на тему рефераты
 
Главная | Карта сайта
на тему рефераты
РАЗДЕЛЫ

на тему рефераты
ПАРТНЕРЫ

на тему рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

на тему рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Восточнославянские дуалистические легенды о сотворении мира


Подумал, подумал черт, да и согласился. Бог взял от него пчелу, дунул на нее, и стала она маткой. Запела матка, зазвенела и стала подыматься вверх: пчелы все поднялись за ней да и улетели. Вот черт и остался ни с чем, а у Бога – и мед и воск»[56][55].

Три приведенные легенды повествуют о возникновении дома, медведя и пчел; во всех трех случаях сотворение происходит согласно одному и тому же алгоритму:

1) в сотворении участвуют два «Творца» - «Белый бог» и «Черный бог»;

2) начинает сотворение «Черный бог», он производит «материальную оболочку» предмета (дом без окон, тело медведя, пчел, не организованных в рой);

3) на втором этапе сотворения «Белый бог» доделывает объект, созданный «Черным богом» (прорубает окна в доме, одушевляет медведя, создает пчелиную матку и, соответственно, рой).

Стоит добавить, что приведенный выше алгоритм встречается во многих произведениях славянского фольклора. Широкая распространенность говорит в пользу его древности, видимо, мы имеем здесь дело с типовым этиологическим сценарием.

Вероятно, сюжет, согласно которому «Черный бог» создает тело человека, а «Белый бог» - его душу, является исходным. Однако, вследствие длительной фольклорной трансформации, сложилось достаточно много вариантов этого сюжета. Так, существуют варианты, согласно которым «Белый бог» производит тело человека, а «Черный бог» - душу.

В целом насчитывается не менее 20 записей легенд, в которых один из творцов делает тело человека, а второй – вкладывает в него душу. Эти легенды у восточных славян имеют широкую географию распространения (Русский Север, средняя полоса России, русский юг, Белоруссия, Украина; встречаются записи у нерусского населения, живущего на территории России) и, по-видимому, имеют восточнославянское происхождение.

Существуют варианты легенды, согласно которым тело первого человека сотворил «Белый бог» и он же вложил в него душу, «Черный бог» при этом пытался испортить творение «Белого бога». Сатана истыкал сотворенное Богом тело человека, наделал в нем дыр, нанеся ему 70 ран или 41 рану. Распространен вариант, в котором Сатана оплевал тело человека, измазал его грязью, а Бог, чтобы исправить причиненный вред, выворачивает тело человека всем нечистым внутрь.

В южных записях версии мы иногда находим мотив оплевания тела первого человека «Черным богом» не для того, чтобы навредить ему, а чтобы его оживить: Сатана вылепил тело человека из земли и стал на него плевать, чтобы оживить, — у него ничего не получилось, тогда Бог вывернул человека нечистым внутрь и оживил.

Легенды о сотворении человека часто сопровождаются мотивом собаки-сторожа, которую Сатана, напустив холод, соблазняет — обещает ей теплую шерсть, чтобы она подпустила его к телу человека. В более поздних вариантах подобных рассказов в роли караульщика вместо собаки может выступать архангел Михаил, который не доглядел и человека, вылепленного сначала из пшеничного теста, съела собака. Мотив собаки-сторожа присутствует у русских, но отсутствует у украинцев и белорусов.

Легенды, в которых «Черный бог» пытается испортить человека, сотворенного «Белым богом», имеют, в основном, книжное происхождение.

Сюжету о творении первого человека сопутствует повествование об его дальнейшей судьбе. Это достаточно многочисленные в восточнославянской традиции (более 20 записей) рассказы о грехопадении первых людей библейского происхождения, сопровождаемые часто “неканоническими” подробностями и мотивами.

Часто встречается сюжет о рукописании Адама: дьявол, объявив землю своей, берет с Адама рукописание в том, что все люди после смерти будут принадлежать дьяволу. Мотив «рукописания Адама» более свойственен южным областям распространения славян и, предположительно, имеет своим источником книжные тексты болгарского происхождения.

