.). Этот собор повторял план киевских со-боров конца ХI  - начала ХII веков и представлял шестистолпное соору-жение с пятью главами ( сейчас он имеет одну главу ). Его внешний облик отличается простотой, строгие фасады, расчлененные лопатка-ми, украшены плоскими двухступенчатыми нишами. Внутри  Николо – Дворищенский собор имел хоры в форме буквы «П» и был выстроен из   плиты и кирпича.

В 1117 – 1119 гг. был выстроен более своеобразный собор Антони –ева монастыря, сильно искаженный впоследствии пристройками и пере-делками ( ровые большие окна, увеличение размеров глав, уничтожение позакомарного покрытия и т. д.).Этот собор имел много общего  с Ни-коло – Дворищенским  собором. Его особенностью является цилиндрическая лестничная башня у северо– западного угла и живопис-ная ассиметричная   группа из трех глав, из которых одна расположена  в центре, вторая – башней, а третья над противоположным юго-запад-ным углом собора.

В начале ХII века в Новгороде был основан Юрьев монастырь. В 1119 году в нем был заложен Георгиевский собор, но размером и худо-

жественным качеством занявший значительное место в Новгороде.

Строил его, по сведениям новгородской летописи, русский мастер Петр, которому приписывают постройку и предыдущих соборов (Ни-

коло –Дворищенского и Антониева монастыря). Этот собор был также

шестистолпный, с позакомарным покрытием и хорами в западной час-

ти. Квадратная башня с западной стороны органически слита с массив-

ной главной частью собора, завершенного тремя главами. Фасады его

расчленены мощными лопатками, выражающими внутреннюю струк-

туру сооружения. Три могучие апсиды заверщают здание с востока. Стены собора были украшены поясом двухступенчатых ниш, чередую-

щихся с поясами окон. Георгиевский собор представляет мощное моно-

литное сооружение, отличаещееся большой художественной вырази-

тельностью, лаконизмом форм и строгостью пропорций. В величавой простоте этого собора нашли яркое отражение местные особенности

новгородской культуры. Во второй четверти и во второй половине XIIв.

новгородские князья строили очень мало. Они чувствовали себя непроч-

но в Новгороде и не стремились к многолетним и дорогим сооружениям.

Во второй половине XII в. вместо шестистолпных соборов, в Новго-

роде, так же как и в дркгих русских областях, начинают строить не-

большие четырехстолпные церкви, причем круг «строителей» расширя-

ется (бояре, новгородский архиепископ и т.д.). К сожалению, ранних па-

мятников этого типа в Новгороде не осталось, за исключением церкви

Благовещения на Аркаже 1179 г., выстроенная князем Ярославом Влади-

Мировичем. Это –маленькая, одноглавая церковь, с тремя апсидами, из

Которых две боковые сильно понижены по сравнению с центральным и

позакомарным покрытием. Узкий щелевидный ход в толще западной

стены вел на хоры в западной части храма. Углы хоров были заняты небольшими приделами. Сложенная из камня и кирпича, с толстыми и неровными стенами, расчлененными лопатками, церковь не отличалась

четкостью и правильностью линий и форм. Несмотря на большие ра-змеры, церковь Спаса –Нередицы производила впечатление монумен-

тального сооружения благодаря строгости пропоций и лаконичности

архитектурного решения.

С конца XI в. растет новый город Владимир, ставший в XII в. поли-

тическим центром Ростово Суздальского княжества, получившего на-

звание Владимиро-Суздальского. Первой постройкой при князе Бого-

любском был Успенский собор во Владимире (1158 –1161 гг.), занимав-

ший центральное место в городе и сгоревший в 1185 г. Собор был бога-

то украшен иконами, церковными сосудами и тканями. Он был трех-

нефный, шестистолпный и имел одну главу. Храм был покрыт по зако-

марам, стены его были расчленены сложными пилястами (сочетание

Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.