Что касается материала для творения человека, то в большинстве случаев для этого служит просто земля (песок, глина, грязь). В некоторых южных записях присутствует мотив творения тела человека первоначально из пшеничного теста, но оно оказывается съеденным собакой, тогда приходится лепить тело человека повторно, уже из глины. Также в южных вариантах присутствует мотив “высушивания” вылепленного тела человека.

Тот факт, что тело человека слеплено из земли, приводит к важному мифологическому выводу:

«Земля матерью называется по той причине, что первый человек Адам взят из земли»[57][56].

В некоторых вариантах человек создается из нескольких частей-стихий. Так, тело человека происходит от земли, кости — от камня, очи — от моря, мысль — от скорости ангельской, душа и дыхание — от ветра, разум — от облаков, кровь — от росы и от солнца. Например: «Волосы взял от травы, кости — от камня, тело — от земли”[58][57].

Этот мотив перекликается с космогоническим «Стихом о Голубиной книге», с апокрифическими текстами и восходит к индоевропейским представлениям о сходстве человеческого тела и Вселенной.

Примеры текстов дуалистических легенд о сотворении мира

Легенды о миротворении, записываемые этнографами, включают в себя по нескольку перечисленных сюжетов. В качестве примера приведем следующий текст.

«Было время, когда не было ни земли, ни неба, а была одна вода. И спустился Саваоф на землю и спросил: «Кто зде е?» И откликнулся сатана и рек: «Я зде е». И спросил Саваоф сатану: «Есть ли где земля, не видал ли?» — «Есть на дне моря», — отвечал сатана. «Сходи же на дно моря и достань земли».

Обернулся сатана гоголем, нырнул на дно морское и в рот земли напихал. Но поколь оттоль воздымался, водой размыло землю, и он вынурнул ни с чем.

Саваоф послал его другожды. Но и на другой раз то же случилось. Стыдно стало сатане, а Саваоф его укоряет и говорит:

«Немощен, брат, ты. Иди в третий раз, да вот на дне морском увидишь икону — деву с младенцем, на камени стоящу; благословись у младеня и тогда возьми земли».

Нырнул сатана в третий раз: сделал так, как велел ему Саваоф, и принес земли. Взял Саваоф эту землю и рассеял в восточную сторону, и стала чудная, прекрасная земля. И спросил Саваоф сатану: «Вся ли тут земля?» — «Вся», — сказал сатана, а сам держит частицу за щекой. А земля за щекой стала расти-прибывать, а щеку стало раздувать.

Видит сатана, что не обмануть ему Саваофа: взял да рассеял ту землю в северную сторону, и стала тут земля холодная, каменистая и нехлебородная.

И задумал Саваоф создать себе полки воинов, дал сатане молот в руки и велел бить в каменную гору правой рукой, а сам пошел на восток рай насаждать. Богов товарищ начал молотом в камень бить, из каменя воины светлы начали выскакивать да на восток Богу кланяться; бил до того, что рука устала, попробовал бить левой рукой. Лишь только ударил, выскочил черный черт да и поклонился молотобойцу. Смекнул сатана, в чем дело, да и давай левой рукой колотить; до того бил, что чуть-чуть со светлыми полками не сравнялся.

Той порой Саваоф дело своего сделал и пришел к сатане. Пришел и видит: дело плохо. Что делать? Взял, скорей зааминил. Перестали выскакивать силы нечистые, а стал выскакивать только огонь, как и теперь бывает при ударе железом о камень.

Возгорчился Саваоф и задумал разделаться с товарищем. Но тот не то и говорит: стал хвастаться силы богачеством. Пошло на раздор: Саваоф построил небо, а сатана другое — выше того; Саваоф построил еще небо, а сатана выше того. Сделали они по семи небес, а сатана все выше забирается. Зааминил скорей Саваоф и велел Михаилу-архангелу столкнуть сатану на землю со всеми его небесами и со всей его силой невидимой. Пошел архангел Михаил, а тот и на версту не допустил его к себе. Саваоф послал его другожды, но сатана отогнал еще дальше. Стал посылать его Саваоф третий раз, но он отвечал: «Боюсь Господа опалить».

Тогда Саваоф сказал Михаилу-архангелу: «Опустись ты на землю к Черному морю, увидишь на берегу икону, деву с младенцем; благословись у младеня и ступай на сатану». Сделал архангел по слову Господню, столкнул сатану с неба, опроверг небеса и всю силу его, и валилось сатанинской силы, аки мелкого дождя, шесть недель. Много пало ее на землю, а больше того осталось на воздусех»[59][58].

Приведем также один из вариантов книжного текста XVI-XVII века - «Апокрифа о Тивериадском море», повествующего о Сотворении мира и перекликающегося с фольклорными мифологическими сюжетами. Данный текст, скорее всего, имеет севернорусское происхождение.

«Егда не бысть неба, ни земли, и тогда бысть одно море Тивериадское, а берегов у него не было.

И сниде Господь по воздуху на море Тивериадское и виде на море гоголя плывуща. А тот гоголь – Сотанаил, зарос во пени морской.

И рече Господь Сотанаилу, аки не ведая его.

- Кто еси?

И рече Сотанаил:

- Аз есми Бог.

- А меня како наречеши?

И отвеща Сотанаил:

- А ты Богъ Богом и Господь господствующем.

Аще бы Сотонаил не то слово рек Господу, и Господь бы его тут же искоренил на мори Тивириадском.

И рече Господь:

- Сотонаиле! Понырися в море и вынеси земли и кремень.

И взя Господь землю и песок, разсея по морю Тивириадскому и рече: «Буди на море земли толъста и пространна».

И възя Господь у Сотонаила кремень и преломи его наполы. И в правой руке остави Господь у себя, а в левой отдал Господь Сотонаилу.

И взя Господь посох и нача бити кремень.

И рече: «Вылети из него, кремени, ангели и архангели по образу моему и по подобию и безплотнии».

И почали от того кремени вылетати силы огненъныя. И сотвори Господь ангелы и архангелы и вся девять чинов.

И виде Сотонаил, что сотворил Господь, и почал тот кремень бити, что дал ему Господь из левыя руки. И почали у Сотонаилу вылетати ангелы его, Сотонаиловы, себе сотвори силу великую.

И сотвори Господь (Михаила) началником надо всеми чиньми ангельскими…

Прииде Господь в девяты чин. И виде Сотонаил, яко от Бога поидосте и от всех ангелы славим, и помыслы быти равен Богу.

И помысли своею гордостью: «Поставлю престол на облацех и буду подобен Вышнему».

И ведая Господь мысль его лукавую, и восхоте вергнути его на землю со всею его силою лукавою. И посла Господь Михайла к Сотонаилу.

И прииде Михайл, и попали Михаила от Сотонаила огнь.

И прииде Михаил ко Господу:

- Сего сотворил, еже еси мне велил, огнь меня попалил от Сотонаила.

И Господь Михаила постриже в черньцы, и нарече имя ему Михаил, и Сотонаила нарече Сотона.

Понеже посла Господь ангела своего Михаилу, повеле Сотонаила ударить скипетром и вергнути его на землю со всею его силою лукавою.

Отнася от Сотонаила и дает Господь илъ Михаилу и отом наречеся Михаил архангел, а Сотонаил – Сотона.

И поста Господь Михаила к Сотоне, и еще не допустил Сотона Михаила до престола своего, и бысть поскомлен [посхимлен].

И прииде Михайло архангел, и удари скипетром Сотону, и порази его на землю со всею его силою.

И шли силы три дни и три нощи, аки кпали дождевыя.

И в третий день сотвориша ангельскии собор, и постави Господь над всеми силами енгельскими Михаила архангела, и рекоша ангели, и затвориша на Бога [небеса].

Коево где огнь застал, иново в горах, иных в пропастех, по воздуху летящих, а иных рукою или ногою [о]блага плавает: где коево застал, тут и до сего дни пребывает.

И потом сотвори Господь рай на востоце. И помысли Господь сотвори первозданного человека Адама и сотвори тело его от седми частей: от земли – тело, от камени - кости, от моря – кровь, от солнца – очи, от облака – мысли, от ветра – дыхание, от огня – теплота.

И поиде Господь на небеса ко Отцу своему по душу Адама.

Сотона же не ведая, что сотворити ему, истыка тело Адамово персты.

И прииде Господь к своему созданию, к телу Адамову, и виде тело, истыкано все.

И рече Господь:

- О, диаволе, како еси смел, над моим созданием тако сотворити?

И отвеща диавол:

- Господи, аще тя кой человек чьгънет, что заболит, и тот да тебя помянет.

И Господь повороти Адама внутр ранами.

И оттоле зачатся болезнь. Сотона сотворил, аще у кого заболит, и тот да воздохнет: «Ох, ох, Господи, помилуй».

Ожи Господь Адама.

И дает ему область в раю, над всеми пътицами, и зверьми, и скоты».

<Далее следуют рассказы о грехопадении Адама и Евы и изгнании их из рая, о рукописании, данном Сатане Адамом, о Каине и Авеле, о смерти Адама, пришествии Христа>[60][59].

Новая запись дуалистической легенды о сотворении человека

В конце лета 2000 года в Западной Сибири мне довелось записать еще один текст легенды о сотворении человека.

«Я слышал длинное предание о Боге и Черте. Расскажу содержание. Бог и черт парились в бане (видимо, близкие они были друг другу). Черт выкинул мочалку (видимо, одной мылись) и создал из нее землю (мочалка упала в воду). Далее они попеременно создают что-то. Потом черт плюнул, из его плевка появился человек. Снова они действуют попеременно: Бог создал закон, правила, а черт – карты, водку и прочее. Когда стали спорить, кому достанется человек, – тело осталось черту, а душа – Богу. Далее описывалась жизнь этого человека, закончившаяся в монастыре»[61][60].

К сожалению, мне не удалось сделать магнитофонную запись этого сообщения – во время беседы рассказчик попросил выключить диктофон. Данный текст приводится по записи, занесенной в тетрадь через три часа после беседы. Впоследствии мы с рассказчиком обсуждали эту легенду, но рассказчик не припомнил ничего нового.

Рассказчик – человек образованный, однако он подчеркнул, что данное предание знает не из книг, а «от стариков».

Рассказчик настаивал на русском происхождении легенды, обосновывая это тем, что в округе исконно живет только русское население.

Текст приводимой здесь легенды примечателен тем, что перекликается со знаменитым отрывком из «Повести временных лет», содержащим аналогичный мифологический сюжет:

“Бог мывся в мовнице и, вспотев, отреся ветхом, и сверже с небеси на землю; и распреся сатана с Богом, кому в нем сотворить человека. И сотвори диавол человека, а Бог душу в он вложил; тем же аще умрет человек, в землю идет тело, а душа к Богу идет.” [62][61]

Особенно стоит указать на наличие в тексте записанной нами легенды бани, в которой моются два мифологических демиурга – Бог и Черт. Упоминания бани нет ни в одном другом фольклорном тексте, излагающем данный сюжет – оно присутствует только в приведенном здесь тексте и в «Повести временных лет».

[63][1] Иванов В.В. Дуалистические мифы / Мифы народов мира. М., 1991. Т. 1. С. 408-409.

[64][2] Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха. Вып. 5. Гл. XI.

[65][3] Крон Ю. Дуалистические поверья о мироздании // Сб. ОРЯС. СПб., 1889. Т. 46. № 6. С. 4.

[66][4] Драгоманов М. Забележки върху славянските религиозно-етически легенди // Сборник за народни умотворения, наука и книжнина. София, 1892. Кн. 8. С. 276-281.

[67][5] Коробка Н. Образ птицы, творящей мир, в русской народной поэзии и письменности // Изв. ОРЯС. СПб., 1909. Т. 14. Кн. 4. (Далее – Коробка.) С. 191-192.

[68][6] Путилов Б.Н. Экскурсы в историю и теорию славянского эпоса. СПб., 1999. С. 107.

[69][7] Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964. С. 275.

[70][8] Здесь и далее все статистические данные, касающиеся легенд о дуалистическом миротворении, приводятся по монографии В.С. Кузнецовой.

[71][9] Порода птиц, упоминаемых в легендах, в значительной степени зависит от того, какие птицы водятся в данной местности. См.: Беляев М.В. Происхождение народных легенд о миротворении // Изв. Азербайдж. университета. Серия общественных наук. 1925. Т. 4/5. С. 69.

[72][10] Бурцев А.Е. Полное собрание этнографических трудов. Т. 7. СПб., 1911. (Далее – Бурцев-2.) С. 134.

[73][11] Рассказчик пытается совместить образ Титана с более архаичным образом орнитоморфного «Творца» (птицы-гоголя).

[74][12] О том свете и об этом. Рассказы Саратовского Поволжья. Из записей крестьянина Гавр. Кирил. Заварицкого // Этнографическое обозрение. 1916. № 1-2. (Далее – Заварницкий.) С. 67.

[75][13] Ширский А.А. Из легенд Ветлужского края // Труды Костромского научного общества по изучению местного края, вып. 29. (Третий этнографический сборник). Кострома, 1923. С. 6.

[76][14] Цит. по: Ончуков Н.Е. Неизданные сказки из собрания Н.Е. Ончукова. СПб., Алетейя. 1998.

[77][15] Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. М., 1994. С. 458-462.

[78][16] Буслаев Ф.И. Русские народные песни, собранные П.И. Якушкиным. Предисловие // Тихонравов Н.С. Летописи русской литературы и древности, издаваемые Николаем Тихонравовым. Т. I. М., 1859. Отд. 2. С. 100.

[79][17] Легенди та перескази / Упоряд. та прим. А.Л. Иоaнiдi. Киев, 1985. (Далее – Иоаниди.) C. 39.

[80][18] Иоаниди. С. 39.

[81][19] См.: Коробка. С. 191-192.

[82][20] Видимо, опечатка. Надо читать «начали» - Д.У.

[83][21] Коробка. С. 106.

[84][22] Головацкий О.Я. Народные песни Галицкой и Угорской Руси. Ч. II. Обрядные песни: колядки, ладкания, крестины и щедровки // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском Университете. 1864. Кн. 1. С. 5. (№ 7)

[85][23] Цит по: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1868. Т.2. С. 466.

[86][24] Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988. С. 590.

[87][25] Бурцев А.Е. Полное собрание этнографических трудов. Т. 6. СПб., 1910. (Далее – Бурцев-1.) С. 121.

[88][26] Бурцев-2. С. 134.

[89][27] Бурцев-2. С. 35.

[90][28] Бурцев-2. С. 134.

[91][29] Фольклор Приангарья / Пред. и публ. Запорожца В.В. // Живая старина. № 2. 2000. С. 48.

[92][30] Барсов Е.В. Народные предания о миротворении // Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1886. Кн.4. Отд. 4. С. 1-2.

[93][31] Заварницкий. С. 70-71.

[94][32] Даль В.И. Пословицы русского народа: в 2 т. М., 1985. Т. 2. С. 348.

[95][33] Добровольский В.Н. Смоленский этнографический сборник. Ч. 1. СПб., 1891. № 4. С. 227.

[96][34] Галицько-руськi народнi легенди. Т. 1. Збiр. Володимир Гнатюк // Етнографiчний збiрник. Львiв, 1902. Т. 12. (Далее – Гнатюк-1.) С. 5-8. № 2Б.

[97][35] Гнатюк-1. С. 220. № 384.

[98][36] Бурцев-1. С. 121.

[99][37] Бурцев-2. С. 35-37.

[100][38] Бурцев-2. С. 119.

[101][39] Бурцев-2. С. 135.

[102][40] См.: Ис. 14:12-14, Откр. 12:7-9, Мф. 25:41, 2 Пет. 2:4, 1 Кор. 6:3, Иуд. 6.

[103][41] Фольклор Приангарья / Пред. и публ. Запорожца В.В. // Живая старина. № 2. 2000. С. 48.

[104][42] Морозов И.А., Толстой Н.И. Бить // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под общей ред. Н.И. Толстого. Т. 1. М., 1995. С. 177-180.

[105][43] Кузнецова. С. 87-88.

[106][44] Белова О.В. Великан / Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под общей ред. Н.И. Толстого. Т. 1. М., 1995. С. 301-302.

[107][45] Шейн. С. 340-341.

[108][46] Повесть временных лет. С. 318.

[109][47] Помимо приведенных ниже записей, см.: Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-русский край, снаряженной Русским географическим обществом. Юго-западный отдел. Материалы и исследования, собранные П.П. Чубинским. СПб., 1872. Т.1. С. 145. Радченко К.Ф. Этюды по богомильству. Народные космогонические легенды славян в их отношении к богомильству // Изв. ОРЯС (Отделение русского языка и словесности академии наук)), СПб., 1910. Т. 15, кн. 4. С. 74-76. Галицько-руськi народнi легенди. Т. 2. Збiр. Володимир Гнатюк // Етнографiчний збiрник. Львiв, 1902. Т. 13. (Далее – Гнатюк-2.) С. 222. № 388

[110][48] Фольклор Приангарья / Пред. и публ. Запорожца В.В. // Живая старина. № 2. 2000. С. 47-48.

[111][49] Воспр. по: Зеленин Д.К. Описание рукописей Ученого архива имп. Русского географического общества. Пг., 1914. Вып. 2. С. 675-676.

[112][50] Матерiяли до гуцульської демонологiї. Записав у Зеленици Надвiрнякського повiта 1907-1908 Антiн Онищук // Матерiяли до української етнольогiї. Львiв, 1909. Т. 11. Ч. 2. С. 66.

[113][51] Вольтер Э., Вукичевич М.М. Сербская легенда о двух царствах – Божьем и Дьявола // ЖС. 1915. Вып. 1-2. С. 101-114. (перевод)

[52] Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха. Вып. 5. Гл. XI. Дуалистические поверия о мироздании // Сб. ОРЯС. СПб., 1889. Т. 46. С. 10-11.

[114][53] Гнатюк-2. С. 222. № 386.

[115][54] Традиционный фольклор Новгородской области. Сказки. Легенды. Предания. Былички. Заговоры. По записям 1963-1999 г. СПб., 2001. (Серия «Памятники русского фольклора») С. 196. (№ 136)

[116][55] Шейн. С. 353-354.

[117][56] Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранные П.С. Ефименком, д. чл. Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при Московском Университете. Т. 1. М., 1877. С. 186.

[118][57] Зеленин. Вып. 1. С. 263.

[119][58] Барсов Е.В. Народные предания о миротворении // Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1886. Кн.4. Отд. 4. С. 1-2.

[120][59] Кузнецова В.С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Новосибирск: Издательство СО РАН НИЦ ОИГГМ, 1998. С. 32-41.

[121][60] Информант – Арефьев Сергей Игоревич. Рожд. 1964 г. Курганская обл., Белозерский р-н, д. Першино. Запись сделана 26.08.2001. Коренной житель.

[122][61] Повесть временных лет. С. 318.



Страницы: 1, 2, 3


на тему рефераты
НОВОСТИ на тему рефераты
на тему рефераты
ВХОД на тему рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

на тему рефераты    
на тему рефераты
ТЕГИ на тему рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